УДК 616.288-009-053.37-072.7 doi: 10.18692/1810-4800-2016-6-17-26
объективная диагностика частотных порогов слуха
У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Арефьева Н. А., Савельева Е. Е.
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет», 450024, г. Уфа, Башкортостан, Россия (Ректор - проф. В. Н. Павлов)
OBJECTIVE DIAGNOsTICs OF HEARING FREQuENCY
thresholds in infants
Aref'eva N. A., Savel'eva E. E.
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Bashkir State Medical University, Ufa, Bashkortostan Republic, Russia
В статье проведено изучение клинической эффективности различных типов стимула при регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов в целях получения частотной аудиограммы ребенка.
Ключевые слова: сенсоневральная тугоухость, стационарные слуховые вызванные потенциалы, коротколатентные слуховые вызванные потенциалы (КСВП). Библиография: 13 источников.
This article provides the study of clinical efficacy of different types of stimuli during registration of auditory brainstem response for obtaining a child's frequency audiogram.
Key words: sensoneural hearing loss, Auditory SteadyState Response (ASSR), auditory brainstem response (ABR). Bibliography: 13 sources.
По данным Всемирной организации здравоохранения 2015 года в мире 360 миллионов человек страдает от инвалидизирующей потери слуха, из них 328 миллионов взрослых людей и 32 миллиона детей [1]. У 14% людей в возрасте от 45 до 64 лет и у 30% людей старше 65 лет есть нарушения слуха [2]. Важнейшим средством реабилитации лиц с тугоухостью и глухотой является электроакустическая коррекция слуха. В практической сурдологии для расчета необходимых параметров электроакустической коррекции слуха используются формулы расчета, основанные на аудио-метрических данных на разных частотах, то есть для адекватной настройки слухового аппарата маленького ребенка необходимо получить частотно-специфичную информацию, то есть частотную аудиограмму каждого уха [3]. Правильное определение частотно-специфичных порогов слуха детей раннего возраста способствует корректному выбору параметров слухопротезирования, а в дальнейшем определению показаний к кохлеарной имплантации и оптимальному выбору оперируемого
уха. И если у детей старше 3 лет исследование тональной пороговой аудиометрии решает данную проблему, то детям младше 3 лет для получения частотно-специфичной информации о порогах слуха необходимо проведение объективных методик исследования. Особенностью электроакустической коррекции слуха детей раннего возраста является трудность диагностики уровня слуха ребенка. Период до 3 лет самый труднодоступный для исследования слуха [4]. Аудиологический скрининг новорожденных и детей первого года жизни способствует ранней выявляемости детей с перцептивным типом снижения слуха [5] и увеличивает количество детей раннего возраста на приеме сур-долога. Объективные электрофизиологические методы определения слуховой функции являются основным, а в большинстве случаев и единственным вариантом для исследования слуха у детей периода новорожденности, грудного и раннего детского возраста и получают в настоящее время все большее распространение в медицинских учреждениях.
В клинической практике для определения порогов слуха ребенка наиболее широко применяют метод регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). При регистрации КСВП в качестве стимула обычно предъявляют широкополосные акустические щелчки, что не позволяет оценить пороги слуха на разных частотах, в том числе и в низкочастотном диапазоне [6]. Хотя разработаны методики записи КСВП на тональные стимулы, но они не получили широкого применения в практической сурдологии. Это обусловлено тем, что при их использовании существенно увеличивается время обследования, а определяемые пороги слуха на низких частотах могут значительно отличаться от поведенческих порогов
[6]. Разными авторами для оценки частотной составляющей уровня слуха предлагаются различные методики. Так, Jane R. Madell (2008) с соавт. предлагают использовать поведенческие тесты
[7]. Обсуждаются вопросы исследования КСВП с помощью тональных посылок [8] или chirp - щебечущих тонов [9, 10]. Таким образом, наиболее широко используемый метод регистрации КСВП с использованием в качестве стимула акустического щелчка не обеспечивает частотно-специфичной информации о состоянии слуха и не отражает конфигурацию аудиограммы. В связи с этим дополнительные методы регистрации слухового ответа на постоянный модулированный тон (Auditory Steady-State Response - ASSR) находят все большее применение в клинической практике [6]. При записи ASSR стимулы модулируются по амплитуде (АМ) и частоте (FM). Существуют два разных вида ASSR-теста: поличастотный и моночастотный. При моночастотном ASSR-тесте вызванный потенциал имеет низкую амплитуду ответа, поэтому его можно записать только при оптимальном соотношении сигнал/шум [11]. В связи с этим обнаружение порога, близкого к субъективному, проблематично. Увеличение амплитуды ответа возможно при расширении зоны возбуждения базилярной мембраны улитки. Для этого был предложен поличастотный тип теста, когда происходит стимуляция сигналом, включающим звуковой спектр, состоящий из нескольких частот [11]. Кроме того, при проведении ASSR-теста необходим крепкий сон ребенка. Пороги ASSR с высокой фоновой ЭЭГ-активностью могут отклоняться как в сторону занижения, так и в сторону завышения истинных порогов звуковосприятия [11]. O. Wegner (2002) и C. Elberling (2007, 2008) в своих работах предлагают использовать новый вид стимула-chirp («щебетание») [9, 10]. Авторы оценивают преимущества данного нового типа стимула (сЫгр) для диагностики слуха и получения частотно-специфической информации. В работах J. Hall (2006) рассматриваются вопросы применения различных видов стимуляции при записи КСВП [12].
G. B. Kristensen и C. Elberling (2012) сравнивали три вида стимулов при записи КСВП: стандартный широкополосный 100 мкс щелчок; CE-chirp (level-independent chirp - форма стимула не зависит от предъявляемой громкости); LS-Chirp (level-specific chirp - форма стимула зависит от предъявляемой громкости) [13]. Авторы исследовали 20 взрослых, имеющих нормальный слух, и констатировали, что CE-chirp дает амплитуду ответа выше, чем на щелчок только на низких околопороговых интенсивностях (до 40 дБ), на более же высоких уровнях (80 дБ и выше) он может давать меньшую амплитуду ответа, чем щелчок. То есть данный тип стимула не подходит в качестве универсальной замены щелчка. В отличие от этого LS-chirp дает хорошую амплитуду ответа даже на высоких интенсивностях громкости и может применяться как альтернативный стимул для определения порогов слуха.
А. В. Пашков, А. С. Самкова изучили клиническую эффективность Chirp-стимула у пациентов с кондуктивным типом тугоухости [11]. Авторы отмечают, что при записи КСВП с использованием Chirp-стимула возможно проведение исследования в состоянии «спокойного бодрствования».
Цель исследования. Изучение клинической эффективности различных типов стимула при регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов в целях получения частотной аудиограммы ребенка.
Пациенты и методы исследования. Проведено клиническое обследование 76 детей в возрасте до 5 лет с сенсоневральной тугоухостью и глухотой без клинических и выявляемых при отоскопии и импедансометрии признаков патологии среднего уха.
Функциональное исследование слухового анализатора включало применение классических психоакустических методов исследования порогов слуха и объективных электрофизиологических методов исследования. Тональную пороговую аудиометрию, игровую аудиометрию, аудиометрию с визуальным подкреплением проводили в специально оборудованном звукоизолированном кабинете на аудиометре Auriga. Исследования проводили согласно рекомендациям Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 8253-1-2012 «Акустика. Методы аудиометрических испытаний. Часть 1. Тональная пороговая аудиометрия по воздушной и костной проводимости». Регистрацию корот-колатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП, ABR - auditory brainstem response) и слуховых потенциалов на постоянно модулированный тон (ASSR - Auditory Steady-State Response) проводили, используя комплекс компьютерный многофункциональный для исследования слуховых вызванных потенциалов и отоакустической эмис-
сии «Нейро-аудио» (Нейрософт, Россия, рег.номер ФСР № 2010/09381). Положительный электрод (Сz) располагали по средней линии лба на границе роста волос, отрицательные - на сосцевидных отростках (М1, М2), заземляющий электрод - на лбу в точке Fpz. Применяли внутриушные телефоны (ER-3A). Исследование проводили во время физиологического сна.
При регистрации ASSR применяли многочастотные стационарные потенциалы (multi-ASSR): частота модуляции - 90 Гц, стимулы модулированные по амплитуде (глубина модуляции 100%) и частоте (25%), шаг - 5 дБ нПС. У 40 детей (п = 40; 80 ушей), помимо использования стандартного мультиASSR-теста с применением стимулов, модулированных по амплитуде и частоте [АМ+ЧМ (ММ) модуляция], выполнялся мультиASSR-тест с применением частотно-специфического модулированного по амплитуде и частоте (сЫгр) стимула: сhirp-ASSR. Средний возраст детей этой группы составил 2,60±0,23 года, средняя потеря слуха на четырех речевых частотах - 89,15±2,16 дБ. На рис. 1 представлен протокол параметров стимуляции сhirp-ASSR-теста.
При регистрации КСВП применяли широкополосные щелчки 100 мкс, нижняя граница полосы пропускания усилителя - 100 Гц, верхняя граница - 3 кГц, эпоха анализа - 15 мс, частота предъявления стимулов - 2 1/с, всего 2000 усреднений. Критерий регистрации: визуализация V пика на минимальный уровень стимула.
У 36 детей (п = 72 уха) при записи КСВП, кроме традиционно используемого типа стимуляции (щелчок) при проведении исследования, мы ис-
пользовали частотно-специфический модулированный по амплитуде и частоте стимул ^irp-LS (Level-Specific chirp), в котором форма стимула зависела от громкости предъявляемого сигнала. Использовались частотно-специфические Airp-LS-стимулы: 500, 1000, 2000 и 4000 Гц (рис. 2). Средний возраст детей этой группы составил 2,78±0,04 года, средняя потеря слуха на четырех речевых частотах - 83,24±2,27 дБ.
Пороги регистрации частотно-специфических chirp-LS-КСВП позволяли получить частотные составляющие уровня слуха ребенка. Данные пороги сравнивали с порогами слуха, измеренными при проведении психоакустических тестов (игровая аудиометрия, аудиометрия с визуальным подкреплением) и порогами слуха, полученными путем регистрации стационарных потенциалов (мультиASSR) и chirp-ASSR на частотах: 500, 1000, 2000, 4000 Гц. Группа контроля включала 20 здоровых детей.
Результаты исследования. Критерием регистрации частотно-специфических LS-chirp-КСВП являлась визуализация V пика на минимальный уровень стимуляции. В группе контроля амплитуда V пика была выше при применении широкополосного chirp-стимула, чем при использовании широкополосного щелчка (рис. 3), что соответствовало литературным данным [7, 9].
Как следует из рис. 3, при использовании широкополосного щелчка мы получили более низкую амплитуду V пика (0,23 мкв), чем при использовании chirp-стимула (амплитуда 0,43 мкв) при той же громкости стимула (30 дБ нПС). То есть высокоамплитудный V пик при использовании
Шаблон пробы
Многочастотные стационарные потенциалы (МиИ^ББР)
Название шаблона: Ребенок (90 Гц) Параметры Аппаратура Канагы Вид Сценарий Прибор: Нейро-Аудио
Усилитель
Все каналы 1 канал 2 канал
Входной диапазон сигнала: 500 мкВ V
Нижняя частота (Ф8Ч): 10 Гц
Вертяя частота (ФНЧ): 300 Гц
Сетевой Фильтр: Вкл. V
Тип сетевого Фильтра: Адаптивный V
Фильтр высших гармоник: Вкл. Частота квантования: 80000 Гц
Измерение импеданса Граница зеленого/желтого ^Ом) 2
Граница желтого/красного &Ом): 3
Стимулятор
1Аюгочэстотнэя АБЭЯ Спмулятор: Синул: Маскировка:
Тип стимула:
Частота модуляции (Гц):
Амплитудная модуляшя С/.):
Частотая модуляция (%):
Фазовьй сдвиг между частотной и амплитудной модуля1*1ями О-
Порядок Ы:
Сторона симуляции:
Внутриушные телефоны Внутриушные телефоны
Частотно-специфический Chrp
Модуляция AM+FM (ММ) ♦ — Экспоненциальная модуляция (АМ^ Три несущие частоты
Частотно-специфический Ошр
20
270
Обе
Рис. 1. Протокол параметров стимуляции АББЯ-теста, прибор «Нейро-аудио»: 1 - стимул, модулированный по амплитуде и частоте [АМ+ЧМ (ММ) модуляция]; 2 - частотно-специфический
сЫгр-стимул.
Рис. 2. Частотно-специфический chirp-LS-стимул (окно параметров стимуляции «Нейро-аудио»).
chirp-етимулов имел лучшую визуализацию, особенно при околопороговых уровнях сигнала, что упрощало его интерпретацию и визуализацию.
При использовании в качестве стимула частотно-специфических CE-сhirp-стимулов (level-independent chirp - форма стимула не зависит от предъявляемой громкости) в группе контроля мы получили, что CE-сhirp давал амплитуду ответа выше, чем широкополосный щелчок только на околопороговых интенсивностях. На рис. 4 демонстрирует сhirp-КCВП здорового ребенка группы контроля с хорошо визуализируемым V пиком. С увеличением громкости стимула от 10 до 30 дБ нПС увеличивалась амплитуда V пика до 0,43 мкв. Однако, в дальнейшем увеличение громкости стимула до 40 дБ нПс привело к уменьшению амплитуды ответа до 0,41 мкв. Таким образом, при использовании CE-сhirp стимулов при
увеличении громкости стимула амплитуда V пика может уменьшаться, что соответствует данным, описанным G. B. Kristensen и C. Elberling [10].
Частотно-специфические сЫф-КСВП группы контроля отражены на рис. 5.
В отличие от стимула CE-chirp (форма стимула не зависит от предъявляемой громкости), LS-chirp (level-specific chirp-форма стимула зависит от предъявляемой громкости) показал хорошую амплитуду ответа даже на высоких интенсивно-стях громкости, что позволяло использовать данный тип стимула не только при околопороговых уровнях интенсивности (рис. 6).
Использование частотно-специфических LS-chirp-стимулов при регистрации КСВП позволило получить частотные составляющие уровня слуха ребенка. Данные пороги сравнивали с порогами слуха, измеренными при проведении психоакустических тестов (игровая аудиометрия, аудио-метрия с визуальным подкреплением) (табл. 1).
В табл. 1 демонстрируется, что средняя разница между порогами слуха, полученными с помощью психоакустических тестов и частотно-специфической LS-chirp-КСВП, была наименьшей на частоте 2000 Гц и составила 4,44±0,44 дБ нПс. На частоте 4000 Гц разница составила 5,43±0,46 дБ нПс, на частоте 1000 Гц - 5,83±0,50 дБ нПс, более высокие значения наблюдались на частоте 500 Гц, составляя 7,92±0,48 дБ нПс. Полученные коэффициенты корреляции (г) показали положи-
Рис. 3. Визуализация V пика при использовании различных типов
стимула при записи КСВП: А - тип стимула-щелчок; В - тип стимула-сЫгр; 1 - артефакт стимула (отражает латентность стимула).
Рис. 4. СЫгр-КСВП группы контроля, тип стимула СЕ-сЫгр, форма стимула не зависит от предъявляемой громкости.
Chirp 500 Гц
Chirp 4000 Гц
Chirp 1000 Гц
Chirp 2000 Гц
Рис. 5. Chirp-КСВП группы контроля, тип стимула - частотно-специфический chirp.
Рис. 6. LS-Chirp-КСВП группы контроля, тип стимула - LS-chirp (level-specific chirp - форма стимула зависит от предъявляемой громкости) частотно-специфический chirp.
Т а б л и ц а 1
Среднее снижение слуха по данным психоакустических тестов и КСВП (тип стимула - частотно-специфический LS-chiгp ) (п = 36 детей, 72 уха)
Показатель Частота, Гц
500 1000 2000 4000
Среднее снижение слуха по данным психоакустических тестов, дБ нПС 74,10±2,80 81,94±2,45 86,04±2,23 90,63±2,08
Среднее снижение слуха по данным частотно-специфической LS-сhirp-КСВП, дБ нПС 78,68±2,79 86,39±2,31 89,24±2,09 93,45±1,96
Разница между психоакустическими тестами и частотно-специфической LS-сhirp-КСВП, дБ нПС 7,92±0,48 5,83±0,50 4,44±0,44 5,43±0,46
Коэффициент корреляции между психоакустическими тестами и частотно-специфической LS-сhirp-КСВП (г) 0,96 0,96 0,97 0,95
тельную корреляционную связь между порогами слуха, полученными с использованием частотно-специфического LS-chirp-стимула, и психоакустическими порогами слуха (рис. 7).
Пороги полученной ehirp-аудиограммы на основных речевых частотах (0,5; 1; 2; 4 кГц) использовались для настройки цифровых слуховых аппаратов и были сопоставимы с порогами, полученными с помощью психоакустических тестов (игровая аудиометрия, аудиометрия с визуальным подкреплением). При этом отклонение полученных chirp-порогов от психоакустических порогов в большинстве случаев не превышало 10-15 дБ нПс. На частоте 4000 Гц отклонение более 15 дБ нПс наблюдалось лишь в 2,78 % случаев, на 2000 Гц - в 1,39 % случаев, 1000 Гц - в 5,56% случаев, 500 Гц - в 6,94 % случаев. Таким образом, применение при записи КСВП гибридного
частотно-специфического модулированного по амплитуде и частоте стимула ^Б-сЫгр) позволяет построить частотно-специфичную аудиограм-му, которая хорошо коррелирует с психоакустическими порогами слуха ребенка (г = 0,96 на частоте 0,5 и 1,0 кГц; г = 0,97 на частоте 2,0 кГц и г = 0,95 на частоте 4,0 кГц). Кроме того, преимуществом этого вида стимуляции является высокоамплитудный ответ (V пик), который хорошо визуализируется уже при небольшом количестве накоплений, что сокращает время обследования и седатации ребенка.
Использование сЫгр-АББЯ-теста также позволяло получить частотные составляющие уровня слуха ребенка (рис. 8).
Полученные пороги сравнивали с порогами слуха, измеренными при проведении психоакустических методов и стандартных мулыиАББК (табл. 2).
500 Гц
1000 Гц
140 120 100 80 60 40 20
у = П г = 0,9 ,9563х + 5 7,8195
R2 = 0,92 .18 *
• 4 • 1 гбв«< 1V \ »
•J itjr к. г
Д • JOG
140 120 100 80 60 40 20
г = 0,96 у_= 0 903x-Ll2,397-
R2 = 0,9194
Jr •
4
г j
20
40 60 80
2000 Гц
100
120
140 120 100 80 60 40 20
г = 0,9 7
у = 0,9148хч| 10,528 R2 = 0,9474 ¡
• ••
ояго Jf •
1 •
0 50 100 150 0 50 100 150
Рис. 7. Корреляционная зависимость психоакустических тестов и КСВП (тип стимула - частотно-специфический LS - chirp) на основных речевых частотах.
Рис. 8. Пороги слуха 4-летнего ребенка, полученные с помощью метода cЫrp-ASSR: 1 - пороги chirp-ASSR теста; 2 - пороги слуха по данным chirp-ASSR (с учетом поправочного коэффициента, заложенного в приборе).
Российская оториноларингология № 6 (85) 2016
Т а б л и ц а 2
Среднее снижение слуха по данным психоакустических тестов, мультиASSR и chiгp-ASSR
(п = 40 детей, 80 ушей)
Показатель Частота, Гц
500 1000 2000 4000
Среднее снижение слуха по данным психоакустических тестов, дБ ПС 78,81±2,30 86,77±2,26 90,56±2,10 91,92±2,08
Среднее снижение слуха по данным мультиASSR, дБ ПС 94,19±2,00 99,11±1,85 102,99±1,77 105,92±1,51
Разница между психоакустическими тестами и мультиASSR, дБ ПС 18,13±0,85 15,51±0,92 13,04±0,97 15,00±0,98
Коэффициент корреляции между психоакустическими тестами и мультиASSR (г) 0,80 0,79 0,85 0,80
Среднее снижение слуха по данным chirp-ASSR, дБ ПС 82,13±2,14 90,32±1,86 93,33±1,76 95,00±1,93
Разница между психоакустическими тестами и chirp-ASSR, дБ ПС 8,94±0,78 7,88±0,81 5,63±0,76 6,77±1,20
Коэффициент корреляции между психоакустическими тестами и chirp-ASSR (г) 0,85 0,86 0,88 0,87
7,968 6,246 5,997 5,314
р, не более 0,001 0 ,001 0,001 0,001
500 Гц
140 120 100 80 60 40 20
г = 0,85 у = 0.7923х +19.681
I*2 = 0,72" о
4
Г 1 •
1000 Гц
140 120 100 80 60 40 20
г = 0,86 у = 0,7122х + 28 519
Я1 = 0,748
4.' •
•
50
100
150
50
100
150
2000 Гц
140 120 100 80 60 40 20
г =0,88 у = 0,7368х + 26 608
Я2 = 0,7765 »и
• >
140 120 100 80 60 40 20
4000 Гц
г = 0,87 у = 0,7929х + 21, 601
Я2 = 0,757 . й Ж
Г • о
•/Vм
О 50 100 150 о 50 100 150
Рис. 9. Корреляционная зависимость психоакустических тестов и cЫrp-ASSR на основных речевых частотах.
ASSR ■ chirp-ASSR LS-chirp-КСВП
LO
Ct
пз =Г
го Q.
18,03
15,46
8,94
7,92
< 0,001
W
12,71
13,96
7,88
5,83
р < 0,001
5,63
р < 0,001
4,44
6,77 1
5,43
р < 0
001
500 Гц 1000 Гц 2000 Гц 4000 Гц
Рис. 10. Средняя разница между порогами слуха, измеренными психоакустическими тестами и объективными частотно-специфичными методами (ASSR, chirp -ASSR и LS-chirp КСВП).
В табл. 2 отражены полученные коэффициенты корреляции (г), которые показали достоверно большую положительную корреляционную связь между порогами слуха, полученными методом регистрации chirp-ASSR, и психоакустическими порогами слуха, чем между стандартными мультиASSR и психоакустическими порогами (р < 0,001).
Корреляционная зависимость между психоакустическими порогами слуха и порогами слуха, полученными методом регистрации chirp-ASSR, отражена на рис. 9.
Наилучшая корреляция порогов при регистрации chirp-ASSR и приближение к психоакустическим порогам слуха наблюдалась на частоте 2000 Гц, коэффициент корреляции составил 0,88 (рис. 9).
На рис. 10 отражена средняя разница между психоакустическими порогами слуха и порогами
слуха, измеренными объективными частотно-специфичными методами (ASSR, chirp-ASSR и LS-сЫф-КСВП).
На рис. 10 показано, что пороги слуха, измеренные с помощью объективных частотно-специфичных методов, наиболее близко приближаются к психоакустическим порогам слуха на частоте 2000 и 4000 Гц. На частоте 500 Гц разница между порогами слуха, измеренными психоакустическими тестами и объективными частотно-специфичными методами, увеличивается. Пороги слуха, измеренные с использованием LS-chirp-КСВП, имели достоверно меньшую разницу с психоакустическими порогами на основных речевых частотах, чем пороги, измеренные с помощью стандартных мультиASSR (р < 0,001). Следовательно, эти пороги слуха можно использовать при настройке цифровых программируемых слуховых аппаратов у детей.
Выводы
Современные электрофизиологические методы исследования слуха детей позволяют получить частотную аудиограмму слуха и оценить ее конфигурацию.
Пороги слуха, измеренные при регистрации КСВП с использованием частотно-специфического модулированного по амплитуде и частоте (LS-сЫгр) стимула, хорошо коррелируют с психоакустическими порогами слуха ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. World Health Organization, Fact Sheet 300 (2015). Available at: http//www.who.mt/mediacentre/ factsheets/fs fs300/ en/ (accessed 5 December 2015).
2. Таварткиладзе Г. А., Загорянская М. Е., Румянцева М. Г., Гвелесиани Т. Г., Ясинская А. А. Методики эпидемиологического исследования нарушений слуха. М.: Медицина, 2006. 25 с.
3. Альтман Я. А., Таварткиладзе Г. А. Руководство по аудиологии. М.: ДМК Пресс, 2003. 360 с.
Российская оториноларингология № 6 (85) 2016
4. Крюков А. И., Кунельская Н. Л., Кулагина М. И. Возрастные особенности исследования слуха у детей // Русский медицинский журнал. 2011. № 6. С. 386-387.
5. Дайхес H. A., Пашков А. В., Яблонский C. B. Методы исследования слуха. М.: ФГУ «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России», 2009. 118 с.
6. Левин С. В. Использование слуховых вызванных потенциалов в современных аудиологических исследованиях: дис. СПб., 2009. 16 с.
7. Madell J. R., Flexer C. Pediatric audiology. Diagnosis, technology, and management. N.Y.: Thieme, 2008. 352 p.
8. Stapells D. R. Threshold estimation by the tone-evoked auditory brainstem response: a literature meta-analysis // Jurn. Speech Lang Pathol. Audiol. 2000. N 24. P. 74-83.
9. Elberling C., Don M. Auditory brainstem responses to a chirp stimulus designed from derived-band latencies in normal-hearing subjects // Jurn. Acoust. Soc. Am. 2008. Vol. 124. P. 22-37.
10. Elberling C., Don M., Cebulla M., Sturzebecher E. Auditory steady-state responses to chirp stimuli based on cochlear traveling wave delay. Jurn. Acoust. Soc. Am. 2007. Vol. 122. P. 2772-2785.
11. Пашков А. В., Самкова А. С., Кузнецов А. О., Наумова И. В. Сравнение методик регистрации коротколатент-ных слуховых вызванных потенциалов с использованием частотно-специфических сЫ^-стимулов и тональных посылок у нормально слышащих лиц и пациентов с кондуктивной тугоухостью // Российская оториноларингология. 2013. № 6. P. 103-106.
12. Hall W. J. Handbook of auditory evoked responses. Allyn and Bacon Publ., 2006. 736 p.
13. Kristensen G. B., Elberling D. C. Auditory brainstem responses to level-specific chirps in normal-hearing adults // Jurn. Am. Acad. Audiol. 2012. N 23. P. 712-721.
Арефьева Нина Алексеевна - докт. мед. наук, профессор, почетный зав. каф. оториноларингологии с курсом ИДПО Башкирского государственного медицинского университета. Россия, 450000, г. Уфа, ул. Ленина, д. 3; тел. (347) 251-03-39, e-mail: [email protected]
Савельева Елена Евгеньевна - канд. мед. наук, доцент, зав. каф. оториноларингологии с курсом ИДПО Башкирского государственного медицинского университета. Россия, 450000, г. Уфа, ул. Ленина, д. 3; тел. (347) 251-03-39, e-mail: [email protected]
REFERENCES
1. World Health Organization, Fact Sheet 300 (2015). Available at: http//www.who.int/mediacentre/ factsheets/fs fs300/ en/ (accessed 5 December 2015).
2. Tavartkiladze G. A., Zagoryanskaya M. E., Rumyantseva M. G., Gvelesiani T. G., Yasinskaya A. A. Metodiki epidemiologicheskogo issledovaniya narushenii slukha [The methods of hearing loss epidemiological study]. M.: Meditsina, 2006: 25 (In Russian).
3. Al'tman Ya. A., Tavartkiladze G. A. Rukovodstvo po audiologii [The guidance in audiology]. M.: DMK Press, 2003: 360 (In Russian).
4. Kryukov A. I., Kunel'skaya N. L., Kulagina M. I. Vozrastnye osobennosti issledovaniya slukha u detei [Age-specific aspects of hearing examination in children]. Russkii meditsinskii zhurnal; 2011; 6: 386-387 (In Russian).
5. Daikhes H. A., Pashkov A. V., Yablonskii C. B. Metody issledovaniya slukha [The methods of hearing study]. M.: FGU «Nauchno-klinicheskii tsentr otorinolaringologii FMBA Rossii», 2009: 118 (In Russian).
6. Levin S. V. Ispol'zovanie slukhovykh vyzvannykh potentsialov v sovremennykh audiologicheskikh issledovaniyakh [The use of auditory brainstem response in the present-day audiological studies]: diss.: SPb.; 2009: 16 (In Russian).
7. Madell J. R., Flexer C. Pediatric audiology. Diagnosis, technology, and management. N. Y.: Thieme; 2008: 352.
8. Stapells D. R. Threshold estimation by the tone-evoked auditory brainstem response: a literature meta-analysis. J. Speech Lang Pathol Audiol.; 2000; 24: 74-83.
9. Elberling C., Don M. Auditory brainstem responses to a chirp stimulus designed from derived-band latencies in normal-hearing subjects. J. Acoust. Soc. Am.; 2008; 124: 22-37.
10. Elberling C., Don M., Cebulla M., Sturzebecher E. Auditory steady-state responses to chirp stimuli based on cochlear traveling wave delay. J. Acoust. Soc. Am.; 2007; 122: 2772-2785.
11. Pashkov A. V., Samkova A. S., Kuznetsov A. O., Naumova I. V. Sravnenie metodik registratsii korotkolatentnykh slukhovykh vyzvannykh potentsialov s ispol'zovaniem chastotno-spetsificheskikh shirp-stimulov i tonal'nykh posylok u normal'no slyshashchikh lits i patsientov s konduktivnoi tugoukhost'yu [The comparison of the methods of auditory brainstem response with the use of frequency-specific shirp-stimuli and tone bursts in individuals with normal hearing and the patients with conductive hearing loss]. Rossiiskaya otorinolaringologiya; 2013; 6: 103-106 (In Russian).
12. Hall W. J. Handbook of auditory evoked responses. Allyn and Bacon Publ.; 2006: 736.
13. Kristensen G. B., Elberling D. C. Auditory brainstem responses to level-specific chirps in normal-hearing adults. J. Am. Acad. Audiol.; 2012; 23: 712-721.
Nina Alekseevna Aref'eva - MD, Professor, the Honourable Head of the Chair of Otorhinolaryngology with the Course of the Institute of Supplementary Vocational Education of Bashkir State Medical University. Russia, 450000, Ufa, 3, Lenina str., tel.: (347)251-03-39, e-mail: [email protected]
Elena Evgen'evna Savel'eva - MD Candidate, Associate Professor, Head of the Chair of Otorhinolaryngology with the Course of the Institute of Supplementary Vocational Education of Bashkir State Medical University. Russia, 450000, Ufa, 3, Lenina str., tel.: (347)251-03-39, e-mail: [email protected]