УДК 343.5
Объект культурного наследия как объект уголовно-правовой охраны
Тарновский Александр Владимирович
Аспирант кафедры уголовного права, Юго-Западный государственный
университет, Курск, РФ; заместитель начальника отдела историко-культурных экспертиз, ООО «Научно-
исследовательский центр
проектирования и историко-культурных экспертиз», Москва, РФ. E-mail: [email protected] ORCID: 0009-0008-6561-2872
Аннотация
Автором в рамках настоящей научной статьи для рассмотрения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации как особой категории уголовно-правовой охраны исследованы правовые основы государственной охраны объектов культурного наследия, проанализированы уголовно-правовые нормы, регулирующие ответственность за ущерб культурным объектам и ценностям, а также выявлены проблемы применения данных норм на практике с предложениями по их совершенствованию. Существующие уголовно-правовые меры защиты объектов культурного наследия требуют модернизации для обеспечения более эффективной охраны. Предложенные в статье рекомендации могут стать основой для реформирования правовых норм в уголовном законодательстве РФ, повышения уровня соблюдения требований в области сохранения и популяризации культурного наследия, а также предупреждения правонарушений в данной сфере и причинений вреда и ущерба памятникам истории и культуры.
Ключевые слова
уголовно-правовая охрана, объект культурного наследия, уголовная ответственность, меры ответственности, государственная охрана.
Object of cultural heritage as an object of criminal law protection
Aleksandr V. Tarnovskii
Postgraduate student, Southwest State University, Kursk, Russian Federation; Deputy Head of the Department of Historical and Cultural Expertise, «Scientific, Research Center of Planning and Historical and Cultural Expertise» LLC, Moscow, Russian Federation.
E-mail: [email protected] ORCID: 0009-0008-6561 -2872 Abstract
The author, within the framework of this scientific article, for the consideration of objects of cultural heritage (historical and cultural monuments) of the peoples of the Russian Federation as a special category of criminal law protection, studied the legal foundations of state protection of objects of cultural heritage, analyzed the criminal law norms governing liability for damage to cultural objects and values, and also identified problems of applying these norms in practice with proposals for their improvement. Existing criminal law measures to protect cultural heritage sites require modernization to ensure more effective protection. The recommendations proposed in the article can become the basis for reforming legal norms in the criminal legislation of the Russian Federation, increasing the level of compliance with the requirements in the field of preservation and popularization of cultural heritage, as well as preventing offenses in this area and causing harm and damage to historical and cultural monuments. Keywords
criminal law protection, object of cultural heritage, criminal liability, liability measures, state protection.
Введение
Культурное наследие составляет основу исторической и культурной идентичности общества. Однако в условиях современной глобализации и социальной трансформации эти объекты часто оказываются под угрозой уничтожения или повреждения. Уголовно-правовая охрана представляет собой ключевой инструмент в предотвращении нанесения ущерба культурным памятникам. В данной статье рассматривается актуальность защиты объектов культурного наследия с точки зрения уголовного права, а также анализируются существующие механизмы правовой защиты.
Вопросы охраны объектов культурного наследия достаточно подробно исследованы в отечественной и зарубежной литературе [Гаухман 2001, Жалинский 2015, Игнатов 2022, Калининская, Чугунов 2015, Кобзева 2014, Шишова 2023a, Шишова О. П. 2023Ь]. Работы многих авторов посвящены правовым аспектам защиты культурных ценностей, в части уголовно-правовой охраны. Однако ряд вопросов остается недостаточно изучен, кроме того, в настоящее время законодательство РФ содержит ряд пробелов, препятствующих эффективной охране объектов культурного наследия.
Рассматриваются вопросы правового статуса объектов культурного наследия, их роли в экономике и культурной жизни общества, а также механизмы предотвращения и пресечения преступлений, связанных с их разрушением или незаконным перемещением. На основе анализа уголовно-правовых мер, направленных на охрану объектов культурного наследия, их эффективности в современных условиях, предложена предложены рекомендации по усилению мер ответственности за преступления против культурных ценностей.
Понятие объектов культурного наследия
Согласно Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»1, объекты культурного наследия — это:
• объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия);
1 Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЭ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс.
• иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры;
• объекты, возникшие в результате исторических событий;
• представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры;
• являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия занимают важное место в жизни общества, являясь связующими нитями между прошлым и настоящим. Эти объекты воплощают в себе историческую память, традиции и культурные достижения предыдущих поколений, служа источником вдохновения и познания для будущих. Включают они в себя не только памятники архитектуры и искусства, но и природные ландшафты, давшие начало уникальным человеческим сообществам.
Каждый объект культурного наследия несет в себе неповторимую ценность. Это может быть величественный собор, в стенах которого отражаются эпохи и судьбы, или же небольшой народный промысел, чье мастерство передавалось из поколения в поколение, сохраняя самобытность культуры. Такие объекты помогают нам не только постичь многогранность человеческой истории, но и осознать свою роль в продолжении этой нити. Защита и сохранение культурного наследия является важной задачей для каждого общества. Это требует тщательно сбалансированных подходов для обеспечения целостности объектов, их аутентичности и актуальности в современном мире. Важно не только сохранить физический облик объектов, но и значимость их идей и смыслов для последующих поколений. В условиях глобализации, когда культурные традиции могут сталкиваться с вызовами унификации и коммерциализации, роль объектов культурного наследия становится особенно важной. Объекты культурного наследия — это не просто свидетельства прошлого, но и ценные ориентиры для осмысления настоящего и понимания будущего.
Важнейшая задача современности — интеграция объектов культурного наследия в жизнь общества. Это достигается путем включения их в культурные,
туристические и образовательные программы, а также за счет интерпретации их значений в контексте современных реалий. Только через активное участие и осмысленное взаимодействие с культурным наследием можно сохранить те ценности, которые делают нас уникальными и связывают наше прошлое и будущее в единое целое.
В процессе интеграции объектов культурного наследия в современную жизнь важно помнить об их адаптации к требованиям времени, сохраняя при этом их уникальность. Это можно достичь через сотрудничество с экспертами в области реставрации и консервации, а также с местными сообществами, для которых эти объекты имеют особое значение. Ведь именно жители тех или иных регионов лучше всего понимают нюансы и специфику своих культурных традиций, что позволяет им предложить наиболее адекватные способы сохранения и переосмысления наследия в условиях изменений и развитий.
Образовательная составляющая также играет ключевую роль в процессе сохранения культурного наследия. Вводя наследие в образовательные программы начиная с раннего детства и продолжая на более поздних этапах, возможно сформировать у молодого поколения глубокое понимание и уважение к культурной самобытности. Они становятся не просто зрителями или потребителями прошлого, но и активными участниками его сохранения и интерпретации в современном контексте. Это способствует формированию осознания значимости наследия в личной и общественной идентичности.
Угрозы объектам культурного наследия
В современном мире объекты культурного наследия сталкиваются с многочисленными угрозами, которые могут существенно повлиять на их сохранность и доступность. Одной из главных угроз является урбанизация. Быстрый рост городов часто приводит к уничтожению исторических построек и памятников, так как на их месте возводят новостройки и инфраструктурные объекты. Экологические изменения также представляют значительную опасность для объектов культурного наследия. Повышение уровня моря, более частые и интенсивные природные катаклизмы — всё это может привести к безвозвратному уничтожению древних сооружений и артефактов. Кроме того,
атмосферные загрязнения ускоряют процесс разрушения конструкций, что делает необходимым разработку новых методов их защиты и реставрации.
Терроризм и вооруженные конфликты десятилетиями остаются одной из наиболее разрушительных угроз. Военные действия зачастую сопровождаются целенаправленным уничтожением культурных памятников. Это не только наносит ущерб материальной части, но и ставит под угрозу идентичность и историческую память целых народов. Уничтожение культурного наследия является не только потерей для отдельной нации, но и снижается культурное разнообразие и богатство всего человечества. Не менее обширной проблемой является незаконная торговля культурными артефактами. Диггеры и нелегальные археологи разрушают исторические слои в поисках артефактов, которые затем продаются на черном рынке. Это приводит к утрате важнейших исторических свидетелей и их контекста, что затрудняет должное понимание и изучение прошлого. Цифровизация и развитие технологий предоставляют новые возможности для охраны культурных объектов, но и несут в себе потенциальные угрозы. Неоднозначность использования технологий в реставрационных работах может привести к искажению оригинального вида памятника.
Таблица 1. Угрозы объектам культурного наследия2
Тип угрозы Примеры Влияние Меры по предотвращению
Природные катастрофы Землетрясения, наводнения, ураганы Разрушение структуры, утрата артефактов Укрепление конструкций, мониторинг
Климатические изменения Повышение уровня воды, эрозия Деградация материалов, потеря целостности Создание дренажных систем, защита от воды
Урбанизация и застройка Строительство инфраструктуры Изменение ландшафта, уничтожение объектов Интеграция сохранения в планы застройки
Вандализм и человеческая деятельность Граффити, механическое повреждение Потеря аутентичности, физическое повреждение Усиление охраны, видеонаблюдение
2 Составлено автором
Тип угрозы Примеры Влияние Меры по предотвращению
Экологическое загрязнение Загрязнение воздуха, воды и почвы Повреждение настенной живописи, коррозия Контроль выбросов, очистка окружающей среды
Пожары Первопричины: поджоги, короткое замыкание Полное уничтожение строительных материалов Установка систем пожаротушения
Биологическое воздействие Флора и фауна, грибки Деструкция материалов, изменение микроклимата Биоцидная обработка, поддержание условий
Туризм и антропогенное давление Большое число посетителей Износ покрытий, повреждение элементов Контроль числа посетителей, информационные кампании
С учетом рассмотренных разнообразных видов угроз становится очевидным, что необходим комплексный и междисциплинарный подход для минимизации ущерба и обеспечения целостности и сохранности наследия.
Уголовно-правовая охрана объектов культурного наследия
Уголовно-правовая охрана объектов культурного наследия включает в себя ряд правовых норм и механизмов, направленных на предотвращение противоправных действий, которые могут нанести им ущерб или привести к их уничтожению. В национальном законодательстве многих стран предусмотрены отдельные статьи и главы, касающиеся защиты культурных ценностей. Эти правовые нормы устанавливают ответственность за акты вандализма, кражу, незаконный оборот культурных ценностей и другие преступления, связанные с объектами культурного наследия.
Один из ключевых элементов уголовно-правовой защиты культурного наследия — это установление строгих наказаний за преступления против него. Юрисдикции, обеспечивающие высокие санкции за такие деяния, как правило, достигают большего уровня сдерживания и, следовательно, более эффективной защиты культурных объектов. Это может включать как штрафы, так и лишение свободы. Помимо национального законодательства, международное сотрудничество играет решающую роль в защите культурного наследия. Международные организации разрабатывают и внедряют конвенции
и соглашения, направленные на координацию усилий по борьбе с преступлениями против культурного наследия на глобальном уровне. Эти документы включают положения о возврате и реституции похищенных объектов, а также меры по предотвращению их незаконного вывоза.
Эффективная охрана объектов культурного наследия требует тесного взаимодействия между различными государственными и общественными институтами. Важнейшей частью этого процесса является воспитание уважения и понимания значения культурного наследия среди общественности. Только через сочетание юридических, организационных и просветительских усилий можно обеспечить надлежащую их защиту.
Важным аспектом уголовно-правовой охраны объектов культурного наследия является также роль правоохранительных органов в пресечении и расследовании преступлений против культурных ценностей. Эффективное сотрудничество между полицией, прокуратурой и судебными органами позволяет более оперативно выявлять и наказывать виновных, а также возвращать похищенные или незаконно вывезенные объекты. Важную роль в этом процессе играют специальные подразделения правоохранительных органов, занимающиеся преступлениями против культурного наследия, которые имеют необходимую квалификацию и опыт для противодействия данным преступлениям.
Технологический прогресс и развитие цифровых технологий также открывают новые возможности для охраны культурного наследия. Современные системы мониторинга, использование дронов, а также создание цифровых архивов и баз данных позволяют более оперативно отслеживать состояние памятников и предупреждать потенциальные риски. Такие технологии могут значительно усилить как национальные, так и международные меры по защите культурных объектов, обеспечивая их более эффективную сохранность и доступность.
Безусловно, ключевой составляющей успешной охраны культурного наследия остается образовательная работа. Повышение осведомленности общества, внедрение образовательных программ и курсов, посвященных значению и важности культурного наследия, способствуют формированию уважительного отношения к памятникам истории и культуры. Обществу необходимо осознавать, что каждый акт вандализма или кража культурного
объекта — это не только преступление против собственности, но и ущерб для будущих поколений, лишенных возможности ознакомиться с уникальными достижениями прошлого.
Таким образом, объект культурного наследия как объект уголовно-правовой охраны требует комплексного подхода, объединяющего национальные и международные меры. Гибкость и своевременность этих мер позволяют эффективно противостоять угрозам, обеспечивая сохранность и доступность наших общих культурных ценностей.
В 2013 г. был принят Федеральный закон № 245-ФЗ3 (далее — ФЗ № 245-ФЗ), внесший поправки в ряд нормативных правовых актов, в частности, в Федеральный закон от 25.06. 2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — ФЗ № 73-Ф3) и в Уголовный кодекс Российской Федерации4 (далее — УК РФ). В ст. 3 ФЗ № 73-ФЗ был включен ряд новых терминов, по-видимому, призванных упорядочить понятийный аппарат в сфере охраны объектов культурного наследия. В 2014 году Федеральным законом № 315-ФЗ5 (далее — ФЗ № 315-ФЗ) названная статья вновь была изменена.
Новая редакция ст. 3 № 73-ФЗ важна для определения предмета преступления, предусмотренного ст. 243 УК РФ, старая редакция которой вызывала множество споров. Указанным нормативным актом уголовный закон дополнен новым предметом преступления — объектами культурного наследия (памятники истории и культуры), включенными в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — Единый государственный реестр).
Введение новых понятий в ст. 3: «объект археологического наследия», «археологические предметы», «культурный слой» - изменило и определение объектов культурного наследия, которое теперь содержит отсылки к этим терминам. Пункт (а) ч. 1 ст. 6 ФЗ № 245-ФЗ включает в объекты культурного
3
3 Федеральный закон от 23.07.2013 № 245-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии" // СПС КонсультантПлюс.
4 "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
5 Федеральный закон от 22.10.2014 № 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс.
наследия объекты археологического наследия, а последние, в свою очередь, согласно ст. 3 ФЗ № 73-ФЗ включают археологические предметы и культурные слои. Создается система взаимозависимых компонентов; возникают вопросы соотношения понятий, что влияет на определение круга их признаков, а также пределов защиты объектов с помощью уголовно-правовых норм.
Из определения, данного в ст. 3 ФЗ № 73-ФЗ, можно условно выделить несколько разновидностей объектов культурного наследия, которые являются комплексными структурами и находятся в сложном взаимодействии. Объекты культурного наследия могут представлять собой:
а) объекты недвижимого имущества,
б) объекты археологического наследия,
в) иные объекты.
При этом все они включают в себя исторически связанные с ними территории, произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объекты науки и техники и иные предметы материальной культуры. Такое определение порождает ряд сложностей при его восприятии и применении в других нормативных правовых актах и на практике. По справедливой оценке Кобзевой Е.В., полноценное претворение в жизнь определенной государственной идеи предполагает эффективное применение соответствующих законодательных норм, что «предопределяется выработкой теоретических рекомендаций, направленных на выявление содержания состоявшихся нововведений» [Кобзева 2014].
Современное уголовное законодательство предусматривает разнообразные меры ответственности за преступления, направленные на разрушение, хищение и незаконную передачу объектов культурного наследия.
Одной из ключевых проблем в этой области является определение статуса и ценности тех или иных объектов, так как не все культурные ценности одинаково защищены законом. Таким образом, необходимы четкие критерии для классификации и оценки объектов культурного наследия, что позволит более эффективно применять меры уголовно-правовой охраны.
Таким образом, уголовно-правовая охрана объектов культурного наследия требует комплексного подхода, объединяющего законодательные, технологические и международные меры.
Пробелы и перспективы уголовно-правовой охраны
В настоящее время законы остаются не адаптированными к современной реальности, что усложняет их применение. Многие нормы сформулированы слишком обще, оставляя пространство для интерпретаций. Это может привести к правовой неопределенности и злоупотреблениям. Кроме того, технология преступлений развивается быстрее, чем законодательство может адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому крайне важно обратить внимание на периодическую ревизию уголовного права с учетом новейших тенденций и вызовов.
Не менее важной проблемой является эффективность правоприменения. Даже самые проработанные законы малоэффективны без надлежащего исполнения. Здесь возникает вопрос о квалификации сотрудников правоохранительных органов и их обеспечении необходимыми ресурсами. Обучение и повышение квалификации должны стать неотъемлемой частью их профессиональной деятельности. Они должны обладать не только знаниями законов, но и умением применять их на практике с учетом соблюдения прав и свобод граждан.
Уровень коррупции в судебной и правоохранительной системах также остается серьезным вызовом для уголовно-правовой охраны. Коррупция подрывает доверие к правосудию и делает его недоступным для обычных граждан. Борьба с этой проблемой требует решительных мер, в том числе внедрения прозрачных процедур, усиления контроля и ответственности за деятельность служб.
Перспективы уголовно-правовой охраны связаны с внедрением новых технологий и методов. Интеграция информационных систем, использование анализа больших данных и других инноваций может значительно повысить эффективность профилактики и расследования преступлений. В то же время необходимо обеспечить баланс между использованием технологий и защитой личных данных, чтобы не допустить нарушения права на частную жизнь.
Особое внимание стоит уделить международной кооперации. В эпоху глобализации преступность все чаще приобретает транснациональный характер. Взаимодействие и обмен информацией с иностранными коллегами, участие в международных соглашениях и организациях позволит эффективнее
бороться с такими вызовами, как терроризм, киберпреступность, торговля людьми.
Таблица 2. Проблемы и перспективы уголовно-правовой охраны6
Проблемы уголовно-правовой охраны Перспективы уголовно-правовой охраны
Медленное обновление законодательства Ускорение законодательных процессов через цифровизацию и использование данных о преступности для быстрого реагирования на новые вызовы.
Недостаточное применение превентивных мер Усиление профилактических мер посредством программы обучения и внедрения технологий для предупреждения преступлений.
Низкий уровень доверия к правоохранительным органам Введение транспарентных процессов и применение технологических решений для укрепления доверия и повышения взаимодействия с обществом.
Фрагментация системы правоприменения Создание единой платформы для координации между различными ведомствами и интеграции усилий в борьбе с преступностью.
Неэффективность реабилитационных программ Разработка и внедрение новых моделей реабилитации с применением индивидуального подхода и передовых методик адаптации.
Рост киберпреступности Инвестиции в инновации и обучение специалистов для повышения уровня безопасности в цифровой среде.
Перегруженность судебной системы Внедрение альтернативных методов разрешения конфликтов и упрощение судопроизводственных процессов за счёт цифровых решений.
Коррупция среди операторов правоприменительной системы Усиление контроля и прозрачности в работе правоохранительных органов при помощи технологий блокчейн и независимых инспекций.
6 Составлено автором
Эти проблемы требуют комплексного подхода и систематических реформ. Реализация перспектив требует взаимодействия на уровне государства, бизнеса и гражданского общества
Одновременно с совершенствованием законодательства и правоприменительной практики важной задачей остается формирование правовой культуры в обществе. Повышение правосознания граждан, их информированность о собственных правах и обязанностях позволяет не только повысить общий уровень правопорядка, но и снизить число правонарушений. Просветительская работа, начало которой следует закладывать уже в школах и вузах, должна стать постоянным элементом государственной политики в сфере юстиции.
Для эффективной уголовно-правовой охраны необходимо также учитывать социальные аспекты преступности. Экономическое неблагополучие, социальное неравенство и дискриминация являются одними из факторов, способствующих росту преступности. Плодотворная работа в этом направлении требует взаимодействия различных институтов общества — государственной власти, бизнеса, неправительственных организаций и самих граждан. Комплексный подход может включать в себя меры по улучшению экономических условий, интеграции социальных групп и повышению доступности образования и медицины.
Важным направлением остается работа с лицами, совершившими преступления. Система уголовного правосудия не должна быть направлена только на наказание, но и на ресоциализацию преступников. Разработка и внедрение программ по возвращению таких людей в общество, поддержка их на пути исправления, может существенно снизить рецидивизм и способствовать общему улучшению криминогенной обстановки. Это требует пересмотра подходов к исполнению наказаний, а также расширения альтернативных мер, таких как восстановительное правосудие.
Таким образом, для решения существующих проблем и развития уголовно-правовой охраны необходимо системное и комплексное изменение различных аспектов правового регулирования и правоприменительной практики. Только таким образом можно обеспечить высокий уровень безопасности и справедливости в обществе.
Заключение
Объекты культурного наследия являются неотъемлемой частью исторического и культурного достояния нации. Их сохранение и защита требуют особого внимания со стороны государства и общества. Уголовно-правовые механизмы, направленные на охрану этих объектов, играют ключевую роль в предотвращении ущерба и разрушения культурных ценностей.
Совершенствование законодательства, усиление ответственности за преступления, связанные с культурным наследием, а также повышение уровня правосознания граждан - задачи, которые требуют согласованных усилий со стороны законодателей, правозащитников и широкой общественности. Только в этом случае можно обеспечить надлежащую охрану и сохранение объектов культурного наследия для будущих поколений.
В условиях глобализации и технологического прогресса важно также учитывать новые вызовы и угрозы, такие как нелегальная торговля культурными ценностями и киберпреступления. Актуализация и адаптация уголовно-правовых норм в этой области должна идти в ногу с развитием этих процессов, чтобы обеспечить эффективную защиту культурных ценностей в современных условиях.
Культурное наследие является фундаментом идентичности нации и важнейшим ресурсом для её культурного и социального развития. Обеспечение его сохранности и правовой защиты — это обязательство перед будущими поколениями для устойчивого развития общества и государства.
Список литературы
1. Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. - М.: АО Центр "ЮрИнфоР", 2001.
2. Жалинский А.Э. Избранные труды: в 4 т. / сост. К.А. Барышева, О.Л. Дубовик, И.И. Нагорная, А.А. Попов; отв. ред. О.Л. Дубовик; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. Т. 2 Уголовное право.
3. Игнатов А.Н. Содержание понятия "предмет преступления" в условиях постиндустриальности / А.Н. Игнатов, К.В. Вишневецкий, А.А. Кашкаров // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2022. № 4(96). С. 112-118.
4. Калининская Я.С., Чугунов А.А. Разграничение составов преступлений, предусмотренных статьями 214, 243, 244 Уголовного кодекса Российской Федерации: объективные критерии // Современное право. 2015. № 7. С. 106-109.
5. Кобзева Е.В. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания - новое преступное посягательство на нравственные основы культурной памяти // Человек: преступление и наказание. 2014. №2 (85). С. 117-121.
6. Шишова О. П. Культурное наследие как объект преступных посягательств // Уголовная политика и культура противодействия преступности: Материалы Международной научно-практической конференции памяти профессора В.Е. Квашиса, Краснодар, 29 сентября 2023 года. Краснодар: Краснодарский университет МВД России. 2023. С. 342-346.
7. Шишова О. П. Понятие культурного наследия как объекта уголовно-правовой охраны // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2023. Т. 9 (75). № 4. С. 287-293.
References
1. Gaukhman L.D. (2001) Kvalifikatsiya prestupleniy: zakon, teoriya, praktika. - M.: AO Tsentr "YurInfoR"
2. Zhalinskiy A.E. (2015) Izbrannyye trudy: v 4 t. / sost. K.A. Barysheva, O.L. Dubovik, I.I. Nagornaya, A.A. Popov; otv. red. O.L. Dubovik; Nats. issled. un-t "Vysshaya shkola ekonomiki". - M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, T. 2 Ugolovnoye pravo.
3. Ignatov A.N. (2022) Soderzhaniye ponyatiya "predmet prestupleniya" v usloviyakh postindustrial'nosti / A.N. Ignatov, K.V. Vishnevetskiy, A.A. Kashkarov // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. No. 4(96). Р. 112-118.
4. Kalininskaya Ya.S., Chugunov A.A. (2015) Razgranicheniye sostavov prestupleniy, predusmotrennykh stat'yami 214, 243, 244 Ugolovnogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii: ob"yektivnyye kriterii // Sovremennoye pravo. 2015. No. 7. Р. 106-109.
5. Kobzeva E.V. (2014) Nezakonnyye poisk i (ili) iz"yatiye arkheologicheskikh predmetov iz mest zaleganiya - novoye prestupnoye
posyagatel'stvo na nravstvennyye osnovy kul'turnoy pamyati // Chelovek: prestupleniye i nakazaniye. No. 2 (85). Р. 117-121.
6. Shishova O. P. (2023) Kul'turnoye naslediye kak ob"yekt prestupnykh posyagatel'stv // Ugolovnaya politika i kul'tura protivodeystviya prestupnosti: Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii pamyati professora V.E. Kvashisa, Krasnodar, 29 sentyabrya 2023 goda. Krasnodar: Krasnodarskiy universitet MVD Rossii. Р. 342-346.
7. Shishova O. P. (2023) Ponyatiye kul'turnogo naslediya kak ob"yekta ugolovno-pravovoy okhrany // Uchenyye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Yuridicheskiye nauki. T. 9 (75). No. 4. Р. 287-293.