Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности объектов окружающей среды при проведении демилитаризационных работ на бывшем объекте по производству химического оружия'

Обеспечение безопасности объектов окружающей среды при проведении демилитаризационных работ на бывшем объекте по производству химического оружия Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
144
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫВШИЙ ОБЪЕКТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ / FORMER CHEMICAL WEAPONS PRODUCTION FACILITY / ДЕМИЛИТАРИЗАЦИОННЫЕ РАБОТЫ / DEMILITARIZATION WORK / МОНИТОРИНГ ОБЪЕКТОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ENVIRONMENTAL SAFETY MONITORING / КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / SET OF MEASURES ON PROTECTION OF POPULATION AND ENVIRONMENT (HSE MANAGEMENT) / ЗАГРЯЗНЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА / POLLUTING SUBSTANCES

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Куданкина Татьяна Георгиевна, Петрова Н. В., Воробьева Н. В.

Цель работы оценка эффективности комплекса мероприятий по защите населения и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов при выполнении демилитаризационных работ на бывшем объекте по производству химического оружия (БОПХО) в г. Новочебоксарске, по данным мониторинга объектов окружающей среды в районе размещения БОПХО при проведении демилитаризационных работ на БОПХО и данным учетной документации токсикологического мониторинга (форма № 58-1/у). По данным исследований проб объектов окружающей среды в районе размещения БОПХО, содержание вещества типа VX и продукта его деструкции (диизобутиловый эфир метилфосфоновой кислоты) как приоритетных для БОПХО в пределах чувствительности методик определения не зарегистрировано. По данным учетной документации токсикологического мониторинга (форма № 58-1/у), с начала осуществления демилитаризационных работ на БОПХО случаев острого отравления химической этиологии среди населения, проживающего в районе размещения БОПХО, не зарегистрировано.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Куданкина Татьяна Георгиевна, Петрова Н. В., Воробьева Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental safety in demilitarization operations at the former chemical weapons production facility

Purpose: to assess the effectiveness of systematic measures taken for Human and Environmental Safety (HSE management) against the adverse factors effective in demilitarization operations at the former chemical weapons production facility, Novocheboksarsk, Chuvash Republic, Russian Federation (hereinafter FCWPF), based on the data recorded on Environmental Safety Monitoring conducted at FCWPF at the time of demilitarization operations and historical data records on Toxicological Monitoring (form № 581). Assessment of the environment samples taken at the FCWPF and in the vicinity, was focused on the presence of FCWDF first priority substances VX and the product of its destruction (diisobutyl ether of methyl-phosphonic acid). The sensitivity limits of the analytical methods were not exceeded. According to the recorded data on the Toxicological Monitoring (form № 58-1) no cases of acute poisonings of the chemical etiology were registered among the local population, since the very beginning of demilitarization operations at FCWPF.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности объектов окружающей среды при проведении демилитаризационных работ на бывшем объекте по производству химического оружия»

2 БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Т.Г. Куданкина, Н.В. Петрова, Н.В. Воробьева

Обеспечение безопасности объектов окружающей среды

при проведении демилитаризационных работ на бывшем объекте по производству химического оружия

Межрегиональное управление № 29 ФМБА России, г. Новочебоксарск

T.G. Kudankina, N.V. Petrova, N.V. Vorobieva

Environmental safety in demilitarization operations at the former chemical weapons production facility

Interregional Department № 29 of the Federal medical-biological Agency, Novocheboksarsk

Ключевые слова: бывший объект по производству химического оружия, демилитаризационные работы, мониторинг объектов окружающей среды, комплекс мероприятий по защите населения и окружающей среды, загрязняющие вещества.

Keywords: former chemical weapons production facility, demilitarization work, environmental safety monitoring, set of measures on protection of population and environment (HSE management), polluting substances.

Цель работы — оценка эффективности комплекса мероприятий по защите населения и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов при выполнении демилитаризационных работ на бывшем объекте по производству химического оружия (БОПХО) в г. Новочебоксарске, по данным мониторинга объектов окружающей среды в районе размещения БОПХО при проведении демилитаризационных работ на БОПХО и данным учетной документации токсикологического мониторинга (форма № 58-1/у). По данным исследований проб объектов окружающей среды в районе размещения БОПХО, содержание вещества типа УХ и продукта его деструкции (дии-зобутиловый эфир метилфосфоновой кислоты) как приоритетных для БОПХО в пределах чувствительности методик определения не зарегистрировано. По данным учетной документации токсикологического мониторинга (форма № 58-1/у), с начала осуществления демилитаризационных работ на БОПХО случаев острого отравления химической этиологии среди населения, проживающего в районе размещения БОПХО, не зарегистрировано.

Purpose: to assess the effectiveness of systematic measures taken for Human and Environmental Safety (HSE management) against the adverse factors effective in demilitarization operations at the former chemical weapons production facility, Novocheboksarsk, Chuvash Republic, Russian Federation (hereinafter FCWPF), based on the data recorded on Environmental Safety Monitoring conducted at FCWPF at the time of demilitarization operations and historical data records on Toxicological Monitoring (form № 581). Assessment of the environment samples taken at the FCWPF and in the vicinity, was focused on the presence of FCWDF first priority substances — VX and the product of its destruction (diisobutyl ether of methyl-phosphonic acid). The sensitivity limits of the analytical methods were not exceeded. According to the recorded data on the Toxicological Monitoring (form № 58-1) no cases of acute poisonings of the chemical etiology were registered among the local population, since the very beginning of demilitarization operations at FCWPF.

Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении (подписана Россией в январе 1993 г. и ратифицирована в ноябре 1997 г.) помимо уничтожения химического оружия предусматривает уничтожение или конверсию бывших объектов по производству химического оружия (БОПХО) [15]. Выполнение Российской Федерацией обязательств по Конвенции предусмотрено федеральной целевой программой «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» [6; 7; 16].

Подписавшись под Конвенцией, Россия в 1998 г. продекларировала среди других заводов обособленный завод № 4 на ОАО «Химпром» г. Новочебоксарска (бывший объект по производству вещества типа VX). C 1 января 2007 г. деятельность по демилитаризации БОПХО продолжена вновь созданным филиалом ФГУП «ГосНИИОХТ» «Обособленный завод № 4» (г. Новочебоксарск). Вещество типа VX нарабатывалось в период с 1972 по 1986 гг., в 1987 г. производство было остановлено, а завод законсервирован.

План уничтожения БОПХО предусматривал к 2007 г. уничтожение здания, в котором располагалось производство вещества типа VX и снаряжение изделий. Последовательность шагов по уничтожению, используемые методы и график уничтожения различного оборудования и самого здания были определены в детальном плане, одобренном Организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО) [8]. Часть оборудования на заводе была демилитаризована до вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия.

B период производства с 1972 по 1986 г. опасным химическим веществом на объекте было вещество типа VX. Оно устойчиво в окружающей среде вследствие малой летучести и относительно низкой скорости гидролиза.

Следует подчеркнуть, что, по данным мониторинга за весь период производства вещества типа VX (1972—1986), это вещество ни разу не было обнаружено в вентиляционных выбросах, в атмосферном воздухе (на территории промышленной площад-

ки, на границе санитарно-защитной зоны ОАО «Химпром» и на селитебной территории г. Новочебоксарска), а также в почве и водоемах. Дальнейшие исследования в 1993 и 1998 гг. подтвердили отсутствие загрязнения веществом типа УХ воды и донных осадков в открытых водоемах и почве в радиусе 30 км от ОАО «Химпром», а также в атмосферном воздухе на границе санитарно-защитной зоны ОАО «Химпром».

Воздействие процесса уничтожения БОПХО в первую очередь могло быть обусловлено присутствием остаточных количеств вещества типа УХ в производственном корпусе № 350.

Мониторинг объектов окружающей среды в районе размещения БОПХО при проведении демилитаризационных работ на БОПХО был организован и проводился в соответствии с законодательными и распорядительными документами, нормативными правовыми актами, методическими указаниями и рекомендациями, утвержденными в установленном порядке [1—4; 9; 14; 17].

На БОПХО, исходя из концептуальной основы мониторинга объектов окружающей среды, в первую очередь осуществлялись:

• установление реальных факторов риска для окружающей среды и их источников;

• качественная и количественная оценка возможного воздействия факторов риска на окружающую среду и здоровье населения;

• определение приоритетных химических загрязнителей в выбросах (сбросах) газообразных, жидких и твердых отходов объекта и определение степени их опасности для человека и окружающей среды;

• разработка санитарно-гигиенических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение реальных факторов риска для здоровья населения и объектов окружающей среды.

При проведении надзора и контроля за строительством, реконструкцией и приемкой в эксплуатацию объектов, предусмотренных для обеспечения работ по ликвидации БОПХО и его конверсии, проводились санитарно-эпидемиологическая экспертиза предпроектной и проектной документации

и выдача санитарно-эпидемиологических заключений по установленной форме [1; 4; 5; 10; 14; 17]. За период с 1999 по 2007 г. в число проектов, по которым выданы санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, входят:

• проект первой очереди строительства «Ликвидация последствий деятельности БОПХО.»;

• проект второй очереди строительства «Ликвидация последствий деятельности БОПХО.»;

• проект корректировки «Ликвидация последствий.», вторая очередь строительства, изменения № 1—5 и Дополнение № 1 к нему;

• проект третьей очереди строительства «Организация демонтажа строительных конструкций корпуса 350.».

На проект «Ликвидация строительных конструкций от разборки корпуса 350.» имеется положительное заключение ФГУ «Главгосэкспертиза России» (2007).

Проектными решениями предусмотрены мероприятия по защите населения и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов, а именно:

• очистка выбросов в атмосферу и контроль за полнотой очистки с использованием газоанализаторов на определение вещества типа УХ;

• дегазация жидких, твердых и металлических отходов и их термическое обезвреживание соответственно на установках термического обезвреживания жидких отходов (УТО ЖО), отходов общего назначения (УТО ОН), металлических отходов (УТО МО);

• захоронение неутилизируемых промышленных отходов в выделенной секции карты № 2 полигона захоронения промышленных отходов ОАО «Химпром»;

• захоронение на постоянной основе промышленных отходов без их предвари -тельного термического обезвреживания в складах бункерного типа № 1, 2 корпуса № 350;

• складирование промышленных отходов на площадках временного хранения;

• организация системы производственного контроля.

Надзор и контроль за строитель -ством и реконструкцией объектов предусматривали проверку соответствия объекта утвержденным проектным решениям в части выполнения специальных санитарно-эпидемиологических требований, направленных в том числе на охрану объектов окружающей среды [1; 3—5; 14; 17]. Вновь выстроенные и реконструированные БОПХО принимались в эксплуатацию в установленном порядке. За период 2005—2007 гг. приняты в эксплуатацию восстановленные, реконструированные и вновь созданные схемы для обеспечения демилитаризационных работ, секция второй карты полигона захоронения отходов, лаборатории объекта (аналитическая, ФК), санитарно-химическая лаборатория ФГУЗ ЦГиЭ № 29 ФМБА России, строительная часть корпуса № 350Л, склады бункерного типа № 1 и 2 корпуса № 350, установки термического обезвреживания: УТО ЖО, УТО ОН, УТО МО.

Обеспечение деятельности Межрегионального управления № 29 ФМБА России, в том числе по мониторингу объектов окружающей среды с применением лабораторно-инструментальных исследований, осуществляется ФГБУЗ ЦГиЭ № 29 ФМБА России. Взаимодействие с ФГБУЗ ЦГиЭ № 29 ФМБА России осуществляется в соответствии с «Примерным порядком взаимодействия Регионального (Межрегионального) управления ФМБА России и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" ФМБА России», направленным письмом ФМБА России от 23 января 2606 г. № 32-024/29 [11].

В рамках мониторинга за объектами окружающей среды осуществлялся в первую очередь контроль за содержанием вещества типа УХ, как приоритетного для БОПХО в атмосферном воздухе, воде водоема, почве, снеговом покрове в районе размещения БОПХО при ведении демилитаризаци-онных работ. Кроме того, при проведении мероприятий по контролю в рамках плановых и внеплановых проверок [18; 19] в период выполнения демилитаризационных ра-

бот также осуществлялся контроль за содержанием вещества типа УХ, как приоритетного для БОПХО в сточных водах, выбросах в атмосферу, промышленных отходах, воздушной среде промышленной площадки и грунтовых водах.

До начала демилитаризационных работ на БОПХО в соответствии с установленными требованиями [4; 14] в основном уже имелись утвержденные гигиенические нормативы и методики определения содержания вещества типа УХ в объектах окружающей среды (атмосферном воздухе, воде, почве), а также в сточных водах, выбросах в атмосферу, промышленных отходах, и методики определения содержания продукта деструкции вещества типа УХ (диизобу-тиловый эфир метил фосфоновой кислоты) в воде и почве.

За 2007—2013 гг., по данным лабора-торно-инструментальных исследований, содержание вещества типа УХ в пределах чувствительности методик определения в объектах окружающей среды (атмосферном воздухе, почве, снеговом покрове, воде водоема), а также в поверхностных (ливневых) сточных водах (выпуск № 1 в р. Цивиль), промышленных и хозяйственно-бытовых сточных водах (сброс в системы канализации ОАО «Химпром»), промышленных отходах после их термического обезвреживания (шлам, металлоотходы, строительные отходы после печей термообезвреживания), выбросах в атмосферу, воздушной среде на территории промышленной площадки БОПХО и территории секции карты № 2 полигона захоронения промышленных отходов ОАО «Химпром», в почве и снеговом покрове на территории БОПХО и территории секции карты № 2 полигона захоронения промышленных отходов ОАО «Химпром» не зарегистрировано. Также не зарегистрировано в пределах чувствительности методик содержание вещества типа УХ и продукта его деструкции (диизобутиловый эфир метил фосфоновой кислоты) как приоритет -ных для БОПХО в грунтовых водах в районе размещения БОПХО и складов бункерного типа № 1 и 2 корпуса № 350 на территории БОПХО, территории секции карты № 2 полигона захоронения промышленных

отходов ОАО «Химпром» (контрольные наблюдательные скважины).

Данные за 2007—2013 гг. о количествах проб и лабораторно-инструментальных исследований на содержание вещества типа VX представлены следующим образом:

• атмосферный воздух (контрольные точки на границе санитарно-защитной зоны и селитебной территории г. Новоче-боксарска): 3882 пробы (3882 исследования );

• почва (контрольные точки на границе санитарно-защитной зоны, территории БОПХО и территории секции карты № 2 полигона захоронения промышленных отходов ОАО «Химпром»): 163 пробы (163 исследования);

• снеговой покров (контрольные точки на границе санитарно-защитной зоны, территории БОПХО и территории секции карты № 2 полигона захоронения промышленных отходов ОАО «Химпром»): 42 пробы (42 исследования);

• вода водоема (контрольная точка р. Цивиль 500 м ниже выпуска № 1): 33 пробы (33 исследования);

• поверхностные (ливневые) сточные воды (выпуск № 1 в р. Цивиль): 18 проб (18 исследований);

• промышленные и хозяйственно-бытовые сточные воды ( контрольные точки на сбросе в системы канализации ОАО «Химпром»): 87 проб (87 исследований);

• промышленные отходы после их термического обезвреживания (шлам, металлоотходы, строительные отходы): 18 проб (18 исследований);

• выбросы в атмосферу (контрольные точки на стационарных источниках выбросов в атмосферу): 119 проб (119 исследований);

• воздушная среда на территории промышленной площадки (контрольные точки на территории БОПХО): 21 проба (21 исследование);

• воздушная среда территории секции карты № 2 полигона захоронения промышленных отходов ОАО «Химпром»: 11 проб (11 исследований);

• грунтовые воды в районе размещения БОПХО, складов бункерного типа № 1 и 2 корпуса № 350 на территории БОПХО и территории секции карты № 2 полигона захоронения промышленных отходов ОАО «Химпром» (контрольные наблюдательные скважины): 177 проб (177 исследований).

Данные за 2007—2013 гг. о количествах проб и лабораторно-инструментальных исследований на содержание продукта деструкции вещества типа УХ ( диизобутило-вый эфир метилфосфоновой кислоты) представлены следующим образом:

• грунтовые воды в районе размещения БОПХО, складов бункерного типа № 1 и 2 корпуса № 350 на территории БОПХО и территории секции карты № 2 полигона захоронения промышленных отходов ОАО «Химпром» (контрольные наблюдательные скважины): 5 проб (5 исследований).

По результатам производственного контроля филиала ФГУП «ГосНИИОХТ» «Обособленный завод № 4», который был организован и проводился в соответствии с установленными требованиями [4; 12—14], содержание вещества типа УХ и продукта его деструкции (диизобутиловый эфир ме-тилфосфоновой кислоты) в объектах окружающей среды, промышленных отходах ( после термообезвреживания) , выбросах (сбросах) в пределах чувствительности методик определения не зарегистрировано.

Филиалом ФГУП «ГосНИИОХТ» «Обособленный завод № 4» проведение работ второй и третьей очереди строительства осуществлялось в соответствии с рабочими проектами, разработанными, согласованными и утвержденными в установленном порядке [4; 17].

Научное медико-гигиеническое обеспечение работ по ликвидации и конверсии БОПХО осуществляется ФГУП «НИИ ГПЭЧ» ФМБА России [9]. Научные разработки ФГУП «НИИ ГПЭЧ» ФМБА России использовались и используются в практической работе. Например, на основании проведенных исследований ФГУП «НИИ ГПЭЧ» ФМБА России были разработаны Санитарно-эпидемиологические рекомендации по открытию корпуса № 350, которые

согласованы и утверждены в установленном порядке в 2006 г. и на этапе отсутствия утвержденных в установленном порядке санитарных правил, устанавливающих требования к проведению ликвидационных работ с «раскрытием» помещений I и II групп опасности, оказали существенную практическую помощь в работе.

В 2011 г. в связи с завершением демилитаризационных работ второй очереди строительства и «раскрытием» помещений I и II групп опасности корпусов № 350, 352 и галереи № 3 филиала ФГУП «ГосНИИОХТ» «Обособленный завод № 4» (акты рабочих комиссий по принятию решения о «раскрытии» помещений корпуса № 350 и корпуса № 352 филиала ФГУП «ГосНИИОХТ» «Обособленный завод № 4») филиалом ФГУП «ГосНИИОХТ» «Обособленный завод № 4» и Региональным управлением № 29 ФМБА России (с декабря 2013 года -Межрегиональное управление № 29 ФМБА России) был принят ряд решений, касающихся продолжения ликвидации и конверсии БОПХО, в том числе: о завершении мониторинга содержания вещества типа УХ:

• в атмосферном воздухе в контрольных точках на границе санитарно-защитной зоны и на селитебной территории г. Новочебоксарска, в р. Цивиль в контрольной точке 500 м ниже выпуска поверхностных сточных вод ОАО «Химпром» (сброс поверхностных (ливневых) сточных вод филиала ФГУП «ГосНИИОХТ» «Обособленный завод № 4» осуществлялся через выпуск № 1 ОАО «Химпром» в р. Цивиль) с августа 2011 г.;

• в почве на границе санитарно-защитной зоны с октября 2011 г.

Следует отметить, что, по данным учетной документации, имеющимся в Межрегиональном управлении № 29 ФМБА России, с начала осуществления демилитаризацион-ных работ на БОПХО случаев острого отравления химической этиологии среди населения, проживающего в районе размещения БОПХО, не зарегистрировано, экстренные извещения по форме № 58-1/у (учетная документация токсикологического мониторинга) не поступали.

В соответствии с согласованными и утвержденными списками помещений по группам опасности [4; 14] практически все помещения корпусов № 350, 352 переведены в III группу опасности — «чистые», за исключением следующих помещений:

• № 15 (склад бункерного типа № 1), № 75—78 (склад бункерного типа № 2) корпуса № 350 (помещения отнесены к I группе опасности — «грязные»), в которых согласно принятым проектным решениям, утвержденным в установленном порядке, произведено захоронение на постоянной основе без предварительной термической обработки различных видов промышленных отходов из помещений I, II группы опасности корпуса № 350 и помещений II группы опасности корпуса № 352, галереи № 3; помещения складов бункерного типа № 1, 2 корпуса № 350 заполнены, загерметизированы в соответствии с проектными решениями и подлежат приемке в эксплуатацию в установленном порядке;

• № 84, 85 в корпусе № 352 (помещения отнесены ко II группе опасности — условно «грязные»), занимаемые лабораторией СХЛ ПСЛ ФГБУЗ ЦГиЭ № 29 ФМБА России, которые определены (протокол совместного совещания специалистов филиала ФГУП «ГосНИИОХТ» «Обособленный завод № 4» и Регионального управления № 29 ФМБА России (с декабря 2013 г. -Межрегиональное управление № 29 ФМБА России) от 14 июля 2011 г.) местом проведения работ по исследованию проб воздушной среды из складов бункерного типа № 1 и 2 корпуса № 350 и грунтовых вод из наблюдательных скважин (7 ед.) в районе размещения складов бункерного типа № 1 и 2 на содержание вещества типа УХ с использованием ДАМФ в качестве стандартного образца и продукта его деструкции ( диизобутиловый эфир метилфосфоновой кислоты) с ДИБМФ в качестве стандартного образца. Работы в указанных помещениях по исследованию проб осуществляются как филиалом ФГУП «ГосНИИОХТ» «Обособленный завод № 4» при проведении мониторинга в соответствии с проектными решениями,

так и ФГБУЗ ЦГиЭ № 29 ФМБА России при привлечении его Межрегиональным управлением № 29 ФМБА России к участию в проверках в отношении филиала ФГУП «ГосНИИОХТ» «Обособленный завод № 4». Для проведения работ по исследованию проб приняты соответствующие решения по соблюдению требований, установленных СП 2.2.1.2513-09 [14], в том числе по очистке и удалению промышленных выбросов, жидких и твердых отходов.

По состоянию на конец 2013 г. филиалом ФГУП «ГосНИИОХТ» «Обособленный завод № 4» в целях ликвидации БОПХО выполнено 100% работ по демонтажу строительных конструкций от объемов работ, предусмотренных проектными решениями.

После завершения работ, предусмотренных проектом по ликвидации БОПХО, остаются представляющие опасность для человека и окружающей среды следующие объекты:

• склады бункерного типа № 1 и № 2 филиала ФГУП «ГосНИИОХТ» «Обособленный завод № 4» (БОПХО) с размещенными ( захоронение на постоянной основе) в них твердыми отходами I—III класса опасности «грязной» зоны без предварительного термического обезвреживания, которые требуют постоянного контроля за их состоянием;

• отдельные подземные участки коммуникаций специальной и ливневой канализации под демонтированным корпусом № 350;

• бетонные основания полов демонтированных помещений корпуса № 350 и строительные конструкции ниже нулевой отметки;

• грунты под помещениями корпуса № 350, где в прошлом велись работы с веществом типа УХ.

Проектом по ликвидации БОПХО не были предусмотрены работы по проведению рекультивации земельного участка после завершения всех ликвидационных работ.

Филиалом ФГУП «ГосНИИОХТ» «Обособленный завод № 4» в целях ликвидации источников химической опасности и высвобождения загрязненных химическими веще-

ствами территорий для возврата их в хозяйственный оборот запланировано:

• в рамках федеральной целевой программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014-2025 годы» — проведение в период 2014—2019 гг. работ по рекультивации участка земли ( основание корпуса № 350 и территория, прилегающая к его периметру) , являющихся логическим завершением работ, выполняемых в рамках проекта «Ликвидация последствий деятельности бывших объектов по производству химического оружия г. Новочебоксарска, Чувашская Республика, Российская Федерация, в соответствии с Конвенцией»;

• в рамках федеральной целевой программы «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2015—2020 годы)» — проведение в период 2015—2018 гг. работ по созданию производственной базы для переработки, вторичного использования и обезвреживания промышленных отходов на базе филиала ФГУП «ГосНИИОХТ» «Обособленный завод № 4».

В соответствии с установленными требованиями [1—3; 14] задачами по обеспечению здоровья населения и химической безопасности объектов окружающей среды на этапе завершения ликвидации и конверсии БОПХО являются:

1) обеспечение безопасного хранения твердых отходов I—III класса опасности «грязной» зоны без предварительного термического обезвреживания, размещенных ( захоронение на постоянной основе) в складах бункерного типа № 1 и № 2 корпуса № 350 филиала ФГУП «ГосНИИОХТ» «Обособленный завод № 4» (БОПХО), а именно:

• контроль за содержанием вещества типа УХ и продукта его деструкции (диизо-бутиловый эфир метилфосфоновой кислоты) в пробах грунтовых вод из контрольных наблюдательных скважин;

• контроль за содержанием вещества типа УХ в пробах воздушной среды из воздушного пространства складов бункерного типа № 1 и № 2 корпуса № 350;

• обустройство двух наблюдательных скважин (№ 3, 4), место расположения которых в соответствии с проектными решениями находится на территории корпуса № 350, где в 2013 г. завершены работы по демонтажу строительных конструкций (коридор И-К в оси 1-6, помещение 43 в осях В-И/1-36);

2) решение вопроса по реализации термо-обезвреженных промышленных отходов БОПХО, временное хранение (накопление) которых осуществляется на асфальтированных площадках участка хранения у корпусов 4а, 5, 5а-г, 12, 14 филиала ФГУП «ГосНИИОХТ» «Обособленный завод № 4»;

3) проведение рекультивации земельного участка после завершения всех ликвидационных работ на БОПХО филиалом ФГУП «ГосНИИОХТ» «Обособленный завод № 4» (основание корпуса № 350 и территория, прилегающая к его периметру) в период 2014—2019 гг. (разработка исходных данных и рабочего проекта по технической рекультивации, в том числе работы с твердыми промышленными отходами, размещенными в складах бункерного типа № 1 и № 2 корпуса № 350, работы по демонтажу складов бункерного типа № 1 и № 2 корпуса № 350, работы, выполняемые на территории основания демонтированного корпуса и на прилегающей к нему территории);

4) мониторинг объектов окружающей среды при проведении работ по рекультивации участка земли филиала ФГУП «ГосНИИОХТ» «Обособленный завод № 4» (основание корпуса № 350 и территория, прилегающая к его периметру) на содержание загрязняющих веществ в соответствии с проектными решениями.

Заключение

Комплекс мероприятий по защите населения и окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов при выполнении демилитаризационных работ на БОПХО обеспечивал безопасность этих работ как для населения близлежащих населенных пунктов, так и для объектов окружающей среды, что

подтверждается данными учетной документации токсикологического мониторинга ( форма № 58-1/у) и данными мониторинга объектов окружающей среды в районе размещения БОПХО при проведении демилитаризационных работ.

Литература

1. МР 45-12 «Осуществление федерального государственного санитарно - эпидемиологического надзора при выводе из эксплуатации и ликвидации последствий деятельности объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия».

2. МР 46-12 «Организация санитарно-химического контроля за состоянием производственной и окружающей среды при выводе из эксплуатации объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия».

3. МР 058-12 «Организация безопасных условий работ при ликвидации или перепрофилировании опасных химических производств».

4. МУ 1.1.019-00 «Организация и осуществление санитарно-эпидемиологического надзора на объектах по уничтожению фосфорорганических отравляющих веществ».

5. МУ 2.1/2.1.1.24-06 «Установление размеров санитарно-защитной зоны объектов по уничтожению химического оружия».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. № 305 «Об утверждении федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации"».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 510 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. № 305 "Об утверждении Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации"».

8. Детальные планы уничтожения объекта по производству вещества типа УХ

и снаряжению им боеприпасов на ОАО «Химпром», г. Новочебоксарск, Чувашская Республика, Российская Федерация, одобренные исполнительным комитетом ОЗХО на 20 сессии 27-28 июня 2000 года (EC-XX/NAT.4, 4 May 2000).

9. Приказ Минздрава России от 16 октября 2001 г. № 374 «О координации функций подразделений Минздрава России в области уничтожения химического оружия».

10. Приказ Роспотребнадзора от 19 июля 2007 г. № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок».

11. «Примерный порядок взаимодействия Регионального (Межрегионального) управления ФМБА России и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии ФМБА России"», направленный ФМБА России письмом от 23 января 2006 г. № 32-024/29

12. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

13. СП 1.1.2193-07 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Изменения и дополнения № 1 к СП 1.1.1058-01.

14. СП 2.2.1.2513-09 «Гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации и перепрофилированию объектов по уничтожению химического оружия, реконструкции зданий и сооружений и выводу из эксплуатации объектов по хранению химического оружия».

15. Федеральный закон от 5 ноября 1997 г. № 138-ФЗ «О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении».

16. Федеральный закон от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия».

17. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

принимателей при осуществлении госу дарственного контроля ( надзора) и му ниципального контроля».

18. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Контакты:

Куданкина Татьяна Георгиевна,

руководитель Межрегионального управления № 29

ФМБА России.

Тел. раб.: (8352) 73 00 91.

E-mail: [email protected]

19. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юри-

дических лиц и индивидуальных пред-

информация

Эксперты рабочей группы по развитию спортивной медицины Совета при Президенте Российской Федерации обсудили новые технологии в медицинском и медико-биологическом обеспечении российских спортсменов

На базе Государственного научного центра «Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна» ФМБА России прошло заседание Рабочей группы по развитию спортивной медицины Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта.

Ключевой вопрос повестки встречи касался развития новых технологий и научных подходов в медицинском и медико-биологическом обеспечении спорта высших достижений.

Руководитель ФМБА России Владимир Уйба доложил о текущем состоянии медицинской службы, а также о наиболее передовых исследованиях и разработках, которые проводятся научными учреждениями системы ФМБА России для дальнейшего практического применения в медико-биологическом и медицинском обеспечении российских спортсменов.

Секретарь Рабочей группы Юлия Мирошникова сообщила участникам заседания о подходах к развитию медицинского обеспечения спорта высших достижений в ведущих странах.

Заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по обеспечению деятельности Государственного совета Алексей Кулаковский отметил важность тщательного отслеживания передового зарубежного опыта и необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы медицинского и медико-биологического обеспечения спортсменов сборных команд России.

Алексей Кулаковский также подчеркнул, что одна из задач заседания Рабочей группы - проработка предложений к запланированному заседанию Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта.

В мероприятии приняли участие руководитель ФМБА России, руководитель Рабочей группы Владимир Уйба, заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по обеспечению деятельности Государственного совета Российской Федерации Алексей Кулаковский, заместитель министра спорта Российской Федерации Юрий Нагорных, начальник Управления организации спортивной медицины ФМБА России, секретарь Рабочей группы Юлия Мирошникова, директор Департамента организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности Минздрава России Оксана Гусева, руководители ведущих медицинских и научных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.