Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
98
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬ / ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ / КОЛИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Адилов О. К., Худаёров Ш. Т., Маманов Т.

В этой статье приведена разработка методических рекомендаций и применения их результатов в производство в целях усовершенствования автомобильного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Адилов О. К., Худаёров Ш. Т., Маманов Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING ENVIRONMENTAL SAFETY AUTOMOTIVE COMPLEX

This article provides the development of guidelines and the application of their results in production in order to improve road transport.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА»

ТРАНСПОРТ И ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ

(TRANSPORT & ROAD TRAFFIC)

УДК 1

Адилов О.К.

к.т.н, доц.

Джизакский политехнический институт (Джизак, Узбекистан)

Худаёров Ш.Т.

старший преподаватель Джизакский политехнический институт (Джизак, Узбекистан)

Маманов Т.

студент бакалавриата направления «Машиностроения и тракторостроение» Джизакский политехнический институт (Джизак, Узбекистан)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация: в этой статье приведена разработка методических рекомендаций и применения их результатов в производство в целях усовершенствования автомобильного транспорта.

Ключевые слова: автомобиль, экология, экологические безопасности, показатели, количество.

В Узбекистане охраны и защита окружающей среды рассматривается как важнейшая государственная задача. Для устойчивого развития демократического общества характерна комплектность приёмов рационального природопользования во всех сферах народного хозяйства, в том числе в автотранспортном комплексе (АТК), существенно воздействующим на природу.

Экологическая безопасность АТС это минимизировать уровень вредного воздействия на окружающую среду и здоровые человека, в том числе за счет экономии материальных и энергетических ресурсов.

Как известно, на наземном транспорте наиболее распространены ДВС как с внешним, так и с внутреннем смесеобразованием топлива с воздухом в определенном пропорции соответствующей их режима работы в эксплуатации. Эти двигатели отличаются компактностью, высокой экономичностью и долговечностью и применяются во всех типах АТС.

Таким образом, в результате работы автомобильного двигателя уменьшается необходимый для дыхания кислород и частично заменяется токсичными газами, что очень вредно для организма человека.

Окис углерода или угарный газ, неспособна поддерживать дыхание и является сильным ядом, вызывающим головокружение и тошноту. Ядовитость СО объясняется образованием стойкого его соединение с гемоглобином крови, в результате чего она перестаёт быть передатчиком кислорода к тканям организма.

При сгорании 1 кг бензина при средних скоростях и нагрузках выделяется примерно 300-310 г токсичных компонентов:

- окиси углерода - 225г;

- окислы азота - 55г;

- углеводороды - 20 г;

- окислы серы - 1,5 - 2,02 г;

- альдегиды - 0,8 - 1,0 г;

- сажа - 1 - 1,5 г.

При сгорании 1 кг дизельного топлива выделяется около 80...100 г токсичных компонентов:

- окиси углерода - 20 -30 г;

- окислы азота - 20 -40 г;

- углеводороды - 4 -10 г;

- окислы серы - 10 -30 г;

- альдегиды - 0,8 - 1,0 г;

- сажа - 3,0 - 5,0 г.

Окислы азота , попадая в дыхательные путы, образуют с водой соединение азотной и азотистой кислот, которые разрушающее действует на легкие. Опасные заболевания наступают при концентрации окислов азота 0,01%. Специалисты считают, что для организма человека окислы азота примерно в 10 раз опаснее окислы углерода.

Авторами были разработаны классификация загрязняющих веществ, выделяемых в жизненном цикле энергоустановок и попадающие в окружающие среду, в частности:

- первая группа - твердые частицы, особенно крупных размеров под действием гравитационных сил оседают на подстилающие поверхности в пределах ограниченных зон и дальнейшего участия в атмосферных процессах не принимают;

- вторая группа загрязняющих веществ - (СО, не метановые

углеводороды, NO2, SO2,), попадая в атмосферу, претерпевают в ней физико-химические изменения, взаимодействуя друг с другом и с атмосферным воздухом, что является причиной образования фотохимических смогов и кислотных дождей на локальных площадях в переделах отдельных регионов;

- третья группа веществ

(С02, СН4, тропосферный озон,

хлорфторуглероды, ^2<0) проявляется только на глобальном уровне, оказывая влияние на климат планеты путем изменения теплового баланса в приземном слое атмосферы, разрушая озоновый слой в тропосфере.

Максимально вожможная концентранция диоксида углерода в сухих продуктах сгорения оценивается по формуле:

Ксо2 - 100(С/12)/[С,/12 + 9/32 +10 {1 - О,/100}т,]/19,64, г/м3 (1)

С Н О 9 —

где С'Н' О'9 содержание углерода, водорода, кислорода и серы в

топливе в массовых долях; О — объемная концентрация кислорода в воздухе,

°у -20,95/о. ту - средняя относительная молекульярная масса воздуха, т - О /25 + 28. /

V V '

стехиометрический коэффициент. К

Расчеты со 2 - по формуле (1) показывают, что из углеводородных топлив СО

концентрация 2 в сухих продуктах сгорания газовых топлив меньше, чем у

бензина или дизельного топлива (соответственно 293,23 и 300,865 г/м3). Максимальное снижение (в 1,28 раза) можно обеспечить при замене бензина

СО

метаном. В случае, если рассматривать выделение СО2 на единицу массы

сжигаемого топливо более предпочтительным по удельным выбросам СО2 является метанол, где снижение в 2,25 раз по сравнению с бензином.

Известно, что образование монооксида и диоксида углерода связано преимущественно с процессами горения, но не технологическими процессами жизненного цикла. А источниками выделения углеводородов, не связанных с процессами горения, являются в основном утечки и испарения в технологических процессах нефтепереработки, лакокрасочных материалов. В составе отработавших газов автомобильных двигателей присутствуют углероды, образующиеся двумя путями: в результате реакций цепочное-теплового взрыва когда образуются ПАУ, альдегиды, кетоны, фенолы, а также в результате неполного сгорания топлива. Скорость распространения паров топлива в окружающей среде вследствие диффузии определяет протекание диффузионного испарения. Закономерность молекулярного переноса описываются законом Фика, который связывает удельный поток пара 1 с градиентом его концентрации С:

] - ~Вп • &тас1С (2)

где Вп -коэффициент диффузии паров топлива

Этот уравнение справедливо для описания диффузии в подвижной среде в условиях статического испарения из топливного бака и поплавковой камеры карбюратора.

В данной работе основное внимание уделяется процессам удаление газообразных загрязнителей путем абсорбции, адсорбции, конденсации, химической обработки и окисления.

При очистке и нейтрализации отработавших газов автомобильных двигателей, а также при очистке уходящих газов тепловых электростанций, котельных, мотороиспытательных станций широко используется методы дожигание и химическая обработка.

Как отмечается величина парникового эффекта зависит только от

концентрации С02 в атмосфере и определяется исключительно мощностью источников загрязнения независимо от их месторасположения и происходящих в атмосфере физике - химических процессов.

СО

Концентрация вредного вещества в частности, С02 предполагается уменьшающейся во времени в результате химической реакции в соответствии с уравнением

С — Саехр(—Лх/и)

С

где Со - концентрация вещества в воздухе без учета химических реакций; Л - скорость полураспада загрязняющего вещества в атмосфере; х - пройденное расстояние; и - скорость переносящего ветра.

При моделировании процессов распространения и трансформации автомобильных выбросов локальных территориях рассматриваются следующие зоны транзита загрязняющих веществ в атмосфере:

-зона выброса;

-импактная зона (территория непосредственного влияния источника загрязнения);

- фоновая зона (территория за пределами непосредственного влияния источников загрязнения в пределах рассматриваемого региона);

- зона контактна загрязняющих веществ с подстилающими поверхностями.

При изучении изменении состава и температуры атмосферного воздуха парниковыми газами за пределами импактной зоны в фоновой зоне применимы особей методы оценки концентраций загрязняющих веществ. В этих моделях считается, что частицы или молекулы загрязняющих веществ, выброшенные в атмосферу, удаляются друг от друга под влиянием турбулентных вихрей. Для моделирования процессов турбулентной диффузии в атмосфере используется две подхода [2]: теория градиентного переноса и статическая теория, связанные между собой.

Основной целью статей [6] является разработка принципов, расчетных и экспериментальных методов управления качеством окружающей среды в мегаполисе путем совершенствования экологических характеристик автотранспортных средств, упорядочения движения транспорта на улично-дорожной сети с использованием современных технологий телематики и обработки информации. При этом основной акцент исследования делается на изучении поведения совокупности машин на улично-дорожной сети крупного города с позиции оценки их вклада в загрязнение атмосферного воздуха вредными веществами и теплоту, выделяемых с отработавшими газами транспортных двигателей.

Согласно утверждением авторов основное влияние на расход топлива и выбросы токсичных веществ оказывает интенсивность и величина перемещения органа управление топливоподачей в режиме разгона. В режиме разгона происходит нарушение процесса образования смеси, рассогласование агрегатов

системы питания и зажигания, увеличение неравномерности распределения смеси по цилиндром.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Ходжаев Ф. Загрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами от автотранспорта и методы его уменьшения. Экологический вестник., №4. 2004г.-стр.33....36.

Эргашев Т., Эргашев А. Экологическая безопасность. Среда жизни человека Chinor ENK. 2007. стр.105.. .109.

З.Экология и экономика. Природо-использование. М. «закон и право» ЮНИТИ, 1998г.

Захидов Р.А. Повышение роли альтернативных и возобновляемых источников энергии в энергетической стратегии США. №1 2007й. стр. 53-53. Базаров Б.И. Научные основы энерго экологической эффективности использования альтернативных моторных топлива: Дисс. док техн. наук.-Ташкент: ТАДИ, 2006-...с.

Эрназаров, А. А. (2019). Необходимость применения систем автоматизированного проектирования при обучении студентов инженерных специальностей высших учебных заведений. Вестник науки, 1(11), 20-26. Автомобильные дороги: безопасность, экологические проблемы, экономика / Под. Ред. В.Н. В.Н. Луканина и К.Х. Ленца,-М.: Логос, 2002. Адилов О.К.Тиркашева М.Б. Аскаров И.Б Загрязнение атмосфера выхлопными газами от автотранспорта. ФарПИ вестник., №4. 2016г.-стр.33..36.

Adilov O.K.

Ph.D., Assoc. Jizzakh Polytechnic Institute (Jizzak, Uzbekistan)

Khudayorov Sh.T.

Senior Lecturer Jizzakh Polytechnic Institute (Jizzak, Uzbekistan)

Mamanov T.

undergraduate student "Mechanical Engineering and Tractor Engineering" Jizzakh Polytechnic Institute (Jizzak, Uzbekistan)

ENSURING ENVIRONMENTAL SAFETY AUTOMOTIVE COMPLEX

Abstract: This article provides the development of guidelines and the application of their results in production in order to improve road transport.

Keywords: car, ecology, environmental safety, indicators, quantity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.