Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности общества путем изоляции осужденного'

Обеспечение безопасности общества путем изоляции осужденного Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
632
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАКАЗАНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ОСУЖДЕННЫЙ / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ / ТЮРЬМА / ИЗОЛЯЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / УГОЛОВНОЕ ПРАВО / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / PUNISHMENT / A CRIME / A PRISONER / A CORRECTIONAL INSTITUTION / A PENAL COLONY / A PRISON / ISOLATION / SAFETY AND SECURITY / CRIMINAL LAW / PENAL LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Королева Елена Васильевна

в статье рассматриваются вопросы применения лишения свободы к отдельным категориям лиц, совершивших преступления, раскрываются возможные направления реформирования учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROTECTION OF SOCIETY BY ISOLATION CRIMINAL ELEMENTS IN IMPRISONMENT

the article deals with application of imprisonment to the separate categories of offenders who have committed crimes. The author points out appropriate ways of reforming prisons

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности общества путем изоляции осужденного»

УДК 343.8 ББК 67.409.0

К68 Е.У. KOROLEVA

THE PROTECTION OF SOCIETY BY ISOLATION CRIMINAL ELEMENTS IN IMPRISONMENT

Annotation: the article deals with application of imprisonment to the separate categories of offenders who have committed crimes. The author points out appropriate ways of reforming prisons.

Key words: punishment, a crime, a prisoner, a correctional institution, a penal colony, a prison, isolation, safety

and security, criminal law, penal legislation.

ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА КОРОЛЕВА, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин [филиал Саратовской государственной академии права (г. Астрахань)].

E-mail: koroleva_e@,rambler.ru

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА ПУТЕМ ИЗОЛЯЦИИ ОСУЖДЕННОГО

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы применения лишения свободы к отдельным категориям лиц, совершивших преступления, раскрываются возможные направления реформирования учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.

Ключевые слова: наказание, преступление, осужденный, исправительное учреждение, исправительная колония, тюрьма, изоляция, безопасность, уголовное право, уголовно-исполнительное законодательство

Проблема защиты общества от общественно опасных посягательств подробно освещается в рамках доктрины уголовного права и криминологии1. В науке уголовно-исполнительного права она самостоятельным предметом исследования, как правило, не выступала. В учебных источниках по уголовно-исполнительному праву защита общества от преступных посягательств связывается с общей превенцией. По мнению большинства правоведов, общее предупреждение обеспечивается уже самим изданием уголовно-исполнительного законодательства и информированием граждан о правоогра-ничениях, которые могут применяться к осужденным в процессе исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера. Опыт показывает, что многие люди соблюдают требования закона не от страха наказания, а по соображениям морального характера. В то же время опасение быть подвергнутым наказанию выступает серьезным контрмотивом для некоторой части склонных к преступлениям лиц. В формировании такого рода сдерживающих начал важнейшую роль играют конкретные примеры осуждения за преступления2.

Вместе с тем обеспечение безопасности общества во многом предопределяется исполнением уголовных наказаний. На это указывают результаты опроса судей и служащих уголовно-исполнительной системы.

На вопрос: «Какие, по Вашему мнению, цели действительно достигаются при исполнении уголовных наказаний ?» - респонденты ответили следующим образом: восстановление социальной справедливости - 13 %; исправление осужденного - 13; предупреждение совершения нового преступления - 13; обеспечение безопасности общества путем изоляции осужденного либо контроля над ним - 51; устрашение преступника и иных лиц («чтоб другим неповадно было») - 8; месть преступнику за содеянное - 2 %.

В процессе реализации уголовных наказаний к осужденному(условно осужденному) применяются прежде всего уголовно-исполнительные средства (изоляция от общества, режим исполнения уголовных наказаний, надзор за отбывающими наказание, контроль за освобожденными от наказания или уголовной ответственности и др.), обеспечивающие безопасность общества.

ISSN2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2G1G. № 2

На первое место в реализации рассматриваемой цели выдвигается изоляция лица, совершившего общественно опасное деяние. Изоляция от общества означает принудительное помещение осужденного на основании судебного решения в специализированное учреждение. Степень (уровень) изоляции зависит от вида исправительного учреждения. Максимальная изоляция имеет место в тюрьмах и колониях особого режима, минимальная - в колониях-поселениях. Изоляция лиц осуществляется путем наружной охраны и (или) надзора за ними. Цель такой меры обусловливается и оправдывается тем, чтобы оградить общество от возможных опасных посягательств со стороны изолируемых. Она рассматривается в качестве необходимой реакции общества на рост агрессивного поведения отдельных его индивидов.

Люди, живущие в обществе, имеют право на самозащиту указанным способом и в реализации этого права немалая роль принадлежит взвешенной уголовно-исполнительной политике. На первый взгляд, можно пойти по простому пути -изолировать всех, кто потенциально угрожает обществу, но это Россия уже проходила в ХХ в. Бесспорным остается тот факт, что изоляция преступника служит защите общества, но она несет и негативные последствия.

По наблюдениям ученых, во всех странах существует закономерность: чем большая часть населения проходит через места лишения свободы, тем выше уровень преступности. Лица, отбывшие срок заключения, составляют обширные резервы преступности3.

В свою очередь, усиление страха перед преступностью, чувство незащитности неизбежно влекут за собой усиление мер уголовной репрессии, а кампании по борьбе с преступностью лишь усугубляюткриминогенную обстановку в государстве. В России (ранее в СССР) они, как правило, сопровождались принятием обусловленных политическими и иными ситуациями постановлений правительства и законодательных актов. К законодательным источникам, в результате реализации которых отправлялись в места лишения свободы крупные массы осужденных, следует отнести: Постановление ВЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации»; Закон от 26 июля 1940 г. «О прогулах»; Указ Президиума ВС СССР от 10 августа 1940 г. «Об ответственности за мелкие кражи и хулиганство»; Указ Президиума

Верховного Совета СССР от 28 декабря 1940 г. «О самовольном уходе молодежи из ремесленных школ»; Указы Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 г. «О хищении государственного и общественного имущества»; указы Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1955 г. «О мелком хищении государственного и общественного имущества»; от 4 августа 1977 г. «О хулиганстве» и др.

Во многом подобное положение сохраняется и ныне. Например, борьба с коррупцией осуществляется преимущественно посредством изоляции виновных лиц от общества. По официальным данным, по ст. 290 УК РФ «Получение взятки» в 2003 г. зарегистрировано 4425 преступлений, в 2006 - 6546, в 2007 - 67884. Тенденция роста уровня коррупционных преступлений сохранялась и в последующие годы. Так, в Астраханской области в 2004 г. за получение взятки был привлечен 1 человек, а в 2009 г. - 23 (сведения о преступлениях представлены Управлением судебногодепартамента в Астраханской области). Фигурантами по уголовным делам, как правило, проходили врачи, учителя школ, преподаватели учебных заведений, работники муниципальных служб. Основной мерой наказания преступников было лишение свободы -реальное (30 %) либо условное (70 %). Аналогичное положение дел наблюдается и в других регионах России. Проиллюстрируем одно из судебных решений: Петрозаводский городскойсуд вынес обвинительный приговор в отношении доцента медицинского факультета ПетрГУ, уличенного в покушении на получение взятки от 2 студентов за сдачу экзамена. Преподаватель приговорен к двум годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима5.

Рост числа лишенных свободы не только российская, но и глобальная международная проблема. В России последствия, порожденные чрезвычайно разросшейся системой пенитенциарных учреждений, имеют не гипотетический, а вполне реальный и конкретный характер: ущерб безопасности, нравственному, физическому здоровью населения уже нанесен6.

Исполнение лишения свободы требует огромных финансовых отчислений на содержание и обслуживание миллионной армии арестованных и осужденных. По статистическим данным, по доле государственных расходов на систему уголовного правосудия и исполнения наказаний Россия находится на одном из первых мест в

мире. Бюджетные ассигнования Федеральной службы исполнения наказаний только на 2009 г. составили 163 760,5 млн рублей. За последние десять лет государственные расходы на содержание осужденных выросли в тринадцать раз. Отмеченная тенденция сохраняется и в 2010 г.7

Вместе с тем, чрезмерно применяя лишение свободы, государство вынуждено систематически прибегать к внесудебному акту освобождения от наказания - амнистии. При этом снова тратятся огромные денежные средства для ее реализации, чтобы в конечном итоге интенсифицировать преступность в обществе. Большинство освобожденных лиц оказываются не подготов-леными к жизни на свободе и, очутившись вне государственного контроля, как правило, снова совершают преступления.

Немало и вполне обоснованных мнений о целесообразности сокращения практики применения наказаний, связанных с изоляцией индивида от общества, высказано современными юристами8. Обобщая позиции ученых, а также точки зрения практических работников правоохранительных органов на проблему, выделим лишь главные направления ее решения.

Прежде всего работа по нейтрализации преступности должна носить программный, комплексный характер и основываться на стабильном законодательстве и научных рекомендациях. Кампании по борьбе с преступностью не отличаются системным подходом к проблеме преступности и нередко приводят к нежелательным последствиям.

Вторым шагом выступает обоснование концепции применения лишения свободы как вида уголовного наказания. Сделанное заявление обязывает нас ответить на ряд взаимосвязанных вопросов: «Кто из преступников подлежит изолированному содержанию от общества», «Какие учреждения призваны это обеспечивать?» и др.

Высокий удельный вес особо тяжких преступлений в России не позволит в полном объеме реализовать имеющуюся систему наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Лишение свободы должно занимать центральное место в карательной практике государства в отношении лиц, совершивших особо тяжкие преступления против жизни, здоровья и общественной безопасности. По прогнозу ученых, криминологическая характеристика осужденных будет ухудшаться и к 2023 г. уже каждый четвертый будет осужден за убийство9. К ним

необходимодобавить террористов и педофилов-насильников.

Принимая во внимание повышенную опасность для общества таких лиц, государство обязано взвешенно подойти к применению института лишения свободы.

В определении видов исправительных учреждений, обеспечивающих исполнение лишения свободы, в юридической литературе последних лет господствуют два мнения. Одни авторы стоят на позиции формирования классических тюрем, другие отстаивают сохранение исторически сложившейся системы исправительных учреждений.

В основе видов исправительных учреждений, предусмотренных в законодательстве, лежат выводы научных классификаций осужденных к лишению свободы10.

В контексте разрешения проблемы считаем важным дополнительно разделить всех лиц, совершивших преступление, на категории по критерию общественной опасности. Базовыми признаками ее в альтернативе или совокупности целесообразно установить: во-первых, характер и степень общественной опасности совершенного преступления; во-вторых, наличие рецидива преступлений; в-третьих, субкультурныйста-тус лица либо его преступный профессионализм.

На первое место мы ставим лиц, представляющих повышенную опасность для общества: осужденных за совершение особо тяжких преступлений против жизни, здоровья, половой неприкосновенности, общественной безопасности, а также допустивших особо опасный рецидив преступлений. Для них следует предусмотреть в законодательстве безальтернативное тюремное заключение (в исправительных учреждениях с высоким уровнем изоляции осужденного и интенсивным надзором за ним). Подавляющее большинство (97 %) опрошенных в процессе исследования придерживаются такой же позиции (в качестве респондентов выступили преподаватели юридических вузов (факультетові, судьи, адвокаты, работники уголовно-исполнительной системы).

По действующему законодательству (ст. 58 УК РФ) к таковым учреждениям относятся тюрьмы и исправительные колонии особого режима. Они, в свою очередь, по признаку изолированного содержания осужденного от общества друг от друга практически не отличаются. Исправительные колонии особого режима и тюрьмы относятся к охраняемым учреждени-

ISSN2072-2427 Уголовно-исполнительное право. 2010. № 2

ям. В них осужденные содержатся в запираемых камерах, передвижение отбывающих наказание осуществляется под надзором персонала исправительного учреждения.

На вторую ступень целесообразно поместить лиц, представляющих опасность для общества. К ним с полным основанием отнесем лиц, совершивших особо тяжкие преступления, кроме особо тяжких преступлений против жизни, здоровья или общественной безопасности, а также лиц, совершивших тяжкие преступления либо допустивших рецидив преступлений, исключая особо опасный рецидив. Отбывание наказания им следует предусмотреть в исправительных колониях (исправительных учреждениях со средним уровнем изоляции осужденного от общества и надзора за ним). Исправительные колонии - это также охраняемые учреждения. В них осужденные проживают в общежитиях или запираемых помещениях.

И наконец, к лицам, которые не представляют повышенной опасности для общества, лишение свободы может применяться только в случае наступления тяжких последствий преступного деяния (например, причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей). Таких осужденных целесообразно направлять в колонии-поселения (исправительные учреждения с минимальным уровнем изоляции осужденного). В них осужденные содержатся без охраны, хотя и под надзором администрации колонии. Осужденные пользуются правом свободного передвижения в пределах колонии. С разрешения администрации они могут передвигаться и вне учреждения.

Предлагаемая нами классификация осужденных основана на формально-юридических критериях. Она дополняется существующей дифференциацией осужденных по полу, возрасту и иным признакам. Комплексный подход необходим потому, что в места лишения свободы направляются лица, осужденные за самые разные преступления с различной антисоциальной направленностью и установками.

1 См. подробнее: Лоба В.Е. Доктрина о наказании в диссертационных исследованиях университетов Российской империи: генезис и развитие: автореф. дис. ... канд. юрид. наук Белгород, 2010. С. 14.

2 См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / под ред. О.О. Миронова, А.С. Михлина, В.И. Селиверстова М., 2003. С. 11-12.

3 См.: АнисимковВ.М. Россия в зеркале уголовных традиций тюрьмы. СПб., 2003; Хохряков Г.Ф. Парадоксы тюрьмы. М., 1991; Поиски выхода Преступность, уголовная политика и места заключения. М., 1996.

4 См.: Латентная преступность в Российской Федерации 2001-2006 / под ред. С.М. Иншакова М., 2007.

5 См.: http://karelinform.ru

6 См.: Поиски выхода Преступность, уголовная политика и места заключения. М., 1996.

7 См.: О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годок Федер. закон от 21 ноября 2008 г. № 204-ФЗ.

8 См.,напр.: Анисимков В.М. Россия в зеркале уголовных традиций тюрьмы. СПб., 2003. С.178; Хохряков Г.Ф. Указ. соч. С. 6; Арямов А.А. Общетеоретические основы учения об уголовном наказании: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук СПб., 2004. С. 13.

9 См.: О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: доклад // Сб. ст. науч-практ. семин. Вологда, 2008. С. 52.

10 См.: СтручковН.А., БрызгаловВ.П. Классификация осужденных к лишению свободы и определение им вида исправительно-трудовой колонии. Киев, 1967; Бриллиантов А.В. Назначение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения // Журн рос. права. 2000. № 5-6. С. 126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.