Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности детей при пожарах в детских дошкольных образовательных организациях'

Обеспечение безопасности детей при пожарах в детских дошкольных образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
137
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПРОТИВОПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗА / ЗДОРОВЬЕ / EDUCATION / FIRE SAFETY / SAFETY / THREAT / HEALTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ветрова Елена Анатольевна, Пашкова Валентина Алексеевна

В статье рассматривается вопрос о воспитании и образование подрастающего поколения по выработке навыков противопожарного поведения, которое следует начинать в дошкольном возрасте, продолжать и усложнять по мере взросления ребенка. Большинство детей в возрасте 3-7 лет охвачены детскими дошкольными образовательными учреждениями. Именно здесь инспектору пожарного надзора совместно с педагогами следует вести свою работу по предупреждению нештатных ситуаций, выработке навыков умелого поведения по защите своего здоровья и жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ветрова Елена Анатольевна, Пашкова Валентина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE SAFETY OF CHILDREN IN CASE OF FIRES IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article deals with the issue of education and education of the younger generation to develop skills of fire behavior, which should begin in preschool age, continue and complicate as the child grows up. The majority of children aged 3-7 years are covered by pre school educational institutions. It is here that the inspector of fire supervision together with teachers should conduct their work to prevent emergency situations, develop skills of skillful behavior to protect their health and life.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности детей при пожарах в детских дошкольных образовательных организациях»

БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ПРИ ПОЖАРАХ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

ENSURING THE SAFETY OF CHILDREN IN CASE OF FIRES IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Ветрова Елена Анатольевна

старший инспектор ОНД и ПР по г. Орлу УНД и ПР ГУ МЧС России по Орловской области

г. Орел, Россия Vetrova Elena Anatolyevna

chief inspector of the OND and PR for the city of Orel

UNDI PR GU EMERCOM of Russia

Orel, Russia

Пашкова Валентина Алексеевна

кандидат биологических наук зав. кафедрой «Безопасности жизнедеятельности в техносфере и защиты

человека в чрезвычайных ситуациях» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Pashkova Valentina Alekseevna candidate of biological Sciences, associate Professor department "Life safety in the technosphere and human protection in

emergency situations» Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о воспитании и образование подрастающего поколения по выработке навыков противопожарного поведения, которое следует начинать в дошкольном возрасте, продолжать и усложнять по мере взросления ребенка. Большинство детей в возрасте 3-7 лет охвачены детскими дошкольными образовательными учреждениями. Именно здесь инспектору пожарного надзора совместно с педагогами следует вести свою работу по предупреждению нештатных ситуаций, выработке навыков умелого поведения по защите своего здоровья и жизни.

Abstract. The article deals with the issue of education and education of the younger generation to develop skills of fire behavior, which should begin in preschool age, continue and complicate as the child grows up. The majority of children aged 3-7 years are covered by pre-school educational institutions. It is here that the inspector of fire supervision together with teachers should conduct their work to prevent emergency situations, develop skills of skillful behavior to protect their health and life.

Ключевые слова: воспитание, противопожарная безопасность, безопасность, угроза, здоровье.

Keywords: education, fire safety, safety, threat, health.

Воспитание и образование подрастающего поколения является важнейшей задачей любого цивилизованного общества. Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период получения знаний об окружающем мире и развития навыков существования в этом мире: умения познавать,

действовать, общаться, жить в коллективе, соблюдать определенные правила. Уже в дошкольном возрасте дети должны понять, что мир, окружающий их разнообразен, интересен, полон неожиданностей, а подчас и опасностей. Научить ребенка жить в цивилизованном обществе, безопасно пользоваться достижениями науки и техники -важнейшая задача взрослых.

Большую угрозу здоровью и жизни людей представляют пожары. Россия занимает печальное первое место по числу жертв при пожарах.

Это, с одной стороны, - следствие сложных социально-экономических явлений, происходящих в обществе, а с другой - особенности нашего менталитета: проблема пожарной безопасности до сих пор не осознается населением как серьезнейшая проблема. Большая часть общества не принимает активного участия в обеспечении пожарной безопасности, что обусловлено беспечностью, порожденной недостаточным уровнем общей культуры, знаний о пожарах и их последствиях. Подавляющая часть населения страны многие годы не считала нужным вникать в вопросы собственной безопасности.

Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Она включает в себя требования к устройству помещений, противопожарную грамотность взрослых - поведение, снижающее риск возникновения пожаров и навыки, необходимые для действия в экстремальных ситуациях.

Забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача, стоящая перед детскими образовательными учреждениями, семьей и государством. Государство уделяет большое внимание этому вопросу. Принят и действует ряд нормативных документов, направленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности детей:

Федеральный закон № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 (начало действия 30.04.2009), СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» (начало действия 01.01.2010).

Нынешнее поколение живет в условиях высоких достижений науки и техники. Мы пользуемся различными приборами в быту, на производстве, в учебных заведениях, транспорте и т.д. Даже детские игры связаны с использованием различной техники. По статистике, из 1000 пожаров 100 возникают по вине детей, и они становятся жертвами из-за своего легкомыслия и неправильного поведения. Большинство детей не знают, по каким причинам возникают пожары и как себя вести во время пожара. Они стараются спрятаться от огня в укромное место, не пытаясь выбежать из горящего помещения.

В век высоких технологий вопрос безопасности жизнедеятельности, особенно актуален. Каждого ребенка необходимо:

- научить безопасно пользоваться различными техническими средствами, бытовыми приборами;

- научить не допускать возникновения пожароопасных ситуаций, дома, в образовательном учреждении, во дворе, на природе и т.д.;

- научить правильно действовать в случае возникновения пожара.

Работу по выработке навыков противопожарного поведения следует начинать в дошкольном возрасте, продолжать и усложнять по мере взросления ребенка. Большинство детей в возрасте 3-7 лет охвачены детскими дошкольными образовательными учреждениями. Именно здесь инспектору пожарного надзора совместно с педагогами следует вести свою работу по предупреждению нештатных ситуаций, выработке навыков умелого поведения по защите своего здоровья и жизни.

Работа инспектора пожарного надзора должна осуществляться как с персоналом дошкольного учреждения, так и с воспитанниками. Пропаганда знаний противопожарного поведения среди дошкольников требует особого внимания. Начинать ее следует с изучения наиболее вероятных причин возникновения пожаров. Необходимо учитывать адекватность требований к возрастным возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Для детей организуются теоретические занятия, расширяющие их знания, а также практические тренировки. Теоретические занятия проводятся в форме игр, конкурсов, театрализованных представлений, экскурсий и т. д. Организуя занятия с дошкольниками по пожарной безопасности, можно использовать сказочные сюжеты, образные выражения, иллюстрировать понятными детям событиями и образами из мультфильмов, сказок, детских книг, использовать считалки, скороговорки, иллюстрации и плакаты. Нужно учесть, что нельзя говорить непонятными словами - детям будет очень скучно.

В этом возрасте детей учат слушать и запоминать небольшие стишки. Чтобы объяснить им «электричество друг или враг», «огонь - опасная игра» нужно использовать стихотворные формы: «Огонек всегда такой, он хороший и плохой, он и светит, он и греет, и проказничать умеет», «Ох, опасные сестрички эти маленькие спички».

Формирование знаний, умений и навыков в области пожарной безопасности достигается не только при помощи противопожарного инструктажа и обучения в системе пожарно-технического минимума. Особое внимание следует обратить на противопожарные тренировки, так как именно в ходе их проведения работники организации приобретают практические навыки действий при пожаре.

В соответствии с пунктом 7 Правил противопожарного режима в Российской Федерации(утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390) на объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации лю -дей, по которой не реже одногораза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников. В плане проведения противопожарной тренировки целесообразно отразить отрабатываемые вопросы, отведенное на них время, действия руководителя тренировки и персонала. Для оценки эффективность действий людей и выявления недостатков назначаются посредники.

Результаты проведения противопожарных тренировок необходимо

фиксировать документально в журнале или в виде акта. При этом целесообразно включить следующие данные: дата проведения учения, вводная информация (например, срабатывание систем пожарной автома-тики или обнаружение пожара (признаков пожара) сотрудником), общее вре -мя эвакуации, хронометраж отдельных эпизодов эвакуации, а также выявленные недостатки и положи-тельные примеры действий людей при пожаре. На основе разбора учебной эвакуации принимаются меры по повышению уровня пожарной безопасности здания.

Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы -интернаты, больницы и т. п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.

Литература

1. Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

2. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме".

3. Приказ МЧС РФ от 25 марта 2009 г. N 173 "Об утверждении свода правил "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности".

4. Пожарная безопасность : учебник / В. А. Пучков, Ш. Ш. Дагиров, П46 А.В. Агафонов и др. ; под общ. ред. В. А. Пучкова. - М. : Академия ГПС МЧС России, 2014 - 877 с.

5. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности Москва, 2008.

References

1. Federal'nyy zakon ot 22 iyulya 2008 goda № 123-FZ «Tekhnicheskiy reglament o trebovaniyakh pozharnoy bezopasnosti». [Federal law No. 123-FZ of 22 July 2008 "Technical regulations on fire safety requirements"].

2. Prikaz MChS RF ot 25 marta 2009 g. N 173 "Ob utverzhdenii svoda pravil "Sistemy protivopozharnoy zashchity. Sistema opoveshcheniya i upravleniya evakuatsiey lyudey pri pozharakh. Trebovaniya pozharnoy bezopasnosti". [The resolution Of the government of the Russian Federation of April 25, 2012 N 390 "About the fire-prevention mode"].

3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 25 aprelya 2012 g. N 390 "O protivopozharnom rezhime" [The order of EMERCOM of the Russian Federation of March 25, 2009 N 173 "about the statement of a set of rules "of system of fire protection. Warning system and management of evacuation of people in case of fires. Fire safety requirements"].

4. Puchkov V. A., Dagirov Sh. Sh, Agafonov A. V. Pozharnaya bezopasnost' [Fire safety]. Moscow, Academy of GPS EMERCOM of Russia Publ. 2014, 877 p.

5. Oznakomlenie doshkol'nikov s pravilami pozharnoy bezopasnosti [Familiarization of preschoolers with the rules of fire safety]. Moscow, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.