Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СОРЕВНОВАНИЙ НА ТУРИСТСКИХ ДИСТАНЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ПЕШЕХОДНОГО ТУРИЗМА)'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СОРЕВНОВАНИЙ НА ТУРИСТСКИХ ДИСТАНЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ПЕШЕХОДНОГО ТУРИЗМА) Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
181
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДИСТАНЦИЯХ / ПЛАНИРОВАНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ / РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ / ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСТАНЦИЙ / ТРЕБОВАНИЯ К СОРЕВНОВАНИЯМ / ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ / ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Расторгуев М.В.

В статье рассматриваются способы и методы обеспечения безопасности соревнований на туристских дистанциях. Отдельное внимание уделено техническим и документарным основаниям для проведения соревнований на туристских дистанциях. Дается классификация дистанций и требований как к дистанциям, так и к участникам этих дистанций, применяемом снаряжении, квалификации судейской коллегии. Рассмотрены примеры с соревнований применительно к организации безопасности туристских дистанций, описана последовательность действий при ЧП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Расторгуев М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СОРЕВНОВАНИЙ НА ТУРИСТСКИХ ДИСТАНЦИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ПЕШЕХОДНОГО ТУРИЗМА)»

7. Роледер Л. Н. Особенности занятий спортивным туризмом в вузе // Молодой учёный. 2016. № 5(109). С. 772-774.

8. Сморчков В. Ю., Голубева Г. Н. Базовые компоненты и критерии психофизической подготовленности человека в спортивном туризме // Соврем. наукоёмкие технологии. 2016. № 10-1. С. 190-194.

9. URL: http://newstravel.kz/news/turistskaya-ekspediciya-moya-rodina kazax-

stan

10. Положение туристской экспедиции (туристского похода) «Моя Родина Казахстан. URL: http://dppzhambyl.gov.kz/about/info/news/703/

М. В. Расторгуев

Обеспечение безопасности соревнований на туристских дистанциях (на примере пешеходного туризма)

В статье рассматриваются способы и методы обеспечения безопасности соревнований на туристских дистанциях.

Отдельное внимание уделено техническим и документарным основаниям для проведения соревнований на туристских дистанциях. Дается классификация дистанций и требований как к дистанциям, так и к участникам этих дистанций, применяемом снаряжении, квалификации судейской коллегии.

Рассмотрены примеры с соревнований применительно к организации безопасности туристских дистанций, описана последовательность действий при ЧП.

Ключевые слова: безопасность на дистанциях, планирование соревнований, регламентирующие документы, планирование дистанций, требования к соревнованиям, требования к участникам, правила проведения соревнований.

Соревнования на туристских дистанциях начали проводиться в 60-х гг. прошлого века. Возникли они как способ повышения технической подготовки туристов к прохождению технически сложных участков маршрутов спортивных туристских походов. Сначала такие соревнования проводились между отделениями школ туристской подготовки, затем между школами туристской подготовки и, наконец, доросли до Всесоюзного масштаба. Спортивные разряды за результаты, показанные на таких соревнованиях, не присваивались.

Никаких общих правил не было. К каждым конкретным соревнованиям писались «условия проведения», которые и были правилами именно этих соревнований. Безопасность на таких соревнованиях обеспечивалась в соответствии с общими принципами обеспечения безопасности при прохождении технически сложных участков спортивных туристских походов.

В начале 90-х гг. ХХ в. соревнования на туристских дистанциях были выделены в отдельную группу дисциплин вида спорта «Спортивный туризм» с присвоением спортивных разрядов по их результатам. Тогда же были приняты правила проведения таких соревнований. В этих правилах впервые были затронуты общие принципы обеспечения безопасности при проведении соревнований на туристских дистанциях. До того ЦРИБ «Турист» издавал только отдельные работы по проведению таких соревнований, в которых могли быть затронуты вопросы безопасности на отдельных участках (этапах) дистанций.

Этапы обеспечения безопасности при организации и проведении соревнований на туристских дистанциях.

- Правила.

- Планирование дистанции.

- Оборудование дистанции.

- Проведение соревнований.

- Реакция на ЧП и НС, произошедшие на соревнованиях.

Правила

Главным документом, определяющим проведение туристских соревнований, были и являются правила по спортивному туризму. Неотъемлемым приложением к этим правилам стали Регламенты проведения соревнований на туристских дистанциях. По каждому виду туризма существовал свой Регламент. Правила по спортивному туризму согласовывались с МЧС и утверждались Министерством спорта России (Минспорта России). Регламенты утверждались Президиумом Федерации спортивного туризма России (ФСТ России). По мере необходимости их было легко изменить.

С 2021 г. Регламенты перестали быть приложением к правилам туризма и стали их составной частью. Любые изменения в «Правилах вида спорта «Спортивный туризм»» (в дальнейшем - «Правила...») необходимо согласовывать с Минспорта России.

К обеспечению безопасности соревнований на туристских дистанциях имеют отношение следующие разделы «Правил.»:

- классификация дистанций;

- требования к участникам соревнований;

- требования к снаряжению;

- требования к организаторам и судьям соревнований;

- требования к месту проведения соревнований.

Классификация дистанций

Дистанции на туристских соревнованиях разделены на 6 классов, по аналогии со спортивными маршрутами (походами). Они отличаются между собой протяженностью, количеством этапов и их технической трудностью (вид этапа,

его протяженность, трудоемкость прохождения). Легко становится понять, насколько трудны и сложны те или иные препятствия. Соответственно, становится легко понять, какие требования необходимо предъявить к квалификации участников прохождения таких дистанций и препятствий (см. ниже).

Требования к участникам соревнований

В основу требований к участникам соревнований заложен принцип последовательного набора мастерства. Неподготовленный участник может выйти только на «новичковые» дистанции - дистанции 1-2-го класса. На более трудные дистанции участник может выйти только тогда, когда он продемонстрировал свое умение проходить этапы и дистанции классом ниже. При этом он должен не просто пройти дистанцию предыдущего класса, а показать определенный результат - выполнить спортивный разряд. Чтобы участвовать в прохождении дистанции 3-го класса, необходимо на предыдущих дистанциях (соревнованиях) выполнить третий разряд. Для прохождения дистанций 4-го и 5-го классов необходимо на предыдущих дистанциях (соревнованиях) выполнить второй и первый разряд соответственно. Для участия в соревнованиях на дистанциях 6-го класса надо иметь спортивную квалификацию КМС.

Недостаточно подготовленный участник станет «затыкателем» дистанции. Он может на длительное время повиснуть на веревках и в итоге задохнуться, а также гарантированно задержит старты последующих участников. Это может привести к отмене всех соревнований на этой дистанции (последние участники могут не успеть пройти дистанцию до наступления темноты, и соревнования придется отменить).

Для участия в соревнованиях на дистанциях того или иного класса необходимо иметь возраст не ниже некоторого. И это вполне естественно: для прохождения дистанций требуется определенная физическая подготовка и определенный уровень физической выносливости. Еще несформировавшиеся подростковые и юношеские организмы не в состоянии выдерживать длительные высокие физические нагрузки без ущерба для себя.

Требования к снаряжению

Требования к снаряжению прописаны в видовых частях 3-го раздела «Правил.» (Горные дистанции - часть 2; лыжные дистанции - часть 5; пешеходные дистанции - часть 7).

В основе требований лежит запрет на применение любого несертифици-рованного (в первую очередь - самодельного) снаряжения. Сертификация туристского и альпинистского снаряжения опирается на рекомендации технической комиссии ШАЛ.

(Техническая комиссия ШЛА постоянно занимается проверкой и испытаниями различных видов альпинистского снаряжения, а также разработкой ре-

комендаций к прочностным требованиям, ареалу применения и практике применения такого снаряжения. Также техническая комиссия ШЛЛ занимается проверкой надежности применения различных технических приемов в горовос-хождении (различных вариантов страховки, например) и выработкой рекомендаций по применению этих приемов).

Требования к организаторам и судьям соревнований

Организаторы соревнований обязаны обладать опытом в проведении соревнований соответствующего уровня. При его недостатке организаторы обязаны обратиться за помощью (консультацией) в федерацию туризма соответствующего уровня.

Организаторы обязаны сформировать Судейскую коллегию соревнований в соответствии с «Правилами...» и видовым разделом «Положения о судьях» и согласовать ее состав в федерации туризма соответствующего уровня. Состав Судейской коллегии и обязанности КАЖДОГО члена Судейской коллегии соревнований прописаны в «Правилах. ».

За безопасность самих дистанций и безопасность зрителей отвечает заместитель Главного судьи по безопасности. В его обязанности НЕ входит организация общественной безопасности на соревнованиях (это прерогатива Оргкомитета соревнований и Главного судьи соревнований).

В своей работе зам. Главного судьи по безопасности взаимодействует, в первую очередь, с Начальниками дистанций.

Требования к месту проведения соревнований

Основным с точки зрения обеспечения безопасности при движении по дистанции является запрет:

- на пересечение опасных мест (железнодорожных путей, дорог с интенсивным движением транспорта и т. п.);

- перемещение по запретным для движения территориям;

- по неблагоприятным в экологическом отношении участкам (свалкам, отстойникам очистных сооружений и т. п.).

В видовых частях 3-го раздела «Правил.» прописаны дополнительные требования к местам пролегания дистанций и местам постановки этапов дистанций.

Планирование дистанции

Планирование дистанции начинается с изучения карты местности. Используются, разумеется, крупномасштабные спортивные карты (карты для спортивного ориентирования). Спортивные карты отличаются от топографических, в первую очередь, отображением проходимости растительности. Этого нет на топографических картах.

Известно, сколько и каких (какой трудности) этапов необходимо включить в дистанцию. Далее в соответствии с рельефом местности намечаются точки, где эти этапы можно попытаться разместить. Затем, с учетом требований «Правил.» (см. выше), планируется линия движения от этапа к этапу. Короткие дистанции, на которых нет ориентирования, маркируются. (Также могут маркироваться отдельные участки длинных дистанций.) Здесь спортсмены могут передвигаться только внутри отмаркированных «коридоров». При планировании дистанции Начальник дистанции обязан предусмотреть отсутствие встречного движения участников по маркированным «коридорам».

Дальнейшее планирование дистанции осуществляется уже на местности.

При выходе на местность инструментально проверяется соответствие протяженности и крутизны участков рельефа, предназначенных для оборудования (постановки) тех или этапов, требованиям к этим этапам, прописанным в «Правилах...». При несоответствии указанных параметров «Правилам.» придётся вносить изменения в первоначальные планы: каким-либо образом изменять протяженность этапа, переносить этап на другую точку, менять этап и т. п.

Затем определяются безопасные точки опоры для оборудования этапа.

Тогда же определяется необходимый вид (тип) страховки участников. Определяется необходимость промежуточных точек для страховки участников. Намечаются сами точки для организации этой страховки. Определяется необходимость «подводных» или «отводных» перил.

После планирования дистанции пишутся «Условия прохождения дистанции» (в дальнейшем - «Условия.»), в которых перечисляются все этапы дистанции, оборудование этих этапов, предоставляются схемы этапов, требования к прохождению каждого этапа, расстояние между этапами. «Условия.» предоставляются в открытый доступ вместе с «Положением о соревнованиях» задолго до проведения соревнований (для Всероссийских соревнований - не позднее чем за месяц до начала соревнований). «Условия.» не должны изменяться во время соревнований. В особых случаях, накануне проведения дистанции, во время обязательного совещания ГСК с представителями команд, до команд могут быть доведены изменения в «Условиях.». Во время работы дистанции «Условия.» изменены быть не могут. В противном случае командам, стартовавшим раньше или позже, проходить дистанцию будет сложнее или проще. А это нарушает общее требование любых соревнований: одинаковость условий ведения спортивной борьбы для всех участников.

Согласно законодательству РФ, на массовых мероприятиях должна дежурить «скорая помощь». «Скорая помощь» должна располагаться в непосредственной близости от дистанции и иметь возможность максимально быстро

подъехать максимально близко к любой точке дистанции. Точку стояния (дежурства) «скорой помощи» намечают при планировании дистанции.

Все намётки по дистанции необходимо делать с учётом возможной неблагоприятной погоды.

- Мокрые глинистые склоны станут скользкими. При срыве на них участник не сумеет остановиться и будет скользить вниз до выполаживания. Или до обрыва, если глинистый склон находится над обрывом. В этом случае надо предусмотреть возможность/необходимость повесить дополнительные судейские перила. Может быть, в «Условиях.» не требовать от участников обязательности использования этих перил

- Известняковые и меловые скалы станут скользкими. Использование микрозацепок станет невозможным. Вероятность своевременно пройти этап без срывов резко снизится. Любой срыв - возможная травматизация участника.

- Со скал может начать смывать камни и скалы станут камнеопасными.

Оборудование дистанции

При оборудовании дистанции от Начальника дистанции, зам. Главного судьи по безопасности и от службы дистанции требуется знание основ классической механики и сопротивления материалов.

В первую очередь продумываются, а то и придумываются варианты: «Что с этапом может произойти? Как он может разрушиться?»

Определяются величина и направление (вектор) сил, воздействующих на точку опоры. Решается вопрос о надежности точек опоры. При необходимости точки опоры каким-либо способом укрепляются. (Ставятся компенсационные петли, распределяющие нагрузку на несколько опор. Устанавливаются дополнительные оттяжки и контроттяжки. Промежуточные точки страховки на скалах только прикрепляются к склону, а основная нагрузка приходится на верхнюю, абсолютно надежную точку опоры. И т. д.)

Горизонтальные опоры должны крепиться без люфтов и провисаний.

Если длинная горизонтальная опора крепится только на две вертикальные опоры (на концах опоры), то она дополнительно оттягивается одной или несколькими оттяжками. Количество оттяжек зависит от длины и толщины горизонтальной опоры. (Нагрузка, приложенная к середине горизонтальной опоры, создаёт изгибающий момент, и опора может переломиться. Оттяжки компенсируют изгибающую нагрузку.) Может возникнуть необходимость дополнительно укреплять сами вертикальные опоры.

Все судейское снаряжение (веревки, судейские карабины, страховочные оттяжки и пр.) должно соответствовать рекомендациям UIAA.

Применяемые узлы должны завязываться и использоваться в соответствии с «Правилами...».

Короткие дистанции, а иногда и отдельные участки длинных дистанций, участники бегут по маркированным «коридорам». Ширина «коридора» не менее метра. Из «коридора» необходимо убрать все посторонние предметы, о которые участник может споткнуться. Выступающие корни необходимо удалить. Иногда их вбивают вглубь земли. Если посреди «коридора» находится пень (или что-то подобное), который невозможно убрать, и нет возможности провести дистанцию мимо, необходимо сделать его ярким и заметным - отмаркиро-вать препятствие. Обычно пень обматывают полиэтиленовой маркировочной лентой. Так же поступают с корнями, если их невозможно убрать.

Необходимо убрать сучья и ветки, на которые участник может наткнуться. Их необходимо убрать не только из «коридора», но и из непосредственной близости «коридора» - участник может споткнуться, упасть, вылететь за пределы «коридора» и наткнуться на сук или ветку.

На отдельных этапах не требуется повисание сорвавшегося участника на веревках (переправа по бревну, например). Участник может сорваться, и даже не упасть, а спрыгнуть с бревна. Высота бревна над землей, как правило, небольшая. Повисание участника на веревках не требуется. Но при приземлении участник может получить травму, если на подстилающей поверхности будут посторонние предметы (остатки бревен, ветки, камни).

При прохождении навесной переправы участники раскачиваются на веревке вверх-вниз. Участник не должен удариться спиной о склон, выступающие камни, деревья, остатки деревьев.

При постановке этапа «переправа через водную преграду» необходимо проверить и расчистить дно преграды на месте предполагаемой переправы (см. ниже).

Перед началом работы дистанции, Начальник дистанции, зам. Главного судьи по безопасности и инспектор дистанции проверяют дистанцию на соответствие заявленному классу и безопасность. О проведенной проверке составляется акт, который утверждается Главным судьёй.

Проведение соревнований

При проведении соревнований Начальник дистанции, зам. Главного судьи по безопасности перемещаются по дистанции и следят, чтобы она не «рухнула».

Под знакопеременной нагрузкой узлы могут начать развязываться. Веревочные петли удлиняются. Сами веревки растягиваются и сильнее провисают -висящие на них участники могут удариться о рельеф. При натяжении перил участники могут применить излишне сильные полиспасты и нагрузка на опоры превысит расчётную. При резком изменении погоды (начале ливня) участники

могут начать поскальзываться даже на некрутых склонах, где изначально не предполагалась страховка или самостраховка (см. ниже).

Все этапы и службы (Главный судья, секретариат, служба дистанции, «скорая помощь» и пр.) должны быть оснащены радиосвязью.

Судьи этапа должны постоянно контролировать состояние этапа. Крайне редко разрушение этапа происходит молниеносно. Почти всегда есть «предвестники» грядущего ЧП. По этим «предвестникам» можно оценить ситуацию и, если есть возможность, исправить ее самостоятельно. Если такой возможности нет - о грядущем ЧП сообщают в службу дистанции и зам. Главного судьи по безопасности.

Аварийную нитку этапа «закрывают», а участников соревнований отправляют на другие нитки.

Прибывшая служба дистанции укрепляет этап (нитку этапа).

При укреплении этапа в его конструкцию могут быть внесены изменения. Необходимо контролировать, чтобы внесенные изменения не повлияли на выполнение требования «равенства условий прохождения дистанции для всех участников». Например: дополнительная оттяжка может затруднить перемещение участников вдоль этапа, и участники, стартовавшие раньше, получат преимущество. Значит, ставить дополнительную оттяжку надо так, чтобы она не затрудняла перемещение участников вдоль этапа.

На одном из чемпионатов России, уже после начала работы дистанции прошел ливень. Появилась необходимость изменить « Условия прохождения дистанции» и добавить самостраховку на одном из финишных этапов. Изменение Условий... после совещания ГСК с представителями возможно только в супернеординарных случаях. Информация об изменениях на дистанции доводится до команд (участников) на старте под расписку. После старта первых команд (участников) подобные действия уже невозможны.

В рассматриваемом примере на каждой нитке этапа были организованы петли для самостраховки. Каждому участнику судьи протягивали петлю и говорили: «Участник, предлагаем встать на самостраховку!» Участник мог отказаться и продолжить движение. В случае отказа и последующего срыва, ответственность за произошедшее нес бы сам участник. Отказавшихся не было - необходимость самостраховки «продиктовал»рельеф.

При наступлении ЧП (травмирован участник, пришла в негодность одна из ниток этапа и пр.) судьи этапа немедленно сообщают о ЧП Главному судье и зам. Главного судьи по безопасности и продолжают судить (оценивать действия) остальных участников.

Если «рухнул» весь этап, останавливается вся дистанция. При невозможности его восстановить дистанция отменяется.

Около 90% гибелей участников пешеходных походов происходит на переправах через реки (водную преграду). На туристских дистанциях этап «переправа через водную преграду» требует не только отдельного, но и особого внимания.

Требования к самой водной преграде (скорость течения, глубина и ширина реки) прописаны в видовых разделах «Правил.». Там же прописаны требования к действиям участников и страховке. Тем не менее судейская страховка необходима. Осуществлять ее должны не судьи этапа, а специальная бригада спасателей. Отдельный особый контроль должен быть за переправой первого участника. Все остальные участники должны быть пристегнуты и к перилам, и к грузовой веревке. Команде не составляет большого труда вытащить участника на целевой берег. Обычно именно этим она и занимается, независимо от состояния участника.

С первым участником все сложнее. Далеко не всегда, особенно если на этапе несколько ниток, удается обеспечить необходимый «разнос веревок» между страхующими участниками (см. «Правила. »).

Ниже точки переправы спасатели организуют пост - пункт перехвата. При срыве (сносе) участника, спасатели ловят его на этом пункте.

На Кубках России «Памяти В. Кондратьева» этап «водная преграда» ставился через Москва-реку. Пункт перехвата здесь бесполезен. Каждого первого участника каждой команды сопровождали спасатели на катамаране. У них была проблема: «Как определить, что участник начал тонуть?» Требовался чёткий критерий. Таким критерием было объявлено: «Голова скрылась под водой -участник тонет». На совещании ГСК с представителями команд этот критерий был доведен до всех участников всех команд. Спасатели в действие не вступали, хотя однажды страховочная веревка и зацепилась за принесенную течением корягу (до начала соревнований дно было проверено и почищено).

Реакция на ЧП и НС, произошедшие на соревнованиях

После каждого НС, зам. Главного судьи по безопасности немедленно выясняет последовательность и причину событий, непосредственно предшествующих НС и во время самого НС. О произошедшем пишется объяснительная записка Главному судье. Зачастую это делается, не дожидаясь окончания работы дистанции. Такую же записку по окончании работы дистанции пишет старший судья этапа. При необходимости Главный судья может затребовать объяснительные записки от всех судей этапа.

После ЧП на дистанции (разрушении нитки этапа, самого этапа, и пр.) зам. Главного судьи по безопасности + Начальник дистанции пишут служебную записку Главному судье, где описывают произошедшее и представляют свои выводы о причинах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Записки разбирает ГСК и делает выводы об оценке деятельности участников событий. Информация о НС и ЧП передается в Коллегию судей ФСТ соответствующего уровня. В зависимости от тяжести НС или ЧП разбор может быть перенесен в Коллегию судей ФСТ соответствующего или более высокого уровня. По итогам разбора делаются выводы не столько о виновности участников событий, сколько о недопущении подобных происшествий впредь. Эти выводы и доводятся до сведения нижестоящих Коллегий судей.

В случае незначительных происшествий любой судья может написать служебную записку Главному судье о событии. Главный судья передает информацию в ФСТ соответствующего уровня.

Коллегии судей региональных ФСТ аккумулируют всю поступающую информацию и на ее основе могут обратиться в ФСТ России с предложением внести изменения в «Правила. ».

Достаточно часто участники заматывали побитый участок основной веревки цветной изолентой, а на проверке снаряжения утверждали, что это отметка середины-трети-четверти веревки. Когда количество обращений в Коллегию судей ФСТ России стало большим, в требования к снаряжению внесли пункт, что «маркировка веревки не должна затруднять судье определение ее целостности...».

Список литературы

1. Правила вида спорта «Спортивный туризм» (утв. приказом Министерства спорта РФ от 22 апреля 2021 г. № 225).

2. Кошельков С. А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. М. : ЦДЮТ РФ, 1997.

3. Расторгуев М. Альпинистские узлы. М. : РИО ЦНИИОИЗ, 2007.

4. Расторгуев М. Узлы и оборудование дистанций. М.: РИО ЦНИИОИЗ,

2012.

5. Расторгуев М. В. Страховка на туристских дистанциях. М. : Академия,

2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.