Научная статья на тему 'Стабилографические характеристики равновесий эстетической гимнастики как критерии сложности их освоения'

Стабилографические характеристики равновесий эстетической гимнастики как критерии сложности их освоения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТКА / РАВНОВЕСИЯ / СТАБИЛОГРАФИЧЕСКИЕ / КИНЕМАТИЧЕСКИЕ / ЭЛЕКТРОМИОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕХНИКИ / ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ / СЛОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанова Ирина Александровна, Огурцова Ульяна Михайловна, Сайкина Елена Гавриловна, Лукунина Елена Анатольевна, Пухов Александр Михайлович

В статье представлены результаты биомеханического анализа равновесий эстетической гимнастики, выполняемые с наклоном и поворотом туловища. На основе сравнительного и математического анализа установлено наличие общего и специфического для каждого равновесия с различным положением туловища. Выявлено, что форму равновесия определяет положение свободной ноги и туловища. В результате корреляционного анализа взаимосвязи угловых характеристик и показателей стабилографии при выполнении изучаемых равновесий определена высокая обусловленность устойчивости равновесия от угловых характеристик. Подтверждено, что сохранение устойчивости в равновесиях, имеющих различную форму, определяет оптимальная мышечная активность. Представлены результаты взаимосвязи показателей средней амплитуды турнов электрической активности мышц и стабилографии при выполнении заднего равновесия с наклоном назад с захватом одноименной рукой, которые свидетельствует о необходимости учета, как кинематического, так и динамического фактора успешности выполнения равновесия при подборе специально-подготовительных упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанова Ирина Александровна, Огурцова Ульяна Михайловна, Сайкина Елена Гавриловна, Лукунина Елена Анатольевна, Пухов Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stabilographic characteristics of balances in esthetic gymnastics as criteria of complexity of their mastering

The article presents the results of the biomechanical analysis of esthetic gymnastics equilibrium, which is carried out with inclination and turn of the trunk. It has been established on the basis of the comparative and mathematical analysis that there is presence of general and specific posture to each balance with various trunk positioning. The study has revealed that the balance specificity is determined with the free leg and trunk standing. As a result of the correlation analysis of interconnection between the angular characteristics and stabilographic indicators under carrying out the studied balances the strict conditionality of the stability of equilibrium has been determined from the angular characteristics point. It has been confirmed that preserving the stability in the balances with various forms is determined with the optimum muscular activity. The results of the indicators correlation for the average amplitude of the turns of electric activity of muscles and stabilographic support in case of doing the back balance with back inclination are provided with capture of the activated hand, which testifies to the need in accounting both the kinematic, and dynamic factor of success in accomplishment of the balance when selecting the special and preparatory exercises.

Текст научной работы на тему «Стабилографические характеристики равновесий эстетической гимнастики как критерии сложности их освоения»

11. Minyaylenko, N.N. (2015), "Objective reasons defining the need in improvement of system of training of graduated in a military academy for internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 133-138.

12. Minyaylenko, N.N. and Chistyakov, V.A. (2016), "Retrospective analysis of the legislative base in the context of distance educational technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 138, No. 8, pp.142-150.

13. Minyaylenko, N.N. and Chistyakov, V.A. (2016), "Importance of research supervisor in system of distance learning of graduate military course of military higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11, pp. 123-129.

14. Minyaylenko, N.N. and Chistyakov, V.A. (2016), "Electronic educational technologies in system of training of graduates in the military academy of military higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 175-178.

15. Minyaylenko N.N. (2016), "Monitoring system for adaptation reorganizations of the officers in the course of training in graduate military course of military higher education institutions of troops of National Guard of Russian Federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 137, No. 7, pp. 75-80.

16. Aliyev, E.G., Andreyev, S.N., Mutko, V.L. and Chistyakov, V.A. "Organization of process management of sports federation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 37, No. 3, pp. 39.

17. Piskun, O.E. (1989), the Intensification of development of physical culture and sport on the basis of imitating dynamic modeling in the conditions of industrial enterprise, dissertation, Leningrad.

18. Prigoda, G.S. (2006), Content of management of marketing of the entities of the sphere of sports and improving services, dissertation, St. Petersburg.

19. Sivak, A.N., Minyaylenko, N.N. and Chistyakov V.A. (2016), "Organizational and pedagogical management of process of training in a graduate military course of military higher education institution (problem definition of research)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 142, No. 12, pp. 111-116.

20. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of methods of ranging in psychological and pedagogical researches", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 197-201.

21. Chistyakov V.A. and Aronov, G.Z. (2006), "Imitating modeling in the sphere of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 21, pp. 83-89.

22. Chistyakov, VA. Ponomarev, N. I. and Piskun O.E. (2000), "Organization and management of physical culture on industrial enterprise in the conditions of the market relations", Theory and practice of physical culture, No. 11, pp. 8.

23. Chistyakov, V. A. Aronov, G.Z. and Prigoda, G.S. (2005), "Process of a marketing activity in the sphere of sports and improving services as object of management", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 18, pp. 91-100.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.01.2017

УДК 796.41

СТАБИЛОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАВНОВЕСИЙ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ КАК КРИТЕРИИ СЛОЖНОСТИ ИХ

ОСВОЕНИЯ

Ирина Александровна Степанова, кандидат педагогических наук, доцент, Ульяна Михайловна Огурцова, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Елена Гавриловна Сайкина, доктор педагогических

наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург; Елена Анатольевна Лукуни-на, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва; Александр Михайлович Пухов, кандидат биологических наук, научный сотрудник, Великолукской

государственной академии физической культуры и спорта, Великие Луки

Аннотация

В статье представлены результаты биомеханического анализа равновесий эстетической гимнастики, выполняемые с наклоном и поворотом туловища. На основе сравнительного и математического анализа установлено наличие общего и специфического для каждого равновесия с различным положением туловища. Выявлено, что форму равновесия определяет положение свободной ноги и туловища. В результате корреляционного анализа взаимосвязи угловых характеристик и показателей стабилографии при выполнении изучаемых равновесий определена высокая обусловленность устойчивости равновесия от угловых характеристик. Подтверждено, что сохранение устойчивости в равновесиях, имеющих различную форму, определяет оптимальная мышечная активность. Представлены результаты взаимосвязи показателей средней амплитуды турнов электрической активности мышц и стабилографии при выполнении заднего равновесия с наклоном назад с захватом одноименной рукой, которые свидетельствует о необходимости учета, как кинематического, так и динамического фактора успешности выполнения равновесия при подборе специально-подготовительных упражнений.

Ключевые слова: эстетическая гимнастка; равновесия; стабилографические, кинематические, электромиографические характеристики техники; причинно-следственные связи, сложность.

STABILOGRAPHIC CHARACTERISTICS OF BALANCES IN ESTHETIC GYMNASTICS AS CRITERIA OF COMPLEXITY OF THEIR MASTERING Irina Aleksandrovna Stepanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ulyana Mikhailovna Ogurtsova, the post-graduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Elena Gavrilovna Saykina, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg; Elena Anatolyevna Lukunina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow; Alexander Mikhailovich Pukhov, the candidate of biological sciences, research associate, Velikiye Luki State Academy of Physical Culture and sport, Velikiye Luki

Annotation

The article presents the results of the biomechanical analysis of esthetic gymnastics equilibrium, which is carried out with inclination and turn of the trunk. It has been established on the basis of the comparative and mathematical analysis that there is presence of general and specific posture to each balance with various trunk positioning. The study has revealed that the balance specificity is determined with the free leg and trunk standing. As a result of the correlation analysis of interconnection between the angular characteristics and stabilographic indicators under carrying out the studied balances the strict conditionali-ty of the stability of equilibrium has been determined from the angular characteristics point. It has been confirmed that preserving the stability in the balances with various forms is determined with the optimum muscular activity. The results of the indicators correlation for the average amplitude of the turns of electric activity of muscles and stabilographic support in case of doing the back balance with back inclination are provided with capture of the activated hand, which testifies to the need in accounting both the kinematic, and dynamic factor of success in accomplishment of the balance when selecting the special and preparatory exercises.

Keywords: esthetic gymnastic, balances, stabilographic, kinematic, electromyography characteristics of equipment, causes and effect correlation, complexity.

ВВЕДЕНИЕ

Эстетическая гимнастика относится к числу технико-эстетических видов спорта, отличительной особенностью которых является значимость, емкость и многогранность технической подготовки спортсменов. Согласно правилам соревнований по эстетической гимнастике в соревновательную программу должны быть включены следующие обязательные элементы: равновесия, повороты, прыжки. Критерии оценок обозначены уровнем трудности «А» - ценностью 0,1 балла и «В» - ценностью 0,2 балла.

Группа элементов ценностью 0,1 балла, выполняется без наклона и поворота туловища. С тем, чтобы элементы были оценены более высоко на 0,2 балла, нужно выполнять наклон минимум на 45°, поворот минимум на 90° или одновременно наклон и поворот туловища.

Для освоения равновесий эстетической гимнастики, как показывает педагогическая практика и анкетный опрос специалистов, требуется необходимость использования специальных заданий, подводящих упражнений, так как целостное выполнение представляет координационную сложность [4].

В связи с этим научные исследования, направленные на оптимизацию процесса подготовки, невозможны без учета биомеханических характеристик техники одной из наиболее представленной структурной группы элементов - равновесий, которые имеют в эстетической гимнастике свои специфические особенности.

Методы: стабилография, бесконтактное исследование видеоряда движений (аппаратно-программный комплекс «РиаИБуБ»), поверхностная электромиография (16-канальный электромиограф «М^а"^п МЕ 6000»), методы математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Форму равновесий характеризуют межзвенные углы в различных суставах. В процессе проведенного сравнительного и математического анализа кинематических характеристик техники было установлено наличие общего и специфического для каждого равновесия с различным положением туловища (таблица 1).

Так для звеньев правой стороны тела выявлены схожие угловые характеристики. Отличия имеются только в плечевом и тазобедренном суставах равновесия 4. Движения левой стороной тела определяют форму равновесия, поэтому были установлены отличия, характерные для каждого равновесия. Схожие показатели имеются только в голеностопном суставе свободной ноги. Таким образом, форму равновесия определяет положение свободной ноги и туловища.

Однако любое статическое равновесие как технический элемент является состоявшимся только при условии сохранения устойчивого положения. Чем сложнее его удерживать, тем большие усилия прикладываются гимнасткой. При этом вероятность отклонения от техники выполнения повышается, а качество сохранения снижается.

Таблица 1 - Угловые характеристики различных равновесий эстетической гимнастики (мкВ, N=12)_

Сустав Равновесие 1 Равновесие 2 Равновесие 3 Равновесие 4

М | т М т М | т М | т

Фаза подъема и шксации (опорной)

Плечевой 81,06 0,83 87,87 0,88 81,06 2,50 31,05 7,73

Локтевой 144,40 0,29 150,92 0,23 152,28 0,26 154,19 0,23

Тазобедренный 132,59 4,56 134,95 2,96 128,06 1,20 74,22 16,47

Коленный 167,18 0,84 167,52 0,22 165,13 0,20 127,12 24,44

Голеностопный 118,89 1,31 103,59 0,44 94,58 0,74 115,81 0,44

Фаза подъема и фиксации (свободной)

Плечевой 140,45 1,13 53,68 0,88 56,61 0,32 33,82 0,46

Локтевой 146,65 0,35 138,91 0,35 138,63 0,17 171,45 0,35

Тазобедренный 106,92 1,27 68,69 0,18 67,33 0,43 124,96 1,11

Коленный 106,95 1,91 168,51 0,16 170,57 0,17 115,59 0,58

Голеностопный 169,75 3,46 153,93 0,64 153,70 0,35 158,83 0,36

Примечания. Равновесия: 1 - переднее равновесие с наклоном вперед и с захватом разноименной рукой; 2 -боковое равновесие с наклоном в сторону с захватом; 3 - заднее равновесие с наклоном назад с захватом одноименной рукой; 4 - аттитюд с наклоном вперед и поворотом туловища.

Подтверждением этому являются данные полученные в результате корреляционного анализа взаимосвязи угловых характеристик и показателей стабилографии при выполнении равновесий эстетической гимнастики (таблица 2).

Таблица 2 - Взаимосвязь угловых характеристик и показателей стабилографии при выполни_

^"■~~-~~~,Стабилография С правой (опорной) стороной тела С левой (свободной)стороной тела

Оценка Площадь Коэффициент Оценка Площадь Коэффициент

Сустав движения эллипса кривизны движения эллипса кривизны

1 - Переднее равновесие с наклоном вперед и с захватом разноименной рукой

Плечевой 0,30 -0,52 0,22 0,68 -0,60 0,45

Локтевой -0,67 0,59 0,05 0,26 0,06 -0,71

Тазобедренный -0,28 0,18 -0,47 -0,06 0,47 -0,25

Коленный -0,27 0,35 -0,40 0,09 -0,36 0,30

Голеностопный 0,12 -0,19 0,59 0,54 -0,73 -0,03

2 - Боковое равновесие с наклоном в сторону с захватом

Плечевой -0,69 -0,13 -0,53 -0,57 0,29 0,40

Локтевой -0,19 0,13 -0,48 0,70 0,28 0,06

Тазобедренный -0,63 0,29 0,14 0,58 0,55 0,52

Коленный 0,28 -0,43 0,75 0,57 0,11 -0,26

Голеностопный 0,50 -0,83 0,28 0,17 -0,35 -0,45

3 - Заднее равновесие с наклоном назад с захватом одноименной рукой

Плечевой -0,43 0,44 -0,39 -0,15 -0,53 -0,08

Локтевой 0,74 -0,83 0,76 0,54 -0,75 0,56

Тазобедренный 0,26 -0,87 0,19 -0,21 0,70 -0,18

Коленный 0,45 -0,97 0,40 -0,39 0,12 -0,41

Голеностопный 0,60 -0,68 0,52 0,68 -0,24 0,53

4 - Аттитюд с наклоном вперед и поворотом туловища

Плечевой -0,46 0,50 -0,30 0,62 0,01 0,18

Локтевой -0,51 0,49 -0,37 0,75 0,28 -0,12

Тазобедренный 0,45 -0,50 0,37 -0,70 0,11 0,48

Коленный 0,46 -0,51 0,34 -0,32 -0,32 -0,14

Голеностопный 0,31 0,29 -0,74 -0,09 0,15 -0,50

Установлено, что угловые показатели суставов обеих сторон тела примерно в равной степени влияют на стабилографические характеристики. Однако наибольшее количество значимых связей выявлено в равновесиях 2 и 3, связанных с демонстрацией максимальной амплитуды в тазобедренных суставах.

При этом, если все стабилографические характеристики бокового равновесия (2) зависели от амплитуды отведения свободной ноги, то в заднем равновесии - такая же зависимость наблюдается от подвижности голеностопного сустава опорной.

Сравнительный анализ степени проявления взаимосвязей позволил установить, что самая высокая обусловленность устойчивости равновесия от угловых характеристик наблюдается в заднем равновесии с наклоном назад и захватом одноименной рукой. Так как трудность выполнения равновесия определяется координационной сложностью, которая зависит не только от амплитуды двигательных действий, требовался анализ динамических характеристик.

Учитывая, что сохранение устойчивости в равновесиях, имеющих различную форму, определяет оптимальная мышечная деятельность [3], был проведен анализ средней амплитуды электрической активности турнов мышц (рисунок 1).

Анализ показал, что все равновесия имеют различия в электрической активации. Самая выраженная двигательная активность мышц зафиксирована в равновесии 4. Больше всего напрягается ягодичная мышца свободной ноги и мышца выпрямляющая позвоночник. Было учтено, что внешние характеристики равновесий - кинематику, всегда определяет межмышечная координация [1, 2]. Соответственно, необходимо было определить степень зависимости дистанций перемещения звеньев тела и угловых характеристик от активации конкретных групп мышц. Для этого был произведен корреляционный анализ. Так в результате анализа равновесия №3 установлено, что большая часть дистанций перемещения свободной ноги для фиксации соответствующей формы выполнена за счет напряжения таких мышц как: косая мышца живота левая (г=0,91), передняя большебер-

цовая правая (г=0,89-0,92). Перемещение таза полностью зависит от напряжения прямой

— — Равновесие 1 Равновесие 2 ----- Равновесие 3 .......... Равновесие 4

Примечание: Мышцы: 1 -икроножная медиальная пр.; 2 - передняя большеберцовая пр.; 3 - икроножная медиальная лв.; 4 - передняя большеберцовая лв.; 5 - прямая бедра пр.; 6 - двуглавая бедра пр.; 7 - косая м. живота пр.; 8 - выпрямляющая позвоночник пр.; 9 - прямая бедра лв.; 10 - двуглавая бедра лв.; 11 - косая живота лв.; 12 - выпрямляющая позвоночник лв.; 13 - прямая живота пр. (нижняя); 14 -ягодичная пр.; 15 - прямая живота лв.(нижняя); 16 - ягодичная лв.

Равновесия: 1 - переднее равновесие с наклоном вперед и с захватом разноименной рукой; 2 - боковое равновесие с наклоном в сторону с захватом; 3 - заднее равновесие с наклоном назад с захватом одноименной рукой; 4 - аттитюд с наклоном вперед и поворотом туловища.

Рисунок 3 - Средняя амплитуда турнов в электрической активности мышц при выполнении равновесий эстетической гимнастики (мкВ; N=12)

Анализ показал, что все равновесия имеют различия в электрической активации. Самая выраженная двигательная активность мышц зафиксирована в равновесии 4. Больше всего напрягается ягодичная мышца свободной ноги и мышца выпрямляющая позвоночник. Было учтено, что внешние характеристики равновесий - кинематику, всегда определяет межмышечная координация [1, 2]. Соответственно, необходимо было определить степень зависимости дистанций перемещения звеньев тела и угловых характеристик от активации конкретных групп мышц. Для этого был произведен корреляционный анализ. Так в результате анализа равновесия №3 установлено, что большая часть дистанций перемещения свободной ноги для фиксации соответствующей формы выполнена за счет напряжения таких мышц как: косая мышца живота левая (г=0,91), передняя большеберцовая правая (г=0,89-0,92). Перемещение таза полностью зависит от напряжения прямой (г=0,86) и двуглавой (г=0,88) мышц бедра свободной ноги.

Дальнейший корреляционный анализ показателей средней амплитуды турнов электрической активности мышц и стабилографии при выполнении данного равновесия подтвердил, что именно от данных мышц, в первую очередь, зависят показатели устойчивости (таблица 3).

Таблица 3 - Взаимосвязь показателей средней амплитуда турнов электрической активности мышц и стабилографии при выполнении заднее равновесие с наклоном назад с захватом одноименной рукой_

____Показатели стабилографии Мышцы ---- Оценка движения Площадь эллипса Коэффициент кривизны

Икроножная медиальная правая -0,60 0,52 -0,48

Передняя большеберцовая правая -0,22 0,10 -0,30

Икроножная медиальная левая 0,42 -0,28 0,53

Передняя большеберцовая левая 0,33 -0,16 0,46

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прямая бедра правая -0,46 -0,46 -0,61

Двуглавая бедра правая -0,59 -0,40 -0,69

Косая живота правая 0,10 0,41 0,12

Выпрямляющая позвоночник правая -0,22 0,89 -0,17

---^__^_Показатели стабилографии Мышцы ------ Оценка движения Площадь эллипса Коэффициент кривизны

Прямая бедра левая 0,48 -0,91 0,43

Двуглавая бедра левая 0,56 -0,88 0,51

Косая живота левая -0,03 -0,18 -0,17

Выпрямляющая позвоночник левая -0,53 -0,42 -0,65

Прямая живота правая (нижняя) -0,50 -0,06 -0,65

Ягодичная правая -0,25 0,05 -0,42

Прямая живота левая (нижняя) -0,20 -0,75 -0,33

Ягодичная левая -0,02 -0,40 -0,14

ВЫВОДЫ

Таким образом, в результате исследований была обоснована необходимость учета биомеханических характеристик равновесий с различным положением туловища при определении содержания базовой профилирующей подготовки в эстетической гимнастике. Проведенный анализ позволил выявить показатели, которые предопределяют последовательность освоения данных равновесий в тренировочном процессе. Установленные кинематические характеристики могут являться ориентиром для освоения формы каждого из равновесий, динамические характеристики определять анатомическую и методическую направленность подбираемых средств формирования физической и технической готовности. Выполненный на примере заднего равновесия с наклоном назад с помощью руки корреляционный анализ свидетельствует о необходимости учета, как кинематического, так и динамического фактора успешности выполнения равновесия при подборе специально-подготовительных упражнений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Инновационный подход к профилактике травматизма при освоении прыжков в художественной гимнастике / Е.Н. Медведева, Р.Б. Цаллагова, А.А. Супрун, Е.Б. Котельникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 160-163.

2. Медведева, Е.Н. Обоснование модели основного хода акробатического рок-н-ролла на основе анализа электрической активности мышц спортсмена / Е.Н. Медведева, В.С. Терехин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 162-166.

3. Медведева, Е.Н. Объективные факторы, обуславливающие ценность трудности равновесий в художественной гимнастике / Е.Н. Медведева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 157-162.

4. Огурцова, У.М. К вопросу обучения техническим элементам с наклоном и поворотом туловища в эстетической гимнастике / У.М. Огурцова // Сборник материалов межвузовской конференции, посвященной памяти профессора В.И. Силина. - СПб., 2016. - С. 78-81.

REFERENCES

1. Medvedeva, E.N., Tsallagova, R.B., Suprun, A.A. and Kotelnikova, E.B. (2016), "Innovative approach to prevention of an injury rate in case of development of jumps in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 160-163.

2. Medvedeva, E.N. and Terekhin, V.S. (2016), "Reasons for model of the main course of an acrobatic rock-n-roll on the basis of the analysis of electric activity of muscles of athlete", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 162-166.

3. Medvedeva, E.N. (2016), "Objective factors causing the value of difficulty of balances in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 157-162.

4. Ogurtsova, U.M. (2016), "To a question of training in technical elements with an inclination and turn of a trunk in an esthetic gymnastics", Collection of materials of the interuniversity conference devoted to memory of professor V. I. Silin, St. Petersburg, pp. 78-81.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.01.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.