Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ В КУЗБАССЕ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ В КУЗБАССЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ / САЙТЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ / РЕГИОН / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ НАПОЛНЕНИЕ САЙТОВ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ ПРИ ОРГАНАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ / ПРОТОКОЛЫ СОВЕТОВ КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ / ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РАБОТЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ / КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ-КУЗБАСС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матвеева Елена Викторовна, Паничкина Елена Васильевна

Обеспечение функции общественного контроля в деятельности региональных общественных советов в современных условиях является чрезвычайно актуальной проблемой, нуждающейся в исследовании. Объектом исследования выступил мониторинг официальных сайтов общественных советов при органах региональной власти Кемеровской области-Кузбасса. Предмет исследования заключается в рассмотрении форм общественного контроля через систему информационного наполнения официальных сайтов общественных советов при органах региональной власти Кемеровской области-Кузбасса. Цель исследования состояла в выявлении основных форм общественного контроля через систему информационного наполнения официальных сайтов в деятельности общественных советов при органах региональной власти Кемеровской области-Кузбасса. Методология исследования основывалась на двух группах методов и методологических подходов. Теоретическими подходами исследования выступили структурно-функциональный подход Т. Парсонса и нормативно-правовой подход. Эмпирическая часть исследования включала результаты обработки количественных и качественных данных сайтов общественных советов с помощью метода контент-анализа. Большая часть исследований по представленной проблеме затрагивает вопросы особенностей и перспектив деятельности общественных советов федерального уровня либо динамику развития общественных советов при региональных органах власти. В проведенном исследовании анализировалась деятельность 40 общественных советов, осуществляющих деятельность на 1 января 2022 г В качестве основного источника информации в исследовании использованы протоколы заседаний за период 2019-2021 гг. В ходе исследования основное внимание уделено вопросам, характеризующим работу общественных советов: тематика заседаний, социально-профессиональные характеристики составов советов, что в итоге позволило оценить формы реализации общественного контроля органов власти. Отмечено, что подобные исследования направлены на решение задачи систематизации данных о деятельности региональных общественных советов с последующим информированием органов региональной власти. Наблюдается положительная динамика в информационном наполнении сайтов общественных советов. В числе значительных проблем остается невысокий уровень реализации функции общественного контроля в работе общественников и применение ограниченного количества форм общественного контроля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Матвеева Елена Викторовна, Паничкина Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXERCISING PUBLIC CONTROL IN THE ACTIVITIES OF REGIONAL PUBLIC COUNCILS IN KUZBASS

The subject matter of the paper is the consideration of the public control forms through the information content of the official websites of public council acting at the regional authorities of the Kemerovo Region - Kuzbass. The purpose of the study is to identify the main forms of public control through the system of information content of official websites in the activities of public councils at the regional authorities of the Kemerovo Region - Kuzbass. The methodology of the study was based on two groups of methods and methodological approaches. The theoretical approaches of the study were the structural-functional approach of T. Parsons and the legal and regulatory approach. The empirical part of the study included the results of processing quantitative and qualitative data from public council websites using the content analysis method. Most of the pervious researches on the issue review features and prospects of the public councils’ activities at the federal level, or the dynamics of the public councils’ development under regional authorities. In the conducted study the activities of 40 public councils operating as of January 1,2022 have been analyzed. The authors have analyzed the minutes of meetings for the period of 2019-2021 as the main source of information. The study focuses on the issues characterizing the work of public councils - the topics of the meetings, social and occupational features of the councils’ staff, which ultimately has made it possible to assess the forms of exercising public control over the authorities. It is observed that such studies are aimed at solving the problem of systematizing data on the activities of regional public councils with subsequent informing the regional authorities. The study has noted a positive trend in the content of public council websites. The significant problems identified include a low level of exercising the function of public control in the work of social activists and the use of a limited number of forms of public control

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ В КУЗБАССЕ»

УДК 323

DOI: 10.21209/2227-9245-2022-28-2-46-55

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ В КУЗБАССЕ

EXERCISING PUBLIC CONTROL IN THE ACTIVITIES OF REGIONAL PUBLIC COUNCILS IN KUZBASS

Е. В. Матвеева,

Кемеровский государственный университет, г. Кемерово mev.matveeva2020@yandex.ru

Е. Matveeva,

Kemerovo State University, Kemerovo

Е. В. Паничкина,

Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово panichkina.yelena@mail.ru

Е. Panichkina,

Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo

Обеспечение функции общественного контроля в деятельности региональных общественных советов в современных условиях является чрезвычайно актуальной проблемой, нуждающейся в исследовании. Объектом исследования выступил мониторинг официальных сайтов общественных советов при органах региональной власти Кемеровской области-Кузбасса. Предмет исследования заключается в рассмотрении форм общественного контроля через систему информационного наполнения официальных сайтов общественных советов при органах региональной власти Кемеровской области-Кузбасса. Цель исследования состояла в выявлении основных форм общественного контроля через систему информационного наполнения официальных сайтов в деятельности общественных советов при органах региональной власти Кемеровской области-Кузбасса. Методология исследования основывалась на двух группах методов и методологических подходов. Теоретическими подходами исследования выступили структурно-функциональный подход Т. Парсонса и нормативно-правовой подход. Эмпирическая часть исследования включала результаты обработки количественных и качественных данных сайтов общественных советов с помощью метода контент-анализа. Большая часть исследований по представленной проблеме затрагивает вопросы особенностей и перспектив деятельности общественных советов федерального уровня либо динамику развития общественных советов при региональных органах власти. В проведенном исследовании анализировалась деятельность 40 общественных советов, осуществляющих деятельность на 1 января 2022 г. В качестве основного источника информации в исследовании использованы протоколы заседаний за период 2019-2021 гг. В ходе исследования основное внимание уделено вопросам, характеризующим работу общественных советов: тематика заседаний, социально-профессиональные характеристики составов советов, что в итоге позволило оценить формы реализации общественного контроля органов власти. Отмечено, что подобные исследования направлены на решение задачи систематизации данных о деятельности региональных общественных советов с последующим информированием органов региональной власти. Наблюдается положительная динамика в информационном наполнении сайтов общественных советов. В числе значительных проблем остается невысокий уровень реализации функции общественного контроля в работе общественников и применение ограниченного количества форм общественного контроля

Ключевые слова: органы региональной власти, сайты органов власти, регион, информация, информационное наполнение сайтов, общественные советы при органах региональной власти; нормативно-правовая база деятельности общественных советов, протоколы советов как источник информации, формы реализации общественного контроля в работе общественных советов, Кемеровская область-Кузбасс

The subject matter of the paper is the consideration of the public control forms through the information content of the official websites of public council acting at the regional authorities of the Kemerovo Region - Kuzbass. The purpose of the study is to identify the main forms of public control through the system of information content of

© E. В. Матвеева, E. В. Паничкина, 2022

46

official websites in the activities of public councils at the regional authorities of the Kemerovo Region - Kuzbass. The methodology of the study was based on two groups of methods and methodological approaches. The theoretical approaches of the study were the structural-functional approach of T. Parsons and the legal and regulatory approach. The empirical part of the study included the results of processing quantitative and qualitative data from public council websites using the content analysis method. Most of the pervious researches on the issue review features and prospects of the public councils' activities at the federal level, or the dynamics of the public councils' development under regional authorities. In the conducted study the activities of 40 public councils operating as of January 1, 2022 have been analyzed. The authors have analyzed the minutes of meetings for the period of 2019-2021 as the main source of information. The study focuses on the issues characterizing the work of public councils - the topics of the meetings, social and occupational features of the councils' staff, which ultimately has made it possible to assess the forms of exercising public control over the authorities. It is observed that such studies are aimed at solving the problem of systematizing data on the activities of regional public councils with subsequent informing the regional authorities. The study has noted a positive trend in the content of public council websites. The significant problems identified include a low level of exercising the function of public control in the work of social activists and the use of a limited number of forms of public control

Key words: regional authorities, websites of authorities, region, information, information content of websites, public councils under regional authorities, regulatory framework for the activities of public councils, protocols of councils as a source of information, forms of implementation of public control in the work of public councils, Kemerovo Region-Kuzbass

Б ведение. В 2014 п в Российской Федерации появился Федеральный закон N 212-ФЗ «Об основах общественнопо контроля в Российской Федерации», закладывающий основы общественнопо контроля орпанов власти через систему новых субъектов общественных отношений - общественных палат и общественных советов при федеральном, репиональном и муниципальном уровнях власти. За прошедшие поды становления и развития названных общественных институтов и, в первую очередь, формирования системы общественных советов при репи-ональных и муниципальных орпанах власти достипнуты определенные результаты. В частности, в рамках принятых Положений о создаваемых общественных советах определены требования к формированию и периодичности обновления составов общественных советов, выработаны механизмы и критерии отбора общественников, определена оптимальная численность составов советов, начата качественная работа по реализации основной функциональной направленности работы общественных советов - общественнопо контроля орпанов власти через механизмы включения общественников в контрольные комиссии и советы для осуществления общественнопо мониторинпа, проверок, экспертиз, обсуждений и слушаний. В то же время на уровне репиональной и, особенно, муниципальной власти не удается добиться качественных изменений по вопросу информационнопо

наполнения сайтов, что во мнопом является следствием отсутствия на репиональном уровне унифицированнопо макета информа-ционнопо освещения работы общественных советов. Подобная ситуация в определенной степени снимает ответственность самих орпанов власти заинтересованно подходить к вопросу оповещения результатов работы общественников и в итопе сказывается на информационном «вакууме» отдельных советов в большей или меньшей степени. Кроме этопо, пока не получает массовопо распространения практика реализации различных форм общественнопо контроля в работе самих общественников.

Объектом исследования выступил мо-ниторинп официальных сайтов общественных советов при орпанах репиональной власти Кемеровской области-Кузбасса.

Предмет исследования заключается в рассмотрении форм общественнопо контроля через систему информационнопо наполнения официальных сайтов общественных советов при орпанах репиональной власти Кемеровской области-Кузбасса.

Цель исследования состояла в выявлении основных форм общественнопо контроля через систему информационнопо наполнения официальных сайтов в деятельности общественных советов при орпанах репиональной власти Кемеровской области-Кузбасса. Основные исследовательские задачи:

- провести обзор научных исследований по рассматриваемой проблеме;

- рассмотреть ключевые нормативно-правовые акты, репламентирующие деятельность общественных советов как института общественнопо контроля, в т. ч. на уровне Кузбасса;

- провести качественный и количественный анализ протоколов заседаний общественных советов при орпанах репиональной власти как основнопо источника информации, включая реализацию функции обще-ственнопо контроля;

- распределить общественные советы на пруппы в зависимости от уровня информативности официальных сайтов общественных советов;

- внести предложения орпанам власти по совершенствованию информационной политики в вопросах освещения работы общественных советов при репиональных орпанах власти Кузбасса.

Методология и методы исследования. Основу методолопической базы исследования составили теоретические подходы - структурно-функциональный и нормативно-правовой. Применение нормативно-правовопо подхода направлено на обработку нормативно-правовой документации, представленной на сайтах репиональных общественных советов, в частности работу с Положениями о создании общественных советов и Положениями о составе советов и их изменений. Структурно-функциональный подход, разработанный Т. Парсонсом, использован при изучении функции общественнопо контроля в работе общественных советов как основной принцип функционирования даннопо института. Выделенная Т. Парсонсом в рамках структурно-функциональнопо подхода социетальная подсистема (или общность), выполняющая функцию интепрации системы, рассматривается авторами через призму реализации функции общественнопо контроля. Наряду с этим при работе с текстовыми материалами, представленными в виде протоколов заседаний общественных советов, нашел применение метод контент-анализа. Подобный анализ позволил авторам статьи получить систематизированные статистические данные по изучаемой проблеме.

Разработанность темы. Вопросы, отражающие репиональную динамику развития институтов пражданскопо общества, неоспоримо привлекают к себе внимание мнопих ученых в репионах Российской Федерации.

Следует выделить два основных исследовательских направления, затрапивающие различные аспекты научнопо осмысления деятельности общественных советов в системе орпанов власти.

К первой пруппе научнопо осмысления следует отнести вопросы, включающие анализ современной динамики развития, существующие проблемы, перспективы в деятельности общественных советов феде-ральнопо уровня, в частности в реализации функции общественнопо контроля, их рассматривают в своих работах Е. Г. Дьякова, Г. Ю. Пономарев, В. Ю. Саламатов [4; 13; 14]. Роль федеральных общественных советов в осуществлении независимопо контроля в осуществлении электоральнопо обществен-нопо контроля с позиции правовых механизмов анализируют в своих работах С. Громыко, Д. С. Михеев, Т. Н. Михеева, Г. Ю. Шабалин [9; 10; 16]. Наряду с этим учеными-юристами поднимаются вопросы осуществления обще-ственнопо контроля в отдельных сферах со-циально-экономическопо развития в стране и репионах [1; 2] либо общественные советы рассматриваются как институт, обеспечивающий стабильность конституционных основ посударства [11].

Вопросы репиональной динамики развития и особенностей деятельности общественных советов при репиональных орпанах власти следует выделить в рамках второй пруппы научных работ. Ученые акцентируют внимание на влиянии общественных советов на законодательную систему репионов [6; 7], систему орпанов репиональной власти [4; 17], развитие экономической конъюнктуры [8]. По-прежнему заметное внимание уделяется рассмотрению вопроса независимости деятельности общественных советов от орпанов власти и в целом вертикали власти. В этом отношении отметим работы Е. Г. Дьяковой, А. А. Петровой, И. В. Тепляшина и др. [5; 12; 15].

Представленные исследования, однако, не снимают значимости дальнейших научных разработок с последующим внедрением в репиональную практику в вопросах как совершенствования механизмов работы общественников, так и в дальнейшей работе по реализации форм общественнопо контроля орпанов власти.

Результаты исследования. В основу исследования положены результаты мо-ниторинпа информационнопо наполнения

Ро1Но1оду

Ви1Ып о{:ZabGU. 2022. Уо1. 28. N0. 2

сайтов общественных советов при орпанах репиональной власти, проведеннопо в январе 2022 п. экспертами вузов Кузбасса в рамках Президентскопо пранта для НКО «Ресурсные возможности: поддержка общественных инициатив на муниципальном уровне» (научный проект №19-2-000206). В качестве исследовательских задач в рамках даннопо проекта обозначены следующие:

- рассмотреть основные нормативно-правовые акты по репламентации работы репиональных общественных советов;

- провести анализ протоколов заседаний общественных советов за период 20192021 пп.;

- по результатам анализа протоколов заседаний выявить тематическую направленность заседаний, степень включенности в обсуждение вопросов председателя и членов совета; проанализировать по социально-профессиональным признакам состав общественных советов;

- определить количественные и качественные параметры форм реализации об-щественнопо контроля в работе общественных советов.

Ранее, в мае 2018 п., в рамках проекта «Потенциал НКО на развитие Кузбасса» проведен первичный анализ сайтов общественных советов при орпанах исполнительной власти Кузбасса на предмет выявления наполнения сайтов информацией о работе общественных советов (рассматривались преимущественно количественные показатели - наличие размещения информации о работе общественнопо совета в сети Интернет, наличие информации о составе совета, нормативно-правовая документация и др.).

В проведенном исследовании анализировалась деятельность 40 общественных советов, осуществляющих деятельность на 1 января 2022 п. Рассмотрим отдельные результаты исследования, полученные в ходе мониторинпа сайтов общественных советов при орпанах репиональной власти Кузбасса. В качестве основнопо источника информации в исследовании проведен анализ протоколов заседаний за 2019-2021 пп.

Важными составляющими работы общественных советов как института, созданнопо для реализации задачи общественнопо контроля орпанов власти, выступают вопросы тематики заседаний, социально-профессиональные характеристики составов советов,

в конечном итопе оказывающие непосредственное воздействие на реализацию функции общественнопо контроля орпанов власти.

Однако прежде, чем обратиться к вопросам, характеризующим особенности работы общественников, остановимся на характеристиках протоколов советов, как основнопо источника информации.

Протоколы заседаний выложены по подам за весь рассматриваемый период на сайтах 20 советов (50 %), протоколы выложены частично на сайтах 12 советов (30 %), нет ни однопо протокола на сайтах 8 советов (20 %). Количество протоколов в под варьирует в среднем от 1 до 4. Максимальное количество протоколов в под в работе Общественнопо совета при Парламенте Кузбасса 7...10. Так, за 2021 п. у 16 советов нет ни однопо протокола (в 2020 п. - 15 советов), у 11 советов по одному протоколу за под (в 2020 п. - 8). Подобная отрицательная динамика показывает несоответствие в принятых положениях о работе общественных советов, в которых заседания должны «проводиться не реже однопо раза в квартал», и реальной работе.

Переходя к вопросу тематики, рассматриваемой на заседаниях общественных советов, помимо общих вопросов (избрание председателя и заместителя председателя общественнопо совета, утверждение плана работы общественнопо совета, ознакомление с направлениями работы министерства/ департамента или управления) следует выделить несколько направлений работы, вниманию которым уделяют общественники в 2021 п. (табл. 1).

Наряду с отмеченными тематическими блоками, в протоколах заседаний встречаются вопросы, связанные с решением текущих проблем, либо сосредоточены на «узкой» специфике, определяемой направленностью работы самопо орпана власти. В частности, важное место в работе общественных советов в 2021 п. занимали мероприятия, связанные с празднованием 75-летия Победы в Великой Отечественной войне и 300-летия Кузбасса, пристальное внимание уделялось работе по привлечению кузбассовцев к вакцинации от коронавирусной инфекции и приппа. В числе «узких» тем отметим изучение общественнопо мнения о состоянии окружающей среды в области обращения с отходами, орпанизации работы в сфере обращения с животными без владельцев и др.

Таблица 1 / Table 1

Направления работы региональных общественных советов / Activity fields of regional public councils

Вид работы / Type of work Количество советов / Number of councils Проценты / Percentages

Экспертиза нормативно-правовых актов / Examination of regulatory legal acts 13 32,5

Региональные проекты / Regional projects 17 42,5

Доклады об антимонопольном комплексе / Reports on the antimonopoly complex 11 27,5

Оказание поддержки CO НКО / Providing support to non-profit organizations 8 20

Планы по противодействию коррупции / Anti-corruption plans 7 17,5

Утверждение рейтингов организаций в рамках независимой оценки качества условий оказаний услуг / Approval of organizations' ratings within the framework of an independent assessment of the quality of service conditions 4 10

Работа в аттестационных комиссиях / Work in attestation commissions 2 5

Работа с обращениями граждан / Working with citizens' appeals 2 5

Проверки объектов культурного наследия / Inspections of cultural heritage sites 1 2,5

Работа в наблюдательных советах / Work in supervisory boards 1 2,5

На сайтах 36 из 40 общественных советов есть данные о составе общественных советов, в т. ч. представлены данные о профессиональной деятельности членов советов. В среднем численность составов советов составляет от 10 до 12 человек. В состав всех четырех общественных советов по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг входят по семь человек. Подобная численность свидетельствует о наиболее оптимальном работающем составе общественников.

Далеко не во всех общественных советах при этом можно найти информацию о председателях. Причины могут быть разные: в трех советах пока не назначен председатель - 8 % (Общественный совет при главном управлении архитектуры и градостроительства Кемеровской области, Общественный совет по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры при Министерстве культуры и национальной политики Кузбасса, Общественный совет по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями Кемеровской области - Кузбасса), в пяти советах (14 %) нет информации о председателях в силу отсутствия протоколов и положения о составе совета (Общественный совет при Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, Общественный совет при Мини-

стерстве образования Кузбасса, Общественный совет при комитете по охране объектов культурного наследия Кемеровской области, Общественный совет при управлении ЗАГС Кемеровской области, Общественный совет при Министерстве угольной промышленности Кузбасса, Общественный совет при департаменте жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области, Общественный совет при департаменте инвестиционной политики и развития предпринимательства, Общественный совет при министерстве строительства Кузбасса).

По профессиональной направленности (рис. 1) председатели советов относятся к следующим сферам деятельности: пенсионеры (20 %), сфера образования (14 %), бизнес (11 %), НКО и общественные организации (8 %), представители профсоюзных организаций, здравоохранение (каждая по 5 %), научный сотрудник, угольная отрасль, сельское хозяйство, спорт, ветеран труда (каждая по 3 %).

По профессиональному составу члены общественных советов - это, в большинстве, представители бюджетной сферы (здравоохранение, образование), пенсионеры, сотрудники НКО, в меньшей степени представлена сфера бизнеса, культура, спорт и научные сотрудники НИИ. В составе общественных советов нет ни одного представителя государственной гражданской службы,

что полностью соответствует положениям об общественных советах. Не указана сфера профессиональной деятельности в составе шести общественных советов (14 %).

Важной характеристикой информацион-нопо сопровождения работы общественных

советов выступает предоставление информации об орпанизации, выдвинувшей кандидата в епо состав (рис. 2). На страницах сайтов пятнадцати советов (42 %) данная информация отсутствует.

нет данных не назначен председатель ветер ант труда спорт

сельское хозяйство угольная отрасль наука

здравоохранение профсоюзы НКО и общественные организации бизнес сфера образования пенсионер

3% 3% 3% 3% 3%

8%

8%

14%

11%

14%

20%

0%

5%

10%

15%

20%

25%

Рис. 1. Профессиональная сфера деятельности председателей советов, % / Fig. 1. Professional sphere of activity of councils' chairmen, %

СМИ

НКО и муниципалитеты религиозные организации женские организации культура социальная поддержка этнические организации здравоохранение сфера образования благотворительные, волонтерские молодежные организации ветеранские, организации инвалидов по сферам профессиональной деятельности спортивные организации экологические, защита животных профсоюзы

10

12

14

15

10

15

20

Рис. 2. Представительство от общественных организаций членов общественных советов / Fig. 2. Representation from non-governmental organizations among members of public councils

Наиболее широко представлены организации, занимающиеся вопросами развития НКО, здравоохранения, ветеранские, молодежные, этнические, женские и предпринимательские. В их числе Кемеровская региональная общественная организация «Ресурсный центр поддержки общественных инициатив», Кемеровское региональное отделение Всероссийской общественной организации ветеранов(пенсионеров)войны, тру-

да, Вооруженных сил и правоохранительных органов, Кемеровская региональная общественная организация «Союз Молодежи Кузбасса», Кемеровская областная общественная организация Союз «Чернобыль» и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из рассматриваемых общественных советов в работе только половины осуществляется одна или несколько форм общественного контроля (табл. 2).

Таблица 2 / Table 2

Формы общественного контроля в работе региональных общественных советов, % / Forms of public control in the work of regional public councils, %

Виды форм общественного контроля / Types of forms of public control Количество советов / Number of councils Проценты / Percentages

Экспертиза нормативно-правовых актов / Examination of regulatory legal acts 13 32,5

Составление рекомендаций и предложений органам власти / Drafting recommendations and proposals to the authorities 6 15

Проведение мониторингов и выездных проверок / Conducting monitoring and field inspections 5 12,5

Независимая оценка качества условий оказания услуг / Independent assessment of the quality of the conditions for the provision of services 4 10

Работа с обращениями граждан / Working with citizens' appeals 2 5

Работа в комиссиях и советах / Work in commissions and councils 2 5

Представленные данные показывают, что наиболее востребованной в работе общественников является экспертиза нормативно-правовых актов в подведомственной структуре. Причем далеко не всегда данная форма прописывается в положении о созданном совете. Менее популярны, но все же применяемые в работе, составление рекомендаций и предложений органам власти, проведение мониторингов и выездных проверок. Независимая оценка качества условий оказания услуг используется в работе лишь четырех общественных советов, что напрямую определяется главной направленностью их работы - проведение независимой оценки качества организаций в сфере культуры, здравоохранения, образования и социального обслуживания.

Определенный потенциал есть у такой формы контроля, как работа с обращениями граждан. Однако, исходя из имеющейся практики, используется пока достаточно редко в работе только двух советов - Обще-

ственного совета при Парламенте Кузбасса и Общественного совета при главном управлении архитектуры и градостроительства Кемеровской области.

Заключение. Обобщая результаты проведенного исследования, отметим, что подобного рода исследования направлены на решение главной задачи - систематизация данных и информирование органов власти о текущей ситуации. Понимание целостной картины с привлечением экспертного сообщества и проведение подобных мониторин-гов дает свои результаты. Так, положительная динамика развития за последние три года выявлена в информационном наполнении сайтов семи общественных советов, в четырех советах изменения произошли, но имеют не столь ярко выраженный характер. В то же время следует отметить и ряд сохраняющихся проблем, в числе которых, наряду с недостаточной включенностью общественников в процесс реализации функции общественного контроля, отметим отсутствие

единой модели размещения информации на сайтах общественных советов, несвоевременный характер обновления информации, несоответствие репламентированной периодичности проведения заседаний и фактической стороне вопроса, что в итопе сказывается на эффективности работы общественных

Список литературы _

советов. Однако все отмеченные недостатки не снижают в целом положительнопо характера работы общественников и значимость института общественных советов как одной из форм участия общества в принятии социально значимых решений.

1. Гриб В. В. Правовое развитие общественного контроля в сфере образования и науки // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 4. С. 3-8.

2. Гриб В. В. Проблемы и тенденции развития правовых основ об общественном контроле: пять лет спустя // Российская юстиция. 2019. № 9. С. 2-6.

3. Дьякова Е. Г. Общественные советы при органах исполнительной власти: к вопросу об общественном контроле // Теории и проблемы политических исследований. 2017. Т. 6, № 3. С. 96-117.

4. Дьякова Е. Г. Общественные советы при региональных органах исполнительной власти: некоторые тенденции // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика: сб. материалов XXVIII Междунар. науч.-практ. конф.; под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск: Центр развития научного общества, 2017. С. 70-75.

5. Дьякова Е. Г. Формирование системы общественных советов при региональных органах исполнительной власти: экспертиза или представительство? // XXI Уральские социологические чтения. Социальное пространство и время региона: проблемы устойчивого развития: материалы междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2018. С. 189-192.

6. Дьякова Е. Г., Трахтенберг А. Д. Общественные советы при исполнительных органах власти: рецепция федерального законодательства на региональном уровне (на примере Уральского федерального округа) // Российский юридический журнал. 2016. № 2. С. 68-77.

7. Ерыгин А. А. Правовая природа общественных советов при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации // Конституция Российской Федерации и тенденции развития законодательства: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., посв. 25-летию Конституции России. Нижний Новгород: Нижегород. ин-т управления РАНХиГС, 2019. С. 19-24.

8. Кирьянов А. Ю. Проблемы реализации общественного контроля в условиях цифровой экономики // Право и цифровая экономика. 2021. № 4. С. 39-44.

9. Михеева Т. Н., Михеев Д. С. О необходимости трансформации в конституционном регулировании гражданского общества // Избирательное законодательство и практика. 2021. № 4. С. 20-22.

10. Михеева Т. Н., Шабалин Г. Ю. Совершенствование законодательства об электоральном общественном контроле // Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16, № 3. С. 22-27.

11. Новикова А. Е. Общественные советы при федеральных органах власти как институты, способствующие стабильности конституционного строя России // Научный поиск в современном мире: сб. материалов XVI Междунар. науч.-практ. конф. Махачкала: [б. и.], 2017. С. 50-53.

12. Петров А. А. Проблемные аспекты деятельности региональных общественных советов // Евразийский юридический журнал. 2017. № 8. С. 328-330.

13. Пономарев Г. Ю. Общественные советы при органах исполнительной власти Российской Федерации: проблемы и пути модернизации // Инновационная траектория развития современной науки: становление, развитие, прогнозы: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. Петрозаводск: Новая наука, 2020. С. 240-245.

14. Саламатов В. Ю. Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти: особенности формата взаимодействия бизнеса и власти // Бизнес. Общество. Власть. 2018. № 4. С. 58-64.

15. Тепляшин И. В. Участие институтов гражданского общества в формировании общественных советов при органах государственной власти: основные способы и некоторые проблемы // Российская юстиция. 2018. № 6. С. 5-8.

16. Gromyko S. Problems of the institutionalization of civil activity with participation in artivity of public councils at bodies of the pablic power // Актуальные проблемы современности. 2018. № 3. С. 54-59.

17. Mikheeva T. N. Association of citizens as a subject of public control at the municipal level // Proceedings of the 32nd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2018 - Vision 2020: Sustainable Economic Development and Application of Innovation Management from Regional expansion to Global Growth. Seville, 2018. С. 7685-7689.

References _

1. Grib V. V. Gosudarstvennaya vlast i mestnoe samoupravlenie (State power and local self-government), 2021, no. 4, pp. 3-8.

2. Grib V. V. Rossiyskaya yustitsiya (Russian Justice), 2019, no. 9, pp. 2-6.

3. Dyakova E. G. Teoriiiproblemypoliticheskih issledovaniy (Theories and problems of political research), 2017, vol. 6, no. 3, pp. 96-117.

4. Dyakova E. G. Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie vXXI veke: teoriya, metodologiya, praktika: sbornik materialov XXVIII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii; pod obshchey red. S. S. Cher-nova (State and municipal management in the XXI century: theory, methodology, practice: collected materials of the XXVIII International Scientific and Practical Conference; under the general editorship of S. S. Chernov). Novosibirsk: Scientific Society Development Center, 2017. C. 70-75.

5. Dyakova E. G. XXI Uralskie sotsiologicheskie chteniya. Sotsialnoe prostranstvo i vremya regiona: problemy ustoychivogo razvitiya: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (XXI Ural Sociological readings. Social space and time of the region: problems of sustainable development: materials of the International Scientific and Practical Conference). Yekaterinburg: Humanitarian University, 2018. pp. 189-192.

6. Dyakova E. G., Trahtenberg A. D. Rossiyskiy yuridicheskiy zhurnal (Russian Law Journal), 2016, no. 2, pp. 68-77.

7. Erygin A. A. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii i tendentsii razvitiya zakonodatelstva: sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 25-letiyu Konstitutsii Rossii (The Constitution of the Russian Federation and trends in the development of legislation: collected materials of the All-Russian Scientific and practical conference dedicated to the 25th anniversary of the Constitution of Russia). Nizhniy Novgorod, 2019, pp. 19-24.

8. Kiryanov A. Yu. Pravo i tsifrovaya ekonomika (Law and Digital Economy), 2021, no. 4, pp. 39-44.

9. Mikheeva T. N., Mikheev D. S. Izbiratelnoe zakonodatelstvo i praktika (Electoral legislation and practice), 2021, no. 4, pp. 20-22.

10. Mikheeva T. N., Shabalin G. Yu. Aktualnye problemy rossiyskogo prava (Actual problems of Russian law), 2021, vol. 16, no. 3, pp. 22-27.

11. Novikova A. E. Nauchnypoisk vsovremennom mire: sbornik materialov XVI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Scientific search in the modern world: collected materials of the XVI International Scientific and Practical Conference). Makhachkala, 2017, pp. 50-53.

12. Petrov A. A. Evraziyskiy yuridicheskiy zhurnal (Eurasian Law Journal), 2017, no. 8, pp. 328-330.

13. Ponomarev G. Yu. Innovatsionnaya traektoriya razvitiya sovremennoynauki: stanovlenie, razvitie, prog-nozy: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Innovative trajectory of modern science development: formation, development, forecasts: collected articles of the International scientific and Practical Conference). Petrozavodsk, 2020, pp. 240-245.

14. Salamatov V. Yu. Biznes. Obshchestvo. Vlast (Business. Society. Power), 2018, no. 4, pp. 58-64.

15. Teplyashin I. V. Rossiyskaya yustitsiya (Russian Justice), 2018, no. 6, pp. 5-8.

16. Gromyko S. Aktualnye problemy sovremennosti (Current problems of our time), 2018, no. 3 (21), pp. 54-59.

17. Mikheeva T. N. Proceedings of the 32nd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2018 - Vision 2020 (Proceedings of the 32nd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2018 - Vision 2020): Sustainable Economic Development and Application of Innovation Management from Regional expansion to Global Growth. Seville, 2018. C. 7685-7689.

Информация об авторе _

Матвеева Елена Викторовна, д-р полит. наук, доцент, профессор кафедры философии и общественных наук, Институт истории и международных отношений, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово, Россия. Научные интересы: региональный политический процесс, местное самоуправление и развитие, гражданское общество, общественных контроль mev.matveeva2020@yandex.ru

Паничкина Елена Васильевна, канд. полит. наук, доцент кафедры культурологии, философии и искусствоведения, социально-гуманитарный факультет, Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, Россия. Научные интересы: региональная политика, местные группы интересов, межрегиональные отношения panichkina.yelena@mail.ru

Information about the author_

Elena Matveeva, doctor of political sciences, associate professor, professor, Philosophy and Social Sciences department, Institute of History and International Relations, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia. Research interests: regional political process, local self-government and development, civil society, public control

Elena Panichkina, candidate of political sciences, assistant professor, Cultural Studies department, Philosophy and Art History, Socio-Humanitarian Faculty, Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia. Research interests: regional policy, local groups of interest, multiregional relations

Для цитирования_

Матвеева E. В., Паничкина Е. В. Обеспечение функции общественного контроля в деятельности региональных общественных советов в Кузбассе // Вестник Забайкальского государственного университета. 2022. Т. 28, № 2. С. 46-55. DOI: 10.21209/2227-9245-2022-28-2-46-55.

Matveeva Е., Panichkina Е. Exercising public control in the activities of regional public councils in Kuzbass // Transbaikal State University Journal, 2022, vol. 28, no. 2, pp. 46-55. DOI: 10.21209/2227-9245-2022-28-2-46-55.

Статья поступила в редакцию: 31.01.2022 г. Статья принята к публикации: 11.02.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.