Научная статья на тему 'Оберегая прошлое, мы идем в Будущее'

Оберегая прошлое, мы идем в Будущее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССЫ РЕФОРМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ / ИМИДЖ И ПРЕСТИЖ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / "ВУЗ-ПРЕДПРИЯТИЕ" / ФГОС 3+ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / РROCESSES OF HIGHER EDUCATION REFORMS / PRACTICE-ORIENTED TRAINING / REQUIREMENTS FOR PROFESSIONAL COMPETENCIES / IMAGE AND PRESTIGE OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION / INTEGRATION / "UNIVERSITY-ENTERPRISE" / FSES 3RD EDITION PLUS / PROFESSIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макущенко Людмила Викторовна

В данной статье рассматриваются пути повышения качества образования специалистов (направления подготовки 38.03.03) по управлению персоналом, обучающихся в Сургутском государственном педагогическом университете, особенности практикоориентированного подхода к обучению, определяются цели и конкретизируются задачи повышения качества внедрения возможных форм интеграции вуза и работодателей. Именно интеграция «вуз предприятие» в современных условиях требует осмысления, имеющегося опыта по ведению поиска наиболее удачных форм такого сотрудничества, внедрение которого поможет вузу в подготовке конкурентоспособных специалистов, ориентированных на реализацию производственных задач в рамках профессиональных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECT THE PAST - GO TO THE FUTURE

This article discusses the ways to improve the quality of education of specialists (specialty 38.03.03) in personnel management studying at Surgut state pedagogical University, features of practice-oriented approach to learning, the objectives are defi ned, and the problem of improving the quality of implementation of possible forms of integration of the University and employers is specifi ed. It is the integration of "University-Enterprise" in modern conditions that requires understanding the existing experience in the search for the most successful forms of such cooperation, the introduction of which will help the University in the preparation of competitive specialists focused on the implementation of production tasks within professional standards.

Текст научной работы на тему «Оберегая прошлое, мы идем в Будущее»

МНЕНИЯ, ДИСКУССИИ

OPINIONS, DISCUSSIONS

УДК 378.1

ББК 74.484.4(СУРГПУ)

Л.В. МАКУШЕНКО

ОБЕРЕГАЯ ПРОШЛОЕ, МЫ ИДЕМ В БУДУЩЕЕ

L.V. MAKUSCHENKO

PROTECT THE PAST - GO TO THE FUTURE

В данной статье рассматриваются пути повышения качества образования специалистов (направления подготовки 38.03.03) по управлению персоналом, обучающихся в Сургутском государственном педагогическом университете, особенности практико-ориентированного подхода к обучению, определяются цели и конкретизируются задачи повышения качества внедрения возможных форм интеграции вуза и работодателей.

Именно интеграция «вуз - предприятие» в современных условиях требует осмысления, имеющегося опыта по ведению поиска наиболее удачных форм такого сотрудничества, внедрение которого поможет вузу в подготовке конкурентоспособных специалистов, ориентированных на реализацию производственных задач в рамках профессиональных стандартов.

This article discusses the ways to improve the quality of education of specialists (specialty 38.03.03) in personnel management studying at Surgut state pedagogical University, features of practice-oriented approach to learning, the objectives are defined, and the problem of improving the quality of implementation of possible forms of integration of the University and employers is specified.

It is the integration of "University-Enterprise" in modern conditions that requires understanding the existing experience in the search for the most successful forms of such cooperation, the introduction of which will help the University in the preparation of competitive specialists focused on the implementation of production tasks within professional standards.

Ключевые слова: процессы реформ высшего образования, практико-ориен-тированное обучение, требования к профессиональным компетенциям, имидж и престиж высшего учебного заведения, интеграция, «вуз-предприятие», ФГОС 3+, профессиональные стандарты.

Key words: рrocesses of higher education reforms, practice-oriented training, requirements for professional competencies, image and prestige of higher education institution, integration, "University-Enterprise", FSES 3rd Edition Plus, professional standards.

В рамках современной глобализации образовательного пространства крайне необходимо в постоянном режиме анализировать новую социокультурную реальность мира, учитывать особенности развития жизнедеятельности территорий, требуемую специфику обучения с целью поиска новых современных подходов, определяющих потребности государства, общества, человека. Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития.

К сожалению, данная стратегическая ошибка была совершена ещё в начале 90-х, когда российские вузы пустили в «свободное плавание» и многие стали ориентироваться на коммерческую и иную конъюнктуру: главным

было заработать деньги, а не подготовить специалистов. На трезвые предостережения о том, что нельзя готовить, в основном, юристов и экономистов, что требуется изучение спроса на профессиональные кадры в производстве, властью всех уровней не обращалось внимания. Более того, здравые предостережения шельмовались, предложения о применении эффективных советских методов подготовки специалистов отвергались, их носителей обвиняли в «совковости», ретроградстве, особенно предложения о внедрении гос. заказа на подготовку определенных специалистов.

Возросшее количество вузов резко снизило требования к преподавательскому составу, соответственно, резко сократился уровень подготовки студентов, что не раз в личной беседе подтверждали руководители нефтяной, строительной и других отраслей нашего региона, аргументируя тем, что молодежь, проучившись 5 лет в вузе, зачастую не знает ответов на элементарные вопросы по своей специальности. И это в ведущих отраслях страны, в хребте экономики России!

Сплошь и рядом существует практика, когда на руководящие должности назначают специалистов, абсолютно не владеющих необходимыми профессиональными компетенциями, зачастую не имеющих не только практического опыта, но даже с не профильным образованием.

Что же тогда происходило в остальных отраслях, в малом и среднем бизнесе? Итог известный - стагнация бизнеса, поскольку принимаемые такими сотрудниками решения не могут быть эффективны.

Может ли экономика страны, государственное и муниципальное управление работать лучше, если и в их структуры приходят все менее и менее грамотные сотрудники?

Уже более 25-ти лет страна «катится» по рыночным рельсам, демонстрируя низкие темпы экономического роста, что не позволило экономике в ряде сфер до сегодняшнего дня достигнуть даже дореформенного уровня развития. Не подтвердились и утверждения либерал-реформаторов что при переводе государственной экономики на частные рельсы, наступит эпоха благоденствия.

Что в результате? Сегодня 88% предприятий в экономике занимает частный бизнес, а объемы производства и производительность труда не растут, более четверти предприятий являются убыточными, не перестаем испытывать зависимость и от сырьевых ресурсов.

В чем же проблема? Почему частник оказался неожиданно не эффективен? Значит вопрос «собственности», внедренный в сознание людей всей страны не столь важен? Очевидно, дело в другом. Так, многие аналитики, да и эффективные менеджеры утверждают, что одним из главных факторов, влияющих на слабое развитие экономики страны, является все-таки управление и уровень квалификации управленцев. И хотя число менеджеров всех уровней выросло в 2,5 раза с 1991 года, стагнация экономики очевидна. Что же делать? Как достигнуть эффекта в управлении человеческими ресурсами который позволит сформировать модель экономики, обеспечивающую темпы роста производства, да и гарантию, что Россия не превратится в сырьевой придаток, страну третьего мира?

Провозглашенный президентом страны курс на реиндустриализацию экономики определяет потребность в кадрах, противоположный существующей ныне модели сырьевой экономики. Эта новая модель, судя по концепции «20-30», должна базироваться на 5-6 технологических укладах (сегодня в РФ в основном 2-3 уклада); требуется также внедрение, по данной концепции 25 млн высокотехнологичных рабочих мест с применением робототехники, нанотехнологий, системы искусственного интеллекта, внедрения цифровой экономики и т.д.

Меняется функционал самих профессий, их сущность определяется переходом России к смешанной экономике, существенному обновлению выполняемых не только производственных, но и управленческих функций, что при-

водит к новому содержанию и, соответственно, к новым названиям специалистов. К ним относятся такие, как мерчендайзер, девелопер, лайф-коучер, ко-пирайтер, супервайзер, промоутер, андеррайтер, трейдер, контент-менеджер, веб-мастер и многие др. Все это требует, безусловно, оперативных организационных изменений в образовательной деятельности на базе исследовательской работы рынка трудовых ресурсов определенной территории.

И, конечно, здесь, на наш взгляд, модератором должен быть департамент образования субъекта Федерации, а именно ХМАО-Югра, который, исследуя внешнюю среду, должен вводить и предлагать дополнительные квоты по специалистам, которых вузы могли бы адаптировать к требованиям потребительского сегмента (работодателей) на базе выпускаемых нами специалистов управления, экономики, менеджмента к современным условиям. Как в медицине, например, год ординатуры, это специализация в необходимом для территории направлении. Реализация идентичной задачи в других сферах деятельности потребует постоянного проведения мониторинга рынка труда, что позволит принимать эффективные управленческие решения по комплектованию предприятий необходимым персоналом и подготовке специалистов на перспективу, поскольку это фактор определенной территории и требует индивидуального подхода, а не решений в рамках всей страны. Должна формироваться некая пилотная образовательная площадка, способная внести эти изменения, а в дальнейшем по востребованности, возможно, и создать образовательные стандарты, например, для подготовки лайф-коучеров и т.д.

В подтверждение сказанного, считаем целесообразным привести слова Роберта Уразаева (генерального директора Союза «Молодые профессионалы» Ворлдскиллс Россия), которые он сказал, выступая на сессии «Будущее рынка труда» на площадке инвестиционного форума «Сочи - 2018»: «Продолжая готовить людей под нужды старой экономики, мы, во-первых, неэффективно тратим деньги, во-вторых убиваем карьеру человеку, в-третьих, субсидируем неэффективность производства» [4].

Анализируя кадровую проблему сегодня, нельзя не отметить, что ключевая задача в её решении лежит все-таки не только в плоскости обучения, т.е. в сфере подготовки специалистов в учебном заведении.

Нерешенных проблем накопилось много, потому как высшее образование претерпевает серьёзные трансформации в связи с предъявлением ему социальных требований, заявленных введением компетентностных ориентиров, определенных профессиональными стандартами предприятий.

Убеждена, что никакие новые преобразования в вузах не смогут самостоятельно повысить качество знаний, в целом формирование профессиональных компетенций, требуемое современным миропорядком.

Что же нужно предпринять высшим образовательным учреждениям, чтобы подготовка управленческих кадров соответствовала современному вектору развития страны?

Опыт управленца позволяет понять желание любого руководителя получить сразу готового профессионала, который мог бы сразу включаться в реальный производственный процесс, используя компетенции, сформированные при обучении, однако по большому счету без его (руководителя) участия подготовить конкурентоспособного специалиста проблематично.

Более того, нельзя отрицать сегодня и сложившийся в последние годы достаточно негативный менталитет, связанный с отсутствием стажа работы у молодых специалистов при трудоустройстве (40% из выпуска специалистов по управлению персоналом 2018 года получили работу по специальности) [1].

Однако немаловажная роль в решении этой задачи принадлежит и субъекту Федерации.

Необходим новый тип отношений: партнерство «Власть-Предприятие-Вуз», закрепленный, желательно, и законодательно. И если в ближайшее время не произойдет ментальный сдвиг, обеспечивающий это партнерство, ни-

какие новые подходы в обучении вузов не обеспечат предприятия управленческими кадрами, которые будут способны выиграть судьбоносное для страны время, осуществить прорыв в управлении, поскольку технологическое её отставание очевидно.

Необходимо найти и прописать в законе механизмы, позволяющие при подготовке кадров нести ответственность за качество специалистов не только профессорско-преподавательскому составу вузов, исполнительной власти, но и руководству бизнеса, потому что приоритетным принципом трудовой деятельности становится необходимость постоянного обновления профессиональных знаний. А это требует постоянного в динамике определения эффективности деятельности управленческого персонала, выявления региональных факторов, отрицательно влияющих на освоение новых профессий и специалистов, в целом на развитие экономики региона.

Есть сегодня много достижений в области инноваций. Так, одним из настоящих прорывов в сфере электронных транзакций является создание криптовалюты (биткоинов). Более того, инвестирование огромного капитала в электронные деньги ничем не обеспечено, построено только на доверии.

А мы десятилетиями готовя специалистов, так и не добились пока доверительного понимания между главными субъектами, заинтересованными в подготовке кадров.

Слушаем власть имущих, вроде бы всё верно говорят о глобализации, интеграции, формировании агломераций, внедрении наукоёмких процессов, а, между прочим, высшей школы как будто и не существует. А ведь интеграция науки в производство может начинаться только с высших учебных заведений. А ведь повышение качества обучения студентов определено образовательными программами последнего поколения ФГОС 3+ и ФГОС 3++, которые указывают на важность создания гибкой образовательной системы, способной творчески воспринимать новые знания и адаптироваться к современным условиям рынка труда, что требует действенного участия и работодателей в подготовке специалистов к профессиональной деятельности [5].

В связи с этим на каждом этапе обучения в вузе необходимо постоянно развивать у студентов аналитические и исследовательские навыки с целью активизации участия студентов в НИР.

Так, целями нашего исследования стало выявление эффективности и основных проблем НИР студентов в период написания дипломной работы. В ходе исследования было опрошено более 120 студентов-дипломников факультета управления за три последние года. Так, на один из вопросов анкеты: Каково участие в Вашей аналитической и исследовательской работе:

1) руководителей предприятий;

2) руководителей служб, отделов, где проходили практику?» большинство опрошенных студентов, т.е. 83% ответили, что имеются серьёзные ограничения по получению информации для анализа и исследований, практически отсутствует статистика официальная по деятельности предприятия в целом и в частности по развитию персонала; 9% опрошенных подтвердили заинтересованность руководителей практики в получении информации для проведения исследования и только 3% получили заказы от предприятий по выполнению НИР в рамках дипломного проекта.

Более того, нами могут быть названы только 8-10 предприятий, где руководство обращает серьёзное внимание на формирование практических навыков, аналитической и исследовательской работы, проводимой студентами при прохождении практики или написании дипломного проекта.

В целом из бесед со студентами факультета управления, проходивших практику на предприятиях (50-70 человек ежегодно), очевиден факт низкой заинтересованности руководства предприятий в молодых специалистах, только 5-6% студентов беседовали с потенциальными руководителями по вопросу трудоустройства после окончания вуза. Бытует порочная практика: «Всё, чему учат Вас в университете (говорят кураторы студентов на практике), за-

будьте и делайте как сказано», забывая при этом, что, имея практические навыки, далеко не всегда специалисты предприятий обладают новыми формами организации труда по совершенствованию системы управления персоналом. Такое безучастное отношение не способствует формированию мотивации на получение профессиональных знаний по выбранной специальности, появляются у студентов определенные противоречия, связанные с пониманием проблем процесса трудоустройства, жизненных ориентиров, прагматизм, а то и пессимизм к необходимости обучения вообще.

Тем не менее анализ деятельности предприятий по использованию новых, эффективных форм управления персоналом свидетельствует о наличии значительных потенциальных возможностях коллективов по повышению роста производительности труда только за счет более эффективной организации труда. Так, очевидна в практике предприятий достаточно примитивная оценка персонала, нет индивидуального подхода, нет расчетов трудового потенциала, его стратегии, не спешат предприятия переходить на систему менеджмента качества в управлении, слабо определены кадровые трудовые показатели, определяющие вклад каждого управленца в реализацию целей предприятия и этот перечень можно продолжать долго.

Именно партнерство вуза и предприятия позволило бы специалистам, как молодым, так и умудренным практическим опытом, обогащать друг друга с целью создания и развития трудового потенциала персонала организации, что с минимальными затратами позволило бы значительно повысить эффективность управления персоналом и внести каждому свой вклад в формирование эффективной модели экономического роста предприятия. Так, опыт наиболее успешных отечественных и зарубежных компаний показывает, что инвестиции в персонал, создание условий для роста молодых специалистов и повышения их профессионального потенциала дают в 2-3 раза более высокую отдачу, чем те же средства, направленные в основные фонды.

Однако главное в том, что необходимо совместно решить задачу по построению устойчивой системы взаимодействия сфер образования и труда и найти пути и формы практико-ориентированного профессионального образования с целью получения значимой квалификации не только для человека, но и общества, государства.

В поисках более эффективных форм модернизации высшего образования в РФ ряд ученых: Д.А. Торопов, А.И. Пискунов и др. популяризируют опыт европейских стран, в частности Германии. Например, исследуя профессиональное образование, они указывают на то, что возрастающие темпы технологической революции, и в связи с этим появление новых требований на рынке труда к его участникам, оказывают сильное влияние на систему профессионального образования в любой промышленно развитой стране. Более того, «дуальное обучение, как показывает практика европейской системы образования, является продуктом взаимодействия образовательных организаций и работодателей по успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста. Обучающийся уже на ранних этапах процесса учебы включается в производственный процесс в качестве работника предприятия» [2]. В знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) Адам Смит подчеркивал, что системы ученичества и наставничества в дуальном обучении необходимо считать традиционными методами профессионального обучения на рабочем месте, так как, работая рядом с мастером, молодые рабочие изучали азы профессии [3, с. 62].

Дуальная модель обучения требует прежде всего вовлеченности руководителей предприятий в процесс подготовки специалистов, которые вкладывают значительные инвестиции в обучение работников, хорошо понимая, что затраты на персонал являются капиталом предприятия [6, с. 123]. При этом они проявляют интерес не только к итогам обучения, но и к его качеству, т.е. готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности.

Важной составляющей данного дуального образования является и тот факт, что молодые специалисты становятся членами обучающего предприятия. Ростки такого обучения есть и у нас сегодня, когда студенты проходят практику на предприятии и им предлагают работу по специальности, но, к сожалению, это не практика, а исключение из правил.

Конечно, это требует не только понимания с обеих сторон процесса образования, но и обязательного выполнения всеми субъектами своих функций (когнитивных, приобретения практических навыков и опыта).

Но при всех имеющихся внешних проблемах, конечно, не исключается роль образовательного учреждения при подготовке специалиста. Так, очевидны вполне конкретные задачи, стоящие перед СурГПУ.

Сегодня, чтобы быть успешным нужно иметь такие преимущества, которые бы выгодно отличали от конкурентов.

В современных условиях перехода на инновационные рельсы нашим университетом определены внутренние проблемы и задачи, ключевые моменты, которые формируют новую парадигму процесса обучения «не на всю жизнь, а через всю жизнь», т.е. поставлена задача перед профессорско-преподавательским составом научить в стенах университета будущего специалиста не только получать определенные знания и профессиональные навыки согласно требований работодателя, но и, что является более важным, научить самостоятельному поиску нужной информации, обобщению её, анализу, синтезу, систематизации с помощью современного инструментария с целью эффективной реализации задач предприятия.

Руководство вуза играет важную роль в становлении не только профессионализма педагогических кадров, но и формирования престижа системы образования вуза в целом.

В СурГПУ радикально изменен подход к планированию, оценке учебно-воспитательного процесса, в практику вошло применение информационных технологий, позволяющий внедрение деятельностного подхода к обучению студентов. Сегодня это отлаженный процесс, который постоянно совершенствуется, начиная от технической оснастки, возможностями выхода как в локальные, так и глобальные сети и соответственно специального программного обеспечения.

Особое внимание обращено руководством вуза на формирование личности преподавателя: введена система конкурсного отбора преподавателей перед заключением срочного трудового договора, принцип субсидиарности является определяющим при их оценке, причем разработаны критерии отбора, требования к подготовке и переподготовке профессорско-преподавательского состава, повышению их квалификации, осуществляется механизм проф. пригодности, который требует от каждого педагога соответствия таким современным требованиям, как: уровень общей культуры, владение содержанием учебной дисциплины, знание проектной деятельности, использование современных образовательных технологий в том числе и инновационных.

Этому способствует не только системное повышение квалификации преподавателей, но и организация курсов на базе вуза по наиболее актуальным проблемам.

Так, вошло в практику обучение профессорско-преподавательского состава деятельностному подходу в образовании. Руководит обучением В.С. Лазарев - российский учёный в сфере психологии управления и образования; доктор психологических наук, профессор; действительный член РАО, который возглавлял «Институт инновационной деятельности в образовании».

Коллектив нашего университета, следуя известной истине, не стоит на месте, а находится в постоянном поиске инновационных путей, направленных на модернизацию образовательного процесса, основной целью которого является подготовка квалифицированных специалистов, способных не только выполнять свои профессиональные обязанности, но и быть конкурентным на рынке труда.

Всё перечисленное - это небольшая часть того, что способствует системным мерам по повышению конкурентоспособности образовательных услуг нашего университета на рынке труда.

Однако реформы в высшей школе продолжаются, идет совершенствование образовательных стандартов нового поколения, разрабатываются и внедряются профессиональные стандарты. Это, безусловно, необходимые в современных условиях шаги. Но важно при этом встроиться в систему образования в глобальном масштабе, и важным аспектом в решении данной образовательной проблемы , а по большому счету и экономики, хочется надеяться будет и долгожданное переосмысление, которое позволит сформировать такие обновленные формы сотрудничества "университет-власть-предприятие", что даст возможность «выдать» конкурентоспособный продукт, т.е. подготовить необходимых для современных условий квалифицированных специалистов способных решать проблемы страны. Слова Германа Грефа тому подтверждение: «Большинство социально-экономических и политических проблем в России, да и во всем мире, можно решить с помощью образования, так как именно оттуда произрастают их корни».

Литература

1. О ситуации с трудоустройством выпускников образовательных учреждений профессионального образования всех уровней // Портал «Карьерист». URL: http://www.career-st.ru/career_cruising/lib/92 (дата обращения: 12.02.2019).

2. Сидакова Л.В. Сущность и основные признаки дуальной модели обучения // Образование и воспитание. 2016. № 2. С. 62-64. URL: https://moluch.ra/th/4/ archive/29/pdf/ (дата обращения: 12.02.2019).

3. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2016. 1056 с. (Великие экономисты).

4. Уразаев Р. Инвестиционный форум «Сочи - 2018» URL: https://rusinvestforum. org/news/itogi-raboty-rossiyskogo-investitsionnogo-foruma-v-sochi-2018/ (дата обращения: 15.04.2019).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС 3+). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos-vob/380303.pdf (дата обращения: 11.01.2019).

6. Югфельд Е.А. Влияние социального партнерства на модернизацию образовательного процесса в колледже на примере проекта «Будущее белой металлургии» // Вестник высшей школы «Alma mater». 2011. № 4. С. 76-78.

References

1. About the situation with employment of graduates of educational institutions of vocational education of all levels / Web-portal «Careerist». Available at: http:// www.career-st.ru/career_cruising/lib/92 (accessed: 12.02.2019).

2. Sidakova L.V The essence and the main features of the dual model // Training and education. 2016, N 2, pp. 62-64. Available at: https://moluch.ru/th/4/ archive/29/803/ (accessed: 12.02.2019).

3. Smith A. An investigation of the nature and causes of the wealth of Nations. M.: Eksmo, 2007. 960 p. (Anthology of economic thought).

4. Urazaev R. Investment forum «Sochi - 2018». Available at: https://rusinvest-forum.org/news/itogi-raboty-rossiyskogo-investitsionnogo-foruma-v-sochi-2018/ (accessed: 15.04.2018).

5. Federal state educational standard of higher professional education (FSES 3rd Edition Plus). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380303.pdf (accessed: 11.01.2018).

6. Ugfeld E.A. The impact of social partnership on the modernization of the educational process in the College, for example, the project «The future of white metallurgy», Bulletin of the higher school «Alma mater». 2011, N 4, pp. 76-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.