I
SCIENCE TIME
I
ОБЪЕДИНЕНИЕ ДВУХ КУЛЬТУР В УЗБЕКСКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКЕ НА ПРИМЕРЕ ФАНТАЗИИ «БАТТЕРФЛЯЙ» М. БАФОЕВА
Осетрова Влада Анатольевна, Детская школа музыки и искусств №15,
г. Чирчик, Узбекистан
E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье рассматривается сочинение, которое объединяет в себе культуру Востока и Запада, в нем сталкиваются две эпохи, приводится подробный анализ произведения, выявляется его уникальность, неповторимость и влияние на развитие фортепианной музыки Узбекистана.
Ключевые слова: М. Бафоев, фантазия, парафраз, опера, Дж. Пуччини, сонатное аллегро, монотематизм, импровизация, лейттема, пентатоника.
Бафоев создал свое произведение в жанре фантазии1 по опере Дж. Пуччини «мадам Баттерфляй». Этот жанр позволил ему объединить в одном произведении две культуры: культуру запада, так как опера, хоть и на восточный сюжет, но написана итальянским композитором и культуру, представленную не только сюжетом оперы, но и музыкальным языком, которым воспользовался Бафоев и две эпохи: начало XX в и XXI в.
Несмотря на то, что сам Бафоев называет свое произведение фантазией, по жанру оно больше подходит к парафразу2 (парафраз и фантазия очень близкие между собой понятия и их легко спутать). У Бафоева одна из тем этого произведения в репризе настолько видоизменяется, что меняется не только фактура, но и стиль.
Краткое содержание «Мадам Баттерфляй»
Опера необыкновенно трогательна и печальна, показывает наивную и преданную историю любви. В ней раскрывается трагическая судьба совсем еще юной и наивной японской гейши Чио-Чио-сан, по прозвищу Баттерфляй.
Молодой и обаятельный офицер женится на очаровательной пятнадцатилетней девушке, которая безумно влюблена в него, но помыслы его оказываются далеко не чистыми. Лейтенант заведомо пошел на этот союз, зная,
1 SCIENCE TIME 1
что в родной стране он будет признан недействительным, и о чувствах своей жены он, конечно, совершенно не заботился. А между тем, Чио-Чио-сан многим пожертвовала, согласившись на этот брак, она даже приняла решение отказаться от своей религии и принять веру мужа.
Примерно спустя год после женитьбы морской офицер возвращается в Америку, оставив жену и недавно родившегося сынишку одних. Там он забывает о своей покинутой возлюбленной и снова женится. А что же Чио-Чио-сан? Она преданно ждет его, отвергая ухаживания достаточно высокопоставленного человека. Через три года лейтенант вновь пребывает в Японию уже с новой женой, чтобы просить забрать своего сына, о чем, конечно же, узнает Баттерфляй. Ей не остается ничего другого, как пойти на отчаянный поступок и совершить самоубийство [3].
Рис. 1
Произведение Бафоева написано в сонатной форме с прологом и эпилогом,
3
присутствует монотематизм , оно атонально, полиритмично и полиметрично. Фантазия начинается с небольшого вступления, которое построено на пентатоническом ходу в левой руке половинными нотами, настраивающего слушателя на то, что дальше будет звучать музыка Востока. Вступление является зерном всей фантазии: именно тремоллообразные пассажи октавами пройдут через все произведение насквозь и на них закончится данная фантазия:
I
SCIENCE TIME
I
TtfndcmD J*= Ш
Баттерфлай
(Фантазия)
М.Бафоее
Plslo
Рис. 2
* За вступлением следует главная партия, состоящая из двух тем и
написанная в двойной двухчастной форме. Первая тема легкая, невесомая, тема юности. Легкость и непринужденность придают форшлаги, брошенные на стаккато в верхнем регистре и восходящие пассажи шестнадцатыми, которые так же, как и тема вступления, построены на пентатонике:
Рим. 3
7
«
I
SCIENCE TIME
I
Вторая тема - это тема из знаменитой арии Чио-чио-сан «Un bel di vedremo». Но здесь, в отличие от оригинала, звучащего протяжно и распевно, она звучит в другом характере, более маршеобразно, немного даже суетливо. Характер в данном случае придает аккомпанемент в верхнем голосе:
Рис. 4
Эти две темы в главной партии повторяются дважды. Во второй раз при повторе темы видоизменяются, приобретают напористость и решительность. Первая тема приобретает даже некий драматизм. Легкость пассажей сменяется колокольным звучанием, появляются аккорды на арпеджиато, эхом растекающимися по всех регистрам. В сопровождении добавляются двойные терции, придающие диссонансное звучание данной теме. Пентатоника сохраняется:
I
SCIENCE TIME
I
Вторая тема при повторе звучит смело, с вызовом, на форте; тема проходит в нижнем регистре в октаву на фоне тремоло верхнего регистра. Именно в этом эпизоде эта тема как никогда схожа с оригиналом. Композитор с помощью разброса по диапазонам и тремоло в сопровождении создает имитацию полноценного оркестра, а скачки аккордами в левой руке придают теме колокольность звучания:
Рис. 6
Далее, после короткой связки, следует побочная партия, написанная в форме вариаций. Эта тема уже встречалась и не раз в поэмах Бафоева. Проходила эта тема в поэмах, характеризующих таких великих людей в Восточном мире, как: пророк Мухаммед, полководец Амир Тимур. На протяжении вариаций меняется метроритм и динамика растет от пиано до форте:
□
Allure j=iS0
А — — — чР>< — — — f- * * * *
у -Л luiimj в йЛ Л J1
н™
¡ft * 7 г > г *— чР- Ф- ——Y~ р и? EjJ> Cifis r-_ r-_ s-_ =-_ g-f ^ ; * f » f *
щ ~ -J—-i—I-*- _ г-_
................... Irtr * * J * л> г ¡rw - " tl
Рис. 7
9
I
SCIENCE TIME
I
Разработка начинается так же с основной темы оперы, причиной которой стало написание этой фантазии. Она практически неузнаваема из-за того, что композитор ее видоизменил. Тема прерывается тремоло, аккомпанемент утяжеляется аккордами и диссонансами в басу. Тема становится похожа на «дикую пляску», далее главную партию прерывает побочная, которая идет секвенциями. Побочная партия в разработке изложена кластерами, насыщена синкопами, диссонансами и рваной мелодией, что так же придает «зловещий характер»:
Рис. 8
Заканчивается разработка на фортиссимо кластером в обеих руках, который повисает на фермато до полного растворения:
Рис. 9
Реприза начинается с измененной темы вступления. на пианиссимо, за которым следует видоизмененная после бурной разработки главная партия. Тема излагается в нижнем регистре двойными квартами под сопровождение среднего голоса на арпеджиато и верхнего тремоло двойными квартами, что придает произведению восточный, национальный колорит:
«
I
SCIENCE TIME
I
Рис. 10
После связки, которая ритмически аккордами в верхнем голосе подготавливает к значительным изменениям, следует измененная до неузнаваемости побочная партия. В репризе она интонационно напоминает джазовую импровизацию 4:
Рис. 11
Небольшая кода на материале вступления завершает фантазию. Здесь композитор объединяет пентатонические ходы из вступления, с первым интервальным ходом второй темы главной партии. Вся мелодия устремляется вверх и в итоге зависает и затухает в пятой октаве (см. рис. 12).
Тему для своей фантазии-парафраза композитор взял известную арию из оперы «Мадам Баттерфляй» - «Un bel di vedremo». Именно эта ария является самой узнаваемой в этой опере. По причине узнаваемости композитор сделал ее лейттемой своего произведения. Интересен тот момент, что композитор выбрал пентатонические ходы для характеристики Японии (ведь все действия оперы происходят именно в Японии). Главную тему композитор представил двумя темами: своей, и вариантом «Un bel di vedremo». Каждая из тем является своего рода вариацией темы вступления. Последующие темы как бы «произрастают» друг из друга: вступление дает слушателям пентатонику и тремоло нотами «до», первая тема главной партии продолжает тремоло, а пентатоника превращается в восходящие пассажи, во второй теме главной партии сохраняется тремоло октавами на ноте «до», но добавляется тема из арии, побочная партия сохраняет моменты тремоло, но вместо пассажей пентатоники, пассажи гаммообразные и т.д.
11
I
SCIENCE TIME
I
Рис. 12
Практически в каждом своем произведении Бафоев объединяет разные эпохи, так же культуру Востока и Запада. Эта пьеса не стала исключением. Сама опера в себе объединяет две культуры, так как написана западным композитором на восточный сюжет. Бафоев противопоставил музыку дальнего Востока, который представляет Японию с собственными мотивами, которые представляет композитор из Узбекистана, кем и является Бафоев. Сама опера написана в начале XX столетия, а, начиная с разработки, композитор начинает излагать произведение с помощью примеров современной композиторской техники, представленных, в первую очередь, кластерами. Апофеозом примера современной музыки является побочная партия в репризе, которая написана в стиле джазовой импровизации. Пунктирный ломаный ритм, диссонансы, импровизационность — все это является подтверждением того, что произведение написано в XXI веке. Это произведение является очередным ярким примером того, что узбекская фортепианная музыка в XXI веке перешла на новую ступень своего развития.
1 SCIENCE TIME 1
От автора:
1 Сам жанр фантазии появился в XVI веке, а ближе к ХУ11 веку появился и в инструментальной музыке. Фантазии в эпоху Венского классицизма представляют такие композиторы, как В.А. Моцарт и Л. Бетховен. Произведения для фортепиано в жанре фантазии появились только в эпоху романтизма. К XX в. фантазия все реже встречается в музыке, а в музыке авангардистов ХХ-ХХ1 веков [1].
Парафраз от греч. рагарга818 - пересказ-обозначение инструментальной виртуозной фантазии, распространенное в XIX в на темы популярных оперных арий и песен. В парафразе эти темы нередко подвергаются значительному преобразованию [2].
3 Монотематизм - принцип построения музыкального произведения, связанный с объединением одной темой сонатно-симфонического цикла или произошедших от него одночастных форм. Высшего развития монотематизм достиг в эпоху музыкального романтизма, в программных музыкальных произведениях Г. Берлиоза и Ф. Листа [4].
4 Джаз - уникальное явление в мировой музыкальной культуре. Эта многогранная форма искусства зародилась на сломе веков (XIX и ХХ) в США. Музыка в стиле джаз стала детищем культур Европы и Африки, своеобразным сплавом тенденций и форм из двух регионов мира. Впоследствии джаз вышел за пределы США и стал популярен практически повсеместно. Свою основу эта музыка берет в африканских народных песнях, ритмах и стилях. В истории развития данного направления джаза известно множество форм и видов, которые появлялись по мере освоения новых моделей ритмов и гармоник [5].
Литература:
1. Пронина А.Ф. Формирование жанра фантазии в западноевропейской музыке XVI-XVП веков // Наука. Искусство. Культура. - 2017. - Вып. 4 (16) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/ fbrmirovanie-zhanra-fantazii-v-zapadnoevropeyskoy-muzyke-xvi-xvii-vekov/viewer
2. Парафраза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^:// www.belcanto.ru/parafrasa.html
3. Д. Пуччини. Опера «Мадам Баттерфляй» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://sbundtimes.ru/bpera/spektakli/bpera-madam-batterflyaj
4. Монотематизм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// dic.academic.rU/dic.nsf/bse/110440Монотематизм
5. Джаз [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://guitarprbfi.ru/stili-muzuki-i-gruppi/stili-muzuki/jazz.html
13