УДК 343.3/.7
Ардзинба М. Д.,
адъюнкт адъюнктуры Волгоградской академии МВД России Россия, г. Волгоград Научный руководитель: Бугера Н. Н.
начальник кафедры уголовного права УНК по ПС в ОВД ВА МВД России к.ю.н, доцент,
ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЙ СВЯЗАННЫХ СО СБЫТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ
Аннотация
В данной статье рассмотрены проблемы уголовно - правового регулирования борьбы с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее НСПВ), с помощью сети «Интернет». Рассмотрены нормативно - правовые акты, регулирующие деятельность в данной сфере, рассмотрена статистика преступлений, практика рассмотрения дел связанных с незаконным сбытом НСПВ с помощью сети «Интернет», дистанционным способом, путем создания «закладок», проблемы при квалификации таких деяний.
Ключевые слова
Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, интернет, объективная сторона преступления.
Ardzinba M. D.,
junior scientific assistant of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Russia, Volgograd
THE OBJECTIVE SIDE OF CRIMES RELATED TO THE SALE OF NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES VIA THE INTERNET
annotation
This article discusses the problems of criminal - legal regulation of the fight against crimes related to the illegal circulation of narcotic drugs and psychotropic substances (hereinafter referred to as NDPS), using the Internet. The normative and legal acts regulating activities in this area are considered, the statistics of crimes, the practice of considering cases related to the illegal sale of NDPS via the Internet, remotely, by creating "bookmarks", problems in qualifying such acts are considered.
Key words
Illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances, the Internet, the objective side of the crime.
Повсеместное внедрение и распространение Интернет технологий внесло в жизнь общества множество полезных возможностей, в том числе передачу сообщений на любые расстояния в кратчайшие сроки. Однако достижениями современных компьютерных технологий пользуются, в том числе и преступники.
Одной из наиболее острых проблем является сбыт наркотических средств и психотропных веществ (далее НСПВ) с помощью сети Интернет. По данным Генеральной прокуратуры РФ в 2020 году было зарегистрировано 47 тысяч преступлений связанных со сбытом наркотических средств с использованием сети Интернет, это 41 % от всех наркопреступлений зарегистрированных в указанный период [1].
Проблема распространения НСПВ, с помощью сети интернет, которая зачастую проходит через посредников, представителей незаконных марктетплейсов, в условиях, когда окончательный приобретатель наркотических средств не всегда (а как показывает практика, такой принцип распространения наркотиков в основном и встречается) напрямую связывается со сбытчиком.
Наиболее дискуссионным, с точки зрения уголовного права, является вопрос о моменте сбыта, будет ли сбыт окончательным преступлением, если «закладчика» задержали сотрудники правоохранительных органов, в момент когда он еще не передал данные «закладки» покупателю, или если посредник по каким либо причинам не передал данные последнему?
Данные вопросы относятся к объективной стороне преступления предусмотренного сватьей 228.1 УК РФ, а именно к такому признаку объективной стороны как способ совершения преступления.
В разъяснениях Верховного Суда можно найти термины, подходящие для определения подобных методов сбыта НСПВ, если в момент изготовления тайника с наркотическим средством, лицо, по независящим от него обстоятельствам, не предает его данные окончательному потребителю (приобретателю), такое деяние будет классифицироваться как «покушение на незаконный сбыт» [2].
Тогда, если окончательный потребитель (приобретатель) наркотического средства уведомлен о нахождении «закладки», то в этом случае имеет место, оконченное преступление сбыт НСПВ.
Однако, в уголовной практике встречались случаи, когда изготовитель «закладок», после их создания передавал координаты посреднику, а тот в свою очередь передавал данные третьим лицам. Суд, на основании доказательств представленных сотрудниками правоохранительных органов, посчитал, что этими третьими лицами были конечные потребители, на основании информации об автоматической рассылке данных о нахождении наркотических средств. Однако, оперативными сотрудниками не были предоставлено достаточно данных о том, каким образом и с помощью какого программного обеспечения была осуществлена эта рассылка, также не было предоставлено однозначных доказательств о том, что указанные в материалах дела третьи лица были конечными потребителями.
Рассмотрев вышеуказанные обстоятельства, Верховный Суд указал, что суд первой инстанции оставил без внимания обстоятельства, что подсудимый, передавая информацию о нахождении наркотических средств, не был проинформирован о передаче этой информации третьим лицам, также аргумент обвинения о наличии автоматической рассылки данных о нахождении наркотических веществ не был достоверно установлен. Верховный Суд удовлетворил жалобу подсудимого и смягчил его наказание, переквалифицировав приговор как преступление предусмотренное пунктами «а» и «б» части 3 статьи 228.1 УК РФ как покушение на незаконный сбыт наркотических средств, группой лиц по предварительному сговору, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей [3].
Подводя итог, можно отметить, что установленное понятие «покушение на сбыт НСПВ» в Пленуме верховного суда № 14 дает точную квалификацию неоконченного сбыта НСПВ, относительно объективной стороны преступлений, связанных с бесконтактной передачей наркотических средств.
Список использованной литературы:
1. Интервью ТАСС начальника Главного организационно-аналитического управления Генеральной прокуратуры РФ А.Ю. Некрасова // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61074/ (дата обращения: 03.03.2023).
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 N 14 (ред. от 16.05.2017) "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами". Электронный правовой ресурс «Консультант Плюс» //
URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61074/ (дата обращения: 03.03.2023). 3. Кассационное представление Верховного Суда РФ № 758 от 14.12.2021 г. на приговор Центрального районного суда г. Сочи № 1913 от 12.10.2021 г.//Архив Центарльного районного суда г. Сочи.
© Ардзинба М.Д., 2023
УДК 34
Веденеева П.Н.,
Магистрант 1 курса направления подготовки «Юриспруденция» ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова»
МЕХАНИЗМ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ И ПЕРЕХОД НА ЭЛЕКТРОННЫЙ КОНОСАМЕНТ В МОРСКОМ ТОРГОВОМ МОРЕПЛАВАНИИ
Аннотация
Развитие общественных отношений в сфере международных торговых перевозок предъявляет новые требования к их безопасности. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы механизмов регулирования перевозки грузов морскими судами на международном уровне. В статье автор не только рассмотрела актуальные проблемы международного регулирования морских перевозок грузов.
Ключевые слова:
морские грузы, международные соглашения, договор международной морской
перевозки грузов, мореплавание.
Vedeneeva P.N.,
Master's student of the 1st year of the direction of training "Jurisprudence"
Admiral F.F. Ushakov State Maritime University
MECHANIMS FOR THE CARRIAGE OF GOODS AND THE TRANSITION TO ELECTRONIC BILL
OF LADING IN MERCHANT SHIPPING
Abstract
The development of public relations in the field of international trade transportation imposes new requirements for their safety. In this regard, the issues of mechanisms for regulating the carriage of goods by sea vessels at the international level are of particular relevance. In the article, the author not only considered the current problems of international regulation of maritime cargo transportation.
Keywords:
sea cargo, international agreements, contract for the international carriage of goods by sea, navigation.
Так как одним из жизненно важных пространств, в рамках которого сотрудничество государства приобретает первостепенное значение на пути развития мировой цивилизации в третьем тысячелетии, является Мировой океан, особое место в ряду стратегических государственных приоритетов занимает реализация задач национальной морской политики, составляющей, в свою очередь, самостоятельное направление деятельности ведущих морских держав, что, несомненно, вызывает соперничество в этой