ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ РФ
В.К. СТАРОСТЕНКО,
кандидат экономических наук, профессор
И.И. ДЬЯЧЕНКО
Аннотация. В статье рассматриваются ключевые положения обеспечения экономической безопасности строительного комплекса, а также основные антикризисные меры, обеспечивающие устойчивое состояние промышленности строительных материалов, при котором она могла бы нейтрализовать внутренние и внешние угрозы экономической безопасности.
Ключевые слова, экономическая безопасность, строительный комплекс, антикризисные меры, устойчивое состояние, промышленность строительных материалов.
Кризисное состояние экономики всегда несет в себе наибольшие угрозы экономической безопасности, делает уязвимой национальную безопасность страны. Выявление сложившихся и определение потенциальных очагов кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности России, выработка мер по их ликвидации — одно из важнейших стратегических направлений государственной политики, определяющей средства и методы защиты насущных интересов России от внутренних и внешних угроз1.
Все виды национальной безопасности страны взаимосвязаны. Но особое место занимает экономическая безопасность, связанная с производственной деятельностью, в том числе экономическая безопасность промышленности строительных материалов, поскольку ни одна отрасль не обходится без строительства, а строительство объектов промышленного и гражданского назначения нуждается в строительных материалах.
В настоящее время в структуре производства строительных материалов насчитывается более 10 тыс. предприятий, в том числе 2,5 тыс. крупных и средних с общей численностью занятых около 470 тыс. человек, которые обеспечивают основные объемы производства.
По данным Росстата, из-за негативных процессов в сфере экономики в 2008 г. выпуск основных видов стройматериалов снизился в среднем на 10%, в том числе цемента — на 10,6%. Спад в индустрии стройматериалов может проявить себя с большей силой в 2009—2010 гг. В наибольшей степени это находит свое отражение в производстве цемента.
Кризис на цементном рынке стал проявляться в конце II квартала 2008 г. В III и IV кварталах произошел спад спроса на цемент, повлекший за собой снижение его цены. Особенно резкое сокращение производства цемента наблюдалось начиная с III квартала 2008 г. по Центральному федеральному округу РФ. По состоянию на конец 2008 г. падение достигло 25,5%. Цены сократились более чем на
35% — до 3 тыс. руб. за тонну (без учета НДС и доставки).
Снижение спроса на строительные материалы (прежде всего, на цемент) из-за уменьшения темпов строительства вылилось в новую угрозу экономической безопасности промышленности строительных материалов РФ. Ограниченный доступ к банковским кредитам заставил производителей заморозить проекты строительства и ввода в строй новых объектов, из которых сейчас можно реализовать не более 15%. В результате впервые за последние 10 лет в цементном производстве зафиксировано снижение объемов выпуска конечной продукции.
Чтобы соответствовать уровню спроса и таким образом прекратить падение цен, производители стройматериалов начали сокращать производство. Так, объем производства ОАО «Евроцемент групп», доля которого в общем выпуске продукции составляла в 2008 г. более 29%, упал в среднем на 28—30%. В то же время объемы производства других предприятий и организаций снизились в меньшей степени. Для ослабления иностранной конкуренции российские промышленники добились введения таможенных пошлин на ввоз цемента, металлопроката и труб из черных металлов в размере 5, 15 и 20% соответственно.
В настоящее время Правительством РФ рассматриваются различные формы антикризисных мер, обеспечивающих экономическую безопасность строительного комплекса, таких, как таможенно-тарифное регулирование, реструктуризация долгов, субсидии на погашение процентных ставок, предоставление государственных гарантий по кредитам, участие в капитале акционерных обществ.
Следует отметить, что российские предприниматели крайне неохотно вкладывают средства в развитие цементной промышленности, в том числе в обновление основных фондов и в строительство новых предприятий. Данная ситуация не может привести отрасль промышлен-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
ности строительных материалов к устойчивому состоянию, при котором она могла бы нейтрализовать внутренние и внешние угрозы экономической безопасности. Особенно наглядно это проявляется в условиях нарастающего экономического кризиса.
Экономическая безопасность и конкурентоспособность промышленности строительных материалов — взаимно связанные категории. Если субъект рынка не обеспечит своей экономической безопасности, он не сможет удержать конкурентные преимущества, следовательно, потеряет конкурентоспособность, что и происходит в отрасли строительных материалов по некоторым видам продукции.
Необходимо признать, что часть отечественных строительных материалов уступает по качеству лучшим зарубежным образцам. Низок удельный вес конкурентоспособной продукции по отдельным видам. Продукция отрасли потребляется в основном на внутреннем рынке. Раньше конкурентоспособными были цемент, асбест, стекло, древесина. В настоящее время эти позиции утрачены. Причины низкой конкурентоспособности отечественных строительных материалов кроются в ограниченности платежеспособного спроса, нехватке собственных инвестиционных ресурсов, завышенных ставках по коммерческим кредитам. Высокий уровень топливо- и энергопотребления при использовании в производстве ряда предприятий устаревших технологий и оборудования («мокрый» энергозатратный способ производства в цементной промышленности, линии вертикального вытягивания стекла и другие) также служит фактором низкой конкурентоспособности отечественных строительных материалов.
В целях стабилизации развития промышленности строительных материалов Правительством РФ разрабатывается пакет антикризисных мер. Приоритетными из них можно назвать следующие:
• Министерство регионального развития РФ приступило к разработке Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 г.;
• в целях поддержания приемлемого уровня цен на средне- долгосрочную перспективу на цементную продукцию ассоциациями производителей цемента и ассоциациями строителей разрабатываются меры по заключению долгосрочных контрактов без участия посредников;
• необходимость продления действия ставок ввозных таможенных пошлин на цемент и изделия из цемента, установленных Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2007 г. № 913 на срок до 25 октября 2009 г. Продление действия указанных ставок ввозных таможенных пошлин позволит провести анализ влияния принятых мер на рост цен на цемент и изделия из него, а также влия-
ния импорта на развитие цементной промышленности в РФ и по результатам анализа выработать взвешенную позицию о сохранении или отмене ввозных пошлин на данные виды продукции;
• предлагается отменить импортные пошлины на ввоз на территорию РФ оборудования и машин для производства строительных материалов, а также на оборудование для строительства машиностроительных заводов по производству оборудования для производства стройматериалов, изделий и конструкций;
• в целях создания механизма обеспечения текущей платежеспособности предприятий промышленности стройматериалов планируется осуществить ряд мероприятий, позволяющих ускорить окупаемость инвестиционных затрат и снизить риски финансовых институтов и инвесторов путем оказания прямой и косвенной финансовой государственной поддержки, а также усилить банковский контроль и расширить использование финансовых возможностей;
• предусматривается принять меры по совершенствованию государственных капитальных вложений, включая более эффективное использование государственного заказа, в том числе для строительства инфраструктуры промышленности строительных материалов;
• актуальным для российской строительной индустрии остается создание современного конкурентоспособного машиностроительного производства для промышленности стройматериалов на условиях государственно-частного партнерства. Наличие в России конкурентоспособного производства оборудования для промышленности стройматериалов во многом будет способствовать стабилизации цен на жилье;
• весьма важной является разработка мер, направленных на создание условий, направленных на финансирование российскими банками инвестиционных проектов по строительству новых предприятий строительных материалов и предприятий других отраслей экономики, использующих передовые энергосберегающие конкурентоспособные технологии;
• принятие мер по сокращению государственной поддержки организаций и предприятий, не вкладывающих денежные средства на строительство новых предприятий, производств и модернизацию действующих предприятий, а также на воспроизводство сырьевых запасов.
Реализация указанных антикризисных мер позволит в значительной мере обеспечить экономическую безопасность в промышленности строительных материалов РФ.
1 См.: Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2005. С. 609.