Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПОСЛЕВОЕННЫХ ГЕРМАНИЙ: ФРГ И ГДР'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПОСЛЕВОЕННЫХ ГЕРМАНИЙ: ФРГ И ГДР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1402
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРГ / ГДР / БЕРЛИН / ХОЛОДНАЯ ВОЙНА / КАПИТАЛИЗМ / СОЦИАЛИЗМ / ИСТОРИЯ / ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИКА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Битиева З.Р., Танов Н.Р., Катков И.Е.

В данной статье авторы анализируют происходящие на территории ФРГ и ГДР процессы, охватывающие экономику, политику и международные отношения этих двух стран. В период Холодной войны эти два немецких государства являли собой витрину капитализма и социализма с каждой стороны, не смотря на то, что их территория серьезно пострадала в период Второй Мировой войны и значительное время была оккупирована странами-победительницами, а эти два государства считали друг друга непримиримыми врагами в период их разделенного состояния. Так, авторы раскрывают причины важности контроля каждой из Германий со стороны противоборствующих блоков (США и их союзников, с одной стороны и СССР и его союзников, с другой), изучают специфику политического строя и экономических моделей как Бонна, так и Берлина, а также дают объяснение их примирению и объединению в столь короткий исторический срок. Падение Берлинской стены положило конец разделению Германии, по сути, на два государства. Однако, объединение ФРГ и ГДР не прошло бесследно как для психологического настроения граждан, так и для экономики, в первую очередь восточной части- ГДР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF POST-WAR GERMANY: THE FRG AND THE GDR

In this article, the authors analyze the processes taking place on the territory of Germany and the GDR, covering the economy, politics and international relations of these two countries. During the Cold War, these two German states represented a window of capitalism and socialism on each side, despite the fact that their territory was severely damaged during the Second World War and was occupied by the victorious countries for a considerable time, and these two states considered each other irreconcilable enemies during their divided state. Thus, the authors reveal the reasons for the importance of control of each of Germany by the opposing blocs (the United States and its allies, on the one hand, and the USSR and its allies, on the other), study the specifics of the political system and economic models of both Bonn and Berlin, and also give an explanation of their reconciliation and unification in such a short historical period. The fall of the Berlin wall put an end to the division of Germany, in fact, into two States. However, the unification of Germany and the GDR did not go unnoticed both for the psychological mood of citizens and for the economy, primarily in the Eastern part - the GDR.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПОСЛЕВОЕННЫХ ГЕРМАНИЙ: ФРГ И ГДР»

УДК 328

З.Р. Битиева,

кандидат политических наук, Институт мировых цивилизаций, г. Москва

НР. Танов, студент-бакалавр 4-го курса, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

И.Е. Катков, студент-бакалавр 4-го курса, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПОСЛЕВОЕННЫХ ГЕРМАНИЙ:

ФРГ И ГДР

ZR Bitieva,

PhD in Political Science, Institute of World Civilizations, Moscow E-mail: bitieva1987@gmail.com N.R. Tanov, 4th year student-bachelor, LMSU l£. Katkov, 4th year student-bachelor, LMSU

Е-mail: tanovs98@mail.ru

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF POST-WAR GERMANY:

THE FRG AND THE GDR

Аннотация. В данной статье авторы анализируют происходящие на территории ФРГ и ГДР процессы, охватывающие экономику, политику и международные отношения этих двух стран. В период Холодной войны эти два немецких государства являли собой витрину капитализма и социализма с каждой стороны, не смотря на то, что их территория серьезно пострадала в период Второй Мировой войны и значительное время была оккупирована странами-победительницами, а эти два государства считали друг друга непримиримыми врагами в период их разделенного состояния. Так, авторы раскрывают причины важности контроля каждой из Германий со стороны противоборствующих блоков (США и их союзников, с одной стороны и СССР и его союзников, с другой), изучают специфику политического строя и экономических моделей как Бонна, так и Берлина, а также дают объяснение их примирению и объединению в столь короткий исторический срок. Падение Берлинской стены положило конец разделению Германии, по сути, на два государства. Однако, объединение ФРГ и ГДР не прошло бесследно как для психологического настроения граждан, так и для экономики, в первую очередь восточной части- ГДР.

Ключевые слова: ФРГ, ГДР, Берлин, Холодная война, капитализм, социализм, история, политика, экономика международные отношения.

Abstract. In this article, the authors analyze the processes taking place on the territory of Germany and the GDR, covering the economy, politics and international relations of these two countries. During the Cold War, these two German states represented a window of capitalism and socialism on each side, despite the fact that their territory was severely damaged during the Second World War and was occupied by the victorious countries for a considerable time, and these two states considered each other irreconcilable enemies during their divided state. Thus, the authors reveal the reasons for the importance of control of each of Germany by the opposing blocs (the United States and its allies, on the one hand, and the USSR and its allies, on the other), study the specifics of the political system and economic models of both Bonn and Berlin, and also give an explanation of their reconciliation

and unification in such a short historical period. The fall of the Berlin wall put an end to the division of Germany, in fact, into two States. However, the unification of Germany and the GDR did not go unnoticed both for the psychological mood of citizens and for the economy, primarily in the Eastern part — the GDR.

Key words: Germany, East Germany, Berlin, the Cold War, capitalism, socialism, history, politics, economics, international relations.

На протяжении почти пятилетнего периода Германия, страна, представлявшая угрозу всему мировому сообществу, после Второй Мировой войны, находилась в руинах, а ее территория была поделена на четыре зоны оккупации между ее основными соперниками — блоком Союзников, в который входили, прежде всего, Советский Союз, Соединенные Штаты, Великобритания и Франция. Именно за этими странами находилось право о том, разрешить ли немцам создать новое государство, как должно выглядеть с политической и экономической точек зрения и будет ли оно иметь право на бесконтрольное существование. Так, пока державы-победительницы обдумывали эти вопросы, немцы проживали в оккупационных зонах, каждую из которых контролировало определенное государство с 1945 по 1949 год. Но и в этот промежуток времени шло постепенное объединение этих зон. Сначала была образована Бизония — объединение зон влияния США и Великобритании, позже к ним присоединилась Франция, образовав, тем самым, Тризонию. Западные союзники пошли на этот шаг, не посоветовавшись с СССР, так как лидеры капиталистических стран, видели в своем бывшем союзнике нового врага, захватившего под свое крыло влияния всю Восточную Европу и им было не выгодно отдавать еще и Германию. Более того, как Черчилль, так и Трумэн видели в советском государстве не только будущую угрозу, но возможно и причину новой войны в Европе и мире [4; 5].

Советская зона оккупации существовала на тот момент отдельно от других территорий, а также занимала СевероВосточную часть Германии и Вост. Берлин — будущую столицу «народной» республики. Однако, после провозглашения союзниками создания на территории Три-

зонии нового государства, с капиталистическим укладом хозяйствования- Федеративной Республики Германия со столицей в городе Бонн, СССР провозгласил создание Германской Демократической Республики, молодого социалистического государства, чье существование, по сути, зависело от Москвы т.к. именно она на протяжении всей истории Восточной Германии была ее основным союзником и партнером как в политическом, так и в экономическом аспектах [4; 5].

Территория же оккупированного союзниками Западного Берлина превратилась в анклав внутри Восточногерманского государства, а также находилась под протекцией ФРГ и в полной зависимости от состояния ее отношений с ГДР.

Развитие ФРГ и ГДР в 50-е годы ФРГ

Незадолго до образования Западногерманского государства, при этом, предчувствуя его скорое создание, на его территории начали возникать политические объединения, движения и партии. Наиболее популярным из них был Христиано-Демократический союз (ХДС), уже с начала своего существования действовавший в одном блоке и коалиции с Христиано-со-циальным союзом Баварии (ХСС). Одним из основателей и видным деятелем данного политического блока был Конрад Аденауэр1, ярый противник нацистского режима в период его существования в Германии, за что был неоднократно судим и подвергался арестам и гонениям со стороны гестапо. Будучи избранным первым канцлером демократической Германии в 1949 году перед Аденауэром стояло множество проблем, связанных не только с внутренним восстановлением Германии из руин, но и

1 http://www.kas.de/upload/auslandshomepages/adenauer-zn-ru.pdf — мировой общественно-политический еженедельник «Зеркало Недели», «Конрад Аденауэр: отец новой Германии», Олег Пид-луцкий.

желанием вернуть Германии доброе имя на международной арене, проводя, при этом, самостоятельную политику с целью поиска союзников и недопущением развязывания новой войны [4; 5]. В разделение же немецкой территории на два противоположных по своей сущности государства Аденауэр видел возможность в виде доказывания всему миру и, прежде всего, своему восточному собрату преимущества его режима и модели экономики2.

Для восстановления западногерманской экономики Аденауэр привлек одного из лучших специалистов в Германии, Людвига Эрхарда, бывшего министра финансов Баварии и преподавателя Мюнхенского университета. Выдвинутая Эрхардом модель «Благосостояние для всех» предполагала собой проведение либеральной экономической политики, с большим уклоном на социальные нужды населения, вне зависимости от их класса и благосостояния, что по задумке должно было удовлетворять материальные и духовные потребности общества, поддерживая в нем стабильность [6-8]. Широкими темпами начало развиваться машиностроение, добывающая и химическая промышленности, строительный, энергетический и аграрные сектора экономики. Так, уже к концу 1952 года Бонн сумел не только превзойти довоенный уровень промышленности и решить проблемы с инфляцией и безработицей, но и ликвидировать проблемы миллионов немецких беженцев с Востока и разросшимся на фоне разрухи черным рынком, а также ситуацию с восстановлением инфраструктуры в городах. Все эти экономические изменения, произошедшие за столь короткий срок, в мировом сообществе начали именоваться «германским экономическим чудом» [9; 10].

Во внутренней политической среде ФРГ 50-е годы XX века происходит ряд важных изменений.

1. Административная реформа. В целях построения нового государства и искоренением «гитлеровских» систем регионального управления, Аденауэром, с одобрения парламента, было принято

решение по созданию Новой Германии в качестве федерации с равноправно входящими в ее состав субъектами (федеральными землями и вольными городами). Таким образом, Федеративная республика Германия с 1956 года состояла из 10 земель (без учета Западного Берлина).

2. Официальное снятие статуса «оккупационных территорий» со всех земель ФРГ, в том числе и передача Францией Саарской области. 5 мая 1955 года правительства Великобритании, США и Франции официально признали Западную Германию независимым суверенным государством, что позволило Бонну действовать отныне на международной арене как полноправному субъекту международных отношений. В качестве подтверждения благоприятного состояния отношений с Новой Германией, Франция в октябре 1956 года по результатам Люксембургского договора согласилась передать ФРГ ранее находившуюся под протекторатом Саарскую область. В последствие, в январе 1957 года она войдет в состав ФРГ как земля Саар, став, тем самым, новым субъектом в Германии.

3. Запрет коммунистической партии, идеологии и движений. Будучи ярым сторонником идей христианской демократии, либерализма и свободной личности Аденауэр опасался нового влияния на немецкий народ как тоталитарных, так и авторитарных идей, вне зависимости от их «левого» или «правого» уклона. Таким образом, придя к власти, одним из первых его распоряжений был запрет на легальное действие коммунистической партии Германии (КПГ) в 1950 году и других организаций, тесно сотрудничавших с ней. Данный закон, по сути, подтвердил дальнейшее появление в ФРГ политических заключенных (число которых к концу 50-х годов исчислялось несколькими сотнями), а также подпольную и незаконную деятельность коммунистических организаций [6-8]. Дабы обойти данное препятствие, многие «левые» политические

В.А. Артемов «Конрад Адена-

2 http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/hyman/2003/01/artemov.pdf — уэр и его европейская политика».

деятели вступали в другие партии, как СДПГ (социал-демократическая партия Германии), или же основывали новые (партия Зеленых). Масла в огонь подливал еще и тот факт, что сам Конрад Аденауэр опасался любых посягательств на новую демократическую власть, установившуюся в Западной Германии, что проявлялось в создании в парламенте коалиций либерально-демократических и антикоммунистических партий, а также нежелании идти на любые переговоры со своим «восточным собратом», ГДР во внешней политике [9].

4. Люстрация, как способ борьбы с денацификацией. Одним из основных проявлений как внутренней, так и внешней политики Западной Германии было официальное признание ошибок своего «гитлеровского» прошлого и проведение политики денацификации во всех сферах жизни общества. Основным проявлением политики денацификации внутри германского населения была люстрация-недопущение к работе людей с нацистским прошлым. Через пару лет это вылилось в нехватку рабочей силы и т.н. «утечке мозгов» многих состоявшихся в период нацистской Германии лиц, чья специальность была рассчитана на наукоемкий процесс производства и работы (ученые и врачи, инженеры и конструкторы). Данную проблему Бонн пытался решить через политику привлечения мигрантов, в качестве дешевой рабочей силы. Так, на протяжении 50-х годов был принят ряд законов, упрощавших получение немецкого гражданства и временного вида на жительство всем желающим. В 1954 году ФРГ заключило договор с Турцией по упрощению пребывания граждан последней на территории Германии, что привлекло миллионы мигрантов с Востока, а также созданию крупнейшей турецкой общины в Европе. Однако, это не решало проблему нехватки высококвалифицированных рабочих кадров и в последствии заставило правительство Аденауэра отойти от политики люстрации, в чем его ни

раз упрекали оппозиционные партии и СМИ [6-8].

Территория советской зоны оккупации Германии, позже ставшая Германской Демократической Республикой (ГДР), сильнее других территорий Германии пострадала во время Второй Мировой войны и, в последствии, не имела шансов на самостоятельное и независимое существование и развитие. Однако, предчувствуя скорый разлад со своими союзниками и будущую победу в войне, СССР уже в конце 1943 — начале 1944 годов начал заранее готовить на своей территории будущие органы власти послевоенной Германии. В их состав входили коммунистические деятели бывшей Веймарской республики, а также преследовавшиеся в нацистской Германии политические заключенные «левого» и просоветского толка. Поэтому, советское руководство, по сути уже было готово к созданию в своей зоне оккупации полноценных органов власти [4; 5; 8].

С образованием Германской Демократической республики 7 октября 1949 года, ее первым руководителем и президентом стал Вильгельм Рейнхольд Пик, один из видных немецких политических деятелей коммунистического и просоветского толка. Встав у руля власти Восточногерманского государства, Пик начал проводить экономические и политические реформы, во многом совпадающие с советской политико-хозяйственной моделью3.

Так, в политической жизни 50-х годов при Пике следует выделить ряд важных моментов.

1. Объединение двух крупнейших левых партий: Коммунистической партии Германии (КПГ) и Социал-демократической партии Германии (СДПГ) в Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ), во главе которой встал его соратник Отто Гроттеволь, а затем и будущий руководитель государства Вальтер Ульбрихт. При этом, на территории Восточной Германии разрешалась деятельность и других партий, таких как Либеральная партия, ХДС,

«Вильгельм Пик: первый пре-

3 http://fb.ru/article/255331/pik-vilgelm-kratkaya-biografiya — зидент ГДР».

Национал-демократическая партия, при условии, что в политической сфере они будут признавать монополию на власть за СЕПГ.

2. Разработка конституции ГДР (1949 года) и создание новых, отличных от Западногерманских, органов власти в 1950 году. Идеи о появлении конституции «социалистической» Германии вынашивались еще в среде политических беженцев и иммигрантов, поэтому, в первые дни существования ГДР, была принята новая конституция, основной задачей которой было подчеркнуть отличие от своего западного соседа. В последствии, восточногерманская конституция была более «современной» и «демократичной», нежели ее западногерманский аналог — «Основной закон» ФРГ, так как более четко освещала права граждан, работу государственных органов, формирование правительства и решение общенациональных проблем на демократических началах, путем референдума. Новые же органы власти ГДР, по сути, срастались с руководящей партией, СЕПГ, что позволяло им контролировать все сферы жизни общества и существования государства и его институтов.

3. В 1952 году была проведена административная реформа: деление ГДР на земли было отменено и произошло разделение на округа, автономия новых субъектов была сведена к нулю, хоть и выросло их количество с 5 до 15. Новая политика в отношении субъектов получила название «демократического централизма» и была проведена, согласно отчетности 2 съезда СЕПГ, для борьбы с пережитками феодального прошлого и улучшения экономического и политического взаимодействия «центра» и периферии.

В хозяйственном плане, ГДР начала переход к плановой экономике сталинского образца: началась коллективизация в сельском хозяйстве, индустриализация и восстановление промышленности, а также передача крупных предприятий в руки государства с целью разработки и появления директивных методов. За экономиче-

ские преобразования в Восточной Германии 50-х годов отвечал Вальтер Ульбрихт. Однако, без посторонней помощи Берлину было бы невозможно построить динамично развивающуюся экономику планового типа, учитывая и тот факт, что в стране ежегодно рос процент недовольных властью граждан, что вылилось в беспорядки в 1953 году и ежегодному массовому оттоку населения в ФРГ [8-10]. Прибегнув к помощи Советского союза и двусторонним встречам в 1953 и 1955 годах, Берлин уговорил Москву простить ей значительную часть репараций за ущерб, причиненный во Второй Мировой войне, а также оказать «братскую» помощь социалистической республике в виде денежных, сырьевых и людских ресурсов. Это позволило ГДР не только восстановить разрушенную войной экономику, но и превзойти довоенные показатели по многим пунктам, включая станко-, автомобиле- и судостроение, а также химическую и добывающую промышленности. Так, к концу 1958 — началу 1959 года ГДР увеличила выпускаемую промышленную продукцию по сравнению с 1949 годом на 241%, согласно данным 4 съезда СЕПГ [6; 7; 10].

Не смотря на столь стремительный экономический рост, Берлин все еще отставал от Бонна в экономическом плане, что выражалось в более низких покупательных способностях населения ГДР и недостаточной интенсификацией и наукоемкостью выпускаемой продукции, создание которой зависело не от законов рынка, а от директивно-планового хозяйства [9; 10].

Развитие ФРГ и ГДР в 60-е годы XX века

60-е годы для обеих Германий начинаются с частичной блокады ГДР Западного Берлина в ответ на размещение ракет НАТО средней дальности на территории ФРГ. В сентябре 1960-го года блокада Западного Берлина лишь ужесточается, что грозит жителям отрезанной от остального мира части города гуманитарным кризисом.

Сорвавшиеся в июне 1961-го года переговоры между США и ФРГ с одной стороны и СССР и ГДР с другой по превращению Берлина в свободный и демилитаризованный

город вынуждают последних начать возведение барьера и закрыть проход между двумя частями города по границе Бранден-бургских ворот с целью прекратить бегство восточных немцев «на Запад». В дальнейшем, данный барьер получит название Берлинская стена и станет символом Холодной войны и Железного занавеса, а противостояние и расхождение интересов обеих Германий лишь усилится [4; 5; 8].

ФРГ

На протяжении всех 60-х годов и череды смен федеральных канцлеров блок ХДС/ХСС находился у власти в Западной Германии, хотя и становился все менее популярным, не смотря на сохранявшиеся высокие темпы роста экономики и производства.

На парламентских выборах в 1961 году блок ХДС/ХСС теряет абсолютное парламентское большинство, что вынуждает его идти на создание коалиции со Свободной демократической партией (СвДП) и Партией Центра (ПЦ). При этом, монополия на власть и создание правительства остается в руках Христиано-Демократического союза, возглавляемого Аденауэром. Однако, в 1963 году первый канцлер свободной Германии ввиду преклонного возраста подает в отставку, что было воспринято неоднозначно общественностью, так как немецкий лидер находился на пике своей популярности [4; 5].

Заменивший Аденауэра на посту федерального канцлера Германии, бывший министр финансов Людвиг Эрхард уже был известен немецкому обывателю, прежде всего, как создатель и инициатор проведения «немецкого экономического чуда» в первое послевоенное десятилетие. Придя к власти, Эрхард продолжил проводить заложенную еще при Аденауэре политику и созданную собственными усилиями экономическую модель.

Так, в период своего недолгого правления Эрхард проводил регулярные встречи и переговоры с высшими должностными

лицами США(встреча с вице-президентом, а затем и президентом США Л. Джонсоном в 1963 и 1964 годах) и Франции( встреча с Ш. де Голлем в 1965 году и подписание договора о последующей европейской интеграции), подтверждая тесные союзнические отношения между западными странами. Однако, в международных отношениях Эр-хард был не силен и внешнеполитическим курсом Бонна руководил Вальтер Холь-штейн, министр иностранных дел ФРГ с 1955 по 1970 годы, который разработал собственную доктрину поведения государства на международной арене, предполагавшую полный отказ от сотрудничества с государствами, признавшими или имеющими тесные связи с ГДР(исключение составлял лишь Советский союз). Доктрина Холь-штейна долгие годы определяла внешнеполитический вектор ФРГ и его зависимость от западных партнеров, прежде всего, от США, что выражалось в поддержке Вашингтона в период войны во Вьетнаме [4; 5; 8].

Во внутренней политике Эрхард продолжал проводить действия, направленные на сохранение «немецкого чуда», что выражалось в сохранении низкой налоговой процентной ставки, отказе от манипуляций государства в регулировании рыночных отношений и значительных трат на социальные нужды населения. Это позволило Эрхарду сохранить в период своего правления самые высокие темпы роста ВВП среди западных капиталистических стран, доказывая, при этом, преимущества «свободного» рынка и отказа от этатизма4.

Несмотря на все его заслуги, политический вектор Эрхарда и его «неопытность» в большой политике были невыгодны западногерманскому руководству, которое пыталось идти по пути более тесного сотрудничества и ускоренной интеграции с западными союзниками5. В итоге, 30 ноября 1966 года правящий блок ХДС/ХСС вынудил Эрхарда подать в отставку, сохранив, при этом, за ним право занимать кресло депутата Бундестага (парламента) [8; 11].

Так, 1 декабря 1966 года на пост фе-

4 http://rusrand.ru/analytics/lyudvig-erhard-i-nemeckoe-chudo-put-k-blagosostoyaniyu-dlya-vseh-prichina-uspeha-germanii-i-neuspeha-rossii — А.В. Одинцов «Людвиг Эркхард и немецкое экономическое чудо».

5 http://www.hrono.ru/196_ge.php — В. Румянцев «Германия в 60-е годы XX века».

дерального канцлера Германии вступил Курт Георг Кизингер, член партии Хри-стиано-Демократический союз и бывший премьер-министр федеральной земли Ба-ден-Вюртенберг. Назначение данной фигуры на пост главы государства было, с одной стороны, компромиссом между правящим блоком ХДС/ХСС и оппозицией в лице СДПГ, но с другой стороны, такой расклад не устраивал даже многих однопартийцев Кизингера, ввиду того, что у него было активное нацистское прошлое: он был членом НСДАП с 1933 года, занимал высокие посты в министерстве пропаганды Третьего Рейха, а потому, имел немало скандалов на своем счету с оппонентами и СМИ в послевоенной Германии. Тем не менее, большинством голосов парламентариев Курт Кизингер вступил в должность канцлера.

Пребывание Кизингера на посту канцлера Германии принято связывать с формированием и работой большой парламентской коалиции в Германии( ХДС/ХСС + СДПГ) и попыткой решить накопившиеся недостатки от экономической политики Эрхарда, которая привела к большому дефициту бюджета(4 миллиарда марок), росту безработицы (в 1967 году насчитывалось 600 000 безработных),а в дальнейшем и популярности радикальных течений, в особенности в молодежной среде, и росту антиправительственных митингов и демонстраций основными требованиями которых были либерализация немецкого общества и борьба за гражданские права [4; 5; 11]. Для решения проблем правительство Кизингера провело экономические реформы с целью повышения налоговой ставки и сокращения расходов на социальные нужды, а также ввело «чрезвычайные законы» и провело реформы по ужесточению уголовного законодательства на волне роста антиправительственного движения, что расширило полномочия органов безопасности в период чрезвычайных ситуаций [6; 7; 9].

Во внешней политике «власть» была отдана Социал-демократам (СДПГ), а министром иностранных дел стал стремительно набирающий популярность Вилли Брандт. Основными своими целями Брандт провоз-

гласил ускорение интеграции с западноевропейскими странами в рамках ЕЭС с одной стороны, и налаживанием отношений с Советским союзом и Восточным блоком с другой. Препятствием к достижению поставленных целей была Пражская весна 1968 года, заставившая СДПГ и всю Германию прекратить политику балансирования между Западом и Востоком и выбрать лишь одну сторону, которая заключалась в осуждении Восточного блока и его вмешательства в дела Чехословакии6.

Из-за накопившихся проблем в период нахождения у власти христианских демократов и неспособности их решить со стороны Кизингера, чей рейтинг и прошлая репутация не вызывали доверия у электората, парламентские выборы 1969 года были полностью проиграны находившимся порядка 20 лет у власти блоком ХДС/ ХСС, которые набрали 44,2% голосов. А их прошлые партнеры по коалиции в лице СДПГ на последующее десятилетие встали у руля западногерманской власти [4; 5].

ГДР

После смерти первого президента ГДР Вильгельма Пика в сентябре 1960 года были частично реформированы высшие органы власти Восточной Германии: был упразднен пост президента, вместо него вводился пост Председателя Государственного совета; вносились изменения в конституцию 1949 года о месте и роли немецкого народа и восточногерманского государства в мировой системе, в частности, за ними закреплялось положение социалистического и рабоче-крестьянского соответственно; закончилось долгое и последовательное преобразование сельского хозяйства и промышленности по социалистической модели и их подчинении центрально-плановому аппарату правительства. Во главе государства встал Вальтер Ульбрихт, раннее занимавшим пост секретаря Социалистической Единой партии Германии (СЕПГ), являясь, по сути, вторым лицом в государстве до смерти Пика.

Будучи убежденным сталинистом, Уль-

6 https://history.wikireading.ru/156961 — Бонвич Бернд « Канцлерство Вилли Брандта».

брихт, придя к власти, начал бороться с любыми проявлениями угрозы собственному режиму и государству. Примером этому может служить как построение Берлинской стены и блокада Западного Берлина, так и интервенция восточногерманских войск в Прагу для подавления антиправительственного и антисоциалистического восстания странами-членами Организации Варшавского договора (ОВД), ввиду того, что Чехословакия была соседним с ГДР государством. Также, в межгерманских отношениях ГДР провозглашает доктрину Ульбрихта, аналогичную доктрине Хольштейна идею, согласно которой, с любым государством, поддерживающим внешнеполитическую линию ФРГ, ГДР должна разорвать любые отношения и связи [4; 5; 8].

Вместе с тем, ГДР начинает активно участвовать в международных процессах и политике. Начинается активное сотрудничество с несоциалистическими и развивающимися странами, устанавливаются дипломатические отношения с рядом стран (Иран, Индия, Куба, Египет) а также признание последними Восточной Германии как полноценного государства.

Во внутриэкономическом плане, Ульбрихт старался копировать советскую модель хозяйствования. Так, в конце 1963 — начале 1964 годов Народной палатой ГДР была принята концепция «Новой экономической системы планирования и руководства», которая предполагала частичное реформирование плановой модели экономики с целью интенсификации производства по аналогии с Косыгинскими реформами. Данная задумка помогла повысить производительность труда на 7% и преодолеть ряд проблем в ГДР, связанных с материальной заинтересованностью рабочих в условиях плановой экономики и определенной самостоятельности ряда предприятий [6; 7; 9].

Развитие ФРГ и ГДР в 70-е годы ФРГ

В конце 1969 года находившаяся у власти более 20 лет блок ХДС/ХСС проигрывает выборы в немецкий парламент, набирая 41,8% процент голосов, а в Бундестаге формируется новая коалиция, кото-

рая будет определять Западногерманскую политику на протяжении 70-х годов.

Это коалиция представляла собой союз следующих партий — СДПГ, СвДП и Зеленые. Но решающую роль в коалиции и в политике Бонна все равно играли социал-демократы. В ноябре 1969 года новым федеральным канцлером Германии становится лидер Социал-Демократической партии Вилли Брандт, бывший министр иностранных дел в правительстве «Большой коалиции» Кизингера.

Данная личность и ее политические идеи были очень популярны в среде немецкого народа, поскольку по многим критериям отвечали вызовам современности, которые долгое время не могли решить Христианские демократы времен Аденауэра, Эрхарда и того же Кизингера. В первые же дни своего «канцлерства» Брандт коор-динально поменял векторы как внутренней, так и внешней политики Западной Германии.

Так, во внешней политике, как уже опытный «международник» Брандт начал воплощать в жизнь уже утвердившуюся при его работе в МИДе ФРГ доктрину «Новой Восточной политики». Данная концепция предполагала собой повышение международного уровня и престижа Бонна за счет налаживания отношений со странами Советского блока, в особенности это касалось СССР и ГДР.

Прежде всего, Брандт провел встречи на высшем уровне и посетил следующие страны: СССР (в 1969 и 1970); Польшу (1970); ГДР (1972-1973); Чехословакию (1973).

Это позволило ему установить дипломатические отношения со многими странами Восточного блока как Китай, Венгрия и Чехословакия; нормализовать отношения с ГДР и Польшей по поводу состояния границ и взаимопризнания как состоявшихся государств; а также стать полноправным членом мирового сообщества вступив наравне с ГДР в ООН и его структуры.

Говоря о внутренней политике, следует отметить, что Брандт еще в предвыборной кампании говорил об «улучшении и очеловечивании» капитализма путем проведения реформ социал-демократического типа.

Став же канцлеров, Брандт начал прет-

ворять обещания в жизнь: была проведена реформа образования в 1970-1971 годах, которая не только стандартизировала методики преподавания и науки, но и сделала непосредственно обучение доступным для всех слоев общества, что выразилось в резком росте количества школьников и студентов; в 1972 году были проведены избирательная реформа с целью привлечения молодежи в качестве электората СДПГ в предстоящих выборах и реформа рабочего законодательства, создавшая благоприятный климат для активной работы профсоюзов по всей стране с целью защиты интересов миллионов трудящихся [4; 5; 8].

Однако, широкие социальные реформы правительства Вилли Брандта требовали значительных средств из федерального бюджета, в то время как сама западногерманская экономика переживала не самые лучшие годы в связи падения темпов роста производства и ВВП, а также ослабления курса немецкой марки и ускоряющейся инфляции. Для решения столь серьезных проблем на пост министра финансов в 1972 году был назначен Гельмут Шмидт, основными методами борьбы которого с общенациональными проблемами экономики были: повышение налогов, прежде всего для состоятельных слоев общества; отказ от привязки немецкой национальной валюты, марки, к доллару и обеспечение ее плавающего курса; процесс накопления денежных средств/издержек Федерального банка ФРГ7.

Не смотря на популярность самого Вилли Брандта и его политики в народных кругах, разразившейся политический скандал, связанный с существованием в ближайшем окружении канцлера восточногерманских шпионов, вынудил его в 1974 году уйти в отставку, покинув все занимаемые раннее посты. Новым канцлером ФРГ был избран Гельмут Шмидт, однопартиец Брандта, но при этом, политик, более ориентированный на сближение с Соединенными Штатами и Западноевропейскими странами, усматривая в них торговую выгоду и экономическую консолидацию, нежели глубокие политические связи. При этом, именно в первые годы

правления Шмидта товарооборот между ФРГ и СССР достиг исторического максимума, а Москва стала для Бонна главным социалистическим торговым партнером. Шмидт также старался активно участвовать и в мировых делах. Так, западногерманский канцлер выступил одним из инициаторов подписания Хельсинских соглашений 1975 года, которые помимо гуманитарной и экономической сфер сотрудничества стран, подтверждали созданный после Второй Мировой войны установившийся миропорядок и нерушимость существующих границ [8; 11].

Однако обязательства перед Трансатлантическим партнерством давали о себе знать: ФРГ продолжала активно участвовать в военных учениях НАТО в 70-х годах, поддержала размещение на своей территории баллистических ракет «Першинг-2» в 1976 году и осудила вторжение СССР в Афганистан в 1979 году, что выразилось в начале санкционной блокады Москвы наряду с другими странами ЕЭС и НАТО.

Во внутренней же политике Шмидт становился все более консервативным политиком, близким по идеям к Христианским демократам времен Аденауэра, а причиной тому послужил разразившейся в капиталистических странах экономический кризис 1974-1975 годов, заставившей правящий социал-либеральный блок начать сворачивать все свои реформы, достигнутые еще при Брандте. Так, началось сокращения социальных программ, касающихся наименее защищенных слоев общества и государственного планирования в крупных отраслях промышленности, послужившее волной сокращений на предприятиях, что вылилось в забастовки рабочих и профсоюзов в 1975-1976 годах. Однако, победа коалиции СДПГ/СвДП на выборах в Бундестаг в 1976 и 1980 годах и сохранение за Шмидтом поста канцлера подтверждали популярность его политики , прежде всего, в крупных промышленных кругах общества, которые и являлись, по сути, рупором немецкой экономики и оказывали значительную поддержку на выборах.

7 http://stydopedia.ru/2x111c.html — «Внутренняя и внешняя политика канцлера Г. Шмидта».

ГДР

70-е годы в Восточной Германии принято связывать с «принудительной» отставкой и постепенным отстранением от власти Вальтера Ульбрихта и т.н. «воцарением» на Восточногерманском Олимпе власти Эриха Хонеккера, человека, занимавшего долгие годы руководящие посты в силовых и разведывательных ведомствах ГДР (Штази), а также более лояльного и «угодного» в отношениях с Москвой политика, нежели непокорный Ульбрихт, в период правления которого нарастали экономические и политические проблемы, решение которых требовало незамедлительных действий.

Основными же внешнеполитическими достижения Эриха Хонеккера в 70-х годах следует считать:

1) заключение «Основополагающего договора» об основах отношений между ФРГ и ГДР в 1972 году, который предполагал собой взаимное признание друг друга обеими германскими государствами в рамках существующих границ, а также выстраивание добрососедских отношений и налаживание связей между ведомствами обеих стран;

2) начало активного участия ГДР в континентальных и мировых процессах и организациях (начало работы, а затем и вступление в ОБСЕ в 1972 и 1973 годах соответственно; вступление в ООН вместе с ФРГ в 1972 году);

3) создание на территории ГДР филиалов международных организаций (МОК ГДР, Красный крест) и проведение на территории ГДР мероприятий глобального масштаба X фестиваль молодежи и студентов в 1973 году).

Примеры вышеперечисленных событий и достижений на международной арене помогали Хонеккеру и ГДР получить международное признание многих стран, раннее не имевших связей с данным государством, а также завоевать авторитет, что помогло Берлину стать полноправным чле-

ном международного сообщества и активно участвовать в мировой политике.

При этом, Восточная Германия в решении международных вопросов и проблем действовала в одной связке с Советским Союзом и всем Восточным блоком, что подтверждалось ее членством в СЭВ и ОВД, а также заключением многосторонних договоров о партнерстве и сотрудничестве произведенных при регулярных встречах с союзниками: в 1974 году в Москве; в 1975 году в Варшаве и в 1977 году в Будапеште8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди внутренних процессов, происходящих в ГДР в 70-е годы, следует выделить тот факт, что администрация Хоннекера и аппарат Социалистической Единой партии Германии старался полностью копировать советскую модель устройства государства. Так, в результате партийных съездов СЕПГ в 1971 и 1976 годах, руководством страны было принято решение о построении в ГДР «развитого» социализма и общества, при проведении государственно-планового хозяйствования в пятилетние периоды. Но, не смотря на полное копирование советской модели экономики, Восточная Германия сумела в короткие сроки нарастить темпы роста промышленности и сельского хозяйства, став самой развитой в социалистическом лагере страной, после СССР, при этом, уровень жизни восточного немца с 70-х годов превосходил уровень жизни советского гражданина в 2,5 раза, что закрепило за Берлином прозвища «витрины социализма» [8; 11]. Данный феномен объяснялся тем, что помимо внутренних ресурсов, благодаря которым и должна была развиваться восточногерманская экономика, Берлин получал также многомиллионные (порой безвозмездные) кредиты как от своих союзников по СЭВ, так и от ФРГ (в обмен на открытый коридор в Западный Берлин).

Развитие ФРГ и ГДР в 80-е годы XX века

Данное десятилетие было последним в истории существования двух Германий, и если на заре 80-х годов казалось, что разрыв между Берлином и Бонном преодолеть

8 http://www.aif.ru/society/history/zhizn_radi_socializma_drugaya_germaniya_eriha honnekera — А. Сидорчик «Другая Германия Эриха Хоннекера».

становится практически невозможно, то уже в конце восьмой декады ХХ века их объединение становится все более очевидным, хоть и продолжать вызывать недоверие и шок у мировой общественности, многим из которых как в социалистическом, так и капиталистическом лагере становится невыгодно, но уже в угоду собственных интересов.

ФРГ

Годы 1980-1982 были последними в сроке Гельмута Шмидта в качестве канцлера и 12-летнего правления социал-демократов в ФРГ, а также их поражения на выборах в 1982 году. Основной причиной снижения популярности СДПГ был очередной кризис капиталистического мира, затронувший и Бонн в 1981-1983 годах. Он показал, что экономическая политика социал-либералов перестала приносить ощутимый положительный эффект и неспособна долго существовать в условиях рынка.

Вдобавок к этому произошел разлад в правящей коалиции СДПГ/СвДП который привел к ее распаду и переходу «свободных демократов» в блок ХДС/ХСС, что позволило последним выиграть выборы в 1982 году и прийти к власти после длительного перерыва а 1 октября того же года новым федеральным канцлером Германии был избран Гельмут Коль. При нем Германия вновь возвращается к идее свободного рынка, заложенного еще при Эрхарде и начинает проводить жесткую монетаристскую политику, что помогает ей справиться с большей частью кризисных явлений того времени [6; 7; 9]. Однако, в 1983 году возникает разлад в парламенте и правящей коалиции по поводу дальнейшего экономического развития, что вынуждает Коля объявить о досрочных парламентских выборах, на которых ХДС получает еще больше голосов, а Коль лишь подтверждает свое право на власть и правильность своих действий9.

Во внешней политике Коль являлся убежденным западником и еврофилом, что подтверждалось в его курсе на ускоренную

интеграцию в рамках ЕЭС и других организаций европейского сообщества, а также регулярные встречи с главами ведущих западноевропейских держав: Тэтчер (Великобритания) в 1983, 1984, 1986 и 1988 годах и Миттераном(Франция) в 1984, 1986, 1987 и 1988 годах. С последним же у Коля сложились теплые отношения, что выразилось в их встрече на полях Вердена в честь примирения немцев и французов и дальнейшем углубленном сотрудничестве стран обоих народов с целью создания единого европейского пространства [8; 11].

В общегерманском вопросе многие историки, социологи и политики считают Коля «собирателем немецких земель» и «отцом единой Германии». Почувствовав ослабление социалистического лагеря и рост пангерманских настроений в ГДР, Гельмут Коль начал проводить широко освещаемую в СМИ акцию в поддержку объединения двух Германий. Так, в сентябре 1989 года он выступил у Берлинской стены с 10 тезисами объединения Германии и создания единой Европы, а уже в мае 1990 года с подписанием договора о едином валютном и экономическом пространстве между ГДР и ФРГ выступил с инициативой обмена курса немецких марок на 1 : 1, что должно было, по задумке Коля, снизить негативные последствия для обоих государств при их общей интеграции. А объединение Германии благоприятно сыграло на политической фигуре Гельмута Коля как в глазах мировой общественности, так и самих немцев, обеспечив его поддержкой в пребывании на посту канцлера на долгие годы вперед [4; 5; 8].

В 80-е годы продолжалось правление Хонеккера, а вслед за ним и стабильные темпы роста восточнонемецкой экономики. Но поскольку ГДР полностью зависел от Советского Союза и СЭВ, в ней как и многих других странах начали намечаться процессы стагнации, а вслед за ним и кризиса. Отставание в хозяйственном плане ГДР от ФРГ становится все больше. Однако же, Хонеккер старается всеми силами не только удержать стабильность в государстве, но и укрепить собственную власть, что характеризовалось контролем всех ор-

9 https://studopedia.ru/1_14643_frg-v--e-gg-hh--nachale-XXI-vv.html — «ФРГ в 80-е годы XX века».

ганов власти в ГДР, благодаря поставленным в их руководство собственных соратников и единомышленников (президентом Народной палаты ГДР был Хорст Зиндер-манн, член Политбюро СЕПГ, а Председателем Совета Министров был назначен Вилли Штоф, бывший министр обороны и национальной безопасности ГДР). Также в 80-е годы на территории ГДР сильно разросся аппарат правоохранительной деятельности, а также органы национальной безопасности (Штази), которые, по сути, осуществляли полицейский контроль за населением и общественными организациями, что ни раз поддавалось критике мировой, в особенности западногерманской, общественности [4; 5; 8].

С началом «Перестройки» в Советском Союзе и крахе социалистических режимов в других странах (Польша в 1989, Венгрия и Чехословакия в 1990), а также распаде таких организаций как СЭВ и ОВД, которые являлись гарантом существования ГДР и ее социалистического правительства, внутри самого Восточногерманского государства начинает разрастаться кризис политической власти, а также идеи объединения двух Германий выходят на первый план. Это вновь приводит к началу бегства восточных немцев на Запад, а также учащению митингов и демонстраций против режима Хонеккера, который в конце 1989 года был вынужден покинуть страну и выехать в Советский союз. К этому времени уже запустился процесс объединения ГДР с ее западным соседом, а уже временным руководителем Восточной Германии вплоть до ее исчезновения в октябре 1990-го года становится Грегор Гизи, а в законодательных органах ГДР приходят к власти либеральные движения и сторонники ХДС.

Таким образом, почти полувековое существование одного немецкого народа в двух разных по своей сущности государствах привело к тому, что многие их проблемы, связанные с экономикой, политикой и отношением к истории не решены и по сей день. Тем не менее, объединение двух столь разных Германий в одну страну, а по сути, поглощение Западной Германией ее Восточного соседа явилось одним из самых значимых событий ХХ века не только в

немецкой, но и мировой истории. С геополитической точки зрения данное событие ознаменовало собой падение «Железного занавеса» и поражение тоталитарной идеологии. Однако, многим западным странам было невыгодно слияние двух Германий, так как в едином формате она могла бы представлять серьезную экономическую и политическую угрозу, прежде всего, как конкурент на мировой арене, а не как враг времен войны.

Но все-таки, данный свершившийся процесс являлся лишь закономерностью в череде событий, которые привели к т.н. «победе свободного мира» в «холодной войне», а объединение немцев произошло бы вне зависимости от победы той или иной идеологии в мировом соперничестве.

Список литературы

1. Пидлуцкий О. Конрад Аденауэр: отец новой Германии // Мировой общественно-политический еженедельник «Зеркало Недели» — http://www.kas.de/upload/ auslandshomepages/adenauer-zn-ru.pdf.

2. Артемов ВА. Конрад Аденауэр и его европейская политика. — http://www.vestnik.vsu.ru/ pdf/hyman/2003/01/artemov.pdf.

3. Статья с сайта Еврокомиссии на тему «Отцы-основатели ЕС» — https://europa.eu/european-union/sites/europaeu/files/docs/body/konrad_ adenauer_en.pdf-.

4. Слоботчиков О.Н. Народонаселение, геополитика и войны: Монография / ИМЦ. — М., 2010. — 112 с.

5. Слоботчиков ОН, Зайцев М.С. Современные мирно-военные процессы в Европе и мире: развитие или радикальный возврат // Россия и мир: развитие цивилизаций. Феномен развития радикальных политических движений в Европе. Материалы VIII международной научно-практической конференции. — М., 2018. — С. 17-23.

6. Жириновский В.В. Политическая классика. Т. 2. Политика и экономика. — М.: АО «Астра-семь», 1996. — 256 с.

7. Городилов АА., Козлов С.Д. Регионоведение. учебное пособие для высших учебных заведений / А. Городилов, С.Д. Козлов. — Калининград, 2006.

8. Слоботчиков О.Н. Политология. Учебное пособие / О.Н. Слоботчиков; Ин-т бизнеса и политики. — М., 2010.

9. Жириновский В.В. Другая экономическая политика // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. — М., 2014. — № 2 (8). — С. 126-131.

10. Жириновский В.В. Деньги и цивилизация / ЛДПР. — М., 1997. — 96 с.

11. Городилов АА., Козлов С.Д. Геополитика. Учеб. пособие для вузов / А. Городилов, С. Козлов. — Калининград, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.