Научная статья на тему 'ОБЪЕКТИВНАЯ ДИАГНОСТИКА ЧАСТОТНЫХ ПОРОГОВ СЛУХА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА'

ОБЪЕКТИВНАЯ ДИАГНОСТИКА ЧАСТОТНЫХ ПОРОГОВ СЛУХА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
276
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕНСОНЕВРАЛЬНАЯ ТУГОУХОСТЬ / КОРОТКОЛАТЕНТНЫЕ СЛУХОВЫЕ ВЫЗВАННЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ (КСВП)

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Арефьева Нина Алексеевна, Савельева Елена Евгеньевна

В статье проведено изучение клинической эффективности различных типов стимула при регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов в целях получения частотной аудиограммы ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Арефьева Нина Алексеевна, Савельева Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTIVE DIAGNOSTICS OF HEARING FREQUENCY THRESHOLDS IN INFANTS

This article provides the study of clinical efficacy of different types of stimuli during registration of auditory brainstem response for obtaining a child’s frequency audiogram.

Текст научной работы на тему «ОБЪЕКТИВНАЯ ДИАГНОСТИКА ЧАСТОТНЫХ ПОРОГОВ СЛУХА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

УДК 616.288-009-053.37-072.7 doi: 10.18692/1810-4800-2016-6-17-26

объективная диагностика частотных порогов слуха

У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Арефьева Н. А., Савельева Е. Е.

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет», 450024, г. Уфа, Башкортостан, Россия (Ректор - проф. В. Н. Павлов)

OBJECTIVE DIAGNOsTICs OF HEARING FREQuENCY

thresholds in infants

Aref'eva N. A., Savel'eva E. E.

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Bashkir State Medical University, Ufa, Bashkortostan Republic, Russia

В статье проведено изучение клинической эффективности различных типов стимула при регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов в целях получения частотной аудиограммы ребенка.

Ключевые слова: сенсоневральная тугоухость, стационарные слуховые вызванные потенциалы, коротколатентные слуховые вызванные потенциалы (КСВП). Библиография: 13 источников.

This article provides the study of clinical efficacy of different types of stimuli during registration of auditory brainstem response for obtaining a child's frequency audiogram.

Key words: sensoneural hearing loss, Auditory SteadyState Response (ASSR), auditory brainstem response (ABR). Bibliography: 13 sources.

По данным Всемирной организации здравоохранения 2015 года в мире 360 миллионов человек страдает от инвалидизирующей потери слуха, из них 328 миллионов взрослых людей и 32 миллиона детей [1]. У 14% людей в возрасте от 45 до 64 лет и у 30% людей старше 65 лет есть нарушения слуха [2]. Важнейшим средством реабилитации лиц с тугоухостью и глухотой является электроакустическая коррекция слуха. В практической сурдологии для расчета необходимых параметров электроакустической коррекции слуха используются формулы расчета, основанные на аудио-метрических данных на разных частотах, то есть для адекватной настройки слухового аппарата маленького ребенка необходимо получить частотно-специфичную информацию, то есть частотную аудиограмму каждого уха [3]. Правильное определение частотно-специфичных порогов слуха детей раннего возраста способствует корректному выбору параметров слухопротезирования, а в дальнейшем определению показаний к кохлеарной имплантации и оптимальному выбору оперируемого

уха. И если у детей старше 3 лет исследование тональной пороговой аудиометрии решает данную проблему, то детям младше 3 лет для получения частотно-специфичной информации о порогах слуха необходимо проведение объективных методик исследования. Особенностью электроакустической коррекции слуха детей раннего возраста является трудность диагностики уровня слуха ребенка. Период до 3 лет самый труднодоступный для исследования слуха [4]. Аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни способствует ранней выявляемости детей с перцептивным типом снижения слуха [5] и увеличивает количество детей раннего возраста на приеме сур-долога. Объективные электрофизиологические методы определения слуховой функции являются основным, а в большинстве случаев и единственным вариантом для исследования слуха у детей периода новорожденности, грудного и раннего детского возраста и получают в настоящее время все большее распространение в медицинских учреждениях.

В клинической практике для определения порогов слуха ребенка наиболее широко применяют метод регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). При регистрации КСВП в качестве стимула обычно предъявляют широкополосные акустические щелчки, что не позволяет оценить пороги слуха на разных частотах, в том числе и в низкочастотном диапазоне [6]. Хотя разработаны методики записи КСВП на тональные стимулы, но они не получили широкого применения в практической сурдологии. Это обусловлено тем, что при их использовании существенно увеличивается время обследования, а определяемые пороги слуха на низких частотах могут значительно отличаться от поведенческих порогов

[6]. Разными авторами для оценки частотной составляющей уровня слуха предлагаются различные методики. Так, Jane R. Madell (2008) с соавт. предлагают использовать поведенческие тесты

[7]. Обсуждаются вопросы исследования КСВП с помощью тональных посылок [8] или chirp - щебечущих тонов [9, 10]. Таким образом, наиболее широко используемый метод регистрации КСВП с использованием в качестве стимула акустического щелчка не обеспечивает частотно-специфичной информации о состоянии слуха и не отражает конфигурацию аудиограммы. В связи с этим дополнительные методы регистрации слухового ответа на постоянный модулированный тон (Auditory Steady-State Response - ASSR) находят все большее применение в клинической практике [6]. При записи ASSR стимулы модулируются по амплитуде (АМ) и частоте (FM). Существуют два разных вида ASSR-теста: поличастотный и моночастотный. При моночастотном ASSR-тесте вызванный потенциал имеет низкую амплитуду ответа, поэтому его можно записать только при оптимальном соотношении сигнал/шум [11]. В связи с этим обнаружение порога, близкого к субъективному, проблематично. Увеличение амплитуды ответа возможно при расширении зоны возбуждения базилярной мембраны улитки. Для этого был предложен поличастотный тип теста, когда происходит стимуляция сигналом, включающим звуковой спектр, состоящий из нескольких частот [11]. Кроме того, при проведении ASSR-теста необходим крепкий сон ребенка. Пороги ASSR с высокой фоновой ЭЭГ-активностью могут отклоняться как в сторону занижения, так и в сторону завышения истинных порогов звуковосприятия [11]. O. Wegner (2002) и C. Elberling (2007, 2008) в своих работах предлагают использовать новый вид стимула-chirp («щебетание») [9, 10]. Авторы оценивают преимущества данного нового типа стимула (сЫгр) для диагностики слуха и получения частотно-специфической информации. В работах J. Hall (2006) рассматриваются вопросы применения различных видов стимуляции при записи КСВП [12].

G. B. Kristensen и C. Elberling (2012) сравнивали три вида стимулов при записи КСВП: стандартный широкополосный 100 мкс щелчок; CE-chirp (level-independent chirp - форма стимула не зависит от предъявляемой громкости); LS-Chirp (level-specific chirp - форма стимула зависит от предъявляемой громкости) [13]. Авторы исследовали 20 взрослых, имеющих нормальный слух, и констатировали, что CE-chirp дает амплитуду ответа выше, чем на щелчок только на низких околопороговых интенсивностях (до 40 дБ), на более же высоких уровнях (80 дБ и выше) он может давать меньшую амплитуду ответа, чем щелчок. То есть данный тип стимула не подходит в качестве универсальной замены щелчка. В отличие от этого LS-chirp дает хорошую амплитуду ответа даже на высоких интенсивностях громкости и может применяться как альтернативный стимул для определения порогов слуха.

А. В. Пашков, А. С. Самкова изучили клиническую эффективность Chirp-стимула у пациентов с кондуктивным типом тугоухости [11]. Авторы отмечают, что при записи КСВП с использованием Chirp-стимула возможно проведение исследования в состоянии «спокойного бодрствования».

Цель исследования. Изучение клинической эффективности различных типов стимула при регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов в целях получения частотной аудиограммы ребенка.

Пациенты и методы исследования. Проведено клиническое обследование 76 детей в возрасте до 5 лет с сенсоневральной тугоухостью и глухотой без клинических и выявляемых при отоскопии и импедансометрии признаков патологии среднего уха.

Функциональное исследование слухового анализатора включало применение классических психоакустических методов исследования порогов слуха и объективных электрофизиологических методов исследования. Тональную пороговую аудиометрию, игровую аудиометрию, аудиометрию с визуальным подкреплением проводили в специально оборудованном звукоизолированном кабинете на аудиометре Auriga. Исследования проводили согласно рекомендациям Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 8253-1-2012 «Акустика. Методы аудиометрических испытаний. Часть 1. Тональная пороговая аудиометрия по воздушной и костной проводимости». Регистрацию корот-колатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП, ABR - auditory brainstem response) и слуховых потенциалов на постоянно модулированный тон (ASSR - Auditory Steady-State Response) проводили, используя комплекс компьютерный многофункциональный для исследования слуховых вызванных потенциалов и отоакустической эмис-

сии «Нейро-аудио» (Нейрософт, Россия, рег.номер ФСР № 2010/09381). Положительный электрод (Сz) располагали по средней линии лба на границе роста волос, отрицательные - на сосцевидных отростках (М1, М2), заземляющий электрод - на лбу в точке Fpz. Применяли внутриушные телефоны (ER-3A). Исследование проводили во время физиологического сна.

При регистрации ASSR применяли многочастотные стационарные потенциалы (multi-ASSR): частота модуляции - 90 Гц, стимулы модулированные по амплитуде (глубина модуляции 100%) и частоте (25%), шаг - 5 дБ нПС. У 40 детей (п = 40; 80 ушей), помимо использования стандартного мультиASSR-теста с применением стимулов, модулированных по амплитуде и частоте [АМ+ЧМ (ММ) модуляция], выполнялся мультиASSR-тест с применением частотно-специфического модулированного по амплитуде и частоте (сЫгр) стимула: сhirp-ASSR. Средний возраст детей этой группы составил 2,60±0,23 года, средняя потеря слуха на четырех речевых частотах - 89,15±2,16 дБ. На рис. 1 представлен протокол параметров стимуляции сhirp-ASSR-теста.

При регистрации КСВП применяли широкополосные щелчки 100 мкс, нижняя граница полосы пропускания усилителя - 100 Гц, верхняя граница - 3 кГц, эпоха анализа - 15 мс, частота предъявления стимулов - 2 1/с, всего 2000 усреднений. Критерий регистрации: визуализация V пика на минимальный уровень стимула.

У 36 детей (п = 72 уха) при записи КСВП, кроме традиционно используемого типа стимуляции (щелчок) при проведении исследования, мы ис-

пользовали частотно-специфический модулированный по амплитуде и частоте стимул ^irp-LS (Level-Specific chirp), в котором форма стимула зависела от громкости предъявляемого сигнала. Использовались частотно-специфические Airp-LS-стимулы: 500, 1000, 2000 и 4000 Гц (рис. 2). Средний возраст детей этой группы составил 2,78±0,04 года, средняя потеря слуха на четырех речевых частотах - 83,24±2,27 дБ.

Пороги регистрации частотно-специфических chirp-LS-КСВП позволяли получить частотные составляющие уровня слуха ребенка. Данные пороги сравнивали с порогами слуха, измеренными при проведении психоакустических тестов (игровая аудиометрия, аудиометрия с визуальным подкреплением) и порогами слуха, полученными путем регистрации стационарных потенциалов (мультиASSR) и chirp-ASSR на частотах: 500, 1000, 2000, 4000 Гц. Группа контроля включала 20 здоровых детей.

Результаты исследования. Критерием регистрации частотно-специфических LS-chirp-КСВП являлась визуализация V пика на минимальный уровень стимуляции. В группе контроля амплитуда V пика была выше при применении широкополосного chirp-стимула, чем при использовании широкополосного щелчка (рис. 3), что соответствовало литературным данным [7, 9].

Как следует из рис. 3, при использовании широкополосного щелчка мы получили более низкую амплитуду V пика (0,23 мкв), чем при использовании chirp-стимула (амплитуда 0,43 мкв) при той же громкости стимула (30 дБ нПС). То есть высокоамплитудный V пик при использовании

Шаблон пробы

Многочастотные стационарные потенциалы (МиИ^ББР)

Название шаблона: Ребенок (90 Гц) Параметры Аппаратура Канагы Вид Сценарий Прибор: Нейро-Аудио

Усилитель

Все каналы 1 канал 2 канал

Входной диапазон сигнала: 500 мкВ V

Нижняя частота (Ф8Ч): 10 Гц

Вертяя частота (ФНЧ): 300 Гц

Сетевой Фильтр: Вкл. V

Тип сетевого Фильтра: Адаптивный V

Фильтр высших гармоник: Вкл. Частота квантования: 80000 Гц

Измерение импеданса Граница зеленого/желтого ^Ом) 2

Граница желтого/красного &Ом): 3

Стимулятор

1Аюгочэстотнэя АБЭЯ Спмулятор: Синул: Маскировка:

Тип стимула:

Частота модуляции (Гц):

Амплитудная модуляшя С/.):

Частотая модуляция (%):

Фазовьй сдвиг между частотной и амплитудной модуля1*1ями О-

Порядок Ы:

Сторона симуляции:

Внутриушные телефоны Внутриушные телефоны

Частотно-специфический Chrp

Модуляция AM+FM (ММ) ♦ — Экспоненциальная модуляция (АМ^ Три несущие частоты

Частотно-специфический Ошр

20

270

Обе

Рис. 1. Протокол параметров стимуляции АББЯ-теста, прибор «Нейро-аудио»: 1 - стимул, модулированный по амплитуде и частоте [АМ+ЧМ (ММ) модуляция]; 2 - частотно-специфический

сЫгр-стимул.

Рис. 2. Частотно-специфический chirp-LS-стимул (окно параметров стимуляции «Нейро-аудио»).

chirp-етимулов имел лучшую визуализацию, особенно при околопороговых уровнях сигнала, что упрощало его интерпретацию и визуализацию.

При использовании в качестве стимула частотно-специфических CE-сhirp-стимулов (level-independent chirp - форма стимула не зависит от предъявляемой громкости) в группе контроля мы получили, что CE-сhirp давал амплитуду ответа выше, чем широкополосный щелчок только на околопороговых интенсивностях. На рис. 4 демонстрирует сhirp-КCВП здорового ребенка группы контроля с хорошо визуализируемым V пиком. С увеличением громкости стимула от 10 до 30 дБ нПС увеличивалась амплитуда V пика до 0,43 мкв. Однако, в дальнейшем увеличение громкости стимула до 40 дБ нПс привело к уменьшению амплитуды ответа до 0,41 мкв. Таким образом, при использовании CE-сhirp стимулов при

увеличении громкости стимула амплитуда V пика может уменьшаться, что соответствует данным, описанным G. B. Kristensen и C. Elberling [10].

Частотно-специфические сЫф-КСВП группы контроля отражены на рис. 5.

В отличие от стимула CE-chirp (форма стимула не зависит от предъявляемой громкости), LS-chirp (level-specific chirp-форма стимула зависит от предъявляемой громкости) показал хорошую амплитуду ответа даже на высоких интенсивно-стях громкости, что позволяло использовать данный тип стимула не только при околопороговых уровнях интенсивности (рис. 6).

Использование частотно-специфических LS-chirp-стимулов при регистрации КСВП позволило получить частотные составляющие уровня слуха ребенка. Данные пороги сравнивали с порогами слуха, измеренными при проведении психоакустических тестов (игровая аудиометрия, аудио-метрия с визуальным подкреплением) (табл. 1).

В табл. 1 демонстрируется, что средняя разница между порогами слуха, полученными с помощью психоакустических тестов и частотно-специфической LS-chirp-КСВП, была наименьшей на частоте 2000 Гц и составила 4,44±0,44 дБ нПс. На частоте 4000 Гц разница составила 5,43±0,46 дБ нПс, на частоте 1000 Гц - 5,83±0,50 дБ нПс, более высокие значения наблюдались на частоте 500 Гц, составляя 7,92±0,48 дБ нПс. Полученные коэффициенты корреляции (г) показали положи-

Рис. 3. Визуализация V пика при использовании различных типов

стимула при записи КСВП: А - тип стимула-щелчок; В - тип стимула-сЫгр; 1 - артефакт стимула (отражает латентность стимула).

Рис. 4. СЫгр-КСВП группы контроля, тип стимула СЕ-сЫгр, форма стимула не зависит от предъявляемой громкости.

Chirp 500 Гц

Chirp 4000 Гц

Chirp 1000 Гц

Chirp 2000 Гц

Рис. 5. Chirp-КСВП группы контроля, тип стимула - частотно-специфический chirp.

Рис. 6. LS-Chirp-КСВП группы контроля, тип стимула - LS-chirp (level-specific chirp - форма стимула зависит от предъявляемой громкости) частотно-специфический chirp.

Т а б л и ц а 1

Среднее снижение слуха по данным психоакустических тестов и КСВП (тип стимула - частотно-специфический LS-chiгp ) (п = 36 детей, 72 уха)

Показатель Частота, Гц

500 1000 2000 4000

Среднее снижение слуха по данным психоакустических тестов, дБ нПС 74,10±2,80 81,94±2,45 86,04±2,23 90,63±2,08

Среднее снижение слуха по данным частотно-специфической LS-сhirp-КСВП, дБ нПС 78,68±2,79 86,39±2,31 89,24±2,09 93,45±1,96

Разница между психоакустическими тестами и частотно-специфической LS-сhirp-КСВП, дБ нПС 7,92±0,48 5,83±0,50 4,44±0,44 5,43±0,46

Коэффициент корреляции между психоакустическими тестами и частотно-специфической LS-сhirp-КСВП (г) 0,96 0,96 0,97 0,95

тельную корреляционную связь между порогами слуха, полученными с использованием частотно-специфического LS-chirp-стимула, и психоакустическими порогами слуха (рис. 7).

Пороги полученной ehirp-аудиограммы на основных речевых частотах (0,5; 1; 2; 4 кГц) использовались для настройки цифровых слуховых аппаратов и были сопоставимы с порогами, полученными с помощью психоакустических тестов (игровая аудиометрия, аудиометрия с визуальным подкреплением). При этом отклонение полученных chirp-порогов от психоакустических порогов в большинстве случаев не превышало 10-15 дБ нПс. На частоте 4000 Гц отклонение более 15 дБ нПс наблюдалось лишь в 2,78 % случаев, на 2000 Гц - в 1,39 % случаев, 1000 Гц - в 5,56% случаев, 500 Гц - в 6,94 % случаев. Таким образом, применение при записи КСВП гибридного

частотно-специфического модулированного по амплитуде и частоте стимула ^Б-сЫгр) позволяет построить частотно-специфичную аудиограм-му, которая хорошо коррелирует с психоакустическими порогами слуха ребенка (г = 0,96 на частоте 0,5 и 1,0 кГц; г = 0,97 на частоте 2,0 кГц и г = 0,95 на частоте 4,0 кГц). Кроме того, преимуществом этого вида стимуляции является высокоамплитудный ответ (V пик), который хорошо визуализируется уже при небольшом количестве накоплений, что сокращает время обследования и седатации ребенка.

Использование сЫгр-АББЯ-теста также позволяло получить частотные составляющие уровня слуха ребенка (рис. 8).

Полученные пороги сравнивали с порогами слуха, измеренными при проведении психоакустических методов и стандартных мулыиАББК (табл. 2).

500 Гц

1000 Гц

140 120 100 80 60 40 20

у = П г = 0,9 ,9563х + 5 7,8195

R2 = 0,92 .18 *

• 4 • 1 гбв«< 1V \ »

•J itjr к. г

Д • JOG

140 120 100 80 60 40 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г = 0,96 у_= 0 903x-Ll2,397-

R2 = 0,9194

Jr •

4

г j

20

40 60 80

2000 Гц

100

120

140 120 100 80 60 40 20

г = 0,9 7

у = 0,9148хч| 10,528 R2 = 0,9474 ¡

• ••

ояго Jf •

1 •

0 50 100 150 0 50 100 150

Рис. 7. Корреляционная зависимость психоакустических тестов и КСВП (тип стимула - частотно-специфический LS - chirp) на основных речевых частотах.

Рис. 8. Пороги слуха 4-летнего ребенка, полученные с помощью метода cЫrp-ASSR: 1 - пороги chirp-ASSR теста; 2 - пороги слуха по данным chirp-ASSR (с учетом поправочного коэффициента, заложенного в приборе).

Российская оториноларингология № 6 (85) 2016

Т а б л и ц а 2

Среднее снижение слуха по данным психоакустических тестов, мультиASSR и chiгp-ASSR

(п = 40 детей, 80 ушей)

Показатель Частота, Гц

500 1000 2000 4000

Среднее снижение слуха по данным психоакустических тестов, дБ ПС 78,81±2,30 86,77±2,26 90,56±2,10 91,92±2,08

Среднее снижение слуха по данным мультиASSR, дБ ПС 94,19±2,00 99,11±1,85 102,99±1,77 105,92±1,51

Разница между психоакустическими тестами и мультиASSR, дБ ПС 18,13±0,85 15,51±0,92 13,04±0,97 15,00±0,98

Коэффициент корреляции между психоакустическими тестами и мультиASSR (г) 0,80 0,79 0,85 0,80

Среднее снижение слуха по данным chirp-ASSR, дБ ПС 82,13±2,14 90,32±1,86 93,33±1,76 95,00±1,93

Разница между психоакустическими тестами и chirp-ASSR, дБ ПС 8,94±0,78 7,88±0,81 5,63±0,76 6,77±1,20

Коэффициент корреляции между психоакустическими тестами и chirp-ASSR (г) 0,85 0,86 0,88 0,87

7,968 6,246 5,997 5,314

р, не более 0,001 0 ,001 0,001 0,001

500 Гц

140 120 100 80 60 40 20

г = 0,85 у = 0.7923х +19.681

I*2 = 0,72" о

4

Г 1 •

1000 Гц

140 120 100 80 60 40 20

г = 0,86 у = 0,7122х + 28 519

Я1 = 0,748

4.' •

50

100

150

50

100

150

2000 Гц

140 120 100 80 60 40 20

г =0,88 у = 0,7368х + 26 608

Я2 = 0,7765 »и

• >

140 120 100 80 60 40 20

4000 Гц

г = 0,87 у = 0,7929х + 21, 601

Я2 = 0,757 . й Ж

Г • о

•/Vм

О 50 100 150 о 50 100 150

Рис. 9. Корреляционная зависимость психоакустических тестов и cЫrp-ASSR на основных речевых частотах.

ASSR ■ chirp-ASSR LS-chirp-КСВП

LO

Ct

пз =Г

го Q.

18,03

15,46

8,94

7,92

< 0,001

W

12,71

13,96

7,88

5,83

р < 0,001

5,63

р < 0,001

4,44

6,77 1

5,43

р < 0

001

500 Гц 1000 Гц 2000 Гц 4000 Гц

Рис. 10. Средняя разница между порогами слуха, измеренными психоакустическими тестами и объективными частотно-специфичными методами (ASSR, chirp -ASSR и LS-chirp КСВП).

В табл. 2 отражены полученные коэффициенты корреляции (г), которые показали достоверно большую положительную корреляционную связь между порогами слуха, полученными методом регистрации chirp-ASSR, и психоакустическими порогами слуха, чем между стандартными мультиASSR и психоакустическими порогами (р < 0,001).

Корреляционная зависимость между психоакустическими порогами слуха и порогами слуха, полученными методом регистрации chirp-ASSR, отражена на рис. 9.

Наилучшая корреляция порогов при регистрации chirp-ASSR и приближение к психоакустическим порогам слуха наблюдалась на частоте 2000 Гц, коэффициент корреляции составил 0,88 (рис. 9).

На рис. 10 отражена средняя разница между психоакустическими порогами слуха и порогами

слуха, измеренными объективными частотно-специфичными методами (ASSR, chirp-ASSR и LS-сЫф-КСВП).

На рис. 10 показано, что пороги слуха, измеренные с помощью объективных частотно-специфичных методов, наиболее близко приближаются к психоакустическим порогам слуха на частоте 2000 и 4000 Гц. На частоте 500 Гц разница между порогами слуха, измеренными психоакустическими тестами и объективными частотно-специфичными методами, увеличивается. Пороги слуха, измеренные с использованием LS-chirp-КСВП, имели достоверно меньшую разницу с психоакустическими порогами на основных речевых частотах, чем пороги, измеренные с помощью стандартных мультиASSR (р < 0,001). Следовательно, эти пороги слуха можно использовать при настройке цифровых программируемых слуховых аппаратов у детей.

Выводы

Современные электрофизиологические методы исследования слуха детей позволяют получить частотную аудиограмму слуха и оценить ее конфигурацию.

Пороги слуха, измеренные при регистрации КСВП с использованием частотно-специфического модулированного по амплитуде и частоте (LS-сЫгр) стимула, хорошо коррелируют с психоакустическими порогами слуха ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. World Health Organization, Fact Sheet 300 (2015). Available at: http//www.who.mt/mediacentre/ factsheets/fs fs300/ en/ (accessed 5 December 2015).

2. Таварткиладзе Г. А., Загорянская М. Е., Румянцева М. Г., Гвелесиани Т. Г., Ясинская А. А. Методики эпидемиологического исследования нарушений слуха. М.: Медицина, 2006. 25 с.

3. Альтман Я. А., Таварткиладзе Г. А. Руководство по аудиологии. М.: ДМК Пресс, 2003. 360 с.

Российская оториноларингология № 6 (85) 2016

4. Крюков А. И., Кунельская Н. Л., Кулагина М. И. Возрастные особенности исследования слуха у детей // Русский медицинский журнал. 2011. № 6. С. 386-387.

5. Дайхес H. A., Пашков А. В., Яблонский C. B. Методы исследования слуха. М.: ФГУ «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России», 2009. 118 с.

6. Левин С. В. Использование слуховых вызванных потенциалов в современных аудиологических исследованиях: дис. СПб., 2009. 16 с.

7. Madell J. R., Flexer C. Pediatric audiology. Diagnosis, technology, and management. N.Y.: Thieme, 2008. 352 p.

8. Stapells D. R. Threshold estimation by the tone-evoked auditory brainstem response: a literature meta-analysis // Jurn. Speech Lang Pathol. Audiol. 2000. N 24. P. 74-83.

9. Elberling C., Don M. Auditory brainstem responses to a chirp stimulus designed from derived-band latencies in normal-hearing subjects // Jurn. Acoust. Soc. Am. 2008. Vol. 124. P. 22-37.

10. Elberling C., Don M., Cebulla M., Sturzebecher E. Auditory steady-state responses to chirp stimuli based on cochlear traveling wave delay. Jurn. Acoust. Soc. Am. 2007. Vol. 122. P. 2772-2785.

11. Пашков А. В., Самкова А. С., Кузнецов А. О., Наумова И. В. Сравнение методик регистрации коротколатент-ных слуховых вызванных потенциалов с использованием частотно-специфических сЫ^-стимулов и тональных посылок у нормально слышащих лиц и пациентов с кондуктивной тугоухостью // Российская оториноларингология. 2013. № 6. P. 103-106.

12. Hall W. J. Handbook of auditory evoked responses. Allyn and Bacon Publ., 2006. 736 p.

13. Kristensen G. B., Elberling D. C. Auditory brainstem responses to level-specific chirps in normal-hearing adults // Jurn. Am. Acad. Audiol. 2012. N 23. P. 712-721.

Арефьева Нина Алексеевна - докт. мед. наук, профессор, почетный зав. каф. оториноларингологии с курсом ИДПО Башкирского государственного медицинского университета. Россия, 450000, г. Уфа, ул. Ленина, д. 3; тел. (347) 251-03-39, e-mail: arefieva_lor@mail.ru

Савельева Елена Евгеньевна - канд. мед. наук, доцент, зав. каф. оториноларингологии с курсом ИДПО Башкирского государственного медицинского университета. Россия, 450000, г. Уфа, ул. Ленина, д. 3; тел. (347) 251-03-39, e-mail: surdolog@yandex.ru

REFERENCES

1. World Health Organization, Fact Sheet 300 (2015). Available at: http//www.who.int/mediacentre/ factsheets/fs fs300/ en/ (accessed 5 December 2015).

2. Tavartkiladze G. A., Zagoryanskaya M. E., Rumyantseva M. G., Gvelesiani T. G., Yasinskaya A. A. Metodiki epidemiologicheskogo issledovaniya narushenii slukha [The methods of hearing loss epidemiological study]. M.: Meditsina, 2006: 25 (In Russian).

3. Al'tman Ya. A., Tavartkiladze G. A. Rukovodstvo po audiologii [The guidance in audiology]. M.: DMK Press, 2003: 360 (In Russian).

4. Kryukov A. I., Kunel'skaya N. L., Kulagina M. I. Vozrastnye osobennosti issledovaniya slukha u detei [Age-specific aspects of hearing examination in children]. Russkii meditsinskii zhurnal; 2011; 6: 386-387 (In Russian).

5. Daikhes H. A., Pashkov A. V., Yablonskii C. B. Metody issledovaniya slukha [The methods of hearing study]. M.: FGU «Nauchno-klinicheskii tsentr otorinolaringologii FMBA Rossii», 2009: 118 (In Russian).

6. Levin S. V. Ispol'zovanie slukhovykh vyzvannykh potentsialov v sovremennykh audiologicheskikh issledovaniyakh [The use of auditory brainstem response in the present-day audiological studies]: diss.: SPb.; 2009: 16 (In Russian).

7. Madell J. R., Flexer C. Pediatric audiology. Diagnosis, technology, and management. N. Y.: Thieme; 2008: 352.

8. Stapells D. R. Threshold estimation by the tone-evoked auditory brainstem response: a literature meta-analysis. J. Speech Lang Pathol Audiol.; 2000; 24: 74-83.

9. Elberling C., Don M. Auditory brainstem responses to a chirp stimulus designed from derived-band latencies in normal-hearing subjects. J. Acoust. Soc. Am.; 2008; 124: 22-37.

10. Elberling C., Don M., Cebulla M., Sturzebecher E. Auditory steady-state responses to chirp stimuli based on cochlear traveling wave delay. J. Acoust. Soc. Am.; 2007; 122: 2772-2785.

11. Pashkov A. V., Samkova A. S., Kuznetsov A. O., Naumova I. V. Sravnenie metodik registratsii korotkolatentnykh slukhovykh vyzvannykh potentsialov s ispol'zovaniem chastotno-spetsificheskikh shirp-stimulov i tonal'nykh posylok u normal'no slyshashchikh lits i patsientov s konduktivnoi tugoukhost'yu [The comparison of the methods of auditory brainstem response with the use of frequency-specific shirp-stimuli and tone bursts in individuals with normal hearing and the patients with conductive hearing loss]. Rossiiskaya otorinolaringologiya; 2013; 6: 103-106 (In Russian).

12. Hall W. J. Handbook of auditory evoked responses. Allyn and Bacon Publ.; 2006: 736.

13. Kristensen G. B., Elberling D. C. Auditory brainstem responses to level-specific chirps in normal-hearing adults. J. Am. Acad. Audiol.; 2012; 23: 712-721.

Nina Alekseevna Aref'eva - MD, Professor, the Honourable Head of the Chair of Otorhinolaryngology with the Course of the Institute of Supplementary Vocational Education of Bashkir State Medical University. Russia, 450000, Ufa, 3, Lenina str., tel.: (347)251-03-39, e-mail: arefieva_lor@mail.ru

Elena Evgen'evna Savel'eva - MD Candidate, Associate Professor, Head of the Chair of Otorhinolaryngology with the Course of the Institute of Supplementary Vocational Education of Bashkir State Medical University. Russia, 450000, Ufa, 3, Lenina str., tel.: (347)251-03-39, e-mail: surdolog@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.