Научная статья на тему 'Объект и предмет состава преступления незаконного использования товарного знака'

Объект и предмет состава преступления незаконного использования товарного знака Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

385
31
Поделиться

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Дерябина Т. П.

Рассмотрены нарушения Закона о товарных знаках в отношении обладателей исключительного права на товарный знак (правообладателей), юридических лиц или осуществляющие предпринимательскую деятельность физических лиц, то есть лиц, которые производят товары, оказывают услуги или занимаются посреднической деятельностью в соответствии с гражданским законодательством. Приведены ссылки на соответствующие статьи ГК РФ и УК РФ.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Дерябина Т.П.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Объект и предмет состава преступления незаконного использования товарного знака»

правонарушениях Российской Федерации; уголовной — в соответствии со ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации; гражданской — в виде обязанности возмещения работодателю ущерба, вызванного разглашением или незаконным использованием информации, отнесенной к коммерческой тайне.

Работодатель также может претерпеть неблагоприятные юридические последствия, связанные с режимом коммерческой тайны. Во-первых, согласно п. 8 ст. 11 Федерального закона «О коммерческой тайне» работник имеет право обжаловать в суде незаконное установление работодателем режима коммерческой тайны, к которой первый получил доступ в связи с исполнением трудовых обязанностей. Во-вторых, нарушение работодателем порядка привлечения работника к дисциплинарной ответственности за разглашение конфиденциальной информации создает условия для обращения работника в суд за защитой своих трудовых прав. Решение суда в этом случае, вынесенное не в пользу работодателя, часто грозит ему весьма существенными компенсационными выплатами.

УДК 343.3/.7 Т.П. Дерябина

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА.

Рассмотрены нарушения Закона о товарных знаках в отношении обладателей исключительного права на товарный знак (правообладателей), юридических лиц или осуществляющие предпринимательскую деятельность физических лиц, то есть лиц, которые производят товары, оказывают услуги или занимаются посреднической деятельностью в соответствии с гражданским законодательством. Приведены ссылки на соответствующие статьи ГК РФ и УК РФ.

Неправомерное использование товарного знака, а также иные действия, наносящие или способные нанести ущерб владельцу товарного знака, влекут за собой гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ. К сожалению, за последние годы нарушения в данной области в связи с общим ослаблением правопорядка в стране и развитием частнопредпринимательской деятельности достигли невиданных ранее масштабов.

Согласно п.2 ст.4 Закона РФ о товарных знаках нарушением прав владельца товарного знака признается несанкционированное изготовление, применение, предложение к продаже, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров.

Согласно ст. 8 УК РФ основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом.

В теории уголовного права под составом преступления понимается установленная уголовным законом совокупность объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как конкретное преступление [1]. В науке уголовного права общепризнано, что состав преступления образуют четыре взаимосвязанных элемента, именуемых объектом преступления, объективной стороной, субъективной стороной и субъектом преступления [2]. В теории российского уголовного права считается, что общественная опасность преступления определяется значимостью (ценностью) тех общественных отношений, на которые совершено посягательство, то есть объектом преступления.

Под объектом преступления большинство отечественных криминалистов понимают взятые под охрану уголовного закона общественные отношения, складывающиеся между людьми в различных сферах материальной, духовной и общественной жизни, т.е. связи между субъектами отношений в процессе их материальной и духовной деятельности.

Заметим, что по смыслу ст. 180 УК состав незаконного использования товарного знака не направлен на охрану интересов потребителей. Этой нормой охраняются интересы производителей (изготовителей) товаров и их продавцов. Однако вполне возможны случаи, когда в результате незаконного использования чужого товарного знака, знака обслуживания и других обозначений товара потребителю может быть причинен крупный ущерб в связи с приобретением им недоброкачественных товаров или полученных услуг.

Согласно ст.138 Гражданского кодекса Российской Федерации товарный знак, знак обслуживания являются результатом интеллектуальной деятельности - интеллектуальной собственностью и относятся к числу средств индивидуализации продукции, выполняемых работ и услуг. Средства индивидуализации являются объектом исключительных прав гражданина-предпринимателя или юридического лица. Уголовное право охраняет интересы владельца товарного знака по его использованию, а не сам товарный знак. Права владельца товарного знака исчерпываются при введении товара, маркированного этим товарным знаком, в хозяйственный оборот. После введения товара в хозяйственный оборот владелец товарного знака не имеет права произвольно разрешать или запрещать дальнейшее обращение введенных в хозяйственный оборот товаров, маркированных данным товарным знаком.

Если осуществляется уступка товарного знака или знака обслуживания, то у последующего правообладателя право первоначального использования товарного знака, знака обслуживания возникает вследствие заключения сделки, т.е. из договора. Неоднозначно в литературе решается вопрос о предмете преступления и, в частности, о предмете незаконного использования товарного знака. Правильное понимание вопроса о предмете преступления вообще и о предмете незаконного использования товарного знака, в частности, дает возможность определять наличие или отсутствие в том или ином случае причинения вреда охраняемому уголовным законом объекту преступления, отграничивать те или иные преступления от смежных или схожих по объективной стороне составы преступлений. Предметом состава незаконного использования товарного знака в одних случаях может быть товарный знак индивидуального предпринимателя или юридического лица, в другом - знак обслуживания, в третьих - наименование места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, в четвертых - предупредительная маркировка в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара, в пятых - то и другое одновременно.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров» товарный знак и знак обслуживания - это зарегистрированные в установленном порядке обозначения, обеспечивающие отличие товаров и услуг одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Согласно ст. 5 этого Закона в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании. Правообладатель товарного знака вправе рядом с товарным знаком проставлять предупредительную маркировку в виде латинской буквы «К» или латинской буквы «Я» в окружности (Я) либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак». Наименование места происхождения товара (ч. 1 ст. 30) - это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта или производное от такого наименования и ставшее известным в результате его ис-

пользования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Назначение этих обозначений заключается в противодействии недобросовестной конкуренции и обеспечении качества выпускаемой продукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Право на пользование товарным знаком для обозначения товара или услуги у физического или юридического лица возникает с момента получения свидетельства, удостоверяющего приоритет указанных предметов и исключительное право правообладателя на них в отношении товаров или услуг, указанных в свидетельстве. Товарный знак или обозначение не могут быть признаны общеизвестным товарным знаком, если они стали широко известны после даты приоритета тождественного или сходного с ними до степени смешения товарного знака иного лица, который предназначен для использования в отношении однородных товаров. При признании общеизвестным товарным знаком уже зарегистрированного товарного знака правовая охрана такого общеизвестного товарного знака распространяется также и на товары, не однородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным. При, условии, если использование другим лицом этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с правообладателем и может ущемить его законные интересы. Товарный знак, признанный общеизвестным, вносится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков. Выдача свидетельства на общеизвестный товарный знак осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение месяца с момента внесения товарного знака в Перечень. Сведения, относящиеся к общеизвестному товарному знаку, публикуются федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в официальном бюллетене незамедлительно после их внесения в Перечень.

Законом о товарных знаках предусматривается и такой вид интеллектуальной собственности, как коллективный знак. Согласно п.1 ст. 20 Закона о товарных знаках в соответствии с международным договором Российской Федерации объединение лиц, создание и деятельность которого не противоречит законодательству государства, в котором оно создано, вправе зарегистрировать в Российской Федерации коллективный знак, который является товарным знаком, предназначенным для обозначения товаров, производимых и (или) реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Коллективный знак и право на его использование не может быть передано другим лицам. С юридической точки зрения коллективные товарные знаки определяются условиями, при которых один товарный знак используется несколькими независимыми производителями, установившими общие правила производства товаров.

Различают два типа коллективных знаков: 1) Простые коллективные знаки, при которых не предполагается обязательная совместная собственность (товарный знак может находиться в собственности одного производителя), а отношения между участниками соглашений, которые, как правило, платят за использование знака, регулируются в рамках правил, установленных правообладателем; 2) Сертифицированные коллективные знаки, находящиеся в коллективной собственности (чаще всего группы производителей) и представляющие юридические соглашения, гарантом реализации которых является третья сторона. Целью соглашений является фиксация высокого уровня качества, позволяющего отличать товары одних производителей от других, выпускающих аналогичные товары.

По смыслу Закона о товарных знаках - знак обслуживания это вид товарного знака, используемого в сфере обслуживания. Согласно ст.5 названного Закона в качестве знака обслуживания могут выступать словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации, выполненные в любом цвете. Маркировать услугу, которая согласно ГК представляет собой определенную деятельность, невозмож-

но. Поэтому знаки обслуживания, как правило, используются в различного рода рекламных материалах, украшают оборудование и инвентарь, которые используются для оказания услуг. Рекламные обозначения служат для того, чтобы потребители различали однородные товары различных предприятий. Поэтому предметом рассматриваемого состава преступления (ч.1 ст. 180 УК) следует считать и знак обслуживания.

Предметом преступления, предусмотренного ч.1 ст.180 УК РФ, являются также обозначения, сходные с чужим товарным знаком, знаком обслуживания или наименованием места происхождения товара или услуги (для однородных товаров или услуг).

Фирменное наименование и товарный знак имеют различное функциональное назначение и то, что возможно зарегистрировать в качестве фирменного наименования, не всегда будет отвечать требованиям, предъявляемым к товарным знакам. Фирменные наименования охраняются на основании статей 51 и 54 ГК РФ с момента регистрации фирмы, а товарные знаки - в соответствии со ст.2 Закона - с момента регистрации в Российском агентстве по патентам и товарным знакам. Поэтому товарный знак, тождественный или сходный с фирменным наименованием юридического лица, может регистрироваться и быть в этом качестве предметом исследуемого состава преступления.

Исходя из смысла ст.180 УК, все виды упоминаемых в части первой данной статьи обозначений должны быть чужими для использующего их предпринимателя (юридического лица), принадлежащими другим правообладателям в силу их регистрации в установленном законом порядке в соответствующем реестре.

Потерпевшие от преступления, предусмотренного ч.1 ст. 180 УК, фактически названы в пункте 3 статьи 2 Закона о товарных знаках - это обладатели исключительного права на товарный знак (правообладатели) юридические лица или осуществляющие предпринимательскую деятельность физические лица, то есть те лица, которые производят товары, оказывают услуги или занимаются посреднической деятельностью в соответствии с гражданским законодательством (ст.23 ГК РФ).

Потерпевшими от данного преступления также могут быть потребители товаров и услуг (работ) как юридические лица, так и физические лица (в том числе - предприниматели).

Список литературы

1. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть.. Под ред. проф. Рарога А.И. -М.: Юристъ, 2001.- С.79.

2. Уголовное право России. Часть общая. Учебник. Под ред. Кругликова Л.Л. -М.: БЕК, 1999.- С.116 -117.

УДК 343.9 Я.В. Еловский

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О ПРАВОВОЙ ОЦЕНКЕ ОБОРОТА ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ

Рассмотрена законодательная база возможных аспектов оборота оружия, его изготовления и использования (УК РФ УПК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Закон РФ «О милиции»; ФЗ РФ «Об оружии», Указы Президента России, постановления и распоряжения Правительства РФ, целевые программы борьбы с преступностью, ведомственные приказы, инструкции и распоряжения Министерства внутренних дел, Министерства обороны России). Сделан вывод о несогласованности отдельных положений различных законов и нормативных актов.

Вопрос о правовой, криминологической и криминалистической оценке оборота (законного и незаконного) пневматического оружия можно отнести к одному из основных с точки зрения раскрытия и расследования преступлений, совершенных с его при-