Научная статья на тему 'Объемно-пластические, декоративные особенности сысольских прялок второй половины XIX – начала XX в'

Объемно-пластические, декоративные особенности сысольских прялок второй половины XIX – начала XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
93
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЯЛКА / КОНСТРУКЦИЯ / ФОРМА / ТЕХНИКА ДЕКОРИРОВАНИЯ / КАНОН / ТРАДИЦИЯ / SPINNING WHEEL / DESIGN / SHAPE / DECORATION TECHNIQUE / CANON / TRADITION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Некрасов Руслан Валерьевич

В статье исследуются объемно-пластические и художественно-эстетические аспекты прялки сысольского типа. Выдвигается гипотеза о наличии влияния традиций соседних этносов на формирование стилистических черт сысольской прялки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dimensional and sculptural decorative features of Sysolsk spinning wheels of the second half of XIX – early XX century

The article examines dimensional, sculptural, artistic and aesthetic aspects of the spinning wheels of Sysolsk type. It makes the hypothesis of the influence of the neighboring ethnic groups for the formation of the stylistic features of Sysolsk spinning wheel.

Текст научной работы на тему «Объемно-пластические, декоративные особенности сысольских прялок второй половины XIX – начала XX в»

ОБЪЕМНО-ПЛАСТИЧЕСКИЕ, ДЕКОРАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЫСОЛЬСКИХ ПРЯЛОК второй половины XIX - начала XX в.

Р. В. НЕКРАСОВ,

старший преподаватель кафедры дизайна

ФГБОУВПО «Сыктывкарский государственный университет»

(г. Сыктывкар, РФ)

Традиционная прялка занимает важное место в целом ряде вопросов народной культуры. Прялка коми как культурное явление достаточно часто вызывала интерес исследователей, благодаря чему были определены особенности технологических процессов традиционного промысла, художественно-эстетические представления населения различных районов региона, семиотический статус прялки и ее место в пространстве традиционного быта. Однако прялки юго-западной части коми населения, в частности сысольские, пока остаются за пределами внимания исследователей либо упоминаются лишь вскользь, не давая нам целостного образа, не выявляя объемно-пластических и художественно-эстетических особенностей, не указывая на сформированность устойчивой местной традиции. Между тем исследование сысольских прялок могло бы быть полезным для определения и понимания этнических традиций, поэтому постановка проблемы становится вполне очевидной.

В исследованиях традиционных коми прялок было замечено, что в их чертах проявлялись определенные территориальные закономерности. Не стал исключением и исследуемый район. Наблюдения показали, что в юго-западной части Коми существовала область, в которой сложился устойчивый тип прял© Некрасов Р. В., 2013

ки с самобытными признаками. На обширной территории, протянувшейся по бассейну р. Сысолы, бытовала прялка с устойчивым пропорциональным, объемно-пластическим и декоративным решением.

В данной статье определяется характер местных традиций в чертах сысоль-ских прялок, особое внимание уделяется особенностям их объемной пластики и декоративного убранства. Решается проблема заполнения пробела в систематизации северной прялки, бытовавшей на территории Коми края, и вносится еще один штрих в общую топографическую картину ее распространения и местонахождения.

Фактологической базой исследования послужила коллекция Национального музея Республики Коми, насчитывающая более 200 экземпляров, среди которых 17 вывезены из исследуемого района. Для целей работы использовались архивные источники и коллекции других музеев г. Сыктывкара и Сысольского района Республики Коми: 1) Музея археологии и этнографии СыктГУ (Фонд этнографии. Коллекция № 2 (э). Прялки. Ткачество); 2) Музея истории и просвещения Коми края СыктГУ (Фонд этнографии); 3) Музея литературных героев И. А. Кура-това «Кочь Закар керка» (Фонд этнографии - жилая комната крестьянской избы XIX в.) с. Куратово; 4) Музея истории

и культуры Сысольского района (Фонд этнографии) с. Визинга. В этих музеях изучены более 20 прялок. Часть информации была получена на основе изображений прялок в разных изданиях. Основную же часть сведений составили экспедиционные материалы, собранные автором в 2011 г. самостоятельно в Сы-сольском районе Республики Коми. Датировка всех рассмотренных прялок лежит в промежутке от второй половины XIX в. до 50-х гг. XX столетия.

В исследованиях традиционных коми прялок было замечено, что в их чертах проявлялись определенные территориальные закономерности.

Для целей исследования необходимо было зафиксировать характерные особенности каждой прялки и тем самым подготовить объект для аналитических операций. Оставаясь в рамках направления исследования, мы определили и классифицировали признаки облика сысольской прялки, в результате чего получили два тематических комплекса характеристик. Первый комплекс посвящен объемно-пластическому решению прялки, второй - украшению ее поверхности. Придерживаясь этого порядка, мы выявили основные черты сысольской прялки.

Изучение объемно-пластических характеристик прялок данной территориальной области свидетельствует, что они обладают устойчивым сходством пропорций и форм, отличающихся от прялок других районов. Мы рассчитали пропорциональные отношения 70 сысольских экземпляров. Результаты показали, что сысольцы предпочитали прялки со следующими пропорциями: высота прялок не превышает метра и чаще всего лежит в пределах 90-100 см. Все прялки имеют стойку, на которой пластичной порезкой выделены лопасть и ножка. Ширина лопастей в среднем равна 15-20 см. Фор-

ма ножек прямая, четырехгранная, в сечении представляет прямоугольник. По пропорциям ножка всегда примерно равна высоте лопасти. Длина донца составляет примерно 50-60 см, а ширина - не менее 10-12 см.

Одной из характеристик формы сы-сольской прялки является обобщенная схема силуэта лопасти. Данному этническому району свойственна одна доминирующая форма, которая стремится к прямоугольным очертаниям и основу которой составляет плоскость с параллельными боковыми гранями. Ритмичная насечка на боковых гранях лопасти выступает функциональной особенностью прялок и служит для закрепления кудели на определенной высоте. В сечении лопасть представляет собой сегмент с незначительной толщиной, выпуклая часть которой всегда обращена к пряхе.

Хотя объемно-пластические черты прялок характеризуются единообразием и вариации форм кажутся не столь яркими, тем не менее ни одна из десятков прялок не является точной копией другой - каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, подчеркивающими их уникальность.

Верхушка лопасти может быть горизонтально срезана, но чаще она дополнена невысоким треугольным мыском, лаконичный абрис которого формируют плавные вогнутые линии. В редких случаях треугольный мысок венчается закругленной или ромбовидной главкой. Нижняя часть лопасти срезана плавными дугообразными плечиками, формирующими переход к шейке.

Для данного типа прялок характерна и особая форма ножек. Они массивны и заметно расширяются ближе к донцу. Полевые наблюдения показали наличие парных резных выступов, располагающихся по симметричному принципу в верхней части ножки. На отдельных экземплярах такие выступы украшают всю

высоту ножки. Выступы вырезаны в виде симметричных половинок простейших геометрических фигур: ромба, треугольника, окружности, чаще квадрата.

прялок Сысольского района Республики Коми. Хотя объемно-пластические черты прялок характеризуются единообразием и вариации форм кажутся не столь яркими, тем не менее ни одна из десятков прялок не является точной копией другой - каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, подчеркивающими их уникальность.

Рис. 1. Профиль сысольских прялок.

Фото автора. 2011 г.

Переход ножки к донцу может осуществляться жестко под углом 90° (прямым углом) либо по дугообразной траектории с косым плоским срезом на пике дуги (рис. 1). Неодинаковость перехода ножки в донце зависела от конструкции корневой системы дерева, из которого изготовлялась прялка. Для большей части прялок характерно широкое донце в форме вытянутого лепестка, с закругленным или срезанным концом.

Итак, прялки сысольского типа обладают таким устойчивым сходством пропорций и формы, что можно говорить о каноне. В их облике значительная роль отведена объему прялки и ее массивному статичному силуэту. Отличительной особенностью формы является широкая лопатообразная лопасть с прямыми линиями боковых граней и устойчивыми абрисами вершины. Лопасть по дугообразным линиям плечиков плавно переходит в четырехгранную ножку, верхняя часть которой акцентирована резным геометрическим элементом, чаще в виде квадрата. В итоге исследование выявило взаимосвязь традиций северорусских земель, в частности с. Нюксеница Вологодской губернии (рис. 2), со стилистическими чертами объемной формы

'< "4 4 4 Ч

, 4K<VK<4<41

_Г< "4 '4 4 Щ ? VK4<VK<VK<;

Ш * ' <•<<

V<VK<VK<VK<

Рис. 2

а) Прялка. 1-я половина XIX в., с. Нюксеница,

Вологодская губ. Источник: [2, 7];

б) Прялка. 1-я половина ХХ в., с. Куратово,

м. Пом йыв, Сысольский р-н. Фото автора. 2011 г.

Сысольские прялки отличает также второй комплекс традиций - особенности декора поверхности. В ходе исследования выяснилось, что существует некая избирательность в системе декорирования. Сысольцы предпочитали определенный, достаточно устойчивый и в то же время скромный набор декоративных техник и приемов, в котором приоритет отдавался прежде всего выразительности объема и силуэта, а не изобразительному потенциалу плоскости.

В исследуемом районе можно увидеть расписные, раскрашенные и резные прялки. Материалы показывают, что живописный и графический вид росписи встречается лишь на единичных экземплярах, поэтому об этом виде декорирования здесь нельзя говорить как об устоявшемся. Традиционным же украшением сысольских прялок выступают раскрашивание и резьба. Окрашивали прялки целиком однотонной краской темных тонов, что подчеркивало скульптурную пластику формы прялки. В то же время встречается много прялок, не покрытых краской. Такие экземпляры отчетливо передают красоту ритмичных сочетаний текстуры древесной породы.

Еще одним традиционным приемом украшения поверхности прялок сысоль-цев является плосковыемчатая резьба. Резные орнаменты на прялках образованы сочетанием контурной и резьбы колышком - в большинстве прялок использована только контурная резьба. Резьба покрывает определенные участки поверхности - нижнюю часть лопасти (место перехода лопасти в ножку) и фигурные выступы на ножке. Композиция резного орнамента всегда симметрична. Мотивы резьбы на нижней части лопасти - одиночные или двойные бордюры, вторящие траектории изгиба

плечиков, а также цепочки треугольных выемок.

Главным и постоянным украшением четырехгранной ножки является резной геометрический элемент. На некоторых экземплярах таких элементов может быть несколько. Они то с одной, то с двух сторон украшались прямой или ромбиче ской сеткой, скрещивающимися линиями, образующими крест. Такие мотивы несут солярную символику. Обязательным условием сысольских прялок было наличие насечек, имеющих знаковый смысл (рис. 3). Размещались они строго по бокам резных геометрических элементов. Разнохарактерность комбинаций таких насечек привела нас к выводу, что они являются не чем иным, как родовыми знаками - пасами. По мнению исследователя традиционного искусства коми И. М. Уткиной, «на определенной ступени социально-экономического развития общества пасы имели широкое применение. Владелец паса и члены его семьи ставили знак на любой принадлежащий им предмет и объект их семейной собственности - земельные и охотничьи угодья, орудия труда, бытовые предметы, утварь и т. п.» [3, 5]. Даже ряд слов, содержащих элемент «пас», доказывают эту связь: кырымпас - подпись; туйпас -дорожный знак; серпас - орнаменталь-

Рис. 3.

Фрагменты ножек прялок (боковые части фигурных выступов). 1-я половина ХХ в. Дерево, резьба. Фото автора. 2011 г.

ный знак. Многие исследователи полагают, что именно на основе таких родовых знаков зародился и эволюционировал традиционный коми геометрический орнамент.

Как общую черту декорирования сысольских прялок следует отметить единую систему изобразительных приемов. Так, основой декоративного решения у прялок сысольского типа становятся скульптурная пластика формы, раскрашивание в темный тон, подчеркивающее выразительность пластики конструкции. Плосковыемчатая резьба, украшающая плоскость, имеет мелкий рельеф и не соперничает с выразительностью массивного силуэта. Орнамент строится строго симметрично относительно вертикальной оси, и каждая его половина достаточна для восприятия всей композиции. Композиционные узлы располагаются на месте перехода лопасти в ножку и на фигурных выступах ножки. На торцах таких выступов, как правило, ставились насечки, символизирующие родовые знаки.

Наблюдения и результаты, полученные в ходе исследования, позволили сделать следующие заключения.

1. Отсутствие на Сысоле округлых стрельчатых форм, видимо, можно расценить как знак очевидного перевеса славянской традиции, которая, синтезируясь в ходе торгово-экономических отношений этносов с сысольской традицией, выявила новый сплав культурных тенденций в облике традиционной прялки. Выяснилось, что система объемно-пластической структуры сысольской прялки находит параллели в прялках первой половины XIX в. Вологодской области (см. рис. 2), что предполагает миграцию северорусских традиций указанной местности в исследуемую область с последующими незначительными трансформациями некоторых черт.

2. Обзор декора на прялках Сысоль-ского района позволяет отметить, что основными приемами украшения прялок являются окрашивание и плосковыемчатая резьба (контурная и колышком).

Суровая простота декора приобретает лапидарность, подчеркивая плоскость доски и объемную пластику формы. Размещение резьбы на поверхности регламентировано. Как правило, декорируются основание лопасти и фигурные выступы на ножке. Исследование выявило, что расположение декоративных полей на плоскости, выбор художественных средств и композиция орнаментальных комбинаций представляют традицию только местного ареала - сы-сольского.

Основой декоративного решения у прялок сысольского типа становятся скульптурная пластика формы, раскрашивание в темный тон, подчеркивающее выразительность пластики конструкции. Плосковыемчатая резьба, украшающая плоскость, имеет мелкий рельеф и не соперничает с выразительностью массивного силуэта.

Суммируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что относительная однородность конструкций сысоль-ских прялок, устойчивость объемно-пластического решения и сходство основных принципов декорирования поверхности свидетельствуют о единой для этого региона традиционной основе.

Поступила 03.04.2013

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Некрасов, Р. В. Фото и зарисовки сысоль-

ских прялок. - Архив автора, 2011.

2. Тарановская, Н. В. Государственный Русский музей представляет. Русские прялки. Альманах. Вып. 7 / Н. В. Тарановская. -СПб., 2001. - 68 с.

3. Уткина, И. М. Прялки коми (зырян): из собрания Национального музея Республики Коми / И. М. Уткина. - Сыктывкар, 2009. -104 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.