Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности дорожного движения как публичное условие гражданско-правовых договоров на оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом'

Обеспечение безопасности дорожного движения как публичное условие гражданско-правовых договоров на оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
автомобильный транспорт / безопасность дорожного движения / гражданско-правовой договор / качество / надлежащее исполнение обязательств / неустойка / перевозка пассажиров / перевозка грузов / road transport / road safety / civil contract / quality / proper performance of obligations / penalty / passenger transportation / cargo transportation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирилл Сергеевич Баканов, Максим Михайлович Исаев

Рассматривается обеспечение безопасности дорожного движения как условие надлежащего исполнения договорных обязательств по перевозкам пассажиров и грузов автомобильным транспортом. Проводится анализ и обобщение положений гражданского законодательства, законодательства о контрактной системе, о защите прав потребителей, а также профильных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность на автомобильном транспорте. По результатам исследования предлагаются меры по совершенствованию законодательства и правоприменительной деятельности в рассматриваемой области, которые способствуют повышению безопасности дорожного движения коммерческих перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кирилл Сергеевич Баканов, Максим Михайлович Исаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring road safety as a public condition of civil law contracts for the provision of passengers and cargo transportation services by motor vehicles

Road safety is considered as a condition for the proper fulfillment of contractual obligations for the transportation of passengers and goods by road. The analysis and generalization of the provisions of civil legislation, legislation on the contract system, on consumer protection, as well as relevant regulatory legal acts regulating activities in road transport are carried out. According to the results of the study, measures are proposed to improve legislation and law enforcement activities in the field under consideration, which contribute to improving the safety of commercial traffic.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности дорожного движения как публичное условие гражданско-правовых договоров на оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом»

Научная статья ■УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-ll-16

https://elibrary.ru/zfcybc N11014: 2015-0066-4/23-747 М08иКЕБ: 77/27-011-2023-04-946

Обеспечение безопасности дорожного движения как публичное условие гражданско-правовых договоров на оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом

Кирилл Сергеевич Баканов1, Максим Михайлович Исаев2

1,2 Научный центр БДД МВД России, Москва, Россия

Аннотация. Рассматривается обеспечение безопасности дорожного движения как условие надлежащего исполнения договорных обязательств по перевозкам пассажиров и грузов автомобильным транспортом. Проводится анализ и обобщение положений гражданского законодательства, законодательства о контрактной системе, о защите прав потребителей, а также профильных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность на автомобильном транспорте. По результатам исследования предлагаются меры по совершенствованию законодательства и правоприменительной деятельности в рассматриваемой области, которые способствуют повышению безопасности дорожного движения коммерческих перевозок.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, безопасность дорожного движения, гражданско-правовой договор, качество, надлежащее исполнение обязательств, неустойка, перевозка пассажиров, перевозка грузов

Для цитирования: Баканов К. С., Исаев М. М. Обеспечение безопасности дорожного движения как публичное условие гражданско-правовых договоров на оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом//Вестник экономической безопасности. 2023. №4. С. 11-16. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-ll-16. ЕБ№ гРСУВС.

Original article

Ensuring road safety as a public condition ofcivil law contracts for the provision ofpassengers and cargo transportation services by motor vehicles

Kirill S. Bakanov1, Maxim M. Isaev2

1,2 Scientific State Institution ofRoad Safety of the Ministry of Internal Affairs ofRussia, Moscow, Russia

Abstract. Road safety is considered as aconditionforthe proper fulfillment ofcontractual obligations forthe transportation of passengers and goods by road. The analysis and generalization of the provisions of civil legislation, legislation on the contract system, on consumer protection, as well as relevant regulatory legal acts regulating activities in road transport are carried out. According to the results of the study, measures are proposed to improve legislation and law enforcement activities in the field under consideration, which contribute to improving the safety of commercial traffic.

Keywords: road transport, road safety, civil contract, quality, proper performance of obligations, penalty, passenger transportation, cargo transportation

For citation: Bakanov K. S., Isaev M. M. Ensuring road safety as a public condition of civil law contracts for the provision of passengers and cargo transportation services by motor vehicles. Bulletin of economic security. 2023;(4):ll-6. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-ll-16. EDN: ZFCYBC.

Автомобильный транспорт является одним из наиболее востребованных и популярных средств перемещения людей и грузов. В 2022 году на данный вид транспорта пришлось почти 60 % всех перевезенных пассажиров и почти 70 % грузов [1; 2, с. 82; 3, с. 126].

Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП) с участием грузовых автомобилей и ав-

© Баканов К. С., Исаев М. М., 2023

тобусов погибают тысячи человек. Такие происшествия характеризуются наибольшими значениями транспортного риска1 по сравнению с транспортными средствами (далее - ТС) других категорий [4].

В этой связи обеспечение безопасности дорожного движения приобретает особую актуальность [5] и являет-

1 Число лиц, погибших в ДТП, на10 тыс. ТС.

ся важной составляющей социально-экономического развития [6] и национальной безопасности нашей страны [7].

Перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом являются коммерческими услугами, поэтому кроме контрольно-надзорных мероприятий [8; 9] необходим поиск решений в рамках гражданско-правового регулирования взаимоотношений перевозчика с потребителями их услуг.

Такие отношения реализуются на основе гражданско-правовых договоров, форма, основания и условия исполнения которых различаются в зависимости от статуса второй стороны правоотношений.

Перевозки для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются на основании публичного контракта, по которому заказчиком выступает публичный орган [10].

С частными субъектами (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин), заключается гражданско-правовой договор. При этом не установлены требования к форме такого договора, в связи с чем может быть достаточно и устного соглашения между сторонами.

В то же время заключение договора перевозки груза может подтверждаться транспортной накладной или другими документами (ст. 785 ГК РФ), а перевозки пассажира - билетом (ст. 786 ГК РФ).

Независимо от вида правоотношений и статуса второй стороны обязательства по перевозке, исходя из ст. 309 ГК РФ, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Приведенное положение позволяет выделить три основных источника, закрепляющих требования к надлежащему исполнению обязательств.

1. Условия договора. С учетом предписанной ст. 421 ГК РФ свободы договора допускается включение условий по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - БДД) в любой договор. Однако это является не обязанностью, а правом сторон, которое реализуется не всегда.

Например, при публичных закупках работ по осуществлению регулярных перевозок пассажиров автобусами интересы БДД отражены в среднем в условиях 3 из 4 контрактов1. Еще реже обеспечение БДД приобретает характер договорного обязательства в гражданско-правовых договорах с частными субъектами. Как правило, такие условия связаны с соблюдением водителями ПДД в процессе перевозки пассажиров или грузов2.

1 На основании анализа документации о закупках проводился на основании сведений, находящихся в открытом доступе на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru, методом случайной выборки - 100 закупок, определение поставщика в которых завершено в 2022 г.

2 См., например: постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2020 г. № 12АП-8477/2020

Непосредственно с пассажиром заключение договора в виде формализованного документа и вовсе не предусмотрено. Поэтому зачастую надлежащее исполнение обязательств оценивают по единственному критерию - своевременной доставке в пункт назначения3.

2. Требования закона и иных правовых актов. В нормативных правовых актах, непосредственно регламентирующих перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом, прямо не закреплена необходимость обеспечения БДД.

Положениями профильного законодательства вопросы обеспечения безопасности автомобильных перевозок регламентируются фрагментарно. Например, согласно ч. 2 ст. 10 и ч. 9 ст. 11 Устава автомобильного транспорта грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки. Таким же образом должна осуществляться его погрузка [11].

Безусловно, обязанность обеспечения БДД усматривается из положений общих нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере дорожного движения, на что прямо указывает Верховный Суд Российской Федерации [12].

Кроме того, к правоотношениям перевозчика с гражданами применяются положения Закона о защите прав потребителей, в соответствии со ст. 7 которого потребитель имеет право на получение безопасной услуги. В данном контексте рассматривается и безопасность дорожного движения4, однако единый подход не сформирован5.

по делу № А57-303/2020; постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 февраля 2021 г. № Ф02-7350/2020 по делу № А58-1604/2020; постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 2 декабря 2020 г. № 04АП-5316/2020 по делу № А58-1604/2020 II СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.01.2023).

3 См., например: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»; апелляционное определение Московского городского суда от 6 декабря 2018 г. по делу № 33-50391/2018 // СПС «КонсультантПлюс»; заочное решение Каратузского районного суда Красноярского края от 21 июня 2019 года по делу № 2-15/2019 II ГАС «Правосудие» (дата обращения: 20.01.2023).

4 См., например: апелляционное определение Орловского областного суда от 16 апреля 2014 г. по делу № 33-526 II СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.01.2023); заочное решение Каратузского районного суда Красноярского края от 21 июня 2019 г. по делу № 2-15/2019 II ГАС «Правосудие» (дата обращения: 20.01.2023).

5 См., например: апелляционное определение Московского городского суда от 6 декабря 2018 г. по делу № 33-50391/2018 II СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.01.2023); решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 27 сенября 2019 г. по делу № 2-888/2019 // ГАС «Правосудие» (дата обращения: 20.01.2023); решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Воронежа II URL: http://zheleznl.vrn.msudrf.ru/modules.php?name=sud_ delo&op=sd&number=2054939&delo_id=1540005 (дата обращения: 21.05.2023).

JURISPRUDENCE

3. Обычаи или иные обычно предъявляемые требования уместно рассмотреть через призму качества услуги [13].

Номенклатура показателей качества применительно к перевозкам грузов закреплена в ГОСТ Р 51005-96 и представлена показателями к своевременности доставки грузов, их сохранности, а также экономическими показателями. Показатели безопасности среди них в прямой постановке отражения не нашли [14].

Для пассажирских перевозок требования к безопасности как показателю качества работ (услуг) регламентированы более детально. Исходя из содержания п. 6.1 ГОСТ Р 52113-2014, п. 5.1 ГОСТ Р 51004-96 [15], а также ГОСТ Р 51825-2001 [16], безопасность определяется через требования к техническому состоянию ТС, соблюдению режима труда и отдыха водителя в процессе движения ТС, квалификации специалистов, а также состоянию дисциплины и законности перевозчика и его работников. Более того, п. 4.3.3.3 ГОСТ Р 51825-2001 прямо предписана необходимость соблюдения ПДД, как залог качества услуг по перевозке.

Совокупное понимание положений статей 309 и 721 ГК РФ, а также перечисленных национальных стандартов позволяет признать БДД обычно предъявляемым требованием и неотъемлемым условием перевозки, независимо от закрепления в условиях договора или специальных нормативных правовых актах1. Только при соблюдении данного условия можно говорить о надлежащем исполнении договорных обязательств.

В связи с отсутствием единого подхода в рассматриваемом вопросе в целях повышения БДД коммерческих автомобильных перевозок в Уставе автомобильного транспорта следует закрепить единое правило, согласно которому виды деятельности, входящей в предмет правового регулирования названного законодательного акта, должны осуществляться с соблюдение требований по обеспечению БДД. Тем самым обеспечение БДД, как неотъемлемое требование при осуществлении деятельности на автомобильном транспорте, будет признаваться публичным условием надлежащего исполнения обязательств.

В настоящее время подобный подход активно реализуется в рамках дорожной деятельности, осуществление которой также обеспечивается заключением договоров в различных формах. Положениями отраслевого нормативного правового акта в данной сфере - ст. 16 Закона о дорожной деятельности, предусмотрена необходимость обеспечения безопасных условий и соблюдения положений Закона о БДД. Из правоприменительной практики, сформировавшейся в сфере дорожной деятельности, усматривается, что именно указанное условие признается надлежащим исполнением обязательств по договорам2.

1 См., например: кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.11.2021 № 88А-19352/2021 II СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.01.2023).

2 См., например: постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2022 г. № 07АП-1857/2022 по

Кроме того, предприняты попытки закрепить номенклатуру показателей качества транспортного обслуживания населения для региональных стандартов, среди которых нашла отражение и безопасность дорожного движения, включающая в том числе показатель транспортного риска на маршрутах регулярных перевозок пассажиров, срок эксплуатации ТС и др. Несмотря на неисчерпывающий характер данных положений, в контексте безопасности нашли отражение не все необходимые аспекты. Так, например, в разработанном проекте не нашло отражение соблюдение требований по обеспечению БДД, оцениваемое по количеству и характеру выявленных нарушений [17]. Это допускает субъективное усмотрение уполномоченного органа при составлении критериев оценки качества транспортного обслуживания населения, что приведет к разрозненному подходу при их учете.

Несоблюдение требований по обеспечению БДД подлежит квалификации как ненадлежащее исполнение договорных обязательств и влечет применение к перевозчику мер гражданско-правовой ответственности в виде неустойки и даже досрочного расторжения договора по инициативе заказчика, что находит отражение в правоприменительной практике3.

Например, за каждый факт нарушения ПДД в процессе коммерческой перевозки пассажиров перевозчик привлечен к административной ответственности по главе 12 КоАП РФ в виде штрафа, размер которого не превысил одну тысячу рублей и уплачен в размере половины суммы4. Кроме того, перевозчику назначена неустойка в размере 3 тысяч рублей за каждый факт нарушения. Примечательно, что до указанного размера неустойка снижена судом. В условиях договора, подписанного сторонами, за каждое нарушение ПДД предусматривалась неустойка в размере 50 тысяч рублей5.

В другом случае заявленный заказчиком размер неустойки, предусмотренной договором возмездного оказания услуг по перевозке груза, снижен судом с 20 до

делу № А45-33165/2021; постановление Седьмого арбитражного

апелляционного суда от 6 декабря 2021 г. № 07АП-9455/2021 по делу № А45-17891/2021 II СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.01.2023).

3 См., например: апелляционное определение Орловского областного суда от 16.04.2014 по делу № 33-526II СПС «КонсультантПлюс»; документация о закупке № 0173200001421000322. Заказчик: Департамент города Москвы по конкурентной политике; документация о закупке № 0161300000121001102. Заказчик: Администрация города Южно-Сахалинска; документация о закупке № 0180300005921000023. Заказчик: Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска; документация о закупке № 0332300152421000040. Заказчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом и жилищно-коммунальным хозяйством Администрации Сергачского муниципального района Нижегородской области II URL: https://zakupki.gov.ru/ (дата обращения: 05.09.2023).

4 По данным ФПС ГИБДД по состоянию на 28.12.2022.

5 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2020 г. № 12АП-8477/2020 по делу № А57-303/2020 II СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.01.2023).

5 тысяч рублей за каждое нарушение ПДД. В целом требование заказчика о взыскании с подрядчика неустойки также удовлетворено1.

Таким образом, в конечном итоге размер неустойки, назначенной за ненадлежащее исполнение договорных обязательств, выраженное в нарушении требований по обеспечению БДД, в несколько раз превышает размер административного штрафа, предусмотренного нормами главы 12 КоАП РФ, а уж тем более - фактически оплаченную сумму с учетом возможной оплаты в размере половины.

В отдельных случаях более строгими по сравнению с публичной ответственностью представляются и основания привлечения перевозчика к гражданско-правовой ответственно сти.

Например, условиями публичного контракта, заключенного в г. Москве на выполнение работ по регулярным перевозкам пассажиров автобусами, предусмотрена неустойка за превышение водителем автобуса установленной скорости движения на величину более 10 км/ч, в то время как административная ответственность наступает при превышении на 20 км/ч, а также за разговор по телефону во время управления автобусом, в том числе по беспроводной гарнитуре или посредством громкой связи, что, хотя и выступает отвлечением от управления ТС, не запрещено ПДД [18]. С учетом цены контракта каждое из перечисленных деяний может повлечь взыскание с перевозчика неустойки в размере 100 тысяч рублей.

Тем самым применение мер гражданско-правовой ответственности способно оказать более эффективное профилактическое воздействие на перевозчика, сдерживающее его от пренебрежения требованиями по обеспечению БДД в погоне за прибылью [19].

Несмотря на то, что большинство нарушений требований по обеспечению БДД подлежит квалификации как административные правонарушения, одновременное применение к перевозчику нескольких мер не противоречит принципу недопустимости привлечения к двойной ответственности за совершение одного и того же противоправного деяния2. В таких случаях перевозчик, обла-

1 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 февраля 2021 г. № Ф02-7350/2020 по делу №А58-1604/2020; постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 2 декабря 2020 г. № 04АП-5316/2020 по делу № А58-1604/2020 II СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.01.2023).

2 См., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 04.02.2019 № 8-П «По делу о проверке конституционности статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки У.М. Эрке-новой»; Постановление ЕСПЧ от 10.02.2009 «Дело «Сергей Золотухин (Sergey Zolotukhin) против Российской Федерации» (жалоба № 14939/03); постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 № 18АП-10906/2016 по делу № А47-2869/2016; постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2016 по делу № А13-4794/2015 II СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 06.09.2023).

дая разными правовыми статусами, посягает на несколько охраняемых интересов, в связи с чем справедливо претерпевает несколько негативных последствий, несмотря на единое внешнее проявление посягательства [19].

Таким образом, привлечение перевозчика или его работников к административной ответственности не может рассматриваться как основание освобождения от гражданско-правой ответственности.

Неочевидный характер признания соблюдения требований БДД условием надлежащего исполнения обязательств предопределяет отсутствие единой практики применения к перевозчикам мер гражданско-правовой ответственности за его несоблюдение.

Изложенное подтверждает необходимость выработки единого подхода к виду, размерам и основаниям специальной гражданско-правовой ответственности перевозчика.

Установленная в настоящее время в Уставе автомобильного транспорта специальная ответственность перевозчика по большей части касается нарушения требований к сохранности груза (багажа) и своевременности осуществления перевозки. При этом перечень критериев качества оказания услуг, в особенности по перевозке пассажиров, значительно шире. Их соблюдение также должно гарантироваться существующими мерами обеспечения обязательств с учетом иерархии охраняемых законом ценностей.

Наиболее рациональное решение данного вопроса видится в установлении в Уставе автомобильного транспорта специальной ответственности перевозчика, ее оснований, пределов и иных особенностей привлечения, предопределяемых спецификой конкретного вида деятельности, например, возврат части стоимости билета пассажиру, как разновидность неустойки, в случае нарушения ПДД в процессе его перевозки.

Реализация предложенных мер способствует развитию института частноправового контроля, что в конечном итоге позволит оказать на перевозчика более эффективное профилактическое воздействие, стимулирующее его к добросовестному поведению и сдерживающее от пренебрежения требованиями по обеспечению БДД в погоне за прибылью.

Таким образом, обеспечение БДД является условием надлежащего исполнения обязательств при осуществлении деятельности на автомобильном транспорте и подлежит обязательному соблюдению, независимо от закрепления в условиях договора. Однако на сегодняшний день данное положение принимается во внимание крайне редко.

Для устранения разногласий и выработки единообразного подхода целесообразно закрепить в Уставе автомобильного транспорта публичное условие об обеспечении БДД, которое будет распространяться на все виды перевозок автомобильным транспортом, и безоговорочно будет признаваться требованием к надлежащему исполнению договорных обязательств, а также специальную гражданско-правовую ответственность

JURISPRUDENCE

перевозчика за его нарушение. Это позволит применять к недобросовестным перевозчикам меры гражданско-правовой ответственности по договору, которые могут быть значительно строже публичной ответственности и способны оказать дополнительное профилактическое воздействие на перевозчика.

Список источников

1. Транспорт России. Информационно-статистический бюллетень. 2022 год // URL: https://mintrans.gov. ru/documents/7/12182 (дата обращения: 23.08.2023).

2. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2021 году : информационно-аналитический обзор. М. : ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2022.

3. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2022 году : информационно-аналитический обзор. М. : ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2023.

4. ЛопаревЕ. А. ,ЕрмаганбетовА. С. ,ШестериковН. А. Анализ аварийности некоторых категорий автотранспорта II Безопасность дорожного движения. 2021. № 1. С. 33-36.

5. Кондратьев В. Д. Обеспечение безопасности дорожного движения. Вопросы теории (система «Дорожное движение») II Безопасность дорожного движения. 2023. № 2. С. 6-10.

6. Гордеева А. Д., Ляхов П. В. Обеспечение безопасности дорожного движения на международном уровне и в Российской Федерации II Научный вестник Орловского юридического института МВД России име-ниВ.В. Лукьянова. 2022. № 4 (93). С. 29-39.

7. Кардашова И. Б. Безопасность дорожного движения в контексте обеспечения национальной безопасности II Безопасность дорожного движения. 2023. № 1 (28). С. 6-11.

8. Зырянов С. М. Государственный контроль (надзор) в сфере дорожного движения в новой регуляторной политике II Безопасность дорожного движения. 2023. № 1 (28). С. 28-32.

9. Горяинов А. И. Некоторые вопросы совершенствования нормативно-правовой основы федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения II Безопасность дорожного движения. 2023. № 1 (28). С. 33-39.

10. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» II Собрание законодательства РФ. 08.04.2013. № 14. Ст. 1652.

11. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» II Собрание законодательства РФ. 12.11.2007. №46. Ст. 5555.

12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомо-

бильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» // СПС «Консуль-тантПлюс» (датаобращения: 20.01.2023).

13. Агафонова Н. Н., Артеменков С. В., Безбах В. В. и др. Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / под ред. В. П. Мозолина, M. Н. Малеиной. М. : НОРМА, 2004. 848 с.

14. ГОСТ Р 51005-96. Государственный стандарт Российской Федерации. Услуги транспортные. Перевозки грузов. Номенклатура показателей качества (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 25.12.1996 № 702). М. : ИПК Издательство стандартов, 1997.

15. ГОСТ Р 51004-96. Государственный стандарт Российской Федерации. Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 25.12.1996 № 701). М. : ИПК Издательство стандартов, 1997.

16. ГОСТ Р 51825-2001. Государственный стандарт Российской Федерации. Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 14.11.2001 № 461-ст). М. : ИПК Издательство стандартов, 2002.

17. Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Требований к региональному стандарту транспортного обслуживания населения» (по состоянию на 23.08.2023) (подготовлен Минтрансом России, ID проекта 02/07/08-23/00141184) // СПС «Консультант-Плюс».

18. Документацияозакупке№0173200001421000322. Заказчик: Департамент города Москвы по конкурентной политике // URL: https://zakupki.gov.ru/ (дата обращения: 05.09.2023).

19. Баканов К. С., Исаев M. М., Коблов П. С. Приоритет безопасности дорожного движения над экономическими результатами хозяйственной деятельности при перевозке пассажиров автобусами : монография. М. : ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Transport of Russia. Information and statistical bulletin, year 2022 // URL: https://mintrans.gov.ru/ documents/7/12182 (accessed: 23.08.2023).

2. Law enforcement activities in the field of road safety in 2021 : information and analytical review. Moscow : FKU «NC BDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia», 2022.

3. Law enforcement activities in the field of road safety in 2022 : information and analytical review. Moscow: FKU «NC BDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia», 2023.

4. LoparevE. A.,ErmaganbetovA. S., Shestikov N. A. Analysis of the accident rate of some categories of motor transport // Road safety. 2021. №1.P. 33-36.

5. Kondratiev V D. Ensuring road safety. Questions of theory («Road traffic» system) // Road safety. 2023. № 2. P. 6-10.

6. Gordeeva A. D., Lyakhov P. V. Ensuring road safety at the international level and in the Russian Federation // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov. 2022. № 4 (93). P. 29-39.

7. Kardashova I. B. Road safety in the context of ensuring national security // Road safety. 2023. № 1 (28). P. 6-11.

8. Zyryanov S. M. State control (supervision) in the field of road traffic in the new regulatory policy // Road safety. 2023. № 1 (28). P. 28-32.

9. Goryainov A. I. Some issues of improving the regulatory framework of the federal state control (supervision) in the field of road safety // Road safety. 2023. № 1 (28). P. 33-39.

10. Federal Law № 44-FZ of April 5, 2013 «On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 08.04.2013. № 14. Art. 1652.

11. Federal Law № 259-FZ of November 8, 2007 «Charter of motor transport and urban ground electric transport» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 12.11.2007. № 46. Art. 5555.

12. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated June 26, 2018 № 26 «On some issues of the application of legislation on the contract of carriage by road of goods, passengers and luggage and on the contract of transport expedition» // SPS «Consultant Plus» (accessed: 20.01.2023).

13. AgafonovaN. N., Artemenkov S. V., BezbakhV V. et al. Scientific and practical commentary on the Civil Code

of the Russian Federation, part one (article by article) / edited by V. P. Mozolin, M. N. Maleina. M. : NORM, 2004. 848 p.

14. GOSTR51005-96. The State standardoftheRussian Federation. Transportation services. Cargo transportation. The nomenclature of quality indicators (adopted and put into effect by the Decree of the State Standard of the Russian Federation № 702 dated 25.12.1996). M. : IPK Publishing House of Standards, 1997.

15. GOST R 51004-96. The State standard of the Russian Federation. Transportation services. Passenger transportation. The nomenclature of quality indicators (adopted and put into effect by the Resolution of the State Standard of Russia dated 25.12.1996 № 701). M. : IPK Publishing House of Standards, 1997.

16. GOST R 51825-2001. The State standard of the Russian Federation. Passenger motor transport services. General requirements (adopted and put into effect by Resolution of the State Standard of Russia № 461-st dated 14.11.2001). M. : IPK Publishing House of Standards, 2002.

17. Draft Resolution of the Government of the Russian Federation «On approval of Requirements for the regional standard of public transport services» (as of 23.08.2023) (prepared by the Ministry of Transport ofRussia, project ID 02/07/08-23/00141184) // SPS «ConsultantPlus».

18. Procurementdocumentation№0173200001421000322. Customer: Moscow City Department for Competition Policy // URL: https://zakupki.gov.ru / (accessed: 05.09.2023).

19. Bakanov K. S., Isaev M. M., Koblov P. S. Priority of road safety over economic results of economic activity when transporting passengers by buses : monograph. M. : FKU «NC BDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia», 2023.

Информация об авторах

К. С. Баканов - начальник отдела изучения проблем нормативного правового и аналитического обеспечения Научного центра БДД МВД России, кандидат юридических наук;

M. М. Исаев - старший научный сотрудник отделения анализа аварийности отдела изучения проблем нормативного правового и аналитического обеспечения Научного центра БДД МВД России.

Information about the authors

К. S. Bakanov - Head of the Department for Studying the Problems of Normative Legal and Analytical Support of the Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences;

M. M. Isaev - Senior Researcher of the Accident Analysis Department of the Department for studying the problems of Normative Legal and Analytical Support of the Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 19.09.2023; одобрена после рецензирования 04.10.2023; принята к публикации 16.10.2023.

The article was submitted 19.09.2023; approved after reviewing 04.10.2023; acceptedforpublication 16.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.