Научная статья на тему 'Эколого-экономическая оценка промысла краба'

Эколого-экономическая оценка промысла краба Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
178
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Бахарев С. А., Красников И. В.

Ежегодно в ограниченных акваториях на пути миграции крабов утрачиваются тысячи крабовых ловушек. В статье анализируются финансовые потери добывающего флота и экологические проблемы, обусловленные этим фактом. Предлагается решение, ведущее к минимизации финансовых потерь и повышающее экологическую безопасность крабового промысла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Thousands of crab traps are disappeared annually in limited water areas on the way of crab migration. The author offers the decision leading to decreasing of financial wastes and raising ecological safety of crab industry.

Текст научной работы на тему «Эколого-экономическая оценка промысла краба»

УДК 639.2:338.4

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОМЫСЛА КРАБА

С.А. Бахарев (ГНЦ ВНИИ геосистем, г. Москва), И.В. Красников (КамчатГТУ)

Ежегодно в ограниченных акваториях на пути миграции крабов утрачиваются тысячи крабовых ловушек. В статье анализируются финансовые потери добывающего флота и экологические проблемы, обусловленные этим фактом. Предлагается решение, ведущее к минимизации финансовых потерь и повышающее экологическую безопасность крабового промысла.

Thousands of crab traps are disappeared annually in limited water areas on the way of crab migration. The author offers the decision leading to decreasing of financial wastes and raising ecological safety of crab industry.

Широкую известность дальневосточные крабы как деликатесный продукт получили в начале ХХ века, когда впервые был налажен выпуск крабовых консервов. В 1928 г. был поднят флаг на первом отечественном краболовном судне (до этого момента более 90 % запасов краба эксплуатировались японскими рыбаками). И только в 1973 г. на промысел краба в водах западной Камчатки вышел плавзавод «Сергей Лазо», оснащенный коническими ловушками. С этого года отечественный краболовный флот стал активно переходить на ловушечный промысел краба. До этого крабов ловили сетями, выставляя их на традиционных путях миграций или в районах нереста. Такие орудия лова экологически очень опасны, т. к. даже несмотря на определенную селективность прилов самок и молоди доходил до 70 % и практически полностью уничтожался. Кроме того, во время выборки сетей через рол крабы травмировались, а при транспортировке сетей на крабоконсервный завод большое количество краба гибло от обезвоживания [8].

В настоящее время при крабовом промысле ловушки выставляются в море прикрепленными на «хребтину», при помощи которой они (с уловом) поднимаются на борт судна. На «хребтине» крепится различное количество ловушек (от 80-100 до 150-200 шт.) в зависимости от их типов. Называется эта серия ловушек крабовым порядком, местоположение которого на поверхности моря обозначается маркерными буями с указанием владельца орудий лова. Традиционный и наиболее распространенный на российских судах тип ловушек представляет собой усеченный конус с верхним «ловчим» отверстием и открывающимся дном (минимальная стоимость -18,5 у.е.). Эффективное использование прямоугольных ловушек (стоимость 1 шт. до 800 у.е.) возможно только на судах, имеющих специальное оснащение и оборудование (мощные гидравлические краны с телескопической стрелой) [8].

Анализ результатов работы добывающих предприятий Дальнего Востока на крабовом промысле за период с 1990 по 2000 гг., проведенный сотрудниками рыбохозяйственного университета г. Владивостока, показал, что судно теряет за год в среднем 20 % своих орудий лова [2], т. е. около 240 ловушек за промысловый сезон. Учитывая количество судов (в среднем 400 единиц), занятых на промысле краба ежегодно, а также 27-летний период использования крабовых ловушек в Дальневосточном регионе [8], можно оценить масштаб потерянных орудий лова: более 3 млн. шт. в одних и тех же районах промысла [2]. Проиллюстрируем это на примерах.

По данным международной организации ФАО, в Российской Федерации в 1998 и 1999 гг. было добыто только камчатского краба 32 557 и 37 072 т соответственно [4] (табл.1).

Таблица 1

Видовой состав уловов краба в Российской Федерации за 1998-1999 гг., т

Вид краба 1998 г. 1999 г.

Камчатский 32 557 37 072

Стригун 20 848 21 234

Синий 4 508 5 455

Колючий 194 256

Равношипый 3 897 2 746

Волосатый 409 440

Всего 62 413 67 203

Из приведенной фондом «Северная Пацифика» динамики ежегодного вылова камчатского краба у западной Камчатки следует, что с 1924 по 1929 гг. прослеживалась тенденция роста вылова с 4,8 до 32,4 млн. шт. в год (вес одного самца доходит до 7,5 кг). Затем лов снизился до уровня 10,3 млн. шт. в год. Однако в 1938 г. зафиксировано резкое увеличение объема вылова - до 32,7 млн. шт. в год. В период с 1941 по 1946 гг. добыча краба резко снизилась, что создало благоприятные условия для его воспроизводства. С 1946 по 1957 гг. вылов краба резко возрос, и благодаря принятым мерам регулирования и охраны запасов в последующем десятилетии его добыча поддерживалась на уровне 23-28 млн. шт. в год. Однако с 1970 г. вновь стала проявляться тенденция устойчивого снижения ежегодного вылова краба [8]. В табл. 2 иллюстрируется динамика промысла камчатского краба в водах западной Камчатки по данным отчета Камчатрыбвода за 1995-1999 гг. [3].

Таблица 2

Динамика промысла краба в водах западной Камчатки

Годы Кол-во добыв. организаций Квота, тыс. т Вылов, тыс. т

1995 30 29.29 29.10

1996 46 31.30 31.01

1997 46 17.96 17.88

1998 68 31.89 31.89

1999 72 33.08 33.08

Как видно из табл. 2, количество организаций, занимающихся добычей краба в водах западной Камчатки, последовательно увеличилось с 30 до 72, хотя квота вылова камчатского краба оставалась относительно стабильной (25-30 тыс.т). Число судов, занятых на его промысле, находилось в пределах 350-500 ед. В частности, по состоянию на 1 января 1999 г. добычу крабов в Дальневосточном бассейне осуществляли 160 предприятий, имеющих свыше 350 единиц флота. При этом в районе промысла одновременно находилось по 40-60 судов, осуществляющих промысел краба 10-15 порядками по 80-150 ловушек в каждом [3].

Эти данные очень важны и потребуются нам при расчетах. В качестве объектов для более детального экономического и экологического анализа выберем камчатский и краб-стригун орШо, исходя из наибольших объемов их вылова (табл. 1).

Как уже отмечалось ранее, на каждые 100 т продукции рыбаками было утрачено в среднем 250 крабовых ловушек (2,5 шт. на 1 т продукции). Для камчатского краба это составило: ~81 392 шт. в 1998 г., ~92 680 шт. в 1999 г., или в среднем ~87 000 шт. в год (~2 350 000 шт. за 27 лет промысла). Для краба-стригуна орШо соответственно: ~52 120 шт. в 1998 г.; ~53 085 шт. в 1999 г., или в среднем ~52 600 шт. в год (~526 000 шт. за последние 10 лет промысла). Итого: за последние 10 лет при промысле камчатского краба и краба-стригуна орШо терялось в среднем не менее 14 0000 ловушек в год. Произведя элементарные арифметические действия, нетрудно оценить масштабы потерь: за последнее десятилетие - более 1,5 млн. шт., за 27 лет промысла - более 4 млн. ловушек.

Произведем оценку экономического ущерба для одного судна в год при потере им 20 % крабовых ловушек. Типовое промысловое судно (например, СТР проекта 503) имеет на борту 10-12 крабовых порядков по 100-120 ловушек в каждом. При подъеме в одной ловушке в среднем находится 5-10 промысловых особей камчатского краба. Примем для расчета вес типового промыслового краба за 2,5 кг (максимально - до 7,5 кг) [7], а их количество в одной ловушке -8 шт., т. е. ~20 кг сырца, или ~10 кг продукции (доля выхода готовой продукции - 52 %). В двух утерянных порядках (20 % орудий лова), состоящих из 100 крабовых ловушек каждый, находится ~2 000 кг продукции на сумму ~24 000 у.е. (цена 1 кг продукции - 12 у.е.). Стоимость одной ловушки - 18,5 у.е. (200 ловушек в двух порядках - 3 700 у.е.), стоимость оснастки для двух порядков - 1 600 у.е.; итого: 29 300 у.е. (3 700 + 1 600 + 24 000) - прямые потери судовладельца. Для поиска (даже безрезультатного) одного утерянного порядка экипаж затрачивает в среднем около двух суток. При содержании судна в районе промысла порядка (5 000 у.е. в сутки) дополнительные прямые потери для судовладельца составляют ~20 000 у.е. за четверо суток безрезультатного поиска крабовых порядков. Таким образом, общие прямые потери по самым скромным подсчетам составляют около 49 300 у.е. за год.

Проанализируем косвенные потери, связанные с исключением из цикла промысла (10

постановок одного крабового порядка в месяц) двух крабовых порядков. Предположим, что два порядка не использовались в течение одного месяца (пока не доставили новые ловушки) за целый год промысла. Другими словами, судовладелец лишился всего 10-ти постановок двух крабовых порядков и недополучил 240 000 у.е. (12 000 у.е. х 20). Стоимость комплекта аппаратуры, например, разработанного с участием автора [6], - один прибор на каждый порядок ловушек -составляет 15 000 у.е. Учитывая рассмотренные выше потери, а также стоимость дополнительного оборудования, годовое преимущество в прибыли для одного судна может составить ~274 000 у.е. (49 300 + 240 000 - 15 000). С другой стороны, затраты судовладельца на приобретение комплекта аппаратуры, обеспечивающего сохранность орудий лова от потерь и браконьерства, со сроком эксплуатации не менее 5 лет [1, 5, 6] (при условии ежегодной замены аккумуляторов) полностью компенсируются даже при простом уменьшении ежегодных потерь ловушек с 20 % до 10 % (сохранение от потерь одного крабового порядка с сырцом).

Произведем аналогичную оценку потерь при промысле краба-стригуна орШо. Примем для расчета, что в одной усредненной ловушке находится 20 особей промыслового краба-стригуна орШо, а вес одной особи равен ~0,6 кг, т. е. ~12 кг сырца, или ~6 кг продукции (доля выхода готовой продукции ~52 %). В двух утерянных порядках, состоящих из 100 крабовых ловушек каждый, находится ~1 200 кг продукции на сумму ~8 400 у.е. (цена 1 кг продукции - 7 у.е.). Стоимость одной ловушки - 18,5 у.е. (200 шт. - 3 700 у.е.), стоимость оснастки для двух порядков

1 600 у.е.; итого: 13 700 у. е. (3 700 + 1 600 + 8 400). При четырехсуточном поиске двух утерянных порядков дополнительные прямые потери для судовладельца составляют 20 000 у. е. Таким образом, прямые потери составляют ~33 700 у. е. в год.

Проанализируем косвенные потери, связанные с исключением из цикла промысла двух крабовых порядков. Предположим, что они не использовались в течение всего одного месяца за целый год промысла. Другими словами, судовладелец лишился десяти постановок двух крабовых порядков и недополучил 84 000 у. е. (4 200 у.е. х 20). Самый грубый анализ показывает, что только за счет прямых потерь ежегодный ущерб для судовладельцев при промысле краба-стригуна орШо составляет около 3 млн. у. е.

Рассмотрим второй, не менее важный экологический аспект проблемы промысла краба. Накопление потерянных орудий лова в районах массового обитания (нереста, зимовки) крабов и на путях их миграции следует рассматривать как реальную угрозу экологическим системам, биологическим ресурсам рыболовства, а следовательно, продовольственной безопасности общества. Дело в том, что оставленные (утерянные или брошенные) ловушки становятся «могильниками» для крабов, т. к. многие беспозвоночные не могут самостоятельно их покинуть [8].

Следует оговориться, что согласно Правилам рыболовства с 1997 г. запрещено использование крабовых ловушек, не оснащенных «окном безопасности» [8] - пластиной сетного полотна в боковой стенке ловушки, прикрепленной нитью из растительного сырья без пропитки веществом, исключающим гниение. Предполагается, что использование таких ловушек позволяет в случае их утери обеспечить выход краба, т. е. сделать их экологически безопасными. Однако на практике «окна безопасности» открываются во время подъема ловушек с крабом на борт судна через 5-6 циклов их постановок, и весь выловленный краб оказывается в воде. Перешивать «окна безопасности» растительной нитью через каждые две недели промысла рыбаки физически не в состоянии (либо просто не хотят терять на это время) и поэтому меняют данную нить на синтетическую. Поэтому совершенно не случайно 28 декабря 2000 г. издан приказ Госкомрыболовства РФ № 344, статья 7.13 которого содержит требование: «... При промысле крабов обеспечить поиск и подъем утерянных порядков, а также отдельных ловушек, с записью о принятых мерах в судовом и промысловом журналах.». Актуальность проблемы возрастает по мере дальнейшего развития прибрежного рыболовства и использования других ставных орудий лова.

Произведем оценку экологического ущерба, наносимого экосистеме утерянными орудиями лова, исходя из личного опыта.

В 1998 г. в районе промысла был поднят на борт судна свой, ранее утерянный (12 месяцев назад) порядок ловушек с камчатским крабом. Для более детального анализа были взяты 3 ловушки (в начале, середине и конце порядка) и типовое (по группам) количество краба в них было усреднено. Из-за ограниченного времени молодь и самки были сведены в одну группу. Оказалось, что в одной такой ловушке находится 58 особей краба, из них 25 шт.(~43 %) -

промысловые особи краба, а остальные 33 шт. (~57 %) - молодь и самки. При этом 11 шт. (~20 %) - погибший краб (исключительно молодь и самки), 18 шт. (~30 %) - поврежденный краб (из них 2 шт. - промысловые особи, а 16 шт. - молодь и самки) и 29 шт. (~50 %) - целые особи краба (из них 23 шт. - промысловые особи, а 6 шт. - молодь и самки). Другими словами, 22 шт. (~38 %) от общей биомассы составляли погибшие и поврежденные самки и молодь краба, вылов которых категорически запрещен Правилами ведения рыболовства. Таким образом, в одном утерянном порядке (~100 ловушек) около 290 шт. крабов (~50 %) являлись некондиционными и составляли текущие экологические потери. Если принять цикл заполнения и гибели молоди крабов и самок в ловушках за три месяца, а объем биомассы (молодь и самки) в одном крабовом порядке ~330 шт., то ежегодные экологические потери, наносимые экосистеме 860-ю утерянными крабовыми порядками, составляют ~1 млн. особей.

По аналогии оценим ущерб, наносимый утерянными орудиями лова популяции краба-стригуна орШо. В 1999 г. в районе промысла были подняты на борт судна свои, ранее утерянные (11 месяцев назад) порядки ловушек с крабом-стригуном. Оказалось, что в одной такой «усредненной» ловушке находится 98 особей краба, из них 44 шт. (~45 %) - промысловые особи, а остальные 54 шт. (~55 %) - молодь и самки. При этом 14 шт. (~14 %) - погибший краб (2 шт. -промысловые особи, 12 шт. - молодь и самки), 28 шт. (~28 %) - поврежденный краб (из них 4 шт. - промысловые особи, а 24 шт. - молодь и самки) и 56 шт. (~57 %) - целые особи краба (из них 38 шт. - промысловые особи, а 18 шт. - молодь и самки). Таким образом, в одном утерянном порядке (~100 ловушек) примерно 420 шт. (~42 %) краба-стригуна орШо являлись некондиционными и составляли текущие экологические потери. Если принять цикл заполнения и гибели молоди крабов и самок в ловушках за три месяца, а объем биомассы (молодь и самки) в одном крабовом порядке ~360 шт., то ежегодные экологические потери, наносимые экосистеме 526-ю утерянными крабовыми порядками, составляют ~750 тыс. особей.

Указанные выше расчетные цифры, конечно же, являются приближенными по той причине, что научно-исследовательские работы в этом направлении не проводятся, а рыбаки статистику по данной проблеме, естественно, не ведут. Однако полученные расчеты в какой-то мере позволяют оценить масштаб экономических и экологических потерь, имеющих место при промысле краба в России.

Следует заметить, что на серьезность данной проблемы давно обратили внимание зарубежные рыбаки при промысле краба в Беринговом море. В частности, в резолюции 1-ой общественной российско-американской конференции указано на «...обязательность мер, направленных на уменьшение отрицательного влияния орудий лова на объекты промысла, в том числе оснащение рыбодобывающих судов аппаратурой по обнаружению и подъему утерянных орудий лова.» [7].

Естественно, что такое положение дел при промысле краба не остается без внимания и государственных органов РФ. Еще в постановлении правительства РФ от 25.05.94 г. № 515 указывается на то, что «. уничтожение крабов, случайная или сознательная их добыча без соответствующего Разрешения на промысел влечет административную, а в особых случаях и уголовную ответственность.». При этом налагается штраф. Согласно данному постановлению, размер взыскания рассчитывается за каждый экземпляр незаконно добытого краба независимо от его размера и массы и умножается на коэффициент кратности (1,2 - для камчатского краба и 0,1 - для краба-стригуна) от минимальной месячной оплаты труда в РФ. Следует заметить, что Законом о континентальном шельфе предусмотрены более жесткие требования к нарушителям Правил рыболовства.

Решение проблемы сохранения популяций крабов, на наш взгляд, может осуществляться по нескольким направлениям: изменение законодательства РФ (предполагающее совершенствование Правил рыболовства и оптимизацию системы контроля); повышение эффективности научных исследований (повышение достоверности в оценке запасов крабов различных видов и т. д.); внедрение на судах ресурсосберегающих технологий (например, для обеспечения сохранности орудий лова от потерь и браконьерства и т. д.) и др.

Одно из технических решений предлагается и авторами данной статьи. Разработанное с их участием устройство выполнено в виде двух функциональных блоков: бортового (расположенного на мостике судна) и автономного (малогабаритный буй). В рабочем состоянии буй, имеющий в снаряженном состоянии положительную плавучесть, с необходимым запасом фала (50-70 м) заглублен на горизонт 30-40 м от поверхности моря. Для поиска и подъема на поверхность моря орудий лова в расчетном месте их постановки (навигационная ошибка не должна превышать 2 000 м) в воду на глубину 10-20 м с борта судна опускается излучатель гидроакустических сигналов, который ненаправленно (в т. ч. в сторону буя) излучает серию кодированных сигналов управления. В случае

совпадения кода сигнала управления с кодом, установленным в буе, срабатывает механический замок прибора, и буй, благодаря своей положительной плавучести и запасу фала, всплывает на поверхность моря, после чего осуществляется его визуальный поиск [1, 5, 6].

В 1994-1996 гг. прошли морские испытания макета изделия ГАРД-1 на специальном гидроакустическом полигоне в Японском море (б. Витязь), где была экспериментально подтверждена правильность выбора технического решения. В 1996 г. на заводе ОАО «Радиоприбор» (г. Владивосток) изготовлена опытная партия (21 шт.) изделий ГАРД-1. На судне компании ОАО «ВБТРФ»

(г. Владивосток) успешно прошли первые промысловые испытания изделий ГАРД-1 в Охотском море, после чего были выработаны рекомендации по их дальнейшему совершенствованию. В 1997 г. была изготовлена опытная партия изделий ГАРД-2, и на двух судах приморской рыболовной компании успешно прошли их промысловые испытания в Охотском море. В 1999-2000 гг. была изготовлена опытная партия изделий ГАРД-3, и на трех судах (двух - приморских и одном - сахалинской рыболовных компаний) успешно прошли их промысловые испытания. В 2001-2002 гг. изделиями ГАРД-3 было оснащено еще три судна рыболовных компаний Камчатки. В настоящее время на заводе ОАО «Радиоприбор» налажено серийное производство изделий ГАРД-3 (до 1 000 шт. в год) и ведутся испытания изделий новых приборов (ГАРД-4 и ГАРД-5).

Литература

1. Бахарев С.А., Карлик Я.С., Красников И.В. Гидроакустические средства, обеспечивающие сохранность орудий лова от потерь и хищения // Труды 6-й международной конференции «Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики». - СПб.: ФГУП ЦНИИ «Морфизприбор», 2002. - С. 321-325. - Прил. к журн. «Гидроакустика».

2. Бахарев С.А., Алифанов Р.Н., Кудакаев В.В. и др. Прогрессивные методы поиска и промысла беспозвоночных: Отчет о НИР «Краб». - Владивосток: Дальрыбвтуз, 2001. - 197 с.

3. Информационный отчет Камчатрыбвода. - Петропавловск-Камчатский, 2000.

4. Информационный отчет ФАО, 2000, Internet.

5. Карлик Я. С., Красников И. В. Новые акустические технологии на службе рыбодобывающего флота // Вестник Камчатского государственного технического университета. -Петропавловск-Камчатский, 2002. - № 1. - С. 90-96.

6. Пат. 218350 РФ. Гидроакустическое устройство для дистанционного отсоединения подводного изделия и контроля его местоположения на поверхности моря / С.А. Бахарев, ЮЛ. Шор. - 1997.

7. Проблемы сохранения биологических ресурсов Берингова моря // Материалы 1-й российско-американской общественной конференции. - Петропавловск-Камчатский, 2001.

8. Слизкин А.Г., Сафронов С.Г. Промысловые крабы прикамчатских вод. - Петропавловск-Камчатский: Северная Пацифика, 2000. - 180 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.