Научная статья на тему 'Объемно-планировочная структура жилых кварталов довоенного Ленинграда (на примере застройки Ивановской улицы)'

Объемно-планировочная структура жилых кварталов довоенного Ленинграда (на примере застройки Ивановской улицы) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
281
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ / HISTORY OF ARCHITECTURE / ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / HOUSING CONSTRUCTION / АРХИТЕКТУРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ARCHITECTURAL COMPLEXES / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ / FUNCTIONAL ZONING / ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА / SPACE-PLANNING STRUCTURE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Золотарева М. В.

Рассматриваются градостроительные и объемно-пространственные особенности формирования архитектурных ансамблей в период с 1935 по 1940 г. На примере формирования архитектурной среды Ивановской улицы в Ленинграде даются характеристики основных подходов к организации застройки жилых районов бывших рабочих окраин города, а также рассматривается развитие стилистических приоритетов советского зодчества с начала 1930-х до конца 1950-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Space-Planning Structure of Residential Areas of Pre-War Leningrad(on the Example of Ivanovskaya Street Development)

Urban development and space-planning features of the formation of architectural ensembles from 1935 till 1940 are considered. On the example of formationof the architectural environment of the Ivanovskaya Street, characteristics of main approaches to the organization of development of residential areas of formerworkers city suburbs are madeas well as the development of stylistic priorities of Soviet architecture from the beginning of 1930s up to the end of 1950s areanalyzed.

Текст научной работы на тему «Объемно-планировочная структура жилых кварталов довоенного Ленинграда (на примере застройки Ивановской улицы)»

История архитектуры

------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Научно-технический и производственный журнал

УДК 72.01

М.В. ЗОЛОТАРЕВА, канд. архитектуры ([email protected])

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (190005, Санкт-Петербург, ул. 2-я Красноармейская, 4)

Объемно-планировочная структура жилых кварталов довоенного Ленинграда (на примере застройки Ивановской улицы)

Рассматриваются градостроительные и объемно-пространственные особенности формирования архитектурных ансамблей в период с 1935 по 1940 г. На примере формирования архитектурной среды Ивановской улицы в Ленинграде даются характеристики основных подходов к организации застройки жилых районов бывших рабочих окраин города, а также рассматривается развитие стилистических приоритетов советского зодчества с начала 1930-х до конца 1950-х гг.

Ключевые слова: история архитектуры, жилищное строительство, архитектурные комплексы, функциональное зонирование, объемно-планировочная структура.

M.V. ZOLOTAREVA, Candidate ofArchitecture ([email protected]) Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (4, 2nd Krasnoarmeiskaya Street, 190005, St. Petersburg, Russian Federation)

Space-Planning Structure of Residential Areas of Pre-War Leningrad (on the Example of Ivanovskaya Street Development)

Urban development and space-planning features of the formation of architectural ensembles from 1935 till 1940 are considered. On the example of formation of the architectural environment of the Ivanovskaya Street, characteristics of main approaches to the organization of development of residential areas of former workers city suburbs are madeas well as the development of stylistic priorities of Soviet architecture from the beginning of 1930s up to the end of 1950s are analyzed.

Keywords: history of architecture, housing construction, architectural complexes, functional zoning, space-planning structure.

В 1936 г. в Советском Союзе был взят курс на массовое жилищное строительство, являющееся «одним из показателей растущего благосостояния народных масс». Было указано на явное отставание строительства жилья от нужд советского народа. Этот вопрос занял центральное место в работе Всесоюзного съезда советских архитекторов, а также на собраниях ленинградских зодчих.

В докладе архитектора Е.А. Левинсона, напечатанном на страницах журнала «Архитектура Ленинграда», были отмечены прогрессивные тенденции жилищного строительства 1924-1926 гг. (Тракторная улица, Серафимовский участок, Палевский жилмассив, Щемиловский жилмассив и др.) [1], которые выразились в развитии западно-европейских идей городов-садов, а также в преемственности архитектурных традиций Петербурга в гигиеническом отношении. Одновременно были раскрыты основные проблемы жилищного строительства первых послереволюционных лет. Среди проблем названы экономические особенности массового жилого строительства, связанные с его малой этажностью, общей планировкой, отсутствием стандартизации строительного производства [1-3]. Центральный пленум Союза архитекторов призвал коллег в своем творчестве руководствоваться синтезом социально-бытовых, технико-экономических, организационных и идейно-художественных задач [1].

Решение обеспечения жителей города современным жильем шло в едином русле с масштабными градострои-

4о| -

тельными задачами, которые были намечены генеральными планами Ленинграда 1935-1939 гг.

Этими градостроительными документами предусматривалось увеличение территории города в два раза с развитием массового жилищного строительства на юге, юго-востоке и юго-западе Ленинграда. Районами новых ансамблей общественных и жилых комплексов должны были стать Малая Охта, Щемиловка, Автово, некоторые районы на севере, а также участки в районе нового центра города, примыкающие к магистралям Международного проспекта и Московского шоссе. Таким образом, в застройку были включены обширные территории Ленинграда.

Одним из районов современного строительства должен был стать район Щемиловки, который начал формироваться еще в 1920-х гг. на землях деревни Щемиловка на левом берегу Невы рядом с карьером и жильем рабочих Императорского фарфорового завода.

В приневской зоне этой части города в 1925-1929 гг. были сформированы кварталы жилых домов для рабочих прилегающих предприятий. Так возникли жилмассивы Палевский, рабочих-текстильщиков и Щемиловский [4].

Градостроительная роль территории Щемиловки определила ее дальнейшее развитие. Район стал связующим звеном между территориями южного центра (Международный проспект и Московское шоссе), юго-западными районами Ленинграда (Кировский район), а также территорией правого берега Невы. Главной магистралью нового района

^^^^^^^^^^^^^ №'2016

Научно-технический и производственный журнал

History of architecture

была определена Ивановская улица - одна из частей центральной дуговой магистрали города, преходящей к его новому центру на Московском шоссе.

В связи с градостроительным значением Ивановской улицы уже к середине 1930-х гг. началось проектирование и строительство нового моста. Володарский мост, открытый в 1936 г., был единственной (из трех планируемых) реализованной в это время переправой через Неву [5-6] (рис. 1).

Проект планировки района Щемиловки и решение архитектурно-пространственных задач были возложены на ведущих архитекторов Ленинграда. В градостроительных и объемно-планировочных проектах принимали участие Е.А. Левинсон, И.И. Фомин, С.И. Евдокимов, А.А. Оль, Л.И. Гальнбек.

Первая очередь освоения территории составила 50,1 га; население 15200 человек. Участки, прилегающие непосредственно к Неве, в первоначальный проект не входили. Все внимание проектировщиков было сосредоточено на жилой части района.

Проектная территория была ограничена двумя магистралями, параллельными Неве. В настоящее время это улицы Седова и Бабушкина. Первоначально ул. Седова именовалась Вторая Параллельная улица, которая должна была сталь преимущественно грузовой магистралью. С севера район был ограничен ул. Полярников и непосредственно примыкал к Щемиловскому жилмассиву. С южной стороны предусмотренная улица не получила своего оформления; можно предположить, что границей должна была стать ул. Белева, которую предполагалось продолжить до ул. Бабушкина (рис. 2). Ритмика уличной сети задавала соответствующую размерность кварталов, площадь которых составляла от 9 до 15 га [3].

Ивановская улица - центральная магистраль района проектировалась как единый архитектурный ансамбль, протяженность которого составляла 470 м. С каждой стороны улицы было построено по четыре шестиэтажных жилых дома (арх. Е.А. Левинсон, И.И. Фомин, С.И. Евдокимов) [5] (рис. 3). Одним из вариантов было предложено акцентировать головную часть ансамбля, расположенную у Володарского моста и постановкой жилого корпуса в 9-10 этажей, однако в окончательном варианте эта часть получила небольшое возвышение за счет незначительного увеличения высоты корпуса.

Композиция фронтальной застройки магистрали построена на основе симметрии ее элементов относительно поперечной оси улицы. Монументальность и строгость ансамбля достигалась лаконичностью фасадной пластики отдельных сооружений. Гладкая поверхность стен работает на контрасте с активно выступающими портиками-лоджиями, ордерный строй которых создает графичный вертикальный светотеневой рисунок, который усиливается по-лихромностью фасада (рис. 4).

В композиции элементов застройки ансамбля Ивановской улицы присутствовала некоторая доля формальности, которая позже подверглась критике. Отмечалось, что «в условиях северного климата введение лоджий, затененных столбами и пилонами, привело в ухудшению освещения примыкающих к лоджиям комнат» [3, 6, 7].

Деталировка зданий Ивановской улицы еще не освободилась от элементов архитектурного авангарда 1920-х гг. На это указывают приоритет гладкой поверхности стены, решение пластики фасада за счет сдвижки объемов,

Рис. 1. Володарский мост (инженеры проф. Г.П. Передерия, В.И. Кры-жановский, архитекторыА.С. Никольский, К.М. Дмитриев)

Рис. 2. Генплан квартала участка в Щемиловке (проф. А.А. Оль) [3]

Рис. 3. Жилой дом завода «Большевик» (арх. Е.А. Левинсон, И.И. Фомин) [3]

условность в прорисовке ордерной композиции, круглые окна лестничных клеток (рис. 5).

Строчная постановка зданий вдоль Ивановской улицы организует раскрытие внутридворовых пространств, визуальные перспективы которых замыкаются дворовыми жилыми флигелями. Эти здания, по мнению авторов проекта, должны были служить переходным «модулем», позволяющим осуществить постепенный переход от шумной улицы к тихому дворовому пространству [1].

В градостроительном решении района большое значение уделялось включению в его функциональное зонирование существующих зеленых участков бывшей Куракиной дачи. Во всех вариантах проектных решений предусматривалась организация бульвара, параллельного Ивановской улице. На этом бульваре должны были располагаться детские учреждения примыкающих кварталов (рис. 6). Этот бульвар композиционно замыкался парком Куракиной дачи, расположенным

История архитектуры

------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Научно-технический и производственный журнал

Рис. 4. Лоджии в доме на Ивановской ул.

в непосредственной близости от Невы. Идея размещения детских учреждений в зеленой парковой зоне, к сожалению, не получила своего развития, однако об этом проектном решении напоминает существующий в настоящее время парк бульвара Красных Зорь. Организация озеленения предусматривалась и на Ивановской улице. Ее проезжую часть фланкировали полосы зеленых насаждений.

Предмостная площадь у Володарского моста долгое время оставалась неблагоустроенной. Только в начале 1950-х гг. появляются эскизные проекты ее застройки [8-10]. С обеих сторон площади должны были разместиться 4-5-этажные здания. Их торжественная композиция завершалась двумя высотными сооружениями, фланкирующими въезд на Ивановскую ул. На самой площади предполагалось разбить партерный парк (рис. 7). Однако уже в конце 1950-х гг. смена стиля подвергла корректировке эти дорогостоящие идеи романтической классики (рис. 8).

Площадь у Володарского моста решалась как общественно-торговый центр. Проект был разработан архитекторами Д.С. Гольгором, К.Н. Емельяновым, Г.А. Васильевым и А.Н. Неробовой [5]. На предмостной площади в 1958-1961 гг. возникают девятиэтажные корпуса, которые своеобразной «скобкой» завершили угловой участок начала магистрали.

Рис. 5. Здания на Ивановской ул.

Рис. 6. Макет генплана кварталов у Володарского моста (арх. Е.А. Левинсон, И.И. Фомин, С.И. Евдокимов) [3]

Рис. 7. Проект застройки и благоустройства площади у Володарского моста. 1951 г.

В одинаковых по архитектуре зданиях по-разному решается пластика корпусов, выходящих на площадь и на магистраль. Корпуса зданий, выходящих на Ивановскую улицу, украшены ритмом эркеров, поднимающихся до четвертого этажа. Такое решение было предпринято с целью поддержать пластику более ранней застройки улицы. Корпуса, расположенные на предмостной площади, име-

42

8'2016

Научно-технический и производственный журнал

History of architecture

Рис. 8. Генплан Щемиловки. Конец 1950-х гг.

ют гладкие фасады, отражающие уже идеи нового стиля. Поэтому композиционными акцентами этих зданий являются витринные окна в два этажа в центральной части корпусов и своеобразно решенный аттик с частым ритмом узких окон.

История застройки Щемиловки -это прежде всего история архитектуры 1930-х гг., и хотя не все идеи были реализованы полностью, в планировочных схемах угадываются их основные направления.

Строительство на свободных территориях позволяло рационально решать градостроительные задачи, связанные с застройкой участков, обеспечением жителей объектами культурно-бытового назначения, благоустройством и озеленением территории. При проектировании квартальной застройки определялось количество населения, в том числе его возрастные группы. Поэтому выделялись специальные зоны для строительства яслей, детских садов и школ. Передовой концепцией являлась организация вну-триквартальной части для компактного размещения этих учреждений с учетом пространственного объединения этих частей в кварталах одной магистрали. Кроме того, комплексный подход способствовал более экономичной организации строительного процесса, прогрессивному развитию строительной техники и индустриализации строительства.

Список литературы

References

1. Вопросы жилищного строительства // Архитектура Ленинграда. 1938. № 1 (6). С. 34-40.

2. Больше внимания жилищному строительству // Архитектура Ленинграда. 1938. № 1. С. 27-29.

3. Жилые кварталы на вновь осваиваемых территориях Ленинграда // Архитектура Ленинграда. 1936. № 2. С. 26-29.

4. Кириков Б.М., Штиглиц М.С. Архитектура ленинградского авангарда СПб.: Коло, 2013. 312 с.

5. Каменский В.А., Наумов А.И.. Ленинград (градостроительные проблемы развития). Л.: Стройиздат, 1973. 360 с.

6. Баранов Н.В. Главный архитектор города: Творческая и организационная деятельность. М.: Стройиздат, 1979. 170 с.

7. Былинкин Н.П., Володин П.А., Корнфельд Я.А., Михайлова А.И., Савицкий Ю.Ю. История советской архитектуры. 1917-1958. М.: Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1962. 348 с.

8. Вайтанс А.Г. Эволюция планировки жилых кварталов в конце 1940 - начале 1950-х гг./ Актуальные проблемы архитектуры и строительства: Материалы V Международной конференции. СПб.: СПбГАСУ, 2013. Ч. I. С. 16-20.

9. Курбатов Ю.И. Баланс ценностей новой архитектуры исторического центра Петербурга (между приятием населения и тенденцией его отрицания) // Архитектура и строительство Москвы. 2004. № 2-3. С. 24-30.

10. Гранстрем М.А., Золотарева М.В. Исследование структуры исторической застройки Санкт-Петербурга // Жилищное строительство. 2014. № 11. С. 23-26.

1. Questions of housing construction. Arkhitektura Leningrada. 1938. No. 1 (6), pp. 34-40. (In Russian).

2. More attention to housing construction Architectura Leningrada. 1938. No. 1, pp. 27-29. (In Russian).

3. Residential neighborhoods into newly developed territories of Leningrad. Architectura Leningrada. 1936. No. 1, pp. 26-29. (In Russian)

4. Kirikov B.M., Shtigliz M.S. Architectura leningrada avangarda [The architecture of the Leningrad vanguard]. SPb.: Kolo. 2013. 312 p.

5. Kamensky V.A., Naumov A.I. Leningrad (urban development problems) [Leningrad (gradostroitelnie problemyi rasvitiya)]. L.: Stroyizdat. 1973. 360 p.

6. Baranov N.V. Glavnyi arkhitektor goroda: Tvorcheskaya i orgyanizatsionnaya deyatel'nost' [Chief architect of the city: Creative and orgyanizatsionny activity]. Moscow: Stroyizdat, 1979. 170 p. (In Russian).

7. Bylinkin N.P., Volodin P.A., Kornfeld Ya.A., Mikhaylova A.I., Savitsky Yu.Yu. Istoriya sovetskoi arkhitektury. 1917-1958 [Istoriya of the Soviet architecture. 1917-1958]. Moskva: Gosudarstvennoe izdatel'stvo literatury po stroitel'stvu, arkhitekture i stroitel'nym materialam 1962. 348 p. (In Russian).

8. Vaytens A.G. Evolution of planning of residential neighborhoods in the late 1940s and early 1950s. Actual problems of architecture and construction: materials of VInternational conference. SPb.: SPb.GASU. 2013. Vol. I. pp. 16-20. (In Russian).

9. Kurbatov Yu.I. Balans of values of new architecture of historic center of St. Petersburg (between acceptance of the population and a tendency of its denial). Architectura i stroitelstvo Moscvi. 2004. No. 2-3, pp. 24-30. (In Russian).

10. Granstrem M.A., Zolotareva M.V. Research in the Structure of Historical Housing Development of Saint-Petersburg. Zhilishchnoe Stroitelstvo [Housing Constructions]. 2014. № 11, pp. 11-13. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.