Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРОСТКОВ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРОСТКОВ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жизненная компетенция / безопасное поведение / школьники с ментальными нарушениями / коррекционная помощь / life competence / safe behavior / schoolchildren with mental disorders / correctional assistance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Н.А., Максимова Д.А.

В статье исследуется проблема формирования жизненной компетенции у детей с ментальными нарушениями в целях обеспечения их безопасности. Актуальность проблемы исследования обусловлена недостаточным уровнем сформированности безопасного поведения у школьников с нарушениями развития. Материалы статьи могут быть полезны для студентов высших учебных заведений, а также для специальных психологов при организации работы с детьми с ментальными нарушениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Н.А., Максимова Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE SAFETY OF ADOLESCENTS WITH MENTAL DISABILITIES THROUGH THE FORMATION OF LIFE COMPETENCE

The article examines the problem of the formation of life competence in children with mental disorders in order to ensure their safety. The relevance of the research problem is due to the insufficient level of formation of safe behavior in schoolchildren with developmental disorders. The materials of the article can be useful for students of higher educational institutions, as well as for special psychologists when organizing work with children with mental disorders

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРОСТКОВ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ»

Over 700 people took part in the training project for the reporting period, these are students of higher education and secondary specialized education, graduates of different years of study.

The effectiveness of project training is already confirmed by the reviews of those organizations and enterprises where the Project participants had an internship, internship or were employed.

The survey of employers was carried out after each season of the Project (from 2017-2019), 130 out of 150 representatives of employers who took part in the survey noted the positive dynamics of growth in the level of Soft skills.

It also turned out that the majority of teachers (90.4%) and students (70.8%) believe that project-based teaching methods influence the development of "soft skills" to a greater extent than traditional ones. Therefore, we can conclude that the development of "soft skills" depends to a greater extent on teaching methods, and students consider instrumental activities outside of traditional lesson lessons to be the most effective tool. The content of the disciplines, like the subjects themselves, are less conducive to the development of supra-professional skills.

In the future, research should be carried out on the main areas of training in order to determine the specifics of the formation of "soft skills" depending on future professions.

References

1. Shipilov V. List of soft-skills and ways of their development. - URL: https://www.cfin.ru/manage-ment/people/dev_val/soft-skills.shtml.

10. Baybekova G.P. Increasing the competitiveness of university graduates in the labor market: the formation of Soft Skills in a professional environment. -Computer program, 2020. - Registration number 2020614458.

2. Yarkova TA, Cherkasova II Formation of flexible skills among students in the context of the implementation of the professional standard of a teacher // Bulletin of the Tyumen State University. Humanities research. Humanitates. - 2016. - Volume 2. - No. 4. - P. 222-234.

3. Milevski I. Personal development of a successful person. Principles of soft skills - flexible human skills. -URL: ecouniver.com.

4. Soft Skills in Education. [Electronic resource] / G.P. Baybekova // International Scientific and Practical Conference: Topical Issues of Economics and Law: Problems and Prospects (Astrakhan, November 27, 2020); materials (abstracts, reports, collection of articles). - Astrakhan: Publishing house of ASTU, 2020. -Access mode: 1 CD-disk

5. Goleman D., Boyatsis R., McKee E. Emotional leadership: the art of managing people based on emotional intelligence. - M .: Alpina Business Books, 2008 .-- 301 p.

6. Yarkova T. A., Cherkasova I. I. Decree. op.

7. Oxford English Dictionary. - 2nd edition. - Clarendon Press, 1989 .-- 624 p.

8. Lippman L.H., Ryberg R., Carney R., Kristin A. Workforce connections: key "soft skills" that foster youth workforce success: toward a consensus across fields. - Child Trends Publication, 2015 .-- 56 p.

9. Abashkina O. Soft skills: the key to a career. -URL: http://www.pro-personal.ru/article/7811-soft-skills-klyuch-k-karere.

ENSURING THE SAFETY OF ADOLESCENTS WITH MENTAL DISABILITIES THROUGH THE

FORMATION OF LIFE COMPETENCE

Stepanova N.A.

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy

Maksimova D.A.

master's degree student Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy, Russia

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРОСТКОВ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Степанова Н.А.

кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого», г. Тула Максимова Д.А. магистрант

ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого», Россия

Abstract

The article examines the problem of the formation of life competence in children with mental disorders in order to ensure their safety. The relevance of the research problem is due to the insufficient level of formation of safe behavior in schoolchildren with developmental disorders. The materials of the article can be useful for students of higher educational institutions, as well as for special psychologists when organizing work with children with mental disorders.

Аннотация

В статье исследуется проблема формирования жизненной компетенции у детей с ментальными нарушениями в целях обеспечения их безопасности. Актуальность проблемы исследования обусловлена недостаточным уровнем сформированности безопасного поведения у школьников с нарушениями развития. Материалы статьи могут быть полезны для студентов высших учебных заведений, а также для специальных психологов при организации работы с детьми с ментальными нарушениями.

Keywords: life competence; safe behavior; schoolchildren with mental disorders; correctional assistance.

Ключевые слова: жизненная компетенция; безопасное поведение; школьники с ментальными нарушениями; коррекционная помощь.

В настоящее время в сфере образования чрезвычайно актуальной является проблема формирования навыков безопасного поведения. Особенно важным аспектом данной проблемы является формирование такой формы поведения у детей с нарушениями в развитии. Причем в данном направлении рассматриваются не только навыки социально безопасного, но и социально опасного поведения.

Одной из главных целей обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями согласно традициям специальной педагогики и федеральному государственному образовательному стандарту является формирование социальных (жизненных) компетенций, необходимых для овладения ими социокультурным опытом. Не вызывает сомнения тот факт, что школьникам с нарушениями в развитии намного труднее, чем их сверстникам с условной нормой, стать ответственными за свою жизнь, проявлять социальную грамотность, а также быть социально мобильными.

В рамках разработки Концепции специального образовательного стандарта для детей с особыми образовательными потребностями Институтом коррекционной педагогики РАО были определены следующие направления коррекционной помощи в сфере жизненной компетенции, общие для всех детей с нарушениями развития: а) развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях; б) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; в) овладение навыками коммуникации; г) дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации; д) осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей. [1]

Рассматривая понятие «компетенция» в специальном образовательном пространстве, мы склонны определять ее как способность и готовность принимать решения в важных жизненных ситуациях (И.А. Зимняя, Е. Лисейчекова, Г.К. Се-левко, А.В. Хуторской). Как подчеркивает Л.М. Сафонова, «это готовность к деятельности, основанной на знаниях и опыте, ориентированную на самостоятельность и поведенческую зрелость». [6]

Компетентностный подход поможет обеспечить переход от полученных знаний к достижению личностных результатов, определяющих успешность социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Под развитием жизненной компетенции ребенка с умственной отсталостью исследователи понимают процесс овладения им умениями и навыками, которые необходимы ему в данном возрасте в обыденной жизни (О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, О.А. Карабанова). [4]

Согласно примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (АООП) к основным личностным результатам, определяющим сформи-рованность жизненных компетенций относят:

- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях;

- овладение начальными навыками адаптации;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- развитие эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление доброжелательности и сопереживания к чувствам других людей;

- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни;

- проявление готовности к самостоятельной жизни. [5]

Следовательно, формируемая жизненная компетенция отвечает за развитие отношений с окружением такого ребенка в настоящий момент.

Работа по формированию жизненных компетенций является многозадачной и комплексной. Жизненная компетенция у нормально развивающихся детей формируется ненаправленно, в то время как у ребенка с нарушением в развитии для ее формирования требуются совместные усилия семьи и школы. В данном процессе задействована ра-

бота психолога, дефектолога, воспитателей и учителей, а также членов семьи, воспитывающей ребенка с ментальными нарушениями.

Термин «ментальная инвалидность» получил широкое распространение и используется в различных средствах массовой информации, в ходе обсуждений и докладов, однако, общепринятой дефиниции пока не имеет. К данной категории относятся лица, имеющие инвалидность вследствие нарушений интеллекта, причем нередко в сочетании с другими нарушениями развития, например, с нарушениями сенсорных анализаторов, опорно-двигательных функций или с расстройством аутистического спектра.

Нарушение в развитии само по себе несет угрозу безопасности ввиду трудностей социализации. П.А. Кисляков, В.Н. Феофанов, А.Г. Удодов отмечают, что у детей с ментальными нарушениями несформированность понимания жизненных ситуаций и их разрешения в безопасном ключе приводит к дезориентации в социальной среде. В целях сохранения безопасности в экстремальной ситуации подросток должен обладать общими представлениями об опасности и безопасности, знать правила безопасного поведения, обладать установкой на здоровый и безопасный образ жизни и уметь устанавливать безопасные социальные контакты. Эти способности развиваются при формировании жизненной компетенции. [2]

Однако, для подростков с ментальным нарушением при недостаточно сформированной жизненной компетенции могу быть характерны инфантилизм, социальное недоверие к миру, склонность к виктимному поведению, разного рода зависимости и неадекватная самооценка. Как показывают исследования, для таких подростков ситуативная или реактивная тревожность может вызывать эмоциональное напряжение, беспокойство и даже способствовать восприятию окружающей ситуации как угрожающей и опасной. Тревожность в этом случае выступает как фактор уязвимости личности, который способен подавлять его волю. Наличие выявленных личностных черт таких как гиперсоциальность, зависимость и беспомощность, некритичность и агрессивность в поведении делают подростков жертвами, не оказывающими сопротивление или какого-либо противодействия агрессору (Куликова Т.И., Степанова Н.А.). [3]

Подросток с ментальным нарушением в силу своего любопытства подвергается риску, предотвратить который взрослым не всегда удается. Можно предположить, что достаточный уровень сформированности жизненной компетенции способствует анализу информации о границе между возможным и безопасным и невозможным и небезопасным поведением в экстремальной ситуации.

Требования к среде будут менее жесткими в том случае, если удастся сформировать у подростка как можно больше навыков. Следовательно, значительно меньше будет ситуаций, связанных с опасностью. [7]

Результатом содействия в области формирования жизненных компетенций детей с ментальными

нарушениями является повышение качества жизни, что в свою очередь подразумевает повышение уровня самостоятельности; возможность устанавливать социальные отношения; возможность учиться и работать; получать доступ к активному отдыху и досугу.

Формирование компонентов жизненной компетенции, как и навыков безопасного поведения в экстремальной ситуации, - это непрерывный процесс, не заканчивающийся однажды по причине его окончательной завершенности, так как в сферу деятельности человека с течением времени попадают новые и более сложные проблемы, которые в свою очередь требуют новых подходов к решению. Наиболее благоприятным периодом для их формирования является период обучения в школе.

Таким образом, чем выше уровень сформиро-ванности компонентов жизненной компетенции, тем меньше вероятность вовлечения подростка в опасную ситуацию.

Список литературы

1. Babkina N.V. Formation of the sphere of life competence in children with mental retardation / The upbringing of schoolchildren. - 2016. - No. 7 - pp. 45 -53.

2. Kislyakov P.A., Feofanov V.N., Udodov A. G. Model of socially safe / dangerous behavior of children with intellectual disabilities // Scientific notes of the Russian state social university. 2017. Volume 16. No. 3. pp. 19-27. [Published in Russian]

3. Kulikova T.I., Stepanova N.A. Study of personal factors determining the manifestation of victim behavior in adolescents with intellectual disability // Psychologist. - 2020. - No. 3. - pp. 63-74. [Electronic resource] / / URL: https://e-notabene.ru/psp/arti-cle_33059.html (accessed: 05.03.2021). [Published in Russian]

4. Nikolskaya O.S., Kukushkina O.I., Goncharova E.L., Karabanova O.A. Development of primary education for children with special needs: targets and strategic lines / Almanac of the institute of special education. - 2019. No. 36. - pp. 67-89.

5. Approximate adapted basic general education program for students with mental retardation (intellectual disabilities) (approved by the decision of the Federal Educational and Methodological Association for General Education, Protocol No. 4/15 of 22.12.2015) [Electronic resource] // URL: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_355410/ (accessed: 06.03.2021).

6. Safonova L.M. Determination of life competence in adolescents with moderate and severe mental retardation // Pedagogical education in Russia. - 2011. - No. 5. - pp. 155-161.

7. Fatihova L.F., Sayfutdiyarova E.F. Safe behavior of children with mental disorders as an object of psychological research // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. No. 6. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/bezopasnoe-povedenie-detey-s-mentalnymi-narusheniyami-kak-obekt-psiholog-icheskogo-issledovaniya (accessed: 13.03.2020). [Published in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.