Научная статья на тему 'Анализ структуры потребления антитромбоцитарных препаратов на российском фармацевтическом рынке: 2014-2016 гг'

Анализ структуры потребления антитромбоцитарных препаратов на российском фармацевтическом рынке: 2014-2016 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
387
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВ / ОБЗОР ПОТРЕБЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / АНТИТРОМБОЦИТАРНЫЕ ПРЕПАРАТЫ / ТИКЛОПИДИН / КЛОПИДОГРЕЛ / ТИКАГРЕЛОР / РОССИЯ / DRUG UTILIZATION RESEARCH / SURVEY OF DRUG USAGE / SURVEY OF DRUG CONSUMPTION / PHARMACEUTICAL MARKET / ANTIPLATELET DRUGS / TICLOPIDINE / CLOPIDOGREL / TICAGRELOR / RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зырянов С.К., Думченко Екатерина Владимировна

В данной статье проанализирован структура российского фармацевтического рынка антитромбоцитарных препаратов в период 2014-2016 гг. 80% пациентов принимают дженерики клопидогрела, отдавая предпочтения препарату Зилт®. Среди оригинальных препаратов лидерами потребления в 2016 г. являются Плавикс® и Коплавикс® 16%. В структуре потребления антитромбоцитарных препаратов на долю оригинальных препаратов в целом приходится порядка 60% потребления в стоимостном выражении, что составляет порядка 25% в упаковках. Через государственный сегмент проходят в основном дженерики клопидогрела (54% в стоимостном выражении и 85% в натуральном), а это значит, большая часть оригинальных препаратов приобретается пациентами через розничную аптечную сеть, несмотря на их высокую стоимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зырянов С.К., Думченко Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the structure of consumption of antiplatelet drugs in the Russian pharmaceutical market: 2014-2016

This article analyzes the volume of the Russian pharmaceutical market of antiplatelet drugs in the period 2014-2016. 80% of patients take clopidogrel generics, giving preference to Zilt®. Among the original drugs, the leaders of consumption are Plavix® and Coplavix® in 2016 year 16%. In the structure of consumption of antiplatelet drugs, the share of original drugs as a whole account for about 60% of consumption in value terms, which is about 25% in packs. Clopidogrel generics (54% in value terms and 85% in natural terms) pass through the state segment, which means that most of the original drugs are purchased by patients through the retail pharmacy network, despite their high cost.

Текст научной работы на тему «Анализ структуры потребления антитромбоцитарных препаратов на российском фармацевтическом рынке: 2014-2016 гг»

Анализ структуры потребления антитромбоцитарных препаратов на российском фармацевтическом рынке: 2014—2016 гг.

Зырянов С.К., Думченко Е.В.

Кафедра общей и клинической фармакологии ФГАОУ ВО «Российский Университет дружбы народов», г. Москва

Резюме. В данной статье проанализирован структура российского фармацевтического рынка антитромбоцитарных препаратов в период 2014—2016 гг. 80% пациентов принимают дженерики клопидогрела, отдавая предпочтения препарату Зилт®. Среди оригинальных препаратов лидерами потребления в 2016 г. являются Плавикс® и Коплавикс® — 16%. В структуре потребления антитромбоцитарных препаратов на долю оригинальных препаратов в целом приходится порядка 60% потребления в стоимостном выражении, что составляет порядка 25% в упаковках. Через государственный сегмент проходят в основном дженерики клопидогрела (54% в стоимостном выражении и 85% — в натуральном), а это значит, большая часть оригинальных препаратов приобретается пациентами через розничную аптечную сеть, несмотря на их высокую стоимость.

Ключевые слова: исследование потребления лекарств, обзор потребления лекарственных средств, фармацевтический рынок, антитромбоцитарные препараты, тиклопидин, клопидогрел, тикагрелор, Россия

Analysis of the structure of consumption of antiplatelet drugs in the Russian pharmaceutical market: 2014—2016

Zyryanov S.K., Dumchenko E.V.

Department of General and Clinical Pharmacology, Peoples' Friendship University of Russia, Russian Federation, Moscow

Abstract. This article analyzes the volume of the Russian pharmaceutical market of antiplatelet drugs in the period 2014-2016. 80% of patients take clopidogrel generics, giving preference to Zilt®. Among the original drugs, the leaders of consumption are Plavix® and Coplavix® — in 2016 year 16%. In the structure of consumption of antiplatelet drugs, the share of original drugs as a whole account for about 60% of consumption in value terms, which is about 25% in packs. Clopidogrel generics (54% in value terms and 85% in natural terms) pass through the state segment, which means that most of the original drugs are purchased by patients through the retail pharmacy network, despite their high cost.

Keywords: drug utilization research, survey of drug usage, survey of drug consumption, pharmaceutical market, antiplatelet drugs, ticlopidine, clopidogrel, ticagrelor, Russia

Автор, ответственный за переписку:

Думченко Екатерина Владимировна — аспирант, кафедра общей и клинической фармакологии Российского университета дружбы народов, г. Москва; e-mail: katrin010985@gmail.com

Введение

По данным аналитической компании DSM Group фармацевтический рынок России не только входит в десятку крупнейших рынков мира, занимая 7-е место, но и является одним из наиболее быстрорастущих. Средний ежегодный прирост за период с 2008 по 2015 гг. составил 13% в рублёвом эквиваленте. Однако, несмотря на то что рынок продолжает расти в рублях, в долларах наблюдается падение и в 2014 г. (-9%), и в 2015 году (-32%). Такое падение привело к тому, что ёмкость рос-

сийского фармацевтического рынка в 2015 г. сравнима с показателями 2007—2008 гг. [10].

С конца 2014 г. в экономике России наблюдается спад, обусловленный девальвацией национальной валюты и международными санкциями, всё это привело к снижению темпов роста и покупательской способности населения. Эти отрицательные явления оказали своё влияние и на фармацевтический рынок России, что привело к ряду изменений, реализуемых Правительством РФ в сфере лекарственного обеспечения, это и регулирование цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты

(ЖНВЛП), и внедрение политики импортозамеще-ния в 2015—2016 гг. [1].

В этот экономически тяжёлый для страны период перед Министерством здравоохранения РФ была поставлена задача снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ), так как Россия является одной из ведущих, среди индустриально развитых стран, по распространённости, смертности и инва-лидизации от ССЗ, что наносит серьёзный экономический ущерб бюджету страны [2, 6].

На сегодняшний момент возникает вопрос: Какое влияние оказал экономический кризис на рынок антитромбоцитарных препаратов в период 2014— 2016 гг.? Однако, не зная структуру их потребления: объём и характеристики применения, тенденции их использования и изменений стоимости на протяжении времени, сложно приступить к обсуждению рационального их использования или поиску путей улучшения практики их назначения, а также влиять на проистекающие из этого медицинские, социальные и экономические последствия [12], в частности на снижение смертности от ССЗ.

Для получения информации о структуре потребления антитромбоцитарных препаратов в период 2014—2016 гг. мы использовали данные, имеющиеся в отчётах аналитических компаниях DSM Group и IMS HEALTH RUSSIA [1, 7—11].

Анализ структурных изменений фармацевтического рынка

Фармацевтический рынок России состоит из двух основных сегментов: коммерческого и государственного. Коммерческий сегмент фармацевтического рынка включает в себя продажи лекарственных препаратов (ЛП) и парафармацевтики через аптеки, а государственный сегмент фармацевтического рынка включает в себя продажи ЛП по программе льготного лекарственного обеспечения (ЛЛО), а также реализацию через лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ).

На рис. 1 и 2 представлена динамика объёма фармацевтического рынка России в 2014—2016 гг. в конечных ценах потребления без учёта продаж пара-фармацевтики [10, 11].

На основании представленных данных можно сделать вывод, что фармацевтический рынок лекарственных препаратов в России замедляет свой рост в рублёвом эквиваленте, достигая минимального прироста в 2016 г., увеличив свой объём на 71 млрд рублей за счёт розничного сегмента продаж. Объёмы продаж лекарств в натуральном выражении продолжили падать и в 2015—2016 гг., важно отметить, что падения данного показателя не наблюдалось с 2009 г. Чтобы изучить какие стороны фармацевтического рынка ЛП оказались наиболее уязвимыми в кризис, необходимо изучить структуру фармрынка.

Структура фармрынка России характеризуется стабильностью, доля госзакупок составляет 30,4% объёма рынка лекарств (с учётом парафармацевтики доля ниже — 25,5%), этот показатель не изменяется на протяжении последних пяти лет. Основной объём фармацевтического рынка ЛП — это продажи через аптеки, именно поэтому любые изменения в этом секторе наиболее значимо отражаются на рынке в целом.

Коммерческий сегмент ЛП показал в 2015, 2016 гг. одно из минимальных увеличений за последние 5 лет, когда значения приростов измерялись двухзначными величинами. В натуральном выражении потребление лекарств через аптечный канал сокращается уже второй год подряд и достигло показателей 2004—2005 гг. В 2016 г. коммерческий рынок лекарственных средств демонстрирует рост 8,8% в рублёвом эквиваленте и незначительный прирост на 3,4% в натуральном выражении [11].

В секторе государственных закупок политика государства остаётся прежней, и статьи, носящие социальный характер, не уменьшаются. В 2016 г. прирост сегментов ЛЛО и госпитальных закупок в рублёвом выражении остаётся на уровне 2015 г., однако значительно сократился (-13,7%) в натуральном выражении [3].

Давая характеристику рынку ЛП в России в период нарастающего экономического кризиса можно сделать вывод, что объём рынка прирастает минимально в диапазоне 9,9—6,7% (2015—2016 гг.), при этом сектор государственных закупок сохраняет объём финансирования, но из-за повышения цен и сокращения закупок ряда наименований ЛП позволяет закупить на 13,7% меньше упаковок в 2016 г. Стагнация рынка связана главным образом со снижением покупательской способности населения и как следствие снижения числа реализованных упаковок через аптеки и незначительного роста в рублёвом эквиваленте коммерческого сектора рынка ЛП.

В то же время, на фоне падения фармрынка России в период 2014—2016 гг., внимание Министерства здравоохранения РФ привлекла проблема высокой смертности от ССЗ среди населения, поэтому 2015 г. был объявлен годом борьбы с ССЗ. В связи с этим актуальным является анализ состояния рынка анти-тромбоцитарных препаратов в период 2014—2016 гг.

Анализ структурных изменений рынка антитромбоцитарных препаратов

Группа антитромбоцитарных препаратов относится по АТС-классификации к группе В: Препараты, влияющие на кроветворение и кровь. Эта группа в структуре продаж за 2015 г. входит в десятку лидеров среди всех лекарственных средств и занимает 7,6% в стоимостном выражении и 9,1% в упаковках, располагаясь на седьмом месте. Вместе с тем, если

Рис. 1. Ёмкость и динамика изменений фармацевтического рынка лекарственных препаратов в ценах конечного потребления, млрд руб.

6000 1

5491 > - 8,8 % 5008 - ОД % 5004

5000 ■

4000 ■

3000 ■ 4424 3986 4122 ■ Коммерческий сектор

2000 ■ - 9,9 % > + 3,4 % -> ■ Государственный сектор

1000 ■ 1067 - 4,2 % -> 1022 - 13,7 % ——> 882

2014 2015 2016

Рис. 2. Ёмкость и динамика изменений фармацевтического рынка лекарственных препаратов, млн упаковок

проанализировать сегмент госпитальных закупок, то группа препаратов, влияющих на кровь, находится на втором месте по итогам 2015 г., а в 2016 г. переместилась на третье место, оставаясь абсолютным лидером по числу закупленных упаковок, что ещё раз подтверждает высокий уровень интереса государства к профилактике последствий ишемической болезни сердца, занимающую лидирующую роль в структуре смертности [3, 5].

На рис. 3 и 4 представлена динамика объёма рынка антитромбоцитарных препаратов в 2014—2016 гг. в конечных ценах потребления [7—9].

Несмотря на стагнацию фармрынка потребление антиагрегантов в России увеличивается в 2014—2016

гг. как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Объём государственного сектора находится в диапазоне 20—25% в стоимостном выражении, и только в 2016 г. его объём значительно вырос — до 38%. Основная доля потребления антитромбоцитар-ных препаратов приходится на коммерческий сектор. Последний в 2016 г. значительно сократил свой объём (-17,3%) в натуральном выражении, что может быть следствием улучшения льготного обеспечения населения антитромбоцитарными препаратами.

В отличие от коммерческого сегмента, где объёмы реализации зависят от спроса и платёжеспособности населения, закупки в ЛПУ и ЛЛО связаны с возможностями государственного финансирования. Так,

Рис. 3. Ёмкость и динамика изменений фармацевтического рынка антитромбоцитарных препаратов в ценах конечного потребления (млн руб.)

Коммерческий сектор ЛП I Государственный сектор ЛП

2014

2015

2016

Рис. 4. Ёмкость и динамика изменений фармацевтического рынка антитромбоцитарных препаратов (тыс упаковок в пересчёте на 28 таблеток в упаковке)

в 2015 г. этот сектор увеличил свой объём на 26,2% по сравнению с 2014 г. в стоимостном эквиваленте и на 115,3% — в натуральном выражении, что подтверждает государственную поддержку этого сектора рынка. В 2016 г. эта тенденция сохранилась, за два года объём государственного сектора вырос в 4,5 раза в натуральном выражении и в 2 раза в стоимостном выражении, что ещё раз подтверждает интерес государства в обеспечении этой категории граждан антитромбоцитарными препаратами с целью предотвращения повторных событий и снижения смертности.

Структура потребления антитромбоцитарных препаратов в натуральном и стоимостном выражении

На российском фармацевтическом рынке присутствуют следующие антитромбоцитарные препараты из группы блокаторов Р2Y12-рецепторов — это тиклопидин, клопидогрел и тикагрелор. Тиклопидин представлен оригинальным препаратом Тиклид® (Франция, Sanofi-Aventis) и 1 дженериком (Индия, «Ипка Лабориториз Лимитед»). С 2014 г. тиклопи-дин ограниченно используется в России, доля рынка его настолько мала, что она не фиксируется в отчётах IMS HEALTH RUSSIA, данные его продаж мы

не включаем в анализ. Клопидогрел представлен на рынке под брендом оригинального препарата Пла-викс® (Франция, Sanofi-Aventis) и 29 дженериками. Кроме этого, существует комбинация клопидогрела с ацетилсалициловой кислотой под брендом Копла-викс® (Франция, Sanofi-Aventis). Тикагрелор зарегистрирован в России в октябре 2011 г. и представлен под брендом Брилинта® (Швеция, AstraZeneca). Таким образом, рынок антитромбоцитарных препаратов группы блокаторов Р2У12-рецепторов в России представлен 3 оригинальными препаратами (Пла-викс®, Коплавикс®, Брилинта®) и 30 брендированны-ми и небрендированными дженериками [4].

Согласно отчётам IMS HEALTH RUSSIA за 20142016 гг., можно сделать вывод, что в стоимостном выражении доминирующую позицию занимают оригинальные препараты (60% рынка), когда как большинство населения, порядка 80%, продолжают принимать дженерические препараты клопидогрела [7-9].

Лидерами потребления на рынке антиагрегантов в стоимостном выражении на протяжении 3 лет яв-

ляются бренды Плавикс®, Зилт® и Брилинта®, а в натуральном выражении это Зилт®, Плагрил® и небрен-дированный клопидогрел.

Наиболее быстрорастущий бренд на протяжении трёх лет — это Брилинта®, его продажи растут как в стоимостном, так и натуральном выражении. В 2014—2016 гг. также растут быстрее рынка продажи небрендированного клопидогрела — Плагрил®, благодаря снижению стоимости в 2016 г. на «большие» упаковки Плавикса® и Коплавикса® их потребление в натуральном выражении возросло (табл. 1, 2).

Основные выводы

Исследование фармацевтического рынка России за период 2014—2016 гг. выявило отрицательную динамику в натуральном потреблении лекарственных средств, это повлекло незначительный рост в стоимостном выражении (не более 10%). На этом фоне рынок антитромбоцитарных препаратов в 2014— 2016 гг. демонстрирует рост как в стоимостном, так

Таблица 1

Динамика объёма потребления антитромбоцитарных препаратов в 2014—2016 гг., млн руб.

№ Торговое название 2014 2015 2016 Изменения рынка 2015/2014 Изменения рынка 2015/2016 Доля рынка

2014 2015 2016

1 Плавикс® 1 217,5 1 157,5 1 246,1 -4,9% 7,7% 41,4% 32,9% 30,3%

2 Зилт® 547,4 635,6 613,8 16,1% -3,4% 18,6% 18,1% 14,9%

3 Брилинта® 220,5 555,9 922,3 152,1% 65,9% 7,5% 15,8% 22,4%

4 Коплавикс® 351,5 342,1 404,0 -2,7% 18,1% 11,9% 9,7% 9,8%

5 Клопидогрел® 194,5 315,8 383,8 62,4% 21,5% 6,6% 9,0% 9,3%

6 Лопирел® 165,6 215,6 203,7 30,2% -5,5% 5,6% 6,1% 5,0%

7 Плагрил® 147,3 211,4 262,4 43,5% 24,1% 5,0% 6,0% 6,4%

8 Другие 95,8 82,4 79,3 -14,0% -3,7% 3,2% 2,3% 1,9%

Всего: 2 940 3 516 4 115 19,6% 17,1% 100% 100% 100%

№ Торговое название 2014 2015 2016 Изменения рынка 2015/ 2014 Изменения рынка 2016/ 2015 Доля рынка

2014 2015 2016

1 Зилт® 1 108 1 247 1 308 12,5% 4,9% 27,5% 26,3% 22,8%

2 Плагрил® 706 891 987 26,2% 10,8% 17,6% 18,8% 17,2%

3 Клопидогрел® 483 796 1 153 64,8% 44,8% 12,0% 16,8% 20,1%

4 Лопирел® 639 684 632 7,0% -7,5% 15,9% 14,4% 11,0%

5 Плавикс® 635 567 685 -10,7% 20,9% 15,7% 11,9% 11,9%

6 Брилинта® 192 357 523 85,9% 46,4% 2,4% 3,8% 9,1%

7 Коплавикс® 173 169 233 -2,3% 37,6% 4,3% 3,6% 4,1%

8 Другие 191 217 221 13,6% 2,0% 4,8% 4,6% 3,9%

Всего: 4 128 4 927 5 743 19,4% 16,6% 100% 100% 100%

Таблица 2

Динамика объёма потребления антитромбоцитарных препаратов в 2014—2016 гг., в упаковках, пересчитанных на №28, тыс упаковок

и натуральном выражении. Драйвером роста выступает государственный сектор, который впервые в 2016 г. вытеснил часть коммерческого сектора в натуральном выражении, это может быть связано со стремлением государства предоставить возможность пациентам льготного получения антитромбо-цитарных препаратов.

Потребительские предпочтения на рынке анти-тромбоцитарных препаратов склоняются в пользу дженерических препаратов в силу их ценовой доступности: 80% пациентов принимают дженери-ки клопидогрела, отдавая предпочтения препарату Зилт®. Среди оригинальных препаратов лидерами потребления являются Плавикс® и Коплавикс®: по состоянию на 2016 г., 16% больных принимают именно эти препараты. Однако тикагрелор (Брилинта®),

Литература

исходя из динамики потребления последних 3 лет и международных рекомендаций, отдающих ему предпочтение, имеет возможность в 2017 г. сравняться в потреблении с оригинальными препаратами клопи-догрела.

Таким образом, в структуре потребления анти-тромбоцитарных препаратов на долю оригинальных препаратов в целом приходится порядка 60% потребления в стоимостном выражении, что составляет порядка 25% в упаковках. Через государственный сегмент проходят в основном дженерические препараты клопидогрела (54% в стоимостном выражении и 85% в натуральном выражении), а это значит, большая часть оригинальных препаратов приобретается пациентами через розничную аптечную сеть, несмотря на их высокую стоимость.

1. Аналитический отчет «Тенденции и практические аспекты развития российского фармацевтического рынка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/life-sciences-and-healthcare/artides/russian-pharmaceutical-industry-2015.html (дата обращения: 15.10.2016).

2. Атлас здоровья в Европе — WHO/Europe — World Health Organization [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.euro.who.int/_data/assets/pdf (дата обращения: 10.08.2016).

3. Государственные закупки лекарственных средств. DSM Group [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dsm.ru/news/343/ (дата обращения: 5.12.2016).

4. Государственный реестр лекарственных средств [Электронный ресурс]. Режим доступа: grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx (дата обращения 12.05.2016).

5. Здравоохранение в России. Статистический сборник. М.: Росстат, 2015; 175.

6. Мировая статистика здравоохранения отчет ВОЗ за 2016 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.who.int/gho/publications/world_health_ statistics/en/ (дата обращения: 10.08.2016).

7. Показатели фармацевтического рынка антитромбоцитарных препаратов за 2014. IMS Market share chart [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.imshealth.com (дата обращения: 21.09.2016).

8. Показатели фармацевтического рынка антитромбоцитарных препаратов за 2015. IMS Market share chart [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.imshealth.com (дата обращения: 21.09.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Показатели фармацевтического рынка антитромбоцитарных препаратов за 2016. IMS Market share chart [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.imshealth.com (дата обращения: 10.05.2017).

10. Фармацевтический рынок России. Итоги 2015 года: аналитический обзор. DSM Group [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dsm.ru/docs/ analytics/Annual_report_2015_DSM_web.pdf (дата обращения: 15.10.2016).

11. Фармацевтический рынок России. Итоги 2016 года: аналитический обзор. DSM Group [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dsm.ru/docs/ analytics/Annual_Report_2016_rus.pdf (дата обращения: 15.04.2017).

12. Чеберда А.Е. Исследования потребления лекарственных средств. Качественная клиническая практика. 2017; 1: 42—45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.