Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности от статического электричества топливо-погрузочных операций в порту'

Обеспечение безопасности от статического электричества топливо-погрузочных операций в порту Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
165
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Бушуева Е.

Бункеровка танкеров либо другого морского объекта (судна) - тривиальная операция, но именно в процессе этой операции «джинн», таящийся в топливе, может вырваться на волю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности от статического электричества топливо-погрузочных операций в порту»

ТРАНСПОРТИРОВКА

Е. Бушуева, зав. лабораторией ОАО «ВНИИ НП», канд. хим. наук

обеспечение безопасности от статического электричества топливо-погрузочных операций в порту

Бункеровка танкеров либо другого морского объекта (судна) — тривиальная операция, но именно в процессе этой операции «джинн», таящийся в топливе, может вырваться на волю.

Этот «джинн»- статическое электричество. Огромные беды несёт оно при неуважительном отношении к самому факту его существования. В правилах морской перевозки наливных грузов особое внимание обращено на возникновение опасных зарядов статического электричества при проведении погрузочных операций. В морских портах при погрузке танкеров отмечены случаи проявления статического электричества, принесшие большой ущерб при нарушении скорости налива: из-за этого, например, произошел взрыв и пожар на танкере «Морис Бишоп».

Электризация углеводородных топлив объясняется тем, что образующиеся в процессе движения топлива электрические заряды в силу малой проводимости топлива не релаксируются, а переносятся в топливный бак и приводят к накоплению в объёме перекачанного топлива опасного уровня статического электричества, которое в ряде случаев бывает достаточным, чтобы в надтоп-ливном пространстве вызвать электрический разряд.

Как правило, все товарные топлива являются практически диэлектри- ками. Их проводимость не превышает 1-10 пСм/м (1 пСм/м = 10-12 Ом/м). Именно такая электропроводимость вызывает максимальную электризацию. Основными параметрами, характеризующими степень электризации, являются: напряжённость электрического поля поверхности топлива в баке и величина заряда, перенесённого в разряде, Q, мк Кл, а также объёмная плотность заряда, рт, мк Кл/м3. При прочих равных условиях электризация возрастает с повышением скорости перекачки и степени фильтрации. С целью обеспечения взрыво- и пожа-

робезопасности от статического электричества введены ограничения на скорости перекачки реактивных топлив (до 1 м/сек.), что приводит к возрастанию времени заправочных операций и не всегда оправданно с коммерческой и производственной точек зрения. Одним из эффективных и универсальных способов достижения максимального эффекта в борьбе со статическим электричеством является применение специальных присадок, повышающих электропроводимость перекачиваемых жидкостей. Чем больше электропроводность топлива, тем быстрее релак-сируется заряд и его накопление не происходит.

Электропровод- Время релакса-

ность, пСм/м ции, t, с

0,1 184,8

1,0 18,48

10 1,848

100 0,1848

1000 0,01848

За рубежом имеется большая практика применения антистатических присадок при погрузочно-разгрузочных операциях. При этом, если присадка не добавлялась в топливо на заводах, она добавляется непосредственно в порту в ёмкости танкера или берегового резервуара. По имеющимся сведениям, присадка вносится даже в печное топливо для возможности ускорения грузовых операций.

В России разработана антистатическая присадка Сигбол (ТУ 38101741). Антистатическая присадка Сигбол, допущенная решением Госстандарта к использованию в авиации и включенная в стандарты на все отечественные авиационные топлива, применяется во многих отраслях народного хозяйства, где используются пожароопасные жид-

кости (бензин, керосин, топливо), в том числе при заправке танкеров. Присадка является многофункциональной, обладая одновременно анти-статическими,противоизносными (смазывающими) и антикоррозионными свойствами.

Добавление в топливо ничтожно малых количеств (доли ppm) антистатических присадок способствует мгновенной релаксации заряда, практически «in statu nascendi». Антистатическое действие присадки начинает проявляться уже в концентрации 10-7% в топливе, а концентрация - 10-6% обеспечивает полную безопасность от статического электричества при перекачке с большими скоростями углеводородных жидкостей, в частности реактивных топлив. Высокая оценка эффективности присадки Сигбол дана комитетом общества ASTM. В концентрации 0,0005% присадка снижает износ сфер плунжера на 27%, а в концентрации 0,002% масс. - на 71% от величины износа исходного гидроочищенного авиационного топлива без присадки и является эффективной для улучшения противоиз-носных свойств дизельных топлив. Противоизносные и антикоррозийные свойства присадки позволяют значительно повысить ресурс работы двигателя. Впервые Министерство морского флота использовало присадку Сигбол, чтобы обеспечить безопасность эксплуатации морского объекта, на борту которого применялся легкий бензин (рафинат-риформинг) в качестве рабочего продукта. Применение присадки позволило осуществить сложные операции по доводке объекта и способствовало успешному освоению глубины погружения до 6000 м. В соответствии с приказом Министерства

54 \\ ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ \\

\\ № 3 \\ март \ 2007

1ШМШНШМ1

ПК 46

СОЧЕШМШЕ

uAHEmimm

gcgeng^ 454007, г. Челябинск, пр. Ленина, 3. Тел.: (351) 773-07^* E-mail: [email protected]. vww.chtZ4jraltjac?ru

2007

www.mioge.ru

Approved Event

9-я МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА «НЕФТЬ И ГАЗ»

26-29 июня 2007

Москва, Выставочный комплекс ЦВК «Экспоцентр» на Красной Пресне

MIOGE

RPGC

5-й РОССИЙСКИЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОНГРЕСС

26-28 июня 2007

Организаторы:

ITE LLC Moscow

Россия, 129110, Москва ул. Щепкина, д. 42, стр. 2а Тел.: +7(495)935 7350 Факс: +7 (495)935 7351 E-mail: [email protected]

www.mioge.ru

ITE Group Pic

105 Salusbury Road

London, NW6 6RG, UK

Tel.: +44(0) 207 596 5000

Fax: +44(0) 207 596 5111

E-mail: [email protected]

www.mioge.com

\\ ТЕРРИТОРИЯ НЕФТЕГАЗ \\

№ 3 \\ март \ 2007

морского флота «О мерах по повышению безопасности танкеров при проведении грузовых операций с электростатически активными нефтепродуктами» рассматривается в ЦНИИМФе вопрос использования для этих целей антистатической присадки Сигбол в топлива (бензин, керосин, реактивное, дизельное), перевозимые танкерами. Что поможет также сократить продолжительность грузовых операций за счёт снятия ограничения по скорости налива, равной 1 м/с. Применение присадки Сигбол представляет несомненный интерес и для флота рыбной промышленности, особенно для ускорения бункеровки танкеров, как при стоянке судна у пирса, так и в морских условиях при бункеровке судна с танкера, а также при передаче топлива на БМРТ. Присадка представляет 32-40%-ный раствор комплексных соединений на основе органических кислот и полимерного компонента в толуоле или ксилоле, полностью растворима в углеводородных жидкостях. Рекомендуемые концентрации: • для реактивных топлив: оптимальная 0,0001-0,0003% масс.,

макс. допущенная до 0,0005% масс.

• для бензинов: 0,0001-0,0003% масс.

• для других углеводородных промывочных жидкостей:

0,0003-0,002 % масс.

• для дизельных малосернистых топлив: до 0,0005 % масс. (в качестве антистатической);

0,002-0,01 % масс. (для улучшения про-тивоизносных свойств). Присадка и топлива с присадкой сохраняют высокую эффективность без изменения качества длительное время (> 5 лет), в том числе при транспортировке в ж/д цистернах на значительные (1000 км и более) расстояния. По сравнению с лучшими зарубежными присадками ASA-3 (фирма Шелл) и Стадис-450 (фирма Дюпон) обладает рядом преимуществ: не адсорбируется на фильтрах и не ухудшает водоотделя-емость (индекс сепарации воды). Применение антистатической присадки Сигбол позволяет:

• повысить допустимую скорость заправки авиационной техники топливом;

• повысить допустимые скорости перекачки углеводородных жидкостей

в процессе их использования и транспортировки, в том числе снять ограничения по скорости налива и тем самым сократить срок простоя танкера под наливом;

• обеспечить безопасность проведения технологических операций при работе с углеводородными жидкостями;

• интенсифицировать технологические процессы при работе с диэлектриками (резинотехническими изделиями, полимерами);

• снять ограничения по скорости налива и тем самым сократить срок простоя танкера под наливом;

• повысить ресурс работы насосов и другой соответствующей техники.

Таким образом, потребитель топлив может обеспечить себе гарантированную безопасность от проявлений статического электричества на всех этапах обращения с топливом при перекачке, фильтрации, заправке рейсовых, уникальных самолётов и танкеров (затрачивая на это ничтожно малые средства — не более 10 коп. на 1 т), а практически только своё желание защитить жизнь людей и имущество.

ЗАО «Машиностроительный завод им. В. В. Воровского»

Буровое оборудование:

\/ОС ОАО

620142, г. Екатеринбург, ул. Цвиллинга, д. 7 Тел: (343) 260-40-57, 220-82-50 Факс: (343) 269-12-26, 210-11-31 е-таН: [email protected]

Отдел маркетинга и сбыта тел: (343) 260-40-55, 220-83-90, 257-90-59 Факс:(343)269-12-26 е-таН: [email protected]

Адрес в Интернете: http://www.ziv.ur.ru

УРБ-2А2 УРБ-2А2Д УРБ-2ДЗ АВБ-2М

УКБ-12/25 , УКБ-12/25-02(ПС"МБУР) МОТОБУР М-10 I и КМ-10

ЩЬ к!

1

т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.