ББК 67.629.34
А. Н. Безрук, П. В. Еремкин*
Астраханский государственный технический университет Кафедра дисциплин уголовно-правового цикла Московский современный гуманитарный университет (Астраханский филиал)
ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,
СВЯЗАННЫХ С ЗАГРЯЗНЕНИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Преступления, связанные с загрязнением окружающей среды, являются одной из групп наиболее общественно опасных деяний. Их совершение вызывает ухудшение качества среды обитания человека, ведущее к снижению продолжительности жизни, увеличению уровня заболеваемости среди населения, смертности и ослаблению генофонда; деградацию и истощение природных ресурсов, как возобновимых, так и невозобновимых (плодородных почв, лесных ресурсов, минерального сырья, углеводородных энергоносителей и т. д.); ухудшение качества поверхностных и подземных вод, прибрежных вод морей; загрязнение воздушного бассейна и опасное изменение климата; опасное загрязнение продуктов питания, а также рост социальной напряженности в результате неблагоприятной экологической обстановки. Такие последствия рассматриваемых преступлений ставят под угрозу национальную безопасность Российской Федерации.
В круг рассматриваемых преступлений входят общественно опасные деяния, предусмотренные ч. 2 ст. 247, ст. 250-252, 254 УК РФ. Однако, как показал анализ практики, в большинстве случаев указанные нормы не работают. Статистика свидетельствует, что преступные деяния, связанные с загрязнением окружающей среды, из года в год регистрируются все меньше и меньше, хотя экологическая ситуация в нашей стране не только не меняется в лучшую сторону, а наоборот, ухудшается. Так, в 2000 г. зарегистрировано суммарно по рассматриваемым статьям УК РФ 38 преступлений, в 2001 г. - 27, в 2002 г. - 8. За два года произошло снижение числа регистрируемых преступлений в этой сфере практически в пять раз. Их удельный вес в общем количестве экологических преступлений снизился за этот период с 0,26 % в 2000 г. до 0,04 % в 2002 г. [1, с. 360-361].
Одной из причин такого положения является то, что ст. 250-252, 254 УК РФ, как и ряд других, несовершенны, и это затрудняет применение их на практике. Одной из проблем квалификации данной группы преступлений является определение объекта посягательства.
В науке уголовного права определение объекта преступления является наиболее сложным и дискуссионным вопросом. Эти проблемы не могли не сказаться и при определении объекта преступлений, связанных с загрязнением окружающей среды (ст. 250-252, 254 УК РФ). Основная сложность в определении объекта преступления связана с тем, что
данный вопрос на законодательном уровне почти не разрешается, а отдан на откуп науке уголовного права.
В юридической литературе для уяснения сущности объекта преступления применяются различные классификации. Применительно к объекту преступления традиционно применение двух классификаций: по вертикали и по горизонтали. Однако при выделении видов объектов преступлений в науке нет однозначного решения. На наш взгляд, наиболее правильной из предлагаемых классификаций является четырехчленная классификация объектов преступлений по вертикали. В соответствии с указанной классификацией объекты преступления подразделяются на общий, родовой, видовой и непосредственный.
Если общий объект един для всех преступлений, то родовой, видовой и непосредственный различаются.
Законодатель именно родовой объект преступления располагает в основе подразделения УК РФ на разделы.
В действующем УК РФ преступления, связанные с загрязнением окружающей среды, расположены в главе 26 «Экологические преступления» раздела IX УК РФ «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Таким образом, родовым объектом данных экологических преступлений в настоящее время являются общественные отношения по охране общественной безопасности и общественного порядка.
Содержание понятий «общественная безопасность» и «общественный порядок» законодательством не раскрывается. Отсутствуют по этому вопросу и руководящие судебные разъяснения.
Общественная безопасность как социальное явление и как объект уголовно-правовой охраны носит сложный и многоаспектный характер. Она представляет собой определенную совокупность общественных отношений, регулирующих безопасные условия жизни общества. В названном смысле общественная безопасность является не только одной из потребностей общества, но и общим благом, общей ценностью, в сохранении и развитии которой заинтересованы и государство, и общество, и граждане. Обеспечение общественной безопасности - гарантия создания в обществе таких социальных условий, при которых человек, его физические и духовные блага становятся действительно высшей социальной ценностью, а сам он может чувствовать себя социально защищенным. Социальная функция общественной безопасности выражается в том, что, отражаясь в общественной психологии, общественном сознании, она ассоциируется с определенным уровнем уверенности граждан в защищенности общества и конкретного гражданина от общественно опасных посягательств, неприкосновенности основных социальных благ. Чем больше реальные усилия общества и государства по обеспечению системы общественной безопасности, тем более уверенно чувствуют себя граждане в процессе вступления в различные социальные связи.
В действующем УК РФ общественная безопасность представляет собой элемент целой группы общественных отношений, которые охраняют общественную безопасность в узком смысле этого понятия, а также
общественный порядок, здоровье населения, общественную нравственность, экологическую безопасность, безопасность движения и эксплуатации транспорта, безопасность компьютерной информации - то есть охватывает комплекс общественных ценностей, интересов, различные стороны жизни общества, которые нуждаются в правовой охране от преступных посягательств. Совокупность перечисленных общественных отношений трактуется в Уголовном кодексе как «общественная безопасность и общественный порядок» и образует родовой объект преступлений, составляющих раздел IX Уголовного кодекса РФ.
Законодатель же в ч. 1 ст. 2 УК РФ в качестве объектов уголовноправовой охраны выделил окружающую среду в самостоятельную группу общественных отношений, равно как и общественную безопасность и общественный порядок. В Особенной же части УК РФ глава 26 «Экологические преступления» включена в раздел IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка».
На наш взгляд, такая структура построения объектов уголовноправовой охраны свидетельствует об отсутствии у законодателя единой линии в определении места и значения экологических преступлений. Ведь в ч. 1 ст. 2 УК РФ, по сути, содержится перечень родовых объектов уголовно-правовой охраны, что находит свое отражение в структуре Особенной части УК РФ, где разделы уголовного закона расположены в точном соответствии с перечнем, закрепленным в указанной норме, исключением же являются только экологические преступления.
В связи с этим, на наш взгляд, И. В. Лавыгина правильно предлагает преобразовать главу 26 «Экологические преступления» в отдельный раздел Особенной части и в соответствии с иерархией ценностей уголовноправовой охраны, закрепленной в ч. 1 ст. 2 УК РФ, расположить раздел «Экологические преступления» после раздела IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» [2, с. 68].
Таким образом, экологические преступления займут соответствующее место в структуре Особенной части УК РФ, что даст возможность обоснованно и единообразно толковать и родовой объект уголовноправовой охраны преступлений, связанных с загрязнением окружающей среды. Представленные предложения по применению УК РФ будут способствовать адекватному отображению характера общественной опасности рассматриваемых преступлений, а значит, будут способствовать совершенствованию закона и практики его применения.
Таким образом, родовым объектом преступлений, связанных с загрязнением окружающей среды, исходя из положений ч. 1 ст. 2 УК РФ, логично признать экологическую безопасность.
В юридической литературе понятие экологической безопасности определяется по-разному. Так, Н. А. Лопашенко определяет данное понятие как состояние защищенности двух взаимосвязанных компонентов: жизни и здоровья людей от экологической угрозы и природной среды от негативного воздействия жизнедеятельности человека [3, с. 31].
По мнению В. В. Сверчкова, экологическая безопасность представляет собой звено не только общественной, но и государственной безопасности и отражает состояние защищенности природы, в том числе мероприятия, направленные на охрану жизни (здоровья) живых существ, среды их обитания, гарантирующие сохранение генетического фонда, обеспечивающие рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в целях устойчивого развития хозяйственной деятельности [4, с. 9].
Хотя указанные определения в целом и отражают существо явления, однако им присущи следующие недостатки. Так, Н. А. Лопашенко неоправданно вводит термин «экологическая угроза», который также требует своего определения. Определение же В. В. Сверчкова, на наш взгляд, является излишне дробным, что не позволяет правильно уяснить смысл.
Е. Н. Виноградова, в свою очередь, полагает, что общее понятие безопасности и ее обеспечения дано в ст. 4 Закона «О безопасности» [5], тогда как в действительности понятие безопасности закреплено в ст. 1 данного закона, а в ст. 4 приводится система способов достижения безопасности. Из этой противоречащей закону ссылки вытекает и ее определение экологической безопасности, под которой она понимает «систему мер политического, экономического, организационного характера, адекватных угрозам экологическим интересам личности, общества, государства» [6, с. 29].
Представляется, что безопасность не является и не может быть системой государственных мер. В действительности же, как это и закреплено в Законе «О безопасности», это состояние, характеризующее определенную тревожную общественную ситуацию.
В настоящее время определение экологической безопасности закреплено и на легальном уровне. Так, в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [7] под экологической безопасностью понимается «... состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий». Таким образом, позиция доктрины была положительно воспринята законодателем.
Проведенный анализ формулировок рассматриваемого понятия позволил предложить следующее определение экологической безопасности как родового объекта посягательства. «Экологическая безопасность - это состояние защищенности окружающей среды, жизни, здоровья человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, природных катаклизмов, их последствий».
По сравнению с родовым объектом, который охватывает широкий круг однородных общественных отношений, видовой объект включает в себя более узкий круг - группу таких отношений, привязанных к специфике сферы, где он может проявиться. Под видовым объектом преступлений понимают группу однородных, общественных отношений, взаимосвязанных с другими общественными отношениями в рамках родового объекта. Выделив экологические преступления, законодатель тем самым подчеркнул, что они затрагивают не только юридические или экономические
интересы, сколько естественные, объективно существующие условия жизнедеятельности отдельных лиц и всего общества. Однако для Уголовного кодекса 1996 г. примечательно не только это, но и то, что он закрепляет достаточно логичную внутреннюю классификацию посягательств на природу. Следуя общепринятому делению её на неживую и живую (растения, животные), законодатель выделил три основные группы экологически опасных преступлений. К одной из этих групп были отнесены преступления против неживой природы (вода, воздух, земля, её недра, климат), среди которых: ч. 2 ст. 247 (Нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации), ст. 250-252 (Загрязнение вод, Загрязнение атмосферы, Загрязнение морской среды), 254 (Порча земли) УК РФ.
Таким образом, видовым объектом преступлений, связанных с загрязнением окружающей среды, являются общественные отношения по рациональному использованию ресурсов неживой природы, сохранению качественно благоприятной для человека и иных живых существ окружающей среды и обеспечению экологической безопасности населения.
Что касается непосредственного объекта составов данных преступлений, то он определяется соответствующими нормами статей УК РФ. Это охраняемые уголовным законом конкретные общественные отношения по охране отдельных природных ресурсов, их рациональному использованию и обеспечению экологической безопасности населения, в совокупности образующих природную среду. Например, объектом загрязнения атмосферы являются отношения по охране и рациональному использованию атмосферного воздуха, а объектом загрязнения водоемов - отношения по охране вод.
Итак, родовым объектом преступлений, связанных с загрязнением окружающей среды, следует признать экологическую безопасность; видовой объект данных преступлений представляет собой общественные отношения по рациональному использованию ресурсов неживой природы, сохранению качественно благоприятной для человека и иных живых существ окружающей среды и обеспечению экологической безопасности населения; непосредственный объект - общественные отношения по охране отдельных компонентов неживой природы и их совокупности.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2002 г.». - С. 360-361.
2. Лавыгина И. В. Экологические преступления: Уголовно-правовая характеристика и проблемы ответственности: Дис. ... канд. юрид. наук. - Иркутск, 2003. - С. 68.
3. Лопашенко Н. А. Экологические преступления: Комментарий к главе 26 УК РФ. - С.-Пб., 2002. - С. 31.
4. Сверчков В. В. Ответственность за экологические преступления по российскому уголовному праву: Учеб. пособие. - Н. Новгород, 1999. - С. 9.
5. Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 (ред. от 25.07.2002) «О безопасности» // Российская газета. - 1992. - 6 мая.
6. Виноградова Е. В. Преступления против экологической безопасности: Авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Н. Новгород, 2001. - С. 29.
7. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 2. - Ст. 133.
Получено 5.10.05
THE OBJECT OF CRIMES,
CAUSING THE POLLUTION OF ENVIRONMENT
A. N. Bezruk, P. V. Eremkin
In the science of criminal law the definition of the object of the crime is the most complicated and debatable question. These problems were taken into account while defining the object of the crime, causing the pollution of environment (Articles 250-252,
254 of the Criminal Code of the Russian Federation). At present, the generic object of these crimes is public relations in protecting public security and maintenance of public order. However, in part 1 of article 2 of the Criminal Code of the Russian Federation the lawmaker singled out the environment, public security and public order as independent objects of criminal and legal protection, but he included chapter 26 “Ecological crimes” in a special part of issue IX“ Crimes against public security and public order”. To our mind, such structure of forming the objects of criminal and legal protection witnesses that the lawmaker needs a unified view while defining the place and meaning of ecological crimes.