сферы. Используемые в общеобразовательной программе лексические темы и сказки, могут воспроизводиться при помощи специально подобранных физических упражнений и музыки. Способы их отображения могут варьироваться от игр-драматизаций, до двигательных сюжетно-ролевых игр. На уровне этой взаимосвязи музыкально-двигательная деятельность может решать как обучающие, так и закрепляющие задачи.
Музыкальный компонент имеет сильную и равноправную взаимосвязь с образовательной областью художественно-эстетическое развитие. Это наглядно просматривается в подборе музыкальной фонотеки, содержание которой может базироваться на программном материале этой образовательной области. По степени взаимодействия, в большинстве случаев интегрируемые области проявляют среднюю взаимосвязь. Это обстоятельство обуславливает превалирование реализации задач физического воспитания.
Таким образом, музыкально-двигательная деятельность обладает значительными интеграционными возможностями. Ее деятельностный, музыкальный и двигательный компоненты могут взаимодействовать с различными образовательными направлениями. Построение педагогического процесса на ее основе отвечает требованиям современной системы образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лазарева, М.В. Интегрированное обучение в дошкольных образовательных учреждениях : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Лазарева Мария Васильевна. - Москва, 2010. - 53 с.
2. Максимова, С.Ю. Система адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе музыкально-двигательной деятельности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Максимова Светлана Юрьевна. - Волгоград, 2014. - 46 с.
3. Филиппова, С.О. Физические упражнения как средство подготовки дошкольников к овладению графикой письма : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Филиппова Светлана Ок-тавьевна. - СПб., 1992. - 23 с.
4. Фомина, Н.А. Музыкально-двигательное направление физического воспитания детей дошкольного возраста / Н.А. Фомина, С.Ю. Максимова // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 5. - С. 57-58.
REFERENCES
1. Lazareva, M.V. (2010), Integrated education in preschool educational institutions, dissertation, Moscow.
2. Maksimovа, S. Yu. (2014), Adaptive physical training of preschool children with mental retardation based on the musical-motor activity, dissertation, Volgograd.
3. Filippova, S.O. (1992), Physical exercise as a means of preparing preschoolers to master graphics letters, dissertation, St. Petersburg.
4. Fomina, N.A. and Maksimova S.Yu. (2015), "Music motor specialization of physical education of preschool age children", Theory and Practice of Physical Culture, No. 5, pp. 57-58.
Контактная информация: mal-msy@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 16.03.2016
УДК 796.412.2
ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ЦЕННОСТЬ
ТРУДНОСТИ РАВНОВЕСИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Елена Николаевна Медведева, кандидат педагогических наук, профессор, Заслуженный
работник физической культуры РФ, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Техническая ценность равновесий в художественной гимнастике обусловлена, в первую очередь, содержанием техники их выполнения. Характеристиками последней являются биомехани-
ческие параметры движения, предопределяющие координационную трудность, а также степень проявления физических качеств и способностей. При этом, в соответствии с законами сохранения равновесия, площадь опоры, высота ОЦТ, рычаг отводимого звена, амплитуда равновесия, отклонение туловища от вертикали и т.д. являются объективными показателями трудности. Не все выше перечисленные факторы фиксируется визуально, но они должны обязательно учитываться при определении ценности трудности равновесий.
Ключевые слова: равновесия художественной гимнастки, ценность трудности, кинематические, электромиографические и стабилографические характеристики, объективные показатели трудности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p157-162
OBJECTIVE FACTORS CAUSING THE VALUE OF DIFFICULTY OF EQUILIBRIA
IN RHYTHMIC GYMNASTICS
Elena Nikolaevna Medvedeva, candidate of pedagogical sciences, professor, Honored worker
ofphysical culture of the Russian Federation, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The technical value of equilibria in rhythmic gymnastics is caused, first of all, by the maintenance of technology of their performance. Characteristics of the last are the biomechanical parameters of the movement predetermining coordination difficulty, and also extent of manifestation of physical qualities and abilities. At the same time, according to balance conservation laws, the area of a support, height of general center of gravity, the lever of the taken-away link, balance amplitude, a trunk deviation from a vertical, etc. are objective indicators of difficulty. Not higher and higher the listed factors it is fixed visually, but they have to be considered surely at determination of value of difficulty of equilibria.
Keywords: balance of the art gymnast, difficulty value, kinematic, electromyographic and stabilo-graphic characteristics, objective indicators of difficulty.
В результате анализа угловых характеристик равновесий с отведением ноги вперед было установлено, что амплитуда движений в различных суставах имеет, как схожие показатели, так отличающие их между собой. Наименьшие различия существуют в углах коленных и голеностопных суставов обеих ног. Это связано с необходимостью отведения в основном выпрямленной ноги и сохранения равновесия на полупальцах. Независимо от ценности трудности данных равновесий эти показатели идентичны. При этом установлено, что на угловые характеристики тазобедренного сустава опорной ноги влияет положение туловища: при выполнении равновесия с наклоном назад, чтобы сохранить амплитуду отведения правой ноги происходит смещение таза вперед и уменьшение угла в тазобедренном суставе опорной ноги. Проведенный корреляционный анализ позволил выявить значимую высокой степени связь ценности трудности с угловыми характеристиками тазобедренного (r=-0,91) и коленного (r=-0,89) суставов левой опорной ноги, что указывает на приоритет устойчивой опоры.
Анализ подгруппы равновесий с отведением ноги в сторону, показал, что в элементах нога на 90°, в сторону-вверх с захватом и без него выявлены схожие угловые характеристики голеностопных, коленных и тазобедренного левого суставов (75%). В остальных случаях были установлены отличия, характерные для конкретной формы балансирования, отличающейся рычагом, углом отведения, а также положением туловища относительно вертикали. При этом ценность трудности данной подгруппы равновесий в большей степени была обусловлена угловыми характеристиками (80% связей).
В процессе анализа равновесий с отведением ноги назад было установлено, что при отведении ноги на 90° и захвате в кольцо имеются отличия только в угловых характеристиках тазобедренного сустава, а в равновесиях дополненных наклоном туловища схожие показатели амплитуды имеются только в коленном, голеностопном суставах опорной ноги и локтевых суставов обеих рук. Различия же данных равновесий обуслов-
лены именно направлением наклона туловища. Корреляционный анализ показал, что более всего в применяемой оценке трудности равновесий учтена амплитуда в тазобедренных (правый - г=-0,7; левый - г=0,7) плечевых (правый - 1=-0,88; левый - 1=-0,81) и правого локтевого (г=0,83) суставов.
Сопоставив угловые характеристики всех подгрупп равновесий, было установлено, что их наибольшая динамика наблюдается в тазобедренном суставе. При этом амплитуда обусловлена особенностями движений свободной ногой и туловищем (отводится нога активно или пассивно, выполняется наклон или нет, куда выполняется наклон - по ходу отведения ноги или против хода) и связана с дистанциями перемещения звеньев тела.
Наибольшие показатели дистанций были зафиксированы у точек звеньев свободной ноги, головы и шеи при выполнении амплитудных отведений и наклонов туловища. Сравнив дистанции перемещений звеньев равновесий различной трудности в каждой подгруппе, были выявлено, что наименьшие показатели наблюдаются при выполнении равновесий с захватом, не зависимо от того в каком направлении отводится нога. Наоборот, большие дистанции перемещения звеньев фиксировались в равновесиях, где конечная точка (стопа) максимально удалена от вертикальной оси, проходящей через ЦТТ (с отведением ноги на 90° в различных направлениях). Такие же высокие дистанции были зафиксированы в равновесиях, сочетающих отведение ноги с наклоном туловища и с максимальной амплитудой (в шпагат). Так при выполнении равновесия в шпагат с наклоном вперед показатели дистанции перемещения голени и стопы были больше, чем в других равновесиях 2,5^75 раз.
Оценка степени взаимосвязи ценности трудности и дистанций перемещения звеньев тела показала, что связь между данными количественными показателями имеется, но все-таки не все объективные характеристики учтены. В равновесиях с отведением ноги назад только дистанция перемещения шиловидной точки в средней степени связана с трудностью выполняемых элементов.
Анализ скоростей перемещения точек звеньев тела позволил установить, что показатели весьма вариативны и колеблются от 43,8мм/с до 3966,0 мм/с. Сравнив профили скоростей равновесий различной ценности трудности, было выявлено, что наивысшие скорости перемещения точек звеньев тела характерны для элементов с отведением ноги назад (в нижнеберцовой точке голени свободной ноги в равновесии с захватом в кольцо и в равновесии с наклоном вперед нога в шпагат). Установлено, что наиболее неблагоприятные условия (трудность) для сохранения равновесий, с точки зрения возникающих в звеньях скоростей, создаются при отведении ноги с максимальной амплитудой назад с наклоном туловища в каком-либо направлении. Однако проведенный корреляционный анализ показал, что эти особенности при дифференцировке равновесий по трудности учтены частично только в подгруппах с отведением ноги в сторону (56,3% связей, р<0,05) и вперед (25% связей, р<0,05).
Как и в скорости, в показателях ускорения была выявлена характерная особенность: в равновесиях с захватом независимо от направления движения свободной ногой ускорения были значительно ниже. Наивысшие показатели ускорений в равновесиях с отведением ноги вперед были зафиксированы в более удаленных от ЦТТ точках звеньев тела: лучевых и шиловидных обеих рук, конечной, нижнеберцовой и верхнеберцовой правой ноги. Менее ускоренными были точки звеньев тела, которые находились над площадью опоры. При этом добавление наклона туловища назад увеличивало ускорения всех точек звеньев верхней части туловища при стабильном положении таза (вертельные точки). В равновесиях с отведением ноги в сторону наблюдалась такая же тенденция. Однако замечено, что уменьшение рычага движения и фиксация свободной ноги у опорной приводит к снижению ускорения на 40%, то есть упрощает сохранение устойчивости. Увеличение амплитуды движения до шпагата наоборот ускоряет вертельную точку
левой стороны тела на 83%, увеличивая трудность. Обычный наклон туловища в сторону примерно на 1/3 ускоряет наиболее удаленные от ЦТТ точки звеньев тела. Специфичным для равновесий с отведением назад являлись большие различия в ускорениях шейного отдела позвоночника (в 3-8,5 раза выше, чем в других подгруппа). При этом выполненный корреляционный анализ показал, что данный фактор (ускорение звеньев) учитывается в применяемой ценности трудности только в первых двух подгруппах равновесий: с отведением вперед (25% связей) и в сторону (43%). Данный факт подтверждал неправомерность дифференцировки равновесий по трудности на основе, применяемой в практике экспертной оценки таблицы ценности.
Учитывая, что независимо от характера двигательных действий, результатом выполнения всех равновесий является устойчивое сохранение позы, показатели стабило-графии стали объективными характеристиками, позволившими дифференцировать элементы по степени их трудности. Анализ полученных данных позволил установить, что большая часть характеристик устойчивости (67,14%) имеет высокую вариативность. При этом корреляционный анализ экспертной оценки качества равновесий и данных стабило-графических характеристик показал, что визуальная субъективная оценка не всегда совпадает с объективными показателями, а ценность трудности выполняемых равновесий лишь в незначительной степени учитывает сложность их сохранения. Так только равновесия с отведением ноги вперед имеют 80% возможных связей, с отведением ноги назад - 20%, а экспертная оценка за выполнение равновесий с отведением ноги в сторону вообще не связана истинными показателями устойчивости. Установлено, что наиболее информативной характеристикой для ценности трудности является средний разброс проекции ЦТ (г= 0,5).
Анализ характеристик стабилографии равновесий, ранжированных по ценности трудности, показал, что только при отведении ноги в сторону наблюдается логичная положительная динамика. Можно предположить, что независимо от величины разброса достаточно просто управлять равновесием, поэтому это не отражено в ценности трудности. Однако данные экспертной оценки свидетельствовали об обратном: чем выше показатели среднего разброса проекции ЦТ, тем ниже была оценка. Значит, данный фактор просто не учтен при определении ценности трудности равновесия в правилах соревнований. Подобная тенденция наблюдалась и при анализе средних скоростей перемещения ЦТ выполняемых равновесий. Первый и последний элемент с отведением ноги назад имели разницу в ценности трудности 0,3б., однако скорости перемещения ЦТ у них были равны.
Установлено, что стабилографические показатели устойчивости выполняемых равновесий зависят от угловых характеристик звеньев тела. На средний разброс ЦД (мм), среднюю скорость перемещения ЦД (мм/с), оценку движения (у.е.) и коэффициент кривизны (рад/мм) в наибольшей степени влияет степень отведения ноги в тазобедренном суставе (г=0,63-0,71). При этом, плечевой и локтевой суставы участвуют в коррекции равновесия, когда увеличивается оценка движения (г=0,53-0,55). На обусловленность устойчивости амплитудными перемещениями звеньев тела указывают установленные корреляционные взаимосвязи характеристик стабилографии и дистанций перемещения, проявляющиеся в большей степени в равновесиях с отведение ноги в сторону и назад. Такая же тенденция наблюдалась и в зависимости стабилографических характеристик от скоростей и ускорений перемещения звеньев тела, но все выше перечисленное не было отражено в ценности трудности равновесий, обозначенной в правилах соревнований.
Учитывая, что внешние характеристики движений обусловлены характером мышечной деятельности, следующим этапом в конкретизации факторов трудности упражнений художественной гимнастики являлся анализ особенностей электрической активности мышц, а также ее влияния на уже известные характеристики - кинематические и ста-билографические.
В процессе анализа максимальной амплитуды турнов, отражающей наивысшую степень активации каждой мышечной группы и прикладываемое усилие, установлено, что равновесия, выполняемые в порядке возрастания их ценности трудности в каждой из подгрупп, не имеют четко выраженной тенденции к увеличению электрической активности по всем мышечным группам. При этом корреляционный анализ взаимосвязей электрической активности мышц и угловых характеристик, позволил установить что не менее 87,5% исследуемых мышц участвует в процессе решения задачи сохранения равновесия посредством активации или расслабления. В каждой подгруппе равновесий степень значимости электрической активности различна: при выполнении равновесий с отведением ноги вперед - 40,0%; при выполнении равновесий с отведением ноги в сторону - 26,9%; при выполнении равновесий с отведением ноги назад - 35,0%. Наиболее высокие связи зафиксированы между активацией мышц бедер и ягодичных мышц с угловыми характеристиками тазобедренных суставов (г=0,91) в равновесиях с отведением ноги вперед, а также между двуглавой мышцей левой опорной ноги с угловыми характеристиками правого локтевого сустава в равновесиях с отведением ноги в сторону (г=0,99). Чем более амплитудное равновесие требовалось выполнить, тем сильнее активировались или расслаблялись мышцы предопределяющие подвижность в конкретных суставах.
Анализ средней амплитуды турнов электрической активности мышц показал, что она значительно определяет угловые характеристики равновесий (33^49% связей). При этом, сравнив среднюю амплитуду турнов при выполнении равновесий каждой подгруппы, было подтверждено предположение, что дифференцировка элементов по ценности трудности в действующих таблицах правил соревнований по художественной гимнастике условна и требует уточнения. Наиболее полно в ценности трудности равновесий была отражена только степень активации мышц «рабочей», отводимой ноги. При чем, это в большей степени учтено в трудности равновесий с отведением ноги вперед.
В заключении был проведены анализ суммарной электрической активности основных групп мышц каждого равновесия в контексте обозначенной ценности трудности (таблица 1).
Таблица 1
Суммарная электрическая активность основных групп мышц в соответствии
с обозначенной ценностью трудности равновесий
С отведением ноги вперед С отведением ноги в сторону С отведением ноги назад
Ценность Есредней Ценность Есредней Ценность Е средней
трудности амплитуды Реальный трудности амплитуды Реальный трудности амплитуды Реальный
по таблице турнов рейтинг по таблице турнов рейтинг по таблице турнов рейтинг
(баллы) (мкВ) (баллы) (мкВ) (баллы) (мкВ)
0,2 2543,89 3 0,2 2546,74 1 0,3 2803,93 5
0,2 946,82 4 0,2 765,46 4 0,3 3235,47 3
0,4 2853,98 2 0,4 1937,39 3 0,5 3314,86 2
0,6 3984,53 1 0,6 2262,98 2 0,5 4714,56 1
- - - - - - 0,6 3041,66 4
Полученные данные позволили установить, что в ценности трудности равновесий в полной степени не отражен данный компонент, а прямой функциональной связи не существует (г=0,5).
Таким образом, проведенный всесторонний, комплексный анализ кинематических и стабилографических характеристик равновесий, особенностей электрической активности мышц при их выполнении, позволил выявить противоречия между применяемой в соответствии с правилами соревнований оценкой трудности равновесий и реальной сложностью выполнения упражнений данной структурной группы. Корреляционный анализ позволил выявить объективные факторы, ранее не учитываемые в практике оценки трудности элементов и подтвердил, что именно они должны лежать в основе системы дифференцировки и ранжирования равновесий по трудности.