Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
810
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / ЭКОНОМИКА / ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чуйков А.С., Ревун И.В.

Обеспечение финансово-экономической безопасности России является необходимым условием для устойчивого и постоянного развития государства. В статье рассмотрены фундаментальные основы обеспечения финансово-экономической безопасности. Рассмотрена степень влияния национальных интересов, инвестиционных и инновационных процессов, на возможность динамического развития экономики. По мнению авторов, обеспечение финансово-экономической безопасности должно стать важнейшим приоритетом, так как это напрямую определяет уровень независимости национальной экономики, и соответственно, уровень жизни населения. Создание эффективного механизма решения имеющихся дефектов экономики, содействие и поддержка в инновационной и инвестиционной сфере, в дальнейшем позволит вывести экономику государства на новый уровень мировой арены. На основе рассмотренных данных авторы пришли к выводу, что обеспечение финансово-экономической безопасности России является необходимым условием для выведения страны из кризисного периода и защиты её экономики в дальнейшем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE FINANCIAL AND ECONOMIC SECURITY OF THE STATE

Ensuring the financial and economic security of Russia is a prerequisite for the sustainable and continuous development of the state. The article considers the fundamental foundations of ensuring financial and economic security. The degree of influence of national interests, investment and innovation processes on the possibility of dynamic economic development is considered. According to the authors, ensuring financial and economic security should become a top priority, as it directly determines the level of independence of the national economy, and, accordingly, the standard of living of the population. The creation of an effective mechanism for solving the existing defects of the economy, assistance and support in the innovation and investment sphere, will further bring the state's economy to a new level of the world arena. Based on the data reviewed the authors came to the conclusion that ensuring the financial and economic security of Russia is a necessary condition for bringing the country out of the crisis period and protecting its economy in the future.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ГОСУДАРСТВА

А.С. Чуйков, канд. юрид. наук, доцент И.В. Ревун, магистрант

Севастопольский государственный университет (Россия, г. Севастополь)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-284-217-220

Аннотация. Обеспечение финансово-экономической безопасности России является необходимым условием для устойчивого и постоянного развития государства. В статье рассмотрены фундаментальные основы обеспечения финансово-экономической безопасности. Рассмотрена степень влияния национальных интересов, инвестиционных и инновационных процессов, на возможность динамического развития экономики. По мнению авторов, обеспечение финансово-экономической безопасности должно стать важнейшим приоритетом, так как это напрямую определяет уровень независимости национальной экономики, и соответственно, уровень жизни населения. Создание эффективного механизма решения имеющихся дефектов экономики, содействие и поддержка в инновационной и инвестиционной сфере, в дальнейшем позволит вывести экономику государства на новый уровень мировой арены. На основе рассмотренных данных авторы пришли к выводу, что обеспечение финансово-экономической безопасности России является необходимым условием для выведения страны из кризисного периода и защиты её экономики в дальнейшем.

Ключевые слова: финансово-экономическая безопасность, стратегия развития региона, экономика, технологии, инновации, инвестиции.

Финансово-экономическая безопасность является наиболее важным элементом в системе обеспечения национальной безопасности государства. Как показывает практика, без независимой, суверенной финансово устойчивой экономической системы страны невозможно развивать государство в правильном направлении. Экономика обеспечивает удовлетворение человеческих потребностей: как материально, так и духовно. Экономика должна способствовать развитию общества и достойной жизни граждан этой страны.

Изучением вопросов финансово-экономической безопасности государства занимались такие современные ученые, как Л.И. Абалкина, В.Н. Анищенко, И.Я. Богданова, А.В. Возженикова, А.Е. Городецкого, В.А. Зайцева, Р.В. Илюхиной, Н.П. Купрещенко, А.В. Молчанова,

A.А. Прохожева, СВ. Степашина,

B.К. Сенчагова. Ученные посветили свои труды вопросам создания благоприятных условий устойчивого экономического развития, государственному стратегическому планированию, взаимодействию

экономической безопасности с миграционными процессами, а также проблемам оценки экономической безопасности в современных условиях хозяйствования [1].

Однако, с учетом особой напряженности в мировом сообществе, постоянными санк-ционными рисками в отношении Российской Федерации со стороны ряда государств, финансово-экономическая безопасность России сегодня играет ключевую роль в обеспечении устойчивого существования государства и защите его от существующих и возможных угроз. Для защиты экономики государства от угроз необходим четко разработанный пакет мер по обеспечению экономической безопасности государства. К сожалению, стоит отметить, что нынешний финансовый и экономический кризис, начавшийся с 2014 года, позволяет нам понять, насколько уязвима российская экономическая система для внутренних и внешних угроз финансово-экономической безопасности [2].

Условно можно выделить несколько уровней финансово-экономической

безопасности, для большего понимания угроз на каждом из них.

Первый уровень - это глобальная экономическая безопасность. Характеризуется уязвимостью финансово-экономической системы к вызовам и угрозам мировой экономики со стороны других стран, и соседних государств. Можно использовать более привычный термин - международная безопасность.

Второй уровень представлен региональной безопасностью, в состав которой включены еще три или четыре условных пояса. Ряд ученых выделяет такие уровни как безопасность федеральная, межрегиональная, регионального и безопасность местного самоуправления.

Третий уровень - это внутренняя безопасность. Сюда могут входить все субъекты федерации, все ее элементы, хозяйственные организации.

Касаемо наиболее характерных особенностей национальной экономической безопасности России, отдельно следует отметить, что ВВП заметно отстает от таких мировых лидеров как США, Европейский союз, Китай или Япония. Еще более заметен этот разрыв становится если проводить сравнительную характеристику относительно размера территорий, запаса природных и лесных ресурсов [3].

На сегодняшний день Россия все ещё сохраняет за собой крайне скромные позиции в экспорте продукции с высокой добавленной стоимостью, что особенно заметно в обрабатывающей промышленности. Одновременно с этим уровень жизни и индекс человеческого развития значительно отстают от развитых стран.

Смело можно утверждать, что чрезвычайно богатая природными ресурсами территория, может гарантировать гораздо больший экономический рост, финансовую независимость и отдачу при надлежащем использовании.

Реальное положение финансово-экономической безопасности на сегодняшний день таковы: законы гармоничного развития искажены во внутренней системе безопасности, а принципы справедливого распределения доходов нарушены, что

приводит к проблеме имущественного расслоения.

Одним из главных вопросов все еще остаётся внедрение конкурентоспособных передовых технологий.

В Российской Федерации наибольший потенциал принадлежит сырьевым отраслям. Касаемо обрабатывающего и перерабатывающего сектора, здесь мы наблюдаем значительное отставание. Несмотря на то, что трафик и коммуникации обеспечивают заметный рост производства, в то время как основной потребитель инноваций - машиностроение - остается на том же относительно низком уровне.

Современное научное общество утверждает, что конкурентоспособность экономики определяется новизной технологий и их превосходством на рынке. Несмотря на то, что в России темпы роста отдельных видов продукции в годовом исчислении достигают 15-20%, уровень продаж на мировом рынке крайне низок и составляет порядка одного процента.

На уровень технологического развития непосредственное влияние оказывают два главных фактора - инновации и инвестиции. Складывается такая ситуация, что по мере улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации, доля инноваций в совокупном объеме инвестиций достигает всего 10%. Следовательно, зарубежные конкурентоспособные технологии, оборудование и комплектующие, занимают равную нишу в технологической базе страны [3].

Помимо очевидных трудностей, с которыми приходится сталкиваться, в Российской Федерации до сих пор стоит проблема продовольственной безопасности. Невзирая на то, что около 10% мировых запасов сельскохозяйственных угодий сосредоточено на территории России, остается проблема неэффективного использования земельных ресурсов.

Например, доля сельскохозяйственной продукции в мировом производстве не превышает 1,5%. Около 30% пахотной земли, и вовсе не используются, что значительно снижает конкурентоспособность аграрного сектора на мировом рынке. Российская Федерация с 240 миллионами гектаров

сельскохозяйственных угодий, производит не более 62% от совокупной потребности в продовольственных товарах. Можно утверждать, что государство неспособно в полной мере обеспечить себя и своих граждан, одновременно с этим отказываясь возделывать собственные земли. Имея огромный потенциал в развитии сельскохозяйственного сектора и самое главное - природные ресурс для этого, из-за неэффективного управления мы сталкиваемся с зависимостью от импорта зарубежной продукции [3].

Одновременно с этим, Европа, которая имеет только 100 миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий, полностью снабжает себя продовольствием. Япония, имеющая всего 5 миллионов гектаров земли, обеспечивает продовольствием 75% из 127 миллионов жителей. Следует отметить, что зависимость России от импорта продовольствия с каждым годом ухудшается и приближается к отметке 40%.

Во всем мире на сегодняшний день актуальной проблемой экономической безопасности является сокращение количества и качества рабочей силы, Российская Федерация не стала исключением. По данным исследования РАНХиГС и ряда других научных организаций, к 2025 году количество трудоспособного населения страны может снизится на феноменальные 9 миллионов человек, одновременно с этим произойдет рост числа пенсионеров на 3 миллионов человек.

Ожидают значительный демографический спад и аналитики ООН. Согласно их анализу, к 2050 году число трудоспособных граждан в РФ сократится на 42-43%, то есть на 40 млн человек. Это означает, что некому будет осуществить инновационный прорыв, описанный в «Стратегии национальной безопасности до 2030 года».

Процесс инноваций должен стать прерогативой профессиональных сотрудников. Для этого основной задачей стратегии инновационного развития страны должна стать, цель на создание инновационного импульса внутри всей финансово-экономической системы. К сожалению, сегодня интеллектуальная составляющая ни в одной отрасли российской экономики не

превышает 1%, в то время как в развитых странах доля интеллектуального капитала в экономической системе достигает 25%.

Данная ситуация не является удивительной, в Российской Федерации за последние несколько лет количество зарегистрированных патентов не превышает 20 тысяч (всего 5% из них используются в промышленности). Например, в СССР эта цифра составляла примерно 200 тысяч авторских свидетельств в год.

Реализация Стратегии национальной безопасности РФ до 2030 года должна стать одним из ключевых фактором развития национальной экономики, повышения уровня жизни, укрепления национальной обороны, обеспечения политической стабильности государства в постоянно меняющейся политической ситуации в мире, правопорядка и государственной безопасности, поскольку подрыв государственных устоев соседних государств последнее время отнюдь не редкость. Одновременно с этим стратегия должна способствовать повышению международного престижа и конкурентоспособности страны [4].

Обеспечение экономической безопасности России и решении существующих проблем, требует четкого механизма реализации соответствующих мер, направленных на их устранение.

Механизм обеспечения финансово-экономической безопасности страны в контексте развивающейся глобализации представляет собой систему организационных, экономических, финансовых и правовых мер по предотвращению и нейтрализации существующих угроз [5].

Одним из приоритетных направлений должно оставаться соблюдения стратегических интересов безопасности, а также создания гибкой системы регулирования рыночной экономики и финансовой системы внутри государства. Данный механизм может содержать следующие элементы:

- постоянный и всесторонний мониторинг экономики, и общества направленный на выявление и прогнозирования финансово-экономических угроз безопасности как внутри страны, так и за её пределами;

- разработка индикаторов пороговых значений, максимально допустимых

значений для достоверной и объективной ориентация процессов на выбранные прио-

оценки социально-экономических показа- ритеты внутренней политики;

телей; - усиление контроля деятельности госу-

- индикативное планирование в иннова- дарственных предприятии, госзаказов ционной и инвестиционной деятельность, (прежде всего оборонных), а также пере-на основе которого осуществляется смотр существующих методов управления

государственным имуществом.

Библиографический список

1. Купрещенко Н.П., Кушхова А.А. Экономическая безопасность России во взаимодействии с современными миграционными процессами // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - №3. - С. 242-245.

2. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения 26.01.2022)

3. Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 27.01.2022)

4. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/61a97f7ab0f2f3757fe034d11011c7 63bc2e593f/ (дата обращения 28.01.2022)

5. Авдийский В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: Учебное пособие / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2014.

ENSURING THE FINANCIAL AND ECONOMIC SECURITY OF THE STATE

A.S. Chuikov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor I.V. Revun, Graduate Student Sevastopol State University (Russia, Sevastopol)

Abstract. Ensuring the financial and economic security of Russia is a prerequisite for the sustainable and continuous development of the state. The article considers the fundamental foundations of ensuring financial and economic security. The degree of influence of national interests, investment and innovation processes on the possibility of dynamic economic development is considered. According to the authors, ensuring financial and economic security should become a top priority, as it directly determines the level of independence of the national economy, and, accordingly, the standard of living of the population. The creation of an effective mechanism for solving the existing defects of the economy, assistance and support in the innovation and investment sphere, willfurther bring the state's economy to a new level of the world arena. Based on the data reviewed the authors came to the conclusion that ensuring the financial and economic security of Russia is a necessary condition for bringing the country out of the crisis period and protecting its economy in the future.

Keywords: financial and economic security, regional development strategy, economy, technology, innovation, investment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.