Научная статья на тему 'ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ГЕРМАНИИ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ГЕРМАНИИ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политический кризис / укрепление сотрудничества / объединение немецких государств / Федеративная Республика Германия / Германская Демократическая Республика / political crisis / strengthening of cooperation / unification of German states / Federal Republic of Germany / German Democratic Republic

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Н.Ф. Дианова

В статье рассматриваются аспекты отношений и их изменений между СССР и ГДР, что в дальнейшем привело к объединению Германии. В основе создания единой страны лежало законодательство ФРГ. Изменения, произошедшие после единения обоих государств, привели к следующему: увеличению территории, что повлияло на увеличение численности населения; расширению промышленных районов, увеличению количества предприятий, фабрик и заводов, сооружений социального назначения, жилого фонда. Объединительный процесс имел как положительные моменты, так и проблемы определенного уровня. Экономические составляющие двух государств были различны в своем развитии и существовании. Восточная Германия, являясь одной из передовых стран социалистического лагеря, в сравнении с экономикой ФРГ значительно отставала от нее, поэтому необходима была реконструкции экономической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNIFICATION PROCESS IN GERMANY: SOCIO-ECONOMIC ASPECT

The article examines aspects of relations and their changes between the USSR and the GDR, which later led to the unification of Germany. The creation of a single country was based on the legislation of Germany. The changes that occurred after the unification of both states led to the following: an increase in territory, which affected the increase in population; expansion of industrial areas, an increase in the number of enterprises, factories and factories, social facilities, housing stock. The unification process had both positive aspects and problems of a certain level. The economic components of the two states were different in their development and existence. East Germany, being one of the advanced countries of the socialist camp, lagged significantly behind the economy of Germany in comparison with it, so it was necessary to reconstruct the economic system.

Текст научной работы на тему «ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ГЕРМАНИИ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ГЕРМАНИИ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Н.Ф. Дианова, канд. культурологии, доцент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-4-1-168-171

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты отношений и их изменений между СССР и ГДР, что в дальнейшем привело к объединению Германии. В основе создания единой страны лежало законодательство ФРГ. Изменения, произошедшие после единения обоих государств, привели к следующему: увеличению территории, что повлияло на увеличение численности населения; расширению промышленных районов, увеличению количества предприятий, фабрик и заводов, сооружений социального назначения, жилого фонда. Объединительный процесс имел как положительные моменты, так и проблемы определенного уровня. Экономические составляющие двух государств были различны в своем развитии и существовании. Восточная Германия, являясь одной из передовых стран социалистического лагеря, в сравнении с экономикой ФРГ значительно отставала от нее, поэтому необходима была реконструкции экономической системы.

Ключевые слова: политический кризис, укрепление сотрудничества, объединение немецких государств, Федеративная Республика Германия, Германская Демократическая Республика.

С приходом в Советском Союзе к руководству Михаила Сергеевича Горбачева начат был новый курс «нового политического мышления в международных отношениях». В своих выступлениях Михаил Сергеевич Горбачев заявлял, что одна из главных проблем в современном мире -это проблема выживания человечества, а следовательно большая часть международной политики должна быть направлена на решение данной проблемы. По свидетельству самого Михаила Сергеевича охлаждение отношений, между некогда дружественными странами СССР и ГДР произошло не только из-за разницы во взглядах на проводимую в СССР «перестройку», но и ввиду того, что Хонеккер сам непосредственно стремился возглавить идеологию стран соцлагеря [1]. Отношения между Западом и Востоком с периода напряжённости сменились на «потепление», в определенном смысле - нормализовались.

В политике ГДР начали происходить изменения, в партии СЕПГ - «чистка» партийных кругов. Это, естественно, привело к разрыву между партийно-государственным аппаратом социалисти-

ческой единой партии Германии и оппозицией, по мнению историков, наиболее демократически настроенной частью партии и народа.

В конце лета 1989 г. в ГДР разразился кризис между правительством и СЕПГ. Причиной кризиса послужили запреты выезжать гражданам Германской Демократической Республики в страны Запада, и особое возмущение было вызвано запретами выезда в ФРГ, тем самым это стало рассматриваться как ограничение прав и свобод человека в ГДР [2]. В 1989 г. в мае была открыта австро-венгерская граница, этим и воспользовались жители ГДР, начался массовый отток восточных немцев на Запад. В этих условиях возникает вопрос об объединении Германии. Выступление канцлера ФРГ Гельмута Коля стало ответом на этот насущный вопрос. Выступление Г. Коля с «Программой 10 пунктов» было посвящено развитию отношений между ФРГ и ГДР. В данной Программе предлагались следующие пункты: укрепление сотрудничества обоих немецких государств, оказание гуманитарной помощи ГДР, создание валютного фонда с целью финансирования пересе-

ленцев из восточной Германии, создание договорного немецкого сообщества с н овыми совместными институтами и необходимостью расширения функционала прежних институтов. В целом канцлер выступил с инициативой развития сотрудничества с ГДР, дальнейшего развития отношений в различных направлениях, а в будущем выразил намерения создания объединённого федеративного государства. В исторически новых условиях происходило объединение двух стран в ХХ веке, все мировое сообщество поддержало объединение Германии, и в первую очередь поддержали военно- политические союзники правительства ФРГ. В основе создания единой страны лежало законодательство ФРГ, это обуславливало сохранение уже объединенной Германии в составе НАТО.

В 1990 г. в марте в ГДР проходили выборы, на которых победила некоммунистическая оппозиция во главе с христианскими демократами. Руководство СССР принимает решение о выводе советских войск с территории Восточной Германии. Договор между ГДР и ФРГ о вхождении земель восточной Германии в состав ФРГ с 03 октября 1990 года был подписан в 1990 г. в августе [3].

В сентябре 1990 г. в Москве проходило совещание министров нескольких государств: СССР, США, Великобритании, Франции, ФРГ и ГДР, на котором решался вопрос о создании объединенной Германии. На этом совещании был подписан договор об определении границ нового уже государства. Представители правительства ФРГ заверили документально об отсутствии территориальных претензий к соседствующим государствам, отказывались от владения производствами, распространения оружия массового уничтожения. Правительство Советского Союза приняло обязательства о выводе советских войск с территории теперь уже бывшей ГДР в ответ на заявление НАТО не размещать ядерное вооружение на территории Восточной Германии. В 1990 г. 3 октября произошло мирное объединение Германии, статус нового государства был изменен.

В истории послевоенной Европы был решен один из наиболее сложных вопросов - германское единство, что в определенной степени являло собой окончание холодной войны [4].

Характеризуя изменения, произошедший после единения обеих государств, то следует отметить следующее: изменения территории, она увеличилась до 357 тысяч квадратных километров, соответственно увеличилась и численность населения -80 млн. человек [5]. Промышленные районы тоже значительно расширились, увеличилось количество предприятий, фабрик и заводов, сооружений социального назначения, жилой фонд, плюс к этому новое государство получило в свой арсенал военную технику и вооружение бывшей

ГДР.

Однако объединительный процесс имел не только положительные моменты, были и проблемы определенного уровня. Экономические составляющие двух государств были различны в своем развитии и существовании. Восточная Германия, являясь одной из передовых стран социалистического лагеря, в сравнении с экономикой Запада значительно отставала от нее. Поэтому после объединения, новое руководство принимает решения о необходимости замены устаревшего оборудования большинства промышленных предприятий, реконструкции системы энергоснабжения, социально-жилищных объектов; и, в первую очередь, обеспечение товарами жителей восточных земель [6]. На это правительство выделило значительные средства, которые могло потратить на интенсификацию развития прежних своих земель.

Другой проблемой стала появившаяся безработица в восточных землях, а затем повсеместно получила распространение, что, соответственно, вызвало недовольство жителей этих мест, так как до объединения Германии в ГДР не знали безработицы. Правительство ФРГ стало реализовывать свои стратегические цели по развитию, теперь уже нового объединенного государства. Так в январе 1990 года были созданы совместные комиссии из представителей бывших республик для решения во-

просов, касающихся планирования и строительства новых городов и реконструкции старых, вопросов организации транспортной системы, охраны окружающей среды. В феврале 1990 г. были созданы и начали работу аналогичные комиссии в области сельского хозяйства, туризма, сфере услуг, а также в области культуры. Для более эффективной работы комиссий организовывались семинары, встречи с предпринимателями, деятелями науки.

В 1990 году 13-14 февраля в Бонне проходила встреча премьер-министра ГДР Ганса Модрова и канцлера ФРГ Гельмута Коля. В ходе переговоров было достигнуто соглашение о создании совместной комиссии для подготовки экономического и валютного союза. Премьер-министр ГДР выдвинул требование о предоставлении кредита в 15 миллиардов марок для развития экономики восточных земель Германии [7]. Представительство ФРГ отклонило требование ГДР. Обе стороны не достигли желаемых результатов перегово-

себя обделенной в решении основных вопросов.

После объединения, правительство, однако, приравняло системы социального обеспечения в новых и старых землях. Немцы старались, как можно меньше говорить о национальном составе, и никакие записи в паспорт или в анкету о национальности не допускались. В Германии всем с детства внушают идею о единстве германской нации (в России немцы, наоборот, постоянно подчеркивают свои немецкие корни - технология двойных стандартов и двойных национальных технологий).

Таким образом мы видим, что объединение двух германских государств не только объективная реальность в истории Германии, но в геополитической системе масштабное событие, а, именно, - распад социалистического содружества, и, как следствие, исчезновение социалистической экономики, а в мировом сообществе изменился баланс политических сил.

ров. При этом каждая из сторон считала

Библиографический список

1. Петелин Б. Объединение Германии 1989-1990 гг.: историографический аспект/ Б.В. Петелин // Новая и новейшая история. - 2003. - №1. - С. 30-47.

2. Макадамс Д.А. Коррекционная юстиция в объединенной Германии / Д.А. Макадамс // Конституционное право: Восточноевропейское Обозрение. - 2001. - № 2. - С. 35-40.

3. Кудинов И.А. Современные социально-экономические проблемы Германии / И.А. Кудинов // Международная жизнь. - 2010. - № 5. - С. 29-38.

4. Наринский, М.М. М.С. Горбачев и объединение Германии. По новым материалам / М.М. Наринский // Новая и новейшая история. - 2004. - №1. - С. 14-30.

5. Дашичев В.И. Германия и Россия: взаимоотношения в разные времена. // 6. Социально-гуманитарные знания. - 2009. - №4. - С. 214-235.

7. Павлов Н. Германия на пути в третье тысячелетие: пособие по страноведению/ Н.В. Павлов. - М.: Высшая школа, 2011.

8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lenta/ru/world/2004/04/21/germany/.

THE UNIFICATION PROCESS IN GERMANY: SOCIO-ECONOMIC ASPECT

N.F. Dianova, Candidate of Cultural Studies, Associate Professor Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article examines aspects of relations and their changes between the USSR and the GDR, which later led to the unification of Germany. The creation of a single country was based on the legislation of Germany. The changes that occurred after the unification of both states led to the following: an increase in territory, which affected the increase in population; expansion of industrial areas, an increase in the number of enterprises, factories and factories, social facilities, housing stock. The unification process had both positive aspects and problems of a certain level. The economic components of the two states were different in their development and existence. East Germany, being one of the advanced countries of the socialist camp, lagged significantly behind the economy of Germany in comparison with it, so it was necessary to reconstruct the economic system.

Keywords: political crisis, strengthening of cooperation, unification of German states, Federal Republic of Germany, German Democratic Republic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.