Исмагилов Р. А.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЦ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ВЫЯВЛЕНИЮ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
9.3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЦ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ВЫЯВЛЕНИЮ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Исмагилов Ринат Альбертович, канд. юрид. наук. Должность: старший преподаватель. Подразделение: кафедра уголовного процесса
Место работы: Уфимский юридический институт МВД России
RinatIsmagilov@mail.ru
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы обеспечения безопасности заявителей о коррупции. Автором отмечено отсутствие надлежащих мер государственной защиты, поддержки лицам, способствующим выявлению коррупционных преступлений. Также автором сформирован ряд предложений по совершенствованию института государственной защиты.
Задача - посредством всестороннего изучения проблем обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, внести предложения по совершенствованию мер безопасности, в отношении лиц, способствующих выявлению коррупционных преступлений; Модель - всеобщий метод познания - материалистическая диалектика; общенаучные методы - дедукция и индукция, анализ и синтез, исторический и логический; частнонаучные методы - логико-формальный; Выводы: необходимо дальнейшее совершенствование законодательства в направлении максимального гарантирования защиты заявителей о коррупции, создания надежного механизма обеспечения безопасности указанных лиц. Практическое значение - содержащиеся в ней выводы могут быть полезны подразделениям государственной защиты при осуществлении деятельности, также использованы при законотворческой деятельности по совершенствованию действующих норм в сфере государственной защиты и при разработке локально-нормативных актов; Оригинальность/ценность - в статье представлены новые пути совершенствования мер государственной защиты лиц, способствующих выявлению коррупционных преступлений.
Ключевые слова: государственная защита, коррупция, медицинская деятельность, образование, студенты, государственное управление, местное самоуправление
SECURITY OF PERSONS CONTRIBUTING TO THE DETECTION OF CORRUPTION CRIMES
Ismagilov Rinat A., PhD. Position: Senior Lecturer Department: Department of Criminal Procedure
Work place: Ufa Law Institute of the Russian Interior Ministry
RinatIsmagilov@mail.ru
Annotation: The article deals with the problem of ensuring the safety of the applicants on corruption. The author noted the lack of adequate state protection measures of support to persons contributing to the detection of corruption offenses. The author also formed a number of proposals to improve public protection institution.
Task is through a comprehensive study of the problems of ensuring the safety of participants in criminal proceedings, make proposals for the improvement of safety measures against persons contributing to the detection of corruption crimes; Model - universal method of cognition - materialist dialectics; General scientific methods of deduction and induction, analysis and synthesis, historical and logical; methods - logical-formal;
Conclusions: further improvement of legislation in the direction of maximum guarantee the protection of whistle-blowers, creating a reliable mechanism of ensuring the security of these entities.
Practical implications - the findings can be useful to departments of state protection in the exercise of its activity, also used in legislative activity on improving the existing standards in the field of public protection and in the development of local normative acts;
Originality/value - the article presents new ways to improve measures of state protection of persons contributing to the detection of corruption crimes.
Keywords: state protection, corruption, medical activity, education, students, public administration, local government.
Согласно действующему российскому законодательству, коррупция - это дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения, вопреки законным интересам общества и государства, в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица [4, с. 2].
В России за коррупционные преступления в 2008 году осуждены 9873 чел., в 2009 г. - 9892 чел., в 2010 г. - 10125 чел., в 2011г. - 9119 чел., в 2012 г. - 7087 чел., в 2013 г. - 8234 чел., в 2014 г. - 9475 чел, в 2015 г. - 9672 [3]. Таким образом, с 2008 года наблю-
Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал
3'2016
дается скачкообразная тенденция совершения коррупционных преступлений, свидетельствующая о том, что кардинального улучшения криминальной обстановки в сфере коррупции не происходит.
Государством принимаются активные меры по борьбе с коррупцией, а именно: 25 декабря 2008 г. принят Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; с 2008 года каждые два года разрабатывается новый Национальный план противодействия коррупции. Действующим на данный момент является «Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы», утвержденный Президентом РФ В. В. Путиным от 01 апреля 2016г.; во многих государственных учреждениях установлены «Телефоны доверия» и т.д.
Несмотря на принимаемые меры со стороны государства по предотвращению и профилактике коррупционных преступлений, данные виды преступлений в основном остаются латентными.
Считаем, что эффективность выявления и раскрытия, коррупционных преступлений, во многом является прямым следствием уровня и качества защищенности лиц, способствующих уголовному правосудию, которые могут стать объектом угроз, запугиваний, а также непосредственных волевых противоправных действий со стороны тех, кто крайне заинтересован остаться безнаказанным.
Обязательства по принятию надлежащих мер по эффективному обеспечению защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции, возложены на Российскую Федерацию, как на государство - участника Конвенции ООН против коррупции 2003 г., ратифицированной Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ. Вместе с тем следует признать, что в национальном законодательстве учтены не все принципы Конвенции, и Россией принимаются недостаточные меры для реализации рекомендаций международного сообщества по применению мер безопасности для защиты заявителей о коррупции от неблагоприятных для них последствий.
Отечественное законодательство, в частности Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», предусматривает только обязанность государственных и муниципальных служащих в рамках внутреннего или внешнего информирования сообщать о фактах коррупции, когда его непосредственно склоняют к совершению коррупционных действий (п. 1 ст. 9), и его защиту государством соответственно (п. 4 ст. 9). Однако обязанность сообщать о ставших известными фактах коррупции, совершенной иными лицами, указанный Закон не предусматривает. Вероятно, это объясняется отсутствием достаточных государственных гарантий безопасности заявителей о коррупции.
Наиболее значимым достижением в сфере обеспечения безопасности участников уголовного процесса является разработка и принятие Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», в котором в наибольшей степени учтены основополагающие международные принципы и стандарты в этой области. Данный Закон заложил основы системы государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства; установил принципы осуществления и виды государственной защиты, включающие меры безопасности и социальной поддержки; определил органы, обеспечивающие государственную защиту, и порядок применения мер.
Однако данный Федеральный закон не может в полной мере обеспечить безопасность заявителей о коррупционных преступлениях.
В соответствии со статьей 6 вышеуказанного Федерального закона в отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:
1) личная охрана, охрана жилища и имущества;
2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
4) переселение на другое место жительства;
5) замена документов;
6) изменение внешности;
7) изменение места работы (службы) или учебы;
8) временное помещение в безопасное место;
9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.
Так, например, при обращении студента в правоохранительные органы по поводу преступных действий сотрудника вуза, впоследствии на данного студента могут поступать угрозы, оказаны противоправные действия и иные формы воздействия со стороны однокурсников, либо сотрудников данной образовательной организации. Применение вышеуказанных мер безопасности затрудняется следующим:
- во время учебных занятий или перерыва личная охрана не может постоянно рядом присутствовать с защищаемым лицом;
- использование специальных средств индивидуальной защиты запрещено в образовательных организациях;
- специальные средства связи и оповещения об опасности не помогут, если на студента оказывается словесное давление, иные действия, не подпадающие под правонарушение (преступление);
- на изменение места учебы не каждый родитель согласится, поскольку аналогичный вуз может находиться на
Исмагилов Р. А.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЦ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ВЫЯВЛЕНИЮ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
расстоянии за 1000 км, и обучение в другом городе, регионе повлечет дополнительные финансовые расходы, связанные с проживанием, питанием;
- при помещении в безопасное место студенту каким-то образом необходимо продолжать учебу. Остальные меры безопасности возможно применить лишь при переселении на другое место жительства.
Учитывая все указанные проблемы государственной защиты, многие студенты не решаются предоставлять информацию о сотрудниках вуза, которые осуществляют коррупционные действия.
Полагаем, что для повышения эффективности обеспечения безопасности студентов необходимо предусмотреть в локальных нормативных актах образовательных организаций меры безопасности, применяемые в отношении студентов, способствующих предупреждению и раскрытию коррупционных преступлений, а именно:
- возможность указанных студентов перевести на индивидуальный график обучения;
- прием экзамена у защищаемых лиц осуществлять в присутствии контролера, с фиксацией экзамена на видеокамеру (в качестве контролера может выступать специалист, разбирающийся в дисциплине, с хорошей репутацией, возможно, заведующий кафедрой. Неэффективно в качестве контролера назначать человека, с которым экзаменатор находится в неформальных отношениях);
- в необходимых случаях студента перевести на дистанционную форму обучения.
Также считаем, что руководство образовательных организаций должно обеспечивать по возможности конфиденциальность передаваемой студентами информации и передавать данную информацию, в том числе анонимные письма, в оперативные подразделения.
Коррумпированность в системе образования не только снижает качество самого образования, но и формирует отношение к коррупции как к нормальному явлению, причем не только у взрослых, но и подрастающего поколения. В связи с этим противодействие коррупции в образовательных организациях должно иметь приоритетное значение.
Руководством страны обращается внимание на профилактику коррупции в образовательных организациях. В Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 11.04.2014г. № 226, в пункте «о» ч. 2 указано, что необходимо обеспечить разработку и внедрение в образовательных организациях:
- учебного цикла на тему «Противодействие коррупции» в структуре основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»;
- типовых дополнительных профессиональных программ по вопросам противодействия коррупции.
Кроме сферы образования коррупционные преступления имеют место быть и в сфере медицинской деятельности, государственного управления, местного
самоуправления, военной службы, государственных закупок, в сфере жилищно-коммунального хозяйства и т.д. К сожалению, лица, которые обращаются в правоохранительные органы с заявлением о коррупции, в последующем становятся, можно сказать, «изгоями», которым может быть оказана ненадлежащая медицинская услуга в медицинских учреждениях, ненадлежащие услуги в сфере ЖКХ, ненадлежащие услуги государственных органов и местного самоуправления [1, с. 21]. Также неблагоприятные последствия для заявителя о коррупции происходят на рабочем месте. Они могут проявляться в наложении дисциплинарного взыскания, увольнении, понижении по должности, переводе на другую работу, отказе в продвижении по службе, сокращении заработной платы, бонусов, премий и др. Следовательно, для защиты заявителей о коррупции от негативных последствий в законодательстве необходимо предусмотреть дополнительные меры защиты и поддержки. Поэтому представляется целесообразным для защищаемых лиц по коррупционным делам установить особый порядок предоставления государственных услуг, а в отношении работодателя установить санкции в случае применения негативных мер к сотруднику, сообщившему о факте коррупции. Также в законодательстве должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие возможность для работника рассчитывать на восстановление своего статуса, в том числе восстановление на работе после несправедливого увольнения, выплату причитающихся денежных средств, а также возмещение убытков, выплату денежной компенсации до тех пор, пока работник не найдет себе новое место работы (если восстановление на работе нежелательно).
Следует обратить особое внимание, что в ст. 33 Конвенции ООН против коррупции говорится о защите любых лиц (в государственном и частном секторах), добросовестно и на разумных основаниях сообщающих компетентным органам о любых фактах, связанных с преступлениями, признанными таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, от любого несправедливого обращения. Поэтому полагаем, что среди этих лиц должны быть как государственные и муниципальные служащие, так и отдельные граждане, желающие сообщить о коррупционных правонарушениях, что согласуется с Конвенцией, в частности с п. ст. 13 «Участие общества», в соответствии с которым уважается, поощряется и защищается свобода поиска, получения, опубликования и распространения информации о коррупции [2, с. 5].
Завершая данное исследование, следует отметить, что для государственной защиты лиц, оказывающих содействие выявлению и раскрытию преступлений, законодателем уже сделано немало, однако остается проблема недостаточности мер защиты в отношении заявителей о коррупции, что является одной из при-
Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал
3'2016
чин низкой результативности предупреждения и раскрываемости коррупционных преступлений.
Очевидно, что для решения данной проблемы необходимо дальнейшее совершенствование законодательства в направлении максимального гарантирования защиты заявителей о коррупции, создания надежного механизма обеспечения безопасности указанных лиц, способствующих выявлению и раскрытию коррупционных преступлений.
Список литературы:
1. Исмагилов Р.А. Процессуальные проблемы использования современных технологий при допросе защищаемых лиц на стадии предварительного расследования и судебного рассмотрения уголовных дел: учебное пособие. Уфа, Уфимский ЮИ МВД России, 2015. 42 с.;
2. «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции» (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС Консультант плюс (дата обращения 20.04.2016г.);
3. Сайт Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации // http: www.cdep.ru (дата обращения 20.04.2016г.);
4. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
ОТЗЫВ
на научную статью Р. А. Исмагилова «Обеспечение безопасности лиц, способствующих выявлению коррупционных преступлений» Научная статья Р.А. Исмагилова «Обеспечение безопасности лиц, способствующих выявлению коррупционных преступлений» подготовлена на достаточно актуальную сегодня тему. Государственная защита участников уголовного судопроизводства является одним из важнейших направлений уголовно-процессуальной деятельности, от которой зависит жизнь и здоровье человека, эффективность производства следственных действий и решение задач предварительного расследования. В большинстве случаев основными доказательствами по уголовным делам являются показания потерпевших, свидетелей. Часто приходится сталкиваться с тем, что потерпевшие или свидетели не желают связываться с правоохранительными органами из-за вполне понятных опасений за собственную безопасность и безопасность своих близких. Поэтому особое значение приобретают вопросы обеспечения безопасности лиц, которые могут способствовать разоблачению преступников. Иными словами, эффективность участия лиц, содействующих уголовному судопроизводству, напрямую зависит от обеспечения их личной безопасности.
Автор выделяет дискуссионные вопросы обозначенной темы, выражает собственную позицию и приводит имеющие значение для теории и практики положения и выводы.
В этой связи статья, в определенной мере, восполняет теоретические пробелы и предлагает новые варианты решения практических вопросов по осуществлению государ-
ственной защиты лиц, способствующих выявлению преступлений.
Полагаю, что научная статья имеет практическую значимость, отличается научной новизной. Статья написана в хорошем литературном и научном стиле, отличается доступностью восприятия.
Представляется, что научная статья Р. А. Исмагилова «Обеспечение безопасности лиц, способствующих выявлению коррупционных преступлений» ранее не публиковалась и рекомендуется для публикации в открытой печати, в том числе, в журнале, рекомендованном ВАК Министерства образования и науки РФ.
Доцент кафедры уголовного процесса Уфимского юридического института МВД России кандидат юридических наук, доцент
З. З. Талынева