© Д Б.А. Храмцов, О.А. Рыбка, С.Е. Волынский, 2007
УДК 622.8
Б.А. Храмцов, О.А. Рыбка, С.Е. Волынский
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ВЕДЕНИЯ ГОРНЫХ РАБОТ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ БОРТОВ КАРЬЕРОВ В СЛОЖНЫХ ИНЖЕНЕРНОГЕОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
В настоящее время на железорудных карьерах и карьерах строительной индустрии Белгородской и Курской областей осуществляется оформление постоянных бортов карьеров на предельном контуре в породах осадочной толщи.
На карьерах проведена корректировка проектов, связанная с изменением направления фронта добычных работ, которая привела к ухудшению инженерно-геологических условий за счет того, что горные работы осуществляются на территориях ранее отсыпанных отвалов рыхлой вскрыши, основания которых изрезаны балками и оврагами. Сложные гидрогеологические условия обусловлены наличием водоносных горизонтов, образовавшихся за счет вод атмосферных осадков между техногенными массами отвалов и породами осадочной толщи. В этот период происходит повышение уровней грунтовых вод, связанных с подтоплением промплощадок ГОКов, фильтрацией из хвостохранилищ и отвалов. Высота бортов карьеров в осадочных породах возросла на 50-100 м в зависимости от высоты отвалов рыхлой вскрыши. Откосы уступов и бортов карьеров в породах осадочной толщи и техногенных масс отвалов подвержены воздействию крупномасштабных оползней, которые охватывают значительные по протяженности участки, достигающие 500 и более метров. Объемы таких деформаций могут составлять 1 млн. м3.
В качестве примера можно привести результаты обработки данных по деформационным процессам на карьере ОАО «Михайловский ГОК» в период с 1998 года по 2003 год. Ежегодный объем деформаций в породах осадочной толщи
возрос с 20 до 650 тыс. м3, размер экономического ущерба в 2003 году достиг 1 млн. рублей.
Особенно опасными являются участки карьеров, на которых расположены техногенные массы отвалов. Примером тому является железнодорожно-автомобильный отвал «Стрелица», отсыпанный пятью ярусами и имеющий высоту 115 м. Складирование рыхлой вскрыши в отвал было завершено в 1978 году.
При отработке вскрышных пород и техногенных масс отвала на конвейерный транспорт роторным комплексом «Стойленский-И» на восточном борту Стойленского карьера в 1996 г. произошло обрушение рабочего уступа (отм. 163,4191,3), в результате которого погиб машинист роторного экскаватора ^-800. Подобные явления происходят постоянно, так в апреле 2005 года произошла деформация уступа гор. +150 м объемом 22,8 тыс. м3 (деформация № 1), а в октябре этого же года произошли почти одновременно два обрушения уступа гор. +150 м (деформации № 2 и № 3). Общий объем деформаций № 2 и № 3 составил 42 тыс. м3, общая длина по фронту 170 м, величина смещения от 15 м до 21 м. Наличие этих деформационных процессов показывает, что проектные параметры откосов были выбраны неправильно и не обеспечивали безопасность при формировании бортов карьера.
Для выбора безопасных параметров уступов и борта карьера в техногенных массах отвала «Стрелица» были выполнены обратные расчеты, в результате которых были получены следующие физико-механические свойства пород в техногенном массиве: для деформации № 1: угол внутреннего трения ф = 19,8° и сцепление С = 0,034 МПа; для деформаций № 2 и № 3: угол внутреннего трения ф = 12° и сцепление С = 0,05 МПа.
Для выбора безопасных параметров откосов уступов и бортов карьера был разработан аналитический метод расчета коэффициента запаса устойчивости, схема к расчету представлена на рис. 1.
Коэффициент запаса устойчивости в однородном откосе для круглоцилиндрической поверхности скольжения определяется с помощью следующего выражения
tg9
f rr „
XPi cosSj + ZPi cosSj + Psinm + с(lx +12)
ff
X ^ sinS + X ^ COsS + P cos m
(1)
Рис. 1. Схема к расчету коэффициента запаса устойчивости
п ф
М
, (2)
4 2
где P - вес блока BCDE; Р{, Р/ ' - вес элементарного столба породы в i-ой точке круглоцилиндрической поверхности скольжения; S, S!' - угол наклона касательной в i-ой точке круглоцилиндрической поверхности скольжения; 1 12 - длины поверхностей скольжения соответственно на криволинейном ENG и прямолинейном DE участках; ф - угол внутреннего трения пород; с - сцепление пород.
Ширина призмы возможного обрушения а и радиус круглоцилиндрической поверхности скольжения R равны
a = 2{R[cosm - sin(a - м)] - Hctga) ; (3)
R
(H -H90)• tgM + H • ctga
cos м - sin (a - m) + tgM • [cos (a - /л)- sin /л]'
(4)
я
где Н - высота откоса; a - угол наклона откоса; H90 - высота
упругого слоя пород; у-объемный вес пород.
Длина круглоцилиндрической поверхности скольжения ENG равна
п • R •(90° - a)
I = ENG =------Ь------L . (6)
1 180°
Длина прямолинейного участка ED определяется из следующего выражения
,2 = ED = ^. (7)
sin м
На участке дуги круглоцилиндрической поверхности скольжения NG:
f 90°-a
XPi • cos S. = /• j h' • cos2 Sidd ; (8)
XP ■sin Si '= 2 у j К • sin2Si ' d&; (9)
в
90°-a
,, . (90°-a- в
h = 2R • sin
2в
__rv _(-) \ ( rv _L rr\ _\ ( rv A- rn _(-) \
; (10)
,a+ w-в. Л . (a + w-в.
cos I---------I tga - sin
2
в = arccos |cos m - °^a |- m, (11)
где h" - высота элементарного столба породы в i-й точке дуги круглоцилиндрической поверхности скольжения NG.
На участке дуги круглоцилиндрической поверхности скольжения NE:
в
X P " • cos S" = yj К" • cos2 S" de ; (12)
0
1 в
XP •sinS = 2y^jК-sin2S"i^; (13)
где hj" - высота элементарного столба породы в нй точке дуги круглоцилиндрической поверхности скольжения NE.
На основании аналитического метода расчета была разработана программа KRUG-1, с помощью которой были построены
*-н 14
И II
Э- 8-
У гоп наклона откоса о., градус
Рис. 2. График зависимости условной высоты откоса Н’ от угла наклона откоса при коэффициенте запаса п = 1,2
м
(4
о
о
в
и
И
О
и
о
У гоп наклона откоса а, градус
Рис. 3. График зависимости условной высоты откоса Н от угла наклона откоса при коэффициенте запаса п=1,5 графики зависимости условной высоты откоса Н' от угла наклона откоса а и угла внутреннего трения грунта ф при коэффициентах запаса устойчивости откоса п = 1,2 (рис. 2) и п = 1,5 (рис. 3).
Высота откоса находится из выражения:
С
Н = СН', У
(15)
где Н - фактическая высота устойчивого откоса; С - сцепление пород; у - объемный вес пород; Н' - условная высота откоса.
Для выбора безопасных параметров уступов и бортов карьеров в породах осадочной толщи могут быть использованы графики, представленные на рис. 2 и 3.
Используя физико-механические свойства пород техногенных масс отвала «Стрелица», с помощью программы KRUG-1 были рассчитаны безопасные параметры восточного борта карьера при наличии техногенных масс отвала на предельном контуре. При высоте борта равной 105 м угол наклона не должен превышать 17°. Высота уступов равна 15 м, а угол наклона - 35°.
Внедрение данных рекомендаций позволит предотвратить вероятность возникновения оползневых процессов на восточном борте карьера ОАО «Стойленский ГОК».
|— Коротко об авторах------------------------------------------
Храмцов Б.А. - кандидат технических наук, доцент кафедры БЖД, БГТУ им. В.Г. Шухова,
Рыбка О.А. - ассистент кафедры БЖД, БГТУ им. В.Г. Шухова, Волынский С.Е. - аспирант, БГТУ им. В.Г. Шухова.