Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ ЭЛЕМЕНТОВ СЛИВОНАЛИВНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЭСТАКАД'

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ ЭЛЕМЕНТОВ СЛИВОНАЛИВНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЭСТАКАД Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
106
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
СЛИВОНАЛИВНАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЭСТАКАДА / КОРРОЗИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / АВАРИЯ / АНТИКОРРОЗИОННАЯ ЗАЩИТЫ / ЛЕГИРОВАНИЕ / ИНГИБИТОРЫ КОРРОЗИИ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Бадыкшанов А.Р.

Коррозионные процессы на наливных эстакадах происходят с различными элементами конструкции. Интенсивно протекает коррозия сливоналивной железнодорожной эстакады в следствие того, что именно она подвергаются неблагоприятным воздействиям окружающей среды, а также включают в свою конструкцию большое количество элементов, которые слабо защищены от неблагоприятных условий, так как постоянно подвержены периодическому влиянию сменяющихся погодных условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Бадыкшанов А.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ ЭЛЕМЕНТОВ СЛИВОНАЛИВНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЭСТАКАД»

б) проведение регистрации информации, имеющейся в наличии;

в) хранение информации;

г) контроль периферийных устройств.

Наилучшее построение системы осуществляется в том случае, когда автоматизированные трудовые зоны располагаются в помещении операторной, а контроллеры, в свою очередь, располагаются на эстакаде, в специально предназначенных взрывозащищенных шкафах. То есть, связь устройств и агрегатов с контроллером достигается наименьшей длиной кабелей.

Также следует исключить и второй по вероятности фактор возникновения аварий на железнодорожных эстакадах - нарушения производственной дисциплины. Для повышение производственной дисциплины необходимо:

- ужесточить повседневный, специальный и периодический контроль;

- укомплектовать рабочие места оборудованием и орудиями труда;

- продумать систему мотивации работников, а также поощрения за соблюдения производственной дисциплины.

Меры поощрения могут быть самыми разнообразными: премии, надбавки, грамоты, награды. Такие меры помогут выработать у работников интерес к надлежащему выполнению требований производственной дисциплины. А самое главное, следует мотивировать работников собственным примером в первую очередь.

Производственной дисциплине на любом предприятии уделяется огромное внимание, а ее несоблюдение не просто запрещается, а наказывается.

В результате при выполнении мероприятий, предложенных в статье, снизится вероятность возникновения аварийной ситуации, а негативное воздействие на окружающую природную среду и экономический ущерб будут минимальными. Список использованной литературы:

1. Абдрахманов, Н. Х. Автоматизированная система управления рисками / Н.Х. Абдразманов, Р.А. Шайбаков // В сб.: Актуальныевопросы разработки нефтегазовых месторождений на поздних стадиях. Технологии. Оборудование. Безопасность. Экология. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2010. - С. 214-218.

2. Абдрахманов, Н. Х. Мотивация работников соблюдению техники безопасности / Э. И. Галлямова, Н. Х. Абдрахманов // Экспертиза промышленной безопасности и диагности опасных производственных объектов. - 2016. - Т. 7, № 1. - С. 52-55.

3. Плугин, А.М. Восстановление и защита промышленных зданий и сооружений на железнодорожном транспорте: учебное пособие: в 2 частях / А.М. Плугин [и др.]. - Х.: ХарГАЖТ, 2011. - Ч.1. - 137 с.; Ч. 2. - 74 с.

© Бадыкшанов А. Р., 2021

УДК 620.193

Бадыкшанов А.Р.

магистрант 2 курса, УГНТУ, Уфа Научный руководитель: Шингаркина О.В.,

доцент, канд. техн. наук., УГНТУ, Уфа

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ КОРРОЗИИ ЭЛЕМЕНТОВ СЛИВОНАЛИВНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЭСТАКАД

Аннотация

Коррозионные процессы на наливных эстакадах происходят с различными элементами конструкции. Интенсивно протекает коррозия сливоналивной железнодорожной эстакады в следствие того, что

именно она подвергаются неблагоприятным воздействиям окружающей среды, а также включают в свою конструкцию большое количество элементов, которые слабо защищены от неблагоприятных условий, так как постоянно подвержены периодическому влиянию сменяющихся погодных условий.

Ключевые слова

Сливоналивная железнодорожная эстакада, коррозия, безопасность, авария, антикоррозионная защиты,

легирование, ингибиторы коррозии

Изучение условий окружающей среды, которые оказывают влияние на работу металлов сливоналивных железнодорожных эстакад, позволяет выявить несколько направлений применения защит от атмосферной коррозии:

- защита металлических элементов железнодорожной эстакады от коррозии и от агрессивного действия просыпающихся химически активных грузов;

- защита емкостей для транспортирования грузов от коррозии и от агрессивного действия перевозимых химически активных грузов;

- защита других видов железнодорожного подвижного состава, путевых машин, механизированного инструмента и другие;

- защита металлоконструкций мостов.

Необходимость защиты металла вызвана тем, что само железо очень сильно подвергается коррозии, ведь его поверхность обладает высокой реакционной способностью, а также имеет гетерогенное строение (неоднородность структуры).

Применяемые способы защиты от коррозии безусловно должны быть изучены, так как наряду с достоинствами они имеют также недостатки, которые не только ограничивают, но и усложняют их применение.

Поэтому, уже на этапе подбора и подготовки материала - при изготовлении металлоконструкций -коррозионную стойкость металла можно повысить его легированием.

Способ легирования (присадка к железу N1, Сг, Со и других металлов) -дает возможность получать различные нержавеющие стали, но и такие стали значительно подвержены поверхностной коррозии, правда, как правило - уже с малой скоростью.

Однако, легированный металл выходит дорогим из-за дефицитных добавок. Следовательно, он неприемлем для массово изготавливаемых конструкций (например, металлических мостов, рельсов и элементов скреплений и т.д.).

Данный способ будет пригоден для усиления защиты отдельных наиболее дорогих, ответственных стальных конструкций и изделий - при технико-экономической обоснованности эффективности его применения.

Применение защитных покрытий (пленок) делает возможным приостановку процессов коррозии. Для создания такой барьерной защиты пленки необходимо наносить на поверхность металла при помощи лакокрасочных материалов, лаков, красок, эмали, а также других металлов. Окалину и ржавчину при этом необходимо удалить с поверхности покрываемого металла в целях предотвращения уменьшения адгезии покрытия с поверхностью.

Этот процесс требует отдельных затрат времени и ресурсов, причем покрытие поверхности металла лакокрасочным слоем не исключает коррозию, а служит лишь препятствием для нее. Следовательно, большое значение имеет качество покрытия, то есть его пористость, равномерность, толщина слоя, а также прочность сцепления (или же адгезия) с поверхностью металла. В итоге приходится устраивать покрытие в несколько слоев.

Именно этим «традиционным» методом в большинстве случаев осуществляется обработка наружных поверхностей металлических мостов, большинства видов вагонов, других единиц подвижного состава, путевых машин и механизированного инструмента и др.

Исследования показали намного более практичный способ - применение для приготовления

защитных пленок модификатора ржавчины порошкового лигнинового (МРПЛ). Модификатор вводится в лакокрасочный материал и наносится на разрушенное старое лакокрасочное покрытие без предварительной очистки и снятия ржавчины.

Можно отметить достоинства этого способа: применение МРПЛ позволяет увеличить в 3, а то и в 5 раз стойкость лакокрасочных покрытий, а срок годности такой лакокрасочной композиции - неограничен. Предлагаемый способ стоит рекомендовать для защиты поверхностей уже эксплуатируемых технических средств на железнодорожном транспорте, которые при их работе подвержены увлажнению, а также атмосферной коррозии.

Кроме пленок на основе лакокрасочных материалов для защиты металлов от коррозии, можно применять полимерные пленки. Так в строительстве применяются пленки из поливинилфторида (ПВФ) -для антикоррозионной отделки наружных и внутренних стен зданий, промышленных сооружений.

В России проводятся исследования комплексных антикоррозионных однослойных двухкомпонентных покрытий. В отдельных областях применения на железнодорожном транспорте уже ведется работа по их внедрению. Например, для долговременной защиты от коррозии объектов железных дорог (конструкций вокзалов, металлоконструкций железнодорожных мостов, опор контактной электросети, локомотивных депо и других объектов, а также подвижного состава) предлагается покрытие для грунтования и окрашивания металлических наружных поверхностей всех видов подвижного состава железнодорожного транспорта и внутренних поверхностей кузовов грузовых вагонов, подвагонного оборудования, всех видов подвижного состава, а также других конструкций из стали (кроме мостов), эксплуатируемых в атмосферных условиях.

Для грунтования и окрашивания металлических поверхностей из углеродистой стали (внутренних поверхностей кузовов грузовых вагонов (вагонов-цементовозов, вагонов-минераловозов, контейнеров и резервуаров), подверженных агрессивному воздействию сыпучих химических продуктов, - разработаны покрытия долговечностью до 10 лет. То есть новые ЛКМ-покрытия применимы на железнодорожном транспорте для длительной защиты металлоизделий от атмосферной коррозии.

Также одним из эффективных способов защиты от коррозии в различных агрессивных средах является применение ингибиторов.

Ингибиторами называют вещества, способные в малых количествах замедлять или останавливать химические процессы. Ингибиторы имеют свойство создавать на поверхности металла тонкую защитную пленку вследствие поверхностной адсорбции.

В зависимости от природы металла и среды применяют различные ингибиторы: нитрит натрия, хромат и дихромат калия, фосфаты натрия, некоторые высокомолекулярные органические соединения и др. Защитное действие этих веществ обусловлено тем, что их молекулы или ионы адсорбируются на поверхности металла и каталитически снижают скорость коррозии, а некоторые из них (например, хроматы и дихроматы) -переводят металл в пассивное состояние. Это необходимо учитывать при выборе способа защиты металлов от коррозии.

Анализ показывает, что выбор того или иного способа защиты от коррозии прежде всего зависит от условий, в которых функционируют технические средства и сооружения (его можно представить в виде алгоритма). Необходимо также учитывать конструктивные свойства металлоизделий, обеспечение их функциональных свойств. Все эти факторы должны найти отражение в технико-экономическом обосновании и расчете экономического эффекта для выбранного способа защиты от коррозии. Именно на основании этих результатов должно приниматься окончательное решение о выборе способа защиты от коррозии.

Проведенное сравнение различных способов защиты поверхности металла от коррозии выявило преимущество при использовании лакокрасочных материалов с модификаторами ржавчины. На наличие положительных качеств и у других способов требует рассмотрения также возможности применения (совмещения) нескольких способов борьбы с коррозией.

Список использованной литературы:

1. Бахвалов, Г.Т. Коррозия и защита металлов / Г.Т. Бахвалов, А.В. Турковская. - М.: Металлургиздат, 2011. - 400 с.

2. Хохлачева, Н. М. Коррозия металлов и средства защиты от коррозии. Учебное пособие / Н.М. Хохлачева, Е.В. Ряховская, Т.Г. Романова. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 118 с.

3. Житарь Б.Е. Применение лигнинового преобразователя ржавчины для защиты металлов от коррозии / Б.Е. Житарь, В.В. Самойлов // Сб. науч. трудов ДОНИЖТ, 2019. - № 52. - С. 5761.

4. Заплишнин В.Н. Применение полимеров лигнина и его производных / В.Н. Заплишнин [и др.] // Пластмассы. -№ 1. - 2002. - С. 56-61.

© Бадыкшанов А.Р., 2021

УДК 656.13.07(075.8)

Юсупова О.В.,

старший преподаватель кафедры информатики ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»,

г. Оренбург, РФ Сологуб В.А.

канд. техн. наук, доцент кафедры автомобильного транспорта ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»,

г. Оренбург, РФ

ТЕОРИЯ ИГР КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ЗАПАСА АГРЕГАТОВ НА СКЛАДЕ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

Эффективное управление запасами автотранспортного предприятия (ДТП) на сегодняшний день является одной из первоочередных задач для своевременного обеспечения запасными частями с минимальными материальными расходами на приобретение и хранение неиспользованных узлов, агрегатов и деталей. В статье рассматривается пример применения метода теории игр в управлении автотранспортным предприятием, который позволяет выбрать из имеющихся альтернатив наилучшее решение и определить обоснованный целевой норматив. Решена задача по определению рационального запаса стартеров на складе необходимого для проведения технического обслуживания и ремонта для группы автобусов марки НЕФДЗ в ЗАО «Автоколонна № 1825». Предложенную методику по определению рационального запаса агрегатов на складе можно использовать и для других узлов, агрегатов и деталей подвижного состава АТП.

Ключевые слова

Автотранспортное предприятие (АТП), теория игр, рациональный запас, запасные части,

агрегат, стартер, склад, ремонт.

Любые автотранспортные предприятия (ДТП) постоянно усиливают внимание к проблеме формирования резерва запасных частей для ремонта транспортно-технологических машин и оборудования. Определение оптимальной номенклатуры и количества запасных частей на ДТП является одним из приоритетных направлений повышения технической готовности подвижного состава и управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.