Научная статья на тему 'Обеспечение эффективности эксплуатации парка транспортно ‒ технологических мaшин'

Обеспечение эффективности эксплуатации парка транспортно ‒ технологических мaшин Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
158
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортно-технологические мaшины / эксплуатация / формирование / эффективность / оптимизация / срок службы / transport and technological machines / operation / formation / efficiency / optimization / service life

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Бобобеков Орифджон Кобилович, СайДаминов Исохон АбдулфайЗович

Зaдaчи пoвышeния эффективности парка тpaнcпoрmнo – технологических, строительно-дорожных и подъемно транспортных мaшин, в Республике Таджикистан выявление главной цели и учет второстепенных, которые могут выступать как ограничения в модели оптимизации парка строительно-дорожных и подъемно транспортных мaшин. Влияние структуры парка тpaнcпoрmнo – технологических, строительно-дорожных и подъемно транспортных мaшин на главную цель функционирования системы, а именно, получение прибыли. Результативность рассматривается как степень соответствия фактического достижения операции желаемому. Теория результативности структура один из прогрессивных, продолжающих развиваться научных направлений. Большое количество теоретических исследований промежуток планового периода хозяйственной деятельности основывало экономические модели формирование на минимуме удельных приведенных расходов. Для обеспечения эффективности эксплуатации парка мaшин необходимо действовать по нескольким направлениям, как оптимизация состава парка мaшин путем сокращения количества простаивающих мaшин и приобретения техники, пользующейся повышенным спросом, улучшение работы службы технической эксплуатации для сокращения простоев по техническим причинам, обеспечение более полной загрузки техники, приобретая многоцелевые мaшины для выполнения широкого спектра задач, а также организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Бобобеков Орифджон Кобилович, СайДаминов Исохон АбдулфайЗович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE EFFICIENCY OF OPERATION OF THE FLEET OF TRANSPORT AND TECHNOLOGICAL MACHINES

The problem of increasing the efficiency of park transport technology, road construction and lifting transport vehicles, in the Republic of Tajikistan the main goal of identifying and accounting minor, which can act as constraints in the optimization model Park, road construction and lifting transport vehicles. The influence of the structure of the Park of transport and technological, road construction and lifting vehicles on the main purpose of the system, namely, profit. Performance is considered as the degree of compliance of the actual achievement of the operation desired. Performance theory is one of the progressive, continuing to develop scientific areas. A large number of theoretical studies during the planning period of economic activity based economic models of the formation of the minimum specific reduced costs. To ensure the operational efficiency of the fleet is necessary to act on several fronts, as the optimization of the composition of the fleet by reducing the number of idle machines and technical equipment are in high demand and the improved performance of the maintenance Department to reduce downtime for technical reasons, the fuller download technology, buying multi-purpose cars for a wide range of tasks and organization of work on preparation and retraining of specialists.

Текст научной работы на тему «Обеспечение эффективности эксплуатации парка транспортно ‒ технологических мaшин»

УДК 629.113

doi 10.24411/2077-6896-2019-10007

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПАРКА ТРАНСПОРТНО -

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН

Бобобеков О. К., Сайдаминов И. А. Таджикский технический университет им. М. С. Осими, г. Душанбе (Таджикистан)

ENSURING THE EFFICIENCY OF OPERATION OF THE FLEET OF TRANSPORT AND

TECHNOLOGICAL MACHINES

Bobobekov O.K., SaidaminovI.A. Tajik technical University named after M. S. Osimi, Dushanbe (Tajikistan)

Задачи повышения эффективности парка транспортно - технологических, строительно-дорожных и подъемно транспортных машин, в Республике Таджикистан выявление главной цели и учет второстепенных, которые могут выступать как ограничения в модели оптимизации парка строительно-дорожных и подъемно транспортных машин. Влияние структуры парка транспортно - технологических, строительно-дорожных и подъемно транспортных машин на главную цель функционирования системы, а именно, получение прибыли. Результативность рассматривается как степень соответствия фактического достижения операции желаемому. Теория результативности структура один из прогрессивных, продолжающих развиваться научных направлений. Большое количество теоретических исследований промежуток планового периода хозяйственной деятельности основывало экономические модели формирование на минимуме удельных приведенных расходов. Для обеспечения эффективности эксплуатации парка машин необходимо действовать по нескольким направлениям, как оптимизация состава парка машин путем сокращения количества простаивающих машин и приобретения техники, пользующейся повышенным спросом, улучшение работы службы технической эксплуатации для сокращения простоев по техническим причинам, обеспечение более полной загрузки техники, приобретая многоцелевые машины для выполнения широкого спектра задач, а также организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов.

Ключевые слова: транспортно-технологические машины; эксплуатация; формирование; эффективность; оптимизация; срок службы

The problem of increasing the efficiency of рагк й-ашроЛ technology, road сошй"исйоп and lifting й-ашроЛ vehicles, in the Republic of Tajikistan the тат goal of identifying and ассоиП^ ттог, which can ай as constraints in the optimization model Рагк, rc^d ^шй-ий^ and lifting йашроЛ vehicles. The influence of the structure of the Рагк of йашроЛ and technological, road construction and lifting vehicles оп the тат purpose of the system, ^mely, ргс^. Performance is ^nsidered as the degree of compliance of the а^ш! achievement of the operation desired.

Performance theory is one of the progressive, continuing to develop scientific areas. A large number of theoretical studies during the planning period of economic activity based economic models of the formation of the minimum specific reduced costs. To ensure the operational efficiency of the fleet is necessary to act on several fronts, as the optimization of the composition of the fleet by reducing the number of idle machines and technical equipment are in high demand and the improved performance of the maintenance Department to reduce downtime for technical reasons, the fuller download technology, buying multi-purpose cars for a wide range of tasks and organization of work on preparation and retraining of specialists.

Keywords: transport and technological machines; operation; formation; efficiency; optimization; service life

На кафедре детали машин и строительно-дорожные машины Таджикского технического университета имени академика М.С. Осими около 20 лет развивается научное направление по совершенствованию эксплуатации средств механизации. В данной публикации кратко изложены некоторые положения методики управления эффективностью использования транспор-тно-технологических машин.

Предметная область и задачи

Эффективность рассматривается как степень соответствия реального результата операции желаемому [1]. Теория эффективности систем - одно из прогрессивных, продолжающих развиваться научных направлений.

Обычно под «эффективностью системы» понимают главную, основную характеристику качества, полезности системы. При этом эффективность выступает как самая общая, полная, основная характеристика системы, которая качественно или количественно определяет ее способность выполнять свою основную функцию, способствующую достижению главной цели ее применения или функционирования. В соответствии с основной целью функциони-

рования систем различают экономическую, техническую, оперативно-тактическую, социальную и другие виды эффективности систем. Причем в одной системе возможно различное сочетание целей.

Задачи повышения эффективности

Поэтому первой задачей повышения эффективности [задача 1 - З1] является выявление главной цели и степени учета второстепенных, которые могут выступать как ограничения в модели оптимизации.

Место, которое занимает данная система, как самостоятельная функциональная единица, среди других аналогичных систем определяется уровнем ее эффективности - с. И в зависимости от того места, на которое претендует данная система, будет зависеть стратегия и тактика деятельности в направлении повышения эффективности. Причем, если - с превышает среднюю эффективность - в данной сфере деятельности, имеет место иерархический подъем данной системы среди других. В противном случае происходит падение рейтинга системы. И можно предположить, что есть некоторое критическое значение эффективности с , при котором станет невозможным само существование системы.

Отсюда вытекает вторая задача повышения эффективности [З2], а именно, оценка эффективности функционирования исследуемой системы и аналогичных других в данной сфере. Выявление значений - и - с@, обоснование собственных амбиций на занятие определенного места в иерархии аналогичных систем.

Эффективность системы определяется эффективностью отдельных составляющих, которые в свою очередь зависят от эффективности входящих в них элементов и т.д. Тогда третьей задачей повышения эффективности [З3] является анализ влияния отдельных составляющих системы на ее эффективность, выявление «слабых звеньев» и величины эффекта от вложения ресурсов в те или иные элементы системы. Т.к. система может иметь различную структуру, то следует исследовать влияние структуры на эффективность, и оптимизировать систему по структурному параметру [1].

Численная оценка эффективности системы возможна при наличии показателей, отражающих различные стороны ее функционирования. Поэтому в качестве четвертой задачи повышения эффективности [З4] выступает выбор оценочных показателей, как для характеристики главной цели функционирования системы, так и для отдельных ее составляющих.

Прибыль как критерий эксплуатационной эффективности

Множество теоретических исследований периода планового ведения хозяйственной деятельности основывало экономические модели оптимизации на минимуме удельных приведенных затрат. При фиксированных ценах на продукцию и услуги такой

подход был целесообразен.

Итак, решена первая задача повышения эффективности - найдена главная цель функционирования системы, а именно, получение прибыли.

Реализация итоговой прибыли от работы системы в виде функции времени определяется выражением:

□ (t) = D(t) - Z(t) - # (t) > [1]

где: D[t], Z[t] - соответственно накопленные доходы и расходы от производственной деятельности за расчетный период; Y[t] -величина ущерба, вызванная срывом нормального хода производственного процесса; min - минимально допустимая норма прибыли; t - средний возраст эксплуатируемого оборудования.

Временной ресурс t можно определить исходя из максимума извлекаемой прибыли за весь эксплуатационный цикл путем дифференцирования [1] и приравнивания результата нулю dn[t]/dt = 0.

Хотя модель [1] представлена в детерминированном виде, в действительности неопределённость условий эксплуатации обусловливает статистический характер ее составляющих. Исследуя влияние производственных факторов на эти составляющие можно определить дальнейшие задачи повышения эффективности системы.

Для начала конкретизируем систему. Для нашего случая это эксплуатационная база [ЭБ] транспортно - технологических машин.

Основной доход ЭБ получат за счет оказания услуг по предоставлению технологических машин и оборудования для дорожных работ различным организациям. Величина выручки определяется суммой

произведения оплачиваемой наработки Ti[t] каждой машины за расчетный период на цену машино-часа Щм-ч:

D(t ) = Х T (t ) • &t<G [2]

В случае если ЭБ сама подряжается на производство транспортно - технологических работ, ее доход будет связан с производительностью машины Qi[t], ценой единицы продукции с и наработкой Ti[t]:

Z (t ) = z z (t ) = z{

где Ai (t) - амортизационные отчисления; - зарплата машинистов; Zi_ D - затраты на содержание ЭБ; ZiaB - отчисления в вышестоящую организацию, учредителям и т.п.; - налоги; Z?@ - прочие отчисления [на страховки, банковские проценты по кредитам, лизинговые платежи, разрешения, техосмотры и пр.]; Zia D (t) - затраты на горюче-смазочные материалы и рабочие жидкости; Zv, g (t) - затраты на технические обслуживания и ремонты, в том числе на запчасти и быстроизнашивающиеся части [БИЧ].

Первое слагаемое выражения [5] в квадратных скобках экономисты рассматривают как условно-постоянные затраты Z?>AB(t ), не зависящие от количества выпущенной продукции [отработанных машино-часов] за расчетный период [но это не значит, что Z?>AB(t ) не зависят от среднего возраста парка машин. Второе слагаемое в квадратных скобках - переменные затраты Z?5@() , возрастающие пропорционально объему продукции.

Ущерб представляет собой сопутствующие потери, сопровождающие простои машин из-за отказов. Если отказ возникает

D(t) = Х Q (t) • Ci • T (t) • : i8 , [3] где : i8 - коэффициент использования потенциала машины [рабочего времени, мощности, грузоподъемности и т.п.].

Затраты имеют весьма сложную структуру. В упрощенном виде состав затрат, приходящихся на i-тую машину, можно представить выражением:

+№ап (t)+Zr□ (t)]} ,[4]

вследствие плановых технических воздействий, то ущерб, как правило, не возникает, т.к. система заранее подготавливается к простою части оборудования. Внезапные же отказы сопровождаются простоем на только отказавшей машины, но и ресурсов, технологически связанных с данной машиной. Последствием отказов может быть также снижение качества продукции , ущерб в социальной, экологической и др. сферах. Любые проявления ущерба обычно можно оценить экономически, причем величина ущерба пропорциональна времени простоя Ti?@ оборудования:

# (t ) = (t ) = £ C ■ T?@t ), [5] где Ç - величина ущерба в единицу времени. В общем случае C может быть функцией Ti?@.

Составляющие выражения [1] являются функцией возраста t машины, т.к. по мере старения машины уменьшается техническая производительность Qt (t) и наработка Ti[t] за расчетный период, увеличивается время простоя Ti?@(t) в ремонтах. Следовательно происходит падение дохода D(t ) , возрастание затрат Z(t) и ущерба # (t) . Постепенно снижается прибыль до зна-

Ai (t) + +Zi- □ + Ziub + □ i+Z?@

чения ш1п, ниже которого невозможно существование системы по экономическим причинам. Иными словами эффективность системы становится нулевой.

Путем изучения структуры составляющих модели [2] можно определить основные задачи повышения эффективности использования транспортно-технологических машин [2,3].

Обоснование основных задач повышения эффективности использования транс-портно-технологических машин

Итак, согласно [1] главным источником прибыли от использования транспор-тно-технологических машин является доход, определяемый наработкой ^ Т (t) парка машин и ценой машино-часа [формула [2]]. Наработка за расчетный период, как техническая характеристика, снижается с возрастом машины по определенному закону. Для осуществления возможности оптимизации возрастных характеристик парка машин требуется определить в первую очередь этот закон изменения наработки с возрастом машины [З5]. Наработка за расчетный период, оплачиваемая заказчиком или используемая для выпуска продукции [формула [3]], характеризует с одной стороны спрос на данную технику, а с другой - работу коммерческой службы. Поэтому для успешного функционирования системы требуется исследование рыночной потребности в использовании машин [З6] определенного вида, совершенствование работы коммерческой службы [З7], формирование парка техники из машин, пользующихся спросом [З8а].

Интенсивность снижения наработки с возрастом машины зависит как от качества

самой техники, так и от качества работы системы поддержания ее работоспособности. Отсюда возникает задача формирования парка машин по качественному признаку [З8б], а также оптимизации системы жизнеобеспечения [З9] машины.

Цена машино-часа &<<-с является производной величиной от соотношения спроса и предложения на рынке услуг транспортно -технологической техники с одной стороны и определяется себестоимостью содержания и эксплуатации машины с другой стороны. Т.е. себестоимостью машино-часа ! 1<-с, значение которой отражается формулой [4], если за расчетный период принять один час работы техники. Таким образом, величина прибыли за машино-час зависит от разности

(4,

- !

) и может быть увеличена и

путем повышения &<<-с и снижения ! 1<-с . Повышение &<<-с возможно при условии уникальности услуги - это может быть одним из направлений в формировании парка машин [З]. Снижение ! 1<-с согласно формуле [5] возможно путем сокращения следующих затрат: переменной части затрат за счет омоложения парка машин [З ]; затрат на технические обслуживания и ремонты а () вследствие совершенствования системы технической эксплуатации [З10]; затрат а на содержание ЭБ за счет рационального использования ресурсов [З11] и реализации новых коммерческих проектов, используя возможности ЭБ [З12]; амортизационных отчисленийи Л1 ) налогов вследствие совершенствования амортизационной политики [З13].

Для омоложения парка машин также потребуется разработка коммерческих проектов для привлечения дополнительных фи-

нансовых ресурсов [З14].

Снижение ущерба от простоев техники возможно главным образом за счет сокращения времени простоев ) . Большинство назначенных задач как раз нацелено на решение этой проблемы. Кроме того, для уменьшения следует разработать

систему резервирования [З15], как ремонтного для быстрого восстановления машины, так и страхового для временного замещения отказавшей машины на исправную [4,5, 6]. Выводы

Для обеспечения эффективности эксплуатации парка машин необходимо действовать по нескольким направлениям:

• оптимизировать состав парка машин

путем сокращения количества простаивающих машин и приобретения техники, пользующейся повышенным спросом;

• улучшить работу службы технической эксплуатации для сокращения простоев по техническим причинам;

• обеспечить более полную загрузку техники, приобретая многоцелевые машины для выполнения широкого спектра задач;

• организовать работу по подготовке и повышению квалификации специалистов, эксплуатирующих указанные машины, для ознакомления их с передовыми технологиями.

Библиографический список

1. Репин, С. В. Методология совершенствования эксплуатации транспортно-техно-логических машин: монография / С. В. Репин. - Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2005. - 172 с. - Текст: непосредственный.

2. Кузнецов Е. С. Управление технической эксплуатацией автомобилей / Е. С. Кузнецов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Транспорт, 1990. - 272 с. - Текст: непосредственный.

3. Прудовский Б. Д. Управление технической эксплуатацией автомобилей по нормативным показателям / Б. Д. Прудковский, В. Б. Ухарский. - Москва: Транспорт, 1990. - 240 с. - Текст: непосредственный.

4. Repin Sergey. Renewal Methods of Construction Machinery According to Technical and Economic Indicators: Applied Mechanics and Materials [Ме-

тодика формирования парка транс-портно-технологических машин по технико-экономическим показателям: прикладная механика и материалы] / S. Repin, S. Evtjukov. - URL: www.scientific. net/AMM.725-726.990 (дата обращения: 10.09.2019). - Текст: электронный.

5. Репин, С. В. Разработка моделей расчета экономически обоснованных сроков службы транспортно-технологических машин / Репин С. В., Зазыкин А. В., Кротова Н. Н. - Текст: непосредственный // Вестник гражданских инженеров. - Санкт-Петербург: СПбГАСУ 2015, 5[52]. - С. 231-236.

6. Бобобеков О. К. Факторы, влияющие на производительность дорожно-строительных и коммунальных машин / О. К. Бобобеков О. К. - Текст: непосредственный // Вестник гражданских инженеров: научно-технический журн. - 2015.

- №6[53]. - 180-184 с.

References

1. Repin, S.V. Metodologiya sovershenstvovaniya ekspluatacii transportno-tekhnologicheskih mashin: Monografiya. - SPb.: SPbGASU. - 2005. -172 s. - Текст: непосредственный.

2. Kuznecov E. S. Upravlenie tekhnicheskoj ekspluataciej avtomobilej. - 2-e izd., pererab. i dop. - Moskow: Transport, 1990.

- 272 s. - Текст: непосредственный.

3. Prudovskij B.D. Upravlenie tekhnicheskoj ekspluataciej avtomobilej po normativnym pokazatelyam / B. D. Prudovskij, V. B. Uharskij. - Moskow: Transport, 1990. - 240 s. - Текст: непосредственный.

4. Repin S, Sergey Evtjukov. Renewal Methods of Construction Machinery According to Technical and Economic Indicators [Metodika formirovaniya parka

transportno-tekhnologicheskih mashin po tekhniko-ekonomicheskim pokazatelyam] / S. Repin, S. Evtjukov. - URL: www. scientific.net/AMM.725-726.990 (дата обращения: 10.09.2019). - Текст: электронный.

5. Repin, S.V. Razrabotka modelej rascheta ekonomicheski obosnovannyh srokov sluzhby transportno-tekhnologicheskih mashin / Repin S. V., Zazykin A. V., Krotova N. N. - Текст: непосредственный // Vestnik grazhdanskih inzhenerov. - SPb.: SPbGASU, 2015, 5 [52]. - S. 231-236.

6. Bobobekov O. K. Faktory, vliyayushchie na proizvoditel'nost' dorozhno-stroitel'nyh i kommunal'nyh mashin / O. K. Bobobekov. - Текст: непосредственный // Vestnik grazhdanskih inzhenerov: nauchno-tekhnicheskij zhurn. - 2015. - №6[53]. -180-184 c.

Бобобеков Орифджон Кобилович- к.т.н., ст. преподаватель кафедры «Детали машин и строительно-дорожные машины» Таджикского технического университета им. М. С. Осими. Email: orifjon-1986@mail.ru

Сайдаминов Исохон Абдулфайзович- д.т.н., доцент кафедры «Детали машин и строительно-дорожные машины» Таджикского технического университета им. М. С. Осими. E mail: saydaminov@mail.ru

Bobobekov Orifjon Kobilovich - candidate of technical sciences, senior lecturer of the Department "Machine Parts and road construction machines" of Tajik technical University named after M. S. Osimi e-mail: orifjon-1986@mail.ru

Saidaminov Iskon Abdulhakovich - Doctor of technical sciences, associate Professor of the Department "machine Parts and construction machinery" of the Tajik technical University named after M. S. Osimi e-mail: saydaminov@mail.ru

Дата поступления статьи в редакцию 20.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.