Научная статья на тему 'Объем и интенсивность тренировочной нагрузки спринтеров в подготовительном периоде занятий в условиях Крайнего Севера'

Объем и интенсивность тренировочной нагрузки спринтеров в подготовительном периоде занятий в условиях Крайнего Севера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕНСИВНОСТЬ / INTENSITY / ТРЕНИРОВОЧНАЯ НАГРУЗКА / TRAINING LOAD / КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / CLIMATIC CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова О.А., Горохова Г.Г., Гурьева А.В., Лаптева В.В.

Исследование эффективного распределения тренировочных и соревновательных нагрузок в подготовительном периоде подготовки спринтеров в условиях Крайнего Севера начато в 2008 г. в Якутске. Исследовательская работа проводилась на базе Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Во время эксперимента определялось общее направление работы, уточнялась степень актуальности темы, разрабатывалась программа исследования. Основываясь на данных специальной литературы, изучили современные представления о циклах и этапах подготовки бегунов-разрядников, специализирующихся на коротких дистанциях. Итогом исследования на данном этапе явилась разработка экспериментальных тренировочных программ, реализующих различные методические подходы, направленные на научное планирование тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов и достижение ими наивысших результатов на коротких дистанциях. Были организованы две группы: экспериментальная и контрольная. Каждая состояла из 10 человек. В ходе педагогического эксперимента было установлено, что использование дополнительных упражнений для спринтеров в подготовительном периоде тренировочного процесса является достаточно эффективным. Это подтверждается следующими факторами: рост спортивных результатов в экспериментальной группе сравнительно выше и стабильнее; в контрольной группе тоже отмечается рост результатов, но несущественный и главное нестабильный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимова О.А., Горохова Г.Г., Гурьева А.В., Лаптева В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Объем и интенсивность тренировочной нагрузки спринтеров в подготовительном периоде занятий в условиях Крайнего Севера»

ОБЪЕМ и ИНТЕНСИВНОСТЬ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ СПРИНТЕРОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ЗАНЯТИЙ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Поступила в редакцию 01.06.2015 г.

Кандидат педагогических наук, доцент О.А. Максимова1 Г.Г. Горохова1

A.В. Гурьева1

B.В. Лаптева1

1 Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Якутск

VOLUME AND INTENSITY OF SPRINT TRAINING LOAD IN PREPARATORY PERiOD OF CLASSES IN FAR NORTH

Ph.D., Associate Professor O.A. Maksimova1 G.G. Gorokhova1 A.V. Gur'eva1 V.V. Lapteva1

11nstitute of Physical Culture and Sport of North-Eastern Federal University named after M.IK Ammosov, Yakutsk

УДК/UDC 796.015

Информация для связи с автором: maksim.olya@mail.ru

Аннотация

Исследование эффективного распределения тренировочных и соревновательных нагрузок в подготовительном периоде подготовки спринтеров в условиях Крайнего Севера начато в 2008 г. в Якутске. Исследовательская работа проводилась на базе Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Во время эксперимента определялось общее направление работы, уточнялась степень актуальности темы, разрабатывалась программа исследования. Основываясь на данных специальной литературы, изучили современные представления о циклах и этапах подготовки бегунов-разрядников, специализирующихся на коротких дистанциях. Итогом исследования на данном этапе явилась разработка экспериментальных тренировочных программ, реализующих различные методические подходы, направленные на научное планирование тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов и достижение ими наивысших результатов на коротких дистанциях. Были организованы две группы: экспериментальная и контрольная . Каждая состояла из 10 человек. В ходе педагогического эксперимента было установлено, что использование дополнительных упражнений для спринтеров в подготовительном периоде тренировочного процесса является достаточно эффективным. Это подтверждается следующими факторами: рост спортивных результатов в экспериментальной группе сравнительно выше и стабильнее; в контрольной группе тоже отмечается рост результатов, но несущественный и главное нестабильный.

Ключевые слова: интенсивность, тренировочная нагрузка, климатические условия.

Annotation

Efficient distribution of training and competitive loads in the pre-season of sprinters in the Far North was started to be studied in 2008 in Yakutsk. Research was conducted at the premises of Institute of Physical Culture and Sport of NorthEastern Federal University named after M.K. Ammosov. Based on the experiment, the guidelines of the work were defined, the relevance of the subject of research was clarified and a research program was developed. With regard to the data in the specialized literature, the researchers studied the current understanding of the cycles and phases of training of rated runners, specializing in sprint. The result of research at this stage was the development of experimental training programs in which various methodological approaches for scientific planning of training and competitive activities of athletes and their maximum achievements in sprint are implemented. Two groups (experimental and control) were organized 10 people each.

As seen from the educational experiment, it is quite effective to use additional exercises for sprinters in the pre-season of the training process, which is confirmed by the following factors: the growth of sports results in the experimental group was relatively higher and more stable; in the control group the growth of the results was also noted, but was insignificant and most importantly unstable.

Keywords: intensity, training load, climatic conditions.

Введение. Рост спортивных результатов в легкой атлетике, и в частности в спринтерском беге, во многом зависит от эффективного распределения тренировочных и соревновательных нагрузок на различных этапах подготовки [3]. В исследованиях последних лет одним из рациональных способов организации тренировочной нагрузки в годичном цикле признается подход, связанный с концентрацией тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности на определенных этапах [2]. В последнее время в Республике Саха (Якутия) стремительными темпами развивается бег на длинные и сверхдлинные дистанции. На этих дистанциях наши спортсмены выходят на мировой уровень. Значительно иной характер роста результатов на короткие дистанции: ос-

новываясь на компетентных источниках, можем сказать, что результаты в спринте практически стоят на месте [4]. Поэтому спринт требует внимания со стороны тренеров, в частности изучения такой проблемы, как правильное распределение объема и интенсивности нагрузки в подготовительном периоде. Вопросы совершенствования тренировочного процесса в Республике Саха (Якутия) в данной дисциплине лёгкой атлетики актуальны, однако рассмотрены недостаточно [9]. Всё возрастающая конкуренция в Республике в каждом из видов спорта, в том числе и в спринтерском беге, приводит тренеров и специалистов, занимающихся подготовкой спортсменов, к необходимости поиска новых методов и средств планирования, а также новых путей контроля тренировочного процесса [1].

Освоению Севера посвящено значительное количество научно-исследовательских работ [9]. В большинстве исследований отмечается отрицательное влияние климато-метеорологических факторов на состояние здоровья жителей Севера. Ниже приводится обобщенный перечень отрицательных сдвигов, происходящих в организме человека в условиях Крайнего Севера.

Однако суровые климатические условия районов Крайнего Севера и положительно влияют на организм человека. Например, установлено, что в холодные месяцы повышается уровень основного обмена. Благодаря этому более экономно расходуются продукты питания в процессе обмена веществ. Также установлено снижение частоты простудных заболеваний на Крайнем Севере и повышение сосудистой реакции в конечностях и на открытых участках тела под влиянием холода. Определен повышенный кислородный индекс у коренных жителей Якутии. Из каждого литра воздуха, вдыхаемого за 1 мин, поглощается больше кислорода, что способствует лучшему обеспечению им всех тканей организма, в том числе работающих мышц [9].

Цель исследования - научно обосновать объем и интенсивность тренировочной нагрузки спринтеров-разрядников в подготовительном периоде занятий в условиях Крайнего Севера.

Методика и организация исследования. Климатические условия районов Крайнего Севера существенно отличаются от условий средней полосы России. Условия Якутии примечательны тем, что основной этап тренировочного процесса приходится на время зимних холодов (температура достигает 40-50о)и проходит в помещении. На летних стадионах тренировки проводятся только с конца апреля по октябрь [5]. Несмотря на это спортивные показатели улучшаются с каждым годом, по сравнению с прошлыми годами побиты и намного улучшены республиканские рекорды прежних лет, хотя в помещениях невозможно применять такие нагрузки, как бег в гору, прыжки в гору, ускорения по прямой выше 80 м [9].

Исследовательская работа проводилась на базе Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Во время эксперимента определялось общее направление работы, уточнялась степень актуальности темы, разрабатывалась программа исследования. Опираясь на данные специальной литературы, изучали современные представления о циклах и этапах подготовки бегунов-разрядников, специализирующихся на короткие дистанции [5]. Итогом исследования на данном этапе явилась разработка экспериментальных тренировочных программ, реализующих различные методические подходы, направленные на научное планирование тренировочной и соревновательной деятельности наших спортсменов и достижение наивысших результатов на коротких дистанциях [7]. Были организованы две группы: экспериментальная и контрольная, по 10 человек в каждой. Этап проводился в период 2008/2009 г. Средний возраст спортсменов каждой из групп -19 лет. Спортсмены занимались легкой атлетикой в среднем 4-5 лет, имеют I и II спортивные разряды. Специальный отбор в группы не проводился. Была разработана методика тренировочной нагрузки с учетом физической подготовленности и индивидуальных особенностей исследуемых; подобраны дополнительные упражнения скоростно-силовой направленности. Именно по этой методике тренировалась экспериментальная группа в течение одного года.

Результаты исследования и их обсуждение. Легкоатлеты, которые вникают в суть тренировочного процесса, анализируют, занимаются самообразованием как в теоретическом, так и в тактическом плане, скорее достигают своих целей, спортивные результаты у них растут быстро и стабильно. Готовые к таким требованиям бегуны продолжают заниматься избранным видом спорта долго, стабильно, ответственно. Кроме того, акцентирование развития скоростно-силовых качеств укрепляет мышечно-суставной аппарат, необходимый для больших напряжений, улучшаются энерговозможности (аэробная, анаэробная гликолитическая, анаэробная алактат-

ная производительность), повышается устойчивость к нагрузкам и, главное, изменяются личностно-психические качества.

Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп показывает, что применение дополнительных упражнений в тренировочном процессе подготовительного периода для бегунов, специализирующихся на короткие дистанции, способствует быстрому и стабильному росту спортивных результатов. Большое значение имеют чередование упражнений и индивидуальный подход к каждому спортсмену.

Заключение. В ходе педагогического эксперимента было установлено, что использование дополнительных упражнений в подготовительном периоде тренировочного процесса для спринтеров достаточно эффективно. Это подтверждается следующими факторами: рост спортивных результатов в экспериментальной группе выше и стабильнее; в контрольной группе также отмечается рост результатов, но менее существенный и, главное, нестабильный.

Литература

1. Березин А.В. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: пособие для учителя / А.В. Березин, А.А. Зданевич, Б.Д. Ионов, Ю.А. Копылов др. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 125 с.

2. Бутин И.М. Физическая культура: 9-11 кл.: учеб. пособие для уч-ся общеобразоват. учеб. заведений / И.М. Бутин, И.А. Бутина, Т.Н. Леонтьева, С.М. Масленников. - М.: Владос, 2003. - 208 с.

3. Васильков А.А. Теория и методика спорта: учебник / А.А. Васильков. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 379 с.

4. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.Р. Голощапов. - М.: Академия, 2001. - 312 с.

5. Жилкин А.И. Легкая атлетика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М.: Академия, 2003. - 464 с.

6. Захаров С.И. Республиканский физкультурный комплекс нормативов «Эрэл» / С.И. Захаров, М.И. Варламов, Н.Е. Максимова, И.Ю. Григорьев, Н.С. Сивцева. - 2-е изд., доп. и испр. - Якутск: Программно-методический отдел УФВС МО РС(Я), 2000. - 32 с.

7. Кайнова Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учеб. пособие / Э.Б. Кайнова. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2007. - 208 с.

8. Кузнецов В.С. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе / В.С. Кузнецов, Г.А. Колод-ницкий. - М.: Владос, 2002. - 176 с.

9. Шамаев Н.К. Особенности методики физического воспитания в условиях Севера / Н.К. Шамаев. - Якутск: Изд-во Якутского госуниверситета. 1996. - 172 с.

References

1. Berezin, A.V. Metodika fizicheskogo vospitaniya uchashchihsya 1011 klassov: posobie dlya uchitelya (Technique of physical education of 10-11-formers: teacher's manual) //A.V. Berezin, A.A. Zdanevich, B.D. lonov, Yu.A. Kopylov et al. - 4th ed. - Moscow: Prosveshchenie, 2005. -125 P.

2. Butin, I.M. Fizicheskaya kul'tura: 9-11 kl.: ucheb. posobie dlya uch-sya obshcheobrazovat. ucheb. zavedeniy (Physical education: 9-11 grades: study guide for pupils of general education institutions) // I.M. Butin, I.A. Butina, T.N. Leont'eva, S.M. Maslennikov. - Moscow: Vlados, 2003. - 208 P.

3. Vasil'kov, A.A. Teoriya i metodika sporta: uchebnik (Theory and technology of sport: textbook) // A.A. Vasil'kov. - Rostov-on/D: Feniks, 2008. - 379 P.

4. Goloshchapov, B.R. Istoriya fizicheskoy kul'tury i sporta: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy (History of physical culture and sport: study guide for students of higher educ. institutions) // B.R. Goloshchapov. - Moscow: Akademiya, 2001. - 312 P.

5. Zhilkin, A.I. Legkaya atletika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy (Athletics: study guide for students of higher educ. institutions) // A.I. Zhilkin, V.S. Kuz'min, E.V. Sidorchuk. - Moscow: Akademiya, 2003. - 464 P.

6. Zakharov, S.I. Respublikanskiy fizkul'turny kompleks normativov «Yeryel» (Republican athletic set of regulations "Erel") // S.I. Zakharov, M.I. Varlamov, N.E. Maksimova, I.JYu. Grigor'ev, N.S. Sivtseva. - 2nd ed., rev. and sup. - Yakutsk: Program and methodical department UFVS MO RS(Ya), 2000. - 32 P.

7. Kaynova, J.B. Obshchaya pedagogika fizicheskoy kul'tury i sporta: ucheb. posobie (General pedagogics of physical culture and sport: study guide) // J.B. Kaynova. - Moscow: ID «Forum»: INFRA-M, 2007. - 208 P.

8. Kuznetsov, V.S. Metodika obucheniya osnovnym vidam dvizheniy na urokakh fizicheskoy kul'tury v shkole (Methods of teaching basic kinds of motions at physical education lessons in school) // V.S. Kuznetsov, G.A. Kolodnitskiy. - Moscow: Vlados, 2002. - 176 P.

9. Shamaev N.K. Osobennosti metodiki fizicheskogo vospitaniya v usloviyakh Severa (Features of physical education technique in the North). - Yakutsk: Pub. h-se of Yakutsk state university.1996. - 172 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.