Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СЛИВОНАЛИВНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЭСТАКАД'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СЛИВОНАЛИВНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЭСТАКАД Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
261
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛИВОНАЛИВНАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭСТАКАДА / БЕЗОПАСНОСТЬ / АВАРИЯ / НАДЕЖНОСТЬ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДИСЦИПЛИНА

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Бадыкшанов А.Р.

Сравнительный анализ показал, что одной из основных причин аварий и инцидентов при эксплуатации сливоналивных железнодорожных эстакад является низкая надежность технологического оборудования, а также нарушение производственной дисциплины. При выполнении сливоналивных работ ежегодно происходит значительное количество аварий, которые создают угрозу здоровью и жизни работников, а также наносят существенный ущерб экологии и экономике. Техническими причинами аварий являются износ и надежность оборудования. Среди организационных причин необходимо выделить некачественно организованный производственный контроль, низкий уровень знаний требований промышленной безопасности работниками предприятий. Следовательно, предприятия, эксплуатирующие сливоналивные железнодорожные эстакады, нуждаются в проведении мероприятий, направленных на повышение надежности оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СЛИВОНАЛИВНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЭСТАКАД»

Список использованной литературы:

1. Козлов И.А. Повышение стойкости бетонов в условиях капиллярного всасывания // Инновационная наука, №11-2, 2021, С. 25-27.

2. Козлов И.А. Подготовка молодых специалистов в целях долгосрочного укрепления научного потенциала МЧС России // Матрица научного познания, № 10-2, 2021, С. 78-82.

3. Козлов И.А., Сафонов А.В. Предупреждение и борьба с биоповреждениями материалов, оборудования, строительных конструкций зданий и сооружений // Матрица научного познания», № 9-1, 2021, С. 49-55.

4. Козлов И.А. Химия в интересах устойчивого развития. Химические превращения растительной биомассы в процессах конверсии токсичных компонентов ракетного топлива // Монография: Системная трансформация - основа устойчивого инновационного развития, Уфа: Научно-издательский центр «Аэтерна», 2021. - 164 с.

5. Козлов И.А. Оценка биоповреждений изделий из бетона // Символ науки, № 11-1, 2021, С. 16-19.

© Козлов И.А., Гарипов Р.М., 2021

УДК 681.54

Бадыкшанов А.Р.

магистрант 2 курса, УГНТУ, Уфа Научный руководитель: Шингаркина О.В.,

доцент, канд. техн. наук., УГНТУ, Уфа

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СЛИВОНАЛИВНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЭСТАКАД

Аннотация

Сравнительный анализ показал, что одной из основных причин аварий и инцидентов при эксплуатации сливоналивных железнодорожных эстакад является низкая надежность технологического оборудования, а также нарушение производственной дисциплины. При выполнении сливоналивных работ ежегодно происходит значительное количество аварий, которые создают угрозу здоровью и жизни работников, а также наносят существенный ущерб экологии и экономике. Техническими причинами аварий являются износ и надежность оборудования. Среди организационных причин необходимо выделить некачественно организованный производственный контроль, низкий уровень знаний требований промышленной безопасности работниками предприятий. Следовательно, предприятия, эксплуатирующие сливоналивные железнодорожные эстакады, нуждаются в проведении мероприятий, направленных на повышение надежности оборудования.

Ключевые слова

Сливоналивная железнодорожная эстакада, безопасность, авария, надежность,

производственная дисциплина

При изучении статистики аварийности по годовым отчетам Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору был сделан вывод о том, что основными причинами возникновения аварий на сливоналивных железнодорожных эстакадах являются низкая надежность оборудования и нарушение производственной дисциплины. В процессе анализа статистических данных было замечено, что основными организационными причинами являлись плохо организованный производственный контроль и низкий уровень знаний требований промышленной безопасности работниками предприятий.

Сливоналивные железнодорожные эстакады предназначены для налива автомобильных бензинов, дизельного топлива, топочного мазута, вакуумных газойлей, авиабензинов и так далее. А также

предназначены для слива с последующей перекачкой в товарный парки или же в вагон-цистерны автомобильного бензина, дизельного топлива, мазута, вакуумного газойля.

При эксплуатации железнодорожной эстакады выполняются следующие операции: постановка вагонов-цистерн под налив, подготовка к наливу, налив нефтепродуктов, окончание налива, постановка вагонов-цистерн под слив, подготовка к сливу, слив нефтепродуктов, окончание слива, откачка светлых нефтепродуктов из заглубленных емкостей.

В первую очередь для обеспечения безопасной эксплуатации железнодорожной эстакады необходимо исключить наиболее вероятные причины возникновения аварий. Следует провести мероприятия, которые направлены на повышение надежности работы оборудования. К таки мероприятия относят:

- введение в эксплуатацию современного оборудования;

- использования труб и соединений высокого качества (так как современный материал позволяет повысить уровень промышленной безопасности Среди таких материалов выделяют асмол. Он имеет невероятную устойчивость к различным негативным воздействиям коррозии и агрессивных сред);

- применение оборудования, передающего сигналы. Отличным примером такого оборудования является «Буран-1 КД». Данная сигнализация обладает способностью мгновенно определить величину загазованности при проведении работ;

- работники, которые проводят ремонт и обслуживание оборудования, должны иметь квалификацию. При аварии персонал должен выполнять необходимые действия в определенном порядке;

- оборудование, которое применяется в рабочих процессах, необходимо подвергать экспертизе промышленной безопасности. На предприятиях, которые используют сливоналивные устройства, экспертизу необходимо проводить в следующих случаях:

а) после проведения ремонтных работ, при которых поменялась конструкция оборудования или были заменены основные материалы;

б) при появлении возможности вернуть в технологический процесс оборудование после аварии;

в) при применении старого оборудования (более 20 лет использования);

г) при окончании срока использования сливоналивного устройства, который был определен заводом-изготовителем, а также при подходе допустимых рабочих циклов к нулю.

- введение автоматизированной системы управления технологическим процессом в целях оперативного и автоматического управления оборудованием на сливоналивной железнодорожной эстакаде.

Автоматизированные системы управления технологическими процессами включают в себя:

- автоматизированное руководство наливом и сливом продуктов нефтепереработки с установленными методами работы;

- управление процессами слива-налива в ручном порядке;

- дистанционное руководство оборудованием эстакады;

- контроль, а также подсчет данных;

- автоматическая противоаварийная защита;

- получение своевременной информации о состоянии агрегатов;

- автоматическое перераспределение данных в систему «1С: Бухгалтерия»;

- автоматическая противопожарная защита.

Архитектура системы содержит следующие подсистемы: ПАЗ- противоаварийная защита, АТХ -автоматизация техпроцесса, АПТ - автоматическое пожаротушение.

Каждая из перечисленных подсистем включает в себя следующие уровни:

- полевой уровень, который состоит из контроль-измерительных приборов, а также автоматики;

- нижний уровень, который состоит из программируемых логических контроллеров. Данные контроллеры обеспечивают управление оборудованием дистанционно;

- функциями третьего уровня являются:

а) управление устройствами, которые воспринимают управляющий сигнал и воздействуют на объект управления через рабочий орган или же непосредственно;

б) проведение регистрации информации, имеющейся в наличии;

в) хранение информации;

г) контроль периферийных устройств.

Наилучшее построение системы осуществляется в том случае, когда автоматизированные трудовые зоны располагаются в помещении операторной, а контроллеры, в свою очередь, располагаются на эстакаде, в специально предназначенных взрывозащищенных шкафах. То есть, связь устройств и агрегатов с контроллером достигается наименьшей длиной кабелей.

Также следует исключить и второй по вероятности фактор возникновения аварий на железнодорожных эстакадах - нарушения производственной дисциплины. Для повышение производственной дисциплины необходимо:

- ужесточить повседневный, специальный и периодический контроль;

- укомплектовать рабочие места оборудованием и орудиями труда;

- продумать систему мотивации работников, а также поощрения за соблюдения производственной дисциплины.

Меры поощрения могут быть самыми разнообразными: премии, надбавки, грамоты, награды. Такие меры помогут выработать у работников интерес к надлежащему выполнению требований производственной дисциплины. А самое главное, следует мотивировать работников собственным примером в первую очередь.

Производственной дисциплине на любом предприятии уделяется огромное внимание, а ее несоблюдение не просто запрещается, а наказывается.

В результате при выполнении мероприятий, предложенных в статье, снизится вероятность возникновения аварийной ситуации, а негативное воздействие на окружающую природную среду и экономический ущерб будут минимальными. Список использованной литературы:

1. Абдрахманов, Н. Х. Автоматизированная система управления рисками / Н.Х. Абдразманов, Р.А. Шайбаков // В сб.: Актуальныевопросы разработки нефтегазовых месторождений на поздних стадиях. Технологии. Оборудование. Безопасность. Экология. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2010. - С. 214-218.

2. Абдрахманов, Н. Х. Мотивация работников соблюдению техники безопасности / Э. И. Галлямова, Н. Х. Абдрахманов // Экспертиза промышленной безопасности и диагности опасных производственных объектов. - 2016. - Т. 7, № 1. - С. 52-55.

3. Плугин, А.М. Восстановление и защита промышленных зданий и сооружений на железнодорожном транспорте: учебное пособие: в 2 частях / А.М. Плугин [и др.]. - Х.: ХарГАЖТ, 2011. - Ч.1. - 137 с.; Ч. 2. - 74 с.

© Бадыкшанов А. Р., 2021

УДК 620.193

Бадыкшанов А.Р.

магистрант 2 курса, УГНТУ, Уфа Научный руководитель: Шингаркина О.В.,

доцент, канд. техн. наук., УГНТУ, Уфа

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ ЭЛЕМЕНТОВ СЛИВОНАЛИВНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЭСТАКАД

Аннотация

Коррозионные процессы на наливных эстакадах происходят с различными элементами конструкции. Интенсивно протекает коррозия сливоналивной железнодорожной эстакады в следствие того, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.