Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности мореплавания на промысле лосося пелагическими сетями в Беринговом море'

Обеспечение безопасности мореплавания на промысле лосося пелагическими сетями в Беринговом море Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Абдрашитов Андрей Гамирович, Горшков Владимир Гаврилович

Обсуждается вопрос, связанный с обеспечением безопасности мореплавания при лове лосося пелагическими сетями в Беринговом море.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article covers the problem connected with safety of navigation during salmon fishing with pelagic trawls in the Bering Sea.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности мореплавания на промысле лосося пелагическими сетями в Беринговом море»

УДК 63^.2/. 6

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИИ НА ПРОМЫСЛЕ ЛОСОСЯ ПЕЛАГИЧЕСКИМИ СЕТЯМИ В БЕРИНГОВОМ МОРЕ

A.I . АМрашитон, В.Г. Гitуников (Каччат/ТУ)

Обсуждается воП{юс, связанный с обеспечением безопасности vafienxmauua при .чете чіі&лсм пй иь'ичеекиии сетяии в Беринговом море.

This article covers ¡he problem connected with sttfcty of navigation during salmon fishing with pelagic trawls in if ге Hering Sea

Промышленный лов биоресурсов на Камчатке начался в 1927 г. с саздаюм ЛКО « Камчат-рыбпром». ia годы советской власти бы. і и освоены практически все виды промыслов, но основными ЯВЛЯЛИСЬ 10R минтая (зимой) и лосося (летом).

Лов лосося производился морскими ставными неводами и -закидными сетями в реках. Но если в реках сырец вылавливали по потребности, т. с. по мерс переработки, го на морских ставных исподах была вечная проблема нехватка производственных мощностей* вследствие чего невода часто были закрыты из-за переполнения. Качество сырна хотя и ухудшалось, по вполне соответствовало требованиям, предъявляемым к готовой продукции, поскольку в основном выпускалась продукция, как правило, средне- и крспкосоленая и редко, в небольших количествах слабосоленая по спецзаказам.

Дзя выпуска мороженой продукции использовался сырец только лучшего качеств», но при этом вея мороженая продукция из лосося направлялась на промышленную переработку, т с. на выпуск консервов, соленой и копчено-соленой продукции па береговых предприятиях в зимний период времени. Выпушенная продукция из данного сырца соответствовала существовавшим ГОСГ, поэтому без проблем реализовывалась на территории СССР.

Исхоля из этого можно сделать вывод, чю, несмотря на более высокое качество морского лосося, его промыслом в открытом морс не занимались из-за высокой затратности и промысловою риска, ограничиваясь редкими научно-исследовательскими рейсами небольших промысловых сулои промразведки.

Активным промыслом морского лосося дрифтерными сетями занимались промысловые суда стран Юго-Восточной Азии. Естественно, что все пи суда работали, соблюдая Международные правила предупреждення столкновений судов в морс (МГІПСС), но по своим правилам ведения совместного промысла.

С введением исключительной 2011-мильной экономической зоны СССР положение иностранного флота несколько ухудшилось ввиду удаления от традиционных районов промысла, что привело к увеличению промыслового риска и увеличению затрат на промысел (доставка юилива, снабжения, увеличение количества сетей для облова лосося на путях его следования и т. д.).

С развалом СССР, разрешением свободной продажи рыбной продукции за рубеж, введением частной собственносги на промысловый флот обстановка несколько изменилась. ':>го связано с тем, чн> мороженая продукция из лосося, выловленного в реках или прибрежных районах, за рубежом не пользуется спросом или имеет очень низкую цену. По лому некоторые российские предприниматели присту пили к освоению промысла лосося в открытом море. Как правило, это происходит с привлечением иностранного капитала (в виде специализированных промысловых судов) и консультантов или созданием совмест ных предприятий со странами, ранее занимавшимися этим промыслом. И то, и другое позволило вернуть промысел морского лосося в экономическую зону России.

В настоящее время дрифтерные сети запрещены и вместо них используются пелагические сеіи. В действующих Правилах промысла йодных, биорееуреов для российских юридических лиц и граждан в исключительной экономической зоне, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации н Гихом и Северном Ледовитом океанах, утвержденных приказом Минрыбхоза СССР № 458 от 17.11,8і) г. (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Госкомрыболовства России Jf» 467 от 11,12.2002 г.), данный вид промысла не регламентируется., в Правилах совместного плавания и промысла (ІІСПІІ) он также отсутствует.

Несмоіря на их), в 2004 г. в данном районе промысла количество промысловых судов, по разным источникам, доходило до 14-17.

Поэтому для обеспечения безопасности мореплавания, избежания аварийных ситуаций, повреждения или потери орудий лова, которые могут произойти из-за несоблюдения ПСГІГ1, предлагаются Временные правила безопасности плавания и ведения промысла лосося пелагическими сетями в Беринговом морс, которые не отменяют и не заменяют ПСІ1Г1. а являюгея их дополнением для данного района промысла.

Временные правила безопасности плавании и веденим промысла дососи пелагическими сетями в Ьернншном море

/ Нанесение опознавательных знаков на рыболовные суда

1.1. Каждое рыболовное судно должно иметь национальный флаї а хорошем состоянии, который в светлое время суток должен быть поднят и (или) подниматься по просьбе компетентных властей, включая капитанов рыболовных судов.

1.2. Национальная принадлежность рыболовных судов не должна скрываться каким бы то ни было образом.

1.3. Рыболовные суда всех стран должны быть зарегистрированы и иметь опознавательные знаки, для того чтобы обеспечил» их легкое опознавание в море.

1.4. Каждое рыболовное судно должно иметь на борту официальный документ, выданный компетентной организацией его страны, е указанием названия (если гаковос имеется) и описании судна, его национальной принадлежности, регистрационной буквы иди букв и номера, наименования порта приписки, а также названия иди фамилии судовладсльца.

1.5. Стороны официально информируют друг друга о применяемых ими системах нанесения на судах регистрационных букв и номеров, наименования порта приписки. О любых изменениях в зтом вопросе каждая сторона незамедлительно информирует другую

2. Опознавательные знаки на пелагических сетях

2.1. Пелагические сети должны имезъ опознавательные знаки для обозначении их положении и протяженности.

2.2. Концы пелагических сетей должны быть снабжены флажковыми буями иди буями е радарными оіражатедями в дневное время и световыми буями - ночью, достаточными для обозначения их положения и протяженности. Такие огни должны бызъ видимы на расстоянии, по крайней мере, двух миль в условиях хорошей видимости.

2.3. В дневное время буй. расположенный па самом западном конце пелагических сетей (имеется в виду половина компасного круга о і кии через запад до севера), должен быть снабжен флажками. установленными один над другим, или одним флажком и радарным отражателем, а бу и, расположенный на самом восточном конце (имеется в виду половина компасного круга от севера через восток до юга), должен быть снабжен одним флажком или радарным оіражателем. В ночное время буй на самом западном конце должен иметь два белых огня, а буй на самом восточном конце- один белый огонь. В дополнение к пому но одному бую. снабженному флажком или радарным отражателем - в дневное время и одним белым огнем в ночное, может быть установлено на расстоянии 70-НЮ метров от каждого конечного буя для обозначения направления орудия ловя.

2.4.11а пелагических сетях, простирающихся более чем на одну милю, должны ставиться дополниіельньїе буи на расстоянии не более чем I миля с таким расчетом, чтобы никакая часть орудии лови длиной в I милю или более не оставалась без опознавательных знаков. В дневное время каждый буй должен быть снабжен флажком ни и радарным отражателем, а ночью возможно большее количество буев должны иметь белый огонь. Расстояние между двумя отними ни одном порядке ярусных сетей не должно превышать двух МИЛЬ.

2.5. Флагшток каждого буя должен иметь цысоту не менее 2 метров от поверхности буя Размер флажка должен бииь 0,5 х 0,3 м.

2.6. Длина одною порядка должна быть не более 5 6 км.

2.7. Расс тояние между порядками одного судна не должно бьпт. меньше 5-6 км. Запрещается устанавливать порядки в шахматном порядке.

2.8. Расстояние между порядками различных судов должно быть не менее 10 миль.

3. Нтушьные и звуковые сигналы при совместная промысле

3.1. Все суда при совместном промысле обязаны строго соблюдать Ml II ICC, а также нести дополнительные огни и знаки и подавать звуковые сигналы для обозначения состояния орудий лова.

3.2. Дополнительные огни должны выставляться с захода и до восхода СОЛ HUB, а также могуч быть выставлены в светлое время суток в условиях ограниченной видимости и при всех других обстоятельствах, когда это представляется необходимым при ведении промысла группой. В это время никакие другие огни, которые могут быть ошибочно приняты за предписанные огни, или уменьшаю) видимость и отличительный характер таковых, или мешаю) поддерживать должный обзор, не должны выставляться.

3.3. Судно, занятое ловом рыбы пелагическими сетями, должно выставлять огни согласно п. 26а, с (і, ІІ, ш)> d МППСС-72.

3.4. he л и суда, занятые ловом рыбы пелагическими сегями, производят спуск или подъем сеіей, m помимо знаков, предусмотренных МППСС-72, они должны показывать:

1)с момента начала н до момента окончания спуска (постановки) пелагических сетей в светлое время суток флаг / (ZULU) - «И выметываю сети», а в темное время суток два белых огня, расположенных вертикально один над другим.

Моментом начала спуска (постановки) пелагических сетей следует называть тот момент, когда любое орудие лова, часть ею или часть его вооружения вывалены за борт на воду с целью приведения его в рабочее состояние.

Моментом окончания спуска (постановки) орудий лова является тої момент, ког да сели и их вооружение полностью спущены за борт и находятся в рабочем состоянии;

2) с момента начала и до момента окончания подъема (выборки) пелагических сетей в светлое время суток флаг G (GOLF) - «Я выпираю сети», а в темное время сутк белый огонь над красным, расположенные вертикально.

Моментом начала подъема (выборки) пелагических сетей следует назвать тот момент, когда орудия лова, их часть или чааь их вооружения начинают поднимать на борт судна с целью подъема улова.

Моментом окончания подъема (выборки) пелагических сетей следует называть гот момент, когда орудия лова и их вооружение полностью подняты на борт судна;

3) в момент, когда пелагические сети легли на грунт от чрезмерного улова или же вследствие сцепления орудий лова флат Р (PAPA) «Мои сети зацепились т препятствие», а в темное время суток нести два красных о* ня. расположенных вертикально один над другим.

3.5. По время тумана, мглы, снегопада, сильного ливня или в других условиях, таким же образом ограничивающих видимость днем или ночью, суда, занятые ловом рыбы, должны подавать через промежутки не более 1 мин три последовательных сигнала: один продолжительный и вслед за ним - два коротких, В дополнение к указанному сигналу рыболовные суда должны подавать через промежуток времени 4-6 с один из трех сигналов МСС, указывающих на характер действий судна, а именно: два длинных и один короткий звук при выборке сстсй, два длинных и два коротких звука - при постановке сстсй, один короткий, два длинных и один короткий звук

если сети зацепились за препятствие.

Литература

1. 1I равила совместного плавания и промысла судов флага рыбной промышленности СССР / Сост. Е.С. Жмтеибв. Л.: Транспорт, I 973. - 22 с.

2. Международные правила предупреждения столкновений судов в море, 1972. Л.:

ГУНиОМОСССР, 1982. 83 с.

3. Справочник капитана промысловою флота / Под ред Е.Д. Ширяева. - М.: Агронромиз-дат, 1990. - 638 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.