УДК 374
система кадетского образования и подготовка молодежи к военной службе
В статье рассматриваются основные факторы формирования государственной системы подготовки граждан к военной службе и возможности кадетского образования в этой области. Рассматривается современное состояние кадетского образования и его основные идеи.
Ключевые слова: военная служба, подготовка граждан, кадетское образование, тенденции.
Современный этап строительства Вооруженных Сил РФ характеризуется повышенным вниманием к проблеме надежного и эффективного функционирования человека в их составе. Решение кадровых задач силовых ведомств во многом зависит от того, насколько военно-профессиональная деятельность будет привлекательной для молодых людей - потенциальных ее субъектов. Сегодня очевидны положительные, хотя и не радикальные, изменения в социальной оценке военной службы, и в обществе постепенно восстанавливаются традиционное представление о ней, как о важнейшей части службы государственной, понимание ее сути и значимости, одобрение деятельности Вооруженных Сил и других силовых ведомств.
Заметны шаги, предпринимаемые государством в ходе военной реформы с целью создания механизмов экономического и правового характера, которые обеспечивают заинтересованность молодежи военно-профессиональной деятельностью. С одной стороны, несмотря на временную отдаленность результатов сегодняшних преобразований, служба в армии уже сейчас по ряду показателей могла бы быть интересной для многих юношей, но этот факт не всегда осознается ими самими. С другой стороны, военно-профессиональная деятельность сама предъявляет все возрастающие требования к субъекту, для реализации которых уже недостаточно только профессионального отбора, требуются надежные инструменты предпрофессиональной подготовки.
Сегодня, когда советская система подготовки граждан к военной службе разрушена, актуализировалась проблема формирования аналогичной российской государственной системы, соответствующей современным реалиям. Такая необходимость закреплена рядом программных документов, прежде всего Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и Военной доктриной Российской Федерации 2010 г. [1; 2]. Так, в Военной доктрине Российской Федерации совершенствование допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания граждан определено как необходимое условие выполнения основной задачи строительства Вооруженных Сил.
Новейшие исследования в области геополитики, выполненные А. В. Возжениковым, Л. Г. Ивашовым,
A. №. AcpueB, №. B. TpyôuH A. Yu.Asriev, Y. V. Trubin
system of cadet EDucATioN
AND preparation
of youth for military service
In article major factors of formation of the state system of training of citizens to military service and possibility of cadet education in this area are considered. The current state of cadet education and its main ideas is considered.
Key words: military service, training of citizens, cadet education, tendencies.
С. В. Смульским и др., подчеркивают полицентрическое распределение военной силы, готовность многих центров, и прежде всего США и НАТО, применить ее в борьбе за глобальные ресурсы [3; 4; 5]. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. эта возможность подчеркнута предельно конкретно: «В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы - может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ Российской Федерации и границ ее союзников» [1, с. 4]. Войны, которые вели США и их союзники в Ираке, в Афганистане, и особенно в Югославии, со всей очевидностью продемонстрировали, что в ситуации, когда паритет военной силы нарушен, международная правовая система не способна защитить государство. Кроме того, очевидным является тот факт, что армия всегда и везде являлась главным инструментом влияния на контрагентов для достижения национальных интересов, которые далеко не всегда совпадают у государств, а чаще всего просто противоположны. Эти и ряд других фактов доказывают, что строительство Вооруженных Сил является частью строительства современного гражданского общества России, а формирование и развитие системы подготовки граждан к военной службе имеет статус государственной задачи.
Подготовка граждан к военной службе является важным компонентом не только военной безопасности, но и строительства гражданского общества Российской Федерации и представляет собой процесс обучения и воспитания граждан, формирования у них убеждений, знаний, навыков и умений, необходимых для исполнения общих и специальных должностных обязанностей военной службы [6]. Это одна из форм целенаправленной социализации молодых людей, в которой собственные функции и задачи выполняют практически все институты.
Решение проблемы комплектования Вооруженных Сил квалифицированными кадрами за счет создания целенаправленных педагогических систем подготовки граждан к военной службе - способ, к которому традиционно прибегает российское общество и государство в случае обострения противоречий между потребностями армии в кадрах и их качественным удовлетворением.
Основными вызовами общества, определяющими развитие системы подготовки граждан к военной службе, являются противоречия между:
- ростом требований к будущим защитникам Отечества и уровнем их умственного, психологического, духовно-нравственного и физического развития. Противоречие возникает в связи с ослаблением традиционных институтов воспитания и развития личности: семьи, школы, общины и др., снижением роли «двора», спортивных, общественных и молодежных объединений в развитии личности, а иногда и полным исключением их из жизни молодого человека;
- высоким образовательным цензом для большинства воинских специальностей и снижением образовательного уровня призывного контингента;
- изменением срока службы, увеличивающим ежегодную кадровую потребность Вооруженных Сил и уменьшением численности граждан, которых можно направить на их комплектование. Противоречие связано как с общей демографической ситуацией в Российской Федерации, так и с уклонением части граждан от призыва на военную службу.
Это только одна группа противоречий, разрешение которых связано с формированием и развитием педагогической системы подготовки граждан к военной службе. Эта группа определяется прямыми потребностями Вооруженных Сил. Она наиболее очевидна, поэтому практически всегда подчеркивается исследователями проблемы, но такое понимание является узким, если не сказать ошибочным. Например, этой же группой противоречий часто оперируют противники системы, которые уверены, что она станет неактуальной с появлением профессиональной армии. На самом деле, педагогическая система подготовки граждан к военной службе образуется также потребностями личности, общества и государства.
Потребности строящегося гражданского общества России связываются, наряду с экономическими, политическими, социальными условиями, с личностью, с гражданином, без которого это строительство невозможно. В первую очередь следует отметить, что физическое, духовное и умственное развитие человека является его жизненно важным интересом, который стремится реализовать любое развитое общество. Реализация жизненно важных интересов личности справедливо считается фактором безопасности и развития общества, и в этой связи педагогическая система подготовки граждан к военной службе представляет собой дополнительные средство и ресурс реализации интересов и потребностей личности, дефицит которых сегодня очень ощутим.
Подготовка молодых людей, осуществивших ранний профессиональный выбор военно-профессиональной деятельности, - одна из задач системы дополнительного военного образования, объединяющей учреждения «...основного общего, среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, направленными на проведение военной подготовки несовершеннолетних граждан мужского пола, суворовских военных, Нахимовского военно-морского училищ и кадетских (морских кадетских) корпусов» [7]. В современном
понимании, к ней можно отнести любые образовательные и воспитательные системы, решающие задачи обучения и воспитания в тесном контакте с военно-профессиональной деятельностью: кадетские школы (школы-интернаты), кадетские классы, многочисленные казачьи и др. объединения детей и подростков. Идейно их объединяет стремление использовать огромный воспитательный потенциал военной службы. В свою очередь, сегодня нет более эффективного инструмента подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах, которая предусматривает не только овладение первичной воинской специальностью, но и развития позитивного отношения к службе, к людям в погонах.
Кадетское образование - это уникальный российский социокультурный, исторический и педагогический феномен, который сегодня насчитывает почти 300 лет. Это педагогический инструмент, обладающий высокой воспитательной эффективностью и выраженным социальным характером. Не случайно интерес к кадетскому образованию неизменно повышается тогда, когда наша страна испытывает наибольшее социальное напряжение.
Россия - страна, которая строила свою государственность, непрерывно отстаивая собственную независимость, защищая свои интересы и интересы своих соседей. В известной истории страны зафиксировано более 10 000 войн и конфликтов разных масштабов. У нас, по сути, нет ни одного невоевавшего поколения. Такой исторический опыт сформировал военно-профессиональную деятельность, наполненную глубоким воспитательным содержанием: смыслами и ценностями, примерами и образцами поведения, героическими личностями, нормами и традициями. Военная профессия и люди в погонах пользуются уважением общества и молодежи, несмотря на многочисленные попытки оспорить этот факт. Сущность кадетского образования заключается в использовании этого потенциала в воспитании личности молодого человека в контакте с военно-профессиональной деятельностью.
Современное состояние кадетского образования характеризуется рядом тенденций, среди которых следует отметить:
- бурный рост числа воспитанников и образовательных учреждений, вариативность организационных форм и ведомственной принадлежности на фоне отсутствия единого правового, научно-методического и материального обеспечения;
- появление принципиально разных идеологий кадетского образования при сохранении инвариантного ядра;
- усиление внимания к историко-педагогическому наследию кадетского образования в современной науке;
- развитие общественных организаций и движений, связанных с кадетским образованием, конфронтация их между собой;
- становление специфичных региональных моделей кадетского образования, отражающих социально-исторические, этнические, экономические и другие особенности региона.
Эти тенденции уже не обеспечивают центростремительного развития системы кадетского образования, скорее напротив, несмотря на внимание государства и обще-
ства, оно развивается стихийно и неравномерно. Назрела проблема качественного изменения системы кадетского образования, которая требует разрешения противоречий между:
- объективно возрастающими требованиями со стороны общества и государства к личностным качествам офицеров Вооруженных Сил и других силовых структур, духовно-нравственным основам государственной службы и реальными возможностями системы кадетского образования помочь в их обеспечении;
- актуальными задачами подготовки молодежи к военной службе, военно-патриотического воспитания, формирования нравственных качеств и актуализации общечеловеческих ценностей у современной молодежи и усилившимися после распада старого и формировании нового гражданского общества деструктивно-конструктивными процессами в идеологии государства;
- характером проблем формирующегося гражданского общества, воспитания подрастающего поколения и потенциалом образования в их решении.
Система кадетского образования должна готовить хорошо образованных и просвещенных граждан-патриотов России, способных правильно, нравственно и эффективно выстраивать собственную жизнь, активно участвовать в общественной жизни и государственном строительстве и в буквальном смысле пригодных к этому.
Базовая «идея» кадетского образования подразумевает наличие реестра собственных требований к процессу и качеству образовательного процесса, который неразрывно связан с особым процессом воспитания в учреждениях кадетского типа.
Учреждения кадетского образования являются статусными закрытыми образовательными учреждениями специального (собственного) интернатного типа с содержанием воспитанников на полном государственном пансионе. Воспитанники проходят специальный отбор, который диктуется требованиями, предъявляемыми к выпускникам учреждений и их особым назначением.
У выпускников учреждений изначально есть целевое назначение (наиболее близкое к духовно-нравственному идеалу) - служение своему Отечеству на гражданском и военном поприще. Распределение происходит применительно к этому назначению, а также действует распределение в профильные учреждения высшей школы, согласно желаниям выпускника и качеству его успеваемости.
Система воспитания кадетов носит специальный характер, центральной и главной фигурой этой системы является офицер-воспитатель. Система воспитания строится на исторических традициях многовековой давности: на идеалах чести, благородства, товарищества, патриотизма, долга. Воспитание направлено на формирование осознания каждым выпускником своей государственной и патриотической идентификации и кадетской корпоративной принадлежности. Система воспитания предполагает совместное проживание воспитанников с детства, раздельное по гендерному признаку, в условиях общежития.
Условия жизни воспитанников в учреждениях кадетского образования определяются:
- полным государственным пансионом их содержания и специальным военизированным образом жизни кадетов;
- строгой регламентацией взаимоотношений старших и младших;
- жесткой иерархической вертикалью, в состав которой входят сами воспитанники;
- обязательным ношением специальной (военной) формы одежды и знаков различия;
- распорядком обучения, включающим систему обязательных ежедневных и специальных торжественных ритуалов и церемоний;
- периодическим исполнением воспитанниками обязанностей по внутренней службе, таких как несение нарядов по расположению, уборку территории, столовой и кухни.
В образовательный процесс введены некоторые специальные предметы военного образования, а также проведение летних и зимних лагерей, где особое внимание уделяется физической, строевой и военной подготовке, формированию навыков выживания и т. д.
Меры поощрений и взысканий, применяемые к воспитанникам, носят специфический военный характер. Регламенты жизни и распорядок дня воспитанников основаны на общевоинских уставах и находятся под постоянным (круглосуточным) контролем воспитателей и администрации учреждения.
Непосредственный контроль и управление процессом воспитания суворовцев и кадетов лежит на освобожденных ответственных лицах: офицерах-воспитателях, проходящих специальную методическую подготовку и в большинстве случаев прошедших подобную школу воспитания в суворовских училищах.
Важность воспитания в учреждениях кадетского типа предполагает выделение его как отдельного компонента образовательного стандарта наряду с общеобразовательным и профессиональным компонентами.
Воспитательная компонента кадетского образования должна обеспечивать подготовку и воспитание своих питомцев как:
- граждан России, чье основанное на исторических национальных ценностях мировоззрение и укорененные в сознание принципы жизни делают их способными и умеющими успешно и нравственно жить и «установленными на добро» людьми;
- государственно социализированных и ответственных граждан России, сознающих свою ответственность за судьбу и будущее страны;
- безусловных и просвещенных патриотов России, способных и готовых служить ей на гражданском и военном поприще;
- духовно-нравственных, честных, сострадающих, способных успешно жить и работать в коллективе, и во всех отношениях здоровых и хороших людей;
- свободных личностей, способных к саморазвитию, к принятию решений, к реализации собственных способностей, планов и проектов, но при этом не любой ценой;
- активных членов общества, желающих и способных создать свою семью и воспитать детей, а также имеющих
свою жизненную позицию и собственное мнение, и способных отстаивать его перед государством;
- людей, способных к созидательному и творческому труду, понимающих его необходимость и гордящихся своими трудовыми (творческими) достижениями и т.д.;
- личностей, с раннего возраста приученных к четкой организации своей деятельности, с дисциплинированным и организованным складом ума и характера.
1. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. Федеральный выпуск № 4912. 2009. 19 мая. С. 2-12.
2. Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. N 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск № 5106. 2010. 10 февраля. С. 1-14.
3. Возжеников А. В., Выборнов М. А., Коростылев Д. В. Глобальные вызовы, угрозы и опасности современности.
УДК 372.8
объективные причины перехода к модульным программам, основанным на компетенциях (на примере дисциплины «инженерная подготовка и благоустройство территорий» специальности 270802 «строительство и эксплуатация зданий и сооружений»)
В статье рассматриваются объективные причины перехода Российской Федерации к модульным программам, основанным на компетенциях. Для формирования компетенций, предъявляемых в настоящее время к специалистам, на примере дисциплины «Инженерная подготовка и благоустройство территорий» специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» разработан состав учебно-методического комплекса с использованием компьютерных обучающих и контролирующих программ.
Ключевые слова: учебно-методический комплекс, модульное образование, компетенции.
Болонская декларация (1999 г.) и иные документы об образовании, принятые в последние годы в Европе, предусматривают создание единого европейского образовательного пространства, главной целью которого является сделать европейское образование конкуренто-способным по отношению к образовательным системам иных регионов, куда в настоящее время происходит существенный отток обучающихся из стран Европы и государств «третьего мира» [1, с. 7].
Приоритеты политики обеспечения национальной безопасности России / под общ. ред. А. В. Возженикова. М.: Изд-во РАГС, 2008. 222 с.
4. Ивашов Л. Г. Геополитические угрозы безопасности России / Академия геополитических проблем. URL: http:// www.akademiagp.ru (дата обращения 10.01.2014).
5. Смульский С. В. Интересы России: стратегический курс // Государственная служба. 2008. № 6. С. 130-138.
6. Поляков С. П. Модернизация педагогической системы подготовки молодежи к военной службе в Российской Федерации: дис... д-ра пед. наук. М., 2010. 576 с.
7. Постановление Правительства Российской Федерации № 696 от 11 июня 1996 г. «Об утверждении Положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах и Положения о музыкальных военных училищах и музыкальных кадетских корпусах» / Российская газета. 1996. 28 августа. № 163.
© Асриев А. Ю., Трубин Ю. В., 2014
P..H. Кривогинa, E.H. XaMamHypoBa D.N. Krivogina, E.N. Khamatnurova
oBJECTIVE REAsoNs for the TRANsiTioN to modular programs based on competencies (on the example of the discipline «engineering preparation AND landscaping» oF spECIALTY 270802 «construction and operation of buildings and structures»)
The article deals with the objective reasons for the Russian Federation transition to modular programs based on competencies. For the formation of the competencies of today's specialists, teaching materials involving computer training and supervising programs have been developed on the example of the discipline "Engineering preparation and landscaping" of specialty 270802 "Construction and operation of buildings and structures".
Key words: teaching materials, modular education, competencies.
Болонские образовательные программы характеризуются следующими важнейшими признаками:
1) компетентностным подходом;
2) модульным построением;
3) объемом учебной нагрузки при освоении образовательной программы или курса, исчисляемым в кредитах ЕCTS.
Эти три характеристики (компетенции - модули - кредиты) взаимосвязаны, и построить образовательную