УДК 658.562
ОБЪЕКТИВНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Неуклонное и поступательное улучшение качества продукции разнообразных материальных и духовных благ является объективной необходимостью развития общества. Прежде всего, оно обусловлено действием закона возвышения потребностей, суть которого состоит в том, что вместе с развитием общества возрастают его потребности, расширяется (количественно и качественно) спектр этих потребностей.
Потребности и их удовлетворение органически взаимосвязаны с производственной деятельностью общества, развитием его производительных сил. Удовлетворение постоянно возрастающих потребностей изменяет объем и структуру общественного производства. Именно развитие производительных сил, совершенствование процессов производства и воспроизводства позволяет полнее удовлетворять общественные и личные потребности. С расширением потребностей возрастают и требования к качеству материальных благ, предназначенных для удовлетворения этих потребностей. Развитие производства, совершенствование орудий труда и оборудования, появление новых материалов, технологических процессов и других нововведений создает новые возможности для улучшения качества продукции.
Последовательная реализация закона возвышения потребностей требует опережающего развития науки по отношению к общественному производству. Материализация новых научных знаний приводит к качественным преобразованиям факторов производства и его результатов - продукции, обладающей лучшими потребительскими свойствами (характеристиками). Именно на основе опережающего развития науки обеспечиваются постоянные устойчивые связи между возникновением новых знаний и их материализацией в новых потребностях, новых и более качественных видах потребительных стоимостях (видах продукции), призванных удовлетворять эти потребности.
Развиваясь, наука оказывает все возрастающее воздействие на материальное производство, играет активную роль в его развитии. В связи с более массовым проникновением научно-технических достижений в производство создание продукции приобретает все больше черты научного процесса. Становясь непосредственной производительной силой, наука качественно преобразует все стороны общественного производства. Труд в процессе производства все больше насыщается творческими элементами. Человек перестает быть простым дополнением к техническим системам, он приобретает функции регулировщика и контролера технологического процесса. Однако при этом роль и ответственность человека за конечные результаты работы не только не снижается, а резко возрастает. Подсчитано, что в современном производстве производительность труда примерно на 40% зависит от совершенствования техники, а на 60% - от активизации человеческого фактора.
Систематическое и эффективное улучшение качества продукции требует учета закона стоимости. Его суть заключается в том, что стоимость товаров определяется совокупными затратами труда (живого и общественного). При этом труд "... идет в счет лишь постольку, поскольку время, затраченное на производство потребительной стоимости, общественно необходимо"1.
Н.В. Лапина,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, СГСЭУ
ВЕСТНИК. 2004. № 7
Нужно иметь в виду, что труд товаропроизводителей имеет двойственную природу. С одной стороны, труд выступает как конкретный труд, как его полезная целесообразная форма. С другой стороны, он выступает как затраты человеческой и умственной силы безотносительно к конкретной форме, т.е. как абстрактный труд. Двойственный характер труда, заключенного в товаре, обусловливает и двойственный характер самого товара. Абстрактный всеобщий человеческий труд образует стоимость товаров и определяет его величину. Конкретный труд создает потребительную стоимость. Каждый товар представляет собой противоречивое единство стоимости и потребительной стоимости.
Если рассматривать процесс производства товаров с позиции их стоимости, то он также носит двойственный характер. Процесс производства одновременно означает создание новой стоимости (затраты абстрактного труда) и перенос старой стоимости со средств производства на изготовляемый товар (посредством конкретного труда).
Закон стоимости определяет: общественную оценку полезности затрат в производстве данного продукта; обмен товаров на рынке по эквиваленту воплощенных в них затрат общественного труда. Этот закон регулирует распределение затрат общественного труда между производствами в пропорциях, обеспечивающих сложившуюся структуру потребностей, потребительных стоимостей и общественно необходимый уровень затрат труда на их производство.
Подчеркнем, что оценку и регулирование потребительных стоимостей закон стоимости обеспечивает лишь с качественной стороны. Поэтому в рамках закона стоимость рассматривается только натурально-вещественная, а не экономическая структура потребительных стоимостей и их полезность.
Потребительная стоимость и качество имеют идентичное экономическое содержание: повышение степени удовлетворения определенной потребности. Этим экономическим категориям присуще единство качественной и количественной сторон.
Качественная сторона потребительной стоимости состоит в способности данного продукта удовлетворять определенную потребность. Данная способность имеет место и реализуется потому, что продукт обладает совокупностью определенных свойств, призванных удовлетворять конкретную потребность. Именно "полезность вещи делает ее потребительной стоимостью"2.
Количественная сторона потребительной стоимости выражает степень, меру удовлетворения потребности в данном продукте. Эта степень, мера "от части определяется качеством продукта как потребительной стоимости, его специфической полезностью, пригодностью, отчасти - количеством"3.
Что касается качества продукции как экономической категории, то оно имеет отношение к удовлетворению определенной потребности единицей данного продукта. Качественная сторона качества продукции- это способность единицы данного продукта удовлетворять определенную потребность. Количественная сторона качества - это степень, мера удовлетворения определенной потребности единицей данного продукта.
Из сказанного следует: общая экономическая основа потребительной стоимости и качества продукции в том, что они связаны с удовлетворением определенной потребности. Различие между ними состоит в следующем: потребительная стоимость относится к удовлетворению потребности через массу товаров; а качество продукции имеет отношение к удовлетворению потребности через единицу данного товара.
Улучшение качества продукции, повышение ее потребительной стоимости неразрывно связано с экономической категорией "ценность". Категория экономической ценности непосредственно связана с целесообразной человеческой деятельностью. Именно созидательная деятельность человека является источником экономической деятельности как одного из важнейших аспектов деятельности вообще.
Категория ценности является одной из основных категорий политической экономии. В развитии представленной экономической ценности можно выделить несколько направлений.
Первое направление отождествляет теорию ценности с теорией спроса и предложения и теорией издержек производства. Впервые теоретические основы ценности рассматриваются в работах меркантилистов (Ф. Кенэ, Ж. Тюрго, В. Петти). Они понимали труд как источник стоимости, но не рассматривали стоимость как форму прибавочного труда. Английская политическая экономия признавала труд единственным источником материального богатства или потребительных стоимостей. Она также считала, что стоимость определяется рабочим временем, однако категорию ценности отождествляла с ценой.
Д. Рикардо полагал, что полезность является главным условием, но не причиной меновой стоимости. По его мнению, цена на свободно воспроизводимые товары определяется законом издержек производства или трудовой ценности, а на редкие товары - спросом и предложением.
А. Смит считал, что каждый предмет имеет две ценности: ценность в потреблении, т.е. ценность для того, кто нуждается в данном продукте, и меновую ценность, т.е. ценность того же самого продукта для того, кому нужно его продать. Он показал, что важно различать полезность товаров от их меновой ценности.
♦
Сторонники второго направления трактовали категорию ценности как меру полезности (Ж.Б. Сэй, Э.Росси и др.). По мнению Ж.Б.Сэя, ценность - это мера полезности, какую данная вещь приносит, мера удовлетворения, которую люди извлекают от ее потребления; они не стремятся потребить эту вещь, если за ту же цену могут получить другую, которая дает больше удовлетворения. Понимаемая таким образом полезность является основой спроса на продукцию, а следовательно, и ее ценности.
Сторонники третьего направления (марксистского) считали, что ценность измеряется общественной полезностью. К. Маркс рассматривал общественную полезность как объективную экономическую категорию, как объективный критерий экономической оценки хозяйственных благ. Ф. Энгельс различал действительную, присущую самой вещи полезность и объективную полезность, определяемую мнением участников обмена.
Четвертое направление - это теория ценности австрийской школы (Бем-Баверку и др.). Здесь теория ценности отождествляется с теорией предельной полезности. По Бем-Баверку, величина ценности материального блага определяется важностью той конкретной потребности, которая занимает последнее место в ряду потребностей, удовлетворяемых всем наличным запасом материальных благ данного рода. Иначе говоря, ценность вещи определяется величиной предельной пользы этой вещи. Теоретическая система Бем-Баверка базируется на индивидуально-психологической основе, в которой объективная категория "ценность" объясняется субъективными оценками.
Представители пятого направления в анализе ценности (К. Шмидт, Э. Берштейн, П. Струве, М. Ту-ган-Барановский) объединяли теорию трудовой стоимости с теорией предельной полезности. Последняя, в свою очередь, зависит от количества благ данного вида. Чем больше их, тем больше насыщен спрос, тем менее настоятельна потребность, тем ниже падает предельная полезность блага. По Туган-Барановскому, предельная полезность, т.е. полезность последних единиц каждого вида продуктов, изменяется в зависимости от размеров производства. Отсюда следует, что предельная полезность свободно воспроизводимых благ обратно пропорциональна их относительному количеству. Иначе говоря, она прямо пропорциональна стоимости этих благ (продуктов). Получается, что теория предельной полезности и теория трудовой стоимости не противоречат друг другу, а находятся в полной гармонии. Однако нельзя сопоставлять по существу не сопоставимые категории: предельную полезность - категорию индивидуального хозяйства, со стоимостью - общественной категорией.
Данные теории исследуют различные стороны ценности товаров. Теория предельной полезности
объясняет субъективные, а теория трудовой стоимости - объективные факторы ценности. Предельная полезность имеет субъективную оценку, а стоимость как категория общественного производства имеет общественную экономическую основу. Субъективистские трактовки полезности товаров, к сожалению, имеют место до настоящего времени.
Рядом отечественных авторов справедливо подчеркивается, что научно-обоснованное объяснение категории "ценность" требует более глубокого, фундаментального исследования потребительной стоимости, с учетом всей совокупности накопленных знаний. Во-первых, не раскрыто в полной мере содержание потребительной стоимости как экономического отношения. Во-вторых, нечеткое, неопределенное выделение потребительной стоимости как производственного отношения обусловливает разноречивое толкование экономического содержания потребительной стоимости.
В последние годы серьезное внимание исследованию данных вопросов уделено в работах отечественных ученых-экономистов4, где доказывается, что потребительная стоимость является специфической формой производственных отношений и пронизывает все стороны и взаимосвязи расширенного производства. Как уже говорилось, стоимость как экономическое отношение характеризуется общественно необходимыми затратами труда на производство определенной потребительной стоимости, являющейся вещественным, материальным носителем стоимости.
Что же касается потребительной стоимости, то она как экономическое отношение характеризуется экономией затрат труда, обусловленной потреблением данной потребительной стоимости. Каждый продукт является носителем полезности и вместе с тем воплощающей в себе определенную величину затрат общественного труда. Мерой продукта как стоимости является количество овеществленного в нем труда, а мерой продукта как потребительной стоимости является величина потребности в этом специфическом продукте.
Полезность продукта заключается в его способности наилучшим образом удовлетворять потребности. Потребность характеризует экономические отношения по поводу реализации и потребления продуктов. Это отношение объективно и не зависит от субъективной оценки людей. Оценка полезности определяется совокупностью объективных экономических факторов. Полезность продукта является ограничением его стоимости. Продукт не может быть стоимостью, если он не станет предметом потребления. Если продукт бесполезен, то и затраченный на него труд также бесполезен, не считается за труд и потому не образует никакой стоимости.
Способность удовлетворять потребность - это и есть полезность, и ее величину следует рассмат-
ривать как фактор рыночной стоимости. Полезность является фактором стоимости наряду с затратами труда. Полезность как экономическое отношение выражает экономию затрат труда потребления, обусловленную использованием продукта с повышенными потребительными свойствами. Именно "изменение потребительной стоимости, поступательный характер возрастания ее полезности имеет решающее значение для снижения общественно необходимых затрат на производство единицы потребительной стоимости". В соответствии с законом потребительной стоимости хозяйствовать нужно, чтобы "результаты производства росли быстрее, чем затраты, чтобы наращивание вклада в удовлетворение потребностей происходило при наименьших затратах всех видов ресурсов"5.
Обобщая исследования экономических категорий стоимости, соотношение между затратами труда и полезностью, отечественные ученые пришли к выводу, что объективно имеет место экономическая категория, которую целесообразно обозначить ценностью6. По их мнению, экономическая ценность -это качественные и количественные отношения между полезностью продукта и затратами труда на его производство. Полезность как экономическое отношение выражает экономию затрат труда в потреблении, обусловленную использованием продукта с повышенными качественными свойствами. С качественной стороны экономическая ценность выражает соотношение между экономией труда в потреблении (или экономической полезностью) и затратами труда в производстве данного продукта.
Количественная сторона экономической ценности - это соотношение между величиной сэкономленного труда в потреблении, обусловленной повышением полезности используемого потребителем продукта, и величиной затраченного труда при его производстве. При этом экономия труда в потреблении продукта должна превышать затраты труда на его изготовление. Иначе говоря, экономическая ценность всегда должна быть больше 1.
В рыночных условиях экономическая ценность выражает соотношение между потребительной стоимостью и стоимостью, как двумя сторонами товара. Экономическая ценность является функцией тех изменений, которые происходят в затратах труда, полезных свойствах продукции, степени удовлетворения соответствующей потребности.
Наряду с экономической ценностью предлагается различать социально-экономическую ценность7. Экономическая ценность - это отношение экономии затрат труда (рабочего времени) в потреблении продукта к затратам труда (рабочего времени) на его производство. Социально-экономическая ценность - это отношение экономии свободного времени в потреблении продукта к затратам труда (рабочего времени) на его производство. Соци-
альная ценность - это отношение свободного времени к затратам свободного времени в потреблении продукта.
Для системного улучшения качества продукции, ее потребительских свойств особое значение имеет экономическая ценность научных продуктов. Это обусловлено тем, что как экономическая полезность продукта (экономия труда при его потреблении), так и затраты труда на его производство непосредственно зависят от масштабов и глубины проникновения научно-технических достижений в воспроизводственный процесс.
Во-первых, материализация научных знаний приводит к повышению экономии труда потребителя в результате использования им более полезной (высококачественной) и наукоемкой продукции. Во-вторых, использование научных знаний обусловливает снижение затрат труда на производство такого рода продукции. Таким образом, проникновение научно-технических достижений в общественное воспроизводство приводит к возрастанию экономической ценности всей совокупности производимых благ. Вот почему крайне важным является выяснение экономической ценности научных знаний, а точнее - научного продукта. Научный продукт - это результат особого вида деятельности - научной. Это научные открытия, идеи, новшества, новые технологии, новые рецептуры и т.д.
Современное общество не может успешно развиваться без потребления научных знаний, а следовательно, и без их производства. Необходимым и решающим условием социально-экономического и научного развития сейчас является опережающий рост наукоотдачи по сравнению с наукоемкос-тью. Наукоотдача - это отношение экономии в потреблении единицы созданного научного продукта к затратам на его создание. Наукоемкость - это отношение затрат на создание научного продукта к количеству созданного на его основе единиц нового продукта, новой потребительной стоимости.
Научный продукт является особым предметом и объектом потребления. Эта особенность состоит в том, что будучи использованным научный продукт не перестает обладать полезными свойствами, т.е. не перестает быть потребительной стоимостью. Он может быть использован в производстве других видов продуктов, в смежных областях научных знаний и техники, в следующих циклах производства.
Экономическая полезность научного продукта состоит в его способности заменять и экономить труд. Причем качественная сторона полезности научного продукта состоит не в самом удовлетворении потребности, а в способности удовлетворять этуспособность.
Потребительная стоимость научного продукта выражает экономические отношения в самой науке, а также в общественном производстве, связан-
ным с созданием и потреблением научного продукта. Экономические отношения по поводу производства и потребления научного продукта количественно выражаются экономией общественного труда, обусловленной полезностью научного продукта.
Экономия в результате потребления научного продукта в общественном производстве выражается в таких форма, как:
- снижение капиталоемкости при строительстве, реконструкции и модернизации производственных фондов, технологических процессов, с учетом сопряженных отраслей;
- экономия от применения созданных на основе научных продуктов новых видов техники, технологии и материалов;
- экономия в процессе потребления продукции с лучшими потребительскими свойствами (лучшего качества), т.е. обладающей большей потребительной стоимостью, изготовленной с более совершенных средств производства, в которых воплощен данный научный продукт.
Таким образом, возможная экономия не ограничивается той отраслью (предприятием), где используется данный научный продукт. Она также получается в отраслях (предприятиях), где используется продукция, созданная с помощью данного научного продукта, а также в производстве конечной продукции.
Систематическое улучшение качества продукции является одним из проявлений закона экономии времени. Этот закон находит свое выражение в росте производительности труда, соблюдении режима экономии, повышении эффективности использования людских и материальных ресурсов. Экономия живого и овеществленного труда, рост его производительности - основной источник прироста продукции с разнообразными качественными свойствами для удовлетворения возрастающих потребностей.
Говоря о законе экономии времени, К. Маркс отмечал: "Как для отдельного индивида, так и для общества всесторонность его развития, его потребления и его деятельности зависит от сбережения времени. Точно так же общество должно целесообразно распределять свое время, чтобы достичь производства, соответствующего его совокупным потребностям, подобно тому как отдельное лицо должно правильно распределять свое время, чтобы приобрести знания в надлежащих соотношениях, или чтобы удовлетворять различным требованиям, предъявляемым к его деятельности"8.
Закон экономии времени выражает развитие, степень прогрессивности и зрелости экономических отношений, исходную предпосылку и конечный результат эффективной системы воспроизводства. Экономия труда выступает в двух формах. Первой формой экономии является экономия труда во вре-
мени: в данном периоде по сравнению с предыдущим периодом снижаются затраты труда в производстве или потреблении одного и того же вида потребительной стоимости. Вторая форма означает экономию труда в пространстве, то есть снижаются затраты труда в производстве или потреблении данного вида потребительной стоимости по сравнению с затратами труда на аналогичный вид потребительной стоимости (сопоставимый с первым). Необходимое условие для выявления экономии труда: сопоставление затрат труда должно проводиться в рамках совершенствования одной и той же потребительной стоимости.
Экономия труда проявляется во всеобщей, особенной и отдельной формах. Всеобщая форма экономии имеет общеэкономическое содержание, которое раскрывает последовательность и этапы обобществления производства и его интеграции. Особенная форма экономии труда, повышения его производительности имеет социально-экономическое содержание, присущее особенностям развития той или иной страны, и представляет собой проявление последствий современного этапа мирового научно-технического прогресса. Отдельная форма экономии труда проявляется в снижении затрат труда в низшем звене общественного производства: предприятии, производственном цехе (участке), бригаде, рабочем месте.
Экономия труда - это причина и следствие использования достижений научно-технического прогресса, внутренне присущий ему компонент. Поэтому по экономии труда, уровню его производительности можно судить о масштабах и всесторонности использования достижений науки и техники. Но само сбережение труда, рабочего времени по мере развития производительных сил, научно-технического и социально-экономического прогресса общества все больше определяется качеством работы и продукции. Именно труд, который создает высококачественный продукт, является более производительным.
Взаимосвязь экономии труда и качества средств производства выражается в том, что совершенство конструкций техники, повышение их технологичности и надежности, прочность материала, из которого они изготовлены, непосредственно влияют на расходование живого и овеществленного труда.
Применение высококачественных изделий, особенно технических средств с длительным сроком службы, снижает издержки на их воспроизводство. Это проявляется прежде всего в уменьшении затрат в процессе эксплуатации (ремонт, техническое обслуживание и т.д.).
Важное значение для экономии труда имеет качество применяемых в производстве сырья и материалов. Качественные материалы дают меньше отходов, из одного и того же количества материа-
лов получается меньше отходов, получается большая масса потребительных стоимостей, а следовательно, на каждую единицу расходуется меньше овеществленного (прошлого) труда. Например, производство проката с упрочняющей термической обработкой дает 15 - 25% экономии металла в потребляющих отраслях промышленности. На 10 -15% повышается коэффициент полезного использования металла в выпуске гнутых профилей проката. Улучшение качества машин и оборудования, возрастание их потребительных свойств способствует сокращению сроков освоения проектных мощностей. В результате повышается эффективность инвестиций, уменьшается капиталоемкость удовлетворения определенных потребностей.
Таким образом, создание потребительных стоимостей повышенной полезности требует применения высококачественного труда и соответствующих средств производства. Только при этих условиях обеспечивается экономия затрат труда изготовителей данных потребительных стоимостей. В свою
очередь использование потребительных стоимостей повышенной полезности, т.е. лучшего качества, обусловливает экономию рабочего времени в производственном потреблении и экономию свободного времени в личном потреблении.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 207.
2 Там же. Т19. С. 341.
3 Там же. Т. 46. Ч. 2. С. 381.
4 См., напр.: Амирджаняни Ф.А. Потребительная система хозяйствования и обеспечения качества продукции. М., 1990; Шухов П.С. Ценность и стоимость. М., 1994.
5 Сиськов В.И., Солодилова И.З., Герасина О.И. и др. Очерки по теории трудовой ценности. М., 1997. С. 142, 143.
6 Там же. С. 298.
7 Сиськов В.И., Герасина О.И., Златин П.А., Солодилова И.З. Введение в трудовую теорию ценности. М., 1996. С. 125.
8 Маркс К., Экгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1. С. 117.
УДК 330.47
ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ И НЕПОЛНОТА ИНФОРМАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ
А.Ю. Маркелов,
кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма, СГСЭУ
ВЕСТНИК. 2004. № 7
Актуальным направлением сочетания психологии и экономической теории является использование современной теории игр. Данная теория представляет собой серьезное и результативное исследование способов распространения концепции рационального поведения на ситуации, в которых присутствует противоречие экономических интересов, борьба, просчеты в поведении конкурентов. Экономическая теория также исходит из рационального поведения хозяйствующих субъектов в условиях рынка; и даже на этом этапе прослеживаются определенные параллели между экономической теорией и аспектами экономической психологии. Связь между экономической теорией и хозяйственно-психологическим поведением индивидов, домохозяйств и фирм кажется достаточно однозначной: теория обобщает универсальные принципы рационального поведения и становится методологической основой для разработки рациональной экономической политики отдельных домохозяйств, фирм и государства в целом.
Идея использовать элементы теории игр для объяснения природы самой фирмы представляет большой практический интерес. Деятельность фирмы в современной экономике можно сравнить с игрой. Игра - это последовательный ряд дополнительных скрытых транзакций, разворачивающийся в направлении четко предсказуемого исхода. Это серия транзакций, которые внешне выглядят вполне правдоподобно и кажутся легко объяснимыми, но в действительности определяются скрытой мотивацией1.
Используя транзактный анализ в качестве одного из инструментов объяснения природы фирмы, следует определиться с самой категорией "транзакция". В психологии под транзакцией следует по-