Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО ОСВЕЩЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГА В КУЗБАССЕ)'

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО ОСВЕЩЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГА В КУЗБАССЕ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ / МОНИТОРИНГ ДАННЫХ НА ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТАХ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ / СТЕПЕНЬ "ОТКРЫТОСТИ" ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ / РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ / ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОТЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ / КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ-КУЗБАСС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Матвеева Елена Викторовна, Алагоз Алиса Владимировна

В современных условиях информационная политика органов муниципальной власти по освещению деятельности общественных советов является актуальной. Объектом исследования явилось информационное наполнение официальных страниц сайтов муниципальных образований по вопросу освещения деятельности общественных советов, созданных при органах муниципальной власти в Кузбассе. Предметом исследования - информационная политика органов муниципальной власти. Целью исследования являлось проведение мониторинга сайтов муниципалитетов по освещению работы общественных советов и разработка рекомендаций по совершенствованию информационной политики муниципалитетов по данному вопросу. Внесенные рекомендации адресованы как муниципальным образованиям, так и Общественной палате Кемеровской области-Кузбасса и Парламенту Кузбасса для внесения изменений в нормативно-правовую базу. Результаты исследования имеют практическую направленность, т. к. позволяют выработать единый стандарт методических рекомендаций по совершенствованию информационной политики муниципальных образований. Наряду с результатами проведенного мониторинга официальных сайтов в качестве источников проанализированы научные публикации российских ученых по вопросу общественных советов при органах власти. Методологическую базу исследования составили комплекс методологических подходов - системный подход Т. Парсонса, сравнительный и нормативно-правовой подходы. Выбор методов исследования был связан с необходимостью изучения разных видов источников на сайтах органов муниципальной власти - нормативно-правовых актов и протоколов заседаний общественных советов: это анализ документов, аналогия, сравнение и другие. Применительно термина «информационная политика» авторы опираются на определение, предложенное А. Ф. Гарифуллиной, в котором информационная политика рассматривается как система информационных каналов между органами государственной и муниципальной власти и обществом. В рамках проведенного мониторинга сайтов муниципалитетов рассмотрены вопросы, связанные с информационной доступностью данных о работе общественных советов, определены качественные характеристики социально-профессионального состава членов советов, изучен вопрос о реализации функции общественного контроля. В качестве предложенных авторами рекомендаций отметим необходимость систематизации информации о работе общественного совета в отдельной вкладке на сайте муниципалитета, необходимость структурирования информации о работе общественного совета, расширение возможностей реализации функции общественного контроля советами через мониторинги, экспертизы, проверки и другие формы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Матвеева Елена Викторовна, Алагоз Алиса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION POLICY OF MUNICIPAL AUTHORITIES ON THE COVERAGE OF PUBLIC COUNCILS’ ACTIVITIES (BASED ON THE CASE OF MONITORING IN KUZBASS)

The article focuses on studying the information content of the official web sites of municipal entities regarding the coverage of activities of the public councils formed under the municipal authorities in Kuzbass. The purpose of the article was to monitor the web sites of municipalities in terms of their highlighting the work of public councils and to develop recommendations for improving the information policy of municipal authorities on this issue. The recommendations made are addressed to both municipalities and the Public Chamber of Kemerovo Region-Kuzbass and Kuzbass Legislature and suggest amending the regulatory framework. The research results have a practical orientation, since they allow to develop a unified standard of methodological recommendations for improving the information policy of municipalities. Along with the results of the monitoring of official websites, the study analyzes such source as publications of Russian researchers on the issue of public councils under authorities. The methodological basis of the research was formed by a set of methodological approaches - the systematic approach of Th. Parsons, comparative and regulatory approaches. The choice of these methods was associated with the need to study different types of sources available on the websites of municipal authorities - regulatory legal acts and minutes of meetings of public councils. With regard to the term “information policy”, the authors rely on the definition proposed by A. F. Garifullina, who considers information policy as a system of information channels connecting state and municipal authorities with society. As part of the monitoring of web sites of municipalities, the authors studied issues related to the availability of information on the work of public councils, determined the qualitative characteristics of the social and professional composition of council members, and considered the issue of the implementation of the public control function. Among the recommendation proposed as a result, the following should be stressed: the need to systematize information about the work of the public council in a separate page on the municipality’s website, the need to arrange information about the work of the public council and to expand the possibilities for implementing the function of public control by councils through monitoring, expertise, inspections and other forms

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО ОСВЕЩЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГА В КУЗБАССЕ)»

УДК 323

DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-9-71-79

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО ОСВЕЩЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ СОВЕТОВ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГА

В КУЗБАССЕ)

INFORMATION POLICY OF MUNICIPAL AUTHORITIES ON THE COVERAGE OF PUBLIC COUNCILS' ACTIVITIES (BASED ON THE CASE OF MONITORING IN KUZBASS)

E. В. Матвеева,

Кемеровский государственный университет, г. Кемерово mev.matveeva2020@yandex.ru

E. Matveeva,

Kemerovo State University, Kemerovo

А. В. Алагоз,

Кемеровский государственный университет, г. Кемерово aliscristall@mail.ru

А. Alagoz,

Kemerovo State University, Kemerovo

В современных условиях информационная политика органов муниципальной власти по освещению деятельности общественных советов является актуальной. Объектом исследования явилось информационное наполнение официальных страниц сайтов муниципальных образований по вопросу освещения деятельности общественных советов, созданных при органах муниципальной власти в Кузбассе. Предметом исследования - информационная политика органов муниципальной власти. Целью исследования являлось проведение мониторинга сайтов муниципалитетов по освещению работы общественных советов и разработка рекомендаций по совершенствованию информационной политики муниципалитетов по данному вопросу. Внесенные рекомендации адресованы как муниципальным образованиям, так и Общественной палате Кемеровской области-Кузбасса и Парламенту Кузбасса для внесения изменений в нормативно-правовую базу. Результаты исследования имеют практическую направленность, т. к. позволяют выработать единый стандарт методических рекомендаций по совершенствованию информационной политики муниципальных образований. Наряду с результатами проведенного мониторинга официальных сайтов в качестве источников проанализированы научные публикации российских ученых по вопросу общественных советов при органах власти. Методологическую базу исследования составили комплекс методологических подходов - системный подход Т. Парсонса, сравнительный и нормативно-правовой подходы. Выбор методов исследования был связан с необходимостью изучения разных видов источников на сайтах органов муниципальной власти - нормативно-правовых актов и протоколов заседаний общественных советов: это анализ документов, аналогия, сравнение и другие. Применительно термина «информационная политика» авторы опираются на определение, предложенное А. Ф. Гарифуллиной, в котором информационная политика рассматривается как система информационных каналов между органами государственной и муниципальной власти и обществом. В рамках проведенного мониторинга сайтов муниципалитетов рассмотрены вопросы, связанные с информационной доступностью данных о работе общественных советов, определены качественные характеристики социально-профессионального состава членов советов, изучен вопрос о реализации функции общественного контроля. В качестве предложенных авторами рекомендаций отметим необходимость систематизации информации о работе общественного совета в отдельной вкладке на сайте муниципалитета, необходимость структурирования информации о работе общественного совета, расширение возможностей реализации функции общественного контроля советами через мониторинги, экспертизы, проверки и другие формы

Ключевые слова: информация; информационная политика; официальные сайты органов муниципальной власти; общественные советы; мониторинг данных на официальных сайтах муниципалитетов; степень «открытости» общественных советов; социально-профессиональные характеристики общественных советов; реализация функции общественного контроля; документационное сопровождение работы общественных советов; Кемеровская область-Кузбасс

71

© Е. В. Матвеева, А. В. Алагоз, 2021

The article focuses on studying the information content of the official web sites of municipal entities regarding the coverage of activities of the public councils formed under the municipal authorities in Kuzbass. The purpose of the article was to monitor the web sites of municipalities in terms of their highlighting the work of public councils and to develop recommendations for improving the information policy of municipal authorities on this issue. The recommendations made are addressed to both municipalities and the Public Chamber of Kemerovo Region-Kuzbass and Kuzbass Legislature and suggest amending the regulatory framework. The research results have a practical orientation, since they allow to develop a unified standard of methodological recommendations for improving the information policy of municipalities. Along with the results of the monitoring of official websites, the study analyzes such source as publications of Russian researchers on the issue of public councils under authorities. The methodological basis of the research was formed by a set of methodological approaches - the systematic approach of Th. Parsons, comparative and regulatory approaches. The choice of these methods was associated with the need to study different types of sources available on the websites of municipal authorities - regulatory legal acts and minutes of meetings of public councils. With regard to the term "information policy", the authors rely on the definition proposed by A. F. Garifullina, who considers information policy as a system of information channels connecting state and municipal authorities with society. As part of the monitoring of web sites of municipalities, the authors studied issues related to the availability of information on the work of public councils, determined the qualitative characteristics of the social and professional composition of council members, and considered the issue of the implementation of the public control function. Among the recommendation proposed as a result, the following should be stressed: the need to systematize information about the work of the public council in a separate page on the municipality's website, the need to arrange information about the work of the public council and to expand the possibilities for implementing the function of public control by councils through monitoring, expertise, inspections and other forms

Key words: information; information policy; official websites of municipal authorities; public councils; monitoring of data on official websites of municipalities; degree of "openness" of public councils; social and professional characteristics of public councils; implementation of the function of public control; documentation support of the work of public councils; Kemerovo Region-Kuzbass

Б ведение. Динамика развития институтов гражданского общества в Российской Федерации, имеющая не столько количественные, сколько качественные изменения, получает дальнейшее развитие в работах российских политологов. Подобный научный интерес вызван необходимостью проведения мониторинговых исследований происходящих изменений, в первую очередь, в работе региональных Общественных палат, общественных советов при органах законодательной и муниципальной власти на региональном и муниципальном уровнях, развитие гражданских инициатив в лице волонтерских и некоммерческих организаций. Среди перечисленных институтов гражданского общества особенно медленно качественные изменения происходят на муниципальном уровне в работе общественных советов, созданных при муниципалитетах, что позволяет утверждать о значимости проведения исследований в этом вопросе с возможностью внесения практических предложений Общественным палатам субъектов РФ и региональным парламентам. К субъектам Российской Федерации, где изучению развития данного института в последние годы уделяется пристальное

внимание в лице общественников, экспертов, руководства отдельных муниципальных образований, следует отнести Кемеровскую область-Кузбасс (далее Кузбасс).

Объектом исследования выступил мониторинг официальных данных на сайтах органов муниципальной власти о работе общественных советов Кузбасса. Предметом исследования явилась информационная политика официальных страниц сайтов муниципальных образований по вопросам освещения деятельности созданных общественных советов при органах муниципальной власти Кузбасса.

Цель исследования - провести мониторинг сайтов муниципалитетов по освещению работы общественных советов и на основании собранных и проанализированных данных мониторинга разработать рекомендации Общественной палате Кемеровской области-Кузбасса и муниципальным образованиям по совершенствованию информационной политики муниципалитетов по освещению работы общественных советов. Результаты проведенного мониторинга позволят в последующем разработать единый стандарт методических рекомендаций по совершен-

Ро1Но1оду

Ви1Ып о{:ZabGU. 2021. Уо1. 27. N0. 9

ствованию информационной политики муниципальных образований в отношении работы общественных советов. Подобные исследования, по мнению авторов, позволят не только улучшить качество информационной политики по информированию населения, но и заинтересуют представителей различных некоммерческих организаций в стремлении более активно принимать участие в общественной деятельности.

Основными исследовательскими задачами выступили: анализ степени изученности рассматриваемой проблемы в работах российских ученых; определение и анализ качественных характеристик информационного сопровождения работы общественных советов при органах муниципальной власти в Кузбассе; составление предложений для последующего формирования единых методических рекомендаций муниципальным образованиям в освещении работы общественных советов Кузбасса.

Методология и методы исследования. При проведении исследования авторы статьи опирались на следующий комплекс методологических подходов, в частности системный, сравнительный и нормативно-правовой. Выбор данных методологических подходов обусловлен необходимостью мониторинга и анализа нормативно-правовых актов на сайтах муниципалитетов Кузбасса (Положений о создании Общественных советов и о изменениях состава), а также текущей документации (протоколы заседаний, повестки и планы заседаний и др.) с применением системного и сравнительного подходов. При этом системный подход Т. Парсонса применен при интерпретации информации через призму взаимосвязей и взаимодействий между органами власти и общественными советами не только в вопросе информационного сопровождения работы общественных советов, но и в вопросе «выделения» раздела на сайтах общественному совету (информация видна сразу или «спрятана» внутри какого-то раздела, факт наличия на сайте не только «Положения о создании совета», но и освещение его работы). Непосредственно применение сравнительного подхода нашло свое выражение

в проведении сравнительного анализа сайта муниципалитета по заранее разработанным критериям оценки работы общественных советов и сопоставлении разных советов на предмет ранжирования по уровню интенсивности работы.

Разработанность темы.На протяжении последнего десятилетия учеными поднят пласт вопросов, связанных с институциональным развитием общественных советов при органах федеральной, региональной и муниципальной власти. Подобный научный интерес вызван, с одной стороны, с формированием нормативно-правовой базы по регламентации деятельности общественных советов как механизма по реализации общественного контроля, с другой стороны, определенным потенциалом развития в лице нового института гражданского общества -общественных советов.

Проведенный анализ научных исследований российских авторов показывает, что наибольший исследовательский интерес вызывают вопросы, связанные с развитием общественных советов при органах законодательной и исполнительной власти на федеральном уровне [12] и в регионах Российской Федерации. В числе авторов, которые рассматривают данную тематику, отметим исследования И. А. Емелиной, Н. А. Красиль-никовой, И. В. Лагун, Д. С. Михеева, Г. В. Туманян [4; 5; 7; 10].

Менее проработанными вопросами, исходя из имеющихся научных исследований и их региональной специфики, следует считать изучение динамики развития общественных советов при органах муниципальной власти1 [6; 11; 13], исследование системы взаимодействия институтов гражданского общества и власти [2; 3; 14]. Отдельным направлением в освещении работы общественных советов выступает информационное сопровождение их деятельности, т. н. информационная политика региональной власти и муниципалитетов. Встречается немного работ по данному исследовательскому направлению, что следует связывать, в частности с отсутствием общепринятого научного и нормативно-правового определения понятия «информаци-

1 Матвеева Е. В., Митин А. А., Алагоз А. В. Институт общественного контроля в региональном политическом пространстве: современное состояние и перспективы развития // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2018. - № 43. - С. 191-202.

онная политика». В последние годы данной тематикой занимаются А. Ф. Гарифуллина, А. А. Обласов, И. П. Обласова, Н. Н. Скрип-никова и др. [1; 8; 9]. При этом в рамках нашей статьи за определение «информационной политики» взят подход, предложенный А. Ф. Гарифуллиной, в котором органы государственной и муниципальной власти рассматриваются как «элемент государственного управления, по существу и функционально связанный с системой политического управления, ориентированного на взаимное удовлетворение интересов власти и общества» [1. C. 128].

Результаты исследования. Основой научного исследования стали результаты мониторинга, проведенного в III квартале 2021 г. в рамках реализуемого Президентского гранта для НКО «Ресурсные возможности: поддержка общественных инициатив на муниципальном уровне» (исследование выполнено при финансовой поддержке Президентского гранта для НКО в рамках научного проекта №19-2-000206) и при участии экспертов Центра региональных социально-политических исследований Кемеровского государственного университета. Основными задачами мониторинга явились: выявить на официальном сайте муниципалитета специальный раздел с информацией о действующих общественных

советах; определить качественные характеристики социально-профессионального состава членов советов; изучить функциональную направленность совета через выявление в их практической работе функции общественного контроля (работа с обращениями граждан, проведение экспертиз, мониторин-гов, проверок).

При работе с сайтами официальных органов власти учитывался такой критерий, как расположение на сайте информации об общественном совете. Как показало исследование, информация на официальных сайтах администраций об общественных советах расположена в разных форматах: специальная вкладка «Общественный совет» создана на сайте одного муниципалитета - Новокузнецкого муниципального района, специальная вкладка «Советы и комиссии» без фактического заполнения информации у четырех муниципалитетов (Кемеровский городской округ, Киселевский городской округ, Новокузнецкий городской округ, Кемеровский муниципальный округ), информация о работе совета «спрятана» на сайтах двух муниципалитетов (Тайгинский городской округ, Яйский муниципальный округ), информацию можно найти через поисковый запрос о советах в семи муниципалитетах, нет данных о совете на сайтах 20 муниципалитетов (рис. 1).

Рис. 1. Наличие на сайтах администраций муниципалитетов Кузбасса данных о общественном совете / Fig. 1. Availability of data on the public council on the websites of municipal authorities of Kuzbass

Качественным критерием оценки работы общественных советов выступает вопрос председательства. Согласно представленным данным на сайтах, сфера профессиональной деятельности председателей со-

ветов выглядит следующим образом: в трех советах председателями являются главы муниципалитетов (Совет по взаимодействию с национальными общественными объединениями г. Кемерово, Общественный совет

при главе Калтанского городского округа, Совет по инвестиционной и инновационной деятельности Яйского муниципального округа); в одном совете заместитель главы (Совет по взаимодействию с национальными общественными объединениями Белов-ского городского округа); в одном совете сотрудник администрации муниципалитета (Консультативный Совет по защите прав и законных интересов коренных малочисленных народов в Беловском городском округе); в четырех советах представители бизнеса (Общественный совет муниципального образования Беловский городской округ, Совет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства при Главе Беловского городского округа, Совет по развитию предпринимательства Кемеровского городского округа, Общественный совет по промышленности и предпринимательству на территории Ленинск-Кузнецкого муниципального округа); по одному совету представители систе-

мы здравоохранения (Общественный совет по здравоохранению при Администрации Беловского городского округа), образования (Общественный экологический совет Новокузнецкого муниципального района), некоммерческого сектора (Общественный совет по проведению независимой оценки качества работы муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования Березовского городского округа); по семи советам нет данных (рис. 2).

Особо следует обратить внимание не столько на недооценку руководством муниципалитета вопроса привлечения на должность председателя представителей общественных организаций и бизнес-сообщества, сколько вопросу отсутствия какой-либо информации практически в 1/3 советов о составе и председателе совета (явный «лидер» антирейтинга г. Кемерово, Березовский, Тайга, Тисуль).

представитель ш ^ ^^^^^^^

Рис. 2. Председатели общественных советов при администрациях муниципалитетов Кузбасса / Fig. 2.Chairpersons of public councils under the authorities of municipalities in Kuzbass

Не менее значимой характеристикой оценки качественной составляющей работы общественных советов выступает социально-профессиональный состав членов советов (сфера профессиональной деятельности, гендерный состав).

Состав советов включает представителей следующих социально-профессиональных групп: представители муниципальной

службы, депутаты, общественники, бюджетная сфера (образование, здравоохранение, культура, социальная сфера), предприниматели, представители СМИ, священнослужители, пенсионеры, в т. ч. ветераны военной службы и труда. На рис 3, исходя из принципа преобладания конкретной сферы профессиональной деятельности, в процентном соотношении представлен состав советов.

Рис. 3. Профессиональный состав общественных советов при администрациях муниципалитетов Кузбасса / Fig. 3. Professional composition of public councils under the authorities of municipalities in Kuzbass

Перекос в сторону преобладания мужской части населения имеет место в Совете по развитию предпринимательства Кемеровского городского округа. В остальных советах представительство примерно одинаковое.

Весьма важным вопросом при рассмотрении общественных советов выступает возможность осуществления общественного контроля за результатами работы органов местного самоуправления. В качестве источника информации взяты протоколы заседаний общественных советов за период 2018-2021 гг. (не учитывались прописанные в нормативных документах положения по реализации функции общественного контроля, т. к. в практической работе они могут не ре-ализовываться). В результате проведенного анализа получены следующие качественные результаты:

1) полностью отсутствует такая форма осуществления общественного контроля, как работа с обращениями граждан; не применяются такие формы по совершенствованию системы муниципального управления, как экспертизы проектов, мониторинги и проверки;

2) в качестве определённой формы общественного контроля можно рассматривать формат приглашения на заседания советов представителей от населения (например, активистов от рабочей группы). Такого рода деятельность используется в работе двух сове-

тов - Общественного экологического совета Новокузнецкого муниципального района и Общественного совета при главе Калтанско-го городского округа. При этом приглашенные жители имеют возможность задавать вопросы, участвовать в обсуждении, а значит оказывать влияние на итоговый результат заседаний, представленный в протоколах.

В работе большинства общественных советов (84,3 %) функции общественного контроля реализуются не полностью (рис. 4).

10,5%

843%

■ - приглашение на заседания представителей от населения

■ - работа с обращениями граждан, экспертизы, монито-ринги, проверки

■ - общественный контроль не осуществляется

Рис. 4. Качественные показатели в реализации функции общественного контроля в работе общественных советов / Fig. 4. Qualitative indicators in the implementation of the function of public control in the work of public councils

Ро1Но1оду

Ви1Ып о{:ZabGU. 2021. Уо1. 27. N0. 9

Заключение. Проведенное исследование и анализ полученных данных показывают, что органы муниципальной власти Кузбасса в большинстве своем не уделяют должное внимание информационной политике по качественному наполнению разделов о работе общественных советов. В этой связи возникает необходимость по выработке предложений для последующего формирования единых методических рекомендаций органам муниципальной власти с учетом имеющихся лучших практик и выявленных недостатков в информационном освещении работы общественных советов.

В числе наиболее важных предложений, направленных на улучшение качества информационной политики муниципальных образований, отметим такие, как необходимость систематизации информации о работе общественного совета в отдельной вкладке, доступной при работе с сайтом обычному

Список литературы _

гражданину, а не только сотруднику администрации; информация о работе общественного совета должна быть структурирована по нескольким разделам (состав, работа, нормативные документы); способствовать осуществлению практики реализации различных форм общественного контроля - мониторингу экспертизы, проверки и т. д.

Таким образов, проведенный мониторинг и анализ результатов, представленных, в частности в рамках научной статьи, показал, что руководство муниципальных образований порой недооценивает важность информирования населения о работе созданных общественных советов. А это важный рычаг осуществления «обратной связи» между населением и властью, что, в свою очередь, оказывает непосредственное воздействие на уровень институционализации российского гражданского общества.

1. Гарифуллина А. Ф. Информационная политика органов государственной и муниципальной власти // Российский электронный научный журнал. 2013. № 5. С. 126-129.

2. Барашков Г. М. Система взаимодействия институтов гражданского общества и власти в контексте устойчивого регионального развития (на примере Саратовской области) // Устойчивое развитие регионов: опыт, проблемы, перспективы: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Казань: Академия наук Республики Татарстан, 2017. С. 390-394.

3. Зубарев С. В., Савон И. В., Мамонтова Ю. П. Оценка практики реализации общественного контроля на региональном уровне // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. № 5. С. 37-42.

4. Красильникова Н. А. Вопросы правового регулирования организации и деятельности общественных советов как субъектов общественного контроля (на примере Нижегородской области) // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства: материалы II Всерос. науч.-практ. конф.; отв. ред. А.В. Мартынов. Нижний Новгород: Нац. исслед. Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского, 2016. С. 243-252.

5. Лагун И. В., Емелина И. А. Развитие механизмов общественного контроля в регионах Российской Федерации // Модернизация государственного и муниципального управления: концепции, технологии, практики: сб. науч. трудов. Саратов: Поволж. ин-т управления им. П .А. Столыпина - филиал Рос. акад. нар. хоз. и гос. службы при Президенте Российской Федерации, 2019. С. 185-189.

6. Луценко Е. Л., Рыбакова М. Е. Общественный контроль над деятельностью органов государственной и муниципальной власти // Постулат. 2017. № 7. С. 25.

7. Михеев Д. С., Михеева Т. Н. Роль гласности в осуществлении общественного контроля на муниципальном уровне // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 1. С. 120-123.

8. Обласов А. А., Обласова И. П. Проблемы законодательного регулирования информационной политики органов муниципальной власти на примере г. Комсомольска-на-Амуре // Производственные технологии будущего: от создания к внедрению: материалы междунар. науч.-практ. конф. Комсомольск-на-Амуре: Комсомольский-на-Амуре гос. ун-т, 2019. С. 222-224.

9. Скрипникова Н. Н., Скрипникова Н. С. Факторы совершенствования информационно-коммуникативных связей органов местного самоуправления // Гуманитарные технологии в современном мире: Материалы VI Международной научно-практической конференции. Калининград: Западный филиал РАН-ХиГС,2018. С. 194-197.

10. Туманян Г. В. О порядках формирования консультативных органов при законодательных органах власти субъектов РФ. Возможен ли конфликт интересов? // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 1. С. 284-290.

11. Чихладзе Л. О проблемах общественного контроля на муниципальном уровне // Самоуправление. 2016. № 5. С. 20-21.

12. Gromyko S. Problems of the institutionalization of civil activity with participation in activity of public councils at bodies of the public power // Актуальные проблемы современности. 2018. № 3. С. 54-59.

13. Mikheeva T. N. Association of citizens as a subject of public control at the municipal level // Proceedings of the 32nd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2018 - Vision 2020. Seville, 2018. С. 7685-7689.

14. Voroshilov N. V. Regional policy on the development of municipalities: efficiency assessment and implementation specifics in the current context // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2019. T. 12, № 5. С. 58-75.

References _

1. Garifullina A. F. Rossiyskiy elektronny nauchny zhurnal (Russian Electronic Scientific Journal), 2013, no. 5, pp. 126-129.

2. Barashkov G. M. Ustoychivoe razvitie regionov: opyt, problemy, perspektivy. Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Sustainable development of regions: experience, problems, prospects. Collected materials of the International Scientific and Practical Conference). Kazan: Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, 2017, pp. 390-394.

3. Zubarev S. V., Savon I. V., Mamontova Y P. Nauka i obrazovanie: hozyaystvo i ekonomika; predprinimatelstvo; pravo i upravlenie (Science and education: economy and economics; entrepreneurship; law and management), 2020, no. 5, pp. 37-42.

4. Krasilnikova N. A. Aktualnye voprosy kontrolya i nadzora v sotsialno znachimyh sferah deyatelnosti obschestva i gosudarstva: Materialy II Vseros. nauch.-prakt. konf.; otv. red. A.V. Martynov (Topical issues of control and supervision in socially significant spheres of activity of society and the state: Materials of the II All -Russian Scientific and Practical Conference; ed. by A.V. Martynov). Nizhniy Novgorod: National Research Nizhny Novgorod State un-ty named after N.I. Lobachevsky, 2016, pp. 243-252.

5. Lagun I.V., Emelina I.A. Modernizatsiya gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya: kontseptsii, tehnologii, praktiki: sbornik nauchnyh trudov (Modernization of state and municipal administration: concepts, technologies, practices: collected scientific papers). Saratov: Volga Institute of Management named after P. A. Stolypin - branch of Ros. academy of national economy and state services under the President of the Russian Federation, 2019, pp. 185-189.

6. Lucenko E. L., Rybakova M. E. Postulat (Postulate), 2017, no. 7, pp. 25.

7. Mikheev D. S., Mikheeva T. N. Vestnik Rossiyskogo universiteta kooperatsii (Bulletin of the Russian University of Cooperation), 2016, no. 1, pp.120-123.

8. Oblasov A.A., Oblasova I.P. Proizvodstvennye tehnologii buduschego: ot sozdaniya k vnedreniyu: Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Production technologies of the future: from creation to implementation: Materials of the International Scientific and Practical Conference). Komsomolsk-on-Amur: Komsomolsk-on-Amur State Un-ty, 2019, pp. 222-224.

9. Skripnikova N. N., Skripnikova N. S. Gumanitarnye tehnologii v sovremennom mire: Materialy VI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Humanitarian technologies in the Modern World: Materials of the VI International Scientific and Practical Conference). Kaliningrad: RANEPA Western Branch, 2018, pp. 194-197.

10. Tumanyan G.V. Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie. Uchenye zapiski (State and Municipal Administration. Scientific Notes), 2021, no. 1, pp. 284-290.

11. Chihladze L. Samoupravlenie (Self-government), 2016, no. 5, pp. 20-21.

12. Gromyko S. Aktualnye problemysovremennosti (Current problems of our time), 2018, no. 3, pp. 54-59.

13. Mikheeva T. N. Materialy 32-y Mezhdunarodnoy Konferentsii Assotsiatsii Upravleniya biznes-informatsiey, IBIMA 2018 - Videnie 2020 (Proceedings of the 32nd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2018 - Vision 2020). Seville, 2018. Pp. 7685-7689.

14. Voroshilov N. V. Ekonomicheskie i sotsialnye izmeneniya: Fakty, Tendentsii, Prognoz (Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast), 2019, Vol. 12, no. 5, pp. 58-75.

Информация об авторе _

Матвеева Елена Викторовна, д-р полит. наук, доцент, профессор кафедры философии и общественных наук, Институт истории и международных отношений, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово, Россия. Область научных интересов: региональный политический процесс, местное самоуправление и развитие, гражданское общество, общественный контроль mev.matveeva2020@yandex.ru

Алагоз Алиса Владимировна, аспирант, кафедра философии и общественных наук, Институт истории и международных отношений, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово, Россия. Область научных интересов: власть, региональные институты и процессы, информационная политика, политические интернет-коммуникации aliscristall@mail.ru

Information about the author_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Elena Matveeva, doctor of political sciences, associate professor, professor of the Philosophy and Social Sciences departments, Institute of History and International Relations, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia. Scientific interests: regional political process, local self-government and development, civil society, public control

Alice Alagoz, postgraduate, Philosophy and Social Sciences department, Department of General history and socio-political Sciences, Institute of History and International Relations, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia. Scientific interests: government, regional institutions and processes, information policy, political Internet communications.

Для цитирования_

Матвеева E. В., Алагоз А. В. Информационная политика органов муниципальной власти по освещению деятельности общественных советов (по результатам мониторинга в Кузбассе) // Вестник Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 27, № 9. С. 71-79. DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-9-71-79.

Matveeva E., Alagoz А. Information policy of municipal authorities оп the coverage of public councils' activities (based on the case of monitoring in Kuzbass) // Transbaikal State University Journal, 2021, vol. 27, no. 9, pp. 71-79. DOI: 10.21209/22279245-2021-27-9-71-79.

Статья поступила в редакцию: 12.11.2021 г. Статья принята к публикации: 16.11.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.