Научная статья на тему 'Объекты прошлого (накопленного) экологического ущерба как внутренняя угроза экологической безопасности'

Объекты прошлого (накопленного) экологического ущерба как внутренняя угроза экологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
348
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Объекты прошлого (накопленного) экологического ущерба как внутренняя угроза экологической безопасности»

тревожных и аварийных ситуаций с привязкой к карте города, как объектов мониторинга, так и видеокамер, с автоматизацией процесса видеоверификации. При этом обеспечивается комплексный видеомониторинг объектов города по инициализации сигналов тревоги или аварийных ситуаций посредствам радиоканальной системы передачи извещений - РСПИ. В этом случае, также и решается проблема «человеческий фактора», ведь один оператор может эффективно наблюдать только за ограниченном числом видеокамер (по отдельным источникам, до 4-х). Другими словами, для работы с тысячами камер, потребуется сотни операторов. Современные успешно развивающиеся системы видеоаналитики также обеспечивают оптимизацию работы операторов (рис. 3).

Рис. 3. Межведомственный Ситуационный Центр Прага, Чехия

Использование продуктов отечественного производства, это не только диктуемое временем модное импортозамещение но и практичное решение, с более стабильной ценой и более надежной поддержкой, но только если продукция не уступает мировым аналогам и позволяет более оптимально решить задачу в целом.

ОБЪЕКТЫ ПРОШЛОГО (НАКОПЛЕННОГО) ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА КАК ВНУТРЕННЯЯ УГРОЗА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

Н.Д. Разиньков, главный специалист, к.г.н., Центр мониторинга и прогнозирования ЧС Воронежской области,

г. Воронеж

Ликвидации объектов прошлого (накопленного) экологического ущерба -один из национальных интересов России в сфере экологической безопасности на уровне субъектов Российской Федерации [1].

Одной из актуальных ныне существующих экологических проблем в Воронежской области является масса накопленного (прошлого) экологического ущерба, который выражается в многочисленных образовавшихся так называемых линз загрязнений в геосреде, местах временно заскладированных (размещённых) твёрдых бытовых и коммунальных отходов на сотнях свалках

муниципальных образований (санкционированных и несанкционированных), это брошенные накопители опасных жидких отходов и ряд других видов объектов. Многочисленные заброшенные карьеры добытых песков вдоль федеральных трасс - вот чем встречает и провожает Воронежская область многочисленных транзитных водителей и пассажиров, проезжающих по нашим автодорогам.

Государство является собственником отходов, которые образованы на объектах государственной собственности или находятся на территории Российской Федерации и не имеют собственника или собственник которых неизвестен [2]. Это в равной мере относится и к муниципальным образованиям - к загрязнителям, образуемым на территориях.

Специализированный геологический мониторинговый региональный центр ТЦ «Воронежгеомониторинг» со своей стороны проводит анализ влияния источников загрязнения на геосреду, под пристальным вниманием, что естественно, находятся и места размещения отходов. В целом количество образующихся в области отходов увеличивается и опережает их переработку, обеззараживание и складирование. На основании статистических данных, охватывающих более 2 тыс. предприятий города и области, ежегодно

-5

образуется около 1 млн. тонн опасных (1-4 класса опасности) и 4,5 млн. м бытовых отходов. Объём переработки и использования токсичных отходов составляет лишь около 18 % от общего объёма их образования.

В числе образующихся отходов наиболее распространены в Воронежской области твёрдые бытовые отходы. Годовой объём их образования в целом по

-5

области составляет более 2,5 млн. м или 20 % от общего количества отходов. В основном все они захораниваются, так как в области практически не получила распространения система раздельного сбора и сортировки данных отходов, не производится их утилизация [3].

Данные, которыми оперирует ТЦ «Воронежгеомониторинг» существенно разнятся с данными департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области (далее - департамент), что говорит лишь о том, что существует проблема не только прошлого (накопленного) экологического ущерба, но и проблема достоверного учёта мест размещения отходов. Тем не менее, по данным департамента числится 500 мест размещения отходов (табл.).

Согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.04.2012 № 193 [4]:

- санкционированные свалки - разрешённые органами исполнительной власти на местах территории (существующие площадки) для размещения отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП 2.01.28-85 и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора, являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП;

- несанкционированные места размещения отходов - территории, не

предназначенные для размещения отходов.

Таким образом, по факту и согласно приведённому приказу, свалки, санкционированные и несанкционированные, являются объектами накопленного экологического ущерба, и этот ущерб увеличивается с каждым годом примерно на 500 тыс. тонн.

Таблица

Учётные данные департамента природных ресурсов и экологии Воронежской

области по экологически опасным объектам - местам размещения отходов _(по состоянию 01.01.2015)_

Вид объектов размещения отходов Кол-во объектов, шт. Площадь, га Объём заскладирован-ных отходов, тыс. м3 Масса заскладирован-ных отходов,

тыс. т

Полигон, 19 193,6 58635 13937,8

в т.ч. лицензированный 16 145,3 29508 8171,0

Свалки санкционированные 424 578,3 8279 2881,8

Свалки несанкционированные 57 61,7 124 26,6

Итого: 500 833,6 67038 16846,2

Исходя из экологической значимости и обеспечения безопасности мест проживания населения, территориальным центром мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций было инициировано экологически значимое мероприятие - проведение паспортизации мест размещения твёрдых бытовых и коммунальных отходов, хотя законодательно такие документы не должны разрабатываться. К этому подвигло возникновение крупных техногенных пожаров на местах хранения отходов. В 2014 году произошло два пожара, в 2015 году случился ещё один пожар, соответствующий уровню муниципальной чрезвычайной ситуации (р.п. Рамонь).

К пожароопасному периоду было разработано техническое задание на разработку паспорта безопасности объекта размещения отходов, в который вошли пять разделов:

1) Общие сведения об объекте размещения отходов;

2) Оценка риска аварий, пожаров на объекте размещения отходов и связанных с ними угроз;

3) Условия безопасной эксплуатации объекта размещения отходов;

4) Требования к эксплуатации, консервации и ликвидации объекта размещения отходов;

5) Привлекаемые силы и средства к ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Техническое задание было согласовано с пожнадзором и департаментом

природопользования и экологии, решением Комиссии правительства Воронежской области по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 22.05.2015 № 11 разработка паспортов безопасности на объекты размещениям отходов была поручена органам местного самоуправления. На местах данную работу организовывали

11

муниципальные экологи.

По состоянию на 01.12.2015 года было разработано всего лишь 16 паспортов безопасности, из которых согласовано Главным управлением всего лишь 4, а должно быть разработано 128 паспортов безопасности. Данная статистика в целом характеризует эффективность работы региональной экологической службы, т.е. не придание данному документу должного внимания со стороны региональных экологов характеризует их отношение к наиболее опасным источникам экологических проблем. Камнем преткновения для муниципальных образований стало определение поражающих факторов в случае возникновения кризисных и чрезвычайных ситуаций.

Основным поражающим фактором для данных объектов являются загрязнения окружающей среды, как для атмосферного воздуха, так и для геосреды. Для геосреды загрязнения в паспортах безопасности вообще не рассматривались, а согласование паспорта безопасности со стороны Главного управления МЧС России по Воронежской области производилось исходя из рассмотрения сценария при возникновении крупномасштабного пожара.

Результаты расчётов и оценок воздействия поражающих факторов, а также сведения о планируемом привлечении сил и средств по ситуации, являются крайне важными при принятии решения в антикризисном управлении. Поэтому паспорта безопасности закладываются в базу данных регионального ЦУКСа - Центра управления в кризисных ситуациях.

В настоящее время перед региональными властями стоит вопрос о разработке региональной концепции «АПК «Безопасный город» [5]. Проводимая паспортизация послужит существенным информационным ресурсом для аппаратно-программного комплекса в целях обеспечения экологической безопасности.

Одной из актуальных проблем экономики природопользования является разработка методологии и механизмов ликвидации прошлого (накопленного) экологического ущерба. Встречаются паспорта безопасности по санкционированным свалкам, на которых временно размещаются отходы, с 80-х годов прошлого века.

Естественно, одномоментно проблему свалок не решить, не решить её, как представляется, в условиях России и за десятилетия, но приоритеты в регионе определить возможно, на это же нацеливает и ГОСТ Р 54003-2010 [2].

Критерии определения приоритетности для проведения очистных работ на объектах размещения отходов (согласно Приложения А ГОСТ Р 54003-2010) [2]:

- риск негативного воздействия территории (участка) на здоровье проживающего вблизи населения (с приоритетным вниманием к мнению местного населения);

- численность населения, находящегося в пределах воздействия территории (участка) с историческим загрязнением;

- объёмы накопленных опасных отходов и сбросов на территории (участке) с историческим загрязнением;

- техническое состояние территории (участка) с историческим загрязнением;

- негативное воздействие территории (участка) с историческим загрязнением на чувствительные экосистемы с учётом её влияния на биоразнообразие;

- ориентировочная стоимость работ по консервации, мониторингу и (или) рекультивации (очистке) территории (участка) с историческим загрязнением;

- предполагаемое использование в будущем территории (участка) с историческим загрязнением для хозяйственных и (или) иных нужд с минимизацией вредного воздействия на человека и окружающую среду.

При разработке паспортов безопасности объектов размещения отходов, была возможность включить в техническое задание приведённые показатели, но от департамента природных ресурсов и экологии никаких предложений для решения задачи приоритетности для проведения очистных работ на объектах размещения отходов не поступило, очевидно, такой задачи для решения в Воронежской области нет.

Между тем в упомянутом выше приказе Росприроднадзора [4] подход по определению приоритетности для проведения очистных работ на объектах размещения отходов далее развит, суть которого состоит в присвоении балла каждому показателю, суммированию их по каждому объекту и дальнейшему ранжированию объектов размещения отходов с присвоением трёх рангов приоритетности.

Таким образом, для начала предметной работы по ликвидации накопленного экологического ущерба в регионе методическая основа, и исходные данные имеются, но только нет, как представляется, желания и воли по решению концептуальной экологической проблемы - ликвидации накопленного экологического ущерба и создании современной технологии приёма твёрдых бытовых и коммунальных отходов, переработки их и захоронения.

Список использованной литературы

1. Проект «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» (по состоянию на 19.05.2015) (подготовлен Минприроды России).

2. ГОСТ Р 54003-2010. Экологический менеджмент. Оценка прошлого накопленного в местах дислокации организаций экологического ущерба. Общие положения.

3. Информационный бюллетень о состоянии недр на территории Воронежской области за 2014 год. Вып. 20. - Воронеж: ТЦ «Воронежгеомониторинг», 2015. - 171 с.

4. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования МПР России от 25.04.2012 № 193 «Об утверждении Методических

рекомендаций по проведению инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба».

5. Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», утв. распоряжением Правительства РФ от 03.12.2014 № 2446-р.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В УСЛОВИЯХ ЭНЕРГОБЛОКАДЫ

Ю.В. Молодцова, научный сотрудник, к.т.н., Академия ГПС МЧС России, г. Москва

С момента вхождения полуострова Крым в состав Российской Федерации прошло уже больше года. В связи с последними событиями ноября 2015 года в настоящий момент силами и средствами МЧС России осуществляется первоочередное жизнеобеспечение населения Республики Крым и Севастополя, контроль над восстановлением энергоснабжения социально-значимых объектов, объектов коммунальной инфраструктуры, а так же оказывает адресную помощь населению. Отключение Крыма от украинского электричества показало, что руководство полуострова оказалось недостаточно информированным о реальной ситуации, что привело к ошибкам на первоначальных этапах по ликвидации последствий энергоблокады Крыма.

Результатами недостаточного оповещения населения в первые дни отключения электроснабжения Крыма стали стихийно возникающие акции протеста населения, которым не удалось развиться только благодаря умелой и скорой работе сотрудников группировки МЧС России, в экстренном порядке прибывших на места и осуществивших первоочередное жизнеобеспечение населения Республики Крым и г. Севастополь, контроль за восстановлением энергоснабжения социально-значимых объектов, объектов коммунальной инфраструктуры, а так же оказывающих адресную помощь населению. В настоящее время в Крыму запущены все объекты, обеспечивающие централизованное теплоснабжение жилых домов и объектов социальной сферы. Тепло подано более чем в 6 тысяч домов, а также в более чем тысячи учебных заведений и учреждений дошкольного образования.

С момента возникновения чрезвычайной ситуации, вызванной энергоблокадой полуострова, автомобильным и авиационным транспортом, МЧС России в регион доставлено свыше 1 500 мобильных генераторных установок, благодаря чему, за счёт собственной генерации и с учетом перетока электроэнергии посредством первой цепи энергомоста, со стороны Краснодарского края удалось развернуть энергосистему Республики Крым и г. Севастополь до 590 МВт.

Сотрудники Главного управления МЧС России по Республике Крым во всех городах и районах Крымского полуострова развернули дополнительные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.