Repin Sergei- doctor of technical sciences, professor, Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, E-mail: repinserge@mail.ru
Сапожников Александр Иванович - кан. тех.наук, СПКТБ «Ленгидросталь» -филиал АО «Трест Гидромонтаж», глав. Конструктор, E-mail:, aisapoznikov@yandex.ru Sapoznikov Aleksei - Ph. D. (Spktb Lengidrostal" - branch of JSC "Trest Gidromontazh", chief designer) E-mail: aisapoznikov@yandex.ru
УДК 69.002.5:338.242
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ФУНКЦОНИРОВАНИЯ ПАРКА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
Репин С.В. Бакланова Т.В., Монгуш С.Ч.
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург Тувинскийгосударственныйуниверситет, г. Кызыл
THE ECONOMIC CRITERION OF OPERATION OF THE PARK CONSTRUCTION ENGINEERING
Repin S.V., Baklanova T.V., Mongush S.Ch.
Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint Petersburg
TuvanStateUniversity, Kyzyl
В статье рассматривается влияние экономических критериев на эксплуатацию строительных машин. К экономическим критериям относятся: выручка от предоставления техники организациям, приведенные затраты, прибыль, рентабельность, лизинг, экономическая эффективность капитальных вложений. Один из основных вариантов по оснащению организаций строительными машинами, оборудованием и транспортом является финансовый лизинг (финансовая аренда). Описываются преимущества финансового лизинга. Показана динамика экономических показателей во времени двух машин разного уровня качества, а также динамика уровня рентабельности за срок службы машины. Перечислены варианты обновления парка строительных машин.
Ключевые слова:парк строительных машин, лизинг, приведенные затраты, рентабельность, экономическая эффективность капитальных вложений, прибыль.
The article considers the influence of the economic criterion to the machine operation. The economic criterions are proceeds from contract work, inputs, profit, profitability, and leasing, economic efficiency of investments. One of the basic variants on equipping of the organization building machines, equipment and transport is the financial leasing (the financial lease). The advantages of the financial leasing are described. The dynamics of the economic indices in the course of two machines different the level of quality also the dynamics of the level of profitability in durability of the machine is shown. The variants of replacement of old equipment are itemized.
Key words: park construction engineering, leasing, inputs, profitability, economic efficiency of investments, profit.
В процессе строительного производства участвуют инвестор - заказчик -проектировщик - подрядчик - специализированные строительные организации. Кроме этих участников строительного процесса в создании строительной продукции
участвуют десятки заводов-изготовителей технологического оборудования, строительных машин и материалов. В связи с большим числом участников строительное производство формируется под влиянием большого количества организационных факторов. От организационной структуры службы, которая занимается вопросами механизации транспорта, а также формированием оптимального парка машин в организациях, от их эффективного использования зависит своевременное и качественное выполнение производственных программ и экономические показатели.
Организация эксплуатации парка строительных машин - это осуществление комплекса организационных и экономических мероприятий по обеспечению способности парка машин работать эффективно с достижением максимальной производительности машин и труда на строительной площадке.
Один из основных вопросов строительных организаций является формирование парка машин и оборудования, определение их видов, количества, типов, вариантов исполнения и эргономических показателей, необходимых для выполнения производственных программ с учетом объемов, видов работ, сроков и регионов их выполнения.
Состав парка и количество машин может определяться тремя способами:
1. Расчет выполняется по нормативным показателям для составления проектов организации строительства на показатель стоимости строительно-монтажных работ (1 млн. рублей);
2. Определение потребности в строительных машинах на основе объемов работ, способов механизации, которые приняты в ППР (проекта производства работ);
3. Расчет производится по нормам затрат машинного времени на единицу выполненного объема работ.
Комплексная механизация строительства это процесс полного оснащения строительства машинами и средствами механизации и автоматизации строительства. Комплексная механизация строительства является одним из основных направлений технического прогресса, осуществляется на основе рационального выбора машин и оборудования и служит материальной основой для повышения эффективности строительного производства. Для выполнения различного вида строительно-монтажных работ формируются специализированные комплекты машин, которые представляют собой систему машин увязанных по технологическому назначению, производительности и основным конструктивным параметрам.
Основными экономическими показателями эксплуатации строительных машин являются: выручка от предоставления техники организациям, условно-переменные и постоянные затраты, прибыль, рентабельность, экономическая эффективность капитальных вложений. Одним из основных финансовых инструментов является лизинг, который позволяет осуществлять капитальные вложения в развитие материально-технической базы любого производства. По сравнению с другими способами приобретения оборудования (оплата по факту поставки, покупка с отсрочкой оплаты, банковский кредит, ссуда и т.д.) лизинг имеет ряд существенных преимуществ:
• Лизинг позволяет арендатору периодически обновлять в своем парке оборудование, которое устарело,
• государственная политика, как правило, направлена на поощрение и расширение лизинговых операций,
• ссуда всегда предполагает ограниченные сроки и размеры погашения. При лизинге арендатор может рассчитывать поступление своих доходов и выработать с арендодателем соответствующую, удобную для него схему финансирования. Погашение может осуществляться из средств, поступающих от реализации продукции, произведенной на оборудовании, взятом и лизинг,
• контракт по лизингу проще получить, чем ссуду, само оборудование служит обеспечением сделки (не требуется дополнительных гарантий). Особенно это относится к мелким и средним предприятиям.
Кроме того, приобретение оборудования по лизингу позволяет рентабельным предприятиям существенно уменьшить налогооблагаемую базу путем оптимизации налоговых отчислений.
При экономической оценке лизинга, следует учитывать, что лизингодатель имеет альтернативу продажи данного оборудования. Чтобы сравнить два варианта финансирования, нужно в каждом случае подсчитать чистую текущую стоимость. Необходимо учесть:
• налоговые льготы в каждом случае,
• для объекта, не являющегося собственностью, нельзя использовать амортизационные льготы,
• если объект покупается, то фирма должна оплатить расходы по техобслуживанию (во многих странах эти расходы вычитаются из налогооблагаемой прибыли),
• так как объект не принадлежит арендатору, то он теряет право на остаточную стоимость.
Эффективность предприятия по эксплуатации строительных машин (ПЭСМ) определяется отношением наработки парка машин (цель, выходной параметр) к затраченным ресурсам (входной параметр). Основными факторами, влияющими на экономическую эффективность (рентабельность) ПЭСМ являются: наработка парка машин за рассматриваемый период, цена машино-часа, условно-постоянные и переменные затраты. Путем воздействия на факторы методами технической эксплуатации можно управлять эффективностью предприятия.
Основной доход ПЭСМ получает за счет оказания услуг по предоставлению машин строительным организациям. Величина выручки определяется суммой произведения оплачиваемой наработки Щ каждой машины за расчетный период на цену машино-часа Цм-ч, т.е. суммой выручки В$) от эксплуатации отдельных машин
А(г) = £ Аг(г) = £ О.(г) -Ои _+
В случае если ПЭСМ само подряжается на производство строительных работ, его выручка будет связана с производительностью машины 0$), ценой единицы продукции с и наработкой Щ\
А(г) = Хб (г)• с. • Т(г)• кш, где
Ки - коэффициент использования потенциала машины (рабочего времени, мощности, грузоподъемности и т.п.).
Эффективность парка машин зависит от начального уровня надежности машин и качества системы технической эксплуатации. Приобретая менее надежную технику по невысокой цене С„1(рис. 1), предприятие будет нести болеевысокие затраты Z1(t) на поддержание ее работоспособности. К этому случаю относятся эксплуатационные предприятия с развитой системой технической эксплуатации, но недостаточными финансовыми ресурсами для покупки дорогих машин [2, стр. 49].
Рис. 1. Динамика экономических показателей во времени двух машин разного уровня качества: а - накопленной прибыли; б - удельных затрат
Широкое распространение в качестве критерия эффективности получили удельные приведенные затраты:
2 . = N + А. • Е .., где
оа г оа I 1Н4^
Zуд - приведенные затраты на производство единицы продукции, руб./ед. прод.; С - себестоимость единицы продукции, руб./ед. прод.; Куд - удельные капитальные затраты, отнесенные к единице продукции, руб./ед. прод.; Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.
Определение годового экономического эффекта основывается на сопоставлении приведенных затрат по базовой и новой технике. Годовой экономический эффект от внедрения вновь сформированного СКМ определяют по следующей зависимости:
У, = (21 - 2 ) • I 1 ., где
А 4 оа оа ' пег . а ' 1Н4^
Zбуд - удельные приведенные затраты по базовому (существующему) специализированному комплекту машин; Zнкуд - удельные приведенные затраты по новому СКМ (вновь разработанному); Пэскм.г - годовая эксплуатационная производительность вновь сформированного СКМ.
Уровень рентабельности определяется процентным отношением прибыли от реализации продукции к себестоимости продукции
I
R = —. 100 , где Z
R - уровень рентабельности, %; П - прибыль от реализации продукции, руб.; Z - себестоимость продукции (затраты), руб.
Прибыль П организации формируется из выручкиВ и затрат Z:
I = Á - Z
Выручка В от реализации продукции за время Тр работы машин в количестве Np будет определяться средней ценой машино-часа Цмч
Á = О . • N • T
i --V p p
Все затраты Z по отношению к объему выручки можно разделить на две группы: условно-постоянные Znocm и переменные Znep:
Z. = Z.„. + Z...
о uno iao
Условно-постоянные - это затраты, сумма которых не меняется при изменении выручки от реализации продукции. К этой группе относятся: арендная плата; амортизация основных фондов; износ нематериальных активов; расходы по содержанию зданий, помещений; услуги сторонних; затраты по подготовке и переподготовке кадров; затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства; отчисления в ремонтный фонд; отчисления на обязательное страхование имущества и другие виды затрат.
Условно-постоянныезатраты иногда называют издержками владения. Это значит, что, если машины не работают, а простаивают, то предприятие несет убытки пропорциональные количеству и времени простоя машин.
Условно-постоянные затраты (или издержки владения техникой) имеют место независимо от того, эксплуатируется она или нет и могут составлять до половины общих затрат. При сравнении двух машин, которые простаивают без работы, расходуют столько средств, сколько одна работающая. Отсюда понятно, что для повышения рентабельности предприятия, следует действовать по нескольким направлениям. Первое, оптимизировать состав парка машин путем сокращения количества простаивающих по каким-либо причинам машин и приобретения техники, пользующейся повышенным спросом. Второе, улучшать работу службы технической эксплуатации с целью сокращения простоев по техническим причинам, уменьшения затрат времени и ресурсов на ремонты. Третье, совершенствовать службу коммерческой эксплуатации для обеспечения более полной загрузки техники.
Сумма переменных затрат изменяется пропорционально объема выручки от реализации продукции. Эта группа включает: расходы на сырье; транспортные расходы; расходы на оплату труда; горюче - смазочные материалы, газ и электроэнергию для производственных целей; обслуживание и ремонт производственного оборудования; расходы на тару и упаковку; отчисления на государственное социальное страхование, на обязательное медицинское страхование, в фонд занятости и др. Эти затраты называют также эксплуатационными.
Сумма условно-постоянных и переменных затрат за один час работы машины представляет собой себестоимость машино-часа:
Ñ. . = Ñ-. + Ñ... i - - uno гад
Минимальное значение прибыли Д™ определяется порогом эффективности, который принимают из условия превышения минимально допустимого дохода над максимально допустимыми затратами на эксплуатацию машины в заданном интервале наработки с учетом требуемого уровня рентабельности R, т. е.
min Á
р =-> 1 + R
max Z
Уровень рентабельности, обеспечивающий выживание организации по эксплуатации строительной техники (управления механизации), находится в пределах 20%. Для нормального существования, позволяющего организации развиваться, необходим R = 30%.
Деление затрат на условно-постоянные и переменные позволяет четко показать зависимость между выручкой от реализации продукции, себестоимостью и размером прибыли от реализации. Эта зависимость прибыли от реализации выражается с помощью графика рентабельности (рис. 2).
пер
о
Количество продукции, шт
(машино-часов)
Рис. 2. График рентабельности
В точке Б имеет место равенство В0=Zф, которое показывает при каком объеме Т0 выполненных услуг (продукции) окупятся валовые издержки предприятия, т.е. показывает ту предельную сумму выручки, ниже которой деятельность предприятия будет убыточной, так как линия себестоимости находится выше линии выручки [2, стр. 18].
Если, например, задать нижнее значение Rmin = 0,3 (рис. 3), получаем
^
максимальный срок службы 'тах по условию нижнего предела уровня
tП tR рентабельности, меньший max. Нетрудно заметить, что tmax намного превышает
оптимальный срок службы, рассчитанный по минимуму удельных, приведенных к
машино-часу, затрат [2, стр. 40].
Рис. 3. Динамика уровня рентабельности за срок службы ^Rmin
машины: tmax - максимальный срок службы по минимально допустимому
, Rmax
R(t)
0,3
1 2 \ ...N......
- К ^ >J—ô-—-i-
опт
0 tRmax 10 tRmin f П f , Год
опт max max
уровню рентабельное^,™; 1
оптимальный срок службы по максимальному уровню рентабельностиRmах;линии 1 и 2соответствуют равномерному и ускоренному (с коэффициентом два) методам расчета амортизационных отчислений
Модели определения сроков службы по минимуму удельных затрат и максимуму удельной прибыли применяют для обновления парка машин.
Возможны следующие варианты обновления парка: покупка новых машин (отечественных, импортных), машин со сроком эксплуатации (бывших в употреблении), проведение капитального ремонта собственной техники, продажа устаревших машин, списание техники, израсходовавшей свой ресурс.
Модель минимума уровня рентабельности применяется для предприятий, у которых не хватает средств для приобретения новой техники.
Библиографический список:
1. Repin S.V. Renewal Methods of Construction Machinery According to Technical and Economic Indicators (Методика формирования парка транспортно-технологических машин по технико-экономическим показателям). - Applied Mechanics and Materials. ( 10.4028/www.scientific.net/AM M.725-726.990) Vols. 725-726 (2015). 990-995.
2. Репин, С.В. Расчетные модели обеспечения работоспособности и эффективности транспортно-технологических машин в эксплуатации / Репин С.В., Чмиль В.П., Зазыкин А.В. -Учебное пособие. - СПб.: СПбГАСУ. - 2015. - 98 с.
3. Репин, С.В. Методология обеспечения работоспособности транспортно-технологических машин и комплексов средствами технической эксплуатации / Репин С.В., Рулис К.В., Зазыкин А.В., Крупин С.А. - Монография. - СПб.: СПбГАСУ. - 2012. - 218 с.
4. Шутько Е. Лизинг как форма обновления основного капитала предприятия [Электронный ресурс] / Е. Шутько // Новости строительной индустрии. Урал и Сибирь: журн. 2006 - 11(54) - URL: http://www.uralstroyinfo.ru/?doc=108&id=62&topic=191 (дата обращения: 05.09.2015).
Bibliograficheskij spisok
1. Repin S.V. Renewal Methods of Construction Machinery According to Technical and Economic Indicators (Методика формирования парка транспортно-технологических машин по
технико-экономическим показателям). - Applied Mechanics and Materials. (10.4028/www.scientific.net/AM M.725-726.990) Vols. 725-726 (2015). 990-995.
2. Репин, С.В. Расчетные модели обеспечения работоспособности и эффективности транспортно-технологических машин в эксплуатации / Репин С.В., Чмиль В.П., Зазыкин А.В. -Учебное пособие. - СПб.: СПбГАСУ. - 2015. - 98 с.
3. Репин, С.В. Методология обеспечения работоспособности транспортно-технологических машин и комплексов средствами технической эксплуатации / Репин С.В., Рулис К.В., Зазыкин А.В., Крупин С.А. - Монография. - СПб.: СПбГАСУ. - 2012. - 218 с.
4. Шутько Е. Лизинг как форма обновления основного капитала предприятия [Электронный ресурс] / Е. Шутько // Новости строительной индустрии. Урал и Сибирь: журн. 2006 - 11(54) - URL: http://www.uralstroyinfo.ru/?doc=108&id=62&topic=191 (дата обращения: 05.09.2015).
Репин Сергей Васильевич д-р техн. наук, профессор (Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет).
Бакланова Татьяна Валерьевна, аспирант (Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет) E-mail: missis.baclanova2014@yandex.ru, repinserge@mail.ru
Монгуш Сылдыс Чамбааевич, кандидат технических наук, декан инженерно-технического факультета, доцент кафедры «Транспортно-технологические средства» Тувинского государственного университета, г.Кызыл, E-mail: syldys-mongush@yandex.ru
Repin Sergei Vasilievich, Doctor of Technical Sciences, (Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering).
Baklanova Tatyana Valerevna, post-graduate student (Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering) E-mail: missis.baclanova2014@yandex.ru, repinserge@mail.ru.
Mongush Syldys Chambaaevich - Ph.D., Dean of the Engineering and Technical Faculty, associate professor in the department of "Technical Transport Equipment" of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: syldys-mongush@yandex.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Разработка методики формирования структурных элементов транспортной системы по экономическим и надежностным критериям (на примере парков транспортно-технологических машин)», проект № 15-02-00512.