Научная статья на тему 'Обеспечение экологической безопасности в обращении с отходами в Пензенской области'

Обеспечение экологической безопасности в обращении с отходами в Пензенской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
375
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение экологической безопасности в обращении с отходами в Пензенской области»

Климова А. И.

Пензенский государственный университет

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Обеспечение экологической безопасности - один из способов выхода России из глобального экологического кризиса. Это закреплено законодательно и является рамочным требованием в Федеральном законе от 10января 2002 года ФЗ-№7 «Об охране окружающей среды» с изменениями. Согласно этому закону «экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий».Среди основных принципов формирования экологической политики по обеспечению экологической безопасности в России является минимизация ущерба окружающей среде и неотвратимость ответственности за причиненный ей вред. Среди мер по улучшению экологической ситуации в России Министр природных ресурсов и экологии РФ Ю.П.Трутнев отмечал, что пока «никакого системного улучшения ситуации с отходами в России не происходит» [1] .

Действительно, количество накопившихся отходов в России составляет от 3 до 8 млрд тонн (по разным источникам) и из них 97 % отправляется на хранение для последующего захоронения и только лишь 3 %, согласно государственной политики в области обращения с отходами, из них используется для целей дальнейшей переработки, утилизации и реутилизации с извлечением полезных свойств из отходов и получения готовой продукции. В добывающей промышленности из сырья 95-98 % уходит в отходы, ана готовую продукцию приходятся оставшиеся 3-5 % и то в лучшем случае.

Таким образом, экологической проблемой № 2 (после некачественной питьевой воды) в нашей стране

является проблема с накопившимися отходами. Считается, что с экономической точки зрения в России такой способ обращения с отходами производства и потребления является самым дешевым, но с точки зрения приоритета качества окружающей среды и безопасности для жизни и здоровья населения РФ -просто вопиющим.

Анализ и оценка имеющихся недостатков в отдельных регионах в управлении не только коммунальными, но всеми видами отходов [2] (в ред.автора),сгруппированными по блокам, являются:

Технологические аспекты:

отсутствие научно-технической обеспеченности; отсутствие новых существующих технологий (НСТ); слабая материально-техническая база.

Законодательные и нормативно-методические аспекты: несовершенство законодательно-нормативной базы; отсутствие регионального кадастра отходов;

отсутствие Федеральной целевой программы (ФЦП) и перспективных планов в области обращения с отходами.

Экологические аспекты:

недостаточный контроль за размещением отходов, ненадлежащая эксплуатация объектов размещения отходов (ОРО);

наличие значительного числа несанкционированных свалок;

завышенное отчуждение земель для размещения отходов из-за неразвитости инфраструктуры по переработке отходов;

повышенное загрязнение основных сред ОС (воды, воздуха и почв) из-за нарушения норм и правил обращения с отходами и несоответствия ОРО современным требованиям.

Социально -экономические а спекты:

неразвитость инфраструктуры по переработке отходов;

отсутствие мер экономического стимулирования и экономического принуждения; увеличение уровня потребления, приводящее к росту объемов образования отходов; неготовность населения к селективному сбору ТБО.

Министерство природных ресурсов и экологии РФ на первом этапе обеспечения экологической безопасности в области обращения с отходами планирует переход на внедрение наилучших существующих технологий (НСТ) [1] .По этому пути пошло большинство европейских стран [2,3] . Он предусматривает переход на нормирование негативного воздействия предприятий на окружающую среду на базе технологий, отвечающих последним доступным достижениям науки при минимальном уровне воздействия на ОС. Этот подход понуждает предприятия не только к установке пылегазоулавливающего оборудования по уменьшению выбросов в атмосферный воздух, строительству локальных очистных сооружений, минимизировать количество образующихся отходов, но и создает предпосылки к инновационной модернизации российских промышленных предприятий.

Накопившиеся за многие десятилетия отходы на территории нашей страны на полигонах и свалках хранятся высокотоксичные и ядовитые вещества в открытом виде и нанесли и продолжают наносить ОС значительный экологический ущерб. К настоящему времени, согласно поручению Министра природных ресурсов и экологии РФ Ю. П. Трутневу, уже ликвидировано более половины несанкционированных свалок ТБО на всей территории Российской Федерации [4].

По поручению Министра природных ресурсов и экологии РФ Юрия Трутнева с августа 2011 г Роспри-роднадзором и его территориальными органами проводятся мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок.На 23.01.2012 г на территории РФ выявлено 20622 мест несанкционированного размещения ТБО на общей площади 7928 га, которые ликвидированы в результате рейдовых проверок. (rpn.gov.ru).

Анализ ситуации с деятельностью по обращению с отходами производства и потребления на территории Пензенской области привел к следующим результатам.По данным государственной статистической отчетности за 2010 год на территории Пензенской области образовалось отходов различных классов опасности в количестве 1,07 млн тонн, что на 216 тыс. тонн меньше отходов в 2009 году. В том числе:

1 класс опасности - 36,280 т, что составляет 0,003%;

2 класс опасности - 631,136 т - 0,06 %;

3 класс опасности - 11889,923 т - 1,1%;

4 класс опасности - 486429,938 т - 45,3%;

5 класс опасности - 575250,961 т - 53,5%.

Произошло уменьшение количества отходов 4 и 5 классов опасности, в тоже время на 102 т увеличилось количество образовавшихся отходов 2 класса. В 2010 году в организациях области было использовано 42,1% от количества образовавшихся отходов и только 0,8% обезврежено. Остальной объем ТБО размещен на санкционированных и несанкционированных свалках. Столь низкий процент вовлечения

ТБО в переработку, связан как с отсутствием в Пензенской области необходимой инфраструктуры, и незначительного количества, в основном, индивидуальных предприятий-переработчиков.

Передано отходов другим предприятиям всего 823810,56 т, из них:

для использования - 480588,606 т;

для обезвреживания - 12962, 771 т;

для хранения - 2782,269т;

для захоронения - 327476,914 т.

Услуги по утилизации ртутьсодержащих приборов на территории области оказывают следующие предприятия: ООО «МедПром», ООО «Пензавторсырье», ООО «Лига Плюс», ООО «Русэкология» г. Пенза, МУП «Чистый город» г. Заречный, ООО «Арго», ООО «Кузнецкий природоохранный центр» г. Кузнецк.

Используют отходы собственного производства ООО «Земетчинский сахарный завод», который осуществляет гранулирование отходов свекловичного жома и реализацию полученной продукции за рубеж, ЗАО Фанерный завод «Власть труда» Нижнеломовского р-на, ЗАО «Дера» г. Пенза используют отходы собственного деревообрабатывающего производства для отопления предприятий и получения горячей воды.

В текущем году завершена инвентаризация объектов размещения отходовна территории Пензенской области. Для внесения их в государственный реестр УправлениемРосприроднадзора по Пензенской области подготовлен 61 объект размещения отходов, в том числе: 19 свалок ТБО, 29 шламонакопителей и бункер захоронения пришедших в негодность пестицидов.

Общая площадьпод свалками ТБО составляет 289,7 га, на которых размещено 38,5 млн тонн отходов. Переполнена отходами свалка ТБО г. Каменки, на 96% заполнены свалки р. п. Лунино, городовНиколь-ска и Нижнего Ломова. Санкционированная свалка ТБО г. Пензы площадью 150 га эксплуатируется с 1959 года и не соответствует по СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и

содержанию полигонов для ТБО» современным экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям. На площадке размещения ТБО не создано водонепроницаемое основание и отсутствует система дренирования, поэтому фильтрат просачивается непосредственно в грунтовые воды.

В результате рейдовых мероприятий (15), проводимых Управлением Росприроднадзора по Пензенской области, по состоянию на 16.11.2011 года было выявлено 168 несанкционированных свалок, расположенных на общей площади 28,12 га. Большое внимание было уделено состоянию водоохранных зон водных объектов, подлежащих федеральному контролю, в том числе Пензенского водохранилища.Таким образом, общая площадь несанкционированных свалок составляет 92,4 га.

Анализ результатов рейдовых мероприятий показал, что в основном несанкционированные свалки расположены в водоохранных зонах - на их долю приходится 70,24 % от всех выявленных проверок. На землях сельхозназначения размещено 8,33 % несанкционированных свалок, на землях лесного фонда -13,10 %, на землях населенных пунктов - 7,74 %.В результате проведенной работы ликвидированы 82 несанкционированные свалки на суммарной площади 1,939 га.

Наиболее общими недостатками в сфере организации работы с отходами производства и потребления для городов и районов области является следующее [5]:

- неудовлетворительно решается проблема организации раздельного сбора и переработки отходов. Материалы и вещества, пригодные к вторичному использованию, попадая на свалки в общей массе отходов, становятся практически утраченными для рециклинга;

- отсутствие в районных центрах достаточного количества специализированных предприятий по приёму вторичных ресурсов приводит к установлению монопольно низких цен на вторичные ресурсы и не стимулирует население на их сбор и сдачу;

- на территории области мало предприятий, занимающихся производством продукции с использованием вторичных ресурсов и их компонентов. Почти все вторичные ресурсы вывозятся за пределы Пензенской области;

- отсутствие системного экологического мониторинга муниципальными образованиями на действующих в области полигонах и крупных свалках твердых бытовых отходов (ТБО);

- перегруженность существующих объектов размещения отходов;

- недостаточное обеспечение финансовыми средствами со стороны муниципальных образований работ по обустройству существующих полигонов ТБО и мест временного хранения отходов;

- проведение рекультивации ранее действовавших и закрытых в настоящее время объектов размещения ТБО;

- отсутствие у большинства организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов размещения отходов, проектов рекультивации и лицензий на деятельность по сбору, транспортировке и размещению отходов.

Администрации Иссинского, Камешкирского, Лунинского, Малосердобинского, Неверкинского, Вадин-ского, Башмаковского, Пензенского районов недостаточно решили вопрос о предприятиях, ответственных за эксплуатацию объектов размещения отходов. По этой причине на свалки бесконтрольно вывозятся отходы 1-3 классов опасности, наблюдается систематическое горение отходов, все это приводит к загрязнению атмосферного воздуха, почвы и грунтовых вод.

Следует признать низкими темпы развития областного рынка отходов, внедрения участков и технологий переработки и повторного использования наиболее распространенных видов отходов. Сбором отработанных ртутьсодержащих ламп в области занимаются три организации, имеющие соответствующие лицензии - это ООО «Кузнецкий природоохранный центр», ООО «Пензавторсырье», ООО «Чистый город» г. Заречный. Только одна из них занимается переработкой ртуть содержащих отходов - ООО «Пензавторсырье». Необходимо разработать комплекс мер по оказанию помощи предприятиям, предпринимателям, занимающимся сбором, транспортированием, утилизацией, переработкой отходов.

Пока не сформирована единая система управления отходами на региональном уровне, включающая ее государственные и негосударственные секторы.

Вызывает озабоченность уровень экологической культуры населения, природопользователей и лиц, принимающих решения. Свой вклад в повышение уровня экологической безопасности природопользовате-лейвносит Пензенский государственный университет, который имеет все разрешительные документы на обучение руководителей и специалистов предприятий всех форм собственности по этому направлению по трем категориям.

УправлениеРосприроднадзора по Пензенской области считает необходимым решение основных задач в области обращения с отходами производства и потребления:

- реализация в полной мере «Концепции обращения с отходами производства и потребления на территории Пензенской области»;

- разработка и финансовое обеспечение региональной программы «Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Пензенской области на 2011 - 2015 годы» ;

- узаконивание несанкционированных районных свалок в соответствие с требованиями природоохранного законодательства;

- создание в области специализированных организаций по ликвидации накопившихся отходов на основе новейших разработок и технологий, в первую очередь - крупнотоннажных отходов - активный ил, деревообработки, горелая земля, гальваношламы инефтеотходы;

- решение вопроса об экономическом стимулировании, в виде уменьшения налогообложения предприятий и организаций, осуществляющих значительные затраты на усовершенствование технологических процессов, внедрение современных методов очистки выбросов и сбросов загрязняющих веществ в ОС, минимизация отходов и их повторное использование, переработку отходов;

- активизация деятельности органов местного самоуправления по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов с целью недопущения образования несанкционированных свалок и рекультивации существующих;

- внедрение практики селективного сбора ТБО в крупных населенных пунктах;

- оснащение свалок и полигонов мусоросортировочными комплексами;

- очистка водоохранных зон;

- повышение экологической культуры и информирование населения о недопустимости создания несанкционированных свалок [б].

ЛИТЕРАТУРА

1. Трутнев Ю. П. О мерах по улучшению экологической ситуации в России//Экология производства. - 2009. № 1. - С. 3-8.

2. Гаев Ф. Ф. Модельные схемы - элемент оптимизации управления отходами // Твердые бытовые отходы. - 2012. № 1. - С. 10-15.

3. «Зеленый» имидж бизнеса. Эпоха ответственных компаний // Тверд ые бытовые отходы. - 2012. №

1. - С. 56-57.

4. Доклад Министра Ю.П.Трутнева О мерах по обеспечению экологической безопасности и ликвидации накопленного экологического ущерба в области охраны окружающей среды Российской Федерации на Президиуме Госсовета по экологии 9 июня 2011 г., г.Дзержинск сайт:gossovet.ru

5. Государственный Доклад «О состоянии природных ресурсов и охраны окружающей среды Пензенской области в 2010 году». - Пенза, 2011 - 122 с.

6. URL: http://www.prirodnadzor-penza.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.