Научная статья на тему 'Национальные интересы как основа подхода к обоснованию необходимости присутствия РФ в международных организациях связи и ИКТ'

Национальные интересы как основа подхода к обоснованию необходимости присутствия РФ в международных организациях связи и ИКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
426
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РФ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА / ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Резникова Н. П., Артемьева Г. С., Куликова К. Н.

В статье рассматривается подход к обоснованию необходимости и возможных направлений сотрудничества представителей РФ с международными организациями (МО) в области связи и информационных технологий на основе концепции защиты национальных интересов РФ в условиях глобального управления. Под воздействием глобализации процессов мирового развития и интенсификации международных экономических (профессиональных) отношений формируются новые перспективы, но возникают также угрозы и риски для суверенитета и развития любой страны. В результате возрастает значимость вопросов, касающихся поиска эффективных механизмов защиты национальных интересов РФ на международном уровне и, как следствие – необходимость нового взгляда на МО, которые играют не только роль форумов для проведения глобального диалога и согласования действий, но и аналитических и исследовательских центров по важнейшим вопросам глобального развития, в том числе, в области связи и информационных технологий. Показано, что концепция национальных интересов России может быть исходной позицией при формулировании критериев и формировании направлений государственной политики в отрасли связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальные интересы как основа подхода к обоснованию необходимости присутствия РФ в международных организациях связи и ИКТ»

Национальные интересы как основа подхода к обоснованию необходимости присутствия РФ в международных организациях связи и ИКТ

Рассматривается подход к обоснованию необходимости и возможных направлений сотрудничества представителей РФ с международными организациями (МО) в области связи и информационных технологий на основе концепции защиты национальных интересов РФ в условиях глобального управления. Под воздействием глобализации процессов мирового развития и интенсификации международных экономических (профессиональных) отношений формируются новые перспективы, но возникают также угрозы и риски для суверенитета и развития любой страны. В результате возрастает значимость вопросов, касающихся поиска эффективных механизмов защиты национальных интересов РФ на международном уровне и, как следствие — необходимость нового взгляда на МО, которые играют не только роль форумов для проведения глобального диалога и согласования действий, но и аналитических и исследовательских центров по важнейшим вопросам глобального развития, в том числе, в области связи и информационных технологий. Показано, что концепция национальных интересов России может быть исходной позицией при формулировании критериев и формировании направлений государственной политики в отрасли связи.

Ключевые слова: международные организации, международная деятельность, национальные интересы РФ, информационная сфера, глобальное управление.

Резникова Н.П.,

д.э.н, зав. кафедрой менеджмента МТУСИ Артемьева Г.С.,

профессор кафедры Менеджмента МТУСИ, кэ.н., artemieva-g-s@yandex.ru

Куликова К.Н.,

аспирантка кафедры Менеджмента МТУСИ

В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений возрастает значение международных организаций (МО), которые играют роль не только форумов для проведения глобального диалога и согласования действий, но и роль аналитических и исследовательских центров по всем важнейшим вопросам глобального развития, в том числе, в области информационных технологий, электрической и почтовой связи. Благодаря международным организациям осуществляются научное и техническое сотрудничество, культурные и спортивные связи более эффективно, чем это можно было бы реализовывать путем двустороннего сотрудничества [3].

Россию на международном уровне в сфере связи и информационных технологий представляют различные участники, в их числе федеральный орган исполнительной власти в области связи — Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России), выступающий в качестве Администрации связи РФ (АС РФ). Поскольку деятельность межправительственных и межведомственных комиссий и рабочих групп в области связи и информационных технологий, а также сотрудничество с иностранными государствами финансируется из российского федерального бюджета, вопрос о том, эффективно ли используются эти средства, становится чрезвычайно важным.

Далее рассмотрен возможный подход к обоснованию целесообразности финансирования международной деятельности Мин-комсвязи России, исходя из концепции защиты национальных интересов в области связи и информационных технологий.

В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития страны, значимость вопросов защиты национальных интересов Российской Федерации не уменьшается.

Национальные интересы РФ присутствуют во всех важнейших сферах общественной жизни и деятельности страны: экономической, внутриполитической, социальной, духовной, международной, военной, а также — информационной.

Информационная сфера представляет собой совокупность информации; информационной инфраструктуры, включающей в себя производство и распространение информации, а также производства информационно-коммуникационной техники и программных средств, создания инфокоммуникационных технологий и систем; субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также систему регулирования возникающих при этом общественных отношений [1, 2].

Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на цели, задачи, принципы и основные направления национальных интересов России [1]. В свою очередь, общество и государство, нуждаясь в развитой информационной инфраструктуре, формируют национальные интересы в информационной сфере (рис. 1).

Одним из элементов организационной основы обеспечения национальных интересов РФ в информационной сфере является Мин-комсвязи России, защищающее национальные интересы РФ в области связи и информационных технологий, которые являются составляющей национальных интересов РФ в информационной сфере.

В национальных интересах Российской Федерации в информационной сфере выделяются четыре основные составляющие: социа-лизаторскую, коммуникативную, инновационную и оградительную [1]. Идентификация таких составляющих с учетом места и времени (хронотопа, по мысли М.М. Бахтина [6]) позволяет систематизировать новые данные, формулировать требования к защите национальных интересов, выявлять направления и находить новые способы такой защиты.

Г

л

Интересы личности в ннформаці юнной сфере

заключаются в реаш гзац1 п I коне и гт>' щ юнных ц) а в человека и граждпмиа на доступ к информации. на использованиеннформацш в интересах осуществления не замещенной законом деятельности, фш! пеского. духовного и I нтеллекту ального разв1 гп т. а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность

Интересы общества в і нформащ юнной сфер е заключаются в обеспеменіпі интересов личности в этой сфере. у про чего п і демократі П!. созд ані и і пр авового социального государства, досп іжені пін поддч)жані о і общественного согласия, в духовном обновлені о і Россі п і

ч

Национальные интересы РФ в информационной сфере

Интересы государства в і тформац юнной сфер е заключаются в создании условии для гармоничного рачвітія российской ннформашонноп инфраструктуры, для реализации констптуці юнных прав п свобод человека п гражданина в области полу чего ія і інформащ ни пользования ею в целях обеспечения незыблемости конец пуцножого строя, сувер его пета н терріїторі іапьноґі целостносп і Россі оі. политической, эконеж п іч еской 11 с оці іал ьной стабильности, в безусловном обеспечен! пі законності І II пр авопорядкл. раз ы іп п і равнопр авного 11 взаі імовьігодного между народного сотрудничества.

Основные элементы организационной основы системы обеспечения национальных интересов РФ в информационной сфере:

- Президент Российской Федерации,

- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,

- Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации,

- Правительство Российской Федерации,

- Совет Безопасности Российской Федерации,

- федеральные органы исполнительной власти, в т.н.. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,

- межведомственные и государственные комиссии, создаваемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации,

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

- органы местного самоуправления.

- органы судебной власти,

- общественные объединения,

- граждане, принимающие в соответствии с законодательством Российской Федерации участие в решении задач обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Рис. 1. Национальные интересы РФ в информационной сфере

В рамках оградительной составляющей национальных интересов РФ в информационной сфере (в том числе, национальных интересов РФ в области информационных технологий, электрической и почтовой связи) существует потребность расширения международного сотрудничества, что, в свою очередь, позволяет выделить направления, на которых должны быть сосредоточены усилия по отстаиванию ее национальных интересов в информационной сфере, а именно: управление, регулирование, развитие и использование интернета; разработка всемирных технических стандартов в области информационно-коммуникационных технологий и другие, представленные на рис. 2 (левый поток) [1, 2, 3, 5, 6].

В настоящее время представители РФ принимают участие в важнейших программах развития связи и информационных технологий, разрабатываемых и обсуждаемых на уровне администраций связи иностранных государств, Международных межправительственных

организаций (ММПО), Международных неправительственных организаций (МНПО) и Межгосударственных интеграционных объединений (МИО). Это обеспечивает серьезную аналитическую поддержку при выработке стратегии развития в этой области, как в России, так и в мире.

Следует отметить, что в международной деятельности в сфере связи и ИКТ, наряду с АС РФ, принимают участие отечественные деловые ассоциации, исследовательские общества и российские компании. В таблице 1 дана примерная (достаточно представительная) картина присутствия российских участников (организаций связи, Ассоциаций, институтов и др.) в ММПО, МНПО и МИО.

В соответствии с действующим Бюджетным кодексом РФ [7] расходы, связанные с международным сотрудничеством и международной деятельностью в общефедеральных интересах, финансируются исключительно из федерального бюджета и включают: финансовое

Рис. 2. Направления, по которым ведутся работы Минкомсвязью РФ, затрагивающие национальные интересы в области связи и информационных

технологий в рамках международной деятельности

Таблица 1

Представительство российских участников в ММПО, МНПО и МИО по вопросам связи и информационных технологий

Международная организация

Представительство РФ

ММПО:

мокс,

UN,

ITU,

РСС,

UPU,

WIPO,

UNESCO,

WTO

и др.

МИО:

АТЭС и др.

МНПО:

ICANN,

W3C,

ISO,

ІЕС,

World Economic Forum, ISOC и др.

Администрация связи РФ в области связи (Минкомсвязь России):

Представители Департамента международного сотрудничества Минком-связи России,

Представители Департамента государственной политики в области связи Минкомсвязи России,

Федеральное агентство связи (Россвязь),

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Коммерческие организации:

ООО «Яндекс»,

ООО «Гейзер-Телеком»,

ОАО «Ростелеком»,

ОАО «ВымпелКом»,

ОАО «Интеллект Телеком»,

ОАО РАО «ЕЭС России»,

ОАО «Газпром»,

ОАО Банк ВТБ,

ОСАО «Ингосстрах»,

ЗАО «ПЕТЕР-СЕРВИС»,

ФГУП «ГосНИИАС»,

ФГУП «Космическая связь»,

ФГУП «Почта России»,

ФГУП Издатцентр «Марка»;

Некоммерческие организации:

АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет», Российский Фонд «Телемедицина»,

Российская Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий,

АНО «Институт развития информационного общества»,

ФГОБУ ВПО «Московский технический университет связи и информатики»,

ГОУ ВПО «Московский Государственный университет Экономики, Статистики и Информатики»_____________________________________________

Рис. 3. Взаимоотношения АС РФ с ММПО, МНПО и МИО

обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями; финансовое обеспечение международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти; взносы РФ в международные организации; другие расходы в области международного сотрудничества (затраты на НИИР, затраты на командировки, содержание, подарки и прямые вложения, например, в капитальный ремонт сооружений и т.п.).

Финансирование командирования специалистов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций РФ на конференции, ассамблеи и собрания осуществляется командирующими федеральными органами исполнительной власти и организациями РФ [8].

При этом использование возможностей, связанных с расширением участия России в работе МО, требует значительного софинан-сирования из российского федерального бюджета.

Как было отмечено ранее, Минкомсвязь России несет расходы по международной деятельности. Так, согласно [8], из федерального бюджета для АС РФ на 2012 г. было выделено 174 668,4 тыс. руб., а на 2013-2014 гг. запланировано 178 928,5 и 185 622,7 тыс. руб., соответственно. Очевидно, что бюджетные ассигнования на международную деятельность АС РФ увеличиваются, что обеспечивает серьезную платформу для продвижения интересов России в различных международных организациях, способствует укреплению авторитета РФ на международной арене, а часто — и усилению позиции МО. При этом следует учитывать, что Минкомсвязи России тем или иным образом участвует в обеспечении всех национальных интересов РФ и регулирует работу различных российских участников в области связи со всеми МО в рамках вопросов информационной сферы, что отражено на рис. 3.

В целях усиления организации и координации работ по участию федеральных органов исполнительной власти и компаний РФ в работе МСЭ, ВПС, РСС, СЕПТ и других МО (см. рис. 2 и табл. 1), осуществляющих деятельность в области связи и информационных технологий, при Правительственной комиссии по федеральной связи и информационным технологиям была создана рабочая группа по подготовке предложений (Подготовительная комиссия) для участия в работе МО, осуществляющих деятельность в области связи и информационных технологий, задачами которой являются [4]:

• рассмотрение и одобрение планов мероприятий по подготовке к полномочным конференциям МСЭ, конгрессам ВПС, сессиям Совета МСЭ, всемирным и региональным конференциям и ассамблеям МСЭ, ассамблеям СЕПТ, собраниям исследовательских комиссий и других рабочих органов МСЭ, ВПС, РСС, СЕПТ и МО, осуществляющих деятельность в области связи и информационных технологий;

• рассмотрение и одобрение предложений и вкладов, представляемых от имени администрации связи Российской Федерации в МСЭ, ВПС, РСС, СЕПТ и другие МО, осуществляющие деятельность в области связи и информационных технологий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• рассмотрение и одобрение проектов указаний и технических заданий делегациям администрации связи Российской Федерации, а также заключений по материалам других стран и МО, осуществляющих деятельность в области связи и информационных технологий;

• рассмотрение отчетов делегаций и результатов работы соответствующих конференций, ассамблей и собраний;

• рассмотрение предложений по совершенствованию структуры и методов работы МСЭ, ВПС, РСС, СЕПТ и их рабочих органов в части вопросов связи и информационных технологий.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить следующее:

82

Т-Сотт, #12-2013

АС РФ, расходуя бюджетные средства на международную деятельность, отстаивает национальные интересы РФ в области связи и информационных технологий, и с этой точки зрения такие затраты не только целесообразны, но жизненно необходимы. При этом АС, с одной стороны, стоит перед необходимостью экономить бюджетные средства, а с другой — предъявляет все большие требования к объему и сложности задач, решение которых способствует развитию национальных инфокоммуникационных систем. Решение этой задачи, с нашей точки зрения, находится в сфере повышения качества всех функций управления участием в работе МО.

Литература

1. Доктрина информационной безопасности РФ, утверждена Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895 // Российская газета, 2000. — №187.

2. Куняев Н.Н. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере на современном этапе развития Российского государства // Российская юстиция, 2010. — №5. — С. 2-4.

3. Кутейников А.Е. Новое в исследовании международных организаций // Международные процессы, 2008. Т. 6 — №2. — С. 60-69.

4. Протокол №2 Минкомсвязи России. Положение об организации работ по участию федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации в работе международных организаций, осуществляющих деятельность в области связи и информационных технологий, 9 с.

5. Хабриева Т.Я. Национальные интересы и законодательные приоритеты России // Журнал российского права, 2005. — №12. — С. 19-29.

6. http://kachkine.narod.rU/CommTheory/2/Bakhtin.htm.

7. http://www.consultant.ru/popular/budget.

8. http://wwwsmb.ru/analitics.html?id=org_prog.

National interests as a basis for the justification of the approach of the Russian Federation in the presence of international organizations and ICT

Reznikova N.P., Artemyeva G.S., artemieva/g/s@yandex.ru, Kulikova K.N.

Abstract

An approach to the justification of the need and possible areas of cooperation with representatives of the Russian Federation International Organizations in the field of communication and information technologies based on the concept of protection of the national interests of Russia in the global governance. Under the influence of globalization processes of global development and intensification of international economic relations formed a new perspective, but there are also risks and threats to the sovereignty and development of any country. As a result of the growing importance of issues related to the search for effective mechanisms to protect Russia's national interests at the international level and , as a consequence — the need for a new look at DoD who play not only as a lorum for global dialogue and concerted action , but also analytical and research centers on the most important global development issues , including in the field of communication and information technologies. It is shown that the concept of Russia's national interests can be the starting point in the formulation of criteria and public policies in the communications industry .

Keywords: international organizations, international activities, the national interests of the Russian Federation, information sphere, global governance.

References

1. Information Security Doctrine of the Russian Federation, approved by the President of the Russian Federation 09.09.2000 N Pr-1895 / Rossiyskaya Gazeta, 2000. Number 187.

2. Kunjaev N.N. National interests of the Russian Federation in the field of information at the present stage of development of the Russian state / the Russian justice, 2010. No5. Pp. 2-4.

3. Kuteinikov A.E. A new study of international organizations / International Processes 2008. Vol. 6. No2. Pp. 60-69.

4. Protocol number 2 Russian Ministry of Communications. Position on the organization of participation of the federal executive bodies and organizations of the Russian Federation in the work of international organizations working in the field of communications and information technology, 9.

5. Habrieva T.Ya. National interests and legislative priorities of Russia / World of Law, 2005. No12. Pp. 19-29.

6. http://kachkine.narod.ru/CommTheory/2/Bakhtin.htm.

7. http://www.consultant.ru/popular/budget.

8. http://www.smb.ru/analitics.html?id=org_prog.

T-Comm, #12-2013

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.