УДК 316.37
Заитова Татьяна Марсовна Zaitova Tatyana Marsovna
научный сотрудник Института социальнополитических и правовых исследований Академии наук республики Башкортостан тел.: (917) 424-62-18
ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ
researcher of Institute of social-and-political and legal researches of Academy of Sciences of Republic of Bashkortostan
tel.: (917) 424-62-18
OBJECTIVE AND SUBJECTIVE FACTORS OF FORMATION OF INFORMATION SPACE OF PERSONALITY: ESSENCE AND CHARACTERISTICS
Аннотация:
В статье дано собственное определение информационного пространства личности, исходя из которого, выделяются ряд объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на его формирование. Подчеркивается активная роль личности в процессе отбора, анализа и восприятия информации из различных источников.
Ключевые слова:
виды информации, знания, информационное пространство, личность, социализация.
The summary:
The article gives a proper definition of the information space of personality, from which are highlighted in a number of objective and subjective factors that influence its development. There is emphasized the active role of personality in the process of selection, analysis and perception of information from different sources.
Keywords:
sorts of information, knowledge, information space, personality, socialization.
В XXI в. формирование гражданского общества невозможно без информации. Ее влияние на человека начинается с первых мгновений появления на свет и продолжается в течение всей его жизни. Поскольку информационный обмен детерминирует все сферы общественных отношений, а роль информации в жизни социума возрастает, важными условиями развития человека и общества в целом являются изменение границ взаимодействия людей, расширение мыслительных способностей на основании современных информационных технологий, способности к ориентации в различных коммуникативных полях. В связи с этим возникает необходимость изучения информационного пространства личности и тех факторов, которые оказывают влияние на его формирование.
Несмотря на то, что данное понятие выступает в качестве предмета исследования в ряде работ («информационное поле» личности, «информационная среда» применительно к аудитории [1]), содержание его как научного понятия практически не разработано.
Мы определяем информационное пространство личности следующим образом. Во-первых, оно является частью информационного пространства, которое в данном случае понимается как «открытая самоорганизующаяся система, включающая в себя огромное разнообразие информационных потоков и информационных полей, находящихся во взаимодействии» [2, с. 9]. Можно выделить несколько уровней информационного пространства личности - с одной стороны, оно включает в себя совокупность коммуникационных полей различных социальных институтов, функционирующих в обществе, поле межличностных коммуникаций, жизненного опыта индивида, с другой стороны, совокупность знаний, сведений, информации, которую он получает из различных источников и которая помогает человеку адаптироваться в окружающем мире.
Во-вторых, информационное пространство личности - это объектно-субъектный феномен. С одной стороны, оно включает в себя те знания, информацию, которую личность как объект коммуникационного воздействия сознательно или спонтанно принимает и усваивает. Множество факторов влияют на формирование информационного пространства личности: существенная роль принадлежит семье, институтам образования, различным социальным группам, межличностным коммуникациям и средствам массовой коммуникации.
С другой стороны, личность, выступает «субъектом социальных отношений и сознательной деятельности, в процессе которой она создает, воспроизводит и меняет социальную реальность» [3, с. 161]. Поэтому информационное пространство личности включает в себя информацию, знания, сведения, которые личность отбирает целенаправленно, избирательно и осознанно (при этом оценивая их объективность, достоверность и т.д.). В данном случае, мы основываемся на феноменологической концепции П. Бергера и Т. Лукмана, которые приходя к
выводу о том, что основным элементом субъективной реальности, является личность, находящаяся в «диалектической взаимосвязи с обществом» [4, с. 282]. С одной стороны, она формируется социальными процессами, обусловленными социальной структурой, условиями социализации и т.д., с другой - сформировавшаяся личность также влияет на окружающий мир, преобразуя его, но, не воспринимая его при этом как продукт собственной деятельности.
Другими словами, человек сам формирует свое информационное пространство, исходя из своих потребностей, интересов, ценностей и жизненной ориентации. Во-первых, существует возможность выбора, сравнения и селекции информации из различных источников. Во-вторых, каждый человек в силу своих индивидуальных особенностей (психологических, возрастных, статусных, ценностных, мировоззренческих и т.д.) воспринимает информацию по-разному. Французский семиолог Ролан Барт, например, говорит о том, что «слово не имеет значения, слово - только возможность значения, получающее его в конкретном тексте. Более того, каждое новое прочтение текста создает новое значение, читающий как-бы пишет свой собственный текст заново» [5]. В-третьих, согласно концепции М. Маклюэна, «средство есть сообщение», то есть различные виды медиа оказывают воздействие на человека и общество в целом, и, в конечном итоге, это влияние становится важнее содержания, которое передается в сообщениях. С развитием новых медиа - Интернета, цифровых и сетевых технологий - средства массовой коммуникации воздействуют не только на особенности восприятия информационных сообщений личностью, но и на специфику поведения личности, при которой она выступает как в качестве потребителя информации, так и принимает участие в ее создании. Это явление получило название просьюмеризма. Данное понятие состоит из двух слов "producer" - производитель и "consumer" - потребитель. В информационной сфере prosumer - это потребитель медийного контекста, который, так или иначе, участвует в сотворчестве, сопроизводстве медийного контекста.
Таким образом, информационное пространство личности представляет собой определенное содержание, наполнение коммуникации. Основываясь на подходе Ю. Левады [6, с. 121-122], проанализируем три вида информации, характеризующие контент коммуникаций, и те факторы, которые в связи с этим оказывают влияние на формирование информационного пространства личности.
Структурная информация осваивается личностью на ранней стадии социализации с помощью традиционных типов взаимодействия: межличностное общение в семье, малой группе, школе) и составляет своеобразное ядро структуры личности: убеждения, установки, ценностные ориентации.
В дальнейшем устойчивую ориентацию человека в обществе создает фундаментальная информация, с помощью которой личность приобщается к профессии, науке, искусству. Этот процесс происходит на более позднем этапе социализации. Информация такого вида поступает к человеку преимущественно через специальные каналы коммуникации. При этом она формирует более актуальные знания и интересы индивида, чем структурная информация.
Оперативная информация актуализирует для каждого индивида нравственные, правовые, идеологические и другие общественные нормы. Она дает возможность быть в курсе текущих событий в границах различных локальностей. Основным источником такой информации являются массмедиа.
Необходимо подчеркнуть, что перечисленные виды информации взаимосвязаны друг с другом, например, в средствах массовой коммуникации циркулируют все три вида информации, при этом в большей степени доминирует оперативная; формирование информационного пространства студента не замыкается только на специальной информации, оно включает в себя и массовую и т.д.
В результате, мы можем говорить о сочетании объективных и субъективных факторов, влияющих на формирование информационного пространства личности. Таким образом, обобщая все вышесказанное можно сделать следующий вывод. Информационное пространство личности представляет собой совокупность коммуникационных полей различных институтов поля межличностных коммуникаций, жизненного опыта индивида, функционирование которых регламентируется определенными правилами и нормами данного общества. В процессе социализации у человека формируется определенный набор знаний/сведений/информации, который способствует идентификации индивида и становлению в качестве полноправного члена общества. Личность, в свою очередь, выступает не только в качестве объекта, но и как субъект в процессе формирования информационного пространства. Данное утверждение выражается в том, что «наша среда общения формирует нас, таким образом, что мы, в свою очередь, сами формируем ее, оставаясь в пределах, задаваемых ею» [7, с. 31] .
Ссылки:
1. См., например: Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период (социологический анализ). М., 2006 ; Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., 2004.
2. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. М., 2003.
3. Осипов Г.В. Социологический энциклопедический словарь. М., 1998.
4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
5. Кашкин В.Б. введение в теорию коммуникации. Ш_Р: http://kachkine.narod.rU/CommTheory/2/
6. WebComm2.htm (дата обращения: 1.09.2011).
7. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. М., 2009.
8. Терин В.П. Основные направления изучения теории массовой коммуникации. Ш_Р:
http://ecsocman.edu.rU/data/137/784/1231/003.ТЕИ N.pdf (дата обращения: 5.09.2011).
References (transliterated):
1. See, i.e.: Tsymbalenko S.B., Sharikov A.V., Shcheg-lova S.N. Informatsionnoe prostranstvo rossiyskogo podrostka v postsovetskiy period (sotsiologicheskiy analiz). M., 2006 ; Prohorov E.P. Zhurnalistika i dem-okratiya. M., 2004.
2. Manoylo A.V. Gosudarstvennaya informatsionnaya politika v osobyh usloviyah. M., 2003.
3. Osipov G.V. Sotsiologicheskiy entsiklopedicheskiy slovar'. M., 1998.
4. Berger P., Lukman T. Sotsial'noe konstruirovanie real'nosti. Traktat po sotsiologii znaniya. M., 1995.
5. Kashkin V.B. vvedenie v teoriyu kommunikatsii. ULR: http://kachkine.narod.ru/CommTheory/2/WebComm2. htm (date of access: 1.09.2011).
6. Fedotova L.N. Sotsiologiya massovoy kommunikatsii. M., 2009.
7. Terin V.P. Osnovnye napravleniya izucheniya teorii
massovoy kommunikatsii. ULR:
http://ecsocman.edu.ru/data/137/784/1231/003.TERIN.pdf (date of access: 5.09.2011).