Научная статья на тему 'Объем фармацевтического рынка России'

Объем фармацевтического рынка России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
398
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ПРИРОСТ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА / ОБЪЕМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / СЕГМЕНТЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА / PHARMACEUTICS / PHARMACEUTICAL MARKET GROWTH / THE VOLUME OF PHARMACEUTICAL MARKET / MEDICINES AND PHARMACEUTICAL MARKET SEGMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркелова Александра Михайловна, Каукина Татьяна Юрьевна

В данной статье проводится оценка объёма фармацевтического рынка России, выраженного в млрд. рублей, а также отдельных его сегментов в период с 2012 по 2016 год. В ходе исследования определили прирост объёма рынка в рублевом выражении, а также выявили тенденции и перспективы его развития в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VOLUME OF PHARMACEUTICAL MARKET IN RUSSIA

This article assesses the volume of pharmaceutical market of Russia, expressed in billions. BR, as well as separate segments in the period from 2012 to 2016 year. During analysis, we identified market volume growth in rouble terms, and also revealed the trends and prospects of its development in Russia

Текст научной работы на тему «Объем фармацевтического рынка России»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (18), 2018 УДК: 615.1:339.13.017

Маркелова Александра Михайловна, студентка фармацевтического факультета ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России

e-mail: aleksandramarkelowa@yandex.ru

Каукина Татьяна Юрьевна, студентка фармацевтического факультета ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России

e-mail: kaukina32@yandex.ru

ОБЪЕМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИИ

Аннотация: в данной статье проводится оценка объёма фармацевтического рынка России, выраженного в млрд. рублей, а также отдельных его сегментов в период с 2012 по 2016 год. В ходе исследования определили прирост объёма рынка в рублевом выражении, а также выявили тенденции и перспективы его развития в России.

Ключевые слова: фармацевтический рынок, прирост фармацевтического рынка, объем фармацевтического рынка, лекарственные средства, сегменты фармацевтического рынка.

Markelova Aleksandra Mikhailovna, student of the pharmaceutical faculty of Kursk State Medical Univercity

e-mail: aleksandramarkelowa@yandex.ru

Kaukina Tatiana Yurievna, student of the pharmaceutical faculty of Kursk State Medical Univercity

e-mail: kaukina32@yandex.ru

THE VOLUME OF PHARMACEUTICAL MARKET IN RUSSIA

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (18), 2018

Summary: this article assesses the volume of pharmaceutical market of Russia, expressed in billions. BR, as well as separate segments in the period from 2012 to 2016 year. During analysis, we identified market volume growth in rouble terms, and also revealed the trends and prospects of its development in Russia.

Keywords: pharmaceutics, pharmaceutical market growth, the volume of pharmaceutical market, medicines and pharmaceutical market segments.

Стратегия развития фармацевтической отрасли Российской Федерации, является одной из наиболее успешных отраслевых программ развития в России, так как фармацевтический рынок представляет собой один из наиболее динамичных и быстрорастущих рынков. Он включает в себя заинтересованных в производстве, продаже и потреблении медикаментов лиц: компании -производители, дистрибьюторы, персонал аптек, врачи и руководство поликлиник и стационаров и сами пациенты. За последние годы отечественная фармацевтическая отрасль привлекла свыше 120 млрд. руб. частных инвестиций, появилось большое количество новых высокотехнологичных фармацевтических предприятий.

Фармацевтический рынок как развивающаяся экономическая система распределяет ЛС и ИМН (изделий медицинского назначения) на основе механизма рыночной конкуренции с учетом специфической особенности фармацевтического рынка - его социальной значимости.

Объем и структура потребления ЛС и ИМН зависит от ряда факторов, таких как уровень и структура заболеваемости населения, количество населения, платежеспособность потребителя, развитость фармацевтической помощи.

Целью исследования являлся анализ тенденций развития на российском фармацевтическом рынке, в том числе объемы и динамика рынка, его перспективные сегменты, а также оценка показателей прироста.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (18), 2018 Для достижения поставленной цели использовался комплекс исследовательских методов: статистические, и графические анализы [5]. Также использовались материалы электронных сайтов аналитических компаний.

С 2012 по 2016 годы, согласно исследованию маркетингового агентства «DSM Group», объем рынка увеличился до 1344 миллиардов рублей, что на 7 процентов выше, чем годом ранее [2]. Основной вклад в рост рынка внес коммерческий сегмент лекарств. Среди них примерно 806 миллиардов составляют готовые лекарственные средства, которые были приобретены отечественными потребителями, 330 миллиардов - различные программы обеспечения медицинскими препаратами, 209 миллиардов -парафармацевтические товары. Парафармацевтические товары - это лекарственные препараты, в состав которых входят компоненты только природного происхождения. При использовании данных лекарственных средств не наблюдаются побочные эффекты, и, кроме того, уровень эффективности данных препаратов очень высок.

В таблице 1 представлены основные сегменты лекарственных средств и их объем продаж в денежном выражении за 2012 - 2016 года.

Таблица 1 - Объем фармацевтического рынка в млрд. рублей

Сегмент ^^^^^^^ 2012 2013 2014 2015 2016

Коммерческий сегмент ГЛС 537 609 675 741 806

Коммерческий сектор парафармацевтики 149 169 183 195 209

Государственный сектор ГЛС 236 267 294 323 330

Общий объём 922 1045 1152 1259 1344

Исходя из таблицы 1, видно, что рост объёма в млрд. рублей происходит во всех сегментах фармацевтического рынка. Также, отмечается, что в первую очередь рост будет обеспечен за счет продаж в коммерческом сегменте ГЛС. Важной тенденцией современного рынка является переход на джейнерики, доля

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (18), 2018 которых растёт на фоне снижения долей оригинальных препаратов в стоимостном и натуральном выражении.

Исходя из данных таблицы №2 и соответствующей диаграммы, можно отметить, что прирост фармацевтического рынка в процентах, с каждым годом уменьшается во всех сегментах рынка. Падению темпов роста фармацевтического рынка способствовал целый ряд причин. Таблица 2 - Прирост фармацевтического рынка (%)_

Сегмент 2012/2013 2013/2014 2014/2015 2015/2016

Коммерческий сегмент ГЛС 13 11 9,6 8,8

Коммерческий сектор парафармацевтики 14 8 6,6 7

Государственный сектор ГЛС 14 10 9,8 1,8

Итого 14 10,1 9,3 6,7

Прирост объёма фармацевтического рынка

16 -

0

2012/2013 2013/2014 2014/2015 2015/2016

-Коммерческий сегмент ГЛС

-Коммерческий сектор парафармацевтики

-Государственный сектор ГЛС

Рисунок 1 - Прирост объема фармацевтического рынка

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (18), 2018

Среди основных можно отметить глобальный финансово -экономический кризис 2008 года, который вынудил правительства многих стран пересмотреть свои бюджеты на здравоохранение и оптимизировать расходы на закупки лекарств. Для дистрибуторского и аптечного звена основным трендом 2016 года стала набирающая обороты концентрация. В краткосрочной перспективе основным фактором, влияющим на фармрынок, останется финансово-экономическая ситуация в стране.

Таким образом, анализ объёма рынка за 2012-2016 годы показал, что прирост фармацевтического рынка, несмотря на увеличение объёма продаж в денежном выражении за 2012 - 2016 годы, уменьшился. Основными тенденциями фармацевтического рынка являются: увеличение объема продаж, усиление конкуренции во всех сегментах, внедрение новых технологий [3].

Фармацевтический рынок является сложной структурой, в которой происходят взаимодействия между потребителями (пациентами и медицинскими работниками), интересы которых представляют Всемирная Организация Здравоохранения, органами здравоохранения, посредниками (оптовыми и розничными структурами, занимающимися реализацией медикаментов) и производителями лекарственных препаратов, однако является одним из самых высокодоходных секторов мировой экономики.

Список литературы:

1. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года - Приказ Минпромторга Россиии от 23 октября 2009 г. №956// http: pharma2020.ru

2. «Фармацевтический рынок России», исследование маркетингового агенства «DSM Group», 2012-2016 год;

3. «Тенденции фармацевтического рынка России», исследовательский центр компании «Делойт» в СНГ, Москва, 2017 год;

4. Медиа проект «Новости GMP», новости фармацевтических предприятий и производств// http://gmpnews.ru;

5. Управление ресурсами в системе здравоохранения региона: монография / С.А. Беляев - Курск: КГМУ, 2017. - 159 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.