Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности и защита прав потребителей в сфере оборота детских игрушек'

Обеспечение безопасности и защита прав потребителей в сфере оборота детских игрушек Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
386
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРУШКА / TOY / АНАЛИЗ РЫНКА ИГРУШЕК / TOY MARKET ANALYSIS / ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ / CONFORMITY ASSESSMENT / БЕЗОПАСНОСТЬ ИГРУШЕК / TOY SAFETY / ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ / REQUIREMENTS TO INFORMATION / ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / PROTECTION OF CONSUMERS' RIGHTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пяткова Татьяна Владимировна

В статье рассмотрены основные направления обеспечения безопасности детских игрушек и вопросы защиты прав потребителей в сфере обращения детских игрушек

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пяткова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECURITY AND PROTECTION OF CONSUMERS RIGHTS IN THE SPHERE OF CHILDRENS TOYS TURNOVER

The article considers the main directions of safety of children’s toys and questions of protection of the rights of consumers in sphere of children’s toys turnover

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности и защита прав потребителей в сфере оборота детских игрушек»

W С

й л

S

О X X

w

S

w

Рн

со

0

и <

1 t* S

я

X

w

£ Рн

С

и S

Рн

Si

УДК 338.36

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ОБОРОТА ДЕТСКИХ ИГРУШЕК

Пяткова Татьяна Владимировна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, заведующий кафедрой товароведения и таможенной экспертизы, доцент, к.э.н., доцент, e-mail: kaf-tovarovedenia@rambler.ru

В статье рассмотрены основные направления обеспечения безопасности детских игрушек и вопросы защиты прав потребителей в сфере обращения детских игрушек

Ключевые слова: игрушка; анализ рынка игрушек; подтверждение соответствия; безопасность игрушек; требования к информации; защита прав потребителей

SECURITY AND PROTECTION

OF CONSUMERS RIGHTS IN THE SPHERE OF CHILDRENS TOYS TURNOVER

Pyatkova Tatiana V.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of Department of Commodity Science and Customs Examination, associate Professor, PhD, associate Professor, e-mail: kaf-tovarovedenia@rambler.ru

The article considers the main directions of safety of children 's toys and questions of protection of the rights of consumers in sphere of children's toys turnover

Keywords: toy; toy market analysis; conformity assessment; toy safety; requirements to information; protection of consumers' rights

Для цитирования: Пяткова Т.В. Обеспечение безопасности и защита прав потребителей в сфере оборота детских игрушек // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 3 (63). С. 92-99.

По данным аналитических исследований покупки игрушек (развлекательного или развивающего характера) находятся на втором месте, уступая только одежде. При этом российский рынок далек от насыщения этим товаром. Отдельные эксперты заявляют, что к 2020 году российский рынок игрушек увеличится в десять раз [1].

В отличие от других сегментов, рынок игрушек растет. Рост остается стабильным и последовательным. Причина роста - улучшение демографической ситуации. Ожидаемое увеличение спроса к концу декабря 2017года предполагается на 20-25 %.

Сейчас в России действует более 1300 крупных предприятий, специализирующихся

на изготовлении игрушек. Интенсивно развиваются направления, связанные с изготовлением творческих наборов и изображений сказочных персонажей. Идеи разработчики черпают из зарубежных видеоигр и популярных мультфильмов. Анализ производства по видам игрушек [1] представлен на рис. 1.

В борьбе с компьютерной зависимостью родители используют настольные занятия. Интерес к конструкторам и развивающим моделям не снижается на протяжении нескольких лет. Популярность же мягких игрушек обусловлена сувенирной ценностью, так как поклонниками таких игрушек являются не только малыши, но и взрослые. Впрочем, четких возрастных границ у данного

Прочие ■ 2%

Рис. 1. Производство игрушек в России

Рис. 2. Численность несовершеннолетних граждане РФ, млн чел.

сегмента рынка нет, поскольку в каждой категории товаров внушительную долю составляют коллекционные изделия.

Доля отечественного выпуска несоизмерима с импортом. По официальным данным, в стране изготавливают не более 10 % всех продаваемых игрушек. Основными поставщиками остаются иностранные компании, в частности, предприятия КНР (70 %) и Европы (20 %).

В 2016 году эксперты отметили небольшое увеличение продаж на 1,5 % по сравнению с 2015 годом. Из-за подорожания импортных игрушек спрос на отечественные вырос на 20 %. Но росту российского производства детских игрушек падение доходов населения.

Девальвация рубля и вызванное этим подорожание импортных детских игр и игрушек резко повысили интерес покупателей к менее дорогостоящей отечественной продукции. Однако, из-за падения реальных доходов населения (в 2015 году на 3,2 %, в 2016 - на 5,8) в целом, спрос на игрушки в прошлом году упал на 0,2 %, а в текущем, по самым

оптимистичным прогнозам, вырастет не более чем на 1,5 %. Кроме того, развитию отечественной промышленности по изготовлению игрушек мешает рост китайского контрафакта.

На текущий момент численность несовершеннолетних граждан составляет 15 % от общего населения страны (рис. 2). При этом наибольшая доля приходится именно на малышей в возрасте до 4 лет.

Потенциальными покупателями магазинов игрушек являются родители малышей от 0 до 10 лет. Это трудоспособное население со средним уровнем дохода, преимущественно женщины. Частыми посетителями торговых точек являются также пенсионеры. Наплыв клиентов преклонного возраста предприниматели отмечают в канун праздников. Самую немногочисленную группу составляют подростки. Согласно данным статистики карманные деньги подростки предпочитает тратить на стильные аксессуары, сладости и развлечения (рис. 3).

Частота посещения магазина игрушек среднестатистической семьей составляет примерно один раз в три месяца. В 2016 году в Уфе был проведен опрос

Рис. 3. Доля покупателей игрушек от общего числа покупателей

в пяти детских дошкольных учреждениях. В опросе приняли участие 200 человек, из них 40 % опрошенных приобретают игрушки 1-2 раза в месяц, около 34 % делают это 2-3 раза в полгода, один раз в неделю покупают игрушки 6,7 % и не чаще одного раза в год -16,6 % респондентов. Эти результаты свидетельствуют о том, что данная категория товаров приобретается достаточно часто [2].

Наиболее популярное место приобретения игрушек - специализированные детские магазины (63,3 %), поскольку там, по мнению респондентов, представлен более широкий ассортимент, можно получить исчерпывающую консультацию продавца, обеспечивается гарантия качества игрушек. Покупают игрушки на рынке примерно 33,3 % опрошенных и только 3,4 % респондентов указали на интернет-магазин. При этом самостоятельно выбирают подарок около 40 % малышей. Не считаются с мнением ребенка 20 % взрослых. Пожелания родителей разделились. Матери приобретают преимущественно развивающие изделия, а отцов интересует дизайн подарка. Бабушки и дедушки руководствуются в выборе личностными предпочтениями, охотно участвуя в разных акциях. Для данной категории покупателей решающее значение имеет цена. Посетители до 30 лет прислушиваются к советам продавца, стараясь следовать тенденциям моды.

По данным исследований, дети чаще выбирают персонажей мультипликационных фильмов. Для девочек решающее значение имеют доброта, веселый нрав и внешний вид героя. Мальчиков интересует сила, способности и возможности. Настоящими лидерами продаж стали куклы и фигурки [1].

Государство призывает использовать сложившуюся в настоящее время политическую ситуацию для развития отечественных производителей и обещает им поддержку и помощь. Импортозамещением в производстве игрушек правительственные учреждения занялись еще до кризиса: принятая в 2013 году «Стратегия развития индустрии детских товаров до 2020 года» предусматривает сокращение доли импортных товаров и наращивание доли российской продукции на внутреннем рынке с 20 % (уровень 2013 года) до 42 %. Стратегия предполагает обновлять за счет государственных программ технологическую базу предприятий, производящих детские товары, предлагается создать инновационно-промышленный кластер, ряд технопарков, центры промышленного дизайна. Меры господдержки - традиционные: субсидирование ставок по кредитам, полученным предприятиями на расширение и модернизацию действующего производства или открытие нового, компенсация части затрат на выставочную деятельность, ограничение закупок импортных товаров для государственных нужд.

Вследствие предпринятых мер производство игрушек стало развиваться. Один из крупнейших производителей пластиковых игрушек - Санкт-Петербургская торгово-промышленная компания «Нордпласт» (входит в топ-10

в России) за последние три года внедрила следующие новые технологии: термопечать, двухкомпонентное литье и тампопечать. В итоге к концу 2016 года доля отечественных игр и игрушек выросла до 27 %. По данным комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга, в январе-ноябре индекс промышленного производства в этом сегменте в городе вырос на 17,7 %.

Рост производства мог бы быть более впечатляющим, если бы государство, вместо дополнительных мер по регулированию отечественного производства, плотнее занялось борьбой с контра-фактом, - говорят производители игрушек. «Отечественные производители часто не выдерживают конкуренции с дешевым китайским импортом», -поясняет владелец фирмы по производству деревянных игрушек Woodencorp Kids Владислав По-клонцев. Предприятия, производящие игрушки, обязаны получать сертификаты на продукцию, подтверждающие ее безопасность для детей. Китайские игрушки изготовлены из более дешевых и токсичных материалов. По данным Ассоциации индустрии детских товаров, с 2012 года доля контрафактной продукции на российском рынке игрушек выросла с 30 до 43 %. Львиная доля ее поступает из КНР. По оценке Минпромторга, у 50 % китайских игрушек поддельные сертификаты.

Согласно действующему законодательству Евразийского экономического союза детские игрушки должны соответствовать требованиям, обеспечивающим безопасность жизни и здоровья человека, охрану окружающей среды, то есть требованиям, установленным Техническим регламентом «О безопасности игрушек» (далее - ТР ТС 008/2911) [3].

Игрушки могут обращаться на территории Евразийского экономического союза только в том случае, если при их использовании по назначению они не угрожают жизни и здоровью человека и окружающей среде, сохраняют нравственно-эмоциональное благополучие ребенка, не вводят в заблуждение потребителей относительно назначения игрушки, имеют маркировку, знак соответствия и сертификат соответствия.

Действующий Технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек», утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 года № 798 устанавливает единые обязательные для применения и исполнения требования к игрушкам, обеспечивает свободное перемещение игрушек, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Евразийского экономического союза.

Контроль в области безопасности детских игрушек в части проверки соответствия игрушек требованиям технического регламента возложен на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [4, 5, 6].

Анализ показал, что ежегодно имеют место факты повсеместной реализации небезопасных для жизни и здоровья игрушек, не обеспечивается

Таблица

Требования гигиенической безопасности игрушек

№ п/п Требования гигиенической безопасности Регламентируемый показатель

1. Органолептические показатели запах

вкус

2. Физические факторы уровень звука

уровень напряженности электростатического поля

уровень напряженности электромагнитного поля радиочастотного диапазона

уровень напряженности электрического поля

уровень интенсивности интегрального потока инфракрасного излучения

уровень локальной вибрации

удельная эффективная активность естественных радионуклидов

3. Санитарно-химические показатели миграция в модельные среды вредных химических веществ, перечень которых определяется в зависимости от химического состава материала

нормы выделения вредных химических веществ из игрушек

4. Токсиколого-гигиенические показатели раздражающее действие на слизистые

индекс токсичности

5. Микробиологические показатели

надлежащий контроль за безопасностью и качеством реализуемых на рынках детских игрушек, отсутствует должное взаимодействие между уполномоченными органами.

За период с 01.01.2016 по 30.06.2017 (за полтора года) сотрудники Роспотребнадзора изъяли свыше тысячи наименований опасной продукции, произведенной в Китае. Большая часть выявленных нарушений приходится на товары, предназначенные для детей. Данная продукция не соответствовала требованиям технических регламентов. Наибольшее число нарушений (52 %), приходится на игрушки [7].

Требования гигиенической безопасности (таблица) регламентированы Приложением 2 ТР ТС 008/2011 [3].

Несмотря на четкую регламентацию гигиенических требований ТР ТС 008/2011 имеются факты реализации детских игрушек, содержащих высокотоксичные вещества.

Концентрация вредных веществ зачастую превышает допустимые нормы в детских игрушках, большинство из которых предназначены для детей младшего возраста (до трех лет).

Вместе с тем, наличие в игрушках таких вредных веществ, как формальдегид, фенол, ртуть, свинец и других может привести к серьезным хроническим заболеваниям.

К примеру, формальдегид вызывает сильную токсическую реакцию: рвоту, кашель, спазмы бронхов, может привести к лейкозу. Формальдегид официально является канцерогеном, то есть веществом, вызывающим рак.

Международным агентством по исследованию рака (Франция) официально доказана связь формальдегида с повышенным риском развития раковых опухолей носоглотки. Он негативно воздействует на генетический материал, репродуктивные органы.

Во время исследований контролирующими органами Роспотребнадзора было установлено,

что в составе материала, из которого изготовлены игрушки, нередко превышено содержание фенола [7, 8]. Превышение предельно допустимой концентрации данного органического соединения может нанести серьезный вред здоровью человека: фенол разрушает иммунную и нервную системы ребенка, вызывает аллергические реакции, оказывает раздражающее действие на слизистую оболочку носоглотки, рта, верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта, оказывает вредное воздействие на наследственность. При наличии бронхиальной астмы фенол может привести к летальному исходу, ртуть может стать причиной отставания ребенка в развитии.

Проведенным мониторингом (авторское исследование) установлено, что информацией о фактах отравлений или заболеваний непосредственно от использования детских игрушек уполномоченные органы не располагают, в средствах массовой информации об этом также не сообщалось. На сегодня каких-либо официальных исследований о влиянии «опасных игрушек» в детском возрасте на растущий организм не имеется.

В соответствии со статьей 7 ТР ТС 008/2011 игрушки, соответствующие требованиям безопасности и прошедшие подтверждение соответствия, должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке (рис. 4).

тш

Рис. 4. Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов ЕАЭС

Единый знак обращения продукции наносится непосредственно на игрушку и (или) на ее упаковку (индивидуальную, групповую, транспортную),

и (или) на этикетку, медальон, ярлык (в том числе вшивной ярлык), листки-вкладыши, а также обязательно указывается в прилагаемых к игрушке эксплуатационных документах.

Для игрушек, состоящих из нескольких частей, единый знак обращения продукции на рынке ЕАЭС наносится на те части, которые могут размещаться на рынке отдельно.

Игрушки, не маркированные единым знаком обращения на рынке государств - членов ЕАЭС, не допускаются к выпуску в обращение на рынке (ст. 3 ТР ТС 008/2911).

На игрушки, не предназначенные для детей в возрасте до трех лет, должно быть нанесено графическое обозначение с предупреждающим указанием возрастной группы (рис. 5).

Рис. 5. Графическое обозначение игрушек, не предназначенных для детей до 3 лет

Несмотря на обязательные требования к маркировке, имеет место реализация детских игрушек без соответствующей маркировки.

Кроме того, на игрушках часто отсутствуют маркировки с указанием возраста детей, для которых они предназначены. Также встречаются случаи, когда производитель по каким-либо причинам не указывает на упаковке дату изготовления [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К примеру, только по Актюбинской области из исследованных 83 проб детских игрушек в 20152016 годах, выявлено несоответствие по маркировке Выявлено нарушения по 33 пробам (не указаны наименование и местонахождение изготовителя, дата изготовления, наименование игрушки, страны, где изготовлена игрушка, отсутствовали единый знак обращения на рынке, срок годности, состав, возрастная категория для которой предназначена игрушка, а также маркировка на государственном языке).

При проведении опроса в г. Уфе [2] был задан вопрос о факторах, имеющих наибольшую значимость при покупке игрушек (рис. 6).

Результаты опроса показали, что на информацию, расположенную на упаковке игрушек, всегда обращают внимание только 40 % опрошенных, более половины респондентов (53,3 %) только иногда смотрят эту информацию, вообще не интересуются ей 6,6 %. При этом чем старше человек, тем внимательнее он подходит к покупке игрушек: всегда читают информацию на упаковке игрушек 80 % респондентов в возрастной группе 40-49 лет, 37,5 % в возрасте 30-39 лет и 26,6 % в возрасте 20-29 лет.

Чаще всего респонденты обращают внимание на материал изготовления (60 %), наименование и местонахождение изготовителя, импортера (50 %), пиктограмму, обозначающую возраст ребенка (50 %), а также дату изготовления и срок годности (33,3 %). На соответствие требованиям технического регламента «О безопасности игрушек» и знак ЕАС, который означает Евразийское соответствие, смотрят 16,6 %.[2].

В соответствии с требованиями ТР ТС 008/2011, ФЗ № 184 «О техническом регулировании» [10] безопасность игрушек подтверждается сертификатами соответствия. Согласно ТР ТС 008/2011 перед

I т

Внешний вид игрушки Информация о 60% материале

изготовления 53,3%

Рис. 6. Факторы, имеющие наибольшую значимость при покупке игрушек

выпуском в обращение на рынок игрушки должны пройти подтверждение соответствия требованиям безопасности технического регламента. При таможенном декларировании игрушек федеральными таможенными органами проверяется наличие сертификата соответствия, подтверждающего безопасность игрушек, и на постоянной основе проводится контроль данного вида продукции.

Повсеместно имеются факты реализации детских игрушек без сертификатов соответствия.

Между тем, в результате проведения проверок органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека выявлен ряд нарушений, имеется в виду - реализация игрушек без сертификатов соответствия (в основном производства Китая). В 2016 году по Ленинградской области была приостановлена деятельность 14 магазинов. Между тем, уполномоченный орган по области отмечает, что документы, подтверждающие безопасность детских игрушек, отсутствовали также и у оптовых поставщиков товаров, у которых эти игрушки и закупались.

Таким образом, установление наличия сертификатов соответствия на игрушки должно проводиться, в первую очередь, в отношении оптовых поставщиков товаров.

В соответствии с требованиями действующего законодательства таможенный контроль за ввозом детских игрушек на территорию страны относится к компетенции Федеральной таможенной службы.

Так, «Перечнем продукции (изделий), в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждения) соответствия требованиям ТР ТС «О безопасности игрушек», утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 31.01.2013 № 11, установлены требования по предоставлению сертификата соответствия на детские игрушки при подаче таможенной декларации.

Однако импортерами данные требования зачастую не исполняются. Так, согласно статье 200 Таможенного кодекса ТС товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых имеются ограничения по пользованию и распоряжению, связанные с непредставлением документов (лицензии, сертификаты, разрешения), считаются условно выпущенными товарами.

Условно выпущенные товары, в соответствии со ст. 200 Таможенного кодекса ТС [11], запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме. При этом, условно выпущенные товары находятся под таможенным контролем.

В то же время в законодательстве отсутствуют сроки предоставления документов после условного

выпуска товара. В результате этого предприниматели зачастую реализуют условно выпущенный товар до предоставления в таможенные органы сертификатов соответствия.

С учетом сложившейся ситуации полагаем целесообразным рекомендовать на уровне Евразийской экономической комиссии, защиты прав потребителей и технического регулирования рассмотреть данный вопрос о принятии решения о запрете допуска детских игрушек к условному выпуску на территорию ЕАЭС без предоставления необходимых сертификатов соответствия.

Наряду с этим анализ показал, что имеют место факты приобретения и использования детских игрушек сомнительного качества без каких-либо сертификатов качества учреждениями дошкольного образования.

В этой связи, считаем необходимым законодательно закрепить установление требований об обязательном проведении экспертизы детских игрушек, закупаемых для дошкольных учреждений.

Указанные изменения позволили бы осуществить эффективный и своевременный контроль за деятельностью субъектов в реализации безопасных детских игрушек.

По мнению автора статьи на рынке Евразийского экономического союза реализуются игрушки зарубежных производителей, которые не способствуют нормальному психологическому развитию ребенка.

Например, результаты психолого-педагогической экспертизы некоторых игрушек, проведенной управлением образования Акмолинской области (Казахстан), показали, что отдельные игрушки плохо влияют на психику ребенка, вызывая страх, тревогу, агрессию. К примеру, по результатам психолого-педагогической экспертизы, восемь образцов детских игрушек, (куклы типа «Monster-High», чьи создатели вдохновились фильмами ужасов и классическими историями о чудовищах) негативно влияют на психику детей, провоцируют на проигрывание сюжетов, связанных с насилием, пропагандируют загробную жизнь.

Вместе с тем эксклюзивный дистрибьютор компании, которая производит кукол Барби и MonsterHigh, приводит свои доводы по кукле-монстру. Согласно этим доводам «...кукла несет мощный позитивный и оптимистичный посыл; вся идея этого бренда - помочь ребенку воспринимать себя таким, какой он есть, преодолевать комплексы, связанные с внешностью, преодолевать возрастные страхи. Каждый персонаж куклы Monster-High имеет какой-то определенный изъян, который не делает его изгоем в обществе, а делает его уникальным, воспитывает толерантность к людям с физическими недостатками» [9].

Глава одной из российских компаний по производству детских игрушек также считает, что нельзя быть категоричным по отношению к игрушкам, а необходимо понять, почему эти игрушки появились. Возможно, игрушки решают

какую-то психологическую проблему ребенка. К примеру, есть полные, некрасивые дети, которые, возможно, выбирая такую игрушку, как куклы Monster-High, решают, что можно быть красивым в любом виде. [9].

Вместе с тем, проведение психолого-педагогической экспертизы, а также требования к психолого-педагогической безопасности игрушек действующим законодательством не предусмотрены. Если в законодательных органах одобрят обсуждаемую инициативу по введению обязательной психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, все они должны будут получать соответствующие сертификаты. Это может увеличить себестоимость изготовления игрушек на 20 %, а время их производства -на 30 %.

Между тем, законодательное закрепление нормы о наличии заключения экспертизы позволило бы обеспечить правовое регулирование рынка детских товаров, требования к их безопасности, ограничение ввоза детских товаров, оказывающих негативное влияние на психическое здоровье и развитие детей.

Зачастую, купив игрушку, покупатель понимает, что она ребенку не нужна (изделие не нравится ребенку или у него уже есть такая игрушка). Поэтому приходится задумываться о возврате вещи. Не все магазины готовы принять покупку обратно или произвести обмен одной игрушки на другую. Таким образом, у покупателя возникает множество вопросов - возможно ли вернуть продукт назад, как оспорить действия продавца, который не желает ни менять товар, ни возвращать покупателю деньги и как правильно, с юридической точки зрения, осуществить возврат товара, какие документы для этого требуются? Особенно данная проблема волнует потребителя в случае, когда речь идет о дорогостоящей игрушке, например, радиоуправляемой машинке, самолете или вертолете, или кукле вместе с домиком. Сегодня такие игрушки может позволить себе далеко не каждый в связи с их высокой ценой.

Согласно закону «О защите прав потребителей» [12] потребитель обладает следующими правами:

- не понравившуюся вещь надлежащего качества покупатель имеет право вернуть в магазин в первые четырнадцать дней (отсчет начинается со следующего дня после совершения покупки), если она не подошла ему по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации;

- покупатель имеет законное право вернуть или обменять купленную вещь, если у неё оказались бракованные элементы, то есть вещь оказалась ненадлежащего качества;

- покупатель может вернуть или обменять игрушку, если на данный товар есть срок гарантии;

- покупатель имеет право написать претензию или подать письменную жалобу на продавца, который отказывается выполнять один из трех вышеперечисленных пунктов, защищающих его права.

- В случае, если игрушка оказалась бракованной, покупатель вправе:

- просить заменить одно изделие на другое, отвечающие показателям качества;

- требовать возврата части денежной суммы, которая соответствует степени повреждений игрушки;

- просить удалить все недостатки и дефекты товара;

- требовать оплаты ремонтных услуг или замены поломанной детали на новую;

- написать заявление об отказе от товара, вернув изделие обратно, и просить вернуть полную стоимость товара.

Подлежат возврату и игрушки, которые соответствуют стандартам качества. Однако для осуществления подобной процедуры необходимо выполнить следующие условия:

- со дня покупки должно пройти не более двух недель;

- покупателю необходимо предъявить фискальный чек, подтверждающий покупку. По Закону «О защите прав потребителей» [12] продавец не имеет права отказать в возврате товара покупателю, который не предоставляет товарный чек. Аналогом чеку может быть любой другой документ, подтверждающий факт покупки или же показания человека, который может выступить свидетелем совершенного приобретения;

- игрушка должна быть возвращена в магазин в том же виде, в каком она была приобретена: в той же упаковке, с теми же этикетками, ярлыками и так далее.

Существует список детских изделий, которые не подлежат обмену и возврату. Законодательно выделены всего две позиции: мягкие и надувные резиновые детские игрушки надлежащего качества. Даже если эти изделия в полном порядке, но не пришлись по вкусу малышу, вернуть продукт в магазин невозможно. Однако если в игрушке обнаружены дефекты, неисправности, покупатель имеет право предъявить претензии и требовать возвращения полной суммы денег.

Если у купленной игрушки, которая не входит ни в одну из описанных выше категорий, обнаружился брак, то в магазине можно потребовать:

- произвести замену купленного детского товара на аналог надлежащего качества;

- потребовать снизить стоимость купленной игрушки, учитывая обнаруженный дефект.

Таким образом, можно добиться хотя бы частичного возврата стоимости бракованного товара, что особенно важно, если была приобретена дорогая игрушка.

В идеале, если покупатель хочет обменять или возвратить игрушку в магазин, то желательно это сделать у того же продавца, который изначально продал товар. Продавец должен попросить покупателя заполнить соответствующее заявление, в котором будет прописана причина возврата

игрушки надлежащего или ненадлежащего качества. Заявление может быть составлено по образцу, предоставленному персоналом магазина или же в произвольной форме. Как правило, в заявлении следует указать паспортные данные. После этого покупателю (в зависимости от причины возврата) будет возвращена сумма покупки или предоставлен качественный аналог, а возвращенный товар, в данном случае игрушка, будет отправлен на экспертизу. Если возврату или обмену подлежит игрушка надлежащего качества, то магазин сразу же должен вернуть покупателю деньги либо обменять на аналогичный по стоимости товар, который устроит покупателя. Если возврату или обмену подлежит бракованная игрушка, то деньги вернут обратно только после проведения экспертизы.

Если товар был приобретен по безналичному расчету, то вернуть денежную сумму при возврате игрушки можно только на банковскую карту.

Если продавец отказывается производить возврат можно:

- обратиться в службу по защите прав потребителей;

- провести экспертизу самостоятельно, а после снова обратиться в магазин;

- подать исковое заявление в суд.

Библиографический список:

1. Краткий обзор рынка игрушек 2015-2016гг. URL: http://vbiznese.org/biznes-idei/otkryvaem-magazin-igrushek-kratkaya-instruktsiya-2016.html (дата обращения: 25.07.2017).

2. Закирова З.Р., Гильмутдинова Р.А., Дубинина Э.В. «Пути обеспечения безопасности игрушек для детей» // Торговля, предпринимательство и право. 2016. № 4. С. 36-39.

3. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек». URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/deptexreg/tr/ Documents/TR%20TS%20Toys.pdf (дата обращения: 25.07.2017).

4. Пяткова Т.В. В чем различие понятий «государственный контроль» и «государственный надзор // Контроль качества продукции. 2008. № 1. С. 14-15.

5. Пяткова Т.В. Организационно-методические основы государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью продукции: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2002.

6. Пяткова Т.В. Организационные основы государственного контроля и надзора // Контроль качества продукции. 2008. № 1. С. 9-12.

7. Роспотребнадзор рассказал о некачественных игрушках, произведенных в КНР // Стандарты и качество. URL: http://ria-stk.ru/news/detail. php?ID=119161&sphrase_id=1792728 (дата обращения: 25.07.2017).

8. Контрафакт из Китая мешает адекватному росту российского производства детских игрушек // Стандарты и качество. URL: http://www.ria-stk.ru/news/detail. php?ID=107229&sphrase_id=1792716 (дата обращения: 25.07.2017).

9. Запретят ли импортировать в Казахстан игрушки-монстры? URL: http://www.newsfactory. kz/2016/08/19/zapretyat-li-importirovat-v-kazahstan-igrushki-monstry.html (дата обращения: 25.07.2017).

10. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_40241 (дата обращения: 25.07.2017).

11. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94890/ (дата обращения: 25.07.2017).

12. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1(ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения: 25.07.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.