УДК 625.08
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА
Монгуш С.Ч., 2Евтюков С. А.
1 Тувинский государственный университет, Кызыл 2Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,
Санкт-Петербург
ANALYSIS OF CONSTRUCTION MACHINERY OPERATION
IN THE REPUBLIC OF TYVA
Mongush S.Ch, 2Evtyukov S.A.
1Tuvan State University, Kyzyl 2Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint Petersburg
В статье рассмотрены основные научные исследования по организации эксплуатации и ремонта техники в транспортном строительстве с учетом сурового климатического условия, а также показаны актуальные проблемы эксплуатации строительной техники в республике Тыва.
Ключевые слова: парк машин, техническая эксплуатация, ремонт, рельеф, производительность.
The article deals with the basic research on the organization of operation and repair of equipment in transport construction, taking into account the harsh climatic conditions, and also show the actual problems of operation of construction equipment in the Republic of Tuva.
Key words: park of machines, technical operation, repair, relief, productivity.
Повышение эффективности строительного производства в значительной степени зависит от его механизации и автоматизации, таким образом, задача поддержания строительной техники в работоспособном состоянии является одной из наиболее актуальных.
В настоящее время парк наземных транспортно-технологических машин в республике Тыва характеризуется сильной изношенностью и значительным исчерпанием ресурса. Однако благодаря блочно-модульному принципу компоновки машин, их высокой ремонтной технологичности, наличию индустриальных восстановительных технологий имеются большие возможности для проведения эффективных текущих ремонтов и более глубоких ремонтных воздействий. В то же время успешной работе в этом направлении мешает низкий организационно-технический уровень оперативного управления ремонтом техники, что является следствием недостаточной теоретической разработки оптимальных расчетных моделей [5].
В транспортном строительстве наметились две тенденции, вызванные перераспределением объектов строительства в России, - смещение центра тяжести
строительства железных и автомобильных дорог на север и восток в малонаселенные районы с более суровым климатом, а также в западных районах преобладает реконструкция дорог и строительство на них вторых путей для вхождения в единую европейскую дорожную сеть [5].
В связи с массовым строительством железных и автомобильных дорог в северных и восточных районах требуется наличие на данных районах производственно-технической базы в целях сокращения потерь времени на перебазирование техники в ремонт и затраты на их выполнение.
Длительный период нахождения техники в ремонте требует увеличения количества строительной техники для выполнения заданного объема строительного производства, что воздействует на укомплектование парков наземных транспортно-технологических машин [5].
При правильной эксплуатации, хорошего выполнения технического обслуживания строительной техники и рациональной организации труда повышается производительность, сокращаются расходы на эксплуатацию и ремонт техники. Эксплуатация наземных транспортно-технологических машин в районах с суровым климатом происходит увеличение количества отказов и тем самым снижается их производительность. Так, в Республике Тыва зимой число отказов наземных транспортно-технологических машин (экскаваторов, бульдозеров, автогрейдеров и т.д.) увеличивается в 3-7 раз по сравнению с летним периодом, затраты на ремонтные работы возрастает на 30-50%, производительность падает на 1,4-1,6 раза, что увеличивает трудоемкость ремонтных работ производственно-технической базы [9].
В настоящее время внедряются в строительное производство более совершенствованные виды строительной техники, тем самым усложняется их конструкция. Оснащение поступающих в эксплуатацию машин с современными электроприборами, автоматическими управлениями и слежениями, электросхемами повышенной сложности требует успешного выполнения работ по обеспечению уровня технического состояния на различных стадиях эксплуатации [5].
Эффективность использования наземных транспортно-технологических машин находится в зависимости от их технико-экономических данных и свойств эксплуатации. В исследованиях М.М. Хрущева, И.В. Крагельского, А.Ф. Дергачева, Д.В. Дехтеринского, В.В. Ефремова, С.Е. Канторера, А.В. Каракулева, К.Т. Кошкина, А.С. Консона, И.С. Левитского, И.А. Луйка, А.И. Селиванова, М.Ф. Страмоуса, С.Е. Ровкоха и других ученых рассмотрены совершенствование эксплуатации и ремонта парка наземных транспортно-технологических машин [5]. В СПбГАСУ давно ведутся исследования по данному направлению научными школами под руководством С.А. Евтюкова, С.В. Репина, В.Е. Гордиенко, А.В. Зазыкина [1, 2, 3, 7, 8, 9].
В республике Тыва в строительном производстве применяются отечественные и импортные наземные транспортно-технологические машины в достаточном масштабе (табл. 1).
Таблица 1
Годы Одноковшовые экскаваторы, шт. Скреперы, шт. Бульдозеры на тракторах, шт. Автогрейдеры, шт. Тракторы, шт. Автомобильные краны, шт. Краны на гусеничном ходу, шт. Краны на пневмо-колесном ходу, шт. Погрузчики, шт.
1976 127 27 126 - - 105 - - 28
1981 144 19 127 - - 115 - - 32
1986 255 21 125 - - 140 - - 47
1990 201 26 159 - - 241 - - 56
1995 90 13 80 - - 98 - - 19
1997 57 8 51 - - 75 - - 13
1998 43 8 57 - - 64 - - 12
1999 31 8 27 - - 46 - - 10
2000 25 7 18 - - 37 - - 9
2001 25 6 26 - - 40 - - 9
2002 25 4 39 - - 42 - - 8
2003 38 4 55 36 14 35 2 7 8
2004 41 4 51 33 16 28 4 8 8
2005 35 2 36 19 8 27 4 7 9
2006 39 3 49 31 9 28 4 7 8
2007 46 3 54 33 15 31 6 6 10
2008 46 4 54 33 15 31 6 6 10
2009 45 5 52 31 16 29 6 5 11
2010 45 4 54 31 18 29 6 6 13
2011 47 4 54 34 18 30 8 6 13
2012 49 6 57 35 21 30 9 7 15
2013 53 6 57 38 22 28 9 7 15
2014 54 5 59 38 22 27 9 8 17
2015 62 7 66 45 25 29 8 10 14
2016 65 10 66 44 25 29 8 11 14
2017 65 10 66 45 26 27 8 11 16
Парк наземных транспортно-технологических машин в крупных и средних строительных, дорожных и горнорудных организациях республики Тыва по годам
Как видно из таблицы 1, значительный рост наземных транспортно-технологических машин приходится на 1990 год и в связи с экономическим спадом в России общее количество значительно уменьшилось.
Однако, с 2011 года в связи с экономическим подъемом России, парк наземных транспортно-технологических машин в республике Тыва начали
увеличиваться. Это связано с открытием крупных горнорудных компаний и небольших строительных и дорожных организаций.
В ранее проведенных исследованиях по эксплуатации наземных транспортно-технологических машин в Республике Тыва отмечается ускоренный износ деталей, узлов и агрегатов и повышенная вероятность отказов техники, так как по показаниям их технической документации следует, что они изготовлены по техническим условиям, преимущественно предназначенным для использования в средней полосе России [7].
Республика Тыва по геоморфологическом и физико-географическом отношении характеризуется тундровым плоскогорьем с вечной мерзлотой, горными массивами, соединяющими со степью и по природно-климатическим условиям является регионом с резко континентальным климатом - зимой минимальная температура составляет -60°С, а летом максимальная температура составляет +48°С.
В связи с этим эксплуатация и техническое обслуживание наземных транспортно-технологических машин с учетом природно-климатических и рельефных условий Республики Тыва свою очередь создают особые условия [9].
На условия эксплуатации наземных транспортно-технологических машин влияют следующие основные природно-климатические параметры [8]:
• большие суточные колебания температуры воздуха - летом от +4+5°С ночью до +20°С днем; зимой - от -60° ночью до -30°С днем вызывают существенные изменения свойств горюче-смазочных материалов;
• наличие больших перепадов высоты оказывает существенное влияние на мощность двигателей в связи с изменениями атмосферного давления, содержания кислорода.
Кроме того, на улучшения использования наземных транспортно-технологических машин в республике Тыва воздействуют повышенная ветровая нагрузка, солнечные излучения и другие причины. Все это приводят к повышенному износу деталей и узлов строительной техники по сравнению с износом в условиях средней полосы России.
Как показал анализ влияния возрастных изменений технического состояния наземных транспортно-технологических машин на технико-экономические свойства, имеют место сокращения наработки и производительности, повышения эксплуатационных расходов с интенсивностью 1,5...4% в год. Эти свойства полностью (в пределах 0,88.0,92) описываются экспоненциальной зависимостью с параметром =0,012.0,92 год-1 (параметр старения по наработке, производительности и по затратам ) [2]:
Трр (г) = Т0 ■ Кл (г),
Кл(г) = ехр(-Д • г), Ж) = &*хр(-ра ■ г),
2 (г) = 20ехр(£ • г)
(1) (2)
(3)
(4)
где - продолжительность пребывания машины в работоспособном состоянии в рабочее время; - наработка, производительность и затраты за первый расчетный период новой машины соответственно; - коэффициент готовности машины; - возраст машины.
На сокращение сроков и улучшение качества работ влияют: рост производительности труда при высоком уровне техники и индустриализации строительства, улучшение организации производства, совершенствование системы планирования капитальных вложений, а также своевременное и комплексное обеспечение строек машинами, материалами и оборудованием. Следует заметить, что в Республике Тыва более 25 лет парк машин не обновлялся и большинство наземных транспортно-технологических машины морально и материально изношены.
В связи с предстоящим обновлением существующего парка наземных транспортно-технологических машин в Республике Тыва, актуальной задачей является решение проблемы разработки системы их эксплуатации и ремонта, учитывающей резко континентальный климат региона и обеспечивающей максимальную производительность и повышенную экономическую эффективность их использования.
Библиографический список
1. Евтюков С.А., Чооду О.А. Влияние условий местности на техническую эксплуатацию и формирование парков машин // Вестник гражданских инженеров. 2015. № 3 (50). С. 239-243.
2. Репин С.В., Зазыкин А.В., Рулис К.В., Ховалыг Н.-Д.К. Методика обновления регионального парка транспортно-технологических машин на основе экономических критериев // Вестник гражданских инженеров. 2016. № 3 (56). С. 209-217.
3. Сандан Н.Т., Евтюков С.А., Чооду О.А., Монгуш С.Ч. Эффективность использования наземных транспортно-технологических машин в климатических условиях Республики Тыва // Успехи современной науки. 2017. Т.6. № 3. С. 153-155.
4. Сухарев Э.А. Системы ремонта машин (моделирование и расчет): учеб.пособие для студентов вузов. Ровен. гос. техн. ун-т., 2002. 81 с.
5. Тайц В.Г. Ремонт подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Акад., 2007. 332 с.
6. Ховалыг Н-Д.К. Оптимизация состава парка строительных машин в условиях региона (в материалах РТ): дис. ... канд. техн. наук. СПб., 2012. 187 с.
7. Чооду О.А. Проблемы эксплуатации дорожных и строительных машин // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2008. № 70. С. 67-73.
8. Чооду О.А., Евтюков С.А., Монгуш С.Ч. Формирование высокоэффективного парка транспортно-технологических комплексов и оборудования для различных отраслей народного хозяйства страны // Естественные и технические науки. 2015. № 5 (83). С. 89-91.
9. Чооду О.А., Евтюков С.А. Техническая эксплуатация горных машин в условиях Республики Тыва // Успехи современной науки. 2017. Том 4, № 1. С. 60-64.
Bibliograficheskij spisok
1. Evtyukov S.A., Choodu O.A. Vliyanie uslovii mestnosti na tehnicheskuyu ekspluataciyu i formirovanie parkov mashin // Vestnik grajdanskih injenerov. 2015. № 3 (50),. S. 239-243.
2. Repin S.V., Zazikin A.V., Rulis K.V., Hovalig N.-D.K. Metodika obnovleniya regionalnogo parka transportno-tehnologicheskih mashin na osnove ekonomicheskih kriteriev // Vestnik grajdanskih injenerov. 2016. № 3 (56),. S. 209-217.
3. Sandan N.T., Evtyukov S.A., Choodu O.A., Mongush S.Ch. Effektivnost ispolzovaniya nazemnih transportno-tehnologicheskih mashin v klimaticheskih usloviyah Respubliki Tiva // Uspehi sovremennoi nauki. 2017. T.6. № 3. S. 153-155.
4. Suharev E.A. Sistemi remonta mashin (modelirovanie i raschet): ucheb.posobie dlya studentov vuzov. Roven. gos. tehn. Un-t., 2002. 81 s.
5. Taic V.G. Remont podemno-transportnih, stroitelnih i dorojnih mashin: ucheb.posobie dlya studentov vuzov. M.: Akad., 2007. 332 s.
6. Hovalig N_D.K. Optimizaciya sostava parka stroitelnih mashin v usloviyah regiona (v materialah RT): dis. ... kand. tehn. nauk. SPb., 2012. 187 s.
7. Choodu O.A. Problemi ekspluatacii dorojnih i stroitelnih mashin // Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. 2008. № 70. S. 67-73.
8. Choodu O.A., Evtyukov S.A., Mongush S.Ch. Formirovanie visokoeffektivnogo parka transportno-tehnologicheskih kompleksov i oborudovaniya dlya razlichnih otraslei narodnogo hozyaistva strani // Estestvennie i tehnicheskie nauki. 2015. № 5 (83). S. 89-91.
9. Choodu O.A., Evtyukov S.A. Tehnicheskaya ekspluataciya gornih mashin v usloviyah Respubliki Tiva // Uspehi sovremennoi nauki. 2017. Tom 4, № 1. S. 60-64.
Монгуш Сылдыс Чамбааевич - кандидат технических наук, доцент Тувинского государственного университета, E-mail: [email protected]
Евтюков Сергей Аркадьевич - доктор технических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, E-mail: [email protected]
Mongush Syldys - candidate of technical Sciences, associate Professor, Tuvan State University, E-mail: [email protected]
Evtyukov Sergey - doctor of technical Sciences, Professor, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, E-mail: [email protected]