Научная статья на тему 'Концептуальные основы внешней политики ФРГ'

Концептуальные основы внешней политики ФРГ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
7589
1216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ФРГ / ВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИКА / ДОКТРИНА ХАЛЛЬШТЕЙНА / "СТРАТЕГИЯ РАВНОВЕСИЯ" / "ЕВРОПЕЙСКАЯ СТРАТЕГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цвык Анатолий Владимирович

В статье анализируются концептуальные основы внешней политики ФРГ в период с 1950-х гг. по настоящее время. По мнению автора, современная внешнеполитическая стратегия ФРГ явилась закономерным итогом эволюции внешней политики ФРГ со дня ее образования. Автор приходит к выводу, что в геополитическом плане современная Германия взяла курс на реализацию стратегии глобального позиционирования, основанного на политическом и экономическом присутствии в наиболее важных в стратегическом отношении регионах мира и транспортных путях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы внешней политики ФРГ»

УДК 327(430) DOI: 10.12737/16833

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ФРГ

Цвык А. В1

В статье анализируются концептуальные основы внешней политики ФРГ в период с 1950-х гг. по настоящее время. По мнению автора, современная внешнеполитическая стратегия ФРГ явилась закономерным итогом эволюции внешней политики ФРГ со дня ее образования. Автор приходит к выводу, что в геополитическом плане современная Германия взяла курс на реализацию стратегии глобального позиционирования, основанного на политическом и экономическом присутствии в наиболее важных в стратегическом отношении регионах мира и транспортных путях.

Ключевые слова: внешняя политика ФРГ, восточная политика, доктрина Халльштейна, «стратегия равновесия», «Европейская стратегия безопасности»

CONCEPTUAL BASIS OF THE FOREIGN POLICY OF THE FRG

TSVYK A.V. - Postgraduate Student of the Department of Theory and History of International Relations, Faculty of Humanitarian and Social Sciences, Russian Peoples' Friendship University (Russian Federation, Moscow), e -mail: a.tsvyk91@mail.ru

The article analyzes conceptual basis of the foreign policy of the FRG in a period from the1950s to the present. In the author's opinion the modern foreign policy strategy of Germany was the result of the evolution of German foreign policy since its formation. The author concludes that in the geopolitics, Germany realizes the Global Positioning Strategy based on the political and economic presence in the most important geopolitical regions of the world.

Keywords: foreign policy of the FRG, «new eastern policy», Hallstein Doctrine, «balance-strategy», European Security Strategy

Внешняя политика Федеративной Республики Германия представляет собой систему экономических, военных и культурно-идеологических связей с зарубежными государствами, которые осуществляются на двусторонней и многосторонней основе с учетом международной обстановки, роли и места ФРГ в мировом сообществе и факторов внутриполитического развития.

Как справедливо отмечают современные исследователи, для внешней политики современной Германии характерна ситуация, когда, с одной стороны, номинально отсутствуют официальные стратегические документы, определяющие основные направления и методы германской внешней политики, ее перспективные и текущие задачи (как, например, периодически обновляемая «Стратегия национальной безопасности США» или «Концепция внешней политики РФ»), с другой стороны, очевидно, что Германия ведет активную внешнюю политику государства, стремящегося к глобальному позиционированию и претендует на ведущую роль в ЕС, что невозможно без детально проработанной

Цвык Анатолий Владимирович — аспирант кафедры теории и истории международных отношений, факультета гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов (Российская Федерация, г. Москва), e-mail: a.tsvyk91@mail.ru

внешнеполитической стратегии1- Во многом эта ситуация объясняется желанием Германии избежать упреков в реваншизме, возрождении немецких глобальных амбиций, в том числе опирающихся на военно-политическое присутствие, что обусловлено всем ходом истории развития ФРГ. На выработку внешнеполитического курса большое влияние оказывают стратегические программные установки политических партий, стоящих в конкретно-исторический момент у власти2-

Внешняя политика ФРГ, ее концептуальные основы и существенная трансформация с момента образования ФРГ 23 мая 1949 г. и по настоящее время вызывает особенный интерес у множества исследователей и аналитиков. Справедливым нам представляется утверждение, что первые годы после образования ФРГ ее внешнеполитические функции были изъяты и поставлены под контроль США, Францией и Великобританией. Немецкое государство не имело даже самостоятельного министерства, занимающегося внешнеполитическими делами. Лишь 15 марта 1951 года, спустя почти два года после образования ФРГ, был создан немецкий МИД, который перенял на себя функции Службы внешних сношений в ведомстве федерального канцлера.

Первую правительственную коалицию ХДС/ХСС и СвДП, образованную после выборов в бундестаге в 1949 году, возглавил лидер ХДС К. Аденауэр. Говоря о внешней политике ФРГ в период канцлерства К. Аденауэра (1949-1963 гг.), следует отметить, что его западная политика включала в себя два основных концептуальных внешнеполитических аспекта: западноевропейский, ориентированный на скорейшее восстановление политического и экономического веса ФРГ на континенте и интеграцию в западноевропейские структуры, и атлантический, нацеленный на всестороннее и всеобъемлющее развитие союзнических отношений с США. В 1949-1955 гг. во внешнеполитической мысли ФРГ и в практических шагах канцлера на международной арене преобладало западноевропейское направление. В этот период немецкие политики старались добиться суверенитета в определении внешнеполитических направлений своего государства, в то же время рассматривая вопросы о восстановлении экономики ФРГ и создании собственных вооруженных сил как одного из столпов восстановления роли государства на международной арене. В этот период был подписан Петерсбергский договор от 22 ноября 1949 г., дающий ФРГ право устанавливать консульские отношения с другими государствами, вступать в многосторонние международные объединения, организации (прежде всего, в Совет Европы), на участие в «плане Маршалла» и т.д., заключение важнейшего соглашения об образовании Европейского объединения угля и стали от 18 апреля 1951 г. (Парижский договор), который положил начало длительному процессу европейской интеграции. В 1950 году была выдвинута инициатива создания Европейского оборонительного сообщества, которая так и не воплотилась в жизнь вследствие наложения «вето» Францией в 1954 г.

С середины 1950-х гг. на первые роли во внешней политике ФРГ выходит многофункциональная «политика в области безопасности» с ее «атлантической солидарностью», которая подразумевала углубление германо-американских отношений, развитие военно-политического сотрудничества с США и с Организацией Североатлантического договора. 23 октября 1954 г. были подписаны Парижские соглашения, которые открывали ФРГ дорогу в Западноевропейский союз (ЗЕС) и НАТО и отменяли оккупационный режим в государстве. 27 февраля 1955 г. соглашения были ратифицированы Бундестагом, несмотря на то, что СДПГ голосовала против них и 5 мая вступили в силу, провозгласив суверенитет ФРГ. В области политики безопасности ФРГ стала полностью зависимой от внешнеполитического курса США, а после вступления в НАТО - от стратегических направлений Североатлантического блока.

Говоря о восточноевропейской политике ФРГ, нужно отметить, что в 1950-е гг. отношения ФРГ со странами Восточной Европы и СССР оставались натянутыми. Одной из задач правительства ФРГ в то

1 Никитин А.К. Современная внешнеполитическая стратегия ФРГ. - М., 2008. С. 7.

2 Павлов Н.В. История внешней политики Германии. От Бисмарка до Меркель. - М., 2012. С. 13-14.

время было недопущение роста влияния ГДР на мировой арене, доктринальным подтверждением чему стала «Доктрина Хальштейна». Согласно положениям, озвученным статс-секретарем МИД ФРГ Вальтером Хальштейном, ФРГ оставляла за собой право разрывать дипломатические отношения с государствами, признававшими ГДР в качестве полноправного субъекта международных политических и правовых отношений и должна была гарантировать ФРГ право на единоличное представительство всего немецкого народа на мировой арене.

В конце 1950-х гг. в западногерманской внешнеполитической мысли с новой силой выдвигалась идея о необходимости западноевропейской ориентации ФРГ и развития всестороннего сотрудничества с Францией на наднациональном уровне, которая только окрепла после подписания 25 марта 1957 года Римских соглашений, согласно которым были основаны Европейское экономическое сообщество ЕЭС («общий рынок») и Европейское сообщество по атомной энергии Евратом. Ключевым событием в франко-западногерманских отношениях стало подписание 22 января 1963 года К. Аденауэром и Ш. Де Голлем в Париже Договора о дружбе и сотрудничестве между ФРГ и Францией (Елисейский договор), согласно которому предусматривалось проведение регулярных встреч и консультаций на уровне глав двух государств, кабинетов министров, совместная координация стратегических шагов на мировой арене и др. В стратегическом треугольнике США - ФРГ - Франция, где Западная Германия играла роль балансира, а франко-американская сторона была самой уязвимой, обозначился перевес оси ФРГ -Франция. Подписание договора вызвало бурный резонанс у политической элиты ФРГ. Спор между «атлантистами» и т.н. «голлистами» (сторонниками сближения с Францией) вспыхнул с новой силой.

5 февраля при обсуждении ратификации договора было принято решение о внесении изменений в его текст. Была добавлена преамбула, в которой все франко-западногерманское сотрудничество увязывалось с системой партнерства в НАТО и в формировании системы совместной обороны в рамках Организации Североатлантического договора. Во внешней политике ФРГ наметился очередной перевес в сторону ее «атлантического» вектора. По инициативе американцев 19 августа 1963 года ФРГ присоединилась к договору о запрещении ядерных испытаний.

После отставки Аденауэра в должность канцлера ФРГ вступил бывший министр экономики Л. Эрхард, известный прежде всего как отец «экономического чуда» и инициатор ряда экономических реформ, давших отличные для западногерманского государства результаты. Следует отметить, что при новом канцлере курс ФРГ на сближение с США не изменился. Стала появляться определенная гибкость и в отношении ФРГ с СССР, государствами Восточной Европы и странами «третьего мира». В период канцлерства Л. Эрхарда министром иностранных дел был назначен член ХДС Г. Шредер. Именно внешнеполитические ходы правительства Эрхард - Шредер, его стремление найти общие точки пересечения интересов с Советским союзом по вопросам мировой политики и безопасности, при этом сохраняя союзнические отношения с США, стало первой реальной попыткой западногерманского государства реализовать восточноевропейский вектор своей внешней политики.

Отличительным событием в эти годы стала дипломатическая инициатива федерального правительства ФРГ, которое направило 25 марта 1966 г. особую ноту восточноевропейским и арабским государствам, установившим дипломатические отношения с ГДР и не имеющим вследствие действия доктрины Халльштейна контактов с ФРГ на постоянной основе. В дипломатическом документе, получившим название «мирная нота Эрхарда», содержалось предложение СССР и странам Восточной Европы обменяться мнениями и установить диалог по вопросам разоружения и обеспечения мира и безопасности. Однако действительно положительного эффекта «мирная нота Эрхарда» не произвела ввиду отсутствия ГДР в числе государств, которым была адресована данная инициатива.

К концу канцлерства Л. Эрхарда в 1966 году Западная Германия столкнулась с кризисом в экономическом развитии государства. Коалиция ХДС/ХСС - СвДП, не сумевшая добиться поставленных перед ней целей, уступила место правительству «большой коалиции» ХДС/ХСС - СДПГ, которое

возглавил К.-Г. Кизингер, премьер-министр федеральной земли Баден-Вюртемберг. Пост министра иностранных дел ФРГ получает Вилли Брандт, председатель СДПГ и сторонник развития отношений с СССР и странами Восточной Европы. На первые роли во внешней политике Западной Германии постепенно начинает выходить ее восточный вектор. Осознавая необходимость установления и развития отношений со странами Восточной Европы, ее внешнеэкономическую и внешнеполитическую привлекательность, К.-Г. Кизингер использовал «концепцию моста», согласно которой ФРГ является связующим элементов в отношениях между западом и востоком Европы. Для оправдания дальнейших внешнеполитических шагов правительства «большой коалиции» была разработана теория «природного изъяна». Ее суть сводилась к тому, что коммунистические страны Восточной Европы страдали «природным изъяном» - они имели обязательства поддерживать дипломатические отношения с ГДР в силу давления на них Советского союза. Однако эти обязательства ни в какой мере не должны отражаться на их отношениях и Западной Германией, которая явно заинтересована в развитии двусторонних отношений с восточноевропейскими государствами и которой не следует обращать внимания на «природный изъян стран востока Европы.

Своеобразная модификация и гибкость в использовании «доктрины Халльштейна» проявилась в январе 1967 года, когда были установлены дипломатические отношения с Румынией и в январе 1968 года, когда были восстановлены связи с Югославией. Изменилось и отношение западногерманского правительства к ГДР. 12 апреля 1967 года К.-Г. Кизингер представил правительству программу из 16 пунктов, состоящую из предложений по облегчению жизни людей в обеих частях Германии, развитию экономического сотрудничества, а также углублению диалога в области культуры и научно-технической сферы, признав де-факто ГДР. В западном направлении внешней политики ХДС/ХСС и СДПГ условились проводить политику более независимого характера как в отношениях с США, так и с Францией, сосредоточив свои усилия на восточном векторе.

ФРГ осознали важность отношений и со странами «третьего мира», которые объединились в «Движение неприсоединения» и «Группу 77», выступая за формирование нового мирового политического и экономического миропорядка. При новом канцлере В. Брандте, который был избран на этот пост после выборов в Бундестаг 5-го созыва 28 сентября, восточный вектор стал приоритетным направлением внешней политики западногерманской республики. В «новой восточной политике» руководство ФРГ ставило перед собой основные задачи: - развитие двусторонних экономических и политических отношений с Советским союзом; - постепенный отказ от «доктрины Халльштейна» в пользу нормализации отношений с государствами Восточной Европы; - установление отношений с рядом государств Ближнего Востока и АТР (восстановление дипломатических отношений с Египтом, Алжиром, переговоры и установление дипломатических отношений с КНР); - пересмотр отношений между ФРГ и ГДР (улучшение ситуации вокруг Западного Берлина, участие обоих государств в СБСЕ, вступление в ООН). Фундамент новой восточной политики ФРГ был заложен 12 августа 1970 года, когда правительства ФРГ и СССР заключили Московский договор, в котором были изложены основные принципы двусторонних отношений между государствами. Продолжением «восточных договоров» ФРГ стал Варшавский договор между ФРГ и Польшей 7 декабря 1970 года, Пражский договор с Чехословакией, подписанный 11 декабря 1973 года, и, наконец, пакет документов с ГДР (Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину от 3 сентября 1971 года и Договор об основах отношений между ГДР и ФРГ от 21 декабря 1972 года).

Параллельно с восточным направлением кабинет Брандта-Шееля развивал и западный вектор внешней политики. Западногерманский канцлер выступал за расширение ЕЭС, вступление Великобритании в экономическую структуру, проявлял инициативу в вопросах формирования института Европейского политического сотрудничества, который мог позволить государствам-членам ЕЭС выступать с совместными заявлениями по актуальным вопросам мировой политики и международных отношений.

В концептуальной внешнеполитической мысли Германии, ввиду бурного роста числа независимых государств «третьего мира», стало преобладать мнение об исключительной роли Западной Германии в развитии отношений «Север-Юг». По мнению немцев, ФРГ должна была закрепить успехи в экономических отношениях со странами Азии и Латинской Америки и политизировать западногерманскую политику «помощь в развитии». ФРГ стала второй после американцев по показателям объема торговли и первой по оказанию госпомощи наиболее бедным развивающимся странам. Возможности проводить более активную внешнюю политику со странами «третьего мира» способствовало вступление ФРГ в ООН в 1973 году и ее присоединение к многосторонним специализированным учреждениям данной универсальной организации.

Внешняя политика ФРГ несколько изменилась после назначения в мае 1974 года на должность бундесканцлера западногерманского государства Г. Шмидта, председателя СДПГ, имевшего репутацию «атлантиста» и сторонника сближения с США и развития сотрудничества с НАТО. При Г. Шмидте восточный вектор внешней политики государства уступил первые роли политике баланса сил, которая являлась наиболее значимым приоритетом Бонна на международной арене. Г. Шмидт был сторонником идеи баланса сил в системе международных отношений, выступая за укрепление роли ФРГ в НАТО в качестве военно-политического измерения внешней политики ФРГ конца 1970-х - начала 1980-х годов. «Стратегия равновесия», как называл ее западногерманский канцлер, во многом зависела от обороноспособности Северо-Атлантического союза, который является гарантом сохранения статус-кво в мире и в Европе. В «европейской политике» правительство ФРГ выступало за увеличение статуса Европейского сообщества и углубление межправительственной кооперации в стратегическом треугольнике ФРГ-Франция-Великобритания. Оси Бонн-Париж Г. Шмидт отдавал предпочтение в контексте развития внутриевропейских интеграционных процессов.

Г. Шмидт подготовил почву для смены ФРГ международного амплуа, Г. Коль, пришедший к власти в октябре 1982 г., осуществил эту смену. При нем ФРГ стала играть все возрастающую роль не только в отношениях между Западом и Востоком, но и в диалоге по вопросам безопасности и разоружения. При этом краеугольным камнем внешней политики ФРГ в 1980-е гг. оставалась «атлантическая солидарность». Если в период правления СДПГ в начале 1980-х гг. характерно было большее развитие европейского начала, то с приходом к власти ХДС\ХСС усилился атлантический акцент, который стал проявляться практически во всех составляющих внешнеполитического курса страны.

События в ГДР лета - осени 1989 г. объективно и вместе с тем внезапно поставили в повестку дня международной жизни тему необходимости решения германского вопроса, следствием чего стало объединение 3 октября 1990 г. двух германских государств и проведение 2 декабря того же года первых общегерманских парламентских выборов, на которых победу одержал блок ХДС\ХСС. Анализируя развитие внешней политики объединенной Германии в 1990-е гг., А.А. Ахтамзян характеризует страну как «мировую державу», которая «играет ведущую роль в процессе экономической и политической интеграции Европы»1. При этом автор обозначает целый комплекс направлений внешней политики, приоритетных для ФРГ, помимо европейского, справедливо отмечая неоднозначность и противоречивость немецких подходов к современным глобальным и региональным проблемам.

Как отмечает Н.В. Павлов, Германия стала первым государством среди членов ЕС, которое пересмотрело свою политику в Азии в контексте переоценки и переосмысления последствий объединения страны и новых политически реалий2. Результатом этого стала разработка новой «азиатской стратегии» ФРГ, опубликованной в октябре 1993 г. В документе подчеркивается, что Азия становится одним из основных объектов германской внешней политики, поскольку активная политика в

1 Ахтамзян А.А. Объединение Германии. Обстоятельства и последствия. - М., 2008.

2 Павлов Н.В. Указ. соч. - С. 632-633.

Азии и Тихоокеанском регионе служит актуальным политическим и экономическим интересам Германии1. Смена правительства в Германии осенью 1998 г. и приход к власти Г. Шредера, возглавившего коалиционное правительство социал-демократов и «зеленых» («красно-зеленая коалиция») не привели к кардинальной смене внешнеполитических приоритетов Германии, напротив, они сохранили преемственность с прежним курсом.

Стратегия ФРГ на международной арене в условиях постбиполярного мира стала более рельефно проявляться только в начале XXI в. Это связано в том числе с развитием глобализации и постепенным укреплением режима многополярности в мировой политике. Идеологическим фундаментом внешней политики современной Германии являются общеевропейские стратегические документы, прежде всего, Европейская стратегия в области безопасности (2003) и региональные стратегии ЕС, в разработке которых одну из ключевых ролей играет ФРГ. Кроме того, на национальном уровне принят ряд документов, выполняющих аналогичную функцию внешнеполитической доктрины, которые фигурируют под достаточно нейтральными названиями «Общая концепция Федерального правительства «Гуманитарное предотвращение кризисов, разрешение конфликтов и мирная консолидация» (2000) и «План действий «Гуманитарное предотвращение кризисов, разрешение конфликтов и мирная консолидация» (2004).

«Общая концепция Федерального правительства «Гуманитарное предотвращение кризисов, разрешение конфликтов и мирная консолидация» была принята правительством ФРГ еще в 2000 г., т.е. до появления новой Европейской стратегии в области безопасности, принятой в 2003 г. Сопоставление этих документов, тем не менее, свидетельствует о том, что впоследствии основные идеи лаконичной, но емкой «общей концепции» нашли отражение в общеевропейской стратегии. Созвучность обоих документов подтверждает значительность немецкого влияния на формирование идеологии общей внешней политики ЕС. Кроме того, положения «общей концепции» получили в дальнейшем существенную детализацию в немецких национальных внешнеполитических документах - в Плане действий «Гуманитарное предотвращение кризисов, разрешение конфликтов и мирная консолидация» (2004) и в Коалиционном соглашении между ХДС, ХСС и СДПГ (2005).

В центре «общей концепции» правительства ФРГ лежит идея предотвращения и разрешения кризисов и конфликтов в мировом масштабе, во всех регионах мира, нацеленная на то, чтобы сделать современный мир более предсказуемым и стабильным. Однако ряд авторов справедливо полагают, что подобный лейтмотив создает благовидный предлог, в том числе для развития глобальной политической экспансии2. Подтверждением справедливости этого мнения, на наш взгляд, может служить тот факт, что основным критерием оценки политики других государств в германском документе назван уровень соблюдения прав человека и демократии.

«Общая концепция» является одним из первых документов, в котором используется «расширенное понятие безопасности» в качестве основы внешней политики Германии и ЕС, которое подразумевает формирование «общей политической стратегии, объединяющей, прежде всего, инструменты внешней политики, политики безопасности, политики развития и финансовой, экономической, экологической, культурной и правовой политики». Особо в документе в качестве внешнеполитического приоритета Германии выделена тема «разоружения, контроля над вооружениями и экспортом вооружений», в особенности, «распространения малых видов вооружений в многочисленных кризисных регионах»3 .

Первостепенное значения для формирования внешней политики современной ФРГ являются ключевые положения «Европейской стратегии безопасности «Безопасная Европа в более совершенном

1 Europa - Archiv. - 1994. - №6. S. 187-200.

2 Никитин А.К. Указ. соч. - С.56 - 57.

3 Gesamtkonzept der Bundesregierung Zivile Krisenprävention, Konfliktlösungund Friedenskonsolidierung. - Ein sicheres Europa in einer besseren Welt. Europäische Sicherheitsstrategie Bruessel, den 12. Dezember 2003. S.1.

мире», принятая ЕС в декабре 2003 г. Целый раздел документа озаглавлен «Миропорядок на основе действенного мультилатерализма» («Eine Weltordnung auf der Grundlage eines wirksamen Multilateralismus1. Выражение «действенный» или «эффективный» мультилатерализм («wirksamen Multilateralismus») является в терминологии современных немецких и в целом европейских политиков синонимом понятия «реальная многополярность». Под этим подразумевается именно стремление к многополярности и неприятие однополюсного американского видения будущего мировой политики. Подобный вывод подтверждает и содержательный анализ данного документа, в котором в качестве важнейших центров, оказывающих влияние на глобальные экономические и политические процессы, названы наряду с США и самим ЕС - Япония, Китай, Канада, Индия, Россия, страны МЕРКОСУР. Наряду с акцентом на особых отношениях с США, декларацией приверженности трансатлантизму, в документе подчеркивается необходимость «стратегического партнерства» ЕС с Японией, Китаем, Канадой, Индией, Россией.

Утвержденный правительством ФРГ в 2004 г. «План действий «Гуманитарное предотвращение кризисов, разрешение конфликтов и мирная консолидация» включает в себя 163 конкретных положения, которые конкретизируют идеи «Общей стратегии» и «Европейской стратегии в области безопасности» и отражают основные внешнеполитические подходы современной Германии2.

В ноябре 2005 г. правительство ФРГ возглавила А. Меркель, сформировав правительство «большой коалиции» (ХДС/ХСС - СДПГ). В свете бурного экономического развития государств АТР, сотрудничество с государствами этого региона стало необходимым для реализации не только геополитических, но и экономических целей ФРГ. Страны Восточной и Юго-Восточной Азии стали для Германии, которая после мирового экономического кризиса чаще стала смотреть на Восток, важнейшими торговыми партнерами ввиду их привлекательности в качестве рынков сбыта технологий, приемлемых условий для развития совместных предприятий, богатых человеческих ресурсов, что является необходимым для стабильного экономического развития государства. Большое внимание этому вопросу уделяется в концепции Правительства ФРГ 2012 г. «Способствовать глобализации, развивать партнерство, разделять ответственность». В документе говорится о том, что в условиях глобализации в мире появляются новые «центры силы» в лице развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, торгово-экономическое и гуманитарное сотрудничество с которыми является одним из приоритетных направлений немецкой внешней политики3.

Подведем итог вышесказанному. На сегодняшний день в Германии сформирована четкая система глобального позиционирования, международная повестка для страны на ближайшую перспективу с учетом всего предшествующего опыта, сложились механизмы обеспечения германских интересов на международной арене, активно формируются алгоритмы реагирования на новые вызовы и угрозы начала XXI в.

Анализ основных документов, которые выполняют роль идеологической основы и национальной внешнеполитической доктрины ФРГ позволяет сделать следующий вывод об основных германских стратегических установках в отношении международной проблематики: лейтмотивом указанных документов служит представление о том, что германское присутствие необходимо в любой точке мира -стране, регионе. Международная политическая стратегия ФРГ формируется параллельно со стратегией

1 Ein sicheres Europa in einer besseren Welt - Europäische Sicherheitsstrategie Режим доступа: http://www.friedenskooperative.de/ff/ff04/2-63.htm. - 11.01.2015

2 Der Aktionsplan „Zivile Krisenprävention, Konfliktlösung und Friedenskonsolidierung Режим доступа: http://dip21.bundestag.de/dip21/btd/18/039/1803926.pdf. - 18.08.2014

3 Schwerpunkte deutscher Außenpolitik // Сайт МИД ФРГ. - Режим доступа: http://www.auswaertiges-amt.de/DE/Aussenpolitik/Schwerpunkte/Schwerpunkte_Aussenpolitik_node.html. - 21.10.2014_

глобальной экономической экспансии, концентрированным выражением которой стал План действий правительства ФРГ «Внешнеэкономическое наступление «Глобальная активность» (2003), реализация которого идет повышенными темпами. Краеугольным камнем идеологии этого плана является тезис о необходимости особой поддержки германского экспорта в условиях растущей конкуренции в мировой экономике, расширения ЕС на Восток, развитии азиатского вектора германской внешней политики вследствие появления новых динамичных рынков. Рост интереса к странам АТР был отмечен и в февральской Концепции Правительства ФРГ 2012 г. «Способствовать глобализации, развивать партнерство, разделять ответственность». В геополитическом плане современная Германия взяла курс на реализацию стратегии глобального позиционирования, основанного на политическом и экономическом присутствии в наиболее важных в стратегическом отношении регионах мира и транспортных путях.

Библиография / References:

1. Ахтамзян А.А. Объединение Германии. Обстоятельства и последствия. - М., 2008.

2. Никитин А.К. Современная внешнеполитическая стратегия ФРГ. - М., 2008. - С. 7, 56 - 57.

3. Павлов Н.В. История внешней политики Германии. От Бисмарка до Меркель. - М., 2012. - С.13 -14, 632 - 633.

4. Europa - Archiv. - 1994. - №6. - P. 187- 200.

5. Gesamtkonzept der Bundesregierung Zivile Krisenprävention, Konfliktlösungund Friedenskonsolidierung. -Ein sicheres Europa in einer besseren Welt. Europäische Sicherheitsstrategie Bruessel, den 12. Dezember 2003. -Р.1.

6. Ein sicheres Europa in einer besseren Welt - Europäische Sicherheitsstrategie Режим доступа: http://www.friedenskooperative.de/ff/ff04/2-63.htm. - 11.01.2015

7. Der Aktionsplan„Zivile Krisenprävention, Konfliktlösung und Friedenskonsolidierung Режим доступа: http://dip21 .bundestag.de/dip21/btd/18/039/1803926.pdf. - 18.08.2014

8. Schwerpunkte deutscher Außenpolitik // Сайт МИД ФРГ. - Режим доступа: http://www.auswaertiges-amt.de/DE/Aussenpolitik/Schwerpunkte/Schwerpunkte_Aussenpolitik_node.html. - 21.10.2014

1. Akhtamzian, A.A. (2008) Ob"edinenie Germanii. Obstoiatel'stva i posledstviia [The unification of Germany . The circumstances and consequences]. - M. (In Russ.)

2. Nikitin, A.K. (2008) Sovremennaia vneshnepoliticheskaia strategiia FRG [Modern German foreign policy strategy]. - M. - P. 7, 56 - 57. (In Russ.)

3. Pavlov, N.V. (2012) Istoriia vneshnei politiki Germanii. Ot Bismarka do Merkel' [The history of German foreign policy. From Bismarck to Merkel]. - M. - P. 13 - 14, 632 - 633. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.