ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ (TECHNICAL SCIENCE)
УДК 1
Адилов О.К.
кандидат технических наук Джизакский политехнический институт (Джизак, Республика Узбекистан)
Умиров И.И.
Джизакский политехнический институт (Джизак, Республика Узбекистан)
Абдурахманов М.М.
Джизакский политехнический институт (Джизак, Республика Узбекистан)
АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ РАБОТ, ПОСВЯЩЕННЫХ ПРОБЛЕМАМ ЭКОЛОГИИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Аннотация: в этой статье приведен анализ существующих работ, посвященных к проблемам экологии автомобильного транспорта. Проведен анализ экологической безопасности автотранспортного комплекса.
Ключевые слова: автомобиль, окружающей среде, экологическая безопасность, перевозка, количество.
Достоинствами автомобилизации является насыщение общества транспортными средствами, а также предприятиями и сооружениями, необходимыми для их производства и эксплуатации. Однако этот прогрессивный
процесс характеризуется некоторыми отрицательными явлениями, наносящие существенный ущерб обществу и окружающей среде.
С увеличением материальных и культурных потребностей человека, охрана природы и защита окружающей среды от искусственных вредителей считается одна из самых актуальных проблем современности.
Всякое преобразование природы, начиная с добычи горных пород и кончая до выпуска полезных продукт, связано с услугами автомобильного транспорта.
С развитием научно-технического прогресса особую остроту приобретает проблемы взаимоотношений человеческого общества с природой, а также вопросы сохранение, восстановление и улучшение окружающей среды.
При формировании и реализации политики в области развития и обеспечения функционирования АТК, предлагаются некоторые принципы обеспечения устойчивого развития транспортных систем.
-удовлетворение транспортных потребностей не должно приводить к такому уровню негативного воздействия, который ставит под угрозу здоровье населения и состояние окружающей среды;
-транспортная система должна проектироваться и эксплуатироваться таким образом, чтобы для всех социальных групп население обеспечивались социальная справедливость при удовлетворении транспортных потребностей, охрана здоровья и безопасность, повышения качества жизни;
- принятие решений в области транспорта должна основываться на комплексных подходах и их планированию и оценке возможных последствий, учитывающих вопросы охраны окружающей среды, здравоохранения, энергетики, финансов;
- транспортная система должна эффективно использовать землю и другие природные ресурсы, сохраняя при этом жизненно важную среду обитания;
В указанной работе основной упор делается на решение организационно-правовых вопросов охраны окружающей среды от вредных воздействий АТК.
Авторами были сформированы измерители экологической безопасности автомобиля такие как;
- безопасность перевозочного процесса;
- безвредность воздействия на окружающую среду;
- транспортный комфорт;
- сохранения природных ресурсов;
- транспортная эффективность.
В дальнейшем были разработаны соответствующие требования на измерители экологической безопасности АТК в соответствии законодательствами развитых стран мира. Согласно утверждению авторов источниками загрязнения атмосферного воздуха являются:
- энергоустановка (отработавшие газы, детали топливоподающей аппаратуры, систем смазки и охлаждения, аккумуляторная батарея);
- элементы ходовой части (шины, тормозные накладки);
- трансмиссия (диск сцепления, картер, коробки передач, главная передача);
- покрытия (краски, лаки, пластики, антикоррозийные покрытия т.п.). Присутствие этих вредных компонентов является результатом неполного
сгорание топливовоздушной смеси и протекающих в процессе окисления при высокой температуре побочных реакций. К числу нежелательных компонентов относятся окись углерода (СО2), обнаруживаемая в продуктах сгорания даже при
избытке воздуха, а~1,0; окислы азота, представляющие собой смесь разных
окислов ]^°2и-т-д) ,из которых наиболее токсичны ; углеводороды СхНу-
Сн = СН — СН = 0
большая группа различных соединений; альдегиды акролеин 2 = сн сн = 0 и
формальдегид н 2 с = 0; частицы сажи - твердый углерод.
СO С Н
Компоненты ' х альдегиды и сажа являются результатом неполного сгорания и термического разложения углеводородов даже тогда, когда имеется избыток кислорода.
Окис углерода образуется в сравнительно больших количествах (5-10%,[7]) в двигателях с искровым зажиганием при работе на обогащенной смеси. В случае работы на бедной смеси, в частности, характерной для дизеля, при впрыске топлива в камеру сгорания оно неравномерно распределяется по объему и появляются зоны, в которых а <1 (1-10%,[7]). В таких условиях также может образоваться СО, однако ее концентрация сравнительно невелика.
С Н
Содержания углеводородов х у, в продуктах сгорания объясняется наличием пристеночных зон в камере сгорания, где вследствие соприкосновения заряда по стенкам, имеющими сравнительно низкие температуры, происходит гашения пламя.
Альдегиды получается в тот период, когда процесс окисления протекает при низких температурах. Такое явление наблюдается при пуске, а также на рабочих режимах, в тех зонах, где горящая смесь охлаждается сравнительно холодными поверхностями, ограничивающими камеру сгорания. В дизеле, где впрыск топлива начинается непосредственно перед началом сгорания, альдегиды образуется при так называемых предпламенных реакциях, протекающих в период подготовки топливовоздушной смеси к сгоранию.
Сажа, состоящая в основном из углерода, образуется в результате распада углеводородных молекул при недостатке кислорода. Такое протекание процесса характерна для дизеля, где при общем избытке кислорода (а > 1 в различных зонах камеры сгорания состав смеси неодинаковый. В результате в зонах, где смесь переобогащенной (а - 0'5), наряду со сгоранием происходит распад топлива и выделяется углерод (сажа). В карбюраторных двигателях состав смеси однородный, и сажа при нормальной работе двигателя образуется практически в незначительных количествах.
Окислы азота поучается при наличие атомарного кислорода в тех зонах камеры сгорания, в которых резко повышается температура в результате химической реакции окисления углеводородов топлива.
Известно, что образование моно оксида и диоксида углерода связано преимущественно с процессами горения, но не технологическими процессами жизненного цикла. А источниками выделения углеводородов, не связанных с процессами горения, являются в основном утечки и испарения в технологических процессах нефтепереработки, лакокрасочных материалов. В составе отработавших газов автомобильных двигателей присутствуют углероды, образующиеся двумя путями: в результате реакций цепочное-теплового взрыва когда образуются ПАУ, альдегиды, кетоны, фенолы, а также в результате неполного сгорания топлива. Скорость распространения паров топлива в окружающей среде вследствие диффузии определяет протекание диффузионного испарения. Закономерность молекулярного переноса описываются законом Фика, который связывает удельный поток пара У с градиентом его концентрации С:
У = ~Ви ■ ёгаСС (1)
где Вп -коэффициент диффузии паров топлива
Этот уравнение справедливо для описания диффузии в подвижной среде в условиях статического испарения из топливного бака и поплавковой камеры карбюратора.
В данной работе основное внимание уделяется процессам удаление газообразных загрязнителей путем абсорбции, адсорбции, конденсации, химической обработки и окисления.
При очистке и нейтрализации отработавших газов автомобильных двигателей, а также при очистке уходящих газов тепловых электростанций, котельных, мотор испытательных станций широко используется методы дожигание и химическая обработка.
Таким образом, частицы, размер которых менее 0,1мм, а также газовые
СО, СН , N0 , БО , ,
примеси в виде х у х х распространяются в атмосфере под
воздействием процессов диффузии они вступают в процессы физико-
химического взаимодействия между собой и с компонентами атмосферы и их
действия проявляется на локальных территориях в переделах определенных регионов. В этом случае рассеивание примесей в атмосфере является неотъемлемой частью процесса загрязнение и зависит от многих факторов. Специфика рассеивания автомобильных выбросов заключается прежде всего в том, что источником загрязнения является совокупность автомобильных энергоустановок одновременно находящихся на улично-дорожной сети., т.е. неравномерно распределенных по площади территории и выделяющих вреднее вещества неравномерно во времени в зависимости от режима работы АТС, условий движения и других факторов.
Твердые частицы размером более 0,1мм оседают на подстилающих поверхностях в основном из-за действия гравитационных сил по механизму, описываемому уравнением.
и* = р — Р )■ 8 • <*р2 •с1/18(2)
Р Р Г1
где р, 8 - плотность частицы и газа соответственно; с - поправочный
коэффициент Каннингхема; Ъ -абсолютная вязкость газа; ^р -диаметр частицы
аэрозоля; и* - конечная скорость оседания сферической частицы по сравнению со скоростью газа.
Кроме того на рассеивание вредных веществ влияют погодные условия, особенности ландшафта, время суток, расположения и характеристики подстилающих поверхностей и др. Загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферу, активно вступают в химические реакции и участвуют в химические реакции и участвуют в физических процессах, которые существенно влияют на уровень их рассеяние. Газы вступает в фотохимические, химические или каталитические реакции с другими загрязнителями. Они могут либо объединяется с естественными компонентами атмосферного воздуха или образовывать другие газы или частицы.
Указанные процессы являются быстротечными по времени и происходят на локальных площадях территорий при условии, что перенос примесей
воздушным потоком осуществляется в пределах региона. Поэтому подробное описание механизмов происходящих процессов, связанных с деятельностью АТК, и их моделирование имеет особую актуальность в задачах мониторинга загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах и промышленных центрах с развитой транспортной структурой.
Таким образом, изложенные выше все механизмы образование загрязняющих веществ (кроме парников образующих) в автомобильных двигателях, технологических процессах жизненного цикла энергоустановок имеют схожую физико-химическую основу, а, следовательно, и методы их подавления.
Известно, что степень загрязнение атмосферного воздуха вредными веществами колеблется во времени и пространстве. Вариабельность концентрации во времени обусловлена прежде всего метеорологическими факторами такие как, направление и скорость ветра, температурная стратификация атмосферы, влажность воздуха, высотой расположения источника выбросов от поверхности земли.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
O'zbekiston respublikasi vazirlar mahkamasining Qarori "Yo'l harakati qoidalariga o'zgartirish va qo'shimchalar kiritish to'g'risida" (o'zbekiston respublikasi vazirlar mahkamasining «O'zbekiston respublikasi yo'l xavfsizligini ta'minlash tizimini yanada takomillashtirish chora-tadbirlari to'g'risida» 2018 yil 19 maydagi 377-son qarori) toshkent sh.,2019 yil 9 aprel. 292-son qarori.
Солиев Э.А, Кулмухаммедов Ж.Р., Адилов О.К, Назаров К.М. "Йул харакат коидалари ва биринчи тиббий ёрдам курсатиш асослари" Т. Хондамир- пресс. 2014й 108-б.
Автотранспортные потоки и окружающая среда / Луканин В.Н., Буслаев А.П., Трофименко Ю.В., Яшина М.В.-М.: Яшина М.В.-М.:
Базаров Б.И. Научные основы энерго экологической эффективности использования альтернативных моторных топлива: Дисс. док техн. наук.-Ташкент: ТАДИ, 2006-...с.
Ахметов Л.А.Корнев Е.В., Ситшаев.Т.З. Автомобильный транспорт и охрана Эрназаров, А. А. (2019). НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. Вестник науки, 1(11), 20-26
Адилов, А. К., Сувонкулов, Ш. А., Кулмурадов, Д. И., Умиров, И. И., & Бойжигитова, И. А. (2019). Причины изменения технического состояния автомобиля. Актуальные научные исследования в современном мире, (1-2), 116118.
Adilov O.K.
candidate of technical sciences Jizzakh Polytechnic Institute (Jizzak, Uzbekistan)
Umirov I.I.
Jizzakh Polytechnic Institute (Jizzak, Uzbekistan)
Abdurakhmanov M.M.
Jizzakh Polytechnic Institute (Jizzak, Uzbekistan)
ANALYSIS OF EXISTING WORKS, DEDICATED TO ECOLOGICAL PROBLEMS ROAD TRANSPORT
Abstract: this article provides an analysis of existing works devoted to the problems of the ecology of road transport. The analysis of the ecological safety of the motor transport complex is carried out.
Keywords: car, environment, environmental safety, transportation, quantity.