Научная статья на тему 'Анализ путей образования вредных веществ в отработавших газах поршневых двигателей'

Анализ путей образования вредных веществ в отработавших газах поршневых двигателей Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
605
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРШНЕВЫЕ ДВИГАТЕЛИ / ОТРАБОТАВШИЕ ГАЗЫ / ПРОЦЕСС СГОРАНИЯ / ОКСИДЫ АЗОТА / ОКСИДЫ УГЛЕРОДА / УГЛЕВОДОРОДЫ / ТВЕРДЫЕ ЧАСТИЦЫ / PISTON ENGINES / EXHAUST GASES / COMBUSTION PROCESS / NITROGEN OXIDES / CARBON OXIDES / HYDROCARBONS / SOLID PARTICLES

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Ведрученко Виктор Родионович, Иванов Александр Леонидович, Борисов Вадим Андреевич, Литвинов Павел Васильевич

В статье представлен подробный анализ путей образования оксидов азота, окиси углерода, углеводородов, альдегидов, сажи и твердых частиц в отработавших газах поршневых двигателей. Приведен обзор влияния данных веществ на экологию и представлены результаты для нахождения путей снижения концентрации вредных веществ в отработавших газах поршневых двигателей для улучшения энергоэффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Ведрученко Виктор Родионович, Иванов Александр Леонидович, Борисов Вадим Андреевич, Литвинов Павел Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of formation ways of harmful substances in exhaust gases of piston engines

In this article we are produce the detailed analysis of the ways of formation of nitrogen oxides, carbon monoxide, hydrocarbons, aldehydes, soot and solid particles in exhaust gases of reciprocating engines. The influence of these substances on the state of the environment and man is considered. The review of data on environmental pollution is presented and the results of search and elimination of harmful substances in the exhaust gases of reciprocating engines are presented to increase energy efficiency.

Текст научной работы на тему «Анализ путей образования вредных веществ в отработавших газах поршневых двигателей»

Чудинов А. Н. № 2015122321; заявл. 10.06.2015; опубл. 17.01.2017, Бюл. № 2. 12 с.

14. Пат. 2475932 РФ, МПК Н02Р 5/52, С05Б 13/62 (2006.01). Способ фазирования вращающегося вала электродвигателя и устройство для его осуществления / Бубнов А. В., Чудинов А. Н., Емашов В. А. № 2011137915/07; заявл. 14.09.2011; опубл. 20.02.2013, Бюл. № 5. 2 с.

БУБНОВ Алексей Владимирович, доктор технических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой «Электрическая техника».

Адрес для переписки: bubnov-av@bk.ru БИРЮКОВ Сергей Владимирович, доктор технических наук, профессор (Россия), профессор кафедры «Физика».

ЧЕТВЕРИК Алина Наилевна, старший преподаватель кафедры «Электрическая техника». Адрес для переписки: alina.an@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.05.2017 г. © А. В. Бубнов, С. В. Бирюков, А. Н. Четверик

УДК 621.431:621.43.06

В. Р. ВЕДРУЧЕНКО А. Л. ИВАНОВ В. А. БОРИСОВ П. В. ЛИТВИНОВ

Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск

Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет,

г. Омск

Омский государственный технический университет, г. Омск

Институт проблем переработки углеводородов СО РАН, г. Омск

АНАЛИЗ ПУТЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОТРАБОТАВШИХ ГАЗАХ ПОРШНЕВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

В статье представлен подробный анализ путей образования оксидов азота, окиси углерода, углеводородов, альдегидов, сажи и твердых частиц в отработавших газах поршневых двигателей. Приведен обзор влияния данных веществ на экологию и представлены результаты для нахождения путей снижения концентрации вредных веществ в отработавших газах поршневых двигателей для улучшения энергоэффективности.

Ключевые слова: поршневые двигатели, отработавшие газы, процесс сгорания, оксиды азота, оксиды углерода, углеводороды, твердые частицы.

Введение. В настоящее время одной из основных задач является недопущение ухудшения экологической обстановки на Земле. В атмосферу выбрасывается огромное количество оксидов углерода (СО и СО2), азота (N0 и N0^, несгоревших углеводородов (СН) и прочих вредных веществ, поскольку около 90 % энергии человечество получает от сжигания углеродсодержащих топлив. В первую очередь это касается различных транспортных средств, выполняющих свои функции непосредственно в местах обитания людей — в городах. С целью ограничения вредных выбросов на транспорте мировым сообществом вводятся предписания, устанавливающие меры ограничения выбросов вредных газообразных веществ и взвешенных частиц из двигателей с воспламенением от сжатия, предназначенных для ис-

пользования как на транспорте, так и в стационарных режимах, и из двигателей с принудительным зажиганием, работающих на бензине, природном газе, сжиженном нефтяном газе и предназначенных для использования в тех же целях.

Требования к выбросам вредных веществ транспортными средствами в России устанавливает Технический Регламент Таможенного Союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», базирующийся на правилах ЕЭК-ООН, стандартах Евро-4, Евро-5 и Евро-6. Введение новых стандартов ожидается в 2020 и 2025 годах, в которых будут регулироваться нормы выбросов различных вредных веществ [1—4].

Очистка отработавших газов (ОГ) двигателей внутреннего сгорания (ДВС) от окиси углерода,

оксидов азота, углеводородов, сажи и альдегидов является одной из актуальных проблем. Перечисленные вещества оказывают воздействие как на рабочий персонал транспортных предприятий, так и на население крупных городов.

В частности, каждая частица пыли, копоти, аэрозоля или сажи, выбрасываемая передвижными и стационарными источниками загрязнений, адсорбирует на своей поверхности множество различных микроорганизмов. Количество микробов в воздухе растёт при увеличении концентрации пыли, дыма и сажи. Несмотря на то, что воздух не является благоприятной средой для развития микроорганизмов, даже относительно короткое пребывание патогенных или условно патогенных бактерий в воздухе бывает вполне достаточно, чтобы обеспечить развитие заболеваний и даже эпидемий [5].

Исходя из этого можно сделать вывод, что снижение выбросов вредных веществ в отработавших газах автомобилей является одной из приоритетных задач в двигателестроении. Для разработки мероприятий по снижению вредных выбросов будет логичным изучение путей и механизмов образования и воздействия на данные вещества, что и будет отражено в данной работе.

Образование оксидов азота в двигателях. Азот содержится в естественном состоянии в атмосферном воздухе (примерно 78 %), а также в химически связанном состоянии в компонентах жидкого топлива (до 5 % по объему топлива, или около 0,5 % по массе). Оксиды азота образуются при окислении азота во время процесса сгорания топлива [6].

N0 на порядок токсичнее СО, поскольку при попадании на почву, растительность, в водные источники, на поверхности зданий и сооружений, а также другие объекты жизнедеятельности человека образуют азотистую и азотную кислоту, вредное действие которых на фауну и флору широко известно [4].

Изменение объёма камеры сгорания (КС) (из-за движения поршня), относительная неоднородность топливно-воздушной смеси (ТВС), движение ТВС в КС, распад на составные элементы продуктов сгорания, неравномерность распределения топлива по цилиндрам, а также цикловая неравномерность усложняет исследование процесса образования окислов азота в цилиндре ДВС [7].

Оксиды азота образуются при протекании термохимических реакций окисления азота, содержащегося в атмосферном воздухе и частично в топливе. Основными азотсодержащими компонентами в топливе являются пиридин и его производные [6].

При нахождении температуры в цилиндре в пределах 1800...2800 К, азот и кислород вступают в химическое взаимодействие по следующему механизму, называемому цепным [8, 9]:

N + О ^ N0 + N - 316 кДж/(Юмоль); (1)

N + 02 ^ N0 + N + 136 кДж/(Юмоль). (2)

Первая реакция является определяющей, так как ее скорость зависит от концентрации атомарного кислорода. При сгорании в цилиндрах ДВС образуется главным образом оксид азота N0, который составляет свыше 95 % количества данных оксидов. В двигателях с принудительным воспламенением смеси окисление азота и образование N0 происходит за фронтом пламени в зонах достижения наивысших температур. Образование N0 сильно

увеличивается с ростом температуры газов и концентрации кислорода. В случае наличия свободного кислорода в системе выпуска отработавших газов происходит частичное доокисление оксида азота до диоксида [6, 8, 9].

Существует несколько путей образования оксидов азота. В процессе горения углеводородных топлив «быстрый» N0 образуется вследствие столкновения углеводородных радикалов с молекулами азота в зоне реакций горения при наличии пульсаций температуры, «топливный» N0 — вследствие окисления азотсодержащих соединений топлива при низкой температуре, «термический» N0 — при высоком температурном окислении атмосферного азота [7].

Быстрое окисление азота происходит при кратковременном процессе, в результате чего зона образования N0 локализована на небольшом участке фронта ламинарного пламени (10 % его ширины). При этом выход N0 слабо зависит в большей степени от коэффициента избытка воздуха, чем от температуры сгорания.

Топливные оксиды азота образуются при сгорании азотсодержащего топлива, причём данный вид азота вступает в реакцию окисления легче, чем атмосферный. Процесс не является лимитирующим по скорости из-за быстроты протекания реакций образования топливных оксидов азота. По мере роста концентрации азота в топливе уменьшается степень перехода в N0 азотсодержащих соединений. При этом установлена слабая зависимость выхода топливных N0x от температуры продуктов сгорания. Вид азотсодержащего соединения и содержание кислорода в топливе не оказывают влияния на выход топливных N0 . Также следует отметить, что в ДВС с принудительным воспламенением топливной смеси образование N0x обусловлено лишь окислением азота кислородом, так как азотные соединения при перегонке нефти остаются в тяжелых фракциях [6, 10, 11].

Термические оксиды азота образуются во время процесса окисления азота, осуществляемого за фронтом пламени атмосферным кислородом. Их образование не зависит от химического состава топлива, если оно не содержит азота, а целиком и полностью определяются максимальной температурой сгорания. При высокой скорости охлаждения продуктов сгорания выбросы N0x снижаются. В бедных ТВС концентрация N0x определяется максимальной температурой сгорания, в богатых — выход N0x определяется кинетикой разложения. При максимальной температуре сгорания не наблюдается превышение равновесной концентрации данных выбросов. На количество образовавшихся N0x существенно влияет неравномерность распределения температуры в зоне продуктов сгорания бедных ТВС и незначительно — в зоне богатых [7, 12].

Образование окиси и оксида углерода. Карбок-сигемоглобин, блокирующий перенос кислорода к органам и тканям, образуется, когда окись углерода связывает гемоглобин крови человека и животных. Тяжелые отравления наступают при концентрации в 0,2 % по объему, а летальный исход — при превышении 1 % [5, 6].

Окись углерода (С0) образуется в ходе холодно-пламенных реакций в двигателях с воспламенением от сжатия во время сгорания при недостатке кислорода, или диссоциации С02 в двигателях с принудительным воспламенением топлива. Состав смеси в данных двигателях оказывает основное влияние

Рис. 1. Диаграмма «Коэффициент избытка воздуха — температура в цилиндре ДВС с зонами образования вредных веществ

на образование СО: концентрация СО выше при богатой смеси. В дизелях образовавшийся СО затем окисляется до С02, поэтому концентрация С0 в ОГ мала и зависит от качества процесса смесеобразования [9].

Также СО образуется в дизелях при избытке воздуха в условиях высокой температуры сгорания топлива под влиянием локального определенного соотношения между топливом и воздухом в камере сгорания.

Образование углеводородов. Различные виды углеводородов вызывают заболевания нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, а также являются канцерогеном [5, 6].

Углеводороды (СН) появляются в ОГ вследствие затухания пламени вблизи сравнительно холодных стенок КС, в «защемленных» объемах, находящихся в вытеснителях и в зазоре над верхним компрессионным кольцом между поршнем и цилиндром.

При пиролизе молекул топлива в переобогащенных зонах СН образуются и попадают в ОГ при недостаточном количестве кислорода. СН выбрасываются в атмосферу вследствие нарушения герметичности системы вентиляции картера или выпускного клапана, пропусков воспламенения, а также из-за испарения топлива в топливном баке или системе впрыска [9, 11].

Образование альдегидов. В ДВС, работающих на дизельных, бензиновых и газовых топливах, могут образоваться альдегиды, если процесс сгорания частично протекает при низких для него температурах (не более 500...800 К). В двигателях с послойным смесеобразованием это наблюдается в конце процесса сгорания при охлаждении смеси холодными поверхностями камеры сгорания или при сгорании обеднённой смеси (а = 0,7.0,9). Одним из главных источников первичных альдегидов в цилиндре дизельного ДВС служат остаточные газы. По своему происхождению альдегиды, выделяемые с ОГ, не связаны непосредственно с процессом основного сгорания в цилиндре дизеля, а образуются при выпуске отработавших газов в конце процесса расширения. Источниками альдегидов в этом случае могут быть топливо, подтекающее из распылителя после отсечки; ТВС, находящаяся у стенок цилин-

дра. Главным же источником альдегидов является пленка смазочного масла, остающаяся на стенках цилиндра при движении поршня в ходе такта расширения [13].

Альдегиды в ходе непосредственной реакции с кислородом образуют гидроперекиси, дающие радикалы путем разрыва перекисной связи. Получившиеся при этом цепи, в свою очередь, увеличивают концентрацию альдегидов до достижения некоторого равновесия между образующимися и разрушающимися альдегидами. Образование альдегидов проходит при 530.660 К. В ОГ ДВС образуются следующие альдегиды: ацетальдегид, акролеин, бензальдегид, формальдегид, толуальдегид, фурфурол). В целом содержание альдегидов в ОГ бензиновых двигателей может достигать 240 мг/м3, а в ОГ дизельных двигателей — 30 мг/м3.

Образование сажи. Частицы сажи представляют собой агломерат кристаллов, состоящих из набора отдельных сеток графитовых шестиугольников. Образование сажи является объёмным процессом пиролиза углеводородов в газовой фазе при сильном недостатке окислителя. Оно наблюдается при нагревании выше 1300.1800 К в зонах КС во время разложения углеводородов топлива при недостатке кислорода. Для дизельного двигателя диапазон а, при котором происходит наиболее интенсивное образование сажи, равен 0,33.0,7. Ускоренное образование сажи наблюдается в КС при температуре 2050 К, а максимальная концентрация — при 2200 К. Количество сажи в ОГ уменьшается при более высоких температурах, когда скорость окисления сажи превышает скорость ее образования [13].

Выделение сажи происходит в три этапа. Первым этапом является образование зародыша, вторым — рост зародыша в частице фазы, третьим — коагуляция (поверхностный рост) первичных сажевых частиц. При этом предполагается, что порядка 95 % сажи образуется во время третьего этапа, а не первого.

Выбросы частиц сажи при работе бензиновых ДВС ниже, чем при работе дизельных двигателей. Тем не менее данные частицы обнаруживаются даже в выхлопе бензиновых ДВС с непосредственным впрыском топлива. Поэтому есть предложения

по ограничению предельного содержания частиц в ОГ автомобилей.

На диаграмме «коэффициент избытка воздуха — температура в цилиндре ДВС» (рис. 1), предложенной в работе [13], представлены зоны максимальной концентрации вредных веществ.

Данная диаграмма дает наглядное представление зон максимальной концентрации рассмотренных выше вредных веществ. При этом данная диаграмма не дает полного представления о характере образования вредных выбросов, поскольку не учитывает давление в цилиндре.

При использовании модифицированных поршней, таких как с керамическим, корундовым или каталитическим покрытием, происходит изменение температуры в цилиндре [4, 14—17].

При этом использование поршней с каталитическим покрытием способствует сокращению эмиссии углеводородов и окиси углерода, а также оказывает незначительное влияние на выбросы альдегидов и оксидов азота [4, 14]. С учетом использования данных модификаций поршней, области концентрации данных веществ изменят свой вид и местоположение из-за изменения характеристик рабочего процесса.

Выводы. Обобщение и анализ путей образования вредных выбросов в ОГ ДВС позволяет подробнее рассмотреть возможные пути их снижения. При этом становится возможным выбор способа уменьшения выбросов не только для конкретных веществ, но и в целом для всех вредных выбросов. При этом установлено, что произойдет сокращение зон максимальной концентрации образования вредных веществ. В дальнейших исследованиях будут представлены и подробно рассмотрены пути снижения выбросов вредных веществ.

Библиографический список

1. Единообразные предписания, касающиеся подлежащих принятию мер по ограничению выбросов загрязняющих газообразных веществ и твердых частиц из двигателей с воспламенением от сжатия, предназначенных для использования на транспортных средствах, а также выбросов загрязняющих газообразных веществ из двигателей с принудительным зажиганием, работающих на природном газе или сжиженном нефтяном газе и предназначенных для использования на транспортных средствах: Правила ООН № 49. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

2. О безопасности колесных транспортных средств: технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 от 09.12.2011 № 877. URL: http://rosavtotransport. ru/netcat_files/58/59/O_BEZOPASNOSTI_KOLESNYH_ TRANSPORTNYH_SREDSTV.pdf (дата обращения: 07.05.2016).

3. Ведрученко В. Р., Литвинов П. В. Анализ требований к нормативам выбросов вредных веществ // Архитектура, строительство, транспорт: материалы междунар. науч.-практ. конф. URL: file:///C:/Users/user/Downloads/Анализ%20требо-ваний%20к%20нормативам%20выбросов.pdf (дата обращения: 07.05.2016).

4. ВедрученкоВ.Р., Иванов А. Л.,БорисовВ.А.,Литвинов П. В. Влияние материала поршня на процесс сгорания топлива в двигателе // Вестник СибАДИ. 2016. № 5 (51). С. 61-68.

5. Чиркова А. И., Литвинов П. В. Зеленые насаждения как метод защиты от шума и вредных выбросов двигателей внутреннего сгорания в сельской местности // Молодой учёный. 2017. № 11 (145). С. 173-176.

6. Шароглазов Б. А., Шишков В. В. Поршневые двигатели: теория, моделирование и расчет процессов. Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2011. 525 с.

7. Дерячев А. Д. Эмпирическая модель оценки концентрации оксидов азота при добавке водорода в ТВС двигателей с искровым зажиганием: дис. ... канд. техн. наук: 05.04.02. Тольятти. 2015. 150 с.

8. Шатров М. Г. [и др.]. Автомобильные двигатели / под ред. М. Г. Шатрова. 2-е изд., испр. М.: Издат. центр Академия, 2011. 464 с.

9. Луканин В. Н., Морозов К. А. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 1. Теория рабочих процессов / под ред. В. Н. Луканина. М.: Высш. шк., 1995. 369 с.

10. Eberius H. [et al.]. Konversion von brennstoffgebundenem Stickstoff am Beispiel von dotierten Propan-Luft-Flammen // VDI-Berichte. 1987. Vol. 645. P. 626-645.

11. Звонов В. А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1981. 160 с.

12. Зельдович Я. Б. [и др.]. Математическая теория горения и взрыва. М.: Наука, 1980. 478 с.

13. Лашко В. А., Привальцев И. Ю. Образование выбросов отработавших газов и управление процессом сгорания в поршневом двигателе // Учёные заметки ТОГУ. 2014. Т. 5, № 1. С. 324-337.

14. Ведрученко В. Р., Иванов А. Л., Борисов В. А., Литвинов П. В. Обоснование выбора каталитического покрытия камеры сгорания поршневого двигателя // Архитектурно-строительный и дорожно-транспортный комплексы: проблемы, перспективы, новации: материалы междунар. науч.-практ. конф. Омск: Изд-во СибАДИ, 2016. С. 654-660. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id = 28180358 (дата обращения 24.03.2017).

15. Ciniviz M. [et al.]. Ceramic Coating Applications and Research Fields for Internal Combustion Engines // Ceramic Coatings — Applications in Engineering. 2012. ISBN 978-953-510083-6. DOI: 10.5772/29993. URL: http://www.intechopen.com/ books/ceramic-coatings-applications-in-engineering/ceramic-coating-applications-and-research-fields-for-internal-combustion-engines (дата обращения: 03.10.2016 г).

16. Hu Z, Ladommatos N. In-Cylinder Catalysts — A Novel Approach to Reduce Hydrocarbon Emissions from Spark-Ignition Engines // SAE Technical Paper 952419. 1995. DOI 10.4271/952419.

17. Zeng W., Xie M. A novel approach to reduce hydrocarbon emissions from the HCCI engine // Chemical engineering journal. 2008. Vol. 139, I ssue 2. P. 380-389.

ВЕДРУЧЕНКО Виктор Родионович, доктор технических наук, профессор (Россия), профессор кафедры «Теплоэнергетика» Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС). Адрес для переписки: vedruchenkovr@mail.ru ИВАНОВ Александр Леонидович, кандидат технических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой «Тепловые двигатели и автотракторное электрооборудование» Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета (СибАДИ). Адрес для переписки: alsib07@yandex.ru БОРИСОВ Вадим Андреевич, кандидат химических наук, научный сотрудник Института проблем переработки углеводородов СО РАН; старший преподаватель кафедры «Химическая технология и биотехнология» Омского государственного технического университета.

Адрес для переписки: borisovtiger86@mail.ru ЛИТВИНОВ Павел Васильевич, аспирант кафедры «Теплоэнергетика» ОмГУПС; инженер кафедры «Тепловые двигатели и автотракторное электрооборудование» СибАДИ.

Адрес для переписки: p_vasilich55@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.05.2017 г. © В. Р. Ведрученко, А. Л. Иванов, В. А. Борисов, П. В. Литвинов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.