УДК 340; 341.213.5
Валентина Владимировна Елистратова, доцент кафедры теории государства и права Саратовской государственной юридической академии,
кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Valentina Vladimirovna Elistratova, the associate professor of the theory of state and law department of the Saratov state law academy, candidate of law
ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА В ИССЛЕДОВАНИИ ПРОБЛЕМ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Статья посвящена проблеме использования ресурса междисциплинарного подхода в исследовании межгосударственных объединений. Обосновывается необходимость детального анализа теоретических проблем государственно-правовой интеграции, в частности, понятия, формы, классификации межгосударственных объединений, их соотношения с формой государственного устройства на основе междисциплинарного подхода. Междисциплинарный характер фундаментальных исследований позволяет использовать дополнительный потенциал для определения эффективных средств правового обеспечения деятельности наднациональных структур. Подчеркивается значимость методологического инструментария в исследованиях в сфере евразийской интеграции. Автор приходит к выводу, что применение междисциплинарного подхода в исследовании проблем теории и практики межгосударственных объединений, и также предлагаемых в его рамках методов способствует более глубокому изучению природы познаваемого объекта и осуществлению актуальной связи теории и практики в сфере объединения современных государств.
Ключевые слова: интеграция, межгосударственное объединение, междисциплинарный подход, наднациональное право, Европейский Союз, Евразийский экономический союз.
IMPLEMENTATION OF MULTIDISCIPLINARY APPROACH TO STUDY PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE OF INTERSTATE UNITY
The article is devoted to the problem of using the resource of interdisciplinary approach in the study of interstate associations. The need for a detailed analysis of the theoretical problems of state and legal integration, in particular the concept, form, classification of interstate associations, their relationship with the form of government on the basis of an interdisciplinary approach. The inter-disciplinary nature of fundamental research makes it possible to use additional potential to determine effective means of legal support for the activities of supranational structures. The importance of methodological tools in research in the field of Eurasian integration is emphasized. The author concludes that the interdisciplinary approach in the study of the theory and practice of inter-state associations and also proposed in the framework of methods contributes to a better understanding of the nature of the knowable object and the implementation of relevant communication theory and practice in modern States.
Keywords: integration, interstate unity, interdisciplinary approach, supranational law, European Union, Eurasian economic Union.
Нарастающие интеграционные процессы диктуют необходимость достаточно глубокого изучения различных форм современных объединений государств, их правовой основы, соотношения национально-государственных, межгосударственных и наднациональных начал в жизни всего мирового сообщества, вопроса о пределах ограничения суверенитета государств-членов, об объеме приобретаемых межгосударственным объединением общих функций, о функциях его надгосударственных органов, а также внешних функциях государства. На современном этапе важно детально анализировать практику межгосударственного общения на базе наиболее значимых интеграционных процессов, определить общие тенденции развития современных форм межгосударственных объединений и проследить их трансфор-
мацию как фактора развития межгосударственной интеграции. Бесспорно, что в рамках формирующегося в связи с глобализационными процессами нового мирового порядка складывается и новый интеграционный правопорядок, регулировать который призвана юридическая наука, в том числе общая теория права и государства.
Вопрос об определении места различных современных форм объединений государств в рамках теории государства и права был поставлен сравнительно недавно, более десятилетия назад. В рамках теории государства и права межгосударственные союзы рассматриваются обычно в связи с формой государства, а именно одной из форм государственного устройства - конфедерацией. Но уже обозначилась тенденция обособления формы межгосударственного объединения. Абсолютно бесспорно, что межгосударственные объединения, как формирующуюся юридическую категорию, следует исследовать не только с позиций международного публичного или конституционного права. Теория государства и права на основе междисциплинарного подхода призвана отражать все юридические явления реальной действительности, связанные с функционированием и развитием государств, в том числе с их участием в интеграционных процессах. Десятилетие назад в этом плане имел место явный пробел, что частично можно объяснить тем, что ни в Конституции РФ, ни в текущем законодательстве сущность понятия «межгосударственное объединение» не определена. На настоящий момент пробел в определенной степени восполнен теоретическими и практическими разработками, в том числе монографического плана1.
Межгосударственные объединения остаются недостаточно изученными, прежде всего, как самостоятельная категория теории государства и права. До сих пор не выработано однозначное определение понятия «объединение государств» («межгосударственное объединение»), а выработанные - с учетом развития интеграционных процессов - устарели, отсутствует единая позиция относительно их места в теории государства и права. Этим объясняется необходимость дальнейшего научного исследования и детального анализа теоретических проблем государственно-правовой интеграции, в частности, понятия, формы, классификации межгосударственных объединений, их соотношения с формой государственного устройства именно на основе междисциплинарного подхода, который позволяет использовать научные результаты и собственные методы исследовательской деятельности иных наук в целях всестороннего исследования определенного явления, обогащая при этом ведущую область знания.
Междисциплинарная постановка проблемы представляется логичной, обоснованной, своевременной, соответствующей реалиям сегодняшнего дня и связана с междисциплинарным характером самого понятия «межгосударственное объединение». Взаимосвязи наук (общей теории права и государства, истории государства и права, международного публичного права, европейского права, конституционного права, философии, политологии, социологии, экономической науки) способствуют более глубокому исследованию, появлению нового знания и разработке терминологии. Чрезвычайно актуальна дальнейшая разработка понятийного аппарата применительно к категории «межгосударственное объединение» и базовой терминологии именно на основе междисциплинарного подхода с использованием формально-юридического и логического методов, с помощью которых будут выработаны дефиниции используемых в исследовании ключевых понятий.
В российской юридической науке, в частности, конституционном, международном публичном праве, общей теории права и государства до сих пор наблюдается активное смешение синонимичных терминов, подчас приводящее, с нашей точки зрения, к неадекватной оценке интеграционных процессов. Так, различный подход ученого сообщества к сущности междисциплинарного понятия «межгосударственное объединение» не только с позиций различных отраслей права, но и в рамках отдельно взятой отрасли порождает понятийную тав-
1 См., например: Цыцугин А.В. Современные виды объединений государств: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001; Елистратова В.В. Объединения государств: общетеоретический аспект / Под ред. А.В. Малько. Саратов, 2008; Право и межгосударственные объединения / Под общ. ред. В.Г. Вишнякова. СПб., 2003.
тологию, существенную разницу в понимании и толковании отдельных интеграционных процессов, что явно не способствует их эффективности. И.Н. Сенякин, характеризуя правовые дефиниции как нормы особого рода, определяющие общие основы механизма правового регулирования, призывает к рациональному использованию синонимов и подчеркивает роль дефинированной терминологии в укреплении взаимосвязи национального и международного права1. При уважительном отношении к наличию отличающихся в различных отраслях права подходов к исследованию форм межгосударственного общения считаем, что сегодня необходимо прийти к единообразному пониманию сущности понятия «межгосударственное объединение» и, прежде всего, провести четкое разграничение именно с понятием «международная организация», поскольку они приобрели распространенный междисциплинарный характер. Следует согласиться с точкой зрения об обусловленности междисциплинарного характера современного познания тем, что наука из «дисциплинарной» сферы деятельности превращается в «проблемно ориентированную»2. С.Н. Туманов подчеркивает также необходимость усиления взаимодействия юридической науки с другими общественными науками, в частности, философией, онтологией, социологией, психологией, логикой в сфере применения их методологических возможностей для изучения закономерностей, представляющих предмет собственно юридической науки3.
Таким образом, междисциплинарная модель познания имеет особое значение для разработки понятийного аппарата общей теории права и государства, а также отраслевых юридических наук. Именно терминология является фундаментом научного исследования. Сегодня актуальны разработка и уточнение таких понятий, как «межгосударственное объединение», «форма межгосударственного объединения», «правовое обеспечение», «наднациональность», «наднациональное право», «наднациональный орган», «сближение права», «унификация», «гармонизация» и другие, в понимании которых в юридической науке наблюдаются серьезные разночтения.
На современном этапе требуются фундаментальные, построенные на системно-структурном и междисциплинарном подходах научные исследования межгосударственных объединений. Подобные подходы, позволяя использовать дополнительный потенциал, вносят весомый вклад в развитие знаний о современных межгосударственных объединениях в целом, эффективных средствах правового обеспечения их деятельности, наднациональных правовых системах и призваны способствовать эффективной реализации целей межгосударственной интеграции. В качестве основы исследования следует использовать, прежде всего, системно-структурный подход, позволяющий рассматривать правовую систему межгосударственного объединения как единую целостную систему со сложной внутренней организацией.
Комплексный характер исследования межгосударственных объединений обязательно предполагает его междисциплинарную модель. Здесь пересекаются юридические, политические, исторические, социальные, экономические науки. Целесообразно активно использовать и потенциал отраслевых юридических наук, главным образом, международного, европейского и конституционного права.
Изучение теоретических проблем имеет большую значимость для решения практических задач интеграции государств. Цель исследования различных межгосударственных союзов состоит в разработке основ правового обеспечения их деятельности как организующего начала для наиболее эффективного осуществления интеграционных процессов. Так, например, результаты междисциплинарного исследования в сфере Евразийского экономического союза будут способствовать расширению потенциальных возможностей конструирования
1 См.: Сенякин И.Н. Федерализм как принцип российского законодательства. Саратов, 2007. С. 400, 402.
2 См.: Рафалюк Е.Е. Международная интеграция: методологические проблемы исследования // Журнал российского права. 2014. № 3. С. 44.
3 См.: Туманов С.Н. Теоретико-методологические вопросы деятельности в исследованиях внешних функций государства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 6. С. 241.
оптимальной интеграционной модели, соответствующей целям и задачам евразийских объединительных процессов. Анализ возникновения и развития различных видов межгосударственных союзов на постсоветском пространстве, рассмотрение их наиболее существенных характеристик в историческом аспекте позволит использовать их правовой опыт в евразийской интеграции. Исследование межгосударственных союзов на основе исторического метода как метода познания действительности дает возможность изучить их генезис, проследить динамику и трансформацию форм межгосударственных объединений, закономерности их развития и функционирования в конкретную историческую эпоху, а также выявить критерии классификации. Четкое определение правовой природы новой межгосударственной модели поможет избежать многих ошибок, перегибов и изъянов, как, например, в деятельности СНГ. Разработка основ формирования правовой системы Евразийского экономического союза на базе продуманной правовой политики с учетом положительного опыта межгосударственных образований на постсоветском пространстве и Европейского Союза будет способствовать координации дальнейших шагов интеграции. Определение путей становления правовой системы и форм реализации правовой политики Евразийского экономического союза обозначит четкие ориентиры позитивной правовой жизни общества. Сравнительный анализ правовых систем Европейского Союза и Евразийского экономического союза предоставит возможность взвешенного восприятия существующих реалий с целью максимального соблюдения баланса интересов государств-членов. Концептуализация теоретических взглядов и практических подходов в области правового регулирования интеграционных процессов поможет в определении скоординированных действий наднациональных органов во благо народов стран, участвующих в Договоре о ЕАЭС. Установление тенденций в сфере объединения современных государств на постсоветском пространстве будет способствовать более точному правовому прогнозированию экономических, политических, социальных и иных явлений и процессов. На основе междисциплинарного подхода разрабатываются рекомендации и предложения, направленные на совершенствование организационно-правового механизма межгосударственного союза. Оценка современного этапа его развития и осуществление правового прогнозирования евразийских интеграционных процессов, несомненно, призваны способствовать их позитивной динамике.
Междисциплинарный подход вносит особый вклад в изучение вопроса о соотношении национального, международного и наднационального интеграционного права. Имея свои пределы, он призван обеспечить максимально глубокое понимание существующих в сфере евразийской интеграции реалий для оптимальной реализации ее целей и задач. Так, формирование единой правовой системы межгосударственных объединений уже получает свое реальное воплощение в конкретных шагах государств-членов по унификации нормативных регуляторов.
В ходе научного исследования междисциплинарного характера научная проблема сближения права, его унификации и гармонизации дополняется новым содержанием. Эта проблема также должна исследоваться и в рамках фундаментальной теоретической науки. Её междисциплинарная постановка призвана способствовать разработке наиболее оптимальных способов сближения права, ориентированных на согласование государствами-членами союзов принципов правового регулирования на основе норм международного права, определение этапов, способов и совместных мер по развитию национальных законодательств, курса на выработку общих правовых позиций. Междисциплинарная модель исследования необходима для разработки технологии гармонизации нормативных актов в сфере межгосударственной интеграции.
Положения и выводы исследования целесообразно основывать на анализе международных правовых актов, конституций и нормативных правовых актов государств постсоветского пространства, положений Конституции Российской Федерации, а также сравнительном анализе правовых систем исследуемых форм межгосударственных объединений и Европейского
Союза. Сравнительный аспект поможет выявить их сущностные характеристики. Компаративистский метод познания, который находит достаточно широкое применение при междисциплинарном подходе, позволит установить сходства и различия конкретных элементов правовой системы различных межгосударственных структур. Предлагаемые методы и методики создают дополнительные возможности для обеспечения необходимой глубины проработки основных аспектов поставленных задач.
Совершенно очевидно, что решение вышеназванных задач в сфере объединения государств предполагает применение общенаучных и частноправовых методов различных наук. Важно широко использовать общенаучные методы: исторический, логический, социологический и статистический методы, анализ, синтез, аналогию, абстрагирование, моделирование и другие. Особое внимание необходимо уделять частноправовым методам познания правовых, социально-политических явлений и процессов в сфере интеграции государств, особенно формально-юридическому, выступающему основой работы с нормативными правовыми актами, а также сравнительно-правовому.
Применение междисциплинарного подхода в исследовании проблем теории и практики межгосударственных объединений, и также предлагаемых в его рамках методов в их сочетании способствует более глубокому изучению природы познаваемого объекта, появлению нового знания и, несомненно, осуществлению актуальной связи теории и практики в сфере объединения современных государств.
Список литературы
1. Елистратова В.В. Объединения государств: общетеоретический аспект / Под ред. А.В. Малько. - Саратов, 2008. - 176 с.
2. Право и межгосударственные объединения / Под общ. ред. В.Г. Вишнякова. - СПб., 2003. - 575 с.
3. Рафалюк Е.Е. Международная интеграция: методологические проблемы исследования // Журнал российского права. - 2014. - № 3. - С. 42-52.
4. Сенякин И.Н. Федерализм как принцип российского законодательства. - Саратов, 2007. - 504 с.
5. Туманов С.Н. Теоретико-методологические вопросы деятельности в исследованиях внешних функций государства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2015. - № 6. - С. 240-244.
6. Цыцугин А.В. Современные виды объединений государств: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2001. - 182 с.
List of references
1. Elistratova V.V. Ob "yedineniya gosudarstv: obshcheteoreticheskiy aspekt [Association of states: general theoretical aspect] / Ed. A.V. Malko. - Saratov, 2008. - 176 p.
2. Pravo i mezhgosudarstvennyye ob "yedineniya [Law and interstate associations] / Under the general. ed. V.G. Vishnyakova. - SPb., 2003. - 575 p.
3. Rafalyuk E.E. Mezhdunarodnaya integratsiya: metodologicheskiye problemy issledovaniya // Zhurnal ros-siyskogoprava [International Integration: Methodological Problems of Research // Journal of Russian Law]. - 2014. -№ 3. - Pp. 42-52.
4. Senyakin I.N. Federalizm kak printsip rossiyskogo zakonodatel'stva [Federalism as a principle of Russian law]. - Saratov, 2007. - 504 p.
5. Tumanov S.N. Teoretiko-metodologicheskiye voprosy deyatel'nosti v issledovaniyakh vneshnikh funktsiy go-sudarstva // Vestnik Saratovskoy gosudarstvennoy yuridicheskoy akademii [Theoretical and methodological issues of activity in studies of the external functions of the state // Bulletin of the Saratov State Law Academy]. - 2015. - № 6. -Pp. 240-244.
6. Tsytsugin A.V. Sovremennyye vidy ob"yedineniy gosudarstv: dis. ... kand. yurid. nauk [Modern types of associations of states: dis. ... cand. legal sciences]. - M., 2001. - 182 p.