УДК 342.4
Кузнецова А.А.
Аспирант 1 курса ФГАОУ ВО«Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
г. Омск, РФ
Научный руководитель: Костюков А.Н.
д-р. юрид. наук, профессор ФГАОУ ВО«Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
г. Омск, РФ
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Аннотация
В представленной статье автором исследуются отдельные вопросы реализации конституционного права граждан на доступ к объектам культурного наследия. Право доступа к объектам культурного наследия рассматривается как гражданско-правовой институт с позиции необходимости обеспечения баланса частноправовых и публично-правовых начал. Также раскрывается содержание конституционной обязанности в отношении объектов культурного наследия с использованием классического подхода к содержанию обязанности, выработанному в теории права.
Актуальность статьи заключается в том, автором изучен правовой баланс прав и обязанностей в отношении регулируемых Конституцией Российской Федерации правоотношений в области пользования объектами культурного наследия.
Цель. Выявить проблемы и предложить законодательные инициативы устранения противоречий Федерального и регионального законодательства в области обеспечения конституционного права на доступ к объектам культурного наследия.
Методами, применяемыми при подготовке статьи, являются: диалектический метод познания, обобщения, индукции и дедукции.
Результат. Формулируется проблема непоследовательной законодательной регламентации права на доступ к культурным объектам и предлагаются формулы, направленные на совершенствование действующего законодательства. Сделан вывод о том, что четкое представление о содержании конституционной обязанности в отношении объектов культурного наследия позволяет правильно понимать содержание норм отраслевого законодательства, регулирующего обязанности в отношении таких объектов.
Выводы. Предложена классификация прямых и косвенных доказательств.
Ключевые слова:
Конституционное право, доступ к объектам культурного наследия, конституционная обязанность, памятники истории и культуры.
Право на доступ к культурным ценностям относится к одному из основных прав и свобод человека и гражданина. Его реализация не возможна без организации, в том числе на высшем конституционном уровне, процесса охраны объектов культуры.
В основу конституционно-правовой защиты объектов культурного наследия в России положены нормы международного права. В настоящее время на международном уровне сформирована целая
система норм, направленных на охрану памятников истории и культуры.
Еще в 1954 году Гаагская Конвенция "О защите культурных ценностей" закрепила, что "ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для всего человечества".
Объекты культурного наследия в системе гражданских прав обладают значительной спецификой. Являясь, с одной стороны, вещью, а с другой - имея признанную государством в публично-правовом порядке значимость, они исторически сочетают в себе как частноправовые, так и публично-правовые начала, что вынуждает законодателя устанавливать отдельные изъятия из общего регулирования для того, чтобы достигнуть подчас противоположные цели их сохранения и популяризации [6, с.89].
Противоречивость в государственной политике приводят к тому, что данная сфера общественных отношений нуждается в системном анализе и переработке. Следует признать необходимость установления приоритета частноправового регулирования в связи с наличием в нем необходимых конструкций, позволяющих обеспечить как сохранность культурных объектов, так и реализацию прав граждан в рассматриваемой сфере. Так, культурные права граждан устанавливаются Конституцией Российской Федерации, однако особенности их реализации являются предметом гражданско-правового регулирования.
Частью 2 ст. 44 Конституции РФ [1] гражданам предоставлено право на доступ к культурным ценностям. Культурными ценностями являются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты (ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре) [4]. К числу культурных ценностей относятся и объекты культурного наследия.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее ФЗ - 73) [2] к ним относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Сопоставительное толкование заставляет усомниться в юридической корректности термина «объекты культурного наследия». Поскольку Закон об объектах культурного наследия является специальным, основное понятие должно четко устанавливать связь с общим термином (культурные ценности) и специфику (юридические границы) специального термина. С этой позиции обнаруживается отсутствие юридически определенной взаимосвязи культурных ценностей и объектов культурного наследия.
Выводы о том, какие объекты могут быть отнесены к числу объектов культурного наследия, распространяется ли на них положения ст. 44 Конституции РФ, могут быть сделаны лишь на основе системного толкования положений Закона об объектах культурного наследия.
По смыслу преамбулы указанного закона объекты культурного наследия являются культурными ценностями, следовательно, к ним применима реализация конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям. Легальная классификация, правила установления границ объектов, требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта позволяют относить к объектам культурного наследия исключительно недвижимые вещи [7, с.80].
В силу специфики и особой важности объектов культурного наследия вопрос о порядке обеспечения доступа граждан к ним представляется актуальным. Очевидно, что охрана объектов культурного наследия не может сводиться к их изоляции от граждан. Возможно, то действительно помогло бы лучше их сохранить, но тогда цель культурного развития общества была бы нивелирована [8, с.32]. Такой тезис находит подтверждение в преамбуле Закона об объектах культурного наследия, где отношения в области использования объектов на равных объединены с отношениями сохранения, популяризации и государственной охраны, а первой целью регулирования названа реализация конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям. Именно доступ рассматривается как ключевая категория в регламентации отношений, связанных с объектами культурного наследия.
В целях развития и конкретизации положений Закона об объектах культурного наследия следует также разработать приказ Министерства культуры России «Об организации доступа граждан к объектам культурного наследия», в котором определить:
1) виды доступа к объекту культурного наследия в зависимости от категории и предмета охраны объекта культурного наследия;
2) обязанности публично-правовых образований по обеспечению доступа к объектам культурного наследия;
3) порядок информирования граждан о способах и времени доступа к объекту культурного наследия;
4) особенности реализации права на доступ к объектам культурного наследия, являющимся особо охраняемыми объектами.
Реализация вышеуказанных предложений позволит законодательно закрепить право доступа к объекту культурного наследия в качестве ограниченного вещного права, установить действующий механизм зашиты граждан, которым по необоснованной причине отказано в доступе к объекту культурного наследия, а также сформировать эффективный механизм поддержки собственников объектов культурного наследия.
Культура является одной из важных сторон жизнедеятельности общества. Предоставленное Конституцией Российской Федерации право на участие в культурной жизни влечет возникновение соответствующих обязанностей. Прежде всего к ним можно отнести обязанность заботиться о сохранении культурного наследия. Это подразумевает совершение конкретных действий, не допускающих утрату или бесхозяйственное содержание объектов.
Данное положение нашло свое конституционное развитие в поправках к Конституции, одобренных 1 июля 2020. В соответствии с частью 4 статьи 68 Конституции "культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством". Разработчики поправок исходили не только из того, что "российская культура - это абсолютно узнаваемый во всем мире и в стране, не подверженный инфляции символ нации", но это еще и "ДНК нации".
Теперь обязанность государства охранять культуру, в том числе объекты культурного наследия, закреплена на высшем, конституционном уровне. Формулировка «Каждый обязан заботиться о сохранении историко-культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» использованная в тексте ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации [4] в силу своей абстрактности и обобщенности вызывает множество вопросов по поводу своего содержания.
В частности, термин «забота», неоднократно встречающийся в тексте Основного Закона, не раз был предметом исследования ученых-правоведов [9, с.164].
Толковый словарь русского языка под заботой предлагает понимать попечение, проявление внимания, уход, осуществление иной деятельности, направленной во благо чего-либо [3, с.75]. И. А. Павлова в своем диссертационном исследовании [7, с. 30] относит к предмету заботы конкретные
действия, связанные с удовлетворением потребностей объекта заботы.
Применительно к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), по нашему мнению, понятие забота вбирает в себя довольно широкое содержание и включает весь спектр обязанностей по отношению к таким объектам.
Безусловно, сохранение связано с непрерывным пополнением и изучением исторического материала, так как представления об истории мира и человечества, технологии самого познания постоянно совершенствуются. Таким образом, под сохранением культурного и исторического наследия следует понимать, в первую очередь, разноформатный процесс освоения, накопленного ранее культурного и исторического опыта, как отдельно взятым человеком, так и обществом в целом.
Бережное отношение к объектам культурного наследия необходимо в силу незащищенности последних, их нуждаемости в постоянной поддержке и ограждении от разрушительных факторов внешнего мира: без такой защиты они могут физически разрушиться и исчезнуть, утратить свою историко-культурную ценность и значимость. Чтобы понять содержание конституционной обязанности заботиться об объектах культурного наследия необходимо провести детальное и последовательное исследование каждого составляющего ее компонента.
В соответствии с действующей редакцией Ф3-73 доступ к объектам культурного наследия религиозного назначения осуществляется с учетом требований к внешнему виду и поведению лиц, находящихся в границах территорий указанных объектов, соответствующих внутренним правилам религиозной организации.
Содержание конституционной обязанности заботиться о сохранении историко-культурного наследия, беречь памятники истории и культуры предполагает разноплановые активные действия не только их пользователей и собственников, но и иных лиц, направленные, в первую очередь, на недопущение повреждения и уничтожения таких объектов, а также на их охрану и популяризацию. Предпринятая попытка рассмотреть содержание конституционной обязанности через призму её составляющих позволяет понять её более определенно, четко и конкретно.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-Ф3 // Российская газета. 2002. 29 июня.
3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук, Институт русского языка им. В. В. Виноградова. Изд-е 4-е, доп. М.: ООО «АТЕМП», 2006. 944 с.
4. Основы законодательства Российской Федерации о культуре. (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 14.04.2023).
5. Павлова И. А. Правовое положение родителей: дисс. ... к.ю.н. М., 1995. 152 с.
6. Российское гражданское право: учебник: в 2-х т. Т. I / отв. ред. Е. А. Суханов. М.: Статут, 2016. 956 с.
7. Сергеев А. П. Гражданско-правовая охрана историко-культурных ценностей в СССР. Л.: Мир, 1990. 190 с.
8. Шмаков В. Н. К вопросу о соотношении публичных и частных интересов в условиях конфликта на государственной службе: теоретико-правовые аспекты // Власть закона. 2017. № 3 (31). 32-36.
9. Эбзеев Б. С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М.: Норма, 2007. 384 с.
© Кузнецова А.А., 2023