Научная статья на тему 'Объективные причины перехода к модульным программам, основанным на компетенциях (на примере дисциплины «Инженерная подготовка и благоустройство территорий» специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»)'

Объективные причины перехода к модульным программам, основанным на компетенциях (на примере дисциплины «Инженерная подготовка и благоустройство территорий» специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / МОДУЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривогина Д.Н., Хаматнурова Е.Н.

В статье рассматриваются объективные причины перехода Российской Федерации к модульным программам, основанным на компетенциях. Для формирования компетенций, предъявляемых в настоящее время к специалистам, на примере дисциплины «Инженерная подготовка и благоустройство территорий» специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» разработан состав учебно-методического комплекса с использованием компьютерных обучающих и контролирующих программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTIVE REASONS FOR THE TRANSITION TO MODULAR PROGRAMS BASED ON COMPETENCIES (ON THE EXAMPLE OF THE DISCIPLINE «ENGINEERING PREPARATION AND LANDSCAPING» OF SPECIALTY 270802 «CONSTRUCTION AND OPERATION OF BUILDINGS AND STRUCTURES»)

The article deals with the objective reasons for the Russian Federation transition to modular programs based on competencies. For the formation of the competencies of today’s specialists, teaching materials involving computer training and supervising programs have been developed on the example of the discipline “Engineering preparation and landscaping” of specialty 270802 “Construction and operation of buildings and structures”.

Текст научной работы на тему «Объективные причины перехода к модульным программам, основанным на компетенциях (на примере дисциплины «Инженерная подготовка и благоустройство территорий» специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»)»

свою жизненную позицию и собственное мнение, и способных отстаивать его перед государством;

- людей, способных к созидательному и творческому труду, понимающих его необходимость и гордящихся своими трудовыми (творческими) достижениями и т.д.;

- личностей, с раннего возраста приученных к четкой организации своей деятельности, с дисциплинированным и организованным складом ума и характера.

1. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. Федеральный выпуск № 4912. 2009. 19 мая. С. 2-12.

2. Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. N 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск № 5106. 2010. 10 февраля. С. 1-14.

3. Возжеников А. В., Выборнов М. А., Коростылев Д. В. Глобальные вызовы, угрозы и опасности современности.

УДК 372.8

объективные причины перехода к модульным программам, основанным на компетенциях (на примере дисциплины «инженерная подготовка и благоустройство территорий» специальности 270802 «строительство и эксплуатация зданий и сооружений»)

В статье рассматриваются объективные причины перехода Российской Федерации к модульным программам, основанным на компетенциях. Для формирования компетенций, предъявляемых в настоящее время к специалистам, на примере дисциплины «Инженерная подготовка и благоустройство территорий» специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» разработан состав учебно-методического комплекса с использованием компьютерных обучающих и контролирующих программ.

Ключевые слова: учебно-методический комплекс, модульное образование, компетенции.

Болонская декларация (1999 г.) и иные документы об образовании, принятые в последние годы в Европе, предусматривают создание единого европейского образовательного пространства, главной целью которого является сделать европейское образование конкуренто-способным по отношению к образовательным системам иных регионов, куда в настоящее время происходит существенный отток обучающихся из стран Европы и государств «третьего мира» [1, с. 7].

Приоритеты политики обеспечения национальной безопасности России / под общ. ред. А. В. Возженикова. М.: Изд-во РАГС, 2008. 222 с.

4. Ивашов Л. Г. Геополитические угрозы безопасности России / Академия геополитических проблем. URL: http:// www.akademiagp.ru (дата обращения 10.01.2014).

5. Смульский С. В. Интересы России: стратегический курс // Государственная служба. 2008. № 6. С. 130-138.

6. Поляков С. П. Модернизация педагогической системы подготовки молодежи к военной службе в Российской Федерации: дис... д-ра пед. наук. М., 2010. 576 с.

7. Постановление Правительства Российской Федерации № 696 от 11 июня 1996 г. «Об утверждении Положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах и Положения о музыкальных военных училищах и музыкальных кадетских корпусах» / Российская газета. 1996. 28 августа. № 163.

© Асриев А. Ю., Трубин Ю. В., 2014

P..H. Кривогинa, E.H. XaMamHypoBa D.N. Krivogina, E.N. Khamatnurova

oBJECTIVE REAsoNs for the TRANsiTioN to modular programs based on competencies (on the example of the discipline «engineering preparation AND landscaping» oF spECIALTY 270802 «construction and operation of buildings and structures»)

The article deals with the objective reasons for the Russian Federation transition to modular programs based on competencies. For the formation of the competencies of today's specialists, teaching materials involving computer training and supervising programs have been developed on the example of the discipline "Engineering preparation and landscaping" of specialty 270802 "Construction and operation of buildings and structures".

Key words: teaching materials, modular education, competencies.

Болонские образовательные программы характеризуются следующими важнейшими признаками:

1) компетентностным подходом;

2) модульным построением;

3) объемом учебной нагрузки при освоении образовательной программы или курса, исчисляемым в кредитах ЕCTS.

Эти три характеристики (компетенции - модули - кредиты) взаимосвязаны, и построить образовательную

программу, применяя только одну из них (например, компетентностью или модульный подход) совершенно бессмысленно. Это может привести к разрушению прежнего порядка обучения без его замены новым полноценным порядком и к негативным последствиям в системе образования.

19 сентября 2003 г. в Берлине во время саммита европейских министров образования Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу. Это было связано с тем, что высококвалифицированная рабочая сила в современном мире является важнейшим условием успешного экономического развития страны в целом.

Вхождение в Болонский процесс потребовало от России реформирования системы образования.

По Болонской системе образования результаты обучения описываются компетенциями. В отличие от традиционных для российского образования «ЗУНов» (знаний, умений и навыков), которые ранее оценивались в процессе обучения и по его завершении, компетенции имеют комплексный характер. Компетенции включают, помимо высоких требований к знаниям, систему социальных, нравственных и профессиональных ориентиров, позволяющих выпускнику вести себя нужным образом в различных ситуациях, как профессиональных, так и внепрофес-сиональных [1, с. 8].

В связи с переходом на новую систему образования за последние годы содержание всех профессий претерпело ряд изменений. Появилось много новых профессий, некоторые оказались невостребованными.

Эти изменения были вызваны следующими причинами:

1) изменением организации труда и ориентацией работодателей на новые умения;

2) поднятием спроса на высоквалифицированный ручной труд;

3) потребностью в новом знании и новом содержании обучения;

4) переходом на автоматизированные системы управления производственными процессами;

5) спадом массового производства;

6) повышением уровня взаимодействия работников в коллективе и необходимостью непосредственного общения работников с клиентами и заказчиками;

7) повышением индивидуальной ответственности работников за качество труда [2, с. 6-7].

Разработка модульных программ начинается с анализа профессиональных компетенций, разработки функциональной карты, в основе которой лежит функциональный анализ. Функциональный анализ - это совокупность действий, которые выполняет работник определенной профессии и тех компетенций, которые необходимы для выполнения данной профессиональной деятельности. Выявленные функции кладутся в основу разработки программы обучения.

Структура учебного плана по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» разбита на определенные циклы, которые включают в себя соответствующие модули:

1) 0ГСЭ.00 Общий гуманитарный и социально-экономический цикл;

2) П.00. Профессиональный цикл, включающий в себя профессиональные модули.

В профессиональный модуль ПМ.04 «Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов» МДК.04.01 «Эксплуатация зданий» включена дисциплина «Инженерная подготовка и благоустройство территорий». Данная дисциплина имеет практическую направленность и основывается на знаниях и умениях, полученных при изучении следующих дисциплин: «Геодезия», «Геология», «Материаловедение», «Инженерные сети и оборудование территорий, зданий и сооружений», «Архитектура зданий», «Технология и организация строительного производства», «Техническая эксплуатация зданий и сооружений». Она является базовой для дисциплин специализации МДК.04.02 «Реконструкция зданий». Поэтому дисциплина «Инженерная подготовка и благоустройство территорий» весьма востребована.

Для успешного усвоения студентами материала по дисциплине «Инженерная подготовка и благоустройство территорий» необходимо наличие учебно-методического комплекса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности СПО 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

По модулю МДК.04.01 «Эксплуатация зданий» должны быть следующие материалы и компьютерные обучающие и контролирующие программы:

1) готовые программные продукты-энциклопедии, словари, обучающие тренажерные программы, которые имитируют сложные производственные процессы в режиме реального времени;

2) авторские программные продукты;

3) интерактивные доски;

4) учебных пособия с компьютерной поддержкой, в состав которых входит необходимый компьютерный иллюстрированный материал, в том числе видеоматериал, позволяющий учащимся эффективно освоить тему или модуль в целом;

5) базы оцифрованных фото- и видеоматериалов с конкретных предприятий;

6) компьютерные тесты и диагностические комплексы, позволяющие осуществить входной, промежуточный и итоговый контроль;

7) базы электронных учебников и мультимедийных пособий;

8) учебно-методические комплексы отдельных дисциплин, входящих в модуль.

Содержание учебно-методического комплекса должно соответствовать требованиям федерального государственного стандарта. Структура и состав учебно-методического комплекса для конкретной дисциплины регламентируется ее особенностями и принятыми методами и технологиями обучения. Также важную роль играет личность преподавателя, его профессиональная компетентность, опыт работы и творческий подход. Проектировать учебный комплекс следует с учетом компетентностной

модели обучения. В России как в высшем, так и в среднем профессиональном образовании актуальными остаются вопросы структуры и содержания учебно-методических комплексов их разработки, апробации и внедрения как современного средства обучения. Как показывают результаты теоретического исследования, в настоящее время не существует единого состава учебно-методического комплекса, он инвариантен.

Состав учебно-методического комплекса определяется содержанием утвержденной рабочей программы по соответствующей дисциплине и включает следующие элементы:

1) учебную программу;

2) программу по организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся;

3) комплект учебников и учебных пособий, практикумы. Один из учебников обязательно должен быть базовым;

4) дидактические материалы и сборники заданий;

5) информационные материалы к электронным и техническим средствам учебной деятельности;

6) комплект наглядных пособий и контрольно-измерительных материалов;

7) комплект программных средств учебного назначения по базе информационно-коммуникативных технологий;

Значительную часть учебно-методического комплекса составляют средства обучения.

Средства обучения - это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития [3, с. 24].

Средства обучения являются компонентом учебно-воспитательного процесса, а также важнейшей составляющей учебно-материальной базы учебного заведения.

Учебник остается основным компонентом учебно-методического комплекса, и для формирования у студентов базовых компетенций ему необходимо постоянное обновление.

Наиболее сложным и в меньшей степени разработанным вопросом, связанным с учебно-методическим комплексом, является создание корпуса контрольно-измерительных материалов. В соответствии с требованиями Болонской конвенции все контрольно-измерительные материалы должны быть сертифицированы.

Корпус контрольно-измерительных материалов позволяет обеспечить качественное и эффективное сопровождение учебного процесса. Он представляет совокупность обучающих, корректирующих, контролирующих, диагностических, оценочных, развивающих, стимулирующих и иных материалов. Данные материалы направлены на установление сформированности той или иной компетенции на определенной траектории обучения.

В стандарте третьего поколения большее внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся, в него включены положения, требующие обеспечения более широкого доступа студентов к сетевым ресурсам в Интернете. Применение информационно-компьютерных техно-

логий в учебном процессе дает возможность максимально приблизить процесс обучения к решению проблемы повышения практического уровня подготовки специалистов.

Рабочая программа формируется на основе требований ФГОС-3. Она определяет цели изучения, результат обучения по дисциплине, ее содержание, структурирование учебного материала, формы и методики учебной деятельности. Рабочая программа выполняет ряд основных функций:

1. Контрольно-диагностическая. Рабочая программа включает средства проверки степени достижения учащимися заявленных целей курс.

2. Оценочная. Рабочая программа содержит всю информацию о курсе, которая может быть использована для его предварительной оценки.

3. Прогностическая. Рабочая программа задает предполагаемый конечный результат обучения.

4. Целеполагания. Поставленные цели определяют все основные компоненты курса.

5. Информационная. Рабочая программа представляет в сжатой форме информацию, которая формирует представление о курсе [4].

К содержанию рабочих программ предъявляются следующие требования:

1) соответствие программ ФГОС-3;

2) направленность программ на формирование базовых компетенций;

3) соответствие программ принципам профессионального образования: универсальность и фундаментальность образования;

4) отражение в программах основных направлений научной, творческой и педагогической деятельности учебного заведения;

5) включение в содержание программы регионально-ориентированного материала;

6) отражение в программах междисциплинарных ин-тегративных связей, обеспечивающих высокое качество профессиональных компетенций будущих специалистов;

7) соответствие программ общей логике образовательного процесса по годам и семестрам обучения.

Преподаватель имеет право творчески использовать различные способы построения программы.

План, составляемый по одной из дисциплин и включающий перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, определение типа урока, межпредметные связи, методическое обеспечение называется календарно-тематическим планом.

Назначение календарно-тематического плана заключается в том, чтобы разделить содержание учебного материала, предусмотренного программой, по учебным занятиям, заблаговременно спланировать практические работы; подготовить нужные средства обучения, определить объемы домашних заданий и предусмотреть их равномерное распределение. Он помогает преподавателю узнать перспективу своей работы в более подробном виде.

Теоретический материал должен излагаться в форме, удобной для изучения и преподавания, а также содержать классифицированные сведения научного или прикладного характера. Во время подготовки материала следует руководствоваться следующими положениями:

1. Особое внимание следует уделять связи анализируемых вопросов с объектами профессиональной деятельности выпускника и требованиями его образованности.

2. На рассматриваемые вопросы должны отражаться различные взгляды преподавателя, без учета его личной позиции.

3. Запрещается употребление устаревших и вызывающих сомнение сведений.

4. Должна содержаться сопоставительная оценка отечественных и зарубежных достижений.

5. Особое внимание нужно уделять рассмотрению новых концепций, фактов.

6. Краткие выводы по теме должны быть направлены на ориентирование совокупности определенных сведений, которые следует надежно усвоить и запомнить учащимся.

Материал должен делиться на логические структурные единицы. Для полноценного усвоения материал должен сопровождаться рисунками, схемами, графиками, и в конце каждой темы необходимо наличие вопросов или тестов.

Практикум является существенным элементом учебного процесса и учебно-методического комплекса в целом. Он содержит упражнения и практические задания, способствующие усвоению пройденного материала, в процессе реализации которого обучающиеся фактически впервые сталкиваются с самостоятельной практической деятельностью в конкретной области. Практикум направлен на формирования умений и навыков применения теоретических знаний с примерами выполнения задач и анализом часто встречающихся ошибок. Рекомендуется представлять подробные решения типичных заданий и упражнений с выдачей разъяснений, ссылаясь на соответствующие разделы теоретического курса. В зависимости от предметной области применение практикума может варьироваться.

В состав практикума, как правило, входят семинарские, лабораторные и практические занятия.

В состав учебно-методического материала семинарских и практических занятий входят:

1. План проведения занятий, в котором указывается объем аудиторных часов, и последовательность рассматриваемых тем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Краткие теоретические и учебно-методические материалы по каждой теме, которые позволяют ознакомиться с сущностью обсуждаемых и изучаемых вопросов на семинарском и практическом занятиях. Также дают возможность студентам ознакомиться со ссылками на дополнительные учебно-методические материалы, позволяющими более глубоко изучить рассматриваемые вопросы.

3. Вопросы, выносимые на обсуждение, и список литературы, который необходим для работы учащегося при подготовке к семинару. Список литературы необходимо оформлять в соответствии с правилами библиографического описания и с указанием конкретных страниц.

4. Тексты ситуаций для анализа, заданий, задач, которые рассматриваются на семинарских и практических занятиях. Практические занятия целесообразно проводить и с использованием деловых ситуаций для анализа.

5. Контрольно-измерительные материалы.

6. Различные материалы методического и материально-технического обеспечения на различных видах носителей информации.

Контрольные мероприятия необходимы для обеспечения контроля знаний студентов на всех этапах процесса обучения. Содержательная часть должна быть представлена тематикой контрольных работ, срезовыми работами, комплектами разноуровневых задач по каждой теме программы дисциплины, системой вопросов для самоконтроля студентов, перечнем основной и справочной литературы. Также средствами, которыми преподаватель разрешает пользоваться студентам во время сдачи экзамена, комплектом экзаменационных билетов и задач к ним.

К контрольным мероприятиям относятся:

1. Контрольные вопросы по каждой теме учебной программы и по всему курсу. Перечень вопросов необходимо предоставлять в заданной последовательности в полном соответствии с образовательной программой).

2. Тесты являются стандартизированными методами исследования, предназначенными для точных количественных и определенных качественных оценок знаний студентов.

3. Вопросы к зачету или к экзамену представляют собой перечень вопросов по теоретическому курсу дисциплины.

4. Контрольная работа является эффективным методом контроля усвоения учебного материала, в состав которой входят: примерная тематика работ, рекомендации по выполнению, рекомендуемая литература. Сущность проведения контрольных работ состоит в том, что после изучения отдельных тем или разделов учебной программы преподаватель проводит проверку качества усвоения знаний.

5. Курсовая работа представляет собой самостоятельное научное исследование студента по конкретной теме изучаемого предмета под руководством преподавателя. Благодаря курсовой работе преподавателю легче проверить качество полученных студентом знаний и способность применять эти знания к решению профессиональных задач.

В программах различных учебных заведений содержание модулей и сам их набор могут быть различны, в зависимости от традиций обучения, научных школ, региональной и государственной образовательной политики и т. п. Однако если те или иные модули формируют ряд сопоставимых компетенций и при этом занимают примерно одинаковый объем трудозатрат, то различие в их наполнении перестает быть значимым как для выпускников, так и для работодателей.

1. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов / под ред. С. В. Коршунова. М.: МИПК МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2010. 212 с.

2. Методические рекомендации по разработке модульных образовательных программ, основанных на компетен-

циях / М. З. Гамзатова, Х. Г. Махачева, Т. М. Меджидова и др. Махачкала: Эко-пресс, 2012. 62 с.

3. Степанова-Быкова А. С. Методика профессионального обучения. URL: http://www.blockpostgroup.ru/Tiles/Bib-lio/Master_driving/stepanova.pdf.

4. Элементы реализации учебно-методического комплекса как документа в управлении достижением качества

УДК 378.1

условия реализации трансграничного обучения в вузе

В статье рассматриваются культурно-исторические предпосылки формирования трансграничного образования в России: глобализация образовательных рынков, актуальность и цели трансграничного высшего образования, перспективы формирования информационного образовательного пространства.

Ключевые слова: трансграничное образование, интернационализация, международное сотрудничество, непрерывное образование, интеграция, глобализация, единое образовательное пространство.

Современное инновационное образование предполагает создание оптимальной и устойчивой учебно-организационной, научно-методической и нормативно-административной среды, обеспечивающей поддержку инновационных подходов к образовательному процессу, которые ориентированы на интеграцию научно-образовательного потенциала, использование возможностей международного сотрудничества в плане создания единого образовательного пространства.

Согласно образовательному законодательству Российской Федерации (Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») одним из принципов государственной образовательной политики является «интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации, при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы, в мировую систему высшего образования» [1].

Среди факторов, определяющих развитие систем высшего образования в мире, значительное место занимают процессы глобализации и интернационализации. Глобализация и становление трансграничного образования не обходит стороной и Россию. В условиях глобализации мировой экономики, мощной конкуренции на международных рынках товаров и услуг экономика нашей страны не может устойчиво расти без развития ряда направлений внешнеэкономической деятельности. Одним из важнейших, является подготовка зарубежных специалистов как в отечественных учебных заведениях, так и за рубежом в филиалах российских вузов. Это обстоятельство обусловливает необходимость выработки в России государ-

преподавания. URL: http://www.cyberleninka.ru/article/n/ elementy-realizatsii-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-kak-dokumenta-v-upravlenii-dostizheniem-kachestva-prepodavaniya#ixzz2sw9i9jyh

© Кривогина Д.Н., Хаматнурова Е.Н., 2014

В. В. Лоренц V. V. Lorents

conditions of REALizATioN of the cross-border higher education

The article considers cultural and historical background of the development of cross-border education in Russia, globalization of the educational markets, relevance and purposes of the cross-border higher education, prospects of the information educational space development.

Key words: cross-border education, internationalization, international cooperation, continuous education, integration, globalization, common educational space.

ственной политики в отношении экспорта национальных образовательных услуг.

В этой связи немаловажным является факт присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО). Начиная с 2012 г., после ратификации Государственной Думой протокола о вступлении России в ВТО и подписания указа Президентом РФ, Россия стала полноправным участником международного рынка по торговле образовательными услугами. Данный указ, как и подписание Болонской декларации странами ЕС в 2001 г., предопределяют необходимость вовлечения Российской высшей школы в международные интеграционные процессы с целью создания единого образовательного пространства.

В. С. Сенашенко, профессор Российского университета дружбы народов, в своих работах подчеркивает как положительные стороны и возможности развития системы высшего образования в контексте глобализации, так и определяет возможные негативные последствия для отечественной системы образования в условия присоединения России к ВТО [2, с. 48]. Мы согласны с тем, что процессы глобализации могут оказать заметное воздействие на формирование образовательной среды современной высшей школы и ведут к существенным изменениям как в плане управления, организации, так и в определении содержания образования, форм, методов, технологий взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Международный рынок и новые технологии содействуют глобализации образования. Повышение квалификации, высшее образование и обучение более не ограничиваются границами государств. Сегодня становится все более

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.